Блаженный феодорит, епископ киррский. Блаженный феодорит кирский Церковная история феодорита кирского читать pdf


Блаженный Феодорит, епископ Кирский

Толкование на четырнадцать Посланий святого апостола Павла́

Печатается по: Блаж. Феодорит Кирский. Творения. М.: Паломникъ, 2003 (Библиотека отцов и учителей Церкви, т. 12).

Блаженный Феодорит Кирский как толкователь Посланий святого апостола Павла

Трудно переоценить значение для учения Церкви и духовной жизни христианина экзегезы – толкования Священного Писания святыми отцами Церкви и церковными писателями. Эта часть Священного Предания Церкви представляет особый интерес: в ней как бы сходятся воедино Священное Писание и Священное Предание – эти два столпа, на которых основывается церковное учение. Но особенно важна экзегеза Нового Завета – книг первостепенной значимости для всякого христианина, книг, по которым он призван жить и поверять свою жизнь. И несмотря на то что на первом месте среди них стоят Евангелия, поскольку они в наибольшей степени отражают земную жизнь Господа Иисуса Христа, Его воплощение, проповедь, страдания, крестную смерть, воскресение и вознесение на небо (о значении Евангелий говорит и большое количество церковных толкований этих книг), но также важны и апостольские Послания, среди которых большую часть составляют Послания Апостола язычников – святого апостола Павла. Именно им и посвятил свое «Толкование на четырнадцать Посланий святого апостола Павла» блаженный Феодорит Кирский (393–466), которое и публикуется в данной книге.

О жизни, произведениях и богословской деятельности блж. Феодорита, этого крупного представителя христианской Антиохийской школы V века, богослова, экзегета и церковного историка, на русском языке написано не так много работ, но зато глубоких и обстоятельных.

Если кратко обрисовать его жизнь, то можно сказать, что она была насыщена событиями, нередко довольно драматическими. Родился будущий епископ Кирский около 393 года в знатной христианской семье в Антиохии и имя «Феодорит» («дарованный Богом») получил не случайно. Он был вымолен у Бога своими родителями, долго не имевшими детей и обращавшимися за молитвенной помощью к известным святым подвижникам, жившим в окрестностях Антиохии.

Уроки святости Феодорит получил у этих сирийских угодников Божиих, но, кроме того, учился он у них разным светским наукам. По оценке Н. Н. Глубоковского, «нет ни одной области знания, которая осталась бы неведомой Феодориту. Философия, история, астрономия, медицина, геометрия: все эти и другие науки были достоянием ума ученого епископа». Относительно же богословского образования, как замечает А. И. Сидоров, «не менее (если не более) вероятно предположение, что христианскую науку юный Феодорит освоил самостоятельно путем усердного чтения Священного Писания и творений святых отцов». Действительно, Священное Писание стало для него духовной пищей еще сызмальства: от святых антиохийских подвижников Феодорит мог слышать те или иные библейские повествования, с детства ему был привит вкус к красоте псалмов, на богослужениях в Антиохии, куда Феодорит ходил вместе с родителями, звучали слова Священного Писания. В 16 лет он стал чтецом в церкви, и это объясняет факт хорошего знания им Писания. Именно таким путем, как можно предположить, Феодорит не только глубоко изучил Библию, но и усвоил экзегетические и богословские принципы антиохийской богословской традиции, которые затем воплощал в жизнь в своих многочисленных творениях.

Возгоревшись желанием угождать Богу в иноческом образе, Феодорит поселился в монастыре Никерт недалеко от Апамеи. Здесь на формирование блж. Феодорита как экзегета могло повлиять знакомство с местным епископом – Полихронием Апамейским (умер до 431 года), известным экзегетом и братом Феодора Мопсуестийского. К. Морескини и Э. Норелли отмечают, что блж. Феодорит, «как и его антиохийские предшественники, занимался экзегетическими трудами в течение всей своей жизни. И так же, как у его предшественников, экзегеза не может быть отделена от его богословских размышлений… Рожденный в христианской семье, он с самой юности посвятил себя чтению Священных текстов, даже если его экзегетическая подготовка и изысканность метода пришли к нему позже – в монастыре Никерт».

В 423 году в возрасте около 30 лет, уступив настояниям церковного руководства, Феодорит принял архиерейский сан и стал епископом небольшого города Кира, находившегося к востоку от Антиохии. Стоит отметить, что, несмотря на незначительность города, в нем самом и в его епархии было около восьмиста приходов. Здесь блж. Феодорит отдал все свои силы на служение местной церкви и городу в целом, став не только руководителем паствы в вопросах духовных, но и вложив много труда в устройство внешнего – материального благополучия Кира. От этих архипастырских забот и трудов его оторвали события, связанные с деятельностью Нестория, патриарха Константинопольского, бывшего другом Феодориту. Став патриархом, Несторий с 428 года начал открыто проповедовать еретические взгляды о Христе и Божией Матери и потому был осужден свт. Кириллом Александрийским на III Вселенском Соборе 431 года, собравшемся в Ефесе. Феодорит поначалу защищал Нестория и даже написал некоторые сочинения против свт. Кирилла, во взглядах которого видел будто бы возрождение аполлинарианской ереси, смешивавшей Божество с человечеством во Христе и умалявшей человеческую природу Христа. Эти сочинения были впоследствии, век спустя, осуждены Церковью на V Вселенском Соборе 553 года. Но личности блж. Феодорита это осуждение не коснулось. Он также участвовал в «антикирилловском» «соборике восточных», прошедшем в Ефесе в 431 году, после III Вселенского Собора. Впрочем, в 433 году между свт. Кириллом и «восточными», к которым относился блж. Феодорит, было заключено богословское примирение, многое из формулы которого впоследствии легло в основу вероопределения IV Вселенского Собора 451 года. Предполагается, автором этой формулы 433 года был блж. Феодорит.

