Современные проблемы науки и образования. Коммуникативная компетенция педагога дополнительного образования Ключевые компетенции педагога дополнительного образования по фгос


Доклад на тему «Технология развития профессиональных компетенций педагога в современных условиях дополнительного образования детей на примере творческих объединений»

Профессия педагога - одна из самых древнейших в человеческом обществе, всегда считалась не только ответственной, но и сложнейшей. В трудах мыслителей прошлого подчеркивалась необходимость для человека, избравшего путь наставника подрастающего поколения, иметь не только интерес, способности к педагогической деятельности, но и определенную подготовленность. «Содержание и пути достижения такой подготовленности разрабатывались постепенно многими поколениями учителей-практиков и педагогов-теоретиков»

В центре внимания современной системы образования РФ стоит педагог-профессионал, способный обеспечить высокое качество образовательных услуг, направленных на формирование и воспитание личности учащегося, что, в свою очередь, является предпосылкой реализации желаемых, социально значимых направлений развития личности. В современных условиях переосмысления культурно-ценностных ориентиров в образовании безусловен рост требований к педагогу дополнительного образования, уровню развития его профессиональной компетентности. Системе дополнительного образования детей, ориентированной на развитие обучающегося как субъекта - активного созидателя - нужен педагог, умеющий прогнозировать, проектировать, конструировать, организовывать и анализировать процессы развития субъектности каждого ребёнка; способный осознанно выстраивать свою профессиональную деятельность.

Но, к сожалению, необходимо отметить, что на подготовку педагогов - специалистов дополнительного образования с высшим профессиональным образованием вузы России не ориентированы. Одной из причин этой негативной тенденции является отсутствие ГОСТа высшего профессионального образования по специальности «Педагог дополнительного образования».

Вузы осуществляют подготовку специалистов только по специальности «Социальный педагог» с различными дополнительными специализациями. Это провело к тому, что система дополнительного образования детей фактически не пополняется квалифицированными педагогами - специалистами, компетентными именно в сфере дополнительного образования детей, владеющими компетенциями, необходимыми для успешного развития, обучения и воспитания детей и подростков средствами, формами и методами дополнительного образования в конкретной предметной (образовательной) области деятельности.

Поэтому, осмысление многообразия составляющих понятие «подготовленность» (или «готовность») педагога дополнительного образования к педагогической деятельности позволяло выделять категорию профессиональной компетентности. С точки зрения смыслового понятия данная категория восходит к терминам «компетенция» и «компетентный».

Компетенция (от лат. Соiтiреепiа принадлежность по праву) - круг полномочий какого-либо органа или должностного лица; - круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями и опытом.

Компетентный (от лат. Соiтiрееп соответствующий, способный): обладающий компетенцией; знающий, сведущий в определенной области.

Следовательно, компетентность есть по существу - обладание компетенцией; обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо. В нашем случае обладание компетенциями не только в сфере педагогики дополнительного образования детей, но и обладание специфическими знаниями, позволяющими проектировать и реализовывать деятельность в детских творческих объединениях различных направлений. Иными словами, компетентность является личностным свойством педагога дополнительного образования в той или иной предметной области деятельности.

Вопрос профессиональной компетентности педагога в зависимости от его творческих способностей привлекал внимание видных отечественных педагогов. Одним из зачинателей разработки этой проблемы является П.Ф. Каптерев, он объясняет свое пристальное внимание к облику российского педагога, прежде всего школьного учителя тем, что, по его словам, во второй половине ХIХ века «школьный учитель совершил асы демократизация образования».

Следовательно, сегодня в рамках демократизации и реформирования всей системы образования Российской Федерации педагог дополнительного образования должен соответствовать новым задачам развития системы дополнительного образования детей. В настоящее время становится востребованным педагог с такой профессиональной компетентностью, которая позволила бы ему не просто осваивать новое содержание и технологии обучения, но и быть способным к осмыслению своей профессиональной миссии, построению личностно развивающего и культуросообразного взаимодействия со своими учениками. Эффективность профессиональной деятельности зависит от оптимального соответствия субъекта деятельности социальным потребностям, нормам, условиям протекания этой деятельности.

Создавая «идеальную» модель компетентного педагога дополнительного образования следует постоянно иметь в виду границы предметной области и сферы деятельности, необходимо отдавать себе отчет в том, как далеко простирается его компетентность.

Более того, необходимо учитывать и роль личности педагога дополнительного образования в образовательном процессе: личность педагога дополнительного образования в процессах развития, обучения и воспитания ребенка занимает первое место; те или иные свойства его личности будут повышать или понижать их воспитательное влияние. Педагог дополнительного образования влияет на образовательный результат, прежде всего, своими специальными свойствами - компетенциями. Используя при этом не только свой интеллектуальный потенциал, но и определенные личностные качества цельного человека, и, как таковой, воздействуя на своих воспитанников.

Важной педагогической идеей, способствующей содержательному наполнению категории профессиональная компетентность педагога, была мысль П.Ф. Каптерева о том, что в педагогическом процессе развитие обучающегося во многом зависит от постоянного саморазвития педагога. Он писал: «Величайший ученый и ученик элементарной школы стоят, хотя и на противоположных концах, по одной и той же лестницы - личного развития и усовершенствования: один на вершине ее, другой в самом низу. Но и тот и другой равно работают своим умом, учатся, хотя и каждый по- своему, они - делатели одного поля, хотя и на различных концах его. Их связывает потребность самообразования и развития». .

Вышесказанное подтверждает актуальность данного диссертационного исследования, которая заключается в необходимости в профессионально-компетентных педагогах, способных осуществить образовательные программы в системе дополнительного образования детей с учетом их обновления в меняющихся социокультурных условиях.

Актуальность исследования технологии развития профессиональных компетенций педагога в современных условиях дополнительного образования детей обусловлена следующими противоречиями:

Противоречия социально-педагогического характера:

  • * между усилением идей гуманизации и демократизации, переходом на компетентностный подход в образовании и недостаточным реагированием дополнительного профессионального педагогического образования на эти изменения;
  • * между тенденциями к прогнозному, проективному характеру образования и развития личности и недостаточной технологической готовностью дополнительного профессионального педагогического образования к обеспечению этих процессов;
  • * между повышением требований к профессиональному уровню педагога дополнительного образования со стороны общества, потребностью педагога в самореализации, в освоении способов личностной, социальной, профессиональной адаптации к происходящим изменениям и фрагментарностью разработки средств личностно-профессионального развития педагогов дополнительного образования.

Эти противоречия актуализируют проблему удовлетворения социально-образовательной потребности педагогов дополнительного образования в овладении технологиями развития педагогической компетентности как залога профессиональной и жизненной успешности.

Противоречия научно-педагогического характера:

  • * между широким использованием в литературе термина «профессиональная компетентность педагога» и отсутствием нормативно закрепленного содержания данного понятия, неопределенностью перечня компетенций специалистов различных направлений педагогической деятельности, сущностных и формальных характеристик профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования;
  • * между наличием научных разработок по теории развития личности, образованию взрослых, компетентностному подходу в образовании, по развивающим и личностно-ориентированным технологиям обучения; определенностью концептуальных подходов развития системы дополнительного образования детей и недостаточностью исследований в области развития профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования.

