Женщины - капитаны морских судов (Фотофакт). Капитан дальнего плавания анна ивановна щетинина Служба в армии


105 лет минуло со дня рождения Анны Ивановны Щетининой, первой в мире женщины-капитана дальнего плавания, Героя Социалистического труда, выпускницы Владивостокского морского техникума, доцента, а затем - начальника кафедры «Управление судном» ДВВИМУ им. адм. Г.И. Невельского.

Анна Ивановна Щетинина родилась 26 февраля 1908 года на станции Океанской под Владивостоком. В начальную школу на станции Лянчихе (район Садгорода) Анна пошла в одиннадцать лет. Гражданская война была в разгаре, школы то и дело закрывали. Жили Щетинины в те годы на Седанке, денег на проезд не было, и девочке приходилось добираться пешком. А это семь километров туда и семь - обратно. Зимой - на коньках по реке до бухты, а затем - по льду Амурского залива. После вступления Красной Армии во Владивосток школы были реорганизованы, и с 1922 года Анна Щетинина поступила в единую трудовую школу на станции Седанка. Она активно наверстывала упущенное. Восьмилетнюю школу окончила за шесть лет и подала документы во Владивостокский морской техникум.

Десятилетия спустя она расскажет в книге «На разных морских дорогах»: «Я написала письмо начальнику техникума. Это была и скромная просьба, и уверение в своей готовности ко всем трудностям. Не письмо, а целая поэма». Конверт с замиранием сердца опустила в ящик и стала ждать ответа. Наконец получила приглашение «явиться лично» к начальнику…

На море захотелось? - спросил он. - А скажите, почему это вам вдруг захотелось?

Скажите, вам запрещено принимать девушек? - спросила я.

Нет, не запрещено, - досадно поморщился начальник. - Но я старше вас втрое и от чистого сердца хочу предостеречь. Ну, скажите, что вас заставляет идти на судоводительскую специальность? Начитались романов? Романтика влечет?

Работа. Интересная работа.

Работа? Вы совсем не знаете этой работы. К вам с первых дней будут относиться не снисходительнее, а строже, чем к другим. На работу придется тратить вдвое больше времени и сил, чем вашим товарищам. Если ошибется и не сможет что-то сделать парень, это будет просто ошибкой. А если вы ошибетесь - скажут: баба, чего с неё взять? Пусть будет несправедливо и обидно, но это будет. А все ваши успехи припишут воображаемым уступкам, которые якобы вам, как девушке, делались. Ведь у нас много людей старой закваски. Попадёте к какому-нибудь старому боцману, он из вас всю душу вытрясет… У меня парни частенько с практики удирают, а вы туда же!

Я не удеру, будьте уверены».

В 1925 году Анна Щетинина поступила на судоводительское отделение Владивостокского морского техникума. Всего один эпизод в судьбе будущего капитана, один штрих в её характере: чтобы заработать на жизнь, она ночами трудилась грузчиком в порту наравне со своими однокурсниками. Стипендию в техникуме Анна не получала: несмотря на отличные оценки ей было отказано, как «бесперспективной студентке». И в порту она не давала себе никаких поблажек, стараясь быть, как все. Ходила по кругу, сцепив зубы от самолюбия и усталости: таскать на плечах приходилось по тридцать-сорок килограммов. Заработанных за такую работу денег хватало на пять дней.

Практику Анна проходила палубным учеником на пароходе «Симферополь» и парусном охранном судне «Брюханов», а затем - матросом на пароходе «Первый краболов». Только она одна знала, сколько обидных шуток, пренебрежения и откровенного злорадства пришлось ей пережить со стороны отдельных членов экипажа во время практики. Боцман попался точно такой, как предсказал начальник техникума. Давал самую грязную и тяжелую работу: оббивать ржавчину, чистить трюм, мыть банки из-под краски. Она делала всё, что приказывали, одолевая приступы морской болезни. Много лет спустя призналась: «Я понимала, что если откажусь - никогда не встану с матросами на равную ногу, всегда буду для них пассажиром».

Морской техникум Анна Щетинина окончила в 1929 году. Когда она поступала, конкурс был четыре человека на место. Из сорока двух ребят, которые были приняты вместе с нею, до диплома дошло восемнадцать.

После окончания техникума Анну Щетинину направили в Акционерное Камчатское пароходство. У неё недоставало плавательного ценза для получения штурманского диплома. Предстояло несколько месяцев плавать учеником или матросом. Никто не поверил бы, что эта девушка за шесть лет пройдет путь от матроса до капитана. При этом не пропуская ни одной ступеньки: матрос портофлота, штурманский ученик, матрос первого класса, третий штурман, второй, старший… Не оттого ли так весомо звучат в книге её простые слова: «Я прошла весь тяжёлый путь моряка от начала до конца. И если я сейчас капитан большого океанского корабля, то каждый из моих подчиненных знает, что я явилась не из пены морской»?

В 27 лет Анна Щетинина взошла на капитанский мостик. Первым её рейсом в качестве капитана стал в 1935 году перегон парохода «Чавыча» из Гамбурга на Камчатку.

«Весной тридцать пятого я проводила отпуск в Москве, - вспоминала Анна Ивановна. - Планировала посмотреть новые спектакли в театрах, побегать по выставкам и с путёвкой в кармане уехать на юг. Но вместо желанного отдыха получила наряд на работу! Да какую! Капитаном судна, закупленного Советским правительством в Германии.

Гамбург с первого дня неприятно поразил меня какой-то мертвенной пустотой улиц, обилием флагов со свастикой и размеренным стуком кованых сапог штурмовиков, шагающих по мостовой. Но работа есть работа. Навсегда запомнилась минута, когда катер остановился у причала. Вот мы поднимаемся на плавучий док и переходим на судно. Мне уступают дорогу: капитан должен взойти на борт судна первым. Нас встречают. Но я пока ни на кого не смотрю. Как только перехожу сходню, касаюсь рукой планширя судна и шепчу ему приветствие, чтобы никто не заметил. Потом протягиваю руку капитану и здороваюсь с ним по-немецки. Он немедленно представляет меня человеку в штатском сером костюме: оказывается, это представитель компании «Ганза», уполномоченный оформить передачу группы судов Советскому Союзу. Я понимаю, что сначала должна поздороваться с этим представителем, но намеренно не хочу этого понять. Для меня главный сейчас - капитан. И только сказав все, что я считала нужным капитану, здороваюсь с представителем «Ганзы».

