Кампания 1940. Французская кампания. Линия, которая не защитила




План:

    Введение
  • 1 Предыстория
  • 2 Расстановка сил
    • 2.1 Германия
    • 2.2 Франция и ее союзники
  • 3 Планы сторон
    • 3.1 Германия
    • 3.2 Франция и её союзники
  • 4 Битва за территорию Бенилюкса
    • 4.1 Вторжение в Голландию
    • 4.2 Вторжение в Бельгию
  • 5 Северная Франция
  • 6 Битва за Францию
  • 7 Капитуляция Франции
    • 7.1 Причины поражения
      • 7.1.1 Танки
      • 7.1.2 Тактика
  • 8 Потери
  • Литература
    Примечания

Введение

Французская кампания или Падение Франции - успешная военная операция стран Оси в Западной Европе с мая по июнь 1940 года, приведшая Германию и её союзников к господству в Европе. План «Гельб» - кодовое название немецкого плана блицкрига против стран Бенилюкса: Бельгии, Голландии, Люксембурга, а также Франции в 1940 году.

Немецкие и итальянские войска 10 мая 1940 года начали наступление на Францию, объявившую войну Германии ещё 3 сентября 1939 года, в связи с её нападением на Польшу. В результате стремительного наступления немецких войск, использующих тактику молниеносной войны - блицкрига, 22 июня Франция вынуждена была подписать капитуляцию. К этому времени бо́льшая часть её территории была оккупирована, а от армии практически ничего не осталось.

Одновременно со вторжением во Францию немецкие войска вторглись в Бельгию и Нидерланды, и также захватили их, разгромив при этом Британский экспедиционный корпус.

В результате этой войны Германия избавилась от основного на тот момент своего противника. Был получен плацдарм для возможной высадки на Британские острова.


1. Предыстория

Линия Мажино

3 сентября 1939 в ответ на нападение Германии на Польшу, которым началась Вторая мировая война, Великобритания и Франция объявили войну Германии. Во Франции, у укреплённой линии Мажино, расположилась франко-британская армия, а у линии Зигфрида сконцентрировалась немецкая армия. Но военные действия ограничивались лишь частными операциями на море. На границе Франции и Германии царила странная тишина: огромные армии стояли лицом друг к другу, но сражений не было, только кое-где завязывались случайные перестрелки. Этот период войны (сентябрь 1939 - апрель 1940) вошёл в историю как Странная война.

С началом советско-финской войны 30 ноября 1939 в правительствах Великобритании и Франции стали разрабатываться планы помощи Финляндии и военных действий против СССР. Намечались высадка экспедиционного корпуса в Норвегии и авиаудары по бакинским нефтепромыслам. Но окончание советско-финской войны 12 марта 1940 положило конец этим планам.

9 апреля 1940 немецкие войска вторглись в Данию и Норвегию. Дания сразу же капитулировала, но в Норвегии 14 апреля высадился англо-французский десант. Завязались ожесточённые бои, которые могли привести к затяжной войне. Был освобождён Нарвик, но дальнейшему наступлению союзников помешало начавшееся 10 мая немецкое наступление на Францию, Бельгию, Нидерланды и Люксембург.


2. Расстановка сил

2.1. Германия

К началу мая на западных границах Германии находилось 104 пехотных, 9 моторизованных и 10 бронетанковых дивизий, в общей сложности насчитывавших 2,5 миллиона солдат и офицеров. Все эти силы были разделены на три группы армий (перечислены в порядке их расположения с севера на юг):

  • Группа армий «B» (генерал-фельдмаршал Фёдор фон Бок) состояла из двух армий, расположившихся от Северного моря до Ахена.
  • Группа армий «А» (генерал-фельдмаршал Герд фон Рундштедт) состояла из четырёх армий и бронетанковой группы, включавшей в себя бо́льшую часть немецких танков (2574 машины (см. таблицу), из которых средних танков PZ-III и PZ-IV было всего 329 и 280 соответственно, а остальные являлись лёгкими PZ-I и PZ-II). Эта группа расположилась между Аахеном и Саарбургом.
  • Группа армий «C» (генерал-фельдмаршал Вильгельм Йозеф фон Лееб) состояла из двух армий, расположившихся в восточной Лотарингии и вдоль Рейна.

Основным танковым соединением кампании была "танковая группа Клейста" под командованием Эвальда фон Клейста в составе трех моторизованных корпусов: XIX (командующий - Гейнц Гудериан), XV (Герман Гот) и XXXI (Георг Рейнгардт). В состав группы входили семь из десяти танковых дивизий, имевшихся к тому времени в Германии. Группа имела на вооружении 1250 единиц бронетехники (танков и бронетранспортеров) .

Воздушное прикрытие осуществляли 3500 самолётов, в основном современных и превосходивших по качеству ВВС союзников истребителей Мессершмитт Bf.109, а также бомбардировщиков Focke-Wulf Fw 200 Condor и Юнкерс Ju.87 «Штука». Общее командование осуществлял Гитлер, начальником штаба являлся Вильгельм Кейтель, а непосредственное командование осуществлял генерал Вальтер фон Браухич.

Вермахт:

тип/вооружение

Танки:

число/броня

Panzer I
MG-13
523
Pz:13 mm
Panzer II
20 mm
955
Pz:14,5 mm
Panzer III
37 mm
349
Pz:30 mm
Panzer IV
75 mm kurz
278
Pz:30 mm
Panzer 35(t)
37 mm
106
Pz:25 mm
Panzer 38(t)
37 mm
228
Pz:25 mm
Всего: 2439
(Stand: 10 июня 1940)

2.2. Франция и ее союзники

Французские войска насчитывали более 2 миллионов человек и 3609 танков (из которых более трёх тысяч составляли французские машины, в том числе средние танки S-35 «SOMUA» и тяжёлые B1, более мощные, чем немецкие), входившие в 4 бронетанковые и 100 других дивизий, которые были распределены по трём группам армий:

  • Первая (генерал Гастон Бийот) занимала участок от Ла-Манша до Монменди и состояла из пяти армий, включая Британский экспедиционный корпус (генерал Джон Верекер);
  • Вторая (генерал Андре Гастон Претелаа), в составе трёх армий, занимала позиции вдоль линии Мажино - от Монменди до Эпиналя;
  • Третья (генерал Бессон) занимала непосредственно укрепления линии Мажино.

Главнокомандующим являлся генерал А. Ж. Жорж, в свою очередь подчинявшийся главнокомандующему объединёнными силами генералу Морису Гюставу Гамелену.

Бельгийские войска под командованием короля Леопольда III номинально насчитывали 600 тысяч человек, нидерландские под командованием генерала Генри Винкельмана - 400 тысяч. И те, и другие имели устаревшее вооружение, отличались плохой выучкой, однако имели преимущество в позиции, благодаря сложным оборонительным системам и сети каналов с механизмами, позволявшими осуществлять затопление крупных районов местности.

Союзники:

тип/вооружение

Танки:

число/броня

Mark II Matilda
40 mm
ca. 160
Pz:80 mm
Cruiser Mark IIA
40 mm
ca. 240
Pz:30 mm
Cruiser Mark IIIA
40 mm
ca. 240
Pz:14 mm
Renault FT-17
37 mm
278
Pz:30 mm
(AMR)+AMC
(MG)-47 mm
450
Pz:(13 mm) 40 mm
FCM
37 mm
100
Pz:40 mm
Renault R-35
37 mm
900
Pz:45 mm
Hotchkiss H-39
37 mm
770
Pz:45 mm
D1+D2
47 mm
145
Pz:40 mm
Somua S-35
47 mm
300
Pz:55 mm
Char B1 bis
47 mm + 75 mm
274
Pz:60 mm
T13/T15 47 mm 270
Pz:60 mm
Landverk 40
Всего: ca. 4200

Французский танк Char B1

Подбитый британский танк Cruiser

План бельгийцев предусматривал, что участок южнее реки Маас, Льеж должны оборонять арденнские егерские и кавалерийские дивизии. На участке Льеж, Антверпен располагались 12 дивизий и, используя канал Альберта, который, благодаря своей глубине, крутым откосам и отсутствию изгибов, был отличным и легко простреливаемым противотанковым препятствием. 2 дивизии бельгийцев были выдвинуты для обороны предполья на восток и северо-восток, к голландской границе. Остальные 4 дивизии занимали оборонительные позиции, предусмотренные для бельгийской армии на реке Диль между Лувеном и Антверпеном. Оборона Льежа и канала Альберта не планировалась. Однако бельгийцы предполагали, что немецкое наступление можно будет задержать на 2-4 дня, то есть достаточно долго, чтобы выиграть время, необходимое французам и англичанам для выхода на линию Маас-Диль.



