Детская одаренность. Одаренный ребенок в семье Научный подход к зачатию одаренного ребенка


20 ноября во всем мире отмечается Всемирный день ребенка. Почти полвека тому назад Генеральная Ассамблея ООН рекомендовала всем странам ввести празднование Всемирного дня ребенка как дня мирового братства и взаимопонимания детей.

Сегодня вопросам раннего развития и воспитания детей уделяется много внимания. Психологи считают, что потенциально одаренным может быть каждый здоровый ребенок. При благоприятных условиях, которые создаются для него в школе и дома, потенциальные таланты развиваются в реальные.

Существует множество методик, которые развивают у ребенка интеллект, память и творческие способности. Все они нацелены на максимальное раскрытие возможностей ребенка.

В пользу раннего развития говорит тот факт, что в первые годы жизни клетки мозга быстро развиваются, и закладывается база для дальнейшего роста способностей и качеств человека. Поэтому так важно заниматься с ребенком речью, помогать ему в умственном развитии.

Нельзя упускать из виду психические и духовные качества. Если ребенка постоянно ругать, он научится осуждать, если его хвалить - оценивать, если оскорблять - быть виноватым. А вот дружеская атмосфера и одобрение подарит ребенку ощущение собственной важности и нужности, поможет ему понять, как находить и дарить любовь.

Игры

Воспитание маленького гения надо начинать с игры. Исследования на крысах показали, что активная игровая среда увеличивает объем мозга на 25%. То же самое происходит и с человеком. Красивые, развивающие воображение игрушки действуют на ребенка так же. Крайне важно обеспечить ему свободный доступ к ним и возможность выбирать.

Оптимальный набор игрушек для будущего гения включает в себя краски, пластилин, цветную бумагу, конструкторы, мячи, спортивный уголок (шведская стенка, качели, батут), ролевые наборы (кукольные домики для девочек, мастерские для мальчиков), простые музыкальные инструменты, мягкие игрушки. Последних не должно быть слишком много, во всем стоит знать меру.

Играм ребенка тоже надо учить. Важно, чтобы родители сами играли с детьми по несколько минут в день. Для этого стоит разграничить детскую комнату на зоны: игровую, спортивную и сенсорную. В ней должны быть вещи разной фактуры, размера и запахов.

Музыка вместо иностранных языков

Считается, что обучать ребенка иностранным языкам надо как можно раньше. Это не совсем так. Психологи уверяют, что оптимальный возраст для изучения иностранного наступает только после того, как ребенок уверенно заговорит на родном языке, то есть в 5-7 лет. Доказано, что ребенок, с которым родители говорят на двух языках, начинает позже говорить. Это происходит из-за того, что мозг малыша перегружается.

Поскольку ребенок не всегда может разобраться со словами и предложениями, некоторые психологи уверяют, что лучше всего начинать изучение иностранного языка с 14 лет. Однако тут есть и одна маленькая хитрость: в небольшом возрасте можно заложить базу для дальнейшего обучения. Для этого достаточно выучить с малышом один детский стишок. Тогда в 14 лет на его основу ляжет вся остальная языковая система.

Еще один миф теории раннего развития - показывать ребенку карточки для того, чтобы он больше запоминал. На самом деле куда правильнее будет просто поиграть с малышом в прятки. Как вариант, можно изучать с ребенком несложные карточки с уже знакомыми словами. На ней стоит написать описание предмета. В результате у малыша пополнится словарный запас, и он быстрее освоит письмо. Цифры поможет выучить игра в лото.

Классическая музыка, например, произведения Моцарта, активизирует мозговую деятельность. Однако здесь тоже есть свои нюансы. Во-первых, не стоит эксплуатировать постоянно одну и ту же мелодию и музыкальные инструменты. Во-вторых, если у родителей нет слуха, лучше ребенку не петь. Развитию его музыкальных талантов это не поможет.

Главное - здоровье

Важно заниматься спортом с ребенком дома и на улице. Вообще, он должен много двигаться. Это намного важнее, чем изучение иностранных языков. Именно поэтому детские психологи говорят о необходимости наличия в доме шведской стенки. Поднимаясь по лестнице, ребенок становится увереннее. Так в нем формируются лидерские качества.

Не стоит сильно ограничивать ребенка в просмотре телевизора и времяпрепровождении у компьютера. Куда более правильно будет грамотно распределять время, и вовремя давать ребенку отдых. Также необходимо позаботиться о нормальном освещении рабочего места и правильной осанке.

Вообще, воспитывая маленького гения, уж лучше переборщить с методиками раннего воспитания, чем не заниматься ребенком вообще. Между тем, если стоит выбор между занятием, например, музыкой и прогулкой, выбирать надо второе. Все-таки здоровье важнее.

Методики раннего развития

Вальдорфская методика

Вальдорфская методика - это часть антропософского учения, которое создал австрийский ученый Рудольф Штайнер в начале XX века. У этой методики больше оппонентов, чем последователей. Например, представители русской православной церкви довольно резко высказывались по поводу этой системы образования.

Вальдорфская методика не приемлет раннее интеллектуальное развитие. Например, обучение ребенка чтению и письму начинают не раньше десяти - двенадцати лет, когда у ребенка уже развит духовный и эмоциональный мир. Противопоказанными считаются телевизор и компьютер, поскольку они могут спровоцировать стресс или донести ненужную информацию.

В вальдорфской педагогике акцент делается на развитие эмоционального состояния ребёнка, его творческих способностей. Основными занятиями по Вальдорфской методике считаются керамика, вышивание, музыка, театрализованные представления, драматические и кукольные спектакли. Предпочтение отдаётся самодельным игрушкам из натуральных природных материалов (дерева, шерсти, глины).

Методика Фребеля

Фридрих Фребель - немецкий гуманист, педагог, автор оригинальной системы воспитания и обучения дошкольников в коллективе, создатель первых детских садов. Фребель полагал, что дети самовыражаются и учатся в играх. Для своего детского сада он разработал набор игр и игрушек, которые дети получали в подарок, например, кубики или мячи. Также в детском саду Фребеля дети пели песни, играли в различные игры или слушали истории воспитателей.

Фридрих Фребель предложил использовать складывание из бумаги как метод для объяснения детям простых правил геометрии. Он советовал детям заниматься оригами, чтобы сначала понять геометрию с помощью пальцев, а затем - умом. Кроме того, педагог известен как автор головоломки - так называемых "блоков Фребеля". Блоки представляют собой куб и складываются в кубическую деревянную коробку.

Методика Монтессори

Мария Монтессори - известный итальянский педагог. Сначала ее метод использовали для воспитания и образования детей, отстающих в развитии по разным причинам. Но после того как результаты работы с такими детьми оказались успешными, она решила перенести свой метод на здоровых детей.

Мария Монтессори считала, что каждый ребенок умен и талантлив от природы. Взрослые должны помочь ему раскрыть свой потенциал, научить его самостоятельно познавать мир. Для этого необходимо создать среду, в которой ребенок сможет и захочет проявить свои индивидуальные способности, будет развиваться и обучаться в собственном ритме.

Педагогическая система Монтессори состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, учитель. В центре внимания - ребенок. В "погружающей" среде он улучшает свое физическое состояние, учится двигаться, ощущать окружающий его мир, получает знания на собственном опыте. Задача учителя - наблюдать за ребенком и создавать среду, в которой ребенок может всесторонне развиваться. Принцип педагогики Монтессори: "Помоги мне это сделать самому".

По методике Монтесссори развитие идет в 5 областях: область чувств (развитие органов чувств), навыки практической жизни, математика, родной язык, космическое воспитание. Космическое воспитание - это термин Монтессори, куда входят основы географии, биологии, физики, химии. Существуют пособия Монтессори, например, широко известные "рамки и вкладыши". Это набор рамок-пластин, в каждой из которых вырезаны отверстия, закрывающиеся крышкой-вкладышем такой же формы и размера.