После победы над несторианством в Церкви наступило затишье, и епископ Кирский, вернувшись на свою кафедру, продолжил архипастырское попечение о вверенной пастве и церковно-писательские труды. Но затишье оказалось всего лишь затишьем перед бурей новой ереси, на сей раз более грозной – монофизитства, так как после кончины свт. Кирилла Александрийского в 444 году на кафедру Александрии вступил его фанатичный племянник Диоскор. Пользуясь покровительством императора Феодосия II и видя в блж. Феодорите одного из главных идейных врагов, он повел против него интриги. Сначала указом императора в 448 году епископ Кирский был фактически заключен под домашний арест с запретом покидать епархию, а в 449 году Диоскор провел в Ефесе так называемый Разбойничий собор, на котором блж. Феодорита, даже не пригласив для ответа, заочно низложили по разным надуманным обвинениям. Он был отправлен в ссылку в один из монастырей в Апамее. Но после кончины Феодосия II и вступления в 450 году на трон православного императора Маркиана был созван Халкидонский IV Вселенский Собор 451 года, утвердивший учение о двух природах во Христе и низложивший Диоскора и Евтихия. На нем блж. Феодорит был восстановлен в епископском сане, а затем после произнесения анафемы на Нестория (произнесенной, правда, не без колебаний) здесь же, на Соборе, был принят в церковное общение как православный архиерей. После этого практически никаких сведений о жизни престарелого Кирского епископа мы не имеем и можем лишь предположить, что он вернулся на кафедру в Кир и закончил свои дни в служении Богу и народу Божиему. Кончина его приходится, по разным предположениям, на 457–466 годы.

Мы не будем касаться всех сторон жизни и деятельности блж. Феодорита, поскольку они хорошо освещены в вышеупомянутых русскоязычных работах, а остановимся лишь на его деятельности как экзегета. По мнению прот. Георгия Флоровского, «Феодорит принадлежит к числу самых замечательных экзегетов древности». Как замечают К. Морескини и Э. Норелли, «Феодорит совмещал экзегетические и теологические интересы, и вдобавок к этому он основывал свое богословское мышление на экзегезе». Й. Кастен считает, что, «хотя Феодорит не претендовал на оригинальность, его экзегетические произведения находятся в числе ярчайших образцов Антиохийской школы», а Шарль Каннегиссер называет Феодорита, как и его современника Кирилла Александрийского, одним «из последних величайших грекоязычных экзегетов. После них наступает время компиляторов и составителей катен».

Бо́льшая часть экзегетических сочинений блж. Феодорита посвящена толкованиям Ветхого Завета. Среди них: самая ранняя экзегетическая работа блж. Феодорита «Толкование на Песнь Песней» (433 год), «Толкование на видения пророка Даниила» (433 год) – самое первое толкование блж. Феодоритом пророческих книг, «Толкование на пророчество божественного Иезекииля» (434 год), «Толкование на двенадцать Пророков» (434 год), «Толкование на Псалтирь» (441–447 годы), «Толкование на Книгу пророка Исаии» (441–447 годы), «Толкование на пророчество божественного Иеремии» (включает в себя также «Толкование на Книгу пророка Варуха» и «Толкование на Плач Иеремии») – как сам Феодорит отмечает в предисловии, последнее толкование на пророческие книги (441–447 годы), «Вопросы на Восьмикнижие» (после 453 года), «Вопросы на книги Царств и Паралипоменон» (после 453 года). Как предполагают ученые, именно после окончания крупных толкований на пророческие книги или вообще на Ветхий Завет блж. Феодорит и приступил к толкованию Посланий св. апостола Павла. По крайней мере, к 448 году Феодорит закончил свои толкования на всех пророков, на псалмы и на Апостол, как он отмечает в своих письмах. Следовательно, «Толкования на четырнадцать Посланий святого апостола Павла» он написал в 444–448 годах, параллельно с такими важными сочинениями, как агиографическая «История боголюбцев» и христологический трактат «Эранист, или Многоликий». Впрочем, некоторые исследователи допускают возможность написания этих «Толкований» и раньше, перед каким-то из упомянутых ветхозаветных комментариев – на Псалмы, Исаию или Иеремию. Например, ученый П. М. Парви предлагал отнести написание «Толкований» к 433–436 годам, то есть сразу вскоре после примирения между свт. Кириллом и «восточными». Сам же текст «Толкований» дает совсем немного материала, в котором Феодорит указывает на современные ему реалии, перекликающиеся с Посланиями Павла, например императорский указ относительно единобрачия или существование рабства в Византии. «Толкования на четырнадцать Посланий святого апостола Павла» – единственный сохранившийся новозаветный экзегетический комментарий блж. Феодорита.

Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002)) К досье Меня

ФЕОДОРИТ КИРРСКИЙ, еп., блж. (ок.393 - ок.466), сир. богослов, экзегет, церк. деятель, представитель *антиохийской школы. Род. в Антиохии в богатой семье, к-рая позаботилась дать ему разностор. классич. образование. В то же время он рано начал иноческую жизнь (мать Ф. с рождения посвятила его Богу). Большое влияние на него оказали труды свт.*Иоанна Златоуста и *Феодора Мопсуестского. Родным языком Ф. был сирийский, но он знал и др. языки. В частн., он блестяще владел греч. яз. (патр.*Фотий позднее отмечал совершенство его греч. стиля). В Антиохии Ф. посвятили во диакона, а в 423 избрали на епископскую кафедру Кирра, небольшого города близ Антиохии, в округе к-рого имелось 800 храмов. Епархия оказалась трудной. В ней было много нехристиан (язычников и иудеев); кроме того, целые поселки были заражены арианством, евномианством, учением *Маркиона. За 30 с лишним лет святительства Ф. положение намного улучшилось. В 448 Ф. писал консулу Ному: «По божественной благодати у нас не осталось ни одного еретического плевела». Будучи епископом, Ф. вел аскетический образ жизни, самоотверженно заботясь о духовных и материальных нуждах паствы.

«До епископства, - писал он тому же консулу, - я проводил время в монастыре и против воли принял епископскую хиротонию... Я не принимал ни от кого ни овола, ни одежды; никто из живущих со мною никогда не брал ни единого хлеба или яйца. Я не дозволял себе приобрести ничего кроме рубищ, в которые одет. На церковные доходы я поставил портики для народа, выстроил два огромных моста, заботился об общественных банях, из протекающей вблизи реки провел водопровод в город».

Человек, любивший мир, ученые занятия и труды на благо общества, Ф. был вовлечен в политич. и церк. распри, вспыхнувшие в связи с борьбой между свт.*Кириллом Александрийским и патр.Несторием. Вначале Ф. был на стороне Нестория, т.к. считал, что *христология свт.Кирилла ведет к отрицанию человеческой природы Христа Спасителя (позднее монофизиты истолковали учение свт.Кирилла именно в этом направлении). Но затем Ф. признал православие свт.Кирилла. Спор возобновился с возникновением «евтихианства», т.е. монофизитства. В этой борьбе Ф. пришлось много пострадать, обращаться за заступничеством к свт.Льву, папе Римскому. На *Вселенском соборе в Халкидоне православие Ф. было признано лишь после того, как он осудил Нестория (451). В момент смерти он считался признанным православным учителем Востока. Однако через 100 лет, когда визант. имп. Юстиниан задумал примириться с монофизитами, нек-рые догматич. сочинения Ф. (особенно направленные против свт.Кирилла) были осуждены (V Вселенский собор).

Ф. был плодовитым писателем. Кроме экзегетич. произведений ему принадлежат «История Церкви», жития 36-ти святых, апологетич. труд «Лечение языческих недугов», догматико-полемич. диалоги и памфлеты, в частн., кн. «Против ересей».

Будучи приверженцем методов антиохийской школы, Ф. предпочитал буквальный смысл Писания, хотя и не отрицал наличия в нем *метафор и др. форм иносказаний. Только фантастич. гипотезы аллегористов вызывали у него решительный протест («вымыслы суесловов», «бред пьяных старух»). Не углублялся Ф. и в филологич. тонкости исследования, хотя иногда сравнивал греч. и сир. тексты с еврейскими. Главную свою задачу он видел в уяснении прямого и нравств. смысла Писания, следуя в этом за свт.Иоанном Златоустом. Его комментарии «всего чаще парафратические и смысл слов выражается не многословно, но ясно и довольно живо» (архиеп.*Филарет Гумилевский). Хотя Ф. многим был обязан Феодору Мопсуестскому, он не соглашался с его мнением об объеме библ. *канона.

Большая часть экзегетич. трудов была написана Ф. в пору его святительства. «Вопросы на Восьмикнижие» (*Пятикнижие, Ис Нав, Суд, Руф) содержат толкование лишь отдельных наиболее спорных и неясных мест. В этом труде Ф. одним из первых отверг мнение, будто авторы Ис Нав и Суд являются современниками описываемых ими событий. Они, согласно Ф., жили позднее (Вопр. на Ис Нав, 14; на Суд, 2). Комментируя Кн.Руфи, толкователь отмечал, что скромная моавитянка введена ев.Матфеем в *родословие Спасителя, чтобы подчеркнуть *универсализм Евангелия (Вопр.1). Саму книгу он относит ко времени царя Давида. В кн. «Вопросы на Кн.Царств и Паралипоменон» Ф. также одним из первых выдвинул мнение о постепенном формировании ряда свящ. книг; в частн., Царств (Вопр. на 4 Цар, 49). За неск. лет до создания комментариев на Пятикнижие и *Исторические книги Ф. написал толкование на Псалтирь, построенное в форме связного изложения. В предисловии к нему он говорит: «Прочитав разные толкования и нашедши, что одни с великой неумеренностью вдавались в иносказания, а другие прилагали пророчества к каким-либо прежним событиям... полезным признал я избегать крайностей тех и других». В самом раннем своем экзегетич. сочинении «Толкование на Песнь Песней» Ф. не пошел по пути Федора Мопсуестского и прибег к символико-прообразовательному объяснению, ставшему в его время уже традиционным (земная любовь как символ отношения Бога к Церкви). Ф. написал также комментарий к Ис, Иер, Вар, Плач, Дан и *Малым пророкам. Наибольшей известностью пользуется его толкование на 14 посланий ап.Павла (один из последних по времени экзегетич. трудов Ф.). Парафратическому изъяснению текста предпослано предисловие, в к-ром комментатор рассматривает хронологию посланий (в частн., он считает 1 Фес самым ранним из них; это мнение до сих пор остается общепризнанным в библеистике). В методе и стиле изложения Ф. очень близок к свт.Иоанну Златоусту.