Данные противоречия актуализируют проблему теоретического обоснования и разработки модели формирования профессиональной компетентности педагога дополнительного образования.

Противоречия научно-методического характера:

  • * между направленностью дополнительного профессионального образования на развитие для социальной мобильности педагогов, их личностного потенциала, способности к решению проблем и доминированием в существующей практике дополнительного педагогического образования программ, обеспечивающих получение знаний по определенному направлению-педагогической деятельности;
  • * между потребностями педагогической практики в новых методиках и технологиях, развивающих профессиональную компетентность педагогов дополнительного образования, и недостаточностью дидактических средств, учебно-методических комплексов, разработанных на основе современных технологий развития личности для системы дополнительного педагогического образования.

Эти противоречия актуализируют проблему разработки современных дидактических средств технологии развития профессиональной компетентности педагога дополнительного образования.

Обусловленная совокупность выявленных противоречий позволила сформулировать проблему исследования, заключающуюся в определении теоретических основ и поиске оптимальных решений по технологии развития профессиональной компетентности педагога дополнительного образования.

Актуальность сформулированной проблемы, поиск путей разрешения указанных противоречий определили выбор темы диссертационного исследования: «Технология развития профессиональной компетентности педагога дополнительного образования на примере творческих объединений».

Объект исследования: процесс формирования профессиональных компетенций педагога дополнительного образования.

Предмет исследования: определение технологии развития профессиональных компетенций педагога дополнительного образования. Цель работы заключена в обосновании модели развития профессиональных компетенций педагога в современных условиях дополнительного образования детей на примере творческих объединений.

Гипотезу исследования составило предположение о том, что развитие профессиональных компетенций педагога дополнительного образования станет более эффективным, если будут:

  • - проанализированы психолого-педагогические основы понятий профессиональной компетенции и профессиональная компетентность
  • - разработана модель формирования профессиональных компетенций педагога
  • - определен уровень сформированности профессиональных компетенций педагога
  • - реализована модель формирования профессиональных компетенций педагога дополнительного образования детей в процессе опытно-экспериментальной работы
  • 1. проанализировать психолого-педагогические основы понятий профессиональной компетенции и профессиональная компетентность
  • 2. разработать модель формирования профессиональных компетенций педагога дополнительного образования
  • 3. выявить пед.потенциал творческих объединений в формировании профессиональных компетенций педагога д.о.
  • 4. определить уровень сформированности профессиональных компетенций педагога дополнительного образования
  • 5. реализовать модель формирования профессиональных компетенций педагога дополнительного образования детей в процессе опытно-экспериментальной работы

Методологической основой исследования является учение о ведущей роли деятельности в становлении личности, ее активности в процессе развития, идеи целостности субъективной реальности человека, рефлексивного характера процесса управления развитием, единства психолого-педагогической науки и практики в области становления профессионально компетентного педагога.

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

  • * на основе существующих подходов в определении содержания профессиональной компетентности педагога выделено содержание педагогической компетентности;
  • * . определен уровень сформированности профессиональных компетенций педагога

Практическая значимость полученных результатов исследования заключается в том, что:

  • · разработана модель формирования профессиональных компетенций педагога дополнительного образования детей;
  • · результаты исследования результаты и выводы исследования могут найти применение в различных образовательных системах дополнительного образования детей.

До настоящего времени отсутствуют четко обозначенные научные представления о том, какими личностными свойствами, качествами, знаниями, умениями и навыками должен обладать педагог дополнительного образования, т.е. нет определенной четкой структуры профессиональной компетентности педагога дополнительного образования.

Анализ обеспеченностью педагогическими кадрами учреждений системы дополнительного образования детей показывает, что, в силу специфичного своего положения во всей системе образования, они всегда пополнялась творческими и инициативными людьми, увлеченными «своим делом», профессионалами - «мастерами своего дела», но, к сожалению, в большинстве своем не имеющими даже базового педагогического образования. Повысить свою квалификацию, в том числе по педагогике и психологии, методике дополнительного образования в системе повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров сегодня достаточно проблематично даже в центрах регионов. Особенно это трудно, если учитывать конкретный (предметно-деятельностный) профиль деятельности педагога дополнительного образования, так как данные образовательные учреждения ориентированы, в основном, на учительский и управленческий корпуса системы образования. Данная ситуация не может способствовать компетентному решению педагогами дополнительного образования стоящих задач по дополнительному образования детей, их воспитанию, развитию, самоопределению и самореализации.

Выделим педагогические компетенции педагога дополни тельного образования, проявляющиеся в практической образовательной деятельности:

  • - умение применять современные методы и средства педагогической диагностики;
  • - разрешать педагогические ситуации, учитывая различные по уровню развития, склонностям, способностям и состоянию здоровья категории обучающихся, в том числе путем применения профильных и разноуровневых программ дополнительного образования;
  • - умение результативно готовить обучающихся к участию в мероприятиях (конкурсах, выставках, олимпиадах, и т.п.) различных уровней, вплоть до региональных и всероссийских;
  • - самостоятельно апробировать и успешно применять инновационные педагогические технологии или их элементы, которые достойны распространения среди коллег;
  • - создавать продуктивные условия для реализации креативного потенциала обучающихся;
  • - реализовать в педагогической практике исследовательские и опытно-экспериментальные методы обучения и воспитания;
  • - управлять самообразованием обучающихся (воспитанников).

Между тем многообразие жизненных «походных» ситуаций и обстоятельств, постоянно растущие требования общества к системе дополнительного образования по спектру предоставляемых услуг - оздоровительных, образовательных, досуговых и т.д. - настолько разнообразят педагогическую практику, что односторонняя приверженность специфическим педагогическим компетенциям педагога дополнительного образования «широкого профессионального спектра» нередко становится сдерживающим фактором в процессе совершенствования его профессионального мастерства. Вполне очевидно, что педагогические ситуации и порождаемые ими педагогические проблемы, с которыми приходится сталкиваться педагогу ДО в процессе обучения существенно различаются. Эти различия являются отражением присущих особенностей творческих объединений необходимостью организации процесса дополнительного образования в малых группах (объединениях), как правило, неоднородных по половозрастному составу, уровню познавательных интересов и мотивации, уровню физической и функциональной подготовленности к деятельности в условиях автономного жизнеобеспечения детского коллектива.

профессиональный педагог компетентность творческий

Литература

  • 1. Адольф, В.А. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности учителя [Текст]: дис…. д-ра пед. наук:13.00.01 / В.А. Адольф. - М., 1998. - 352 с.
  • 2. Словарь иностранных слов. [Текст]: / 18-е изд. стереотипное. - М.: Русский язык, 1989.
  • 3. Каптерев, П.Ф. История русской педагогики. [Текст]: / П.Ф. Каптерев. - Пб., 1915.
  • 4. Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования [Текст]: / П.Ф. Каптерев./ Избр.пед.соч. - М., 1982.
  • 5. Козырев, В.А. Компетентностный подход в педагогическом образовании: монография. [Текст]: / В.А. Козырев, Н.Ф. Радионова, А.Л., Тряпицина и др. - СПб.: Изд-во РПГУ им. А.И. Герцена, 2005.
  • 6. Иванов Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы понятия инструментарий: [Текст]: Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов, О.В. Соколова. / Учеб.-метод. пособие. - М, 2005.
  • 7. Козберг Г. А. Формирование профессиональной компетентности учителя в первоначальной педагогической деятельности: [Текст]: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Г.А. Козберг - Воронеж, 2000.
  • 8. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. [Текст]: Б.С. Гершунский - М., 1997.