Методика Глена Домана

Глен Доман - американский педиатр, основатель филадельфийского института "Better Baby Institute" (BBI), автор уникальной методики развития умственных способностей детей самого раннего возраста. К началу 1960-х гг. благодаря своей знаменитой работе с умственно отсталыми детьми он организовал исследования по совершенствованию умственного роста нормальных детей. Основа его методики - развитие зрительных и физических способностей с рождения.

Доман считает, что учеба эффективна только в период роста мозга. А мозг человека растет до семи - семи с половиной лет, но интенсивнее всего это происходит именно в первые три года жизни. Исходя из этого, свою систему он разработал для малышей от 2 до 4 лет. В этот период ребенка можно обучить очень многому - от иностранного языка до высшей математики.

Цель методики Домана, по его собственным словам, - "дать детям неограниченные возможности в жизни. А осуществление этой цели будет определяться тем, что выберет для себя ребенок, кем он решит стать, что приглянется ему из длинного списка возможностей".

Глен Доман отдает предпочтение зрительному опыту как способу познания мира. Он рекомендует с первых дней жизни показывать детям серии карточек из разных областей жизни, начиная от написанных слов, карточек с точками (математика) и кончая изображением растений, животных и т.д.

У этой методики много противников. Их аргументы таковы: методика очень трудоемка и практически невыполнима. Ребенок не участвует в самом процессе обучения. Он лишь воспринимает информацию, а его творческие и исследовательские возможности не развиваются.

Методика Сесиль Лупан

Сесиль Лупан - бельгийская актриса. С 1981 г. она переехала в США, где преподавала актерское мастерство. В этот же период, когда она была молодой матерью, она познакомилась с методикой Домана. Сесиль Лупан использовала ее при воспитании двух своих дочерях. Однако она немного переделала эту методику, внеся туда определенные коррективы.

Измененная методика Сесиль Лупан отличается от методики Глена Домана тем, что последний наблюдает сразу очень многих детей, и поэтому не может проникнуть в их душевный мир. Сесиль Лупан, наоборот, наблюдает только своих детей и пытается понять, что именно им нужно, и дает им это в тот момент, когда им этого хочется.

Сесиль Лупан более индивидуально подбирает методы обучения и придерживается следующих четырех принципов:

1) Самые лучшие преподаватели для малыша - его родители;

2) Обучение - это игра, которую следует прекращать раньше, чем ребенок устанет;

3) Никогда не проверяйте своего ребенка;

4) Любознательность поддерживается быстротой и новизной.

Методика Шиничи Сузуки

Шиничи Сузуки - японский скрипач, педагог, философ. Вот основа его подхода: "музыкальность - это не врожденный талант, а способность, которая, как и всякая способность, может быть развита. Любой ребенок, обученный должным образом, может стать музыкальным - это не сложнее, чем научиться говорить на родном языке. Потенциал каждого маленького человечка неограничен".

Метод Сузуки родился из его наблюдений за тем, как легко дети изучают родной язык. Он решил использовать метод обучения языку в обучении игре на скрипке. Метод получил название "Рождение таланта". Однако доктор Сузуки всегда отмечал, что использует обучение музыке только как дополнительную возможность развить ребенка, помочь познать ему мир.

Методика Никитиных

Борис Павлович и Лена Андреевна Никитины - педагоги-новаторы, родители семерых детей из подмосковного города Болшева. Они создали свою систему воспитания и оздоровления детей в семье. Система Никитиных заключается в естественном развитии и развивающих играх.

Первым принципом методики является легкая одежда и спортивная обстановка в доме: у детей с раннего детства есть доступ к спортснарядам. Детей не принуждают к специальным тренировкам, зарядкам, урокам. Ребята занимаются столько, сколько хотят, сочетая спортивные занятия со всеми другими видами деятельности.

Еще один принцип методики заключается в постоянном внимании родителей к деятельностей малышей, участие в их играх, соревнованиях, самой жизни.

Борис и Елена Никитины выработали свои принципы развития в практике жизни. "Мы пользовались ими интуитивно, неосознанно, преследуя лишь одну цель: не мешать развитию, а помогать ему, причем не давить на ребенка в соответствии со своими какими-то замыслами, а… создавать условия для дальнейшего его развития". Никитины - авторы таких развивающих игр, как "Сложи квадрат", "Сложи узор", "Дроби", "Кирпичики", "Кубики для всех", "Уникуб".

Методика Зайцева

Николай Зайцев - педагог-новатор из Санкт-Петербурга, автор новых направлений в методиках преподавания математики, грамматики. Главный принцип методики Зайцева - складовой принцип, т. е. самой маленькой частицей речи в этой методике является не буква, не слог, а склад или усилие, которое мы делаем, когда произносим звук. Склады в таблицах и на кубиках различаются по цвету, размеру, объёму, звучанию (кубики заполнены разными материалами).

Известным пособием Зайцева является "Кубики". Но также есть "240 картинок для обучения письму, чтению, рисованию", "Читай и пой" с аудиокассетой, пособие "Пишу красиво". Автор создал методики обучения начальной математике, английскому языку. Сам Зайцев считает, что эту методику можно использовать для детей от 2 лет и больше она подходит для работы в группе.

Методика Тюленева

Павел Тюленев - социолог, педагог, президент Ассоциации педагогов - новаторов. Он - автор "Метода интеллектуального развития ребенка", или "Системы ускоренного обучения МИР". Среди книг Тюленева есть такие, как "Читать раньше, чем ходить", "Считать - раньше, чем ходить" "Знать ноты раньше, чем ходить", "Предпринимать - раньше, чем ходить".

Тюленев считает, что для того, чтобы обучить ребенка различным навыкам раньше, чем он научится ходить, нужно создать ему соответствующую среду, начиная с рождения.

Методика отличается тем, что все применяемые рекомендации постепенно усложняются, с первых недель жизни до совершеннолетия. Однако у Тюленева есть и противники. Они подвергают сомнению эффективность такого быстрого развития. Также следует учесть, что эта система существует не так давно, и говорить о конкретных результатах ещё очень рано.

Материал подготовлен редакцией rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников

Томасу Эдисону, возможно, самому блестящему изобретателю в истории человечества, когда-то сказали, что он слишком недалекий и неспособный к обучению. Альберт Эйнштейн, величайший физик, с детства слышал от многих людей, что он ни на что не годен. Одаренность – это сложный подарок судьбы, а дети с высоким интеллектом часто бывают непонятыми и недооцененными.

Что такое одаренность? Это когда способности ребенка значительно выше нормы для их возраста. И одаренность может проявляться в разных сферах: языки, творчество, математика или наука.

Как можно распознать её в детях?

1. Они постоянно спрашивают, как все устроено

Любопытство одаренного малыша можно сравнить с поведением домашнего животного, постоянно изучающего окружающую среду. Одаренные дети всегда и обо всем интересуются. Родителям можно пожелать только терпения, чтобы справиться с непрекращающимся потоком вопросов.

2. Они предпочитают компанию взрослых людей

Одаренные дети быстро схватывают темы, обсуждаемые в садике и школе, особенно в раннем возрасте. В результате им становится скучно общаться со своими сверстниками. Потому ребенок будет искать компанию более старших детей или взрослых.

3. Они любят читать

Неудивительно, что большинство суперуспешных людей, например, Уоррен Баффет, Билл Гейтс, Марк Цукерберг и многие другие, в детстве обожали читать. Одаренные дети действительно быстрее и раньше выучиваются чтению, а потом взахлеб поглощают книги.

4. Они глубоко изучают предмет

Ребенок, который умеет выдавать оригинальные мысли и идеи, вероятно, является одаренным и исключительным. Большинство маленьких детей обычно пересказывают заданный материал для учителя, а одаренный ребенок изучит еще и дополнительную информацию, чтобы глубже понять тему.