u M i g n e. PG, t.80-84; Kommentar zu Jesaia, (hrsg. Mohle A.) B., 1932; в рус. пер.: Творения блж. Феодорита, еп. Киррского, т.1-7, М., 1955-61; т о ж е, Серг.Пос., т.1-7, 1905-07; Повесть о людях, преданных Богу или о подвижнической жизни, в кн.: Памятники визант. лит-ры IV-IX веков, М., 1968.

l *Г л у б о к о в с к и й Н.Н., Блаженный Ф., еп. Киррский. Его жизнь и лит. деятельность, М., 1890, т.1-2 (наиб. полное исследование на рус. яз. с указанием библиогр.); И в а н о в Н., Блаженный Ф., еп. Киррский, ЖМП, 1957, № 10; Р а д л о в Э., Ф., блаженный, ЭСБЕ, т.41а; иностр. библиогр. см. в Q u a s t e n. Patr., 1966, v.3, р.936-94; NCE, v.14; ODCC, p.1360, а также в ст. Святоотеческая экзегеза.

Труды: Migne PG t.80-84

Переводы на русский язык:

Творения блж. Феодорита, еп. Киррского, т.1-7. - М., 1955-61; (2-е изд. - Сергиев Посад, т.1-7. - 1905-07).

Феодорит Кирский. Повесть о людях, преданных Богу или о подвижнической жизни, в кн.: Памятники византийской литературы IV-IX веков. - М., 1968.

Феодорит, еп.Кирский. Церковная история. - М., 1993.

Феодорит, еп. кирский. История боголюбцев. - М., 1996 (1-е. изд.: СПб., 1853).

Феодорит, еп. Кирский. Десять слов о промысле. - М., 1996.

Литература:

Глубоковский Н. Бл.Феодорит. епископ Кирский, его жизнь и литературная деятельность. - М., 1890.
Удальцова З.В. Церковные историки ранней Византии.// ВВ. - 1982, т.43. - С.18-20.
Koch G. Strukturen und Geschichte des Heils in der Theologie des Theodoret von Kyros. - Frankfurt, 1974.
Canivet P. Le Monachisme syrien selon Theodoret de Cyr. - Paris, 1977.
Azema Y. La Date de la mort de Theodoret de Cyr.//Pallas. - 1984, N 31. - P.137-155; 192-193.

Блаженный Феодорит. - Основное издание Syrmond , І-ІV, Р. 1642; t. V. Garnier -Harduin , 1684; повтореио Schultze, Halae, 1769-1774; y Migne , t. t. 80-84. Церковная история переиздана L. Parmentier в Берл. корпусе (1911). Русский перевод при Моск. дух. Академии (6 томов, М. 1852-1859; 2 изд., 7 томов, 1905-1907) Письма переведены H. H. Глубоковским. Церковная история переведена при Спб. д. академии, 1852. - Лучшая книга ο блаженный Феодорите: Н. Н. Глубоковский, Блаженный Феодорит, епископ Киррский, Его жизнь и литературная деятельность, 2 тома, М. 1890; срв. отзыв В. В. Болотова, Theodoretiana, Христ. Чтение, 1892, июль-август, 58-164. Срв. Ad. Bertram , Theodoreti ер. Cyrensis doctrina christologica, 1883; J. Lebon , Restitutions а Theodorиte de Cyr, Rev. hist. eccl. XXVI. 1930.

(386/93–~457)

Детство, юность. Первые шаги на монашеском поприще

Феодорит Кирский родился в 393 году в Антиохии — одном из виднейших культурных, экономических и политических центров древней цивилизации.

Его родители были людьми верующими, состоятельными, уважаемыми и благочестивыми. Имя Феодорит — дарованный Богом — было дано будущему Кирскому епископу в связи с тем, что он появился на свет после длительных ожиданий, благодаря молитвам двух преподобных подвижников, Македония и Петра: мать Феодорита долго не могла забеременеть. Кроме того, это имя связано с предварительным родительским обещанием, впоследствии исполненном, посвятить своего будущего сына на служение Богу.

На восьмом году жизни Феодорит, во исполнение священного обета, был отдан на воспитание в одну из обителей, располагавшихся в окрестностях Антиохии. Под наставничеством опытных сирийских богомольцев он возрос возрастом духовным, а затем сделал свой главный жизненный выбор: отрешился от суеты мира и вступил на монашеский путь.

Приблизительно в двадцатилетнем возрасте Феодорит был посвящен в должность чтеца при одной из Антиохийских церквей. Некоторое время спустя (к тому времени его родители уже умерли) удалился в монастырь, расположенный в окрестностях Апомеи и предался монашеским подвигам.

Дальнейшие подробности биографии блаженного Феодорита , вплоть до времени его поставления на епископскую кафедру Кира, нам неизвестны.

Епископское служение

В 423 году, в возрасте 30 лет, Феодорит был возведен на архиерейскую Кирскую кафедру. По его собственным воспоминаниям, хиротонию он принял неохотно: с одной стороны, его привлекала уединенная созерцательная жизнь; с другой стороны, как и многие выдающиеся, современные ему подвижники, он, по смирению сердца, не считал себя достойным архиерейского звания и облачения.

Вверенный под его окормление Кир слыл городом заштатным и бедным. Он находился вдали от центральных путей, в двух днях пути от Антиохии. Население города было немногочисленным. Жители, по мере возможности, старались переселяться в более развитые в экономическом отношении регионы страны.