Из опыта работы педагога дополнительного образования

Сидорова Марина Ивановна, педагог дополнительного образования, МАУДО "ЦРТДЮ "Созвездие" г. Орска", город Орск.
Описание материала: Предлагаю вашему вниманию статью, в которой раскрывается значение повышения компетентности педагога. Материал может быть использован при подготовке к выступлениям на семинарах, методических объединениях и предназначен для педагогов дополнительного образования, работающих в Центрах раннего развития, воспитателей, учителей.
О значении повышения профессиональной компетентности
педагога дополнительного образования

Учитель – это человек, который учится всю жизнь,
только в этом случае он обретает право учить.
Лизинский В. М.

Чтобы соответствовать требованиям, предъявляемым профессиональным стандартом «Педагога дополнительного образования», необходимости постоянно повышать свою профессиональную компетентность.
Ответьте на вопрос: «Что заставляет людей постоянно работать над собой, пополнять свои знания, занимаясь саморазвитием?»
Предполагаемый ответ: Ничто не стоит на месте. Наука, техника, производство развиваются и совершенствуются непрерывно и т. д.
Ученые утверждают, что знания, которыми располагает человечество, удваиваются каждые 10 лет. Следовательно, знания, полученные ранее, могут устаревать.
Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка. Только путём саморазвития и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Именно поэтому постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога, в том числе и всех педагогов учреждений дополнительного образования детей.
Педагогическая деятельность предполагает не только знание педагогом своего предмета и владение методикой его преподавания, но и способность ориентироваться в различных сферах общественной жизни, быть культурным человеком в широком смысле этого слова.
Скажите, пожалуйста: «На каком этапе профессионального роста необходимо повышать свою профессиональную компетентность?
Предполагаемый ответ: Постоянно и т. д.
Потребность в саморазвитии может возникнуть на любом этапе профессионального роста педагога, т. к. это одно из условий удовлетворения потребности утвердить себя в роли педагога, занять достойное место в обществе через профессию. Например, в классификации Р. Фуллера представлены три стадии профессионального становления педагога, каждая из которых обязательно сопровождается процессом самообразования:
"выживание" (первый год работы, который отмечен личными профессиональными затруднениями);
"адаптация" (от 2 до 5 лет работы, характеризуется особым вниманием педагога к своей профессиональной деятельности);
"зрелость" (от 6 до 8 лет работы, характеризуется стремлением переосмыслить свой опыт и желанием самостоятельного педагогического исследования).
Давайте с вами рассмотрим формы повышения профессиональной компетентности, формы саморазвития педагога дополнительного образования.
Знакомство будет происходить в форме игры "Цветные вопросы".
Правила игры:

1 Выбираем цвет и отвечаем здесь на все вопросы
2 Выбираем следующий цвет и отвечаем здесь на все вопросы и т. д.
3 Считаем накопленные баллы и в конце игры получаем небольшой приз.

Курсы повышения квалификации (дистанционные и очные), конференции, семинары, вебинары.
О какой форме повышения профессиональной компетенции идёт речь в следующем высказывании?
Использование этих дистанционных и очных форм дает слушателям возможность заниматься самостоятельно в удобное им время, получать дополнительную информацию и общаться с преподавателями и с другими слушателями через электронную почту и через Интернет, так и в живую, участвовать в сетевых дискуссиях, в работе над групповыми проектами.
Предполагаемые ответы: Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, вебинары.

Весьма полезным для педагогов является и то, что в процессе дистанционного обучения они знакомятся с особенностями использования компьютерных и телекоммуникационных технологий в учебном процессе, выступая в качестве обучаемых.
Дистанционные и очные курсы проводятся для педагогов, которые заинтересованы в повышении своей квалификации, в освоении современных методик и интернет-технологий.
При участии в очных курсах повышения квалификации Вы получаете возможность общения с высококвалифицированными специалистами, с коллегами по курсам из других городов и официальное свидетельство.
Главные достоинства такой формы саморазвития:
возможность пройти их в удобное для педагогов время;
возможность выбора темы по интересующим и наиболее актуальным для конкретного педагога вопросам.

Аттестация педагогических работников
Эта форма определяет квалификацию педагога, уровень знаний работника, становится проверкой их личностного роста, является экзаменом на компетентность.
О чём говорится в этом определении?
Предполагаемые ответы: Аттестация педагогических работников

Подготовка к этой форме повышения квалификации является трудоёмким и творческим процессом, потому что во время подготовки к нему, педагог анализирует свою деятельность как педагога, приводит в систему свой педагогический опыт, документацию, даёт открытые занятия, тем самым совершенствует своё профессиональное мастерство.
А главное, формирует педагогический мировоззрение, в основе которого - стремление к созданию каждым педагогом своей педагогической системы, понимание целостности педагогического процесса, потребность достичь высокого уровня профессионализма.
Профессиональное развитие педагога - длительный процесс, целью которого является развитие человека как личности, как специалиста и мастера. Без сбора материалов, иллюстрирующих практику, без осмысления собственных действий, анализа их результативности в отношении детей и их успехов, готовности к самокритике и самосовершенствованию работник не может стать настоящим мастером своего дела. Во время аттестации происходит осмысление своего педагогического опыта и вырабатывается своя собственная педагогическая концепция.

Индивидуальная работа по самообразованию

Что может в себя включат индивидуальная работа по самообразованию?
Предполагаемые ответы:
- научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;
- посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы;
- участие в педагогических советах, научно-методических объединениях;
посещение занятий коллег, обмен мнениями по вопросам организация занятий, содержания обучения, методов преподавания;
- теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм занятий, воспитательных мероприятий и учебных материалов.
На данном этапе развития дополнительного образования требуется введение новых направлений работы с обучающимися, например, научно-техническое.
Что нужно для этого сделать?
Предполагаемые ответы: необходимо самообразование в данном направлении, а именно: изучение и анализ литературы по направлению, создание программы, учёт технических и материальных возможностей и т.д.
Индивидуальная работа по самообразованию может включать в себя и интеграцию различных направлений.
Ответьте на вопрос: Что бы вы добавили к своему направлению из других сфер? И в каком плане тогда должно идти ваше самообразование?
Предполагаемые ответы:
Вокалисты – Иностранные языки в песнях (подтягивание своего языкового уровня);
Педагоги-организаторы – Интерактивные игры (подтягивание знаний и умений ИКТ для создания интерактивных игр);
Хореографы – создание и шитьё костюмов (изучение истории костюма, умение снятие мерок, расчёт материала для костюмов);
Художники – применение музыкального оформления на занятиях (изучение истории и видов музыки для определённого этапа занятия);
Спортсмены –
Педагоги ЦРР -
Таким образом, каждый педагог, учитывая внутренние и внешние мотивы, запросы, предъявляемые современным обществом, должен определить свою траекторию самосовершенствования и саморазвития.