3. Планы сторон

3.1. Германия

Немецкий план наступления на Францию, Бельгию и Нидерланды назывался «Гельб»

Немецкий план наступления на Францию, Бельгию и Нидерланды назывался «Гельб» (нем. Fall Gelb - жёлтый), был разработан ОКХ на основе предложения начальника штаба группы армий «A» генерала Манштейна, поддержанного Гитлером, и предусматривал первоначальный захват Бельгии и Нидерландов с последующим выходом через их территории на территорию Франции в обход линии Мажино. Группа армий «В» должна была захватить Нидерланды, а группе армий «А» предстояло вторгнуться на территорию Бельгии и первоначально продвигаться медленно, дав возможность союзникам прийти на помощь бельгийцам, а затем совершить бросок через Арденнский лес и ущелье Стене во Францию, далее продвигаться к Кале и побережью Атлантического океана, подставив окруженные в Бельгии англо-французские и бельгийские войска под удар группы армий «В». Далее группа армий «А» должна была уничтожить французские войска, находящиеся у линии Мажино, и соединиться с группой армий «С».

Немецкие планы имели долю авантюризма, так как предусматривали проход огромных масс танков через Арденнские горы, что было технически сложно и ставило немецкие бронетанковые войска в уязвимое положение.


3.2. Франция и её союзники

Французы предполагали, что немцы будут действовать так же, как и в 1914 году по Плану Шлиффена- попробуют произвести обход французских войск через Бельгию с северо-востока. Поэтому их план обороны предполагал выдвижение части войск в центральную Бельгию для отражения немецкого нападения на реке Дейле (фр. Dyle) и пассивную оборону на укреплённой линии Мажино.

4. Битва за территорию Бенилюкса

4.1. Вторжение в Голландию

В полном соответствии с планами группы армий «А» и «В» начали наступление 10 мая. Первоначально главные усилия немцев предпринимались в Голландии. Большая роль во вторжении отводилась 22-й парашютно-десантной дивизии под командованием ген. Г. фон Шпонека. Парашютные и планёрные десанты, выброшенные возле городов Роттердам, Гаага, Мурдейк и Дордрехт, парализовали внутренние районы Голландии. Мощнейший форт Эбен-Эмаэль, имевший 60 пушек и 1200 человек гарнизона, был захвачен немецким парашютным десантом в 495 человек. Мощным бомбардировкам подверглись все ключевые оборонные точки. Уже 11 мая оборона голландцев на канале Альберта рухнула.

К 13 мая основные немецкие силы, переправившись через мосты, удерживаемые парашютистами, начали штурм так называемой «Голландской крепости». Немцы подошли к Антверпену и Роттердаму. 14 мая люфтваффе уничтожили деловую часть Роттердама. 14 мая была подписана полная капитуляция. Королева Нидерландов Вильгельмина была эвакуирована в Великобританию.


4.2. Вторжение в Бельгию

После прорыва голландско-бельгийской обороны на канале Альберта бельгийские войска отошли к реке Диль, где получили подкрепления от союзников (в основном англичан) в размере 35 дивизий. Под напором 6-й немецкой армии (генерал-фельдмаршал Вальтер фон Рейхенау) они отступили к линии Антверпен-Лёвен. На левом фланге им угрожала находящаяся в Голландии немецкая 18-я армия генерала Георга фон Кюхлера. 13 мая произошёл первый крупный танковый бой Второй мировой войны: 16-й танковый корпус генерала Гёпнера столкнулся с 3-й лёгкой механизированной дивизией. Немцы потеряли 164 танка, французы - 104. Союзники, наконец, поняли, что их войска попадают в окружение.

Ещё через несколько дней к 18-й и 6-й армиям присоединилась 4-я армия фон Клюге. Попытка французов нанести контрудар под Аррасом была сорвана 7-й танковой дивизией Эрвина Роммеля. 23 мая танковый корпус Гудериана захватил Булонь, полностью отрезав 1-ю французскую армию, Британский экспедиционный корпус и бельгийские войска от основных сил союзников и постепенно их уничтожая. Союзники были отброшены от реки Шельды. 26 мая король Бельгии Леопольд III подписал акт о капитуляции. Англичане были отброшены к Дюнкерку.

Однако неожиданно Гитлер приказал остановить наступление на Дюнкерк. Основная роль в наступлении на Дюнкерк отдавалась пехотным подразделениям 4-й армии и люфтваффе, а все моторизованные и танковые дивизии выводились во второй эшелон. В результате этого решения удалось создать вокруг Дюнкерка более-менее крепкую оборону.

Это решение до сих пор вызывает споры. Согласно утверждению Франца Гальдера, бывшего в то время начальником Генерального штаба вермахта, Гитлера на тот момент больше беспокоила возможность удара со стороны Парижа войск численностью в 400-500 тысяч человек. По другому мнению, Гитлер хотел сделать жест доброй воли, создав предпосылки для последующего мира с Великобританией. В любом случае, большинство атак люфтваффе были отражены английскими истребителями, действовавшими с баз в Южной Англии: на 106 уничтоженных британских самолётов пришлось 140 немецких. Англичанам в ходе операции «Динамо» удалось эвакуировать 338 тысяч человек. Всего же потери британских экспедиционных сил составили 68 тысяч человек.


5. Северная Франция

Британский солдат стреляет по немецким самолётам на Дюнкеркском побережье

10 мая группа армий «A» начала своё движение через Арденны и к 12 мая дошла до Мааса. За эти два дня основные силы союзников двинулись в Бельгию, тем самым попав в капкан. В авангарде шла танковая группа (5 бронетанковых и 3 моторизованных дивизий) Эвальда фон Клейста. Севернее двигался танковый корпус Германа Гота, состоящий из двух бронетанковых дивизий. Он легко прорвал оборону 9-й (генерал Андре Жорж Корап) и 2-й (генерал Шарль Юнцер) армий, так как французы не ожидали, что немцы нанесут основной удар через Арденнские горы. Посланную французами для приостановки наступления кавалерию немцы без труда разгромили. При мощной поддержке авиации одна из танковых дивизий Гота форсировала реку Шо, а танковые корпуса Георга Рейнхарда и Гейнца Гудериана, входившие в танковую группу Клейста, форсировали ту же реку у Монтерме и Седана соответственно. Обе французские армии 15 мая оказались полностью разгромленными. Немецкие танки, оторвавшись от пехоты, с огромной скоростью продвигались вглубь Франции.

16 мая генерал Морис Гамелен, чтобы заткнуть брешь в обороне, приказал создать из дивизий генерального резерва и некоторых других частей новую 6-ю армию, но это решение было принято слишком поздно. Генерала Андре Корапа на должности командира 9-й армии сменил генерал Анри Жиро, попытавшийся перегруппировать свои войска, но в итоге попавший в окружение. Бригадный генерал Шарль де Голль (будущий глава французского движения Сопротивления, а затем президент Франции) с 17 по 19 мая силами 4-й танковой дивизии нанёс три удара по южному флангу немцев, которые оказались единственным успехом французов за всю кампанию, но из-за мощных комбинированных контратак и подавляющего превосходства немцев в воздухе был вынужден отступить. Германские танки вышли к побережью Атлантического океана западнее Абвиля, а 31 мая заняли базовый порт Британского экспедиционного корпуса - Шербур. Французы в это время пытались построить крепкую оборону на реках Сомма и Энне.


6. Битва за Францию

Немецкая армия, действуя практически идеально, менее чем за месяц смогла разгромить бельгийские, голландские, британские экспедиционные и самые боеспособные французские войска. Были захвачены Северная Франция и Фландрия. Французы были деморализованы, в то время как немцы уверовали в свою непобедимость. Окончательный разгром Франции был делом времени.