Она произвела за границей фурор. Среди моряков всего мира заключались пари: сможет ли «леди-капитан» довести свое судно из Гамбурга к берегам Дальнего Востока? Весь мир пристально следил за продвижением парохода, ожидая катастрофы. Но Анна Щетинина не оправдала прогнозы скептиков, успешно завершив труднейший рейс. Ее известность обогнала пароход, и едва «Чавыча» бросила якорь в Сингапуре, Анну пригласили в элитный английский морской клуб. Он был переполнен: джентльмены явились специально, чтобы посмотреть на «леди-капитана». В почтительном удивлённом шепоте за своей спиной она уловила общий смысл: господа ожидали увидеть, «по меньшей мере, бурую медведицу из сибирских лесов…».

А море, испытывая необычного капитана на прочность, обрушило на неё удары сразу после вступления в должность…

«Во время перехода судна из Гамбурга в Одессу «Чавыча» попала в полосу сплошного затяжного тумана. Каждому из нас приходилось, проснувшись втемноте, искать на ощупь выход из комнаты. Но за потерю ориентировки в доме расплачиваешься всего лишь синяками и шишками. А если потеряет ориентир пароход?.. Ведь навигационное оснащение судов в те годы было не таким, как сейчас, когда на вооружении судоводителей гирокомпас, радиопеленгаторы, радиолокаторы… А тогда были только магнитный компас, лаг с вертушкой, да лоты - механический и ручной».

«Чавыча» буквально на ощупь шла по Северному морю, нашпигованному судами, мелями и течениями, разрывая форштевнем плотную парусину тумана. Японское, Охотское и Берингово моря приучили Щетинину к плаваниям в тумане, но к Европе привыкнуть было трудно. Беспрерывно, с короткими интервалами, басовито звучал судовой гудок. Боясь не услышать ответный сигнал, все на судне избегали шума. Свободные от вахт собирались на носу и до рези в глазах смотрели вперед, чтобы не пропустить стремительно наваливающийся силуэт встречного судна. Проплывали мимо многопалубные пассажирские лайнеры, проскальзывали легкие рыбацкие суденышки, угрюмо шли военные корабли и так было долго, очень долго…

Зимой 1936 года «Чавыча» была затерта льдами. Пароход дрейфовал в течение одиннадцати суток. За это время истощились все запасы продовольствия. Моряки сели на жесткий паёк: команде выдавали по 600 граммов хлеба в день, комсоставу - по 400. Пресная вода для котлов и питья также оказалась на исходе. Весь экипаж и пассажиры были мобилизованы на заготовку снега. Его собирали со льдин, насыпали в форпик, а затем плавили паром. В течение одиннадцати суток ледового плена Анна Ивановна не сходила с капитанского мостика, собственноручно управляя судном и выбирая удобный момент, чтобы вывести «Чавычу» изо льдов.

Даже в своих книгах десятки лет спустя она не признавалась, как ей было страшно. Это признание вырвалось только однажды, в 1997 году на встрече с коллегами-капитанами. Анна Ивановна вдруг сказала: «Не такая я уж отважная… Много раз мне становилось страшно. Особенно, когда лопнула палуба “Жан Жореса”…»

В декабре 1943 года пароход «Жан Жорес» под командованием Анны Щетининой оказал в Беринговом море помощь пароходу «Валерий Чкалов», у которого во время шторма лопнула палуба, и он разломился надвое. В сложнейших штормовых условиях со второго выстрела линемёта спасателям удалось завести буксирный конец на кормовую часть «Валерия Чкалова», которая чудом продолжала держаться на плаву. Экипаж спасли. Капитан «Чкалова» Александр Федорович Шанцберг, который начинал свою капитанскую карьеру ещё до появления Щетининой на свет, уважительно сказал: «Ты котя и папа, но рапотал карашо!». На этот раз она, конечно, не обиделась за «бабу».

А в следующем рейсе в беду попал «Жан Жорес». Это случилось в Аляскинском заливе, когда до ближайшей бухты Акутан оставалось 500 миль. Во время сильного шторма у парохода тоже лопнула палуба. Словно грохнула пушка, и с мостика вахта увидела трещину, чуть-чуть не доходящую до левого борта. Широкая щель «дышала», и казалось, что следующий толчок волн переломит судно. У всех свежа была в памяти авария «Валерия Чкалова». Сигнал бедствия Щетинина решила не давать. Центр циклона прошел, погода хуже быть не могла, помощи, реальной и близкой, ждать было неоткуда, а трещину удалось локализовать, просверлив отверстия по ее концам. Когда через трое суток судно подошло к Акутану и командир военного катера разрешил русскому кораблю продолжать путь, Анна Ивановна предложила американцу подняться на палубу своего еле живого парохода.

Командир катера схватился за голову... Срочно поставили судно к причалу. Выгрузили часть муки. Вызвали из порта Датч-Харбор плавмастерскую. Заварили трещину и предложили возвратить судно в Америку на ремонт. Но в военное время каждый день был на вес золота. «Дошла с такой трещиной в шторм до Акутана, дойду с долгожданным хлебом до Петропавловска, если повезёт с погодой», - решила Щетинина. И они дошли…

В годы ВОВ Анна Щетинина под обстрелами вражеской авиации эвакуировала людей и переправляла стратегически важные грузы. Всю войну проработала на судах, доставлявших в Россию продовольствие и оборудование из Америки и Канады. В 1945 году обеспечивала десантные операции во время войны с Японией.

За мужество и мастерство капитана Щетинину наградили в 1941 году медалью «За оборону Ленинграда», в 1942 году - орденом Красной Звезды, а в 1945-м - орденом Ленина. После войны, в 1950 году она завершила образование в Ленинградском высшем инженерном морском училище, куда поступила ещё до войны. В сентябре 1960 года Анна Ивановна вернулась в родной Владивосток, получив назначение доцентом кафедры «Управление судном».

