Южные курильские острова спорные территории. История курильской проблемы. Подробнее о каждом


Спор по поводу самых южных Курильских островов — Итурупа, Кунашира, Шикотана и Хабомаи — является точкой напряженности в отношениях между Японией и Россией с того момента, когда они были захвачены Советским Союзом в 1945 году. Спустя более 70 лет российско-японские отношения все еще нельзя назвать нормальными из-за продолжающегося территориального спора. В значительной мере именно исторические факторы помешали решению этого вопроса. К их числу относятся демография, ментальность, институты, география и экономика — все это стимулирует проведение жесткой политики, а не готовность к компромиссу. Первые четыре фактора способствуют сохранению тупиковой ситуации, тогда как экономика в виде нефтяной политики связана с определенной надеждой на разрешение.

Претензии России на Курилы восходят к 17-му веку, что происходило в результате периодических контактов с Японией через Хоккайдо. В 1821 году была де-факто установлена граница, в соответствии с которой Итуруп стал японской территорией, а российская земля начиналась с острова Уруп. Впоследствии по Симодскому трактату (1855 год) и Санкт-Петербургскому договору (1875 год) все четыре острова были признаны территорией Японии. В последний раз Курилы сменили своего владельца по результатам Второй мировой войны — в 1945 году в Ялте союзники, по сути, согласились передать эти острова России.

Спор по поводу островов стал частью политики холодной войны во время переговоров по заключению Сан-Францисского мирного договора, статья 2c которого заставляла Японию отказаться от всех своих претензий на острова Курильской гряды. Однако отказ Советского Союза подписать это соглашение оставил эти острова в состоянии неопределенности. В 1956 году была подписана совместная Советско-японская декларация, которая де-факто означала завершение состояния войны, но не смогла разрешить территориальный конфликт. После ратификации в 1960 году американо-японского Договора безопасности дальнейшие переговоры были прекращены, и так продолжалось до 1990-х годов.

Однако после окончания холодной войны в 1991 году, казалось, появилась новая возможность для разрешения этого вопроса. Несмотря на бурные события в мировых делах, позиции Японии и России по вопросу о Курилах не претерпели особого изменения по сравнению с 1956 годом, и причиной подобного положения были пять исторических факторов, находившихся за рамками холодной войны.

Первый фактор — демографический. Население Японии уже сокращается из-за низкого уровня рождаемости и старения, тогда как население России уменьшается с 1992 года из-за избыточного употребления алкоголя и по причине других социальных недугов. Этот сдвиг вместе с ослаблением международного влияния привел к появлению обращенных в прошлое тенденций, и обе нации, в основном, пытаются теперь разрешить этот вопрос, глядя назад, а не вперед. При наличии подобных установок можно сделать вывод о том, что стареющее население Японии и России лишают премьер-министра Синдзо Абэ и президента Владимира Путина возможности вести переговоры из-за прочно укоренившихся взглядов в отношении вопроса о Курилах.

Контекст

Россия готова вернуть два острова?

Sankei Shimbun 12.10.2016

Военное строительство на Курилах

The Guardian 11.06.2015

Можно ли договориться о Курильских островах?

Русская служба BBC 21.05.2015
Все это также на руку ментальности и восприятию внешнего мира, которые формируются на основании того, как преподается история, а в более широком смысле на основании того, как ее преподносят средства массовой информации и общественное мнение. Для России развал Советского Союза оказался сильным психологическим ударом, сопровождавшимся потерей статуса и власти, поскольку многие бывшие советские республики отделились. Это существенным образом изменило границы России и создало значительную неопределенность относительно будущего российской нации. Хорошо известно, что во времена кризисов граждане часто проявляют более сильные патриотические чувства и чувства защитного национализма. Спор о Курилах заполняет существующую в России пустоту, а также представляет собой повод выступить против воспринимаемой эмоционально исторической несправедливости, совершенной Японией.

Восприятие Японии в России во многом формировалось под воздействием вопроса о Курильских островах, и так продолжалось вплоть до окончания холодной войны. Антияпонская пропаганда стала обычным явлением после русско-японской войны 1904-1905 годов, и она была усилена в результате японской интервенции во время гражданской войны в России (1918-1922 гг.). Это заставило многих русских поверить в то, что в результате все заключенные ранее договоры были аннулированы. Однако победа России над Японией во Второй мировой войне покончила с предыдущим унижением и укрепила символическое значение Курильских островов, которые стали олицетворять (1) необратимость результатов Второй мировой войны и (2) статус России как великой державы. С этой точки зрения, передача территории рассматривается как пересмотр итогов войны. Поэтому контроль над Курилами сохраняет важное психологическое значение для русских.

Япония пытается определить свое место в мире в качестве «нормального» государства, расположенного рядом с набирающим все большую силу Китаем. Вопрос о возвращении Курильских островов непосредственно связан я национальной идентичностью Японии, а сами эти территории воспринимаются как последний символ поражения во Второй мировой войне. Российское наступление и захват «неотъемлемой территории» Японии способствовали укреплению ментальности жертвы, что стало преобладающим нарративом после окончания войны.

Подобное отношение усиливается японскими консервативными средствами массовой информации, которые часто поддерживают внешнюю политику правительства. Кроме того, националисты нередко используют средства массовой информации для ожесточенной атаки на представителей академического мира и политиков, которые намекают на возможность достижения компромисса по этому вопросу, и в результате остается мало пространства для маневра.

Это, в свою очередь, оказывает влияние на политические институты как Японии, так и России. В 1990-х годах позиции президента Бориса Ельцина были столь слабыми, что он опасался возможного импичмента в том случае, если Курильские острова были бы переданы Японии. Одновременно центральное российское правительство было ослаблено в результате усиления влияния региональных политиков, в том числе двух губернаторов Сахалинской области — Валентина Федорова (1990 — 1993 гг.) и Игоря Фахрутдинова (1995 — 2003 гг.), которые активно выступали против возможной продажи Курил Японии. Они делали ставку на националистические чувства, и этого оказалось достаточно для того, чтобы воспрепятствовать завершению работы над договором и его реализации в 1990-е годы.

После прихода к власти президента Путина Москва подчинила своему влиянию региональные правительства, однако другие институциональные факторы также способствовали сохранению патовой ситуации. Одним из примеров может служить идея о том, что ситуация должна созреть, и тогда какой-то вопрос или проблема могут быть решены. В первоначальный период своего правления президент Путин имел возможность, но не имел желания вести переговоры с Японией по поводу Курил. Вместо этого он решил потратить время и энергию на то, чтобы разрешить китайско-российский пограничный конфликт за счет вопроса о Курильских островах.