5 июня немецкие войска перегруппировались в соответствии с довоенными планами. Группа армий «В» расположилась на западе, вдоль Соммы, до Буржуа, группа армий «A» дислоцировалась от Буржуа до Мозеля, группа армий «С» находилась на западе, доходя своим левым флангом до швейцарской границы. Им противостояли три французские группы армий: 3-я (генерал Бессон) - от океанского побережья до Ремса, 4-я (генерал Юнцигер) - от Мааса до Монменди, 2-я (генерал Претелаа) - за линией Мажино. Во французских войсках оставалось 65 потрёпанных, недоукомплектованных и плохо оснащённых дивизий.

Уже 9 июня группа армий «В», прорвав оборону французской 10-й армии, вышла к Сене и повернула к побережью, прижав 10-й корпус французов и 51-ю шотландскую «горскую» дивизию, до сих пор остававшиеся на материке. Эти части сдались уже 12 июня. Восточные части 3-й группы армий держалась крепче, но 8 июня они были отведены к Сене. Танковые части группы армий «A», усиленные танками группы армий «В», прорвали позиции 4-й французской армии у Шарлон-сюр-Марна и двинулись на юг, а танки Клейста форсировали Марну у Шато-Тьерри. 14 июня пал Париж. Французское правительство бежало в Бордо.

10 июня итальянский диктатор Бенито Муссолини, поняв, что поражение Франции неизбежно, объявил ей войну. Итальянская группа армий Вест («Запад») принца Умберто II, насчитывающая 323 тысячи человек, объединённых в 22 дивизии, имеющая 3 тысячи орудий и миномётов, начала наступление. В резерве находилась 7-я армия и танковые части. Противостоящая им альпийская армия генерала Ольдри имела 175 тысяч человек, но зато занимала очень выгодные позиции. Атаки итальянцев были отражены, лишь на юге они смогли незначительно продвинуться вглубь. 21 июня, в день подписания капитуляции, наступающие тремя колоннами уже 32 итальянских дивизии были остановлены. Это было провалом итальянской армии.

На севере дела у французов были далеко не так хороши. Всё океанское побережье вплоть до Шербура было захвачено. Группа армий «С» наконец начала мощное наступление (14-15 июня), достигшее успеха: 17 июня немцы форсировали Луару, а отдельные части достигли Французских Альп. Отрезанные за линией Мажино французские части сдались 22 июня. На западе немцы подошли вплотную к Бордо.


7. Капитуляция Франции

Парад нацистов на Елисейских Полях, 1940

17 июня французское правительство отклонило предложение премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля о нерушимом союзе Франции и Великобритании и необходимости сражаться до конца. 22 июня в Компьенском лесу, в том же вагоне, в котором было подписано перемирие 1918 года, на встрече Гитлера и генерала Юнцигера был подписан акт о капитуляции (Компьенское перемирие 1940 года). Официально военные действия закончились 25 июня.

Оккупация Франции Германией и Италией

Согласно условиям капитуляции, 3/5 территории Франции были отданы под контроль Германии. Французские войска были разоружены, а содержать немецкие оккупационные войска должны были сами же французы. Италия получала территорию площадью в 832 км². Французский флот (7 линкоров, 18 крейсеров, 48 эсминцев, 71 подводная лодка и другие суда) должен был быть разоружён под контролем Германии и Италии.


7.1. Причины поражения

7.1.1. Танки

Поражение французской армии не было обусловлено исключительно превосходством германских танков. Только один тип германских танков, Panzer IV (в советской историографии T-IV), вооружённый 75-мм орудием, мог тягаться с французскими тяжёлыми танками Char B, тогда как остальные Panzer I, II и III (в советской историографии T-I, Т-II, T-III соответственно) были либо устаревшими, либо недостаточно мощными. Было несколько других причин такого успеха германского танкового оружия, например, каждый германский танк был оборудован рацией, что в боевых условиях помогало в координации боевых действий и позволяло быстро и просто направить танковые силы туда, где они в этот момент необходимы больше всего. К тому же все танки участвовали в боевых действиях в составе укомплектованных независимых подразделений и не были приписаны к пехотным частям. И последнее, но не менее важное, это то, что все танковые подразделения находились под командой офицеров, которые были обучены и натренированы самим создателем германских бронетанковых сил - Хайнцем Гудерианом.

наступат. действия нем.-фаш. войск 10 мая - 24 июня против сил англо-франц. коалиции во Франции во время Второй мировой войны 1939-45. Целями нем.-фаш. руководства были оккупация Нидерландов и Бельгии и вывод из войны Франции. В ходе Ф. к. было проведено 2 стратегические наступат. операции под кодовыми назв. "Гельб" ("Желтая") и "Рот" ("Красная"). Для осуществления операции "Гельб" нем.-фаш. командование сосредоточило 136 дивизий (в т. ч. 10 танковых), 2580 танков, 3824 самолета, 7378 полевых орудий. Группа армий "А" (команд. ген.-полк. Г. фон Рундштедт) в составе 45 дивизий (в т. ч. 7 танковых) наносила главный удар через Арденны по наиболее слабому участку обороны союзников на р. Маас между Динаном и Седаном с задачей рассечь группировку союзных войск, выйти к побережью Ла-Манша и совместно с группой армий "Б" уничтожить англо-франко-бельг. войска в Бельгии и Сев. Франции. На направлении гл. удара действовала танк. группа ген. Э. фон Клейста в составе 2 танк. корпусов и 1 моторизованного (1250 танков, 362 бронеавтомобиля). Против Нидерландов и Бельгии развернулась группа армий "Б" (команд. ген.-полк. Ф. фон Бок) в составе 29 дивизий (в т. ч. 3 танковые) с задачей захватить Нидерланды, прорвать оборону бельг. войск по каналу Альберта и отбросить их за линию Антверпен - Намюр, активными действиями сковать войска союзников в Бельгии, а затем принять участие в их уничтожении после окружения. Группа армий "Ц" (команд. ген.-полк. Ф. В. фон Лееб) в составе 19 дивизий должна была демонстративными действиями сковать на линии Мажино большее количество франц. войск.

Во Франции союзным командованием было развернуто 2 фронта: Северо-Восточный от Па-де-Кале до Швейцарии под команд. ген. Ж. Жоржа в составе 3 групп армий (108 дивизий, в т. ч. 98 франц. и 10 англ.) и Юго-Восточный в Альпах под команд. ген. Р. Ольри (8 франц. дивизий). В резерве главнокомандующего франц. сухопут. силами ген. М. Гамелена оставалось 6 дивизий, в т. ч. 3 танковые. На вооружении англо-франц. войск находилось св. 3100 танков, 12 500 полевых орудий, 1648 франц. и 1837 англ. самолетов (из них ок. 500 во Франции). Нидерланды имели 10, Бельгия 22 дивизии. По плану союзного командования с началом боевых действий наиболее сильная группировка англо-франц. войск выдвигалась в Бельгию, где совместно с бельг. армией должна была создать прочную оборону на рубеже Антверпен - Вавр - р. Диль - р. Маас от Намюра до Седана (план "Диль").

10 мая нем.-фаш. войска, нарушив нейтралитет Бельгии, Нидерландов и Люксембурга, перешли в наступление. Используя возд. десанты, они захватили важные позиции в Нидерландах и переправы через р. Маас и канал Альберта в Бельгии. 14 мая нидерл. армия капитулировала. Бельг. войска отошли на линию обороны союзников. 13 мая нем.-фаш. войска на направлении главного удара форсировали р. Маас, смяли слабую оборону франц. войск и начали развивать наступление в сев.-зап. направлении к устью р. Соммы. 20 мая немцы захватили Абвиль и вышли к побережью Ла-Манша, отрезав крупную группировку англо-франко-бельг. войск. Попытки ген. М. Вейгана, сменившего ген. Гамелена и получившего полномочия главнокомандующего франц. вооруж. силами, остановить наступление противника и прорвать кольцо окружения успеха не имели. В ходе Дюнкеркской операции 1940 англо-франц. войска с большими потерями эвакуировались в Англию, а бельг. войска 28 мая капитулировали.