Ведение своего блога или сайта
Ответьте на вопрос: Эта форма повышения своего мастерства является своего рода электронным портфолио и помогает распространять собственный педагогический опыт
Ответ: – это ведение своего блога или сайта.
Для успешного прохождения аттестации важную роль играют информационные технологии и умение грамотно использовать Интернет-ресурсы. В современных условиях преподаватель обязательно должен применять информационные технологии на своих занятиях. Кроме этого, одним из критериев аттестации является наличие персонального сайта педагога, который является своего рода электронным портфолио и помогает распространять собственный педагогический опыт.

Сетевые профессиональные сообщества
Современный этап развития сферы образования характеризуется массовым внедрением информационных и телекоммуникационных технологий в деятельность всех участников образовательного процесса. Информатизация является одним из основных факторов, заставляющих образование совершенствоваться. Имидж современного педагога немыслим без знания им информационно компьютерных технологий. С появлением в работе педагога компьютера и Интернета значительно повысились возможности его самообразования.
Какое бы вы дали определение следующей форме повышения своего мастерства - сетевые профессиональные сообщества?
Предполагаемые ответы: Это интернет - ресурсы, созданные для общения педагогов различных регионов нашей страны.
Сетевые профессиональные сообщества играют большую роль в самообразовании педагога. Они объединяют профессионалов, являются площадкой для обсуждения педагогических проблем, обеспечивают доступ к различным источникам информации, дают возможность самостоятельно создавать сетевое учебное содержание, предусматривают получение консультационной помощи, проводят систематизацию информационных материалов.
На сегодняшний день существует достаточно много Интернет-ресурсов, созданных непосредственно для обмена передовым педагогическим опытом и инновационными подходами в современной педагогике, распространения новаторских идей, методов и форм обучения и воспитания. Я поделюсь с Вами наиболее, по-моему, мнению популярные сайты для публикации авторских работ. (раздаются рекомендации по формам повышения квалификации)
Но какой бы современный компьютер и самый быстрый Интернет педагогу не обеспечить, самое главное – это желание педагога работать над собой и способность педагога творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.
Таким образом, одной из важнейших составляющих профкомпетентности является способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности.
На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: «ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ, ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ…».
Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.
Можно сделать вывод, что педагог 21 века – это:
- Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
- Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
-Умеющий организовать рефлексивную(анализирующую) деятельность;
- Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.
Подсчёт баллов и раздача призов (перечень интернет - ресурсов).
Надеюсь, представленный материал будет полезен Вам!
Спасибо за внимание!

Доклад по теме:

«Профессионально педагогическая компетентность педагога дополнительного образования».

Подготовила: Кайтукова В. Г.

педагог дополнительного

образования МКДОУ д/сад №7

Последние несколько лет в отечественном образовании характеризуются возрождением интереса к воспитательному и образовательному пространству вне уроков, к свободному времени учащихся, к содержательной организации их досуга.

Основными задачами дополнительного образования являются: создание благоприятных условий для проявления творческих способностей, организация реальных дел, доступных для детей и дающих конкретный результат, внесение в жизнь ребенка романтики, фантазии, оптимистической перспективы и приподнятости.

Внеурочная работа направлена на удовлетворение потребностей детей и молодежи в неформальном общении, ориентирована на личность ребенка и развитие его творческой активности. Дополнительное образование дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального образовательного пути. По сути дела, дополнительное образование увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества, т.е. демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными в основной системе образования. В дополнительном образовании ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач. Все это создает благоприятный психологический фон для достижения успеха, что, в свою очередь, положительно влияет и на учебную деятельность. Дополнительное образование школьников реализуется руководителями различных творческих объединений по интересам.

Дополнительное образование, несмотря на все особенности его организации, содержания и методики, подчиняется всем закономерностям образовательного процесса: оно имеет цели и задачи, определяемое ими содержание, взаимодействие педагога с детьми, результат обучения, воспитания и развития ребёнка.

Современные технологии образования не являются единственным средством реформирования образования. Главным стратегическим и технологическим ресурсом всегда был и остаётся именно педагог, от профессионализма, нравственных ценностей, интеллекта которого зависит качество образования. Сегодня в РФ насчитывается 18 тысяч учреждений дополнительного образования.

В задачи педагога дополнительного образования входит руко­водство разнообразной творческой деятельностью обучающихся в области дополнительного образования, организация внеуроч­ной работы с воспитанниками в школе.

Педагог дополнительного образования - один из важнейших специалистов, непосредственно реализующих дополнительные образовательные программы различной направленности. Он занимается развитием талантов и способностей школьников, включая их в художественную, техническую, спортивную деятельность. Он комплектует состав творческих объединений, способствует сохранению контингента обучающихся, реализации образовательной программы, ведет непосредственную образовательную деятельность со школьниками в определенном творческом объединении, обеспечивая обоснованный выбор форм, методов, содержания деятельности. Участвует в разработке авторских образовательных программ, несет ответственность за качество их реализации. Оказывает консультативную помощь родителям по вопросам развития способностей детей в системе дополнительного образования.

Деятельность педагога дополнительного образования направ­лена как на развитие познавательной мотивации детей, так и на решение образовательных задач, непосредственно отве­чающих жизненным потребностям детей, что позволит им в будущем прогнозировать в различных жизненных ситуациях возможности применения знаний и навыков, получаемых в системе дополнительного образования. Именно педагоги допол­нительного образования призваны интегрировать усилия по физическому, интеллектуальному, нравственному развитию личности.

Педагог дополнительного образования должен обладать следующими личностными качествами:

Быть чутким и доброжелательным;

Понимать потребности и интересы детей;

Иметь высокий уровень интеллектуального развития;

Обладать широким кругом интересов и умений;

Быть готовым к выполнению самых разных обязанно­стей, связанных с обучением и воспитанием детей;

Быть активным;

Обладать чувством юмора;

Располагать творческим потенциалом;

Проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию.

Среди наиболее важных факторов, которые влияют на раз­витие личности детей в системе дополнительного образования, важнейшим является профессионализм педагога. Только рядом с мастером может вырасти другой мастер, воспитать личность может только другая личность, лишь у мастера можно научиться мастерству. Профессионализм педагога является основой для формирования и развития личности ребенка.

Развитие профессионализма, или профессионализация педа­гога, - целостный непрерывный процесс становления лич­ности специалиста. Процесс профессионализации - лишь одно из направлений развития личности, в рамках которого разре­шается специфический комплекс противоречий, присущих социализации личности в целом.

С момента выбора профессии ведущим противоречием про­фессионализации становится степень соответствия личности и профессии, что является главным условием высокого про­фессионального мастерства любого специалиста. Причем лич­ностный склад может быть благоприятен для одного вида деятельности и совершенно не подходить для другого.

Процесс профессионализации проходит несколько стадий, в ходе которых осуществляется взаимное согласование и выработка определенных способов выполнения личностью профессиональных требований. О творческом отношении чело­века к выполнению им профессиональной деятельности сви­детельствует тот факт, что специалист не только применяет свои способности, добиваясь тем самым успешности в дея­тельности, но и активно относится к делу, в результате чего вносит изменения в саму деятельность. Только в этом слу­чае возможно введение инноваций со стороны специалиста. Проявляется не только прямая зависимость способностей и деятельности, но и обратная, когда способности человека оказывают влияние на деятельность и вызывают в ней изме­нения.