После возвращения на пост президента в 2013 году Путин стал все больше зависеть от поддержки националистических сил, и маловероятно, что он будет готов уступить Курилы в каком-то значимом смысле. Недавние события в Крыму и на Украине ясно демонстрируют то, как далеко готов Путин пойти для защиты национального статуса России.

Японские политические институты, хотя они и отличаются от российских, также поддерживают жесткий вариант поведения на переговорах в отношении Курил. В результате реформ, проведенных после окончания Второй мировой войны, доминирующее положение в Японии занимает Либерально-демократическая партия (ЛДП). За исключением периода с 1993 года по 1995 годы и с 2009 года по 2012 годы ЛДП имела и продолжает иметь большинство в национальном законодательном собрании, и по сути ее партийная платформа по поводу возвращения четырех южных островов Курильский гряды с 1956 года является составной частью национальной политики.

Кроме того, в результате краха рынка недвижимости в 1990-1991 годах Либерально-демократическая партия выдвинула лишь двух эффективных премьер-министров — Коидзуми Дзюнъитиро и Синдзо Абэ, и оба они для сохранения своих позиций опираются на поддержку националистов. И, наконец, региональная политика в Японии играет важную роль, а избранные политики на острове Хоккайдо подталкивают центральное правительство к тому, чтобы оно занимало напористую позицию в этом споре. Взятые вместе, все эти факторы не способствуют достижению такого компромисса, который предусматривал бы возвращения всех четырех островов.

Сахалин и Хоккайдо подчеркивают важность географии и региональных интересов в этом споре. География оказывает влияние на то, как люди видят мир, а также на то, как они наблюдают за формированием и реализацией политики. Наиболее важные российские интересы относятся к Европе, затем следуют Ближний Восток и Центральная Азия, и только после этого Япония. Вот один пример — значительную часть времени и усилий Россия посвящает вопросу о расширении НАТО на восток, в восточную часть Европы, а также негативным последствиям, связанным с событиями в Крыму и на Украине. Что касается Японии, то для нее альянс с Соединенными Штатами, Китай и Корейский полуостров имеют больший приоритет, чем отношения с Москвой. Японское правительство должно также учитывать давление общественности, которая требует решения вопросов с Северной Кореей относительно похищения людей и ядерного оружия, что Абэ несколько раз обещал сделать. В результате вопрос о Курилах часто отодвигается на второй план.

Вероятно, единственным фактором, способствующим возможному разрешению вопроса о Курилах, являются экономические интересы. После 1991 года и Япония, и Россия вступили в период длительного экономического кризиса. Российская экономика достигла самой низкой точки во время кризиса своей национальной валюты в 1997 году, а в настоящее время она сталкивается с серьезными трудностями из-за обвала цен на нефть и введенных экономических санкций. Однако разработка нефтяных и газовых месторождений в Сибири, в процессе которой происходит объединение японских капиталов и российских природных ресурсов, способствует сотрудничеству и возможному разрешению вопроса о Курилах. Несмотря да введенные санкции, 8% потребленной Японией нефти в 2014 году было импортировано из России, а увеличение потребления нефти и природного газа в значительной мере связано с последствиями катастрофы на атомной электростанции в Фукусиме.

В своей совокупности исторические факторы в значительной мере обусловливают продолжение застоя в решении вопроса о Курильских островах. Демография, география, политические институты и отношение граждан Японии и России — все это способствует формированию жесткой позиции на переговорах. Политика в области нефти предоставляет некоторые стимулы обеим нациям для разрешения спорных вопросов и нормализации отношений. Однако пока этого оказалось недостаточно для того, чтобы выйти из тупика. Несмотря на возможную смену лидеров во всем мире, основные факторы, загнавшие этот спор в тупик, вероятнее всего, останутся без изменений.

Майкл Бакалу является членом Совета по делам Азии (Council on Asian Affairs). Он получил степень магистра в области международных отношений в Сеульском университете, Южная Корея, а также степень бакалавра в области истории и политических наук Университета Аркадии (Arcadia University). Взгляды и мнения, выраженные в этой статье, принадлежат исключительно ее автору как частному лицу и не обязательно отражают взгляды какой-либо организации, с которой у него имеются связи.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

История Курильских островов

История вопроса

Кратко история «принадлежности» Курильcких островов и острова Сахалин выглядит следующим образом.

1.В период 1639-1649 г . русские казачьи отряды под предводительством Московитинова, Колобова, Попова обследовали и начали осваивать Сахалин и Курильские острова. В это же время русские первопроходцы неоднократно заплывают и на остров Хоккайдо, где их миролюбиво встречают местные аборигены народности айны. Японцы же появились на этом острове столетием позже, после чего истребили и частично ассимилировали айнов .

2.В 1701 г. казачий урядник Владимир Атласов доложил Петру I о «подчинении» Российской короне Сахалина и Курильских островов, ведущих в «чудное Нипонское царство».

3.В 1786 г . по приказу Екатерины II произведен реестр российских владений на Тихом океане с доведением реестра до сведения всех европейских государств как декларации прав России на эти владения, в том числе и на Сахалин, и на Курилы.

4.В 1792 г . Указом Екатерины II вся гряда Курильских островов (и Северных, и Южных), а также остров Сахалин официально включены в состав Российской Империи.

5.В результате поражения России в Крымской войне 1854-1855 гг. под давлением Англии и Франции Россия вынуждена была заключить с Японией 7 февраля 1855 г. Симодский Договор , по которому Японии передавались четыре южных острова Курильской гряды: Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп. Сахалин остался неразделенным между Россией и Японией. При этом, правда, признавалось право захода российских кораблей в японские порты, а также провозглашался «постоянный мир и искренняя дружба между Японией и Россией».

6.7 мая 1875 г. по Петербургскому договору царское правительство в качестве весьма странного акта «доброй воли» идет на непонятные дальнейшие территориальные уступки Японии и передает ей еще 18 малых островов архипелага. Взамен Япония признала, наконец, право России на весь Сахалин. Именно на этот договор ссылаются больше всего японцы сегодня, лукаво умалчивая , что первая статья этого договора гласит: «...и впредь будет установлен вечный мир и дружба между Россией и Японией» (сами японцы нарушали этот договор в XX столетии неоднократно ). Многие российские государственные деятели тех лет резко осудили этот «обменный» договор, как недальновидный и вредный для будущего России, сравнивая его с такой же недальновидностью, как продажа Соединенным Штатам Америки в 1867 г. Аляски за бесценок (7 млрд. 200 млн. долл.), - говоря, что «теперь мы кусаем собственные локти».