5. Они умеют сосредотачиваться

Одаренные дети, как правило, обладают удивительной сосредоточенностью. Когда им дают задачу, они упорно работают над ней до завершения. Телевизоры, видеоигры и социальные сети не отвлекают их внимания.

6. Они неидеальны

Даже одаренные дети не являются идеальными людьми. Они могут показывать прогресс в определенных областях, но оставаться невнимательными, ленивыми или же сражаться с собственной неорганизованностью.

7. Они берут на себя лидерские роли

Не все одаренные дети берут на себя инициативу, но лидерство – это их конек. Даже одаренный ребенок-интроверт будет время от времени выходить из своего собственного мира, чтобы направлять своих сверстников. Такое часто происходит во время групповых проектов. Ребенок просто умеет видеть, переосмысливать и решать проблему, задавая своим сверстникам направление.

8. Они превосходят ожидания

Естественно, когда ребенок мал, мы не ожидаем от него слишком многого. Но одаренность проявляется быстро. Такой ребенок начинает опережать этапы стандартного возрастного развития: раньше читать, раньше говорить, раньше развиваться во всех смыслах.

9. Они быстро понимают схемы и шаблоны действий

Одаренные дети имеют исключительную способность замечать установленные схемы и шаблоны, то есть логику поведения и действий. Они все замечают и фиксируют, например, расписание автобуса под домом. Такие дети наблюдательны и быстро запоминают ключевую информацию.

10. Они обладают широтой знаний

Илон Маск, основатель компаний SpaceX, Tesla и Solar City, был одаренным ребенком. Когда он перечитывал все книги, имеющиеся в наличии, то принимался за энциклопедии. Из-за их стремления к знаниям, одаренные дети жадно накапливают и хранят информацию всех видов.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

МБДОУ № 61 «комбинированного вида»

Как выделить из группы детей одарённого ребенка?

(консультация для педагогов)

Составила: Светлана Анатольевна Шерстянникова,

воспитатель МБДОУ № 61

Ленинск-Кузнецкий, 2016

Проблемы, связанные с развитием одаренности человека, все больше привлекают к себе внимание ученых, работников образования, журналистов, писателей, родительской общественности, как в нашей стране, так и за рубежом.

Маленький художник, картинами которого восхищается весь мир. Маленький математик, складывающий и умножающий в уме огромные числа. Маленький спортсмен с большими достижениями, который еще совсем недавно делал первые неуверенные шаги в своей жизни. Маленький музыкант, одухотворенно исполняющий сложные произведения, порой недоступные даже взрослым.

Одаренные дети... Кто они? Как разглядеть детскую одаренность, развить и приумножить ее? Одаренный ребенок в детском сообществе, такой яркий и непохожий на остальных.Это подарок педагогу или проблема для него? Сегодня этими вопросами озадачены педагоги-дошкольники, которые первыми встречают маленького человечка на его большом жизненном пути и понимают свою ответственность за то, каким он станет, когда подрастет.

В дошкольном детстве существует столько видов одаренности, сколько есть видов детской деятельности. В каждой деятельности – своя шкала успешности и оригинальности достижений. Детская одаренность начинает проявляться уже с самого раннего возраста. Но сформируется ли в итоге одаренная личность? Ведь признаки одаренности, появляющиеся в дошкольном возрасте, могут постепенно угаснуть, если не будут созданы соответствующие условия, стимулирующие развитие одаренности. Поэтому педагоги дошкольных учреждений должны быть особенно внимательны к детям, у которых начинают проявляться зачатки одаренности.

Одаренный ребенок – это ребенок, отличающийся очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеющий внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности, интенсивность выраженности и яркость которых выделяют его среди одногодок. Но одаренный ребенок нередко отличается и особенной ранимостью. Ему со своей необычностью бывает нелегко среди сверстников. Поэтому задача педагогов – помочь ребенку не только раскрыть свой талант, но и выстроить взаимоотношения с окружающими.
Одаренные дети – вундеркинды, способные, талантливые, гениальные. Их называют по-разному. Но суть заключается в одном – в феномене детской одаренности. Одаренность – это, безусловно, драгоценнейший природный дар, который иногда оказывается слишком тяжелой ношей для его обладателя и создает множество проблем. Одаренность как бриллиант, который засверкает своими гранями только после того, как побывает в руках мастера. Как бы ни был одарен ребенок, он нуждается в заботливых и внимательных педагогах, которые придадут его природному дару бриллиантовый блеск.

Как выделить из группы детей одаренного ребенка? На наш взгляд, ребенок с зачатками одаренности обладает определенными признаками одаренности, которые характерны для его развивающейся личности и отличают его от своих сверстников:

    высокий уровень развития речи и мышления, оригинальность и нестандартность мышления;повышенный объем внимания, способность к длительной сосредоточенности;

    обладание хорошей памятью;

    проявление увлеченности, любознательности, высокая познавательная активность, широта интересов;

    высокий уровень обучаемости, получение удовольствия от процесса познания;

    самостоятельный выбор занятия, стремление доводить свою деятельность до соответствия высоким требованиям;

    креативность, яркое воображение, восприимчивость ко всему новому, необычному;

    самостоятельность, независимость, уверенность в себе;

    повышенная чувствительность, возбудимость, ранимость, гиперактивность, постоянное привлечение к себе внимания окружающих.

Понять и принять таких детей удается далеко не всем педагогам и родителям. Их отношение к таким детям неоднозначно. Появление ребенка с признаками одаренности в одних семьях вызывает у родителей чувства радости, восхищения, стремление активно содействовать его развитию, расти самим; в других – растерянность, неудачи во взаимодействии с ярким и необычным малышом, который отличается от своих сверстников. Трудности в общении с такими детьми, неприятие их иногда наблюдается и в детском саду. Не все так просто и легко, когда в группе нестандартный ребенок, проявляющий признаки одаренности. Плохо, если подобный ребенок останется непонятым и непринятым таким, какой он есть, со всеми его особенностями. Как бы ни было трудно педагогу в общении с таким ребенком, он должен в значительной степени постараться изменить непростую ситуацию, окрасить ее в позитивный цвет – в цвет радости, счастья от общения с чудом, открытым миру, раскрывающимся у него на глазах, от осознания причастности к этому.

В настоящее время выделены разнообразные виды человеческой одаренности. В их числе – интеллектуальная, художественная, творческая, психомоторная, социальная (лидерская, коммуникативная) , которые проявляются уже в дошкольный период. Родители и педагоги обычно проявляют заботу в отношении умственных способностей, одаренности ребенка в музыкальной и изобразительной деятельности. Мало внимания уделяется развитию социальной одаренности, которая проявляется в общении. А ведь именно социальная одаренность может стать толчком для развития способностей более высокого уровня.
Как показывают современные исследования, в своей жизни добиваются большого успеха не всегда те, у кого развиты умственные способности, а как правило, люди, обладающие способностью легко вступать в общение, устанавливать благоприятные межличностные отношения, имеющие выраженные лидерские качества и организаторские способности, а также умеющие правильно выбрать сферу своей деятельности и двигаться к намеченной цели.