Феодорит с детства был приучен к неприхотливому житию, и материальные трудности его не пугали. Вообще же за время свой деятельности на поприще архиерея он прослыл пастырем добрым и бескорыстным. В быту довольствовался самым необходимым, не домогался от жителей ни денег, ни ценных подношений. Находившиеся в его подчинении церковнослужители старались ему подражать.

Более того, Феодорит сам жертвовал из церковной казны на благоустройство города, улучшение быта горожан. Его личными усердиями в Кире было воздвигнуто два моста через реку, проложены водопроводы, возведены галереи, возобновлена деятельность общественных бань.

Заботясь о горожанах, блаженный не раз ходатайствовал перед императорской властью о даровании городу правовых льгот, приглашал в свою область художников, специалистов-ремесленников, докторов.

Само собой понятно, что административно-хозяйственная деятельность, связанная с преображением социально-общественной жизни кирчан, занимала хотя и не последнее, однако и не первое место в перечне главных задач, стоявших перед Феодоритом как перед правящим архиереем.

Как епископ он заботился об улучшений деятельности приходского священства, нравственном состоянии верующих, занимался просветительской и миссионерской работой.

Ко времени начала его епископства наряду с истинно верующими в городе обитало большое количество язычников и еретиков. Требовалось много усилий, чтобы переломить ситуацию к лучшему. И он, Божьей помощью, справился.

Отмечают, что в период его управления кафедрой в городе насчитывалось около 800 церквей. Стараниями Феодорита в епархии увеличилось число почитаемых святынь, в частности святых мощей.

Пламенная ревность, высокое чувство ответственности, безукоризненность жизни, учёность блаженного Феодорита способствовали тому, что со временем он сделался известным на Всем Православном Востоке.

На этом этапе своей земной жизни он прославился и как церковный писатель. Спектр его писательских трудов включал толкования на различные Книги Священного Писания , опровержение ересей и язычества, ответы на вопросы догматического характера.

Споры относительно ереси Нестория

Вскоре после того как представитель Антиохийской Церкви, Несторий взошёл на Константинопольский Патриарший престол, он объявил борьбу против ересей. Однако, вместо того, чтобы свято исполнить поставленную задачу, сам уклонился от чистоты веры и сделался ересеначальником.

Суть его заблуждения состояла в том, что будто бы Матерь Божью нельзя именовать Богородицей, но только Христородицей, так как Дева, являясь Творением Божьим, не могла родить Бога, существовавшего прежде Самой Девы и являющегося Её Творцом (см.: ).

Поначалу, некоторые Антиохийские пастыри отнеслись к идеям Нестория настороженно, но сдержанно, можно сказать — снисходительно, не предполагая, насколько далеко он может зайти в своём заблуждении. Несторий же обладал даром слова и легко мог увлечь в свои сети массы необразованных верующих.

Наиболее резкое противодействие Патриарху-еретику оказали клирики Александрийской Поместной Церкви. Между ними особенно выделялся святитель . Видя, что Несторий возводит хулу и на Богородицу, и на Её Божественного Сына, святитель в срочном порядке составил ряд специальных сочинений. В одном из них он изложил двенадцать так называемых анафематизмов — двенадцать развернутых положений, обнаживших обман и осудивших новое лжеучение.

Но как братья во Христе ни уговаривали Нестория одуматься, он всё стоял на своём. Блаженный Феодорит , желая успокоить нараставшее в Церкви волнение, стремился защитить ту часть учения Нестория, которая, по его разумению, соответствовала духу Евангелия. Вместе с тем он желал убедить его отказаться от тех соблазнительных мыслей, которые противоречили Преданию.

Тем временем споры лишь разгорались. Возникла необходимость созыва очередного Вселенского Собора.

III Вселенский Собор, собравшийся в Ефесе, осудил ересь Нестория и низложил самого ересиарха. Отцы Собора утвердили почитание Девы Марии как Богородицы.

Однако христологические споры (касавшиеся образа соединения двух природ во Христе) не утихли. Вскоре по завершении работы Собора Феодорит Киррский выступил против , чьё отношение к данному вопросу казалось подозрительным. Потребовалось время, много терпения и усилий, чтобы прийти к общему согласию, взаимному пониманию.

Осуждение и оправдание

На V Вселенском Соборе, состоявшемся через несколько десятилетий после его смерти, осудившем оригенизм, подверглись осуждению и некоторые сочинения Феодорита, составленные в видах полемики с Кириллом Александрийским.

Впрочем, сам Феодорит не был осужден. Он почитается в чине блаженного отца, по праву признаётся выдающимся христианским писателем и учителем.

ФЕОДОРИТ КИРСКИЙ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Феодорит Кирский (387 - ок. 458), блаженный, один из знаменитейших учителей и писателей Церкви V века, ярчайший представитель Антиохийской школы богословия.

Родился в Антиохии в 387 году в благородном, богатом и благочестивом семействе. Мать его, в продолжение тринадцати лет быв неплодною, получила этого сына по молитвам пустынника Македония Критофага, почему и наименовала его Феодоритом, то есть Богодарованным, и от самой колыбели посвятила на служение Богу. Согласно с этим обетом благочестивой матери, Феодорит воспитывался в одном монастыре, лежавшем в трех милях от Апамеи и в шестидесяти пяти от Антиохии. Потом, лишившись родителей, он роздал бедным оставленное себе значительное богатство и в том же самом монастыре вступил на степень чтеца. Здесь проходил он служение и вместе дополнял свое воспитание изучением еврейского и сирийского языков. Так он продолжал до 423 года, когда был взят оттуда против воли и рукоположен в епископа Кирского.