К этому времени она стала не только мировой знаменитостью, но и автором нескольких учебников для будущих моряков. Много лет ее жизнь была связана с Дальневосточным высшим инженерным морским училищем. Делясь опытом с будущими судоводителями, она ещё долго продолжала оставаться на капитанском мостике, уходя в рейсы на судах «Орша», «Орехов», «Охотск», «Антон Чехов»… Пятьдесят лет отдала морю Анна Ивановна. Обошла все океаны мира, была капитаном пятнадцати судов, на «Охотске» совершила кругосветное плавание.

Анна Щетинина вела огромную общественную деятельность. Основала в Приморском отделении Географического общества СССР секцию мореплавания и океанологии и сама возглавила её. А спустя несколько лет стала председателем Приморского отделения Географического общества. По её инициативе во Владивостоке был создан Клуб капитанов, и дальневосточные капитаны избрали её первым председателем клуба. Она была депутатом Приморского краевого совета и членом Комитета советских женщин, который возглавляла Валентина Терешкова, первая в мире женщина-космонавт.

В 1978 году Анне Ивановне Щетининой была присвоено звание Героя Социалистического Труда и звание Почётного жителя города Владивостока. Она прожила большую жизнь, её 90-летие отмечала вся страна. И весь город проводил её в последний путь в 1999 году.

Именем этой замечательной женщины назван мыс на побережье Амурского залива, сквер на полуострове Шкота, улица в микрорайоне Снеговая падь. Её имя носит школа №16 города Владивостока. Лучшим курсантам Морской академии ежегодно назначается стипендия имени Анны Щетининой.

Хочется верить, что в будущем имя прославленного капитана Щетининой появится на борту современного океанского судна. И памятник ей обязательно поставят на одной из улиц нашего города. Ведь не случайно родилась фраза: «Щетинина для Владивостока, как Гагарин для России».

Галина Якунина,

В 1935 году в Гамбурге Советскому Союзу передавался приобретённый им пароход «Чавыча». Сам факт такой передачи не был экстраординарным, несмотря на то, что у власти в Германии к тому времени уже два года находились национал-социалисты.

Но бывалых «морских волков», которых в Гамбурге было полным-полно, до глубины души поразила личность русского капитана, прибывшего получать пароход.

Капитан прибыл в Гамбург в сером пальто, светлых туфлях и кокетливой голубой шёлковой шляпке. Было капитану 27 лет, но все, кто видел его, полагали, что он на пять лет моложе. Вернее, она, ибо капитана звали Анна Щетинина .

Через несколько дней об этой девушке написали все газеты мира. Это было невероятное событие — ещё ни разу в мире женщина не становилась капитаном дальнего плавания. За её первым рейсом следили внимательно, но капитан Щетинина уверенно провела «Чавычу» по маршруту Гамбург - Одесса - Сингапур - Петропавловск-Камчатский, развеяв как все сомнения относительно своей профпригодности, так и все суеверия, связанные с пребыванием женщины на корабле.

Порт Гамбурга, 1930-е годы. Фото: www.globallookpress.com

Письмо счастья

Она родилась 26 февраля 1908 года на станции Океанская под Владивостоком, так что море было рядом с ней с первых дней жизни.

Но по-настоящему она «заболела» им в 16 лет, после путешествия на пароходе в устье Амура, где отец подрабатывал на рыбном промысле.

Намерение девушки стать моряком родные приняли за юношескую блажь, но у Ани всё оказалось серьёзно. Настолько серьёзно, что она написала письмо начальнику Владивостокского мореходного училища с просьбой принять её на учёбу.

Письмо получилось настолько убедительным, что начальник «мореходки» пригласил Аню на личную беседу. Разговор заключался в том, что умудрённый опытом моряк объяснял девушке — морская профессия тяжкая, совершенно не женская, и, несмотря на энтузиазм Ани, ей от своего намерения лучше отказаться.

Но Анну все его аргументы не смутили, наконец начальник махнул рукой — сдавай экзамены и учись, если поступишь.

Так в 1925 году Анна Щетинина стала учащейся судоводительского отделения Владивостокской «мореходки».

Орден за заслуги и порт в нагрузку

Это был тяжёлый, невыносимо тяжёлый труд, в котором никто не делал скидку на то, что она женщина. Наоборот, многие ждали, когда она сдастся, сломается. Но она только сжимала зубы, наравне с другими «гардемаринами» выполняя обязанности палубного матроса.

В 1929 году 21-летнюю выпускницу училища направляют в распоряжение Акционерного Камчатского общества, где в течение шести лет она прошла путь от матроса до старпома.

В 1935 году руководство признало — 27-летняя Анна Щетинина является профессионалом высокого класса и может быть капитаном дальнего плавания. А дальше был тот самый рейс на «Чавыче», когда о ней писали газеты всего мира.

Но она пришла на флот не ради сиюминутной славы, не ради того, чтобы кому-то что-то доказать. Она пришла делать тяжёлую работу, которая нравилась ей больше всего на свете.

В 1936 году «Чавыча» под командованием капитана Щетининой была зажата тяжёлыми льдами Охотского моря. Критическая ситуация, с которой не каждый мужчина-капитан справится успешно. Капитан Щетинина справилась — через 11 суток «Чавыча» вырвалась из плена без существенных повреждений.

За образцовую работу во время рейсов в тяжёлых условиях Охотского моря Анна Щетинина в том же 1936 году была отмечена орденом Трудового Красного Знамени.

В 1938 году, к своему 30-летию, она получила неожиданный «подарок» — назначение начальником Владивостокского рыбного порта. Собственно говоря, рыбного порта на тот момент во Владивостоке не было — капитан Щетинина и должна была его создать. Похоже, наверху к тому времени поняли, что женщине-капитану можно со спокойной душой поручать самые сложные задачи. Анна не подвела — уже через полгода рыбный порт стал функционировать в полном объёме.