Опыт работы педагогов ДОУ показывает, что дети с зачатками социальной одаренности встречаются в детском саду чаще, чем с другими видами одаренности. Поэтому мы решили разработать систему работы с социально одаренными детьми для раннего развития их коммуникативных и лидерских качеств, для обеспечения возможности их самореализации. Ведь именно с умением самореализовываться, на наш взгляд, будут связаны все достижения человека в последующей жизни. А общение станет средством, обеспечивающим самореализацию.
Детский сад – первый социальный институт, в котором начинается социально-личностное развитие ребенка. Именно в группе детского сада ребенок начинает познавать все тонкости взаимодействия и общения с окружающими взрослыми и детьми.
Выявление одаренных детей в детском коллективе – проблема, давно привлекающая к себе внимание психологов, педагогов и родителей. Однако на сегодняшний день она во многом остается нерешенной, ее относят к числу актуальных, особо сложных, требующих повышенного внимания. Все исследователи вопроса детской одаренности признают необходимость как можно более ранней идентификации одаренных детей в детском коллективе для создания условий развития их дарования. Однако сложность заключается в том, что нет однозначного отношения к самому процессу раннего выделения одаренности.
Впервые знакомясь с воспитанниками новой группы, мы должны стараться определить, одаренный ли перед нами ребенок или его отличие от остальных детей связано с особенностями его воспитания и раннего развития в семье. Выявление детей с признаками одаренности - процесс длительный, связанный с анализом особенностей развития каждого конкретного ребенка. Мы должны направлять свою работу на поиск одаренных детей в процессе совместной деятельности, общения, самостоятельной деятельности детей, соответствующей их интересам.
В результате наблюдений выявляются способности ребенка, его склонности и интересы. Особое внимание мы должны обращать на детей, задающих много вопросов, интересующихся окружающим, знающих о том, что для их сверстников не представляет никакого интереса. Мы должны выделять детей, которые быстро запоминают прочитанное и рассказанное взрослыми, эмоционально реагируют на все новое, оригинально мыслят и предлагают неожиданные ответы и решения.

Дети, развитием которых не занимались в семье, как правило, не способны находить и принимать нестандартные решения в сложных ситуациях. А одаренные дети оказываются самостоятельными, энергичными и независимыми. У них богатый словарный запас, связанный с ранним овладением речью. Они способны к словотворчеству, обладают большой речевой активностью. В раннем возрасте такие дети хорошо прослеживают причинно-следственные связи и делают определенные выводы. Им можно поручить выполнить более сложное дело, к выполнению которого они подойдут ответственно, если будут в нем заинтересованы. Для этого мы предлагаем им ситуации, решение которых требует инициативы и нестандартного мышления. Если у таких детей будет сформирован высокий уровень познавательного интереса, то они станут помощниками взрослым в любых начинаниях. Поддержать и развить индивидуальность одаренного ребенка, не затормозить рост его способностей – одна из важных задач, стоящих перед педагогами дошкольного учреждения. В нашем дошкольном учреждении особое внимание мы уделяем развитию социально одаренных детей. Ведь именно в дошкольные годы социальная одаренность начинает проявляться и развиваться, о чем свидетельствуют результаты различных исследований в данной области.

Для развития социальной одаренности в период дошкольного детства есть немало предпосылок. В это время активно формируется самосознание, потребность в общении с взрослыми и сверстниками, способность к сопереживанию, развиваются социальные эмоции и чувства. Дошкольная группа – это первое детское сообщество, в котором складываются и развиваются общение и разнообразные виды детской деятельности, происходит овладение новой социальной ролью – члена детской группы, формируются отношения со сверстниками.
Социально одаренные дети – это всегда лидеры в детском коллективе. У них рано проявляются лидерские качества, способствующие объединению детского коллектива. Они выделяются активностью, ярко выраженным интересом к людям, потребностью в общении. Именно коммуникативно одаренные дети становятся в группе инициаторами взаимодействия. Одаренный ребенок часто берет на себя роль организатора коллективной игры. Обладая хорошей речью, он может подсказать педагогу, чего желают другие дети, которым на данном этапе сложно выразить свои мысли. Такие дети всегда проявляют готовность помочь своим сверстникам советом или делом, они способны улаживать назревающие конфликты. С ними хотят общаться и дружить большинство детей группы. Однако одаренные дети быстро понимают свое превосходство над другими, что позволяет им зачастую командовать детьми, выбирать игры по своему желанию, устанавливать свои правила.
Также большое внимание в своей работе мы должны уделять развитию коммуникативных качеств социально одаренных детей. Развитие общения наиболее ярко происходит в творческой деятельности: в разыгрывании ролевых диалогов, инсценировки стихов, исполнении этюдов, драматизации художественных произведений, сюжетно-ролевой и режиссерской игре.
Одаренные дети четко представляют себе, как можно организовать любую игру, умеют создавать условия для игр: выбирают место, распределяют роли, находят необходимые игрушки, определяют содержание игры и обязательно вносят в игру что-то новое. Мы обратили внимание, что такие дети с интересом участвуют в беседах по теме предстоящей игры, задают взрослым много вопросов с целью узнать что-то новое и с удовольствием делятся полученными впечатлениями со всеми окружающими. Яркие впечатления позволяют одаренным детям более ответственно отнестись к выполнению игровой роли. Они изобретательны в действиях с игрушками, подражают их голосам и ведут с ними разговоры, их деятельность носит эмоциональный характер. Чаще всего одаренные дети берут на себя главные роли и хорошо справляются с ними. В игру они могут приглашать только тех, кого хотят и расстраиваются, если с ними в чем-то не соглашаются. Они часто проявляют завышенные требование к своим сверстникам, стремясь к лидерству. Поэтому задача педагогов – объяснить одаренному ребенку, что необходимо считаться с мнением сверстников. Такой ребенок не должен чувствовать себя выше других детей, поэтому педагоги используют прием последующего обсуждения игровых действий всех участников коллективной игры.
Для раннего развития социальной одаренности дошкольников в ДОУ создают проблемно-речевые ситуации, проводят коммуникативные игры, игровые упражнения для развития эмоциональной сферы, игры-этюды, организуют этические беседы, чтение и обсуждение художественной литературы, стимулируют активность детей в творческих играх, в процессе работы творческих мастерских, проводят праздники и развлечения.
Общепризнано, что главным фактором развития социальной одаренности в раннем возрасте является семья. Благоприятная атмосфера в семье, доверительные отношения с родителями и другими членами семьи влияют на становление у ребенка социального интереса. Социальная одаренность формируется у детей в семьях с демократическим стилем общения взрослых друг с другом и с детьми, где ценятся личностное общение, совместное времяпрепровождение. Детям предоставляется возможность самостоятельных действий и решений, но существует и определенный разумный контроль за их действиями.

Развитию одаренности детей способствует высокая заинтересованность в постоянном познании нового у самих родителей, которые, как правило, не только заняты в сфере интеллектуальных профессий, но и имеют разного рода интеллектуальные хобби. В общении с ребенком они всегда выходят за круг бытовых проблем, отдавая свободное время совместной познавательной деятельности - общим играм, обсуждению интересных вопросов, решению интеллектуальных задач. Часто родителей с детьми объединяют общие познавательные интересы, на основе которых между ними возникают устойчивые дружеские отношения. В этих семьях между родителями и детьми отмечается значительно меньшая дистанция, сам факт сокращения которой может носить не только явно позитивные, но подчас и негативные черты. Во многих случаях именно родители начинают обучать одаренного ребенка, при этом часто кто-нибудь из них на долгие годы становится его наставником в самой разной деятельности: в художественно-эстетической, спортивной, музыкальной.

Однако даже самые лучшие побуждения родителей могут сыграть как положительную, так и отрицательную роль в развитии одарённого ребёнка. Поэтому специалистам, работающим с такими детьми, нужно уделять особое внимание семье с целью помощи родителям в поиске путей решения проблем, часто встречающихся при воспитании одарённого ребёнка.
Наш опыт взаимодействия с родителями показывает, что они по-разному относятся к проблеме одаренности собственных детей. Одни считают, что не надо обращать внимание на любознательность, фантазию, творчество ребенка, так как это связано с особенностями возраста. Другие наоборот преувеличивают возможности ребенка, тем самым подчеркивая, что их малыш не такой, как все, что его одаренность дает ему право на особые привилегии. Они постоянно говорят ребенку о его исключительности, ставя его выше всех других детей. Мы стараемся объяснить родителям, что такой подход к воспитанию не правильный, ведь ребенок должен стать частью общества, а не выделяться из него. Нам важно, чтобы родители поняли, что ребенок должен обладать здоровым самообладанием и пониманием того, что способности и интересы других детей могут быть столь же заслуживающими внимания, как и его собственные. Но в любом случае, одаренный ребенок вправе рассчитывать, что его талант найдет понимание и поддержку, прежде всего, у родителей.