Его кафедра, расположенная в Евфратской Сирии, заведовала восьмьюстами приходов и требовала неослабной деятельности со стороны епископа, так как жители ее несли тяжкое бремя бедности, а также из-за обилия еретических обществ в кирском округе. Феодорит ревностно подвизался против того и другого зла. В пользу внешнего благосостояния своей паствы он открыл источники церковных доходов, построил несколько портиков дли народных сходок и два больших моста через реку, возобновил общественные бани, устроил в городе водопроводы и просил правительницу империи Пульхерию об освобождении тамошних жителей от некоторых отяготительных налогов. Для утверждения и распространения Православия он неукоснительно проповедовал чистое учение веры и пастырскими наставлениями привлек в Церковь более десяти тысяч маркионитов, целые поселения евномиан и ариан, так что в его епархии еретиков наконец не оставалось. Все это он совершил с опасностию для жизни, так как еретики ингода преследовали его с намерением забить камнями.

Владыка Феодорит также не редко проповедовал слово Божие и в Антиохии. Поучениям его тамошняя Церковь внимала шесть лет при епископе Феодоте и тринадцать при епископе Иоанне, с которым, как и с Константинопольским епископом Несторием, он был в особенно тесных дружеских отношениях.

По высокому своему значению среди тогдашних светильников Православия, блаженный Феодорит также участвовал в соборном управлении Церковью и вместе с прочими блюстителями Веры обличал новые ереси. В одно время, когда он находился в Антиохии, к Антиохийскому епископу Иоанну принесли послание епископов Александрийского Кирилла и Римского Келестина с объявлением о неправоверии Нестория. Феодорит, бывший тогда при Иоанне, советовал Антиохийскому предстоятелю известить обвиняемого Нестория о распространении неблагоприятной молвы касательно его учения и просить, чтобы он постарался доказать несправедливость таких слухов. Между тем Александрийский епископ Кирилл уже написал самому Несторию и к своему посланию присоединил двенадцать анафематств против некоторых его догматических мнений. Копия этого послания была доставлена в Антиохию, и епископ Иоанн поручил Феодориту опровергнуть его особым сочинением, что Феодорит и исполнил. Но тогда как он занимался этим, в 431 году в Ефесе составлялся уже Вселенский Собор для рассмотрения догматических мнений Нестория. Будучи приглашены на Собор, Иоанн и Феодорит не явились, за что, соборным определением, были лишены церковного общения.

Феодорит недолго оставался в разномыслии с александрийским святителем Кириллом. Когда последний написал послание Акакию Беррийскому и в нем ясно изложил исповедание своей веры епископ Феодорит убедился в его Православии и навсегда примирился с ним. При этом он не расторгнул однакож личного общения и с Несторием, хотя тот уже был лишен епископского престола и объявлен ересеначальником. За это, по указу царя, Феодорит лишен был права участвовать в соборном управлении Церковью и выезжать за пределы своей паствы.

Между тем, по поводу осужденной уже Собором ереси Несториевой, возник новый спор Константинопольского архимандрита Евтихия и Дорилейского епископа Евсевия о двух естествах в Иисусе Христе. В 448 году Поместный Собор в Константинополе осудил Евтихия, но в следующем году состоялся новый Собор в Ефесе, оправдавший Евтихия и низложивший его противников. Феодорит, как один из главных противников евтихианства, был также низложен, а император Феодосий Младший предписал ему оставить свою паству и жить безвыходно в монастыре, где он некогда получил воспитание. Здесь проводил Феодорит поздние годы своей жизни до самой смерти Феодосия, или до восшествия на царские престол Маркиана.

Император Маркиан возвратил Феодориту свободу, но он все еще оставался в монастыре, пока не призван был для присутствования на Халкидонский Собор в 451 году. На восьмом заседании епископов в Халкидоне, Феодорит подал прошение Собору о пересмотре его сочинений относительно догматов веры, так как в них предполагаемы были черты учения Несториева. Ему отвечали что пересмотр писаний в этом отношении не нужен и что Феодориту остается только отречься от Нестория и произнесть ему анафему. Убежденный, блаженный Феодорит сделал это и был объявлен православным. Собор возвратил ему прежнюю епископию, а император отменил касательно его указ Феодосия. После этого, прибыв в Кир, он управлял своею паствою еще около пяти лет и умер около 458 года.

В 553 году V Вселенский Собор осудил некоторые смущающие Церковь писания блаженного Феодорита, но самого его, как отказавшегося от ложных мнений и скончавшегося в мире с Церковью, счел православным.

Блаженный Феодорит оставил после себя много сочинений, отличающихся силою назидательности, чистотою учения и богатством исторических сведений. В полном составе дошедшие до нас его прозведения были изданы аббатом Гарнье и Сирмондом. Кроме этих сочинений, Феодорит написал много других, не дошедших до нас, среди которых - Пенталог, Книга о девстве, Книга против Евтихия и Нестория, Книга Иудеев и другие. Дошедшие до нас работы включают в себя:

Вопросы на осьмикнижие и на книги Царств и Паралипоменон - Объяснение некоторых трудных мест в этих священных книгах.

Толкования на все Псалмы, на Песнь Песней, на пророчества Исаии, Иеремии, Иезекииля и Даниила, на двенадцать малых пророков и на все послания апостола Павла.