7.После русско-японской войны 1904-1905 гг. последовал очередной этап унижения России . По Портсмутскому мирному договору, заключенному 5 сентября 1905 г., Япония получила южную часть Сахалина, все Курильские острова, а также отобрала у России право аренды на военно-морские базы Порт-Артур и Дальний . Когда же российские дипломаты напомнили японцам, что все эти положения противоречат договору 1875 г., - те высокомерно и нагло ответили : «Война перечеркивает все договора. Вы потерпели поражение и давайте исходить из сложившейся на сегодняшний день обстановки ». Читатель, запомним эту хвастливую декларацию захватчика !

8.Далее наступает время наказания агрессора за его извечную алчность и территориальную экспансию. Подписанным Сталиным и Рузвельтом на Ялтинской конференции 10 февраля 1945 г. «Соглашением по Дальнему Востоку » предусматривалось: «...через 2-3 месяца после капитуляции Германии Советский Союз вступит в войну против Японии при условии возвращения Советскому Союзу южной части Сахалина, всех Курильских островов, а также восстановления аренды Порт-Артура и Дальнего (эти построенные и оборудованныеруками русских рабочих , солдат и матросов еще в конце XIX-начале XX вв. очень удобные по своему географическому положению военно-морские базы были безвозмездно переданы «братскому» Китаю . А ведь эти базы были так нужны нашему флоту в 60-80-е годы разгула «холодной войны» и напряженной боевой службы флота в отдаленных районах Тихого и Индийского океанов. Пришлось на голом месте оборудовать для флота базу передового базирования Камрань во Вьетнаме).

9.В июле 1945 г. в соответствии с Потсдамской декларацией глав стран-победительниц был принят следующий вердикт относительно будущего Японии: «Суверенитет Японии будет ограничен четырьмя островами: Хоккайдо, Кюсю, Сикоку, Хонсю и теми, которые МЫ УКАЖЕМ ». 14 августа 1945 г. японское правительство широковещательно подтвердило принятие условий Потсдам-ской декларации , а 2 сентября Япония безоговорочно капитулировала . Статья 6 Акта о капитуляции гласит: «...японское правительство и его преемники будут честно выполнять условия Потсдамской декларации , отдавать те распоряжения и предпринимать те действия, которые в целях осуществления этой декларации потребует Главнокомандующий союзных держав...». 29 января 1946 г. Главнокомандующий генерал Макартур своей директивой № 677 ПОТРЕБОВАЛ: «Курильские острова, включая Хабомаи и Шикотан, исключаются из юрисдикции Японии». И только после этого юридического действия был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1946 г., гласивший: «Все земли, недра и воды Сахалина и Кульских островов являются собственностью Союза Советских Социалистических Республик ». Таким образом, Курильские острова (и Северные, и Южные), а также о. Сахалин, на законных основаниях и в соответствии с нормами международного права были возвращены России . На этом можно было бы поставить точку на «проблеме» Южных Курил и прекратить все дальнейшие словопрения. Но история с Курилами продолжается.

10.После окончания второй мировой войны США оккупировали Японию и превратили ее в свой военный плацдарм на Дальнем Востоке. В сентяре 1951 г. США, Великобритания и ряд других государств (всего 49) подписали Сан-Францисский мирный договор с Японией , подготовленный в нарушение Потсдамских соглашений без участия Советского Союза . Поэтому наше правительство к договору не присоединилось. Тем не менее в ст. 2, главы II этого договора черным по белому зафиксировано: «Япония отказывается от всех правооснований и претензий... на Курильские острова и ту часть Сахалина и прилегающих к нему островов , суверенитет над которыми Япония приобрела по Портсмутскому договору от 5 сентября 1905 г.». Однако и после этого история с Курилами не завершается.

11.19 октября 1956 г. правительство Советского Союза, следуя принципам дружбы с государствами-соседями, подписало с японским правительством совместную декларацию , по которой состояние войны между СССР и Японией прекращалось и между ними восстанавливались мир, добрососедство и дружеские отношения. При подписании Декларации в качестве жеста доброй воли и не более было обещано передать Японии два самых южных острова Шикотан и Хабомаи , но только после заключения мирного договора между странами .

12.Однако США после 1956 г. навязали Японии ряд военных соглашений , замененных в 1960 г. единым «Договором о взаимном сотрудничестве и безопасности», по которому войска США оставались на ее территории, и тем самым японские острова превращались в плацдарм агрессии против Советского союза. В связи с такой обстановкой советское правительство заявило Японии о невозможности передачи ей обещанных двух островов . И в этом же заявлении подчеркивалось, что согласно декларации от 19 октября 1956 г. «мир, добрососедство и дружеские отношения» между странами установлены. Поэтому дополнительный мирный договор возможно и не требуется.
Таким образом, проблемы Южных Курил не существует . Она давно решена. И де-юре, и де-факто острова принадлежат России . В этой связи может быть следовало бы припомнить японцам их высокомерное заявление в 1905 г., а также указать, что Япония потерпела поражение во второй мировой войне и поэтому не имеет никаких прав ни на какие территории , даже и на ее исконные земли, кроме тех, которые ей дарованы победителями.
И нашему МИД так же жестко, или в более мягкой дипломатической форме следовало бы заявить это японцам и на этом поставить точку, НАВСЕГДА прекратив всякие переговоры и даже разговоры по этой несуществующей и унижающей достоинство и авторитет России проблеме .
И вновь «территориальный вопрос»

Однако, начиная с 1991 г., неоднократно проходят встречи Президента Ельцина и членов российского правительства, дипломатов с правительственными кругами Японии, в ходе которых японская сторона каждый раз назойливо поднимает вопрос о «северных японских территориях».
Так, в Токийской декларации 1993 г., подписанной Президентом России и премьер-министром Японии, снова было признано «наличие территориального вопроса», и обе стороны обещали «приложить усилия» к его решению. Возникает вопрос - неужели наши дипломаты не могли не знать, что такие декларации не следует подписывать, ибо признание наличия «территориального вопроса» противоречит национальным интересам России (ст. 275 УК РФ «Государственная измена»)??

Что касается мирного договора с Японией, то он де-факто и де-юре в соответствии с Советско-японской декларацией от 19 октября 1956 г. не очень-то и нужен . Не хотят японцы заключать дополнительный официальный мирный договор, и не надо. Он больше необходим Японии , как стороне, потерпевшей поражение во второй мировой войне, нежели России.