Специалисты в области психологии труда разработали кон­кретные положения, характеризующие соответствие лично­сти профессии. Выделяют следующие особенности личности, необходимые для профессиональной деятельности:

1) способности и предрасположенность к работе опреде­ленного типа, причем это могут быть как чисто физические, так и психические, психологические качества;

2) знания и навыки, необходимые для определенной работы; это то, чему человек может научиться, приобретенное специальное образование и практический опыт;

3) склонность и желание работать, иначе - воля и моти­вация. Следует различать мотивацию внутреннего плана (интерес, чувство ответственности, стремление к мастерству) и внешнего (деньги, поощрения, статусные и престижные аспекты). Наиболее положительное воздействие как на позна­вательные процессы, так и на личность в целом оказывает внутренняя мотивация.

Надо учитывать и некоторые другие признаки профессио­нальной пригодности человека к деятельности, значительное развитие которых свидетельствует о высоком профессиона­лизме работника. Это необходимая скорость работы, точность работы, безвредность работы для психофизиологического состояния организма человека, когда нет истощения сил и чело­век восстанавливает свою работоспособность после отдыха.

Важно и наличие у специалиста позитивной оценки себя как профессионала при высокой экспертной оценке со стороны коллег через публичные благодарности, грамоты, признание руководителей и т.д. Чем ниже самооценка, тем потребность во внешних знаках внимания и признании выше, и тем, как правило, ниже профессионализм. Высокая экспертная оценка является показателем профессионализма человека. Критериями этого могут быть консультации коллег по профилю специалиста. Частота обра­щений к работнику по проблематике, связанной с его профес­сиональной деятельностью, может также служить признаком профессионализма человека.

Немаловажную роль играет способность специалиста адап­тироваться к неблагоприятным условиям деятельности, а также его социализированность в целом. Развитый интеллект может остаться только потенциальной возможностью чело­века, если личностные качества не позволяют его применять. Например, человек может обладать высоким уровнем разви­тия способностей, но конфликтные особенности личности не позволяют ей эффективно реализоваться. К последним отно­сятся постоянное подсчитывание того, кто сколько времени отработал, кто сколько получил за это, претензии в очеред­ности получения социальных благ, стремление установить очередность в отношении каких-либо мероприятий. Это так называемые спорщики, которые скорее реализуют во вне свое внутреннее напряжение, нежели действительно попытаются предложить решение проблемы. Их личная позиция чаще всего пассивного характера, т.е. дальше возмущения дело не идет.

Учеными установлено, что удовлетворенность трудом активно влияет на эффективность профессиональной деятель­ности, а именно: чем выше удовлетворенность содержанием и условиями профессиональной деятельности, тем выше эффек­тивность труда человека. Следовательно, от человека всегда всем недовольного, возмущающегося и критикующего, ожидать высокого профессионализма не приходится. При этом человек относит себя к категории удовлетворенных или не удовлетворен­ных деятельностью, используя систему субъективных крите­риев. Строгость этих критериев зависит от уровня притязаний личности. При прочих равных условиях удовлетворенность трудом будет тем выше, чем ниже уровень притязаний.

Внешнее поведение и состояние человека во многом зави­сит от внутреннего и им регулируется. Поэтому очень важно уметь сохранять и поддерживать здоровое психическое состоя­ние, тем более что деятельность педагога подвержена силь­ным стрессовым нагрузкам. Об исключительной пластичности нашей нервной системы писал И.П. Павлов. Ученый отмечал, что она в высочайшей степени саморегулирующаяся, сама себя поддерживающая, восстанавливающая, направляющая и даже совершенствующая. Но для того, чтобы все это осуще­ствлялось, необходимо в данном направлении предпринимать какие-то действия. Пяти- десятиминутная тренировка централь­ной нервной системы должна стать для учителя (и педагога дополнительного образования) делом привычным, как утрен­няя гимнастика.

Термин «профессиональная компетентность» начал активно упо­требляться в 90-е годы прошлого века, а само понятие становится пред­метом специального всестороннего изучения многих исследователей, занимающихся проблемами педагогической деятельности.

Под профессиональной компетентностью педагога дополнительного образования понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.

Профессионально компетентным можно назвать педагога д/о, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в воспитании учащихся.

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессинального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентноспособную личность педагога, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.

Исходя из современных требований можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

    Работа в методических объединениях, творческих группах;

    Исследовательская деятельность;

    Освоение новых педагогических технологий;

    Различные формы педагогической поддержки;

    Активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах и фестивалях;

    Обобщение собственного педагогического опыта;

    Использование ИКТ.

Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:

    самоанализ и осознание необходимости;

    планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);

    самопроявление, анализ, самокорректировка.

В педагогической литературе часто используются и уже „устоялись ” термины компетенция , компетентность.

Широкое применение терминов компетенция , компетентность связано с необходимостью модернизации содержания образования. В Стратегии модернизации содержания общего образования отмечается: „…основными результатами деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений, и навыков сама по себе. Речь идёт о наборе ключевых компетенций учащихся в интеллектуальной, правовой, информационной и других сферах”.

Лексическое значение понятия„компетентный ”в словарях трактуется как „осведомлённый, авторитетный в какой-либо области.” А компетенцию „Толковый словарь русского языка”определяет как круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом.

Изучением профессиональной компетентности занимались многие исследователи: Ю. К. Бабанский, Б. Г. Ананьев, Т. И. Шамова и другие. В работах этих исследователей раскрыты такие аспекты педагогической компетентности:

    *управленческий аспект: как педагог анализирует,планирует, организует,контролирует, регулирует учебный процесс взаимоотношения с учащимися;

    *психологический аспект: как влияет личность педагога на учащихся, как он учитывает индивидуальные способности учащихся;

    *педагогический аспект: с помощью каких форм и методов педагог ведёт обучение школьников.

Регулировать свое психическое состояние можно следу­ющим образом:

1. Саморегулировать эмоциональные состояния, например, через внешнее проявление эмоций. Эмоциональное напряже­ние пойдет на убыль, если внимание человека переключится от причины эмоций на их проявление - выражение лица, позу и т.д. Обозначение эмоционального состояния словами и разговор о том, как оно протекает, также способствуют сни­жению напряжения. А вот разговор о причине появления состояния только усиливает эмоциональные переживания.

2. Уметь управлять своей мимикой. Это и расслабление мышц лица, и мимическая гимнастика перед зеркалом, и простое изображение «рож» перед зеркалом.

3. Управлять тонусом скелетной мускулатуры. Сюда относятся тренинговые упражнения на расслабление мускулатуры, занятия спортом.

4. Управлять темпом психических процессов. Применение комплексов дыхательных упражнений.

5. Осознанно создавать ситуации для психической разрядки. Это могут быть игры, прогулки, хобби-всё, что может помочь восстановить душевное равновесие.

Таким образом, профессионализм педагога, являясь важным фактором развития личности ребёнка, должен обязательно сочетаться с его физическим и психическим здоровьем.