5 июня нем.-фаш. командование начало операцию "Рот". Группа армий "Б" перешла в наступление с рубежа р. Соммы в юж. и юго-зап. направлениях с задачей разгромить лев. фланг франц. группировки и выйти на Атлантич. побережье. Группа армий "А" наносила главный удар между Парижем и Аргоннами в юго-вост. направлении с целью разгрома франц. сил в треугольнике Париж - Мец - Бельфор и выхода в тыл линии Мажино. Группа армий "Ц" наносила вспомогат. удар по прорыву линии Мажино. Нем.-фаш. команд. использовало в операции "Рот" 130 дивизий, франц. силы насчитывали 71 дивизию. На терр. Франции осталось лишь 2 англ. соединения. Сломив упорное сопротивление франц. войск, нем.-фаш. армии начали развивать наступление в глубь Франции. Осн. ударной силой были танк. дивизии, действовавшие при активной поддержке авиации.

Франц. пр-во, в к-ром стали преобладать пораженческие и капитулянтские элементы, не сумело организовать оборону страны и отвергло предложение ЦК Франц. компартии от 6 июня мобилизовать массы на отпор врагу и превратить войну в народно-освободит. борьбу за свободу и независимость Франции. 10 июня пр-во покинуло Париж и уехало в Бордо. В тот же день Италия объявила войну Франции и Великобритании. 14 июня Париж был без боя сдан нем.-фаш. командованию. Сопротивление франц. армии было дезорганизовано. Нем.-фаш. войска стремительно продвигались на Ю. 16 июня маршал А. Ф. Петен, сторонник капитуляции, сформировал новое пр-во и обратился к нем.-фаш. командованию с просьбой о перемирии. 22 июня в Компьене был подписан акт о капитуляции Франции перед Германией, а 24 июня в пригороде Рима - аналогичный документ о капитуляции перед Италией. Большая часть Франции была оккупирована нем.-фаш. войсками. Франц. армия потеряла 84 тыс. убитыми, 1547 тыс. франц. солдат и офицеров оказались в герм. плену. Потери нем.-фаш. войск составили 43,5 тыс. убитыми и пропавшими без вести, 111,6 тыс. ранеными.

Причины поражения англо-франц. коалиции во Ф. к. состояли прежде всего в политике правящих кругов Великобритании и Франции, к-рые во имя классовых интересов империалистич. буржуазии в предвоен. годы проводили курс на поощрение гитлеровской агрессии, стремясь направить ее против СССР. Эта политика определяла бездействие зап. союзников в период "странной войны" (сент. 1939 - май 1940) и обусловила серьезные просчеты в их стратегии. В Великобритании и особенно во Франции имелись влиятельные круги, выступавшие за сговор с фаш. Германией.

Лит.: История Вел. Отечеств. войны Сов. Союза. 1941-1945, т. 1, М., 1960; Вторая мировая война. 1939-1945, М., 1958; Проэктор Д. M., Война в Европе. 1939-1941, М., 1963; Секистов В. A., "Странная война" в Зап. Европе и в бассейне Средиземного моря (1939-1943), М., 1958; Ратиани Г. М., Конец Третьей Республики во Франции, М., 1964; Michel H., La seconde guerre mondiale, t. 1, P., 1968; Ellis L., The War in France and Flanders. 1939-1940, L., 1953; Jacobsen H. A., Fall Gelb. Der Kampf um den deutschen Operatiensplan zur Westoffensive 1940, Wiesladen, 1967.

И. А. Челышев. Москва.

Военные действия в Нидерландах, Бельгии и Франции в 1940 г.

После Первой мировой войны французский генералитет утвердился во мнении, что никакая армия не способна прорвать заранее подготовленную, сильно укрепленную линию обороны. Исходя из постулата о превосходстве обороны над наступлением, французы умышленно отказались от наступательной стратегии. Никаких крупных наступательных операций в случае войны проводить не планировалось. Французская военная доктрина по своей сути и духу была оборонительной.

Эти причины станут нам понятны, когда мы познакомимся с цифрами, характеризующими сравнительное количество рекрутов 1914- 1920 гг. рождения, призванных в Германии и Франции в период с 1934 по 1940-й год.

Цифры эти таковы.
Франция: 1,574000 чел.
Германия: 3,172000 чел.

Думаю, что комментарии излишни. Причины столь серьезного различия в числе мобилизованных заключаются в том, что население Германии в конце 30-х годов составляло 68,4 млн. человек, а население Франции составляло 41,6 млн. чел., то есть примерно в 1,5 раза меньше. Из этих резервистов Франция смогла создать к маю 1940 года только 215 пехотных полков против 350 в Первой мировой. При таком соотношении мобилизационных ресурсов планировать масштабные наступательные операции было бы верхом безрассудства.
Что же представляла из себя французская армия мирного времени?
Вот что пишет Курт Типпельскирх:

"Но сухопутная армия Франции имела недостатки в отношении организации, системы комплектования, боевой техники и морального духа войск, что существенно снижало ее действительную ценность. Вооружение французской армии отвечало современным требованиям по количеству, но не по качеству. Многие виды оружия остались еще от первой мировой войны. Артиллерия была оснащена главным образом 75-мм пушкой довольно удачной конструкции. Однако германская сухопутная армия получила на вооружение 105-мм гаубицу, которая по дальнобойности и мощности снаряда значительно превосходила французскую систему. Напротив, французская тяжелая артиллерия и артиллерия большой мощности была очень многочисленной, и, несмотря на свои отчасти устаревшие образцы, она могла бы по огневой мощи оказаться сильнее соответствующей немецкой артиллерии. Свои танковые части, насчитывавшие сравнительно большое количество танков, французы, следуя опыту мировой войны, считали преимущественно средством сопровождения пехоты. Они очень нерешительно создавали крупные танковые формирования постоянного состава для ведения самостоятельных действий. Моторизованные дивизии обязаны своим возникновением скорее намерению иметь высокоподвижные резервы, чем соображению использовать их совместно с танковыми дивизиями для широких оперативных прорывов.

Хотя население Франции было охвачено всеобщей воинской повинностью, однако контингента резервистов, из которых должны были формироваться в случае войны многочисленные резервные соединения, не проходили, по существу, основательной боевой подготовки. До середины двадцатых годов призыв на службу военнослужащих запаса вообще не производился. Позднее их стали временно призывать для прохождения сборов, однако сборы были слишком короткими, а количество призываемых резервистов явно недостаточным. В результате резервные соединения имели весьма невысокую боеспособность; как показал 1940 г., они не могли успешно действовать даже в обороне

. Как раз в той области, в какой Франция, казалось, имеет большое преимущество перед Германией, за пятнадцать лет не подготовившей никаких резервов, положение было отнюдь не таким благоприятным для французов, как это можно было предполагать. Дополнительным обучением более многочисленных контингентов Германия к 1939 г. заметно ликвидировала свое отставание. Затем зимой 1939/40 г. она не только догнала французов, но и превзошла их как по количеству, так и по качеству войск, подготовив хорошо обученные формирования.

Но еще более серьезными, чем недостатки в организации и техническом оснащении французской армии, были трудности психологического порядка — наследие первой мировой войны. Франция потеряла почти 1,3 млн. убитыми и вторично не хотела идти на такие огромные жертвы. Поэтому в новой войне она решилась вести только оборонительные действия до тех пор, пока с помощью союзников не станет возможным поражение противника без тяжелых людских потерь. Эта основная идея французской военной политики, идея оборонительного ведения войны, нашла свое практическое воплощение в строительстве линии Мажино. Еще в начале двадцатых годов тогдашний военный министр Мажино предложил план постройки гигантской линии укреплений, которая, начинаясь от Рейна в районе Базеля, должна была прикрыть всю французскую границу с Германией до Люксембурга и сделать невозможным всякое нападение на Францию непосредственно с германской территории. Строительство укреплений началось лишь в 1929 г. и с затратой огромных средств было закончено в течение тридцатых годов. Линия Мажино имела для Франции чрезвычайно отрицательное значение в материальном и психологическом. отношениях.