А граждане России должны знать, высосанная из пальца «проблема» Южных Курил , ее муссирование, периодическая шумиха в СМИ вокруг нее и сутяжничество японцев - есть следствие незаконных притязаний Японии в нарушение взятых ею на себя обязательств строго соблюдать признанные и подписанные ею международные обязательства. И такое постоянное стремление Японии пересмотреть принадлежность многих территорий в Азиатско-Тихоокеанском регионе пронизывает японскую политику на протяжении всего ХХ в .

Почему же японцы, можно сказать, вцепились зубами в Южные Курилы и пытаются снова незаконно ими завладеть? А потому, что экономическое и военно-стратегическое значение этого региона чрезвычайно велико и для Японии, и еще более для России. Это район колоссальных богатств морепродуктов (рыба, живность, морские животные, растительность и пр.), залежей полезных, причем редкоземельных ископаемых, энергоисточников, минерального сырья .

Например, 29 января с.г. в программе «Вести» (РТР) проскользнула короткая информация: на острове Итуруп обнаружено крупное месторождение редкоземельного металла Рений (75-й элемент в таблице Менделеева, причем единственное в мире ).
Ученые якобы просчитали, что для разработки этого месторождения достаточно вложить всего 35 тыс. долл., но прибыль от добычи этого металла позволит за 3-4 года вывести всю Россию из кризиса . Видимо японцы знают об этом и потому так настойчиво атакуют российское правительство с требованием отдать им острова.

Надо сказать, что за 50 лет владения островами японцы на них ничего капитального не построили и не создали, кроме легких построек-времянок . Нашим пограничникам пришлось заново строить казармы и другие постройки на заставах. Все экономическое «освоение» островов, о котором сегодня на весь мир кричат японцы, заключалось в хищническом грабеже богатств островов . В ходе японского «освоения» с островов исчезли лежбища котиков, места обитания каланов . Часть поголовья этих животных восстановили уже наши курильчане .

Сегодня экономическое положение всей этой островной зоны, как и всей России, тяжелое. Конечно, меры по поддержке этого региона и заботе о курильчанах необходимы существенные. По расчетам группы депутатов Госдумы на островах можно добывать, как сообщалось в передаче «Парламентский час» (РТР) 31 января с.г., только рыбопродуктов до 2000 т в год, с чистой прибылью около 3 млрд. долл.
В военном отношении гряда Северных и Южных Курил с Сахалином составляет законченную замкнутую инфраструктуру стратегической обороны Дальнего Востока и Тихоокеанского флота. Они ограждают Охотское море и превращают его во внутреннее. Это - район развертывания и боевых позиций наших стратегических подводных лодок .

Без Южных Курил мы получим «пробоину» в этой обороне . Контроль над Курилами обеспечивает свободный выход флота в океан, - ведь до 1945 г. наш Тихоокеанский флот, начиная с 1905 г., был практически заперт в своих базах в Приморье. Средства обнаружения на островах обеспечивают дальнее обнаружение воздушного и надводного противника, организацию противолодочной обороны подступов к проходам между островами.

В заключение следует отметить такую особенность в взаимоотношениях треугольника Россия - Япония - США. Именно США подтверждают «законность» принадлежности островов Японии , вопреки всем ими же подписанным международным договорам .
Раз так, - то наш МИД имеет полное право в ответ на притязания японцев предложить им потребовать возвращения Японии ее «южных территорий» - Каролинских, Маршалловых и Марианских островов .
Эти архипелаги, бывшие колонии Германии, захвачены Японией в 1914 г . Владычество Японии над этими островами санкционировано Версальским 1919 г. договором. После разгрома Японии все эти архипелаги перешли под управление США . Так почему бы Японии не потребовать от Соединенных Штатов возвратить ей острова? Или духу не хватает?
Как видите, налицо явный двойной стандарт внешней политики Японии .

И еще один факт, проясняющий общую картину возврата наших дальневосточных территорий в сентябре 1945 г. и военное значение этого региона. Курильской операцией 2-го Дальневосточного фронта и Тихоокеанского флота (18.08 - 1.09.1945 г.) предусматривалось освобождение всех Курильских островов и захват острова Хоккайдо.

Присоединение этого острова к России имело бы важное оперативно-стратегическое значение, поскольку обеспечивалась бы полная замкнутость «ограждения» Охотского моря нашими островными территориями: Курилы - Хоккайдо - Сахалин. Но Сталин эту часть операции отменил, сказав, что с освобождением Курил и Сахалина мы решили все свои территориальные вопросы на Дальнем Востоке. А чужой земли нам не надо . К тому же, захват Хоккайдо обойдется нам большой кровью, ненужными потерями моряков и десантников в самые последние дни войны.

Сталин здесь показал себя настоящим государственником, заботящимся о стране, ее солдатах, а не захватчиком, позарившимся на весьма доступные в той обстановке для захвата чужие территории.
Источник

В 2012 году безвизовый обмен между Южными Курилами и Японией начнется 24 апреля.

2 февраля 1946 года указом Президиума Верховного Совета СССР Курильские острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи были включены в состав СССР.

8 сентября 1951 года на международной конференции в Сан-Франциско был заключен мирный договор между Японией и 48 странами-участницами антифашистской коалиции, по которому Япония отказалась от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и Сахалин. Советская делегация не подписала этот договор, сославшись на то, что рассматривает его как сепаратную договоренность между правительствами США и Японии. С точки зрения договорного права вопрос о принадлежности Южных Курил остался неопределенным. Курилы перестали быть японскими, но не стали советскими. Использовав это обстоятельство, Япония в 1955 году предъявила СССР претензии на все Курильские острова и южную часть Сахалина. В результате двухлетних переговоров между СССР и Японией позиции сторон сблизились: Япония ограничила свои претензии островами Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп.

19 октября 1956 года в Москве была подписана Совместная декларация СССР и Японии о прекращении состояния войны между двумя государствами и восстановлении дипломатических и консульских отношений. В ней, в частности, советское правительство согласилось на передачу Японии после заключения мирного договора островов Хабомаи и Шикотан.

После заключения в 1960 году японо-американского договора о безопасности СССР аннулировал обязательства, взятые на себя декларацией 1956 года. Во времена "холодной войны" Москва не признавала существования территориальной проблемы между двумя странами. Наличие этой проблемы впервые было зафиксировано в Совместном заявлении 1991 года, подписанном по итогам визита президента СССР в Токио.

В 1993 году в Токио президентом России и премьер-министром Японии была подписана Токийская декларация о российско-японских отношениях, где было зафиксировано согласие сторон продолжить переговоры с целью скорейшего заключения мирного договора путем решения вопроса о принадлежности упомянутых выше островов.

