Карта балларда на русском языке. Карта балларда на русском языке «Чудеса жизни: от Шанхая до Шеппертона»


Творец трансгрессивных фантазий Джеймс Баллард стал самой яркой, неординарной и запоминающейся фигурой в литературе Англии второй половины 20 века. Первую известность автору принесли сборники рассказов и романы, затем уже начали публиковать психологические триллеры, которые и послужили причиной множества споров среди критиков и читателей.

Джеймс Баллард: биография

Родился будущий писатель в 1930 году, 15 ноября. Его отец был британским дипломатом, поэтому не удивительно, что мальчик появился на свет в Шанхае. Вторая мировая война застала семью в Китае. В самом начале войны маленького Джеймса с родителями поместили в концлагерь для гражданских лиц, принадлежавший Японии.

После окончания войны семья была освобождена и вернулась в Лондон. Здесь Баллард Джеймс начинает ходить в школу, по окончании которой поступает в BBC Великобритании. Огромное влияние на будущего писателя в годы учебы и работы оказало сюрреалистическое искусство.

Первый роман и другие произведения

С 1956 года начинает свою писательскую деятельность Джеймс Грэм Баллард. Поначалу он публиковал небольшие рассказы, которые с радостью принимали научно-фантастические журналы. Только в 1961 году выходит первый роман писателя - «Ветер ниоткуда», написанный в жанре романа-катастрофы.

В 1970 году писатель публикует десятый сборник рассказов - «Выставка жестокости». Книга принесла Балларду настоящую известность, вызвав множество споров и волну критики. Многие из произведений, вошедших в нее, лишь отчасти могли называться научно-фантастическими. Балларда никогда особенно не интересовали такие традиционные атрибуты этого жанра, как технологии, прогресс, иноземные цивилизации, будущее и тому подобное. Особое внимание писатель уделял психологическим изменениям в человеке под воздействием экстраординарных обстоятельств. Именно эта страсть Балларда к человеческой природе наиболее ярко проявилась в сборнике. Героями писателя стали люди, одержимые фобиями, идеями, болезненной страстью к различным формам насилия.

Психические отклонения как источник вдохновения

Продолжением этих идей стал роман «Автокатастрофа», написанный в 1973 году. В произведении Дж. Г. Баллард описывает сексуальное удовольствие, которое получает его герой от автомобильных катастроф. Персонаж постоянно прокручивает в своей голове сюжеты всевозможных аварий, участниками которых становятся даже Элизабет Тейлор и Жаклин Кеннеди. Американский издатель, получив эту рукопись для публикации, вернул ее обратно, назвав автора умственно нездоровым.

Все последующие публикации писателя также были посвящены различным психическим патологиям. Только в 1979 году меняется тематика произведений Балларда. Вскоре свет увидели роман «Фабрика бескрайних рез», носящий эротический характер, и автобиографические произведения «Империя Солнца» и «Привет, Америка».

Сокрытое в подсознании

С 80-х годов 20 века Баллард Джеймс переключает свое внимание на темные стороны человеческого подсознания. В ничем не примечательных, бытовых, повседневных ситуация автор показывает читателю скрытое насилие. Такими стали романы «Обезумевшие», «Кокаиновые ночи», «Суперканны», «Люди Миллениума».

Балларда считали одни из ведущих языковых стилистов Англии, часто брали интервью и интересовались его мнением относительно политических и общественных событий. Однако сам писатель не любил бывать на публике, никогда не участвовал в политической или общественной жизни, не уделял внимания развитию Великобритании. В 70-х годы Баллард переехал в пригород Лондона - Шеппертон, где прожил до конца своих дней.

Автобиография и смерть

В январе 2008 года выходит автобиографический роман «Чудеса жизни». За два года до этого писатель признался в интервью газете «Санди Таймс», что ему поставили страшный диагноз - рак простаты. Именно болезнь подвигла Балларда на написание своей биографии.