Одаренность человека нуждается в постоянном развитии. Она как растение, которое необходимо взращивать с любовью. Без заботы и внимания оно угасает. Поэтому нужно стремимся объединить свои усилия вместе с семьей в деятельности по воспитанию и развитию одаренных детей. И, возможно, одаренных детей станет больше.

Список литературы:

    Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать: пособие для воспитателей и родителей. 3-е изд. – М., 2004.

    Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М., 2006.

    Краткий психологический словарь / под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М., 1990.

    Психология социальной одаренности: пособие по выявлению и развитию коммуникативных способностей дошкольников / Е.А. Панько и др. – М., 2009.

Родители первыми замечают одаренность ребенка, хотя это не всегда легко сделать, так как не существует какого-то стереотипа одаренности - каждый ребенок проявляет свои способности по-своему. Чаще всего одаренность ребенка остается не замеченной в семьях, где этот ребенок является первым или единственным.

Многие родители заявляют: "Я не хочу, чтобы мой ребенок был одаренным, пусть лучше он будет нормальным, счастливым ребенком - таким, как все ". Или, в ответ на вопрос: "Каково вам воспитывать одаренного ребенка? " - они отвечают, что все было прекрасно до тех пор, пока в школе ребенку не приклеили ярлык одаренного и не сообщили об этом родителям.

Ребенок остался тем же, но родительское восприятие изменилось: родители начинают нервничать, задаваться вопросом: "А так ли мы выполняем свои обязанности по отношению к ребенку? " В таких случаях напряжение может вытеснить радость семейных отношении. Существует также вероятность, что самовосприятие ребенка будет изменено ярлыком одаренности.

Пытаясь понять родительские переживания и дать им ответ, задаешься весьма серьезной проблемой: действительно ли думающие родители всерьез полагают, что быть одаренным - значит быть ненормальным не уметь найти места в компании сверстников, быть несчастным? Как ни печально, но таковы широко распространенные стереотипы, порой разделяемые родителями. Подобное отношение может серьезно мешать нормальному, счастливому детству; такие стереотипы необходимо развенчивать и уничтожать. Отрицание или игнорирование уникальных способностей ребенка в угоду общественным нравам, во всяком случае, уж никак не поможет ребенку найти свое место в жизни и стать счастливым. Идеальная родительская реакция радостного и должна, вероятно, лежать где-то посредине между игнорированием и эксплуатацией способностей ребенка.

Возвращаясь к изначальному заявлению о том, что первооткрывателями одаренных детей являются родители, уместно вспомнить, каковы же основные поведенческие характеристики одаренного ребенка, описанные в литературе и упоминаемые родителями (Vail, 1979; Martinson, 1974).

Наиболее часто родители отмечают раннюю речь, употребление сложных слов, а также раннее освоение счета или чтения, нередко и другие характеристики: громадное любопытство ("Она задает миллион вопросов обо всем на свете! ") и цепкую память ("Он все запоминает в таких деталях "). Эти последние способности заслуживают особого внимания, наряду с быстрым восприятием ("Она все на лету схватывает ") воображением ("Он играет с воображаемыми друзьями " или "Она рассказывает мне такие фантастические истории "), в то время как роль отдельных конкретных достижений (умение читать или считать) не следует переоценивать.

Разного рода телепрограммы, развивающие игры, а также общение с родителями или старшими братьями и сестрами могут помочь вполне обычному ребенку справиться с теми или иными задачам.Одаренные дети проявляют свои способности по-разному, а иногда предпочитают их и вовсе не проявлять. Отнюдь не все исключительно способные дети рано начинают говорить, даже если для этого имеются соответствующие условия.

Родительское открытие одаренности собственного ребенка должно рождать радостное ожидание и готовность решать связанные с этим проблемы, а не обезоруживающую озабоченность, которая может превратить самые важные для растущего человека связи - связи между родителями и детьми.

Различают одаренность:

  • социальную , иначе лидерскую;
  • художественную - музыкальную, изобразительную, сценическую;
  • психомоторную , определяющую исключительные спортивные способности;
  • академическую , которая проявляется в необычной способности к учению. Люди, обладающие этой способностью, обычно отличные специалисты;
  • интеллектуальную - это способность анализировать, мыслить, сопоставлять факты. В семье такой ребенок - умник и умница, а в школе - отличник. Среди интеллектуальных детей есть такие, которые учатся на отлично только по одному - двум предметам и не успевают по другим;
  • творческую , которая проявляется в нестандартном видении мира и нешаблонном мышлении, но такие дети часто не достигают поставленной цели и слывут неудачниками. С детства они всех раздражают - и в семье, и в школе. Важно такого ребенка вовремя заметить и помочь ему.

Помимо явной одаренности, очевидной для всех, кто окружает ребенка, встречается одаренность скрытая, которая не проявляется в тех или иных странностях ребенка; с такими детьми педагоги и родители обычно испытывают большие трудности.

Среди таких детей можно выделить:

  • фанатов , увлеченных каким-то одним делом (компьютерные фанатики). Для них школа только помеха;
  • лентяев , которые впитывают любую информацию, но не хотят ничего делать;
  • скромников - детей с заниженной самооценкой, стремящихся не демонстрировать себя;
  • невротиков или даже психопатов, которые постоянно вступают в конфликты в семье и с окружающими;
  • чудаков или странных - спокойных мягких детей, не любящих конфликтовать.

Важно разглядеть в ребенке скрытую одаренность, иначе его способности могут так и не развиться. Такому ребенку особенно необходима помощь взрослых, особенно родителей.

Проблемы одаренных детей:

  1. Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляются оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одарённого ребёнка. Нарушения в поведении одарённых детей могут появится потому, что учебный план не соответствует их способностям.
  2. Игровые интересы. Одарённым детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей. Вследствие этого одарённый ребёнок оказывается в изоляции, уходит в себя.
  3. Конформность. Одарённые дети, отвергая стандартные требования, не склонны, таким образом, к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами или кажутся бессмысленными.
  4. Погружение в философские проблемы. Для одарённых детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы, в гораздо большей степени, чем для среднего ребёнка.
  5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одарённые дети часто предпочитают общаться и играть с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами, так как они уступают последним в физическом развитии.
  6. Стремление к совершенству (перфекционизм). Для одарённых детей характерна внутренняя потребность совершенства. Они не успокаиваются, не достигнув высшего уровня. Свойство это проявляется весьма рано.

Уважаемые родители!

Только вы можете помочь своему ребенку и поддержать его. Вот некоторые рекомендации. Н.Роджерс в соответствии с принципами гуманистической психологии предлагает настроиться следующим образом:

    Я буду внимательно слушать тебя: твои чувства и мысли. Я услышу твою боль, твои мучения, твой гнев, печаль, радость.

    Я буду уважать тебя и твои решения, которые ты принимаешь по отношению к себе.

    Я буду не соглашаться с тобой, но я буду всегда уважать тебя и твою правду (найденную тобой).

    Я буду подбадривать и поддерживать тебя, чтобы ты пробовал новое, но я никогда не буду толкать тебя силой.

    Я учусь у тебя и открыт новому опыту, который я познаю в общении с тобой; временами я совершаю ошибки, поступаю так, как бы мне не хотелось, временами я заблуждаюсь. В таких случаях я скажу об этом тебе прямо, скажу “прости”.

Принимая эти советы и стараясь им следовать, вы быстрее будете находить решение ваших задач с детьми.