Анна Щетинина читает книгу в своей каюте, 1935 год. Фото: РИА Новости

Дипломатический конфуз

Капитан Щетинина продолжала совершенствоваться, в том же 1938 году поступив в Ленинградский институт водного транспорта на судоводительский факультет. Имея право свободного посещения лекций, она через два с половиной года закончила 4 курса.

В начале Великой Отечественной войны женщина-капитан оказалась на Балтике, где под градом немецких бомб и атак немецких подлодок осуществляла снабжение армии в Прибалтике, а затем эвакуацию гражданского населения из Таллина. В 1941-м году на Балтике погибло немало советских кораблей и отважных моряков, но капитан Щетинина оказалась гитлеровцам не по зубам.

Осенью 1941-го её возвращают на Дальний Восток. Капитану Щетининой поручаются рейсы по доставке через Тихий океан военных грузов из США и Канады.

Женщина-капитан привлекает повышенное внимание за океаном, и ей для укрепления международных связей приходится бывать на официальных приёмах. Тут к трудной морской науке приходится осваивать не менее трудный дипломатический этикет.

С госпожой Щетининой хотели познакомиться многие влиятельные персоны, «полезные для нашего государства», как говорили опекавшие Анну дипломаты.

Анну представляли официальным лицам, а ей называли их имена. Как-то она, беседуя с одним из новых знакомых в Канаде, простодушно попросила его назваться заново, поскольку забыла его имя.

После приёма советский дипломат устроил Анне «разнос» — с точки зрения дипломатического этикета, это была грубая оплошность.

Как вспоминала потом Анна Ивановна, выслушав замечания, она вернулась на корабль, заперлась в каюте и… разрыдалась.

Но, взяв себя в руки, она принялась усиленно тренировать память — на лица, имена и фамилии. И уже вскоре на флоте заговорили об удивительной памяти капитана Щетининой…

Без скидок и поблажек

В августе 1945 года женщина-капитан приняла участие в войне с Японией — её корабль в составе конвоя ВКМА-3 участвовал в переброске 264-й стрелковой дивизии на занятый японцами Южный Сахалин.

В 1947 году, вернувшись на Балтику, чтобы окончить обучение в Ленинградском институте водного транспорта, она снова участвует в событии, связанном с войной. Судно «Дмитрий Менделеев» под её командованием доставило в Ленинград статуи, похищенные гитлеровцами из Петродворца в период оккупации.

До 1949 года она работает в Балтийском пароходстве капитаном судов «Днестр», «Псков», «Аскольд», «Белоостров», «Менделеев». Скидок ей по-прежнему никто не делал — когда в тумане у острова Сенар «Менделеев» под её командованием сел на риф, Анну Щетинину на год понизили в должности.

В 1949 году капитан Щетинина начинает передавать опыт молодым — она становится преподавателем Ленинградского высшего инженерного морского училища. В 1951 году Анна Щетинина — старший преподаватель, а затем и декан судоводительского факультета.

В 1960 году доцент Щетинина возвращается на родину, во Владивосток, став доцентом кафедры «Морское дело» Владивостокского высшего инженерного морского училища.

Она много работала с молодёжью, писала книги, возглавляла Приморский филиал Географического общества СССР. Про себя саму Анна Щетинина говорила: «Я прошла весь тяжёлый путь моряка от начала до конца. И если я сейчас капитан большого океанского корабля, то каждый из моих подчинённых знает, что я явилась не из пены морской!»

Щетинина в 1939 году. Фото: РИА Новости / Дмитрий Дебабов

От Брежнева до австралийских капитанов

Анна Ивановна Щетинина заслужила уважение моряков всего мира, но только не чиновников родной страны. Удивительное дело, но первую женщину-капитана дальнего плавания в мире долго не удостаивали звания Героя Социалистического Труда. Наталья Кисса и Валентина Орликова , ставшие капитанами дальнего плавания уже после Анны Щетининой, уже были награждены, а её кандидатуру под разными предлогами отклоняли.

Однажды раздражённый чиновник заявил: «Что вы выставляете вашего капитана? У меня на очереди женщина — директор института и женщина — известный хлопковод! Вы бы ещё первую в мире вагоновожатую представили…»

Справедливость восторжествовала в 1978 году, когда окольными путями наградное дело Анны Щетининой добралось до главы СССР Леонида Брежнева . Стареющий и больной генсек всё-таки ещё не настолько выжил из ума как чиновник, сравнивший первую в мире женщину-капитана с вагоновожатой, и утвердил присвоение Анне Щетининой звания Героя Социалистического Труда.

Знаменитый австралийский клуб капитанов «Ротари клуб», существующий не первое столетие, имел твёрдое правило — никогда не приглашать в свой состав женщин. Эта святая заповедь была изменена ради русской женщины-капитана, которой предоставили слово на форуме капитанов.

Капитану Щетининой была суждена долгая жизнь. Когда Анне Ивановне исполнилось 90 лет, ей вручили специальное поздравление от имени всех капитанов Европы и Америки.

Честь города, честь капитана…

Когда к ней приходили девушки, которые хотели связать жизнь с морем, и просили её совета, ответ звучал для многих неожиданно — первая в мире женщина-капитан считала, что её пример — скорее исключение, а не образец для подражания, и морская профессия — далеко не самая женственная…

Но тем, кто действительно не может жить без моря, нужно преодолевать все трудности, не жалеть себя, как когда-то поступала юная Аня Щетинина.

Анна Ивановна Щетинина ушла из жизни 25 сентября 1999 года и была похоронена на Морском кладбище Владивостока.

В октябре 2006 года мысу побережья Амурского залива Японского моря было присвоено имя Анны Щетининой.