Скончался писатель в Лондоне 19 апреля 2009 года в возрасте семидесяти девяти лет. Такой жизненный путь прошел Джеймс Баллард.

«Высотка»

Книга начинается очень урбанистично. К сдаче готовится огромный строительный объект, состоящий из пяти жилых комплексов - высоток. Именно в одном их этих зданий и будут происходить события романа. Высотка превратится в своеобразный город, где жильцы будут разделены на общественные классы: нижние этажи, где квартиры наиболее дешевые, займут официантки, стюардессы и прочие представители низкооплачиваемых профессий, а на самом верху угнездятся пентхаусы богатейших и известнейших представителей элиты.

Баллард Джеймс, избирая главного героя из всего этого многообразия, останавливается на представителе среднего класса. Это Роберт Лэнг, занимающий квартиру на двадцать пятом этаже. Мужчине недавно исполнилось 30 лет, он преподает в медицинской школе и пытается оправиться от развода.

Это произведение относится к числу романов, посвященных урбанистической катастрофе. «Высотка» представляет собой не антиутопию, как может показаться на первый взгляд, это скорее психологический триллер, который показывает, как современный человек медленно деградирует под воздействием развивающихся технологий.

«Выставка жестокости»

В сборник вошло девятнадцать рассказов, объединенных одной тематикой. В произведениях автор последовательно обращается к различным патологиям и отклонениям в поведении людей. Как отмечалось выше, книга имела очень противоречивые отзывы, однако, несомненно, сделала Балларда известным.

Только в 2012 году сборник вышел на русском языке. Перевод Виктора Лапицкого, по мнению критиков и читателей, получился очень удачным. Единственным недостатком стала ограниченность издания - всего тридцать экземпляров.

«Империя Солнца»

Джеймс Баллард, книги которого в большинстве своем получали самые разные оценки, обращался в своем творчестве и к своему прошлому. Примером такой работы стала книга «Империя Солнца». Произведение рассказывает о жизни в китайском концентрационном лагере во время японской оккупации. В основу легли те несколько лет Второй мировой войны, когда Баллард был еще совсем мальчишкой. История правдиво рассказывает о смертях, попытках выжить, голоде, жестокости людей друг к другу. Самое удивительное в книге то, что здесь нет никаких моральных оценок. Все происходящее видится глазами ребенка, который приспосабливается к тяготам войны. Можно сказать, что это практически сборник фактов, свидетелем которых был сам автор.

В 1987 году роман вышел на экраны. Режиссером стал Стивен Спилберг, а главную роль сыграл тогда еще совсем молодой Кристиан Бейл. Баллард был невероятно восхищен актерской игрой последнего, как и большинство критиков. Однако сам фильм получил весьма неоднозначные отзывы.

«Кокаиновые ночи»

Этот роман, опубликованный в 1996 году, представляет собой очень странную смесь антиутопии и детектива. На средиземноморском побережье Испании в одном из элитных курортов совершается изощренное убийство. Главный герой произведения берется за любительское расследование. Однако Баллард Джеймс и здесь не изменил себе: основной темой романа становится не поиск преступника. Здесь поднимаются куда более важные вопросы: что может встряхнуть современное буржуазное общество, пробудить его от хранимого высокими оградами особняков, антидепрессантами и спутниковым телевидением?

Произведение, как и все творчество Балларда, затрагивает вопросы самой человеческой природы, моральные принципы и понимание добра и зла.

«Суперканны»

Роман вышел в 2000 году и стал своеобразным тематическим продолжением «Кокаиновых ночей». События вновь разворачиваются на средиземноморском побережье, но уже не на элитном курорте, а в бизнес-парке. Герою предстоит вновь попасть в детективную историю и разгадать темные тайны, которые скрывают представители современного бизнеса.

Бывший авиатор Пол Синклер со своей женой Джейн приезжают в бизнес-парк «Эдем-Олимпия», расположенный на Лазурном берегу. Здесь Джейн должна занять место педиатра и терапевта. До недавнего времени эту роль исполнял Дэвид Гринвуд, который обезумел и в ярости застрелил десять человек. Героям Балларда предстоит узнать, что сводит с ума людей, какие тайны скрывает благополучный терапевтический комплекс и насколько заразным может быть насилие.