Боголюбец, или история благочестивой жизни - книга, содержащая в себе жизнеописания современных Феодориту тридцати пустынников, творивших много чудес силою крестного знамения, святой воды и благословенного елея.

Речь о любви - написанная в добавление к Боголюбцу, чтобы представленными в той книге примерами постоянства и терпения укрепить души людей, подвергающихся гонениям.

Послания разным лицам - 147 посланий.

Басни еретиков, или история ересей, изложенная в пяти книгах - В первой книге Феодорит рассматривает ереси, принимавшие два начала и доказывавшие, что воплощение Бога было только кажущееся; во второй - те, которые признавали Христа простым человеком; в третьей - ряд ересей, в частности монтанистов и новациан; в четвертой - новейшие ереси от Ариевой до Несториевой; в пятой блаженный Феодорит излагает учение Православной Церкви, как слово обличения всех вообще еретиков.

Эранист или Полиформ (т. е. Собиратель или Разновидный) - сочинение, состоящее из трех разговоров против евтихиан. Феодорит дал ему такое заглавие потому, что обличаемая в нем ересь была смесью заблуждений Маркиона, Валента, Аполлинария и Ария. Первый разговор назвал он «неизменным», поскольку в нем доказывается, что Слово, став плотию, не изменилось; второй - «несмешанным», поскольку в нем утверждается, что в Иисусе Христе природа Божественная и природа человеческая существенно различны; третий - «не страдающим», поскольку в нем объясняется, что Божество, по существу своему, страдать не может. В конце этого сочинения те же самые положения доказываются посредством силлогизмов.

Десять бесед о промысле - одно из превосходнейших произведений древнего христианского витийства, показывающее обширность познаний в философии, глубину мыслей и мастерское владение словом.

Обличение двенадцати анафематств Кирилла - сочинение, написанное по поручению Антиохийского епископа Иоанна, бывшее плодом недоразумений относительно нового вопроса, возникшего тогда в Церкви по поводу учения Нестория.

О врачевстве эллинских предрассудков - сочинение, состоящее из двенадцати речей, содержащих в себе апологию Христианства против идолопоклонников. В нем собано много сказаний о богословии древних язычников, о нечестии их философов и о пороках, которыми они унижали свою науку. В нем доказывается также, что почитание, какое христиане воздают святым, существенно отличается от почитания, воздаваемого идолам, и что мученики, взятые на небо, в некотором смысле суть наши ходатаи перед Богом и врачи наших душ и тел.

Церковная История - труд, написанный для предания потомству достопамятных событий, случившихся в Церкви Христовой с того времени, до которого довел свое повествование Евсевий Кесарийский. Феодорит имел в виду «описать то, что не вошло в Церковную историю» - т.е. дополнить изложения Сократа и Созомена, повествующие о тех же временах, но преимущественно в Константинопольской Церкви. История Феодорита дополняет их, рассказывая о событиях на Востоке. Труд этот разделен писателем на пять книг и обнимает сто пять лет - период от появления арианства до смерти епископов Феодора и Феодота в 427 году. Время написания истории приходится около 450 года, потому что Феодорит упоминает в ней о спорах Нестория с Кириллом и о появлении ереси Евтихия. Язык истории Феодорита гораздо лучше языка в повествованиях Сократа и Созомена, отличаясь ясностью и возвышенностию.

Использованные материалы

http://www.sedmitza.ru/text/433635.html

В статье с портала http://www.sedmitza.ru/text/433635.html указан епископ "Феодорит", но по имеющимся данным предшественнком епископа Иоанна I на Антиохийском престоле был Феодот. См. Антиохийская Православная Церковь.

Т. е. на пять книг Моисея, на книги Иисуса, Судей и Руфь

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ФЕОДОРИТ КИРСКИЙ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ФЕОДОРИТ КИРСКИЙ
    (ок. 393 - ок. 458) христианский богослов, аскет, епископ (с 423), представитель антиохийской теологической школы. Апологетический трактат "Эранист" (против монофизитов), …
  • ФЕОДОРИТ КИРСКИЙ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (ок. 393 - ок. 458), христианский богослов, аскет, епископ (с 423), представитель антиохийской теологической школы. Апологетический трактат «Эранист» (против монофизитов), …
  • ФЕОДОРИТ
    Феодорит - просветитель лопарей, уроженец ростовский (родился около 1480 г.), постриженик Соловецкого монастыря. После многолетних подвигов в разных обителях, Феодорит …
  • ФЕОДОРИТ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ФЕОДОР́ИТ КИРСКИЙ (ок. 393 - ок. 458), христ. богослов, аскет, епископ (с 423), предст. антиохийской теологич. школы. Апологетич. трактат "Эранист" …
  • ФЕОДОРИТ, ЕПИСКОП КИРСКИЙ
    блаженный? епископ кирский (386 (393?) ? 457). Родился в Антиохии, где получил отличное образование; кто были его учителя? …
  • ФЕОДОРИТ КИРРСКИЙ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". См. Феодорит Кирский ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru О проекте | Хронология | Календарь | …
  • ФЕОДОРИТ РЯЗАНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феодорит Рязанский (1551 - 1617), архиепископ Рязанский и Муромский, святитель. Память 10 …
  • ФЕОДОРИТ МЕСУКЕВИЙСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феодорит Месукевийский (+ 100 - 130), мученик. Память 15 апреля. Пострадал за веру …
  • ФЕОДОРИТ КОЛЬСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феодорит Кольский (1481 - 1571), архимандрит, просветитель лопарей, блаженный, преподобный, …
  • ФЕОДОРИТ АНТИОХИЙСКИЙ, СВЯЩЕННОМУЧЕНИК в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феодорит Антиохийский (+ ок. 361 - 363), пресвитер, священномученик. Память 8 марта. …
  • СИМЕОН СТОЛПНИК в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Симеон Столпник (356 - 459), преподобный. Память 1 сентября. Родился в 356 …
  • МАРКИАН КИРСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Маркиан Кирский (+ 388), преподобный. Память 18 января, 2 ноября. Преподобный Маркиан …
  • МАРИНА СИРИЙСКАЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Марина Сирийская (+ ок. 450), преподобная. Память 28 февраля. Преподобные Марина и Кира …
  • АВРААМ ПРАВЕДНЫЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Авраам (евр. "abraham - отец множества (библ. этимология), отец высоты; греч. ̓Αβραάμ; первоначально Аврам, евр. …
  • ФЕОДОР МИХАЙЛОВИЧ (ФЕОДОРИТ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Феодор (в монашестве Феодорит) Михайлович - князь мологский (умер в 1408 г.), сын князя Михаила Давидовича. В первый раз упоминается …
  • МАРОН КИРСКИЙ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Сирийский) (4 в.) христианский монах-пустынножитель; подвизался ок. г. Кир в Сирийской пустыне. Память в Православной и Католической церкви 14 …
  • ИАКОВ КИРСКИЙ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Сирийский) (ум. после 457) христианский монах-отшельник, ученик преподобного Марона; подвизался в Сирии на горе близ г. Кир. Память в Православной …