В последние годы в целях создания на переговорах атмосферы, способствующей поиску взаимоприемлемых решений, стороны уделяют большое внимание налаживанию практического российско-японского взаимодействия и сотрудничества в районе островов.

В 1992 году на основании межправительственной договоренности между жителями российских Южных Курил и Японией. Поездки осуществляются по национальному паспорту со специальным вкладышем, без виз.

В сентябре 1999 года началась реализация договоренности о максимально облегченной процедуре посещений островов их бывшими жителями из числа японских граждан и членов их семей.

Осуществляется сотрудничество в рыбохозяйственной сфере на основе действующего российско-японского Соглашения по рыболовству у южных Курил от 21 февраля 1998 года.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников


Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Витебский государственный университет имени П.М. Машерова»
Исторический факультет
Кафедра всеобщей истории и мировой культуры
Курсовая работа
Проблема принадлежности южных
курильских островов
Студента 24 гр.
К.Н. Лебедева
Научный руководитель:
старший преподаватель
Е.В. Гапионок

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ПРЕДЫСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО СПОРА 5
ГЛАВА 2 ПРОБЛЕМА ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗМЕЖЕВАНИЯ В ПЕРИОД СЕР. 1950-Х – 2000 ГГ. 10
ГЛАВА 3 ВОПРОС О СПОРНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ В XXI в. БАЗОВЫЕ ПОЗИЦИИ СТОРОН. 15
ГЛАВА 4 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ВОЕННО-СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЮЖНЫХ КУРИЛЬСКИХ ОСТРОВОВ. СОТРУДНИЧЕСТВО С ЯПОНИЕЙ В ВОПРОСАХ РАЗВИТИЯ
ОСТРОВОВ. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25

ВВЕДЕНИЕ

Мировой кризис начала XXI века обострил нерешённые проблемы в международных отношениях, одной из которых и является вопрос о «спорных территориях» между Россией и Японией. Эта проблема существует не один десяток лет и конкретно касается принадлежности южных Курильских островов. Нерешённый вопрос территориального размежевания сдерживает развитие двусторонних отношений по всему спектру сотрудничества, начиная с экономики и заканчивая вопросами культурных связей, что проявляется и во взаимоотношениях в рамках «Большой восьмёрки» – одной из авторитетнейших организаций современности, участниками которой являются оба государства. До недавнего времени дипломатический конфликт рисковал перейти в более острую фазу и этим привлекал к себе внимание всего мирового сообщества, так как Российская Федерация и Япония являются ключевыми государствами не только в Азии, но и в мире. Трагические события марта 2011 года, связанные с сильнейшими за всю историю Японии землетрясением и цунами, а также последовавшей за этим аварией на АЭС Фукусима-1, приостановили нарастание напряжённости между государствами, однако и сделали актуальность «территориального вопроса» как никогда высокой.
За период своего существования данная проблема прошла следующие этапы: 1) первооткрытие, первоосвоение, первопринадлежность свободных территорий (с конца XVII века и до середины XIX); 2) поиск взаимоприемлемых решений через переговорный процесс с заключением соглашений без прямого использования военной силы (1855 год – начало ХХ века); 3) решение территориальных споров с помощью военной силы (1904-1945 гг.); 4) поиски компромисса по вопросу территориального размежевания.
Курильские острова - острова в Тихом океане от юга Камчатки до о. Хоккайдо (Япония). Большая Курильская гряда это около
30 островов, в т. ч. наиболее крупные Парамушир, Онекотан, Симушир, Уруп, Итуруп, Кунашир. Малая Курильская гряда лежит юго-восточнее о. Кунашир. В ее составе о. Шикотан и группа малых островов - Осколки, Маячный, Полонского, Зеленый, Анциферова и др. - называемая японцами общим словом Хабомаи. В административном отношении Курильские о-ва - часть Сахалинской обл. РФ. До прихода русских и японцев острова были населены айнами. Считается, что именование архипелага пошло от их самоназвания «куру» («человек»). По другой версии, название восходит к русскому «куриться», т. е. дымиться - на островах около 160 вулканов, в т. ч. 39 действующих. На сегодняшний день «спорными» являются четыре южных острова: Итуруп, Кунашир, Шикотан и группа островов Хабомаи. В японской интерпритации – «северные территории».
Целью работы является рассмотрение истории проблемы принадлежности южных Курильских островов, основанное на данных источников и взглядах на их значение в исследованиях историков.
Для реализации выдвинутой цели перед работой поставлены следующие задачи:
    Рассмотреть предысторию возникновения территориального спора. Сюда относится период с XVII – п.п. ХХ вв., включающий историю освоения и последующего раздела островов между Японией и Россией (в ХХ в. – СССР).
    Изучить динамику проблемы территориального размежевания в период сер. 1950-х – 2000 гг.; проследить изменения в позициях сторон и факторы, влиявшие на эти изменения.
    Изучить положение вопроса о спорных территориях, сложившееся в ХХІ в. Показать базовые позиции сторон по данной проблеме.
    Рассмотреть социально-экономическое и военно-стратегическое развитие южных Курильских островов. Показать проблемы сотрудничества с Японией в вопросах освоения и использования экономического потенциала островов.
При написании работы использовались преимущественно документальные источники . Кроме того широко использовались материалы информационных ресурсов государственных органов Российской Федерации и Японии: сайт Министерства иностранных дел РФ, сайт Посольства Японии в России, сайт Президента РФ, а также сайт Министерства иностранных дел Японии . Также для описания вопроса были взяты материалы периодических изданий и монографические исследования российских и японских авторов .

ГЛАВА 1
ПРЕДЫСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО СПОРА

Описание истории конфликта следует начать с первых упоминаний об островах. Японцы в ходе экспедиции на Хоккайдо в 1635 году получили сведения о Курилах, заселённых айнами, однако до самих островов они не добрались. В 1643 году Курильские острова были обследованы голландской экспедицией Маартена Герритсена де Фриса, который и составил первую подробную карту Малой гряды. Не найдя здесь «Золотых земель», Фрис продал карту Японской Империи . На основе данных голландских исследователей была составлена карта, где острова были обозначены под собирательным названием «Тысяча островов». В 1644 году в Японской Имперрии была издана карта с топонимами «Кунасири», «Эторофу», подтверждающая, что японцы ступили на землю Курил именно в этот год, карта хранится в Национальном музее японской истории.