Высокоодаренные дети требуют особого внимания родителей, учителей, воспитателей. Вам необходимо поддержать и предоставить неординарным способностям этих детей пространство, сохранять в них игровое начало и развивать как эмоциональную, так и интеллектуальную сторону их личности. Только тогда они смогут творчески реализовывать свою одаренность.

Материал подготовила
педагог-психолог МАОУ ДОД "ЦДТ"

Синдром одаренности

Впервые синдром одаренности был описан Джоном Лэнгтоном Дауном в конце XIX века. Его суть заключается в поразительной памяти человека. Ученый вспоминал случаи, когда наделенные синдромом одаренности люди могли наизусть цитировать любые отрывки из громадных и сложнейших книг. Обычно феноменальная память распространяется на какую-то определенную область, будь то музыка, живопись или математика.

Из скульптурной мастерской доносятся звуки «до, ре, ми...». «Это я тренируюсь петь гамму», - увидев меня, стала оправдываться юная художница, перепачканная глиной. Необычное впечатление для человека, впервые пришедшего в Московский городской дворец детского (юношеского) творчества, расположенный на Воробьевых горах. Это уникальное место, куда стекаются увлеченные и талантливые дети, чтобы «отдохнуть» от школы и попробовать свои силы в творчестве.

Лилии Вовденко восемь лет, сегодня она из глины лепит композицию животных. Девочка увлечена и не замечает, что происходит вокруг.

Посмотри, Лиля, как девушка облокотилась на стол, - указав на меня, вмешался в работу Андрей Павлюк, скульптор и руководитель мастерской, - вот такой изгиб должен быть у кошки!

Дети в мастерской занимаются разные: кто-то замкнут в себе, кто-то тараторит без умолку и пытается оторвать скульптуре голову просто так, из любопытства. Вера Каменская и Ира Кузнецова во Дворце творчества с четырех лет. Сейчас девочкам по одиннадцать, и они успешно совмещают скульптурную мастерскую, изостудию, ушу и музыкальную школу. Девчонки успевают все. А еще они хотят слепить огромный шар из глины, посадить туда своих одноклассников и покатить шар по всему свету.

Есть способности у ребенка или нет, здесь определяют быстро: если юный творец приходит во второй раз, значит, ему как минимум здесь интересно.

На самом деле, выявить талант у ребенка сложно. Если есть какие-то способности, это еще ни о чем не говорит. Человек с художественными способностями может оказаться и гениальным математиком. Но талант нужно развивать, - поделился опытом скульптор.

В первый раз ребята приходят во Дворец творчества с родителями, кто-то приходит за компанию с другом и остается. Как и в обыкновенной школе, здесь есть свой журнал посещаемости. «Нб» (сокращенно «не было») возле фамилий встречается крайне редко.

У меня своя методика развития таланта: я не держу детей в мастерской, наоборот - гоню палкой. А они не уходят!» - смеется Андрей Павлюк.

Открыть талант

Как говорят психологи, детская одаренность бывает разной. Она может быть явно выраженной, но ярким талантом обладают всего от 1 до 3 процентов детей. Бывает одаренность возрастная, когда талант внезапно проявляется у ребенка в определенном возрасте, а через какое-то время, возможно, также внезапно угасает. И, наконец, талант бывает скрытым. До поры до времени скрытая одаренность не проявляется у ребенка по тем или иным причинам, но существует в нем как нераскрытый потенциал. На него и стоит обратить особое внимание. По подсчетам психологов, детей со скрытой одаренностью около 25 процентов. И не только научиться различать скрытый талант, но и поддерживать его, растить.

У нас с конца прошлого века и до недавнего времени при выявлении одаренности психологи придерживались американской концепции, - говорит Диана Борисовна Богоявленская, доктор психологических наук, профессор, заведующая лабораторией диагностики творчества Психологического института РАО, автор многочисленных работ по развитию детской одаренности. - Суть ее состоит в том, что одаренность как бы делится на несколько видов. Если ребенок получает высокие оценки в школе, то такой школьник, считали психологи, наделен академической одаренностью. Если ребенок хорошо выполняет тесты на интеллект (тесты IQ), то признавалось, что он одарен интеллектуально. Наконец, если ребенок хорошо справляется с тестами на креативность (тестами Джоя Гилфорда), то считали, что он обладает творческой одаренностью.

Наши психологи считают, что к творчеству способен любой талантливый человек

Однако выделение этих видов одаренности построено на концепции, которая не согласуется с отечественной концепцией одаренности. По моей инициативе группа ведущих психологов разработала отечественную концепцию одаренности. С точки зрения современной психологии, одаренность рассматривается не как комплекс способностей, а как системное качество психики, развивающееся в течение всей жизни. Это не только высокие способности, но и определенная мотивация, воля и соответствующая система ценностей. В отечественной концепции одаренности не различаются одаренность и творческая одаренность.

А как у них?

В Японии во всех школах проводят урок любования цветком. Дети в течение академического часа смотрят на изображение цветка. Японцы уверены - таким образом можно не только настроить детей на творческую работу, но и развить способности. Кроме того, японская система воспитания ребенка пользуется популярностью далеко за пределами Страны восходящего солнца. Суть методики - ничего не запрещать ребенку до 7-10 лет. Пускай делает все, что хочет, лишь бы не убился. Звучит слишком вызывающе, но действует прекрасно. У ребенка есть шанс уже в раннем детстве найти занятия по душе без давления родителей. В странах Западной Европы в школах для особо одаренных детей практически отсутствуют общеобразовательные предметы. А в Латвии одаренных детей отдают в рижский лицей им А. С. Пушкина. Там самая сложная программа с углубленным изучением математики и иностранных языков. Дети, заканчивающие этот лицей, поступают в лучшие вузы не только Латвии, но и всей Европы.

Где учиться будем?

В школах за рубежом сейчас очень популярны специальные классы, в которых дети объединяются в несколько групп, в зависимости от их способностей. То есть учась в одном классе и присутствуя вместе на уроке, наиболее одаренные дети получают возможность заниматься по специальной программе. Эффект такой формы обучения, по мнению специалистов, невероятно высок.

В нашей стране подобного деления в классах нет, но есть специализированные классы и школы, куда отбираются одаренные дети на основе конкурсов и экзаменов. Но единого мнения у психологов и педагогов относительно таких учебных заведений нет. Одни полагают, что специализированные школы действительно идут детям на пользу и развивают в талантливых ребятах уже заложенные природой способности. Другие говорят, что изолировать детей опасно. Из них можно вырастить гениев, но жить-то им все равно придется в обществе самых разных людей. Смогут ли они в нем выжить? Будут ли поняты?

Гете

К тринадцати годам Иоганн Гете знал уже шесть языков. Чтобы закрепить свои знания, он написал роман, который состоял из переписки братьев с сестрой. Брат-путешественник писал по-немецки, брат-богослов - по-латыни и по-гречески, братья-коммерсанты - по-английски и по-французски, брат-музыкант - по-итальянски, а самый младший писал на древнееврейском языке.

Моцарт

В четыре года Моцарт повторял за старшей сестрой маленькие пьесы и сразу их запоминал. В этом же возрасте Вольфганг сочинил концерт для клавесина. К шести годам он уже исполнял виртуозные произведения. Родителям не приходилось уговаривать сына сесть за инструмент. Наоборот, они волновались, не переутомился бы он.

Пушкин

Александр Пушкин плохо знал математику, и однажды учитель вызвал его к доске и задал сложную задачку. «Ну, и сколько же получится?» - спросил учитель после долгих размышлений Пушкина. «Ноль!» - ответил с улыбкой поэт. «На моих уроках у вас всегда одни нули получаются! - сердито ответил учитель. - Садитесь на последнюю парту и пишите там свои стихи!» А на последнюю парту в то время обычно сажали двоечников.