В 2010 году Владивостоку было присвоено почётное звание «Город воинской славы». В честь этого события два года спустя в городе была установлена памятная стела. На барельефе стелы запечатлена Анна Щетинина и пароход «Жан Жорес», на котором в годы войны она совершала рейсы в США и Канаду, перевозя грузы, столь необходимые фронту…

Основные события

первая в мире женщина-капитан дальнего плавания

Вершина карьеры

доцент кафедры "Морское дело"

Герой социалистического труда,

дважды Орден Ленина,

Орден трудового Красного знамени,

Орден Красной звезды,

Орден Отечественной войны 2-й степени,

медаль "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг",

медаль "За оборону Ленинграда",

медаль "За победу над Японией",

золотая медаль "Серп и Молот"

Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»,

"Почетный гражданин г. Владивосток"

Щетинина Анна Ивановна родилась 26 февраля 1908 года Российская Империя, Приморская область, станция Океанская умерла 25 сентября 1999 года г. Владивосток. Капитан - наставник Дальневосточного пароходства, первая в мире женщина-капитан дальнего плавания. Почетный работник Морского флота. Почетный член Географического общества СССР. Почетный член Дальневосточной ассоциации морских капитанов в Лондоне, FESMA и IFSMA . Автор книги «На морях и за морями…».

Биография

Ранние годы

Анна Ивановна Щетинина родилась 26 февраля 1908 года на станции Океанской под Владивостоком. Отец Иван Иванович родился в Кемеровской области в селе Чумай, кем только не работал в разные годы был и слесарем, и лесником, и рабочим на рыбных промыслах, и плотником, и комендантом дач в Облотделе НКВД. Мать Мария Философовна большую часть своей жизни была домохозяйкой. Младший брат Владимир работал на авиазаводе мастером цеха. В 1919 г А.И. Щетинина начала учиться в начальной школе в Садгороде, но после вступления во Владивосток Красной Армии все школы были реорганизованы. И с 1922 года на станции Седанка Анна Ивановна училась в общей трудовой школе, где в 1925 году закончила 8 классов.

Служба в армии

В 1925 году после окончания школы А.И. Щетинина поступила в Владивостокский морской техникум на судоводительское отделение. Во время учебы в техникуме работала санитаркой и уборщицей в зубоврачебном кабинете. Никогда не боялась так называемой "черной работы". За время обучения в техникуме неоднократно учеником ходила в море на параходе "Симферополь", на охранном судне "Брюханов" и потом уже матросом на пароходе "Первый краболов". После окончания техникума Анна Ивановна была направлена в Акционерное Камчатское пароходство, где прошла путь от матроса до капитана всего за 6 лет.

В 1932 году в возрасте 24 лет Анна Ивановна получила диплом штурмана. В 1933 году она принимает дела в должности старшего помощника капитана парохода "Орочон".

В 1935 году когда ей было всего 27 лет о Анне Ивановне Щедриной заговорила вся мировая пресса. Именно в этом году Анна Ивановна в качестве капитана - совершает перегон парохода "Чавыча" из Гамбурга на Камчатку. А. И. Щетинина командовала "Чавычей" до 1938 г.

В 1938 году А. И. Щетинина была назначена начальником рыбного порта во Владивостоке. В том же году она поступает в Ленинградский институт водного транспорта на судоводительский факультет. Имея право свободного посещения лекций, она через два с половиной года заканчивает 4 курса.

В начале Великой Отечественной войны Анна Ивановна получает направление в Балтийское пароходство. В августе 1941 года она под жестоким обстрелом фашистов водила груженный продовольствием и оружием пароход "Сауле" по Финскому заливу, осуществляя снабжение нашей армии и эвакуацию населения Таллина. Осенью 1941 года вместе с группой моряков была командирована во Владивосток в распоряжение Дальневосточного пароходства.Там она работала на судах "Карл Либкнехт", "Родина" и "Жан Жорес " (типа "Либерти ") - перевозила воинские грузы через Тихий океан.

В самом конце Второй мировой войны, 25 августа 1945 года, Анна Ивановна Щетинина участвует в составе конвоя ВКМА-3 в переброске 264-й стрелковой дивизии на южный Сахалин.

После окончания войны с Японией подала просьбу отпустить в Ленинград для окончания Ленинградского института инженеров водного транспорта. В Ленинграде до 1949 года она работает в Балтийском пароходстве капитаном судов "Днестр", "Псков", "Аскольд", "Белоостров", "Менделеев". В 1947 году пароход "Дмитрий Менделеев", которым командовала Щетинина, доставил в Ленинград статуи, похищенные фашистами из Петродворца во время оккупации. И все на том же пароходе "Менделеев" села в тумане на рифы острова Сенар, за что была переведена министром МФ капитаном судов V группы на один год. После перевода командовала лесовозом "Баскунчак" до его перехода на Дальний Восток.

С 1949 года Щетинина переходит на работу в Ленинградское высшее инженерное морское училище - ассистентом и одновременно заочно заканчивает 5 курс судоводительского факультета.

В ЛВИМУ в 1951 году ее назначают сначала старшим преподавателем, а затем и деканом судоводительского факультета. Спустя 5 лет Анне Ивановне присваивают звание доцента Ленинградского высшего инженерного морского училища.

В 1960 году переводят во Владивостокское высшее инженерное морское училище на должность доцента кафедры "Морское дело"

В 1963 году, стала председателем Приморского филиала Географического общества СССР

Увековечивание памяти

25 сентября 1999 года Анна Ивановна Щетинина ушла из жизни. Похоронена она на мемориальном участке Морского кладбища города Владивостока.

В 2001 году на ее могиле был установлен бюст

2005 г. В издательстве «Светлана» во Владивостоке вышла книга «Капитан Анна» с многочисленными иллюстрациями и воспоминаниями об А.И. Щетининой.

Мне, на сегодня, известны несколько женщин-капитанов, причем все командуют очень солидными судами, а одна - крупнейшим в мире судном своего типа. Я завел отдельную страницу, посвященную женщинам-капитанам, и по мере поступления новых данных буду ее обновлять. Первой в мире женщиной -капитаном считается глубоко уважаемая мною Анна Ивановна Щетинина (на фото), хотя фактически вряд ли - достаточно вспомнить Грэйс ОНейл (Барки), известнейшую женщину-флибустьера из Ирландии , во времена правления королевы Елизаветы 1-й. Наверное, Анну Ивановну можно смело назвать первой женщиной-капитаном 20-го века. Анна Ивановна как-то говорила, что ее личное мнение таково - женщине на судах, тем более на мостике, не место. Но не будем забывать, что даже со сравнительно недавним прошлым, серединой прошлого века, многое в море и мире разительно изменилось, поэтому современные женщины с немалым успехом доказывают нам, что женщине на судах есть место, в любой должности.