К профессионально значимым качествам педагога относятся:

Педагогическая направленность- важнейшее качество, которое представляет доминирующую систему мотивов, определяющую поведение педагога и его отношение к профессии;

Педагогическое целеполагание- умение определить важность педагогических задач в зависимости от конкретных условий;

Педагогическое мышление-овладение системой средств решения педагогических задач;

Педагогическая рефлексия-способность педагога к самоанализу;

Педагогический такт-отношение к ребёнку как главной ценности.

И ещё одним важным дополнением к педагогу д/о является умение стимулировать собственную творческую деятельность и творческие способности учащихся. В системе дополнительного образования акцент делается не столько на объяснение детям того или иного предметного знания, сколько на развитии их интереса к расширению индивидуально значимого знания. Роль педагога в дополнительном образовании заключается в организации естественных видов деятельности детей и умении педагогически грамотно управлять системой взаимоотношений в этой деятельности.

Таким образом, компетентность педагога - это синтез профессионализма (специальная, методическая, психолого-педагогическая подготовка), творчества (творчество отношений, самого процесса обучения, оптимальное использование средств, приёмов, методов обучения) и искусства (актёрство и ораторство). И на сегодняшний день становиться очевидным, что из простой суммы знаний «сложить» компетентного профессионала невозможно, огромным чувством ответственности должен обладать педагог, обучая нынешнее поколение.

1

Дополнительное образование является важнейшим ресурсом для развития других систем образо-вания. Основой образовательного процесса в дополнительном образовании детей является реализация дополнительных общеобразовательных и предпрофессиональных программ, выходящих за рамки ос-новных. По содержанию дополнительное образование детей представляет собой разнообразные направ-ления, охватывая различные сферы жизнедеятельности. Выявленные нами особенности организации учебно-воспитательного процесса в дополнительном образовании обусловливают специфику профессио-нальной деятельности педагога дополнительного образования в целом. Для того, чтобы рассмотреть ха-рактер деятельности педагогов дополнительного образования художественно-эстетической направленно-сти мы разделили их на две большие группы: руководители художественных кружков (изостудий) и пре-подаватели детских художественных школ, осуществляющие свою деятельность в системе образования в сфере культуры. Общепрофессиональная компетентность руководителя художественного кружка (изо-студии) и преподавателя детской художественной школы характеризуется общепедагогической направ-ленностью и поэтому идентична. Их общеотраслевая компетентность определяется характером и содер-жанием деятельности по изобразительному искусству, в сравнении с учителем изобразительного искус-ства она характеризуется углубленным погружением в художественно-творческую деятельность, более узкими конкретными задачами, которые может решать педагог, вовлекая детей в творческую деятель-ность.

профессиональная компетентность

художественное образование

дополнительное образование

1. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. – М.: ВЛАДОС, 2002.

2. Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации. Проект от 10.04.2014 года.

3. О реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных про-грамм в области искусств: в 2 ч. Монография: сборник материалов для детских щкол искус-ств / Авт.сост. А.О. Аракелова. – Москва: Минкультуры России, 2012.

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществ-ления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным програм-мам».

5. Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2008 N 1244-р «О Концепции развития обра-зования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы».

6. Рекомендации парламентских слушаний «О состоянии и перспективах развития си-стемы дополнительного образования детей в Российской Федерации» Комитет Совета Фе-дерации по науке, образованию и культуре от 17 апреля 2014 года.

7. Федеральная целевая программа «Развитие дополнительного образования детей в Рос-сийской Федерации до 2020 года». «Педагогическое образование и наука» Научно-методический журнал, 2012, № 8.

Постановка проблемы. Современные требования к качеству образования определили направления его развития на всех уровнях, изменили отношение к дополнительному образованию детей, в котором особое внимание уделяется развивающейся личности ребенка, а сущность определяется гуманистической природой педагогической деятельности. На данном этапе дополнительное образование является важнейшим ресурсом для развития других систем образования. «Структурно дополнительное образование вписывается в систему общего и профессионального образования, а также в сферу образовательно-культурного досуга, сближает и дополняет эти системы. По отношению к общей системе образования дополнительное образование является подсистемой, но одновременно оно может рассматриваться как самостоятельная образовательная система, так как обладает качествами системы: целостностью и единством составляющих ее элементов, которые имеют определенную связь друг с другом» . Функции и ресурсы сферы дополнительного образования необходимо рассматривать как в широком контексте глобальных целей и задач образования, так и в соотношении с задачами и возможностями общего образования.

В проекте Концепции развития дополнительного образования детей в Российской Федерации определена миссия «дополнительного образования как социокультурной практики развития мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту, превращение дополнительного образования личности в подлинный системный интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства в XXI веке». Сам термин «дополнительное образование детей» появился в 1992 году в связи с принятием Закона РФ «Об образовании». В законе указывается на то, что это образование, которое направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, а также оно должно удовлетворять их индивидуальные потребности в разностороннем развитии.

По содержанию дополнительное образование детей представляет собой разнообразные направления, охватывая различные сферы жизнедеятельности. Именно поэтому оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы личности. Содержание обусловливается, во-первых, его специфическими условиями, во-вторых, целями и задачами, в-третьих, социально-культурными и социально-экономическими факторами. Специфичность условий дополнительного образования детей заключается, прежде всего, в высокой степени вариативности, благодаря которой каждый может выбирать образовательное направление, отвечающее его интересам и склонностям, выбирать объем и темп освоения образовательной программы.

В педагогической науке нет единства взглядов на то, какими компетентностями, знаниями, умениями и навыками, личностными свойствами должен обладать педагог дополнительного образования. Сама трактовка определения понятия «педагог дополнительного образования» осложняется различиями в содержании и направленности деятельности педагогов. Педагогами дополнительного образования детей называют: педагогических работников осуществляющих педагогическую деятельность в образовательных учреждениях начального профессионального образования (детские художественные школы (ДХШ) и детские школы искусств (ДШИ); руководителей кружков, студий; методистов учреждений дополнительного образования, функционирующих в режиме кружковой работы, культурно-досуговой деятельности; педагогов-организаторов культурно-досуговой деятельности.

Деятельность педагогов дополнительного образования любой направленности определяет Федеральная целевая программа «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года». На основании анализа содержания документов была выявлена специфика дополнительного образования детей, которая предъявляет особые требования к профессионализму педагога дополнительного образования.

Во-первых, дополнительное образование детей является сферой высокого уровня инновационной активности. Фактически оно становится инновационной площадкой для отработки образовательных моделей и технологий будущего, создает особенные возможности для развития образования в целом, в том числе и для опережающего обновления его содержания в соответствии с задачами перспективного развития.

Во-вторых, дополнительное образование детей не является обязательным, осуществляется на основе добровольного выбора детей, их семей в соответствии с их интересами и склонностями. Дополнительное образование не является унифицированным и ориентировано на удовлетворение индивидуальных потребностей, которые объективно не могут быть учтены при реализации общего основного образования.

В-третьих, в дополнительном образовании формируются необходимые для индивидов и общества установки и навыки (когнитивные, эмоциональные, социальные). В этом отношении дополнительное образование детей дополняет и расширяет результаты, обеспечиваемые в рамках основного общего образования.

В-четвертых, сфера дополнительного образования детей обладает значительным ресурсом для формирования мотивации и компетенций для образования в течении всей жизни.