Любопытно, что в Московском городском дворце детского (юношеского) творчества - одном из крупнейших учреждений в столице, где педагоги работают с талантливыми детьми, к специализированным школам относятся неоднозначно. Вот что думает заместитель директора Дворца детского творчества Виктор Соболев:

Безусловно, в школах для одаренных детей есть все, что нужно для того, чтобы развить талант в ребенке: хорошие преподаватели, новые методики и материальная база. Но в то же время дети, обучающиеся в таких школах, имеют большие проблемы с социальной адаптацией.

Как правило, талантливые дети по-особенному относятся к окружающей среде, у них особое мировоззрение. Они как будто живут в своем мире и, выйдя из стен такой школы, оказываются совершенно не готовыми жить в обществе и общаться.

Чтобы развить талант, надо найти хорошего педагога, который знает, по какой программе заниматься с ребенком

Профессор Московского государственного педагогического университета Александр Савинков тоже считает, что развитие одаренности не зависит от школы:

Мы не должны забывать о том, что большинство выдающихся людей обучались вовсе не в каких-то элитных специальных школах, а в самых обычных, массовых.

С другой стороны, в обычных школах талант зачастую теряется вовсе, ведь общепринятая система оценок выделяет тех, кто прилежно занимается, уделяет одинаковое внимание всем предметам, тщательно выполняет домашние задания, усидчив. Скажем, мальчик получает двойки по физике и химии за невыученные уроки, потому что ночи напролет пишет стихи или читает исторические книги. Так в чем секрет воспитания таланта?

В талантливых учителях, - уверен Виктор Соболев. - Чтобы развить талант, прежде всего нужно найти хорошего педагога, который знает, в каком направлении действовать, по какой программе заниматься с ребенком. Как говорится, учителей сегодня много, а вот педагогов раз-два и обчелся.

Государственная поддержка

На международных олимпиадах наши дети показывают прекрасные результаты, - говорит Игорь Беляк, заместитель директора Департамента молодежной политики Министерства образования и науки РФ. -Сборные команды наших учеников каждый год привозят с международных олимпиад по разным предметам около 25 золотых, серебряных и бронзовых медалей.

На всероссийском уровне для одаренных детей каждый год проводится более трехсот мероприятий, свыше 3000 учащихся 8-11 классов принимают участие во всероссийских олимпиадах школьников. А свыше 3000 детей участвуют в различных фестивалях и конкурсах художественного творчества. Так что условия для развития талантливых детей в нашей стране есть.

Существует специальная подпрограмма «Одаренные дети», в рамках которой осуществляется финансовая поддержка одаренных детей. Победители всероссийских и международных олимпиад, конкурсов, конференций становятся стипендиатами подпрограммы «Одаренные дети». Каждый из юных дарований получает по 10 000 рублей.

За время реализации этой программы ее стипендиатами стали 1207 детей. В 2001 году министерством был создан специальный банк данных «Одаренные дети», куда автоматически попадают стипендиаты федеральной подпрограммы. Если судить по числу участников олимпиад, то с 2000 по 2005 года количество ребят, участвующих в олимпиадах, увеличилось с 5500 до 8000.

Поддержкой талантливых детей занимаются на самых разных уровнях. При Общественной палате России создана специальная рабочая группа «Одаренное поколение». В рабочую группу входят сотрудники Минобрнауки, ученые и специалисты в этой области, которые готовят общественно-государственный проект для выявления и поддержки юных талантов.

Особенно важно поддерживать таланты в провинции, где сотни одаренных ребятишек просто не знают, как они могут раскрыть свои способности и кто им в этом поможет. Большинство из них даже не подозревают о существовании специализированных учебных учреждений, которыми богата столица.

В Москве реализовать себя может каждый талантливый школьник, - согласился с нами Виктор Собылев, - в столице хватает дворцов и центров творчества, где работают опытные педагоги и есть отличная база. Сложнее детям, которые живут в глубинке. Они вынуждены растить себя сами. Но этого недостаточно, рядом с одаренным ребенком всегда должен быть взрослый человек, который ему поможет найти себя в жизни.

В 2004 году Министерством образования и науки был создан Всероссийский центр по работе с одаренными детьми и базовые центры в семи федеральных округах. В их задачу входит поиск и поддержка талантов, и в первую очередь - в провинции. Директор Всероссийского центра Наталья Юрьевна Синягина рассказала:

Важно отметить, что проблема одаренности нашла поддержку на региональном уровне: главы администраций ряда субъектов РФ создают премиальные фонды, назначают именные стипендии, обеспечивают финансирование диагностических мероприятий по выявлению одаренных детей.

Понятно, что государственные программы, премии, стипендии и другие формы поддержки одаренных детей необходимы. Также как необходима работа психологов, педагогов и других специалистов с талантливыми ребятами.

Возможно, без этой поддержки и внимания к себе сотни одаренных детей просто не смогли бы заявить о себе. И все же для того, чтобы воспитать талант, этого недостаточно.

Без поддержки и понимания родителей, без их воспитательного таланта, ребенку невероятно трудно отстоять свое право на индивидуальность и уж тем более сохранить и развить свой дар.

Елена НОВИКОВА Гала СВЕЧКОПАЛОВА

Требуется одаренный воспитатель

Одаренные дети нуждаются и в одаренных воспитателях, которые бы чутко отзывались на запросы детей и не мешали развиваться талантам своей постоянной тревожностью, мелочной опекой и раздутым честолюбием.

Каждую способность, талант, дарованные нам от Бога, надо терпеливо и бережно выращивать, как садовник розу: где-то подставить подпорку, что-то мягко подвязать, что-то обрезать, а что-то закрыть от ветра.

Увы, не все родители могут найти правильный подход к воспитанию своего одаренного ребенка. И талант, вместо того чтобы развиваться и преумножаться, попросту чахнет. Вот только несколько типичных ошибок воспитания, на которых хотелось бы заострить внимание родителей.

Не оправдать надежд

Одна из самых распространенных ошибок - это возвеличивание способностей ребенка. Вся семья начинает вертеться вокруг «кумира», взращивая в нем звездную болезнь и одновременно вызывая тайную зависть братьев и сестер, если таковые имеются. Все ожидают только успехов, успехов во всем, к чему только прикоснется юное дарование. Но успех в одной области может соседствовать с полными неудачами в другой. Это естественно. Но к такому развитию событий не готово раздутое родительское честолюбие. Эти родительские установки усваиваются и детьми. Над ребенком всю жизнь будет нависать дамоклов меч неуспеха, постоянный страх оказаться хуже других, не получить «пятерку», не победить на олимпиаде, не занять первое место в конкурсе. Развитию таких детей начинают мешать повышенная тревога, страх. В итоге, вместо того чтобы раскрываться, способности парализуются, и вместо развития дарований у ребенка начинает формироваться невроз. Кто-то беспрерывно грызет ногти или ручку, кто-то начинает подмаргивать, зажмуриваться, другой постоянно облизывает губы, кто-то щелкает языком. Это поведенческие симптомы чрезмерного напряжения, повышенной тревоги, с которыми не справляется неокрепшая детская психика. Постоянные стрессы могут привести и к соматическим расстройствам. Бессонница, дерматиты, постоянные головные боли, тошнота, иногда даже рвота перед выходом в школу - все это плата за излишнюю родительскую требовательность, вызванную тщеславием и стремлением утвердиться за счет своего ребенка. Дарования детей становятся объектом манипулирования родителей, жаждущих только успеха. Привычная нам пятибалльная система оценок превращается в двухбалльную: все, что не «пятерка», то «двойка».

Приведу рассказы одаренных младшеклассников:

«Я больше всего боюсь контрольных. Я роняю ручку прямо из-за того, что боюсь. Делаю первое задание, всего их 20, а учительница говорит, что до конца урока осталось 10 минут. У меня голова даже расширяется. Я боюсь получить плохую оценку. Все смотрят на меня с надеждой...»

«Папа просит показать дневник и начинает ругаться. Он ругает меня за то, что проскакивают четверки».