Женщины в море
Как уже сообщалось, в настоящее время в плену у сомалийских пиратов находится одна женщина-штурман, Айсан Акбей, 24-летняя турчанка. Она находится на борту турецкого балкера Horizon-1, захваченного пиратами 8 июля. Интересно, что пираты повели себя можно сказать, по-рыцарски и сказали ей, что она может звонить домой родным в любое время когда захочет. Однако Айсан очень достойно ответила, что будет звонить домой наравне с другими моряками, ей привилегии не нужны.
В 1974 году была основана Женская Ассоциация судоходства и торговли International Shipping & Trading Association (WISTA), и за последние 2 года она выросла на 40%, в настоящее время имеет отделения в 20 странах и насчитывает более 1000 индивидуальных членов. По данным Международной организации труда ILO на 2003 год, из 1.25 миллиона моряков по всему миру на долю женщин приходились 1-2%, главным образом обслуживающий персонал, на паромах и круизных лайнерах. В ILO полагают, что общее число работающих в море женщин с тех пор существенно не изменилось. А вот точных данных по количеству женщин, работающих на командных должностях, нет, хотя можно уверенно говорить, что их число растет, особенно на Западе.
Бианка Фроемминг, капитан-немка, говорит, что конечно, женщинам в море тяжелее чем мужчинам. Сейчас она на берегу, взяла двухгодичный отпуск для ухода за младенцем-сыном. Однако планирует вернуться в море, опять работать в своей компании Reederei Rudolf Schepers в должности капитана. Между прочим, помимо капитанства она в качестве хобби занимается еще и писательством, ее роман «Гений ужаса» о девушке - студентке морского колледжа, склонной к убийствам, неплохо продавался в Германии. Среди 1400 германских капитанов 5 женщин. В ЮАР первая женщина в истории южноафриканских ВМС стала командиром патрульного корабля. Знаменитая Royal Caribbean International в 2007-м году поставила капитаном круизного лайнера первую в истории круизного флота женщину, шведку Карин Стар-Йансон (см. Женщины-капитаны). Законы стран Запада ограждают женщин от дискриминации по половому признаку, обеспечивая равные с мужчинами права, однако этого не скажешь о многих других странах. На Филиппинах есть несколько женщин-штурманов, но нет ни одного капитана. Вообще в этом плане азиатским женщинам куда тяжелее конечно, чем их европейским сестрам - сказываются многовековые традиции определенного отношения к женщине, как к существу низшего порядка. Филиппины пожалуй, самые прогрессивные в этом вопросе, но и там женщине куда легче добиться успехов на деловом поприще на берегу, чем в море.
Конечно, на берегу женщине куда легче сочетать карьеру и семью, в море помимо оторванности от дома женищу встречают глубочайший скептицизм моряков-мужчин и чисто бытовые проблемы. Момоко Китада попыталась получить морское образование в Японии, капитан-наставник одной из японских судоходных компаний, когда она пришла туда в качестве кадета-практиканта, прямо ей сказал - женщина, иди домой, выходи замуж и нарожай детей, чего тебе еще в этой жизни надо? Море - не для тебя. В США прием женщин в морские училища был закрыт вплоть до 1974 года. Сегодня в Кингс Пойнт, Нью-Йорк, в Морской Академии торгового флота США, из 1000 кадетов 12-15% - девушки. Капитан Шерри Хикман работала на судах под флагом США, сейчас она лоцман в Хьюстоне. Она говорит, что многие девушки просто не знают, что можно получить морское образование наравне с мужчинами и иметь возможность сделать карьеру в море. Ну и конечно, многие девушки по получении образования и соответствующего диплома работают в море недолго - обзаводятся семьей и уходят на берег, так и не став капитанами.
Южноафриканке Луизе Энджел 30 лет, она первая женщина-капитан в известной бельгийской компании Safmarine, специализирующейся на южноафриканских линиях. Компания разрабатывает специальные программы для тех своих служащих, кто планирует, обзаведясь семьей, вернуться в море или все-таки обосноваться на берегу, но продолжать работать в судоходстве.
Завершить эту статью можно только одним - женщин в море становится все больше, причем не в обслуге, а на командных должностях. Пока их слишком мало, чтобы попытаться оценить, хорошо это или плохо. Пока те из них, кто доходит до мостика, проходят столь жесткий отбор, что в их квалификации и соответствии своим должностям не приходится сомневаться. Будем надеяться, так оно и будет в дальнейшем.
По материалам Associated Press подготовил
Михаил Войтенко
17 сентября 2009

Мужчинам и посторонним вход запрещен - единственное в мире судно, полностью управляемое женщинами
23-29 декабря 2007 - контейнеровоз Horizon Navigator (валовая 28212, постройки 1972, флаг США, владелец HORIZON LINES LLC) на 2360 TEU компании Horizon Lines захватили женщины. Все штурманы и капитан - женщины. Капитан Робин Эспиноза, старпом Сэм Пиртл, 2-й помощник Джули Дучи. Все остальные из общего количества экипажа 25 человек мужчины. Женщины свалились на мостик контейнеровоза, как утверждают в компании, совершенно случайно, в ходе конкурса профсоюза. Эспиноза крайне удивлена - впервые за 10 лет она работает в экипаже с другими женщинами, уж не говоря про штурманов. Международная организация Капитанов, Штурманов и Лоцманов в Гонолулу говорит, что в ее составе 10% женщины, а 30 лет назад на них приходился всего 1%.
Женщины, что и говорить, замечательные. Робин Эспиноза и Сэм Пиртл — однокашницы. Вместе учились в Морской академии торгового флота. Сэм также имеет диплом капитана дальнего плавания. Джули Дучи стала моряком позже, чем ее капитан и старпом, но моряки-штурманы поймут и оценят такое ее хобби (в наши времена, увы и увы, это хобби, хотя не зная секстана, настоящим штурманом никогда не станешь) - “Я, пожалуй, одна из немногих судоводителей, кто использует для определения места секстан, просто для своего удовольствия!”
Робин Эспиноза работает на флоте четверть века. Когда она только начинала свою морскую карьеру, женщина на флоте США была редкостью.Первые десять лет работы на судах Робин пришлось работать в экипажах, сплошь состоявших их мужчин. Робин, Сэм и Джули очень любят свою профессию, но когда тебя от родного берега отделяют многие недели, бывает грустно. 49-летняя Робин Эспиноза говорит: “Я очень скучаю по мужу и 18-летней дочери”. Ее ровесница Сэм Пирл так и не встретила того, с кем бы она смогла создать семью. “Мне встречаются мужчины, говорит она, которые желают, чтобы женщина постоянно за ними ухаживала. А для меня моя карьера - это часть меня самой, я и на миг не могу допустить, чтобы что-то могло помешать мне выйти в море”.
Джули Дучи, которой исполнилось 46 лет, просто любит море, и просто не может себе представить, что в мире есть другие, более достойные или интересные, профессии.
Подробности о славном комсоставе Horizon Navigator, и фотографии, мне прислал детский писатель, бывший моряк, Владимир Новиков, за что ему большое спасибо!