В-пятых, для значительной части детей, которая не получает необходимого объема или качества ресурсов основного образования, дополнительное образование осуществляет компенсаторную функцию, компенсируя недостатки общего образования или представляя альтернативные возможности для образовательных и социальных достижений детей. Дополнительное образование детей выполняет и функцию «социальной инклюзии».

В-шестых, дополнительное образование детей является также эффективным инструментом социального контроля, решая задачи позитивной социализации и профилактики отклоняющегося поведения за счет организации свободного времени.

В-седьмых, дополнительное образование обладает значительными возможностями для сохранения целостности и уклада территориальных сообществ, передачи традиционных культурных практик. Содержание и формы дополнительного образования детей наиболее полно отражают особенности территории, традиции народов и местного сообщества.

В соответствии с повышением статуса дополнительного образования меняются требования к профессиональной компетентности педагога, реализации его педагогической роли, связанной с необходимостью осуществлять социально-педагогическое сопровождение ребенка, тьюторство и фасилитацию.

Выявленные нами особенности организации учебно-воспитательного процесса в дополнительном образовании обусловливают специфику профессиональной деятельности педагога дополнительного образования в целом. Для того, чтобы рассмотреть характер деятельности педагогов дополнительного образования художественно-эстетической направленности разделим их на две большие группы: руководители художественных кружков (изостудий), осуществляющие свою деятельность в системе дополнительного образования и преподаватели детских художественных школ (ДХШ), осуществляющие свою деятельность в системе образования в сфере культуры.

Специфика профессиональной деятельности руководителя художественного кружка (студии) и преподавателя детской художественной школы во многом будет общей, и заключается в том, что каждый педагог системы дополнительного образования должен обладать следующими специальными компетентностями:

  • компетентность в создании условий для индивидуального развития личности ребенка;
  • компетентность в осуществлении компенсаторной функции дополнительного образования относительно общего образования;
  • компетентность в организации развивающих видов деятельности с опорой на интересы, личностные и возрастные особенности детей, применение широкого спектра форм, активных и интерактивных методов и технологий организации учебно-воспитательного процесса;
  • компетентность в способах удовлетворения творческих и познавательных потребностей обучающихся, содействии в выборе их индивидуальной образовательной траектории, создании каждому ребёнку ситуации успеха;
  • компетентность в планировании и прогнозировании результатов учебно-воспитательного процесса;
  • компетентность в организации обучающей и воспитательной деятельности разновозрастных групп, организации совместных творческих инициатив детей, педагогов и родителей;
  • компетентность в выявлении и развитии творческих способностей детей и подростков, наблюдение положительных изменений каждого в сравнении с самим собой, психолого-педагогическая поддержка одаренных детей и детей с девиантным поведением.

Руководитель кружков (студий) художественно-эстетического направления ориентирован на достижение разноплановых результатов: художественно-эстетическое, интеллектуальное и эмоциональное развитие обучающихся; формирование у детей умений и навыков практической художественной деятельности; приобщение к различным профессиям художественной направленности, помощь в профессиональном самоопределении; организация свободного времени детей и подростков; приобщение обучающихся к художественной и духовно-практической сфере деятельности разных народов, этнокультуре.

Специальные компетентности руководителя художественного кружка (изостудии) диктуют психолого-педагогические условия его подготовки, а именно: необходимость реализации интегративного подхода на всех уровнях подготовки с учетом всех этапов многоуровневого, структурно моделированного образовательного процесса; интеграция общенаучных, педагогических и психологических знаний, а также использование активных и интерактивных педагогических технологий, форм и методов обучения; инициирование педагогом ценностного отношения к организации образовательного пространства учреждения дополнительного образования детей с учетом принципов системности, вариативности, сотворчества на основе определения специфики системы дополнительного образования детей; ориентация процесса подготовки педагога на способность обучающихся использовать теоретические знания и практический опыт в решении профессиональных задач в системе дополнительного образования.

Характер деятельности руководителя кружка (студии) по изобразительному искусству определяются местом, где работает педагог. Так кружки, творческие мастерские и студии художественного творчества могут быть организованы во дворцах, в домах и центрах детского и юношеского творчества, клубах по интересам при учреждениях культуры, этнических клубах, центрах эстетического воспитания детей и юношества при музеях, общинных центрах, при воскресных школах, на базе общеобразовательных школ и дошкольных учреждений, центрах народных промыслов и др. Широкое развитие имеет практика культурно-образовательной работы с детской и подростковой аудиторией в музеях.

Так как детские художественные школы относятся к сфере дополнительного образования, то требования к профессиональной компетентности, которой должен обладать каждый преподаватель данной системы, идентичны в плане общепрофессиональной и общеотраслевой компетентностей. Однако они имеют свой характер деятельности, который влияет на специальную компетентность преподавателя ДХШ. Его деятельность регламентируется Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства, дизайна и архитектуры. Реализация дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области изобразительного искусства ориентирована на следующие предполагаемые результаты:

Воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

Формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и художественного вкуса;

Создание прочной основы для приобретения обучающимися опыта художественно-творческой практики и самостоятельной работы по изучению и постижению различных видов изобразительного искусства;

Формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.

Федеральные государственные требования являются обязательными при реализации предпрофессиональных образовательных программ ДХШ и ДШИ с учётом обеспечения преемственности предпрофессиональных образовательных программ и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области искусств. На основании статьи 83 Федерального закона «Об образовании в РФ», можно определить некоторые особенности реализации образовательных программ в области искусств, которые реализуются в детских художественных школах, и принципиально отличают их от программ, которые реализует руководитель художественного кружка (изостудии). Эти особенности выражаются в том, что перечень дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств устанавливается федеральным органом исполнительной власти. В Федеральных государственных требованиях определен минимум содержания, структура, условия реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств. Освоение дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств завершается итоговой аттестацией обучающихся, форма и порядок проведения которой устанавливаются федеральным органом исполнительной власти. (ФЗ-273 п.3,4,5,6,7 ст. 83) Данная специфика будет оказывать влияние на характер деятельности преподавателя детской художественной школы и выразится в его специальной компетентности.

Общеотраслевую компетентность для педагогов системы дополнительного художественного образования можно расширить - это будет компетентность:

  • в мотивации детей на углубленное изучение разнообразных видов изобразительного искусства и творчества;
  • в углубленном освоении способов работы с различными художественными материалами;
  • в развитии у детей творческих изобразительных способностей, художественного вкуса, пространственного мышления, воображения, восприятия;
  • в организации самостоятельной художественно-творческой деятельности детей;
  • в мотивации обучающихся на участие в выставках и творческих проектах;
  • в создании художественно-образовательной среды, использовании наглядного представления художественных объектов и процессов;
  • в активизации творческой деятельности каждого учащегося, используя такие свойства изобразительной деятельности, как: возможность проявить себя через разнообразные художественные средства, творческое переосмысление реальности, преодоление трудности в получении результата, сравнение своего замысла с идеями других учащихся;
  • в формировании позитивного отношения к творческому процессу, к художественно-творческим проявлениям юных художников, независимо от качественного уровня этого проявления;
  • в развитии способностей учащихся к занятиям изобразительным искусством, в осуществлении индивидуального подхода, предоставлении обучающимся разноуровневых заданиями;
  • в мотивации обучающихся на продолжение профессиональной деятельности в области изобразительного искусства.