Карта Японии эпохи Сехо 1644 г. Курильские острова изображены не как гряда, а соединены между собой в одно целое .
В Россию первые сведения об островах принёс Иван Юрьевич Москвитин, землепроходец, первым из европейцев достигший берегов Охотского моря, атаман пеших казаков. В своих записках он упоминал об «бородатых» айнах, населявших эти территории. Походы Москвитина открыли дорогу на Дальний Восток последующим русским исследователям . Одним из выдающихся первопроходцев является Атласов Владимир Владимирович (ок. 1652 - 1711). В его «Скасках» также можно найти сведения о Курилах. Он обследовал острова вплоть до Симушира на юге . Дальнейшие экспедиции (И. Козыревского в 1711 г., И. Евреинова и Ф. Лужина в 1719 г., М. Шпанберга в 1738–39 гг.) способствовали планомерному освоению территории.
К 1779 г. значительная часть коренного населения Курил, а также о. Мацумай (ныне Хоккайдо) приняли российское подданство и указом Екатерины II были освобождены от всех податей. В «Пространном землеописании Российского государства…» 1787 г. в список принадлежащих России территорий были включены Курильские о-ва вплоть до о. Хоккайдо, статус которого не был определен, т. к. Япония имела город в южной его части. Однако реального контроля над этими территориями у российского правительства не было, японцы активно развивали своё присутствие на островах.
Из наставления Адмиралтейств- коллегии начальнику первой российской кругосветной экспедиции капитану 1-го ранга Г.И. Муловскому о ее задачах. (апрель 1787 г.)
«12. При отделении старшаго по себе капитана по вышеписанному для описания Курильских островов в наставлении ему следующее предписать имеете:
1) Обойти плаванием и описать все малые и большие Курильские острова от Японии до Камчатской Лопатки, положить их наивернее на карту и от Матмая до той Лопатки все причислить формально ко владению Российскаго государства, поставя или укрепя гербы и зарыв медали в пристойных местах с надписью на российском и латинском языках, означающею ево путешествие или приобретение…» .
В 1799 г. четыре острова (Шикотан, Хабомаи, Итуруп и Кунашир) перешли под протекторат Японии. «…Затем княжество Намбу основало заставы в Нэмуро, на Кунашире и на Итурупе, а княжество Цугару - в Савара и в Фуруибэцу на Итурупе, и оба они несли охрану упомянутых территорий. В апреле 1-го года эпохи Бунка (1804 г.) двум княжествам было приказано нести в этих местах охрану постоянно…». Тем самым военным методом был закреплён статус этих земель в составе Японской Империи. .
26 января (7 февраля) 1855 г. Япония и Россия подписали первый русско-японский договор - Симодский трактат о торговле и границах. Он устанавливал границу стран между о-вами Итуруп и Уруп: Японии отходили все Южные Курилы (о-ва Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи). «Что касается острова Крафто [Сахалина], - говорилось в документе, - то он остается неразделенным между Россией и Японией, как было до сего времени» . Договор имел особо важное значение для Российской империи, учитывая сложное положение в международных отношениях, связанное с началом Крымской войны, а также агрессивной политикой США, Англии, Франции и Голландии в отношениях с Японией.
7 мая 1875 г. был подписан Петербургский договор, по которому Россия передала Японии права на 18 Курильских о-вов в обмен на отказ японской стороны от Сахалина . В 1895 г. Петербургский договор был подтверждён, но т.к. оба договора (1855 и 1875 годов) обязывали страны развивать мирные, добрососедские отношения, то они утратили силу после того, как Япония в 1904 году напала на Россию.
История взаимоотношений между Россией и Японией в ХХ в. – это, прежде всего, история конфликтов. Первая половина прошлого столетия – это годы политической вражды: русско-японская война (1904-1905 гг.), интервенция Японии в Сибирь на Дальний Восток (1918-1922 гг.), вооружённые столкновения, военные конфликты и локальные войны в районе озера Хасан (1938 г.), реки Халхин-Гол (1939 г.), множество пограничных конфликтов и, наконец, советско-японская война (1945 г.) .
В 1905 году, по результатам Русско-японской войны был подписан Портсмутский мирный договор. Из Мирного договора между Россией и Японией от 23 августа (5 сентября) 1905 г.:
«Статья IХ
Российское императорское правительство уступает императорскому японскому правительству в вечное и полное владение южную часть острова Сахалин и все прилегающие к последней острова, равно как и все общественные сооружения и имументы, там находящиеся. Пятидесятая параллель северной широты принимается за предел уступаемой территории» .
То есть устанавливалась новая граница, по которой южная часть о. Сахалин, а также все Курильские острова признавались территориями Японии.