  • уроженец ростовский (род. около 1480 г.), постриженник Соловецкого монастыря. После многолетних подвигов в разных обителях, Ф. отплыл к самым "ребрам …
  • СИМЕОН СТОЛПНИК в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (356—459) — родом киликиец, замечательный христианский аскет. Его аскетические подвиги были бы совершенно невероятны, если бы о них рассказывали не …
  • АНТИОХИЙСКАЯ ШКОЛА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    в церковных спорах V стол. играла весьма видную роль. Эта богословская школа, основанная в Антиохии в начале IV века, получившая …
  • ФЕОДОРИТ, ПРОСВЕТИТЕЛЬ ЛОПАРЕЙ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? просветитель лопарей, уроженец ростовский (род. около 1480 г.), постриженник Соловецкого монастыря. После многолетних подвигов в разных обителях, Ф. отплыл …
  • АНТИОХИЙСКАЯ ШКОЛА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? в церковных спорах V стол. играла весьма видную роль. Эта богословская школа, основанная в Антиохии в начале IV века, …
  • ЦЕРКОВЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации. Церковь есть общество верующих …
  • УЛЬФИЛА ГОТСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Ульфила (у готов - Вульфила) (+ 383), арианский епископ, просветитель готов, блестящий проповедник, …
  • ТВЕРСКАЯ ЕПАРХИЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Тверская и Кашинская епархия Русской Православной Церкви. Епархиальное управление: Россия, 170006, г. Тверь, …
  • МОЩИ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Мощи (гр. λείψανα, лат. reliquiae), останки святых, почитаемые Церковью как исполненная благодати и обладающая даром …
  • КИРИЛЛ ИЕРУСАЛИМСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Кирилл Иерусалимский (315 - 386), епископ, святитель. Память 18 марта. Родился …
  • ИЕРЕМИЯ, ПРОРОК в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Иеремия (VI в. до н.э.), второй из четырех великих пророков Ветхого Завета. Память …
  • ИАКОВ СИРИЙСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Иаков Сирийский (V в.), преподобный. Память 27 февраля. Жил в V веке. О …
  • ЕПИСКОПАТ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Епископат Константинопольской Православной Церкви - ныне здравствующие архиереи в порядке сана и епископской хиротонии Предстоятель …
  • ЕВСТАФИЙ АНТИОХИЙСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Евстафий Антиохийский (+ 337 или 346), архиепископ, святитель. Один из знаменитейших отцов Церкви …
  • АФАНАСИЙ (ПАЛЕЦКИЙ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Афанасий (князь Палецкий) (+ после 1568), архиепископ Полоцкий. С 1539 г. - настоятель Кириллова …
Выбор редакции
Течение российской политики зависело порой от мало предсказуемых поворотов в политической элите московского общества, от сложных...

(7 голосов : 4.4 из 5 ) Экзарха́т – (от греч. Έξαρχος (экзархос) - глава, руководитель) – крупная церковная область, лежащая за...

Пени по недоимке, появившейся при неуплате страховых обязательных платежей, рассчитывается за каждый просроченный день длительности...

Хроматин и хромосомы представляют собой разновидности генетических комплексов, способных переходить друг в друга. Их химическая...
Представляет собой болезнь, которая влечет наказание в соответствии с уголовным законодательством при заражении кого-либо из окружающих...
«Слово о благочестии и нравственных качествах гиппократова врача». 49.С чем сравнивается медицина в работе «Гиппократова сборника» "О...
Древняя Русь стала культурным учителем Европы. Ее наукой, стилем правления, этикетом и архитектурой восхищались далеко за пределами...
Человек, рожденный в год Кабана, отличается правдивостью и прямотой. Его «да» означает «да», а «нет» значит «нет», и от окружающих Кабан...
Если в сновидении приснился лик святого, то это предзнаменование существенных перемен или в ближайшем будущем. Различные сонники трактуют...