Для укомплектования последних личным составом были созданы специальные крепостные части, организация и обучение которых проводились на чисто оборонительной основе. Эти войска стали лучшими частями французской армии, однако для ведения наступательных действий они не годились. Подобный оборонительный и даже пассивный взгляд глубоко укоренился в народе и армии. Людей успокаивала мысль, что теперь они защищены от всякого вторжения, и у них уже не было склонности использовать вооруженные силы для выполнения союзнических обязательств, вытекавших из традиционной политики Франции как великой державы. Наряду с этой сухопутной армией, обладавшей большой численностью, но не ориентированной на ведение наступательных действий, имелась устаревшая авиация. Франция, которая когда-то шла впереди других стран в развитии авиации и еще в 1934 г. имела крупнейшие в Европе военно-воздушные силы, к 1939 г. по численности самолетного парка оказалась на четвертом месте после Германии, Англии и даже Италии. Уже в середине 1934 г. германская авиационная промышленность превзошла французскую. Последняя, со своей стороны, к 1936 г. еще больше сократила производство. К началу войны Франция имела только 1500 самолетов, то есть почти в два раза меньше. чем Германия, к тому же немецкие самолеты были более современными.

Гибельное для Франции “народное правительство” Блюма в результате введения 40-часовой недели еще больше уменьшило и без того недостаточную мощность военной промышленности. В общем, Франция, которая еще в 1934 г. была сильнейшей страной европейского континента, теперь имела на суше лишь небольшое численное превосходство перед Германией, связанной войной на два фронта, а в воздухе значительно ей уступала".

Курт Типпельскирх. "История Второй мировой войны".

Предмобилизационные мероприятия начали проводиться еще летом 1939 г., когда были призваны резервисты в 49 специальных крепостных батальонов и 43 специальные артчасти, составлявшие войска прикрытия на линии Мажино.

21 августа была приведена в боевую готовность система ПВО, а 22 августа — усилена система боевой готовности французских войск. 23 августа во Франции началась скрытая мобилизация и были введены в действие планы обеспечения безопасности Парижа и границ с Бельгией, Италией и Швейцарией. 24 августа меры по прикрытию сосредоточения были распространены на восточные районы Франции, а 26 августа — на всю территорию страны.

Официально всеобщая мобилизация началась 1 сентября 1939 года. Она проходила как на европейской части страны, так и в колониях(в частности, на территории Северной Африки). После её обьявления начался массовый призыв резервистов в армию. Из кадровых пехотных полков в это время создавались еще 85 полков и полубригад резерва "А". Костяк таких пехотных полков составляли кадровые военные, а большая часть личного состава набиралась из резервистов. Затем из полков резерва "А" выделялись кадры для формирования 61 полка и полубригад резерва "Б". Они были полностью укомплектованы 30-40-летними резервистами. Резервные дивизии могли вступить в бой не раньше 22 сентября, так как им требовалось время на формирование, на обучение, оснащение и сосредоточение. Несмотря на возраст солдат, части резерва "Б" не обязательно были самыми слабыми в армии, хотя считались таковыми.

"Регулярных дивизий, сформированных из хорошо обученнных частей и лучше оснащенных артиллерией, было менее половины (относительно всей армии - d_prospero ). Остальные - резервные дивизии - делились на второсортные формирования "А" и "Б", как правило хуже вооруженнные, оснащенные и обученные".

Энциклопедия Второй мировой войны. Европа в огне. 1939-1940. М. Мир книги. 2007. Стр. 65.

За период с 1 сентября 1939 г. по 10 мая 1940 г. в вооруженные силы было призвано в общей сложности 5 млн. человек. Это дало возможность к 10 мая 1940 г. развернуть 108 дивизий, из которых 94 были сосредоточены против Германии в составе Северо-Восточного фронта.

С французской мобилизацией вроде бы разобрались. Теперь давайте выясним, сколько дивизий Франция в сентябре могла выставить против Германии, а также узнаем сколько дивизий выставила Германия для защиты своих западных границ.


Германия в августе 1939 г. располагала 103 дивизиями разной степени боеспособности.

В сентябре 1939 г. примерно 50 французских дивизий, сосредоточенных в Эльзасе и Лотарингии, противостояло 44-м немецким. Причем крепостные соединения французов можно не учитывать, так как они были стационарными и не могли использоваться в наступательных операциях. Французское превосходство в танках не могло сыграть большой роли, так как немецкие войска опирались на укрепленные рубежи линии Зигфрида, против которых танки были практически бесполезны. Кроме того, надо учитывать тот факт, что французская армия образца 1939 г. не имела крупных танковых соединений, способных прорывать вражескую оборону.

Таким образом, мы видим, что в начале сентября 1939 г. французская армия не имела никакого превосходства над вермахтом. Франция могла провести против Германии наступательную операцию никак не раньше 22 сентября, да и то с весьма слабыми шансами на успех.
Почти 10 месяцев тянулось тягостное ожтдание. 10 мая войска Вермахта перешли в наступление именно там где их ждали - в Бельгии.

Историки до сих пор удивляются поведению правительства в эти трагические для Франции дни. Они ссылаются на невразумительный приказ по армии главнокомандующего Гамелена, невыразительное выступление по радио Рейно. Как выяснилось, у Генерального штаба не было удовлетворительного плана военных действий против Германии, правительство никак не подготовило простого француза к войне. Командование практически потеряло управление войсками, отдавались противоречивые приказы. Уже на пятый- шестой день германского наступления правительство фактически создает в стране и армии обстановку отчаяния и безнадежности.

15 мая Рейно посылает Черчиллю краткое и совершенно отчаянное сообщение: “Вчера вечером мы проиграли битву. Дорога на Париж открыта. Посылайте все самолеты и войска, которые вы можете послать”.
Огромные массы населения стремились уйти из района военных действий вглубь страны. Бегство буквально парализовало жизнь нации и, не говоря о неудобствах для военных действий, создало неразрешимые жилищные и продовольственные трудности, в то время когда надо было давать отпор врагу и напрягать для этого все силы.
В это время в Париже на сцене появляется Петэн. Назначение престарелого маршала вице-председателем Совета министров способствовало окончательному поражению Франции. Связи Петэна с германским фашизмом были хорошо известны во французских правительственных кругах. Без сомнения, назначая Петэна, Рейно рассчитывал на то, что он сможет договориться с немцами. В это же время Рейно смещает Гамелена и назначает на пост главнокомандующего Вейгана, также известного своей прогерманской позицией.

25 мая собрался Военный комитет под председательством президента республики Лебрена. Из опубликованной протокольной записи ясно, что на заседании речь прямо шла о перемирии с Германией. Следовало выяснить, какова будет цена соглашения, сколько запросит Гитлер, сколько “комиссионных” запросит Муссолини, если он станет посредником сделки. В это время наступление немецких войск продолжалось. Фашистские армии подходили к Парижу. Правительство 10 июня тайком бежало из Парижа в Бордо. 14 июня Париж без боя был оккупирован германскими войсками. Рейно передает власть Петэну 16 июня 1940 года, который тут же запрашивает условия мира у Германии и отдает приказ французским войскам прекратить сопротивление. “Битва” за Францию закончилась. Третья республика прекратила существование.


Накануне Второй мировой войны армия Франции считалась одной из самых мощных в мире. Но при прямом столкновении с Германией в мае 1940 года французов хватило на считанные недели сопротивления.

Бесполезное превосходство

К началу Второй мировой войны Франция располагала 3-й по количеству танков и самолетов армией в мире, уступая только СССР и Германии, а также 4-м после Британии, США и Японии военно-морским флотом. Общая численность французских войск насчитывала более 2 млн. человек.
Превосходство французской армии в живой силе и технике перед силами вермахта на Западном фронте было бесспорным. К примеру, ВВС Франции включали в себя около 3300 самолетов, среди которых половина была новейшими боевыми машинами. Люфтваффе могли рассчитывать только на 1186 самолетов.
С прибытием подкрепления с Британских островов – экспедиционного корпуса в количестве 9 дивизий, а также авиачастей, включавших 1500 боевых машин – преимущество над германскими войсками стало более чем очевидным. Тем не менее, за считанные месяцы от былого превосходства союзных сил не осталось и следа – хорошо обученная и имеющая тактическое превосходство армия вермахта заставила в конечном итоге капитулировать Францию.