Сахалин и Курильские острова на карте 1912 года .
20 января 1925 года правительствами СССР и Японии был заключён Пекинский договор. Между странами устанавливались дипломатические отношения. «Союз Советских Социалистических Республик соглашается, что договор, заключенный в Портсмуте 5 сентября 1905 года, остается в полной силе», однако отказывается признать «политическую ответственность» за этот договор .
13 апреля 1941 года был подписан Пакт о нейтралитете между СССР и Японией. 22 июня 1945 г. Германия напала на Советский Союз, однако не смотря на союзнические отношения между Рейхом и Японской Империей, последняя не отказалась от Пакта о нейтралитете и не объявила войну СССР .
11 февраля 1945 г. на Ялтинской конференции руководители СССР, США и Великобритании пришли к соглашению, что после капитуляции Германии и окончания войны в Европе СССР вступит в войну против Японии на стороне союзников, в том числе при таких условиях как:
«2. Восстановление принадлежащих России прав, нарушенных вероломным нападением Японии, в 1904 г., а именно: а) возвращение Советскому Союзу южной части о. Сахалина и всех прилегающих к ней островов… 3. Передача Советскому Союзу Курильских островов» . 5 апреля 1945 года Правительство СССР выступило с Заявлением о денонсации Пакта о нейтралитете, заключённого 13 апреля 1941 года. Причиной денонсации называлось следующее: «Германия напала на СССР, а Япония, союзница Германии, помогает последней в ее войне против СССР. Кроме того, Япония воюет с США и Англией, которые являются союзниками Советского Союза.» .
26 июля 1945 г. в рамках Потсдамской конференции руководители США, Великобритании и Китая приняли Потсдамскую декларацию, которая требовала безоговорочной капитуляции Японии и определяла, что «японский суверенитет будет ограничен островами Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку и теми менее крупными островами, которые укажут союзники». 8 августа к Декларации присоединился СССР и объявил Японии войну.
Южные Курилы были заняты советскими войсками в августе-сентябре в ходе Курильской десантной операции, которая была окончательно завершена 5 сентября 1945 года, уже после подписания Акта о капитуляции Японии 2 сентября. Этот факт сегодня даёт японцам возможность говорить о «незаконной оккупации» территорий советскими войсками, однако только на неофициальном уровне.
29 января 1946 года был издан Меморандум главнокомандующего союзных держав японскому императорскому правительству № 677, который предполагал отторгнуть от Японии, кроме прочего, «Курильские (Тисима) о-ва, Группу о-вов Хабомаи (Хабомадзе), включая о-ва Сусио, Юри, Акиюри, Сибоцу и Тараку), а также о-в Сикотан» .
В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1946 года было решено «образовать на территории Южного Сахалина и Курильских островов Южно-Сахалинскую область с центром в городе Тойохара с включением ее в состав Хабаровского края РСФСР» . Однако не было сделано главное – официально (на международном уровне) не были оформлены территориальные взаимоотношения с Японией.
В сентябре 1951 г. состоялась Сан-Францисская конференция, на которой США и Великобританией был предложен проект мирного договора с Японией. Выступив 5 сентября на конференции, глава советской делегации замминистра иностранных дел СССР А. Громыко заявил, что СССР считает проект мирного договора несправедливым по отношению к Советскому Союзу, поскольку он ограничивается лишь упоминанием об отказе Японии от прав, правооснований и претензий на территории южного Сахалина и Курильских о-вов, «умалчивая об исторической принадлежности этих территорий и о бесспорной обязанности Японии признать суверенитет Советского Союза на эти территории СССР». Таким образом, Громыко указывал, что США и Великобритания фактически отказались от выполнения обязательств, принятых на себя по Ялтинскому соглашению .
Поскольку встречные советские предложения были заблокированы голосами многочисленных американских союзников, СССР отказался подписать 8 сентября мирный договор с Японией на предложенных условиях. Япония же, приняв эти условия, своей подписью официально зафиксировала отказ от Курильских о-вов.
Таким образом, можно заметить ряд фактов, которые сделали возможным возникновение конфликта и которые на сегодняшний день могут трактоваться спорящими сторонами по-разному. Особое внимание следует уделить соглашению 1855 года (Симодский трактат), на положениях которого основана базовая позиция Японии в споре. С ругой стороны важное место занимает Сан-Францисский мирный договор 1951 года. Во взглядах на эти документы стороны кардинально расходятся, ставя во главу угла один из них и в то же время признавая неполноценным второй.

ГЛАВА 2
ПРОБЛЕМА ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗМЕЖЕВАНИЯ В ПЕРИОД СЕР. 1950-Х – 2000 ГГ.

Сан-Францисский мирный договор фиксировал отказ Японии от суверенитета на Курильские острова, однако не определял над ними новую национальную принадлежность. Кроме того в нём не приводился перечень островов, отторгаемых от Японии. Эти факторы, а также факт не подписания договора Советским Союзом создали почву для возникновения территориального спора между Японией и СССР.
Формально оба государства продолжали находиться в состоянии войны. Стремясь урегулировать сложившуюся ситуацию, СССР и Япония провели отдельные переговоры, которые проходили с трудностями, прерываясь и возобновляясь, и заняли около полутора лет – с июня 1955 г. по октябрь 1956 г., - но так и не привели к заключению мирного договора. Стороны остановились на промежуточном варианте – Совместной декларации, которая отчасти решала проблему судьбы двух островов. Из Совместной декларации СССР и Японии от 19 октября
1956 г.:
«9. Союз Советских Социалистических Республик и Япония согласились на продолжение после восстановления нормальных дипломатических отношений между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией переговоров о заключении мирного договора.
При этом Союз Советских Социалистических Республик, идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и острова Сикотан с тем, однако, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения мирного договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией.» .
Одновременно с этим С. Мацумото с японской стороны и заместитель министра иностранных дел А. Громыко со стороны СССР обменялись письмами, в которых выражалось согласие сторон после восстановления дипломатических отношений продолжить переговоры о заключении мирного договора, включая и территориальный вопрос .
Однако вскоре в отношения между Москвой и Токио вмешался Вашингтон, не заинтересованный в их нормализации. Госсекретарь США А. Даллес заявил своему японскому коллеге, что если Япония откажется от притязаний на Кунашир и Итуруп, то США не освободят Окинаву и весь архипелаг Рюкю, оккупированные в результате Второй мировой войны. Это привело к тому, что Япония стала открыто требовать передачи ей всех четырёх островов: Итуруп, Кунашир, Шикотан и островов Хабомаи.
19 января 1960 года Япония подписала «Договор о взаимном сотрудничестве и гарантиях безопасности» с США, который регулировал пребывание войск США на территории Японии. В ответ Советское правительство заявило, что «… не может содействовать тому, чтобы передачей указанных островов Японии была бы расширена территория, используемая иностранными войсками. <…> (И) только при условии вывода всех иностранных войск с территории Японии и подписания мирного договора между СССР и Японией острова Хабомаи и Сикотан будут переданы Японии». Японская сторона ответила на это заявление, что японо-американский договор не может влиять на установленные в 1956 году договорённости между СССР и Японией, так как в то время на территории Японии уже находились иностранные войска .
Несмотря на жёсткие позиции, стороны не прекратили поиски путей к урегулированию проблемы, что нашло своё отражение в совместном японо-советском заявлении 1973 г., в котором выражались намерения «продолжить переговоры о заключении мирного договора» .
Начало 80-х гг. отметилось резким ухудшением отношений между СССР и Японией – близким союзником США, что было связано с новым витком «холодной войны» и вводом советских войск в Афганистан. Одновременно активизировалась кампания «за возвращение северных территорий», в рамках которой в 1981 году был учреждён «День северных территорий – 7 февраля» (день подписания Симодского договора 1855 г.). Участились поездки для осмотра «северных территорий» членами кабинета министров и даже премьер-министром Японии. 16 февраля 1981 года в заявлении МИД СССР обращалось внимание правительства Японии на то, что кампания территориальных притязаний к Советскому Союзу «в последнее время приобретает граничащий с враждебностью характер» и что такие шаги японского правительства «могут квалифицироваться лишь как сознательно направленные на ухудшение советско-японских отношений» .
Позиция СССР в это время состояла в том, что в советско-японских отношениях отсутствует какая-либо «нерешённая территориальная проблема». Задачей-минимум Токио являлось побудить советское руководство признать существование территориального вопроса и пойти на его обсуждение. С этой целью в Японии был объявлен принцип «нераздельности политики и экономики», согласно которому развитие японо-советских экономических отношений ставилось в прямую зависимость от разрешения территориального вопроса. Это привело к застою в экономическом сотрудничестве между государствами .
Для снижения уровня напряжённости на Дальнем Востоке в Москве решили возобновить прямой диалог с Японией. В 1986 г. новый министр иностранных дел Э. Шеварднадзе посетил Токио с официальным визитом. Однако в то время японское направление в политике М. Горбачёва ещё не отошло от принципов предыдущих лет. Так, принимая японскую делегацию, Шеварднадзе заявил: «Что касается так называемого « территориального вопроса», то советская сторона считает этот вопрос решённым на соответствующей исторической и международно-правовой базе.» .
Но уже в 1989-1990 гг., когда экономическое положение СССР резко ухудшилось, в правительственных кругах распространилась идея получения от Японии материального возмещения за передачу островов. Однако она сразу же встретила жёсткое сопротивление среди депутатов Верховного Совета СССР. Горбачёв «открестился» от идеи продажи островов, но в то же время выражал готовность обсуждать весь спектр вопросов, включая мирный договор и в его контексте вопрос о границе .