Первая в мире женщина-капитан мега лайнера
13-19 мая 2007 - Royal Caribbean International назначила на должность капитана круизного лайнера Monarch of the Seas женщину, шведку Карин Стар-Йансон. Monarch of the Seas - это лайнер первого, так сказать, ранга, валовая 73937, 14-ти палубный, 2400 пассажиров, 850 человек экипаж, постройки 1991 года. То есть, относяшийся к разряду крупнейших лайнеров мира. Шведка стала первой женщиной в мире, получившей должность капитана на судах такого типа и размера. Она работает в компании с 1997 года, сначала штурманом на Viking Serenade и Nordic Empress, затем старпомом на Vision of the Seas и Radiance of the Seas, затем дублером капитана на Brilliance of the Seas, Serenade of the Seas и Majesty of the Seas. Вся ее жизнь связана с морем, образование высшее, Технологический университет Чалмерс, Швеция, степень бакалавра в судовождении. В настоящее время имеет диплом, позволяющей ей командовать судами любого типа и размера.

Первая женщина-капитан Бельгии
И первая женщина-капитан танкера LPG
Танкер LPG Libramont (дедвейт 29328, длина 180 м, ширина 29 м, осадка 10.4м, постройки 2006 Корея ОКРО, флаг Бельгия, владелец EXMAR SHIPPING) был принят заказчиком в мае 2006 года на верфях ОКРО, в командование судном вступила женщина, первая женщина-капитан Бельгии и вроде бы, первая женщина-капитан танкера газовоза. В 2006 году Рогге было 32 года, прошло два года с того времени, как она получила диплом капитана. Вот и все, что про нее известно.
Про нее мне сообщил читатель сайта Сергей Журкин, за что ему большое спасибо.

Норвежский лоцман
На фото Марианна Ингебригстен, 9 апреля 2008 года, после получения ею диплома лоцмана, Норвегия. В 34 года она стала второй женщиной - лоцманом в Норвегии, и это к сожалению, все, что о ней известно.

Российские женщины-капитаны
Информацию о Людмиле Тебряевой мне прислал читатель сайта Сергей Горчаков, за что ему большое спасибо. Я покопался, насколько смог, и нашел информацию об еще двух женщинах в России, являющихся капитанами.
Людмила Тибряева - ледовый капитан
Наша российская женщина-капитан Людмила Тибряева является, и это видимо, можно уверенно говорить, единственной в мире женщиной-капитаном с опытом арктического плавания.
В 2007 году Людмила Тебряева отметила сразу три даты - 40 лет работы в пароходстве, 20 лет в должности капитана, 60 лет со дня рождения. В 1987 году Людмила Тибряева стала капитаном дальнего плавания. Она состоит в Международной ассоциации морских капитанов. За выдающиеся успехи была награждена в 1998 году орденом «За заслуги перед Отечеством» второй степени. Сегодня ее портрет в форменном кителе на фоне корабля украшает музей Арктики. Людмила Тибряева получила знак "Капитан дальнего плавания" за номером 1851. В 60-е годы Людмила из Казахстана приехала в Мурманск. И 24 января 1967 года 19-летняя Люда отправилась в свой первый рейс на ледоколе "Капитан Белоусов". Летом студентка-заочница отправилась в Ленинград сдавать сессию, а ледокол ушел в Арктику. Она пробилась к министру, чтобы получить разрешение на поступление в мореходное училище. У Людмилы удачно сложилась и семейная жизнь, что редкость для моряков вообще, а уж женщин, продолжающих плавать, тем более.

Алевтина Александрова - капитан в Сахалинском морском пароходстве В 2001 году ей исполнилось 60 лет. Алевтина Александрова приехала на Сахалин в 1946 году с родителями и еще в школьные годы начала писать письма в мореходные училища, а затем в министерства и лично Н.С. Хрущеву, с просьбой разрешить учиться в мореходном училище. В неполные 16 лет А. Александрова стала курсантом Невельского мореходного училища. Решающую роль в ее судьбе сыграл капитан судна «Александр Баранов» Виктор Дмитренко, у которого девушка-штурман проходила практику. Затем Алевтина получила работу в Сахалинском морском пароходстве и проработала там всю жизнь.

Валентина Реутова - капитан рыболовного судна Ей 45 лет, т она вроде бы стала капитаном рыболовного судна на Камчатке, это все, что мне известно.

Девушки рулят
Идет на флот и молодежь, причем писем в адрес президента или министра уже не требуется. В прошлом, например, году я давал заметку о выпускнице МГУ им. адм. Г.И.Невельского. 9 февраля 2007 года Морской университет дал путёвку в жизнь будущему капитану Наталье Белоконской. Она первая в новом веке девушка - выпускник судоводительского факультета. Более того - Наталья круглая отличница! Будущий капитан? Наталья Белоконская, выпускник ДВВИМУ (МГУ), получает диплом, а Оля Смирнова работает матросом-рулевым на речном т/х"Василий Чапаев".