Линия, которая не защитила

Французское командование предполагало, что немецкая армия будет действовать как и во время Первой мировой войны – то есть предпримет атаку на Францию с северо-востока со стороны Бельгии. Вся нагрузка в этом случае должна была лечь на оборонительные редуты линии Мажино, которую Франция начала строить в 1929 году и совершенствовала вплоть до 1940 года.

На строительство линии Мажино, протянувшейся на 400 км., французы потратили баснословную сумму – около 3 млрд. франков (или 1 млрд. долларов). Массированные укрепления включали в себя многоуровневые подземные форты с жилыми помещениями, вентиляционные установки и лифты, электрические и телефонные станции, госпитали и узкоколейные железные дороги. Орудийные казематы от авиабомб должна была защитить бетонная стена толщиной в 4 метра.

Личный состав французских войск на линии Мажино достигал 300 тыс. человек.
По мнению военных историков, линия Мажино, в принципе со своей задачей справилась. На ее максимально укрепленных участках прорывов немецких войск не было. Но германская группа армий «Б» обойдя линию укреплений с севера, основные силы бросила на ее новые участки, которые строились на болотистой местности, и где возведение подземных сооружений было затруднено. Там сдержать натиск немецкий войск французы не смогли.

Капитуляция за 10 минут

17 июня 1940 года состоялось первое заседание коллаборационистского правительства Франции, возглавляемого маршалом Анри Петэном. Оно длилось всего 10 минут. За это время министры единодушно проголосовали за решение обратиться к немецкому командованию и просить его о прекращении войны на территории Франции.

Для этих целей использовали услуги посредника. Новый министр иностранных дел П. Бодуэн через испанского посла Лекерика передал ноту, в которой французское правительство просило Испанию обратиться к германскому руководству с просьбой о прекращении военных действий во Франции, а также узнать условия перемирия. Одновременно предложение о перемирии через папского нунция было направлено Италии. В тот же день Петэн по радио обратился к народу и армии, призвав их «прекратить борьбу».

Последний оплот

При подписании договора о перемирии (акта капитуляции) между Германией и Францией Гитлер с опаской смотрел на обширные колонии последней, многие из которых готовы были продолжать сопротивление. Этим и объясняются некоторые послабления в договоре, в частности, сохранение части военно-морского флота Франции для поддержания «порядка» в своих колониях.

Жизненно заинтересованной в судьбе французских колоний была и Англия, так как угроза их захвата германскими силами оценивалась высоко. Черчилль вынашивал планы о создании эмигрантского правительства Франции, которое бы предоставило фактический контроль над французскими заморскими владениями Британии.
Создавший оппозиционное режиму Виши правительство генерал Шарль де Голль все свои усилия направил на овладение колониями.

Однако администрация Северной Африки отклонила предложение присоединиться к «Свободной Франции». Совсем иное настроение царило в колониях Экваториальной Африки – уже в августе 1940 года к де Голлю присоединяются Чад, Габон и Камерун, что создало генералу условия для формирования государственного аппарата.

Ярость Муссолини

Осознав, что поражение Франции от Германии неизбежно Муссолини 10 июня 1940 года объявил ей войну. Итальянская группа армий «Запад» принца Умберто Савойского силами свыше 300 тыс. человек при поддержке 3 тыс. орудий начала наступление в районе Альп. Однако противостоящая им армия генерала Ольдри успешно отражала эти атаки.

К 20 июня наступление итальянских дивизий стало более ожесточенным, но им удалось лишь немного продвинуться в районе Ментоны. Муссолини был в ярости – его планы захватить к моменту капитуляции Франции большой кусок ее территории потерпели крах. Итальянский диктатор уже начал готовить воздушный десант, но одобрения на эту операцию от германского командования не получил.
22 июня было подписано перемирие между Францией и Германией, а через два дня такое же соглашение заключили Франция и Италии. Так, с «победным конфузом» Италия вступила во Вторую мировую войну.

Жертвы

В ходе активной фазы войны, длившейся с 10 мая по 21 июня 1940 года, французская армия потеряла около 300 тыс. человек убитыми и раненными. Полтора миллиона попали в плен. Танковые корпуса и ВВС Франции были частично уничтожены, другая их часть досталась вооруженным силам Германии. Одновременно Британия ликвидирует французский флот, чтобы избежать его попадания в руки вермахта.

Несмотря на то, что захват Франции произошел в короткие сроки, ее вооруженные силы давали достойный отпор германским и итальянским войскам. За полтора месяца войны вермахт потерял более 45 тыс. человек убитыми и пропавшими без вести, около 11 тыс. были ранены.
Французские жертвы немецкой агрессии могли быть не напрасными, если бы правительство Франции пошло на ряд уступок, выдвинутых Британией взамен на вступление королевских вооруженных сил в войну. Но Франция предпочла капитулировать.

Париж – место сближения

По договору о перемирии Германия оккупировала только западное побережье Франции и северные области страны, где находился Париж. Столица была своего рода местом «французско-германского» сближения. Здесь мирно уживались немецкие солдаты и парижане: вместе ходили в кино, посещали музеи или просто сидели в кафе. После оккупации оживились и театры – их кассовый сбор вырос в три раза по сравнению с довоенными годами.

Париж очень быстро стал культурным центром оккупированной Европы. Франция жила как прежде, словно не было месяцев отчаянного сопротивления и несбывшихся надежд. Германской пропаганде удалось убедить многих французов, что капитуляция – это не позор страны, а дорога в «светлое будущее» обновленной Европы.

The Rise and Fall of the German Air Force 1933-1945

Их асы по праву считались лучшими в мире.

Их истребители господствовали над полем боя.

Их бомбардировщики стирали с лица земли целые города.

А легендарные «штуки» наводили ужас на вражеские войска.

Военно-воздушные силы Третьего Рейха - прославленные Люфтваффе - были такой же важной составляющей блицкрига, как и танковые войска. Громкие победы Вермахта были бы в принципе невозможны без авиационной поддержки и воздушного прикрытия.

До сих пор военные эксперты пытаются понять, каким образом стране, которой после Первой мировой войны было запрещено иметь боевую авиацию, удалось не только в кратчайшие сроки построить современные и эффективные ВВС, но и долгие годы удерживать господство в воздухе, несмотря на подавляющее численное превосходство противника.

Эта книга, изданная британским Воздушным министерством в 1948 году, буквально «по горячим следам» только что закончившейся войны, была первой попыткой осмыслить ее боевой опыт. Это - подробный и в высшей степени компетентный анализ истории, организации и боевых операций Люфтваффе на всех фронтах - Восточном, Западном, Средиземноморском и Африканском. Это - увлекательный рассказ о стремительном взлете и катастрофичном падении военно-воздушных сил Третьего Рейха.

Норвежская кампания (9 апреля - 9 июня 1940 года)

Разделы этой страницы:

Норвежская кампания

Вторжение: идеи и планы

После победоносной осенней кампании в Польше немецкие части, принимавшие в ней участие, были отведены, и люфтваффе расположились для зимнего отдыха, переоснащения и пополнения перед весенней кампанией на Западе, в ходе которой предполагалось покорить Бельгию, Нидерланды и Францию и вторгнуться в Великобританию. Зимой 1939/40 года активность боевых действий была минимальной. Немногочисленным истребителям на западном фронте вдоль линии Мажино было запрещено вступать в бой, а действия против Британских островов ограничивались разведкой портов и военно-морских баз и редкими атаками против кораблей. Таким образом, в Европе наступила зима «странной войны», во время которой штабы люфтваффе тем не менее отнюдь не бездействовали.