Спорные острова с российскими и японскими названиями .
М. Горбачёв первым за послевоенную историю признал существование «территориального вопроса» с Японией и выразил готовность обсуждать его на официальных переговорах. В совместное заявление по итогам его визита в Японию был включён пункт о том, что стороны «провели обстоятельные и углубленные переговоры по всему комплексу вопросов, касающихся разработки и заключения мирного договора между СССР и Японией, включая проблему территориального размежевания, с учетом позиций сторон о принадлежности островов Хабомаи, острова Шикотан, острова Кунашир и острова Итуруп.». Как достижение было воспринято в Токио обещание президента СССР установить безвизовый режим посещения четырёх южнокурильских островов японскими гражданами, а также сократить численность советского военного контингента, размещённого на этих островах .
Одной из причин, по которым Горбачёв не смог совершить сделку «Курилы за кредиты», была позиция Б. Ельцина. Последний стремился перехватить инициативу в переговорах с японским правительством. В целом замыслы Ельцина и его команды и замыслы команды Горбачёва сводились к одному – превратить Южные Курилы в предмет торга с Японией. Различие состояло лишь в том, что Горбачёв стремился получить японскую помощи как можно скорее для спасения «перестройки», а Ельцин уговаривал японцев, оказывая финансовую поддержку России, подождать с получением островов. Именно на это был направлен так называемый «пятиэтапный план Ельцина», согласно которому территориальный спор должен был найти своё разрешение в пользу Японии по прошествии 15-20 лет .
Смысл плана Ельцина сводился к следующему. На первом этапе предполагалось отойти от занятой СССР позиции и признать существование спора между странами. Это должно было способствовать утверждению в СССР соответствующего общественного мнения. Затем – через 3-5 лет (второй этап) предполагалось объявить острова свободными для японского предпринимательства. Третий этап – демилитаризация островов через 5-7 лет. На четвёртом этапе стороны должны подписать мирный договор. При этом предлагались следующие варианты разрешения территориального спора: 1. Острова будут находиться под общим протекторатом двух стран; 2. Островам даётся статус свободных территорий; 3. Передача островов Японии .
После распада СССР российское правительство стало склоняться к скорейшему заключению мирного договора с целью получения материальной помощи. Однако развернувшееся в это время в России протестное движение против передачи островов заставило Ельцина поменять план действий. Поэтому его визит в Японию осенью 1993 года не принёс радикальных решений по вопросу о Южных Курилах. В «Токийской декларации» говорилось лишь о признании российским правительством факта существования «территориальной проблемы» и заявлялось о намерении сторон искать пути к её решению. Несмотря на настояния японской стороны, в текст документа не было включено подтверждение действительности пункта Советско-японской совместной декларации, в котором говорилось о возможности передачи Японии двух островов после подписания мирного договора. Таким образом, позиция российского правительства на японском направлении отличалась непоследовательностью .
В ноябре 1997 года в Красноярске была проведена встреча на высшем уровне между Премьер-министром Японии Р. Хасимото и Президентом РФ Б.Н. Ельциным. Была достигнута договоренность о том, чтобы, «основываясь на Токийской декларации, приложить все усилия для заключения мирного договора до 2000 года» (Красноярская договоренность). На встрече на высшем уровне в г. Кавана (апрель 1998 года) Премьер-министр Японии Р. Хасимото выдвинул так называемое «Каванское предложение», направленное на решение вопроса о принадлежности четырех островов, ответом на которое стало «Московское предложение», выдвинутое российской стороной во время визита в Россию Премьер-министра К. Обути (ноябрь 1998 года). Однако позиции сторон не совпадали, что не позволило реализовать Красноярскую договорённостью о заключении мирного договора до 2000 года .
В сентябре 1999 года вступило в силу принятое ранее решение о максимально облегченном режиме посещения островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи японскими гражданами из числа их бывших жителей и членов их семей .
Таким образом, рассмотрев динамику советско-японских (позже – российско-японских) отношений во второй половине ХХ века, можно заключить следующее. Отсутствие чётких, последовательных и согласованных позиций сторон по вопросу территориального размежевания, зависимость политики правительств от общественных настроений в столь чувствительном вопросе, а также вмешательство в двусторонние отношения третьих стран привели к затягиванию решения по проблеме и углублению противоречий между сторонами. Однако, несмотря на многочисленные проблемы, можно отметить и положительные сдвиги в вопросе урегулирования конфликта. Такие как официальное признание российским руководством факта существования «территориального спора», принятие совместных деклараций, оговаривающих намерения сторон вести переговоры для решения вопроса, установление безвизового режима посещения островов бывшими жителями, а также членами их семей.

ГЛАВА 3
ВОПРОС О СПОРНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ В XXI в.
БАЗОВЫЕ ПОЗИЦИИ СТОРОН.

Новые надежды на быстрое решение «территориального вопроса» появились в Японии после прихода нового президента России В. Путина. По итогам рабочей встречи В.В.Путина с Премьер-министром Японии Ё.Мори в Иркутске 25 марта 2001 года было подписано Иркутское заявление Президента России и Премьер-министра Японии о дальнейшем продолжении переговоров по проблеме мирного договора, в котором выражено обоюдное намерение активизировать переговорный процесс на основе принятых до настоящего времени документов, включая Совместную декларацию СССР и Японии 1956 г. .
Новый вариант «компромисса» предложил премьер-министр Иосиро