Список профессиональных компетенций педагога дополнительного образования художественно-эстетического направления может быть дополнен и изменен в зависимости от личностных качеств и способностей самого педагога, от запланированных целей и задач на определенный период обучения детей, а также от содержания реализуемой программы обучения.

Таким образом, общепрофессиональная компетентность руководителя художественного кружка (изостудии) и преподавателя детской художественной школы характеризуется общепедагогической направленностью и поэтому идентична. Их общеотраслевая компетентность определяется характером и содержанием деятельности по изобразительному искусству, в сравнении с учителем изобразительного искусства она характеризуется углубленным погружением в художественно-творческую деятельность, более узкими конкретными задачами, которые может решать педагог, вовлекая детей в творческую деятельность. Специальная компетентность профессиональной деятельности руководителя художественного кружка (изостудии) и преподавателя детской художественной школы в целом зависят от выявленных нами особенностей организации учебно-воспитательного процесса в конкретных образовательных организациях.

Рецензенты:

Медведев Л.Г., д.п.н., профессор, декан факультета искусств ОмГПУ, г. Омск;

Соколов М.В., д.п.н., профессор, профессор, заведующий кафедрой художественной ХОМ МГТУ им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск.

Библиографическая ссылка

Сухарева А.П., Сухарев А.И. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА СИСТЕМЫ ДО-ПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НА-ПРАВЛЕННОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=16618 (дата обращения: 05.07.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Современные формы демонстрации профессиональной компетенции педагога ДО

Педагог - ключевая фигура в образовании. Более глубокое понимание педагогами дополнительного образования смысла своей деятельности, повышение уровня их профессиональной компетенции будут способствовать объективно усложняющимся современным требованиям к организации и качеству образовательного процесса в МУДДТ. Чтобы формировать успешную личность ребенка, обладающую социальными компетенциями, педагог ДО должен уметь анализировать свою профессиональную деятельность. Анализ собственной деятельности, как процесс осмысления педагогического опыта, является важнейшим и своеобразным инструментом преодоления существующих в работе трудностей, стимулом для самосовершенствования. Поэтому, способность ПДО к самоанализу педагогической деятельности важна для выявления его профессиональных достижений, положительного опыта, а также вскрытию недостатков и путей их преодоления. К наиболее обсуждаемым вопросам относится проблема оценки профессиональной деятельности, выявление результата работы педагога. Что является результатом работы и как его оценить? - каждый понимает по-своему. Для одних результат - успех воспитанников, для других - показатель - включенность педагога в процесс какой-либо инновационной деятельности или просто участие в каком - либо мероприятии и т.д. Каждое образовательное учреждение для эффективной деятельности и сохранения престижа заинтересовано в высококлассных специалистах. Хороший специалист, обладающий педагогическим мастерством, умеющий увлечь своим делом детей и заинтересовать родителей, сможет организовать в учреждении результативно работающее объединение, «продвигать» свое учреждение в социуме. Поэтому педагог, позиционирующий себя как высококлассный специалист, будет всегда востребован на рынке дополнительных образовательных услуг. Однако некоторые педагоги многие годы успешно работают, внедряя современные педагогические технологии, используют инновационные методики, которые усердно прячут от всех, мотивируя высокие результаты своих воспитанников особым педагогическим секретом. А, по-моему, так - выйди, расскажи и к тебе хлынет поток желающих; поделись опытом с коллегами, но... по им одним известным причинам, эти «копилки» остаются закрытыми. Хорошо, что рекламу педагогу создают дети, иногда администрация, коллеги.
Сегодня каждый педагог дополнительного образования должен осознавать необходимость презентации своего педагогического труда. Важно не только уметь организовать работу в объединении, грамотно и эффективно реализовывать свою дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу, важно уметь рассказывать об этом, заинтересовать своей работой, убедить всех в её актуальности, нужности, доказать её эффективность. Вопрос презентации педагогического труда является актуальным в современных условиях. Это проведение аттестации, участие в разного уровня конкурсах и смотрах, запись детей в кружки, выступления перед коллегами, родителями. Сегодня существуют современные формы демонстрации профессиональной компетенции педагога ДО. Качество их применения является показателем конкурентоспособности на рынке дополнительных образовательных услуг.
Наиболее популярные, приемлемые для каждого формы демонстрации своей компетенции
- самопрезентация (рассказ о своей работе и о себе)

Портфолио
- презентация передового педагогического опыта
- участие в профессиональных конкурсах.
Самопрезентация - это преподнесение себя, это умение человека подать себя с лучшей стороны, произвести благоприятное впечатление на окружающих и сохранить его. Это - инструмент, используя который, человек сможет добиться значительных успехов. Это процесс, посредством которого, педагог сможет привлечь внимание других, а также средство формирования образа собственного «Я». Сейчас стало востребовано следовать определенному имиджу, чтобы быть успешным. Успешность предполагает лидерство в обществе. Чтобы быть таковым, нужно произвести впечатление, уметь войти в доверие, уметь показаться с лучшей стороны. Освоение навыков самопрезентации - это путь к саморазвитию, ключ, который позволит получить человеческое признание. Совершенствуя свой стиль общения, установление контакта, проявляющийся в осанке, мимике и жестах, манере говорить, одеваться человек создает свой уникальный имидж. А он позволит добиться поставленной цели.
Другой формой демонстрации компетенции педагога является - портфолио. Мы знаем, в портфолио каждого педагога входят следующие документы:
1 общие сведения о педагоге
2 самоанализ и самооценка профессиональной деятельности
3 отзывы о профессиональной деятельности
4 документы, подтверждающие результаты учащихся и документы о личных достижения.
Формируя портфолио, педагог в любой момент может продемонстрировать свою педагогическую компетентность.
Грамотное использование данных форм позволит каждому повысить его конкурентоспособность, получить большее удовлетворение от работы и стимул для дальнейшего профессионального роста.

Выбор редакции
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИО СТАВКАХ ПЛАТЫ ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ КОЭФФИЦИЕНТАХ В...

В течение всего 2018 года по сложившейся традиции в налоговое законодательство (в т.ч. - в Налоговый кодекс РФ) внесли кучу изменений,...

Форма 6-НДФЛ содержит обобщенную информацию о налоге, уплаченном с доходов работников, и подается ежеквартально. В ней подлежат...

Косвенные расходы. Учет и распределение при расчете налога на прибыль Косвенные расходы, что к ним относится: учет и распределение...
В 2017 году нужно озаботиться заполнением отчета о движении денежных средств за 2016 год. Кто должен сдавать отчет? Каково назначение...
Мышцы кисти располагаются преимущественно на ладонной поверхности кисти и подразделяются на латеральную группу (мышцы большого пальца),...
Ценность алкоголя как вещества, которое способствует перевариванию пищи, известна уже давно. Традиционный стакан хереса до еды усиливает...
Несмотря на успешные лабораторные эксперименты по заражению животных, в естественных условиях животные к сифилису не восприимчивы....
Как правило, присутствие метастазов в костях – это уже тяжелейшее осложнение имеющейся у человека онкологической болезни. Процесс зашел...