«Чудеса жизни: от Шанхая до Шеппертона»

Последняя Балларда, в который писатель очень откровенно рассказывает историю своей жизни. Сначала читатель оказывается в Шанхае, где прошло детство автора, затем описывается заключение в концлагере для интернированных (не так красочно и подробно, как в «Империи Солнца»). После окончания войны семья Балларда возвращается в Британию; страна разорена войной. Затем начинается рассказ о творческом становлении писателя. Баллард очень откровенно повествует о первых попытках написания рассказов, о причинах, которые подвигли его создать «Выставку жестокости». Но не только творчеству уделяет время писатель. Рассказывает он и о том, как тяжело быть отцом-одиночкой, которым он стал после смерти жены.

Книга стала настоящим подарком для фанатов творчества Балларда.

Небольшой вывод

Многое могут сказать о писателе книги, биография и сборник произведений. Джеймс Грэм Баллард предстает перед читателем как человек, видящий те опасности, что таит современное общество. Его книги - не сумасшествие, а предостережение. Увидев еще в детстве звериные лица людей, склонных к насилию, он неустанно предупреждает человечество. Напоминает о нелицеприятной стороне нашей натуры, с которой необходимо бороться.

Джеймс Грэм Баллард (James Graham Ballard) - британский писатель-фантаст, классик жанра, один из ведущих авторов, провозвестников и апологетов движения т.н. «новой волны» (new wave), ее британского фланга (наряду с Олдиссом, Муркоком и др.).
Джеймс Баллард родился 15 ноября 1930 года в Шанхае в семье британского дипломата. Во время Второй мировой войны находился вместе с родителями в шанхайском японском концлагере для гражданских лиц. После освобождения переехал в Лондон, где по окончании школы поступил в ВВС Великобритании. На Балларда большое влияние оказало искусство сюрреализма.
С 1956 года стал публиковать рассказы в научно-фантастических журналах. Уже в этих ранних рассказах проявились основные особенности его творческой манеры: богатство фантазии, усложненная метафоричность, стилистическое изящество, парадоксальное восприятие действительности. В 1961 году вышел его первый роман «The Wind from Nowhere» - как и последующие три - написанный в жанре романа-катастрофы. Роман был написан Баллардом за две недели отпуска, чтобы, по его словам, понять, что значит быть профессиональным писателем. После успешной публикации произведения в 1962 году он оставляет работу редактора в журнале «Chemistry and Industry» и полностью посвящает себя литературе.
В 1964 году в журнале «Новые миры» (New Worlds) наряду с большой редакционной статьей была опубликована статья Дж. Г. Балларда, в которой были сформулированы основные принципы нового направления фантастики, позже названного Джудит Меррил «новой волной»: высокие литературные стандарты, новые темы, углубленный акцент на «человеческие измерения». Его программной целью было исследовать психологию человека в условиях современного большого города, какую роль могут иметь секс и насилие для его экзистенциального выживания, и какие формы они могут приобретать.
В 1970 году выходит десятый сборник рассказов Балларда - «The Atrocity Exhibition», принёсшая писателю скандальную известность. Включённые в книгу рассказы лишь самым отдалённым образом подпадали в категорию научно-фантастической литературы. Балларда и раньше меньше всего интересовали такие аспекты фантастики как прогресс, технологии, будущее, иноземные цивилизации и проч. - его основное внимание было сосредоточено на изменении психологии человека в силу самых экстраординарных обстоятельств. «The Atrocity Exhibition» перенесла акцент прозы писателя с психологии на психопатологию: отныне герои Балларда были одержимы различными идеями, фобиями и болезненной страстью к насилию.
Дж. Г. Баллард
Кульминацией нового периода творчества стал роман «Автокатастрофа» (1973), экранизованный Дэвидом Кроненбергом в 1996 году, в котором писатель установил сексуальную связь между человеком и автомобильными авариями (их процессом и последствиями), доведя героя до полной одержимости проектированием смерти в автокатастрофе. В романе Баллард устами своего героя разработал смерть для Элизабет Тейлор, в другом рассказе того же времени был описан план убийства Жаклин Кеннеди. Американский издатель вернул рукопись обратно в Англию с пометкой «Автор явно патологически болен». Следом вышли романы «Бетонный остров» (1973) и «High-Rise» (1975) - также представлявшие психологическое искривление сознания человека, загнанного в безвыходные ниши большого города.
Отходом от урбанизированной тематики стали новые романы «Фабрика Грез Unlimited» 1979 года (сюрреалистическая феерия эротического характера), «Hello America», «Империя солнца» (автобиографический роман, по которому в 1987 году Стивен Спилберг поставил одноимённый фильм). С 1980-х годов новая тема Балларда - раскрытие тёмных сторон человеческого подсознания в поступках обычных людей, впитавших тщательно измеренные автором микродозы насилия - романы «Кокаиновые ночи» (1996) и «Суперканны» (2000), «Millennium People» (2003).
Баллард стал одним из ведущих английских языковых стилистов и провидцев: у него охотно брали интервью на злободневные темы. Хотя сам писатель мало появлялся на публике, не участвовал в какой-либо общественной или литературной деятельности Великобритании. С 1970-х годов Баллард жил в лондонском пригороде Шеппертон. Последний роман («Kingdom Come») вышел в 2006 году.
В январе 2008 года вышла автобиография Балларда «Miracles of Life», и в интервью газете «The Sunday Times» Баллард сказал, что в середине 2006 года ему поставили диагноз «рак простаты», и это подвигло его написать автобиографию.
Скончался Баллард 19 апреля 2009 года на 79-м году жизни.
Книги:

В семье британского дипломата. Во время Второй мировой войны находился вместе с родителями в шанхайском японском концлагере для гражданских лиц. После освобождения переехал в Лондон , где по окончании школы поступил в ВВС Великобритании . На Балларда большое влияние оказало искусство сюрреализма . С 1956 года стал публиковать рассказы в научно-фантастических журналах. В 1961 году вышел его первый роман «Ветер ниоткуда», как и последующие два,написанный в жанре романа-катастрофы. В 1964 году остался вдовцом с тремя детьми (Джеймс, Фэй и Би) на руках - его, Хелен Мэри Мэттьюз умерла от пневмонии. Хотя Баллард больше после этого не женился, спустя несколько лет он познакомился с Клэр Уолш, с которой прожил в гражданском браке всю оставшуюся жизнь.

В 1970 году выходит десятый сборник рассказов Балларда - «Выставка жестокости», принёсшая писателю скандальную известность. Включённые в книгу рассказы лишь самым отдалённым образом подпадали в категорию НФЛ. Балларда и раньше меньше всего интересовали такие аспекты НФЛ как прогресс, технологии, будущее, внеземные цивилизации и проч. - его писательский интерес был сосредоточен на описании изменений психологии человека в под влиянием разного рода экстраординарных обстоятельств. «Выставка жестокости» перенесла акцент прозы писателя с психологии на психопатологию: отныне герои Балларда были одержимы различными идеями, фобиями и болезненной страстью к насилию.

Кульминацией нового периода творчества стал роман «Автокатастрофа» (), экранизованный Дэвидом Кроненбергом в 1996 году), в котором писатель установил сексуальную связь между человеком и автомобильными авариями (их процессом и последствиями), доведя героя до полной одержимости проектированием смерти в автокатастрофе. В романе Баллард устами своего героя разработал смерть для Элизабет Тейлор , в другом рассказе того же времени был описан план убийства Жаклин Кеннеди. Американский издатель вернул рукопись обратно в Англию с пометкой «Автор явно патологически болен». Следом вышли романы «Бетонный остров» (1973) и «Высотка» () - также представлявшие психологическое искривление сознания человека, загнанного в безвыходные ниши большого города.