Скончалась первая женщина-капитан Северной Америки

9 марта 2009 - на днях в Канаде скончалась, в возрасте 93 лет, первая в Северной Америке дипломированная женщина-капитан торгового флота, Молли Карни, известная как Молли Кул. Она получила диплом капитана в 1939 году в возрасте 23 года, и 5 лет водила суда между Альмой, Нью Брунсвиком и Бостоном. Именно тогда в Кодексе торгового мореплавания Канады Canadian Shipping Act изменили при слове «капитан» «он» на «он/она». На фото Молли Карни в 1939 году после получения диплома капитана.

"Морские волки" в Гамбурге в 1935г. были в крайнем изумлении, когда из Советской России принимать новый пароход "Чавыча", бывший "Хохенфельз", прибыла женщина - капитан. Мировая пресса гудела.

Было ей тогда 27 лет, но по словам инженера Ломницкого, нашего представителя в Гамбурге, выглядела она по крайней мере на 5 лет моложе.

Родилась Анна Ивановна во в 1908г. на станции Океанская. Море плескалось недалеко от её дома и манило её с детсва, но для того чтобы исполнить свою мечту и добиться чего-нибудь в суровом мужском мире моряков, ей надо было стать не просто лучшей, на порядок лучшей. И она стала лучшей.

После окончания судоводительского отделения морского техникума, её посылают на , где она начинает свою трудовую деятельность простым матросом, в 24 года она штурман, в 27 - капитан, всего за 6 лет работы.

Командовала "Чавычей" она до 1938г. В суровых штормовых водах Охотского моря. Успела прославиться ещё раз, когда в 1936г пароход попал в ледовый плен тяжёлых льдов.

Только благодаря находчивости капитана, не сходившего за всё время ледового плена с капитанского мостика, и слаженной работы команды, они смогли выбраться из него без повреждений судна. Это было сделано ценой титанических усилий, при этом у них почти закончилось продовольствие и вода.

Первый пароход капитана Анны Щетининай "Чавыча"

А в 1938г ей поручают практически с нуля создать Владивостокский рыбный порт. Это в 30-то лет. С этой задачей она тоже справилась блестяще, всего за полгода. Одновременно она поступает в институт водного транспорта в Ленинграде, успешно закончивает 4 курса за 2,5 года, а потом началась война.

Её командировали на Балтийский флот, где она под ожесточенным обстрелом и непрерывными бомбежками вывозила неселение Таллина, перевозила продовольствие и оружие для армии, курсируя по Финскому заливу.

Затем опять Дальневосточное пароходство и новое задание - походы через Тихий океан к берегам Канады и США. За время войны суда под её командованием 17 раз переплывали океан, довелось ей участвовать и в спасении парохода "Валерий Чкалов".

Много славных дел на счету Анны Ивановны Щетининой, она командовала большими окенскими лайнерами и преподавала сначала в Ленинграде в высшем инженерно - морском училище, затем была деканом факультета судоводителей в ДВВИМУ - Дальневосточное высшее инженерное морское училище им. адм.Невельского во Владивостоке.

Сейчас это Морской государственный университет им. адм. Невельского.

Была организатором "клуба капитанов" во Владивостоке и председателем жюри на фестивалях туристической песни, переросших, при ее активном участии, в знаменитый на Дальнем Востоке фестиваль авторской песни "Приморские струны", она писала книги о море и учебники для курсантов.

Её заслуги были высоко оценены капитанами за рубежом, ради неё известный австралийский клуб капитанов "Ротари клуб" изменил вековую традицию и не только пригласили женщину в свой клуб, но и предоставили ей слово на форуме капитанов.

А во время празднования 90-летия Анны Ивановны, ей вручили поздравление от имени капитанов Европы и Америки.

Анна Шетинина - герой Социалистического труда, Почётный житель Владивостока, Почётный работник Морского флота, член союза писателей России, Почётный член географического общества СССР, член комитета Советских женщин, Почётный член ассоциации Дальневосточных капитанов в Лондоне и т.д.,неуёмная энергия этой женщины, её героизм были высоко оценены на Родине - 2 орденами Ленина, орденами Отечественной войны 2 степени, Красного Знамени, Трудового Красного знамени и множеством медалей.

Ушла из жизни Анна Ивановна в 91 год и была похоронена на морском кладбище Владивостока. Город не забыл эту удивительную женщину.

В Морском университете, где она преподавала, создан музей её памяти, её именем назван мыс на полуострове Шкота, недалеко от дома, где она жила, разбили сквер её имени и т.д.

Потом пришли другие женщины-капитаны, но она была первой.

О себе она говорила -

Я прошла весь тяжёлый путь моряка от начала до конца. И если я сейчас капитан большого океанского корабля, то каждый из моих подчиненных знает, что я явилась не из пены морской!

По материалам Тониной Ольги Игоревны:-http://samlib.ru/t/tonina_o_i/ussr_navy_women_002.shtml

Выбор редакции
Сегодня у нас на разборе один из самых популярных английских глаголов - глагол to get . Научившись заменять определенные базовые слова на...


Словосочетания «faire , laisser + infinitif » являются каузативными конструкциями, в которых faire и laisser приобретают модальные...

Dieses Haus ist modern. Этот дом современный. Jenes Haus ist moderner. Тот дом более современный. Das ist das modernste Haus. Это самый...
Без чего не обойдётся ни одно правило? Конечно, без исключений! Неправильные глаголы в английском языке это тоже не обошло стороной. Но,...
Dieses Haus ist modern. Этот дом современный. Jenes Haus ist moderner. Тот дом более современный. Das ist das modernste Haus. Это самый...
Косвенные вопросы и утверждения (indirect questions and statements) используются в английском языке, когда мы хотим быть вежливыми. Они...
Добрый день друзья! Сегодня я вместе с преподавателем французского языка, Екатериной, расскажу Вам о Временах во французском языке....
I’m mad about comics and movies based on fantastic stories about superheroes, mutants and other fictional extraordinary characters with...