По плану кампании весной 1940 года немецкие танки должны были двинуться на Запад через Францию, поэтому немцам нужно было обезопасить свой фланг в Дании и Норвегии от каких бы то ни было неожиданностей со стороны противника. В то же время требовалось добиться стратегического преимущества в морской и воздушной войне с Великобританией, которого так недоставало во время войны 1914–1918 годов. Базирование многочисленной авиационной группировки в Норвегии и позднее в Западной Франции значительно способствовало бы установлению блокады Великобритании одновременными действиями на море и в воздухе. Оккупация Норвегии была непременным условием успешного проведения основной кампании. Географическое положение этой страны, отделенной от Дании проливом Скагеррак, и то, что сообщение между крупнейшими городами страны проходило по узким горным долинам, делали невозможным массовое применение танковых частей по образцу польской кампании. Можно было бы, используя польский опыт, захватить Данию, но это дало бы норвежцам возможность подготовиться к сопротивлению и призвать на помощь британцев, что привело бы к срыву сроков основной кампании во Франции.

Немцы решили одновременно атаковать и Данию, и Норвегию, воспользовавшись внезапностью для того, чтобы захватить основные порты и аэродромы до прибытия помощи извне. После утраты элемента внезапности обострялась проблема снабжения высаженных войск, поскольку можно было ожидать минных постановок противника на подходах к портам и в Скагерраке, а также нанесения им бомбовых ударов по уже захваченным объектам. Поэтому в немецкие планы внезапного нападения была включена и воздушная операция, в ходе которой предполагалось сначала силами парашютистов быстро захватить стратегически важные пункты, а затем осуществлять по воздуху переброску подкреплений и снабжение. Это было новое слово в воздушной войне.

Характер операции вторжения требовал тесного взаимодействия армии, флота и авиации. Руководство воздушными силами, участвовавшими в операции, было возложено на генерала Гайслера, командовавшего X авиакорпусом, переформированным в начале 1940 года из 10-й авиадивизии, созданной в самом начале войны для борьбы с кораблями и судами противника. Для управления огромными массами транспортных самолетов, задействованных в операции, был создан особый штаб, Командование транспортной авиации (Transportchef Land ), подчиненный X авиакорпусу.

К марту 1940 года немецкие планы кампании обрели форму, и 20 числа штаб X авиакорпуса отдал приказ, в котором описывался в общих чертах окончательный план вторжения, получившего название «Операция Везер». План предполагал внезапную высадку на рассвете наземных войск с кораблей и судов в гаванях Осло, Арендаля, Кристиансанда, Эгерсунда, Ставангера, Бергена, Тронхейма и Нарвика. Ровно в это же время планировалось осуществить оккупацию Дании внезапным наступлением немецких войск с одновременной высадкой морских десантов в Копенгагене и на Датских островах. На этом этапе боевые части люфтваффе должны были поддерживать вступление в Данию и высадку в Норвегии демонстрацией силы, нанося удары лишь в случае оказания сопротивления. Демонстрацию силы планировалось осуществлять малыми силами бомбардировщиков и истребителей. Перед войной немецкая пропаганда усиленно раздувала среди европейцев страх перед преувеличенной мощью своей авиации, и всю зиму после польской кампании Министерство пропаганды продолжало действовать в том же духе. Поэтому нельзя считать, будто демонстрации воздушного превосходства в Дании и Норвегии не играли значительной роли в принуждении правительств этих стран к сдаче без сопротивления путем обычного запугивания.

Транспортная авиация должна была сыграть свою роль во вторжении, доставляя парашютные и посадочные десанты в определенные стратегически важные пункты на территории Дании и Норвегии, откуда они должны были идти на соединение с наземными войсками в Дании и с морскими десантами в Норвегии. Через два часа после перехода датской границы предполагалось под прикрытием истребителей сбросить парашютные десанты на восточный и западный аэродромы в Ольборге, а затем организовать переброску на них по воздуху пехоты и снаряжения. В Норвегии планировалось высадить два таких десанта, на аэродроме Форнебю рядом с Осло и на аэродроме Сола в Ставангере. Высадка должна была начаться через 3,5 часа после начала высадки с моря. Переброску подкреплений и снабжение по воздуху немецких войск в портах предполагалось организовать сразу же после их захвата. Аэродром Вернес в Тронхейме планировалось захватить силами морского десанта и подготовить его к приему транспортных самолетов и дальнейшему размещению боевых частей люфтваффе.

На начальных этапах воздушного вторжения в Норвегию существовал элемент угрозы со стороны, во-первых, малочисленной норвежской авиации, базировавшейся в основном в Осло, и, во-вторых, британских ВВС. Однако норвежскую авиацию планировалось застать врасплох на аэродромах атакой двухмоторных истребителей, и считалось, что, при условии сохранения операции в тайне до начала ее осуществления, британские ВВС смогут появиться в районе боев не ранее полудня. К этому времени уже предполагалось перебросить на аэродромы в Ставангере и Осло истребители и часть легкой зенитной артиллерии.

Наличные силы

Первоначально люфтваффе выделили для кампании в Норвегии около 1000 самолетов (примерно поровну боевых и транспортных). Учитывая расстояния на театре военных действий, основную массу ударных самолетов составляли дальние бомбардировщики, и лишь относительно немногочисленные группы двухмоторных истребителей и пикирующих бомбардировщиков были выделены для непосредственной поддержки войск. Роль дальних бомбардировщиков заключалась в поддержке с воздуха немецких войск на наиболее отдаленных участках (в Тронхейме, Бергене и Нарвике). Кроме того, они должны были быть готовы к нанесению ударов по британскому флоту при попытках приблизиться к побережью Норвегии. Также они должны были обеспечить дополнительную разведку обстановки в Северном море и на морских базах в Северной Англии и Шотландии. Таким образом, основная задача, стоявшая перед люфтваффе, заключалась в предотвращении попыток высадки со стороны британцев, а также в снабжении и переброске подкреплений для высадившихся немецких войск. К началу вторжения X авиакорпус имел в своем распоряжении следующие силы:

Из числа транспортной авиации 160 Ю-52 принадлежали кадровым транспортным частям люфтваффе, которые были направлены на выполнение наиболее сложной задачи - выброски парашютных десантов в Ольборге, Осло и Ставангере. Остальные транспортные самолеты (около 340 машин) были привлечены из школ для пилотов двухмоторных самолетов и использовались для второстепенных задач, как-то: высадка посадочных десантов, переброска зенитной артиллерии и снабжение после захвата объектов парашютистами, а также дальнейшая доставка подкреплений и снабжение в ходе кампании. Эта операция стала первым случаем боевого применения транспортной авиации для переброски войск на передний край и, учитывая количество участвовавших в ней самолетов, послужила примером хорошей организационной работы.

Вторжение в Данию и Норвегию

7 апреля, за два дня до назначенной даты вторжения, немцы провели боевую разведку британских военно-морских баз и Северного моря, чтобы убедиться, что предстоящая операция по-прежнему сохраняется втайне. На следующий день десантники и припасы были погружены в транспортные самолеты и переброшены на аэродромы в Шлезвиге.

Вскоре после 5 часов утра 9 апреля с переходом датской границы и началом высадки морских десантов на Датских островах и в Норвегии началось вторжение. Через 1,5 часа после этого с высадки парашютных десантов на восточном и западном аэродромах Ольборга началась воздушная операция. Еще через 20 минут транспортные самолеты доставили на аэродромы посадочный десант. Оба аэродрома немцы захватили практически без сопротивления, равно как и весь Ютландский полуостров и даже Копенгаген. Демонстрация силы бомбардировщиками и истребителями и массовый пролет транспортных самолетов, направлявшихся в Норвегию, произвели желаемый эффект, и Дания пала в течение одного дня.

Между тем в Норвегии через 3,5 часа после высадки морских десантов в портах последовал налет двухмоторных истребителей на аэродромы Форнебю и Сола. Малочисленная норвежская авиация была захвачена врасплох и уничтожена на земле. Сразу за этим последовала выброска на этих двух аэродромах парашютного десанта, прошедшая без помех, если не считать небольшой путаницы в Осло, где часть посадочного десанта приземлилась еще до выброски парашютистов. К полудню район операций в Осло был расширен. Был захвачен аэродром Кьеллер со всем складированным на нем имуществом, включая 60 тонн авиационного топлива, и вскоре на него начали прибывать самолеты с войсками и снаряжением. Позднее оба аэродрома использовались в качестве передовых баз для двухмоторных истребителей и пикирующих бомбардировщиков, поддерживавших наземные части и прикрывавших аэродромы от британской авиации.