Отходом от урбанизированной тематики стали новые романы «Фабрика бескрайних грёз» 1979 года (сюрреалистическая феерия эротического характера), «Привет, Америка», «Империя солнца» (автобиографический роман, по которому в 1987 году Стивен Спилберг поставил одноимённый фильм). С 1980-х годов новая тема Балларда - раскрытие тёмных сторон человеческого подсознания в поступках обычных людей, впитавших тщательно отмеренные автором микродозы насилия - романы «Обезумевшие» (), «Кокаиновые ночи » ( ; и его более разработанная версия «

Завещание мастера. Здесь Баллард вновь проводит эксперимент на своей любимой тестовой площадке - ближайшие пять минут будущего.

После того, как капитализм глобализировался, его противоречия стали максимально глубокими и окончательно нерешаемыми. У нас на глазах происходит полная социальная радикализация. В погоне за вечной наживой финансовый капитал оставил человечеству только две альтернативы - коммунизм и фашизм. И если в предыдущем романе Баллард изучает социалистические тенденции в развитии современного общества, то в своем последнем художественном произведении все свое внимание он уделил вероятной фашистской реакции.

Иногда во время чтения романа мне казалось, что я читаю публицистику о современной политике в США или Германии, Россия тоже в тренде, но, как и все у нас, фашизм никак толком не выстроится. Да и общая травматическая память о ВОВ путает ему все карты. Запад же - родина фашизма, поэтому так легко его общество становится на привычные рельсы. Западный обыватель с десятилетиями промытыми мозгами антисоветской пропагандой очень боится социальной справедливости, но охотно становится в зигующие колонны, ведомые кровавыми скоморохами. В романе Балларда шоумены возглавляют банды кровопийц. Включайте телевизор и смотрите новости из Вашингтона и Киева. И задайтесь вопросом - насколько был неправ Баллард, больше десяти лет назад написав пророческий шедевр?

Да, кое-где он форсирует вопрос, но массовые убийства в крупных социальных объектах и захват заложников давно не является для нашего мира сенсацией. И кое-где он благодушничает, надеясь на здоровые силы в правительстве. Это британский консерватизм, но Тереза Мэй и Борис Джонсон поправили замечтавшегося романиста.

В главном Баллард прав, и последняя, апокалиптическая, часть именно об этом. Победивший фашизм не станет последней формацией человеческого общества. Его откровенная антигуманная суть восторжествует. Дальше будет война всех против всех, полная социальная деградация и всемирный пожар, уничтожающий все живое.

Я мало сказал о самом тексте романа потому, что он стандартный для финального отрезка творчества Балларда. Фактически на рубеже тысячелетия он написал метароман из четырех книг, используя похожие сюжетные схемы, однотипных героев и структуру идеологического романа. К этому в последней его книге добавились катастрофические мотивы его ранней прозы. Баллард красиво и эпично закольцевал весь массив своего творчества - тетралогия начальная, тетралогия финальная - и закончил свои писательские дни, как и начинал, писателем-фантастом, вызывающим будущее на поэтическое судебное разбирательство и допрашивающим его с пристрастностью прокурора из Суда Времени.

Он всегда был и остался до конца грозным бойцом идеологических битв. И закончил свои дни с угрожающе поднятым указующим перстом - люди, будьте бдительны! Мне, лично, это очень нравится. Это вдохновляет.