«Меня не лупят. Словами обижают: дурочка, идиотка, глагол to be нужен! глагол! Я не жалуюсь. Живу я еле-еле».

Родители третьеклассника Саши лупят его ремнем, даже если не получается работа из цветной бумаги по труду. Мама утверждает при этом:

«Стремиться надо к высшему, а меньшее ты всегда сделаешь!»

Неадекватные родительские ожидания способны исказить и сам мыслительный процесс. Такой ребенок справляется со сложными заданиями, но не может выполнить простого: начинает оригинальничать, усложнять и выдумывать что-то несусветное, потому что родительская установка такова - быть отличным от других, необыкновенным.

Раскрыть таланты

Как же родителям оценить правильность своего воспитательного подхода? Американский исследователь Дэвид Льюис проанализировал опыт тысяч семей, в которых воспитываются одаренные дети. Исследователь заострил внимание на успешном опыте и составил рекомендации для развития интеллектуального потенциала детей. Вот что он советует родителям, воспитывающим юных гениев:

  • отвечать на все вопросы детей насколько возможно терпеливо и честно;
  • предоставить ребенку комнату или часть комнаты исключительно для его занятий, уделить особое внимание обустройству рабочего места;
  • не ругать его за беспорядок в комнате или на столе, если это связано с творческим занятием и работа еще не закончена;
  • каждый день находить время, чтобы побыть с ребенком наедине;
  • позволять детям играть со всяким хламом;
  • побуждать ребенка находить проблемы и затем решать их;
  • помогать ребенку улучшить результат его работы;
  • давать понять, что вы любите ребенка самого по себе, а не его достижения;
  • поручать сыну или дочери посильные заботы по дому;
  • установить разумный поведенческий стандарт и стремиться, чтобы ребенок ему следовал;
  • приучать детей мыслить самостоятельно;
  • помогать ребенку строить его собственные планы и принимать решения;
  • научить его адекватно общаться с детьми из разных социальных и культурных слоев, а также со взрослыми любого возраста;
  • позволять детям принимать участие в планировании семейных дел;
  • никогда не говорить ребенку, что он хуже других детей;
  • никогда его не дразнить за ошибки;
  • не исключать никаких тем для обсуждения с детьми;
  • помогать детям находить заслуживающие внимания телепередачи;
  • побуждать сына или дочь придумывать разные истории, фантазировать;
  • никогда не хвалить ребенка беспредметно и неискренне, надо уметь находить в его занятиях то, что достойно похвалы;
  • регулярно читать ребенку и приучать его к чтению с малых лет;
  • давать ребенку возможность действительно принимать решения;
  • стараться, чтобы основную часть работы, за которую взялся ребенок, он выполнял самостоятельно, даже если вы не уверены в позитивном результате.

Быть как все - легче

Совершенно противоположное отношение некоторых родителей - вообще не замечать выдающиеся способности своих детей. Их кредо - быть как все, и одаренный ребенок им не нужен. Пусть будет отличником, это допустимо, но одаренность с ее излишней пытливостью, беспорядком, бесконечными вопросами, чудачеством не вписывается в прокрустово ложе родительских представлений о том, каким должен быть их ребенок. Современная стратегия жизненного успеха многих людей предполагает прежде всего материальный достаток. И дети начинают стесняться своих способностей. Чтобы не «высовываться», не выделяться среди одноклассников, попросту зарывают свои таланты.

Второклассница из обычной школы имеет прекрасную память, богатое воображение, развитую не по годам речь, пишет стихи, сочиняет рассказы, много фантазирует, рисует. Но родители этого не замечают, да и школьные успехи на «3-4». Обладая повышенной чувствительностью и ранимостью, она так боится свою громогласную учительницу, что никогда не поднимает руку и предпочитает оставаться в тени, погружаясь в мир своих фантазий.

Если талантливый, почему не отличник?

Многие родители вообще не очень понимают особенности интеллектуального развития одаренных детей. Они ориентированы на школьную отметку как показатель успешности обучения, а их ребенок не вписывается в школьные нормы. Он может с головой уйти в историю, ночи напролет читать о ней и совсем забросить химию, явиться в школу с невыученными уроками и нахватать «двоек». Или может часами что-то мастерить, паять, а у него при этом «тройка» по физике. «Как это так?» - задаются вопросом родители и, требуя формальных успехов, не считаются с интересами ребенка. Но их сыну или дочери в данный момент интересны не оценки, а процесс, они экспериментируют, и именно это является одним из проявлений одаренности, а не результат, который традиционно оценивается школой.

Многие родители, требуя формальных успехов и отличных оценок, не считаются с интересами ребенка

Есть еще одна проблема, о которой забывают многие родители, воспитывающие одаренных детей. Это развитие социальной компетентности: быть адекватными в поведении со старшими, не задираться и не конфликтовать со сверстниками. Ведь нередко случается так, что одаренный ребенок, окруженный не столь талантливыми одноклассниками, чувствует себя весьма одиноко. То, что понятно и интересно ему, далеко не всегда занимает других ребят, а иногда и обычная зависть может отдалить его от сверстников. Ему могут дать обидную кличку, начнут высмеивать, и он станет в классе белой вороной. В начальной школе справиться с такой проблемой еще худо-бедно можно. А вот для подростков одиночество - это тяжелейшее испытание. Поэтому помочь преодолеть социальную отчужденность, эгоцентризм, найти друзей - задача для родителей весьма сложная, но это основа для будущего успеха их сыновей и дочерей Ведь с годами одаренного ребенка ждет не череда олимпиад, где требуется добиться индивидуального успеха, а создание семьи, где надо заботиться о другом человеке и уметь его слышать; уметь подчиняться начальству, даже если его указания далеко не так блестящи, как хотелось бы; уметь сотрудничать с сослуживцами, считаясь с их «неодаренностью», а то и посредственностью. Американские психологи пришли к выводу, что для успеха в бизнесе высокий уровень социальной компетентности важнее, чем интеллектуальные способности. А ведь навыки общения, модели отношений закладываются прежде всего в семье. И если юному дарованию с младых ногтей привили высокомерие, непереносимость критики, гордость и заносчивость, то ломка жизнью этих установок может начаться довольно рано: неуживчивость на работе, семейные разводы, соматические недуги и постоянное внутреннее одиночество, прикрываемое мнимыми внешними успехами. Талант на службе у гордости может ли приумножиться, развиться в полноте? Об этом стоит задуматься родителям, обильно поливающим свою «розу».

Вероника Сорокина, кандидат психологических наук,
старший научный сотрудник лаборатории
инструментальных методов психологии
Московского городского психолого-педагогического университета.

Выбор редакции
Документы органов местного самоуправления с применением таблиц СНиП, ВНТП-Н-97 и учётом постановлений определяют, какой норматив...

Дарина Катаева Уже первые мысли о прохождении теста на «детекторе лжи» или полиграфе вызывают у людей неприятные чувства, мысли и...

«Друзья – не разлей вода», так говорят в народе. В век, когда близкие и родные люди, друзья детства становятся главными для нас врагами,...

Неравномерность реализации и транспорта газа определяется в значительной части режимом потребления газа . Потребители используют газ на...
Часть первая. Тепловая электроэнергетика Статья опубликована при поддержке компании, помогающей в оформлении различных документов....
Вопрос: Как перейти на оплату электроэнергии по зонам суток (физическое лицо)? Ответ:Для перехода на расчет по тарифу,...
Описание Отраслевое решение «1С:Бухгалтерия некредитной финансовой организации КОРП» позволяет вести бухгалтерский и налоговый учет...
Все выплаты производите не из членских взносов (членские принадлежность юр.лица) а из целевых. Если затраты связаны с содержанием...
Бухгалтера знают, что начисление заработной платы - сложная и ответственная операция. Ее нужно делать, строго следуя трудовому и...