Через 3,5 часа после одновременной высадки на рассвете морского десанта в основных портах последовала высадка парашютных десантов для захвата аэродромов Форнебю в Осло и Сола в Ставангере. Затем на аэродромах закрепилась переброшенная по воздуху пехота, подготовившая их к использованию люфтваффе.

Аэродром Сола был также захвачен воздушным десантом, и в течение первого дня на него были переброшены 180 самолетов, включая бомбардировщики, двухмоторные истребители и пикировщики, а также доставлены транспортной авиацией легкая зенитная артиллерия, снаряжение и аэродромный персонал. Аэродром Вернее в Тронхейме норвежцам удалось удержать, и он пал лишь на второй день, однако еще в первый день у самого Тронхейма была подготовлена снеговая взлетно-посадочная полоса, способная принимать груженые транспортные самолеты. На второй день морской десант также овладел небольшим аэродромом в Кристиансанде, и туда немедленно было переброшено 20–25 одномоторных истребителей.

Карта 3 дает общую картину немецкого морского и воздушного вторжения в Норвегию, которое благодаря достигнутой тактической внезапности можно было назвать успешным уже в первый день.

Ход кампании

В светлое время суток немецкие самолеты-разведчики вели постоянное наблюдение за прибрежными районами Норвегии и за Северным морем, чтобы свести к минимуму возможность вмешательства британского флота. Разведка позволила обнаружить на пути к Норвегии британские транспорты, высадившие десанты в Нарвике 15 апреля и в Намсусе и Ондалснесе 16–19 апреля. С этого момента основные усилия боевых частей X авиакорпуса были направлены на нанесение ударов по местам высадки, транспортным судам и кораблям сопровождения. Против надводных целей были брошены значительные силы дальних и пикирующих бомбардировщиков, причем интенсивность ударов бомбардировщиков, пикировщиков и тяжелых истребителей по британским и норвежским наземным войскам, пунктам снабжения и коммуникациям не снижалась. Попытки британцев оборудовать взлетно-посадочные площадки для истребителей на покрытых льдом озерах были выявлены воздушной разведкой, и поверхность озер была приведена в негодность бомбардировками с воздуха.

К моменту высадки британцев немцы уже полностью очистили и расширили захваченные плацдармы. Был полностью захвачен район Осло, установлено сообщение между Осло, Кристиансандом и Ставангером. На севере немецкие войска, высадившиеся в Тронхейме, вышли к шведской границе, поэтому проблемы для немцев могли возникнуть только в долине Гудбрандсдаль от Домбоса до Ондалснеса, между Стейнкьером и Намсусом и в Нарвике, где высадившиеся 15 числа британские войска заняли город, вызвав серьезную задержку в осуществлении немецкого плана.

С конца апреля у немцев возникла необходимость усиления боевой авиации в Норвегии, и туда были брошены свежие силы высотных и пикирующих бомбардировщиков и истребителей, причем часть бомбардировщиков действовала с территории Германии. В разгар норвежской кампании в мае 1940 года численность немецкой авиации достигала:

Примечание: Четыре ФВ-200 «Кондор» использовались как для боевой разведки, так и для снабжения войск.

После окончания фазы вторжения люфтваффе перешли к осуществлению четырех своих основных функций: во-первых, снабжение и переброска подкреплений; во-вторых, ведение разведки в прибрежных районах и в Северном море с нанесением ударов по британским транспортам снабжения и боевым кораблям; в-третьих, поддержка наземных частей в норвежских долинах; и в-четвертых, оборона занятых ранее районов силами истребителей и зенитной артиллерии. После первых десяти дней кампании начался отвод транспортной авиации в Германию в ожидании следующего этапа кампании на Западе, который должен был начаться с нападения на Голландию 10 мая. Однако на транспортной авиации все еще лежала непростая обязанность обеспечивать снабжение и доставку подкреплений немецким войскам в районе Нарвика, в противном случае они оказались бы вовсе отрезанными от Германии.

В течение апреля в надежно оккупированных районах Норвегии началась организация административной системы люфтваффе. Передовой штаб X авиакорпуса уже перебазировался в Осло, были организованы системы связи и снабжения. В конце месяца на базе аэродрома Кьеллер в Осло была организована мастерская по техническому обслуживанию авиатехники (Luftpark ), а в Осло, Ставангере и Тронхейме разместились основные части радиоразведки. Примерно 15 числа в Гамбурге было образовано управление 5-го воздушного флота, которое должно было принять командование над всей авиацией на территории Норвегии, и 24-го числа началась переброска управления по воздуху в Осло. В конце месяца командующим воздушным флотом был назначен генерал-оберст Штумпф, который и занимал эту должность вплоть до возвращения в Германию в январе 1944 года для принятия командования над воздушным флотом «Рейх».

В начале мая британско-французские части в Норвегии были вновь погружены на транспорты в Ондалснесе и Намсусе, и сопротивление продолжали оказывать лишь блокированные в горах норвежские части. Тем, что им удалось эвакуироваться, несмотря на превосходство немцев в воздухе, британцы в значительной степени обязаны бездействию люфтваффе в темное время суток и низкой эффективности бомбометания по морским целям в условиях противодействия зенитной артиллерии. Таким образом, к моменту запланированного на 10 мая начала кампании против Франции Норвегия оказалась практически полностью в руках немцев, хотя в Нарвике обстановка по-прежнему была сложной.

5 мая Гитлер лично в приказе 5-му воздушному флоту подчеркивал важность воздушной поддержки немецких войск в Нарвике. Поэтому была резко активизирована деятельность транспортной авиации при одновременном усилении бомбовых ударов по остаткам британских войск. 10 июня Нарвик был вновь занят немцами в основном благодаря действиям парашютистов и снабжению, организованному люфтваффе. В тот же день было объявлено о прекращении боевых действий в Норвегии и завершении кампании.

Особое значение этой кампании заключалось в том, что решающую роль в ее успехе сыграли люфтваффе. Быстрое занятие Осло и Ставангера в первый день операции стало возможным лишь благодаря парашютистам и посадочным десантам и эффективному вмешательству авиации в бои на земле, особенно в долинах на направлениях Осло - Тронхейм и Осло - Берген. Позволив впервые в боевых условиях испытать воздушно-десантные войска и транспортную авиацию, норвежская кампания стала полигоном для отработки их последующего применения в Голландии и Бельгии. Более того, эта кампания показала огромную значимость воздушно-десантных операций для достижения внезапности за счет вызываемого ими замешательства в тылу противника и овладения инициативой в условиях немецкого превосходства в воздухе. Большой объем работы, проделанной транспортной авиацией при переброске подкреплений и снабжении отрезанных частей, также послужил источником ценного опыта для последующих кампаний.

Выбор редакции
Род и семья ДутовыхРод Дутовых восходит к волжскому казачеству. Волга издревле была важнейшей водной артерией Восточной Европы и имела...

Принадлежность СССР СССР Род войск Годы службы Звание : неверное или отсутствующее изображение Командовал Сражения/войны...

Р азбитые Красной армией и оказавшиеся за пределами России, лидеры Белого движения вовсе не считали свою борьбу оконченной и не уставали...

Кубинская революция - вооруженная борьба на Кубе за власть в середине 20 века. Введение Революция на Кубе – это грандиозное событие,...
Принадлежность СССР СССР Род войск Годы службы Звание : неверное или отсутствующее изображение Командовал Сражения/войны...
April 20th, 2015 В начале 1960-х Хрущёв объявил о строительстве коммунизма к 1980 году. Одновременно разрабатывалась новая Конституция....
История России связана с множеством русских морских экспедиций XVIII–XX вв. Но особое место среди них занимают кругосветные плавания...
Дислоцирующаяся сегодня в Ростовской области, 22 гвардейская бригада специального назначения формировалась в составе Среднеазиатского...
Наверное, сегодня невозможно найти человека, который бы ничего не слышал про Единый Государственный Экзамен, или ЕГЭ. Плюсы и минусы...