Эта книга долго пылилась на полках, и если бы не одноименный фильм, то может была бы там и поныне, так, скорее всего, даже было бы лучше. Но, что сделано, то сделано, что прочитано, то прочитано.
Фильм оставил много вопросов, и главный из них "что я только что посмотрела? " Том Хиддлстон, конечно, молодец, но одного его присутствия явно маловато для всего фильма. На экране творилась, такая чушь, что мне, привычной к артхаусу, стало не по себе. Стало интересно какую дурь курил сценарист.
Потом вспомнила про книгу. Решила искать ответы там. Увидела дату 1975 год, поразилась фантазии автора в то далекое время. И приступила к чтению и знаете, ничегошеньки не прояснилось.
Писать о различиях между книгой и фильмом не буду, их слишком много, обьединяет эти два произведения искусства только общий дух, дух будущего.
Кто-то сказал:"Если третья мировая будет вестись ядерным оружием, то четвертая - палками". Так вот герои книги и без разрушительной войны перешли к этому этапу.
Огромная красавица-высотка. В окружении четырех сестер, возвышалась над Лондоном. 40 этажей, 1000 квартир, 2000 жильцов. Статус последних варьировался в зависимости от занимаемого этажа. Чем выше - тем ближе к дому парковка, тем выше статус жильца.
Сначала все было отлично: в здании было 20 лифтов, 2 бассейна, начальная школа, супермаркет, банк, парикмахерская... Были мелкие проблемы с электричеством или мусоропроводом, но со временем все обещали наладить. А потом началось необьяснимое: жители верхних этажей всеми средствами хотели показать свое привеллигированное положение и начали портить жизнь соседям с низу. Это стало началом войны.
Войны, о которой никогда не узнает внешний мир. Войны, исключительно в границах высотки. Войны, с бассейнами в качестве кладбищ, собаками в качестве яды.
Культурные, цивилизованные люди стали наносить на тело символические полосы, ходить голыми, говорить звуками, мыслить инстинктами. Деньги, социальное положение утратили прежнее значение. Теперь все были равны, только сила, физическая сила определяла лидера. Исчезли понятия ревности, инцеста, все стало нормальным в этом новом мире.
Когда простая война с соседями перетекла в войну цивилизации я и не заметила. Читать это было до жути неприятно.
Да, наш мир обречен на перерождение по мнению фантастов, но деградация - это не обязательный пункт. Ведь есть люди, которые наоборот в тяжелых условиях стараются сохранить в себе остатки человеческого. Люди животные, но даже с биологической точки зрения наш мозг намного больше мозга наших предков, поэтому пути назад нет.
Если лишить людей электричества, туалета, водоснабжения, привычной пищи, их поведение, конечно, претерпит изменения, но не думаю, что наступит такое как в романе.
Я очень люблю фантастику и постапокалипсис, но эта книга мне не по нутру. Она какая-то бессвязная, медленная, обрывчастая. Идея автора понятна, но и она не встретила у меня поддержку. Там куча образов, намеков, философских аллюзий, но я не уделила им должного внимания из-за банального желания перевернуть страницу и поскорее с этим покончить.
К выбору книг я стараюсь подходить осторожно, и это первая за долгое время, которая меня так огорчила. И фильм не удался.

Выбор редакции
В приготовлении элементарных блюд из мяса достойное место занимают рецепты курицы в кефирном маринаде. Они требуют минимального...

Из замороженных опят на бульоне. Причем приготовить его можно по-разному, поэтому такое первое долго не приестся.Простой суп из...

Пироги с капустой – вкусная и сытная выпечка, которую можно испечь в будние дни и к приходу гостей. Несколько вкусных и простых рецептов...

Печь блины принято на Масленицу, первый весенний праздник, их круглая форма символизирует Солнце и обещает благосклонность светила весь...
Ожидание гостей – повод попробовать приготовить что-нибудь вкусное и оригинальное. Салат с копченой курицей и грибами – беспроигрышный...
К чему снится луна – большая и полная во сне она символизирует нечто целое. Это знак созидательной энергии, интуиции, творческого...
Что такое биточки и в чем их отличие от котлет? На самом деле большой разницы между этими двумя блюдами нет, просто котлеты делают, как...
Смеяться во сне доводилось, наверное, каждому. Значение такого сновидения можно истолковать по-разному. Все зависит от обстоятельств, в...
Если во сне вы увидели себя веселым и жизнерадостным, то впереди у вас успех в предпринимательстве и сотрудничество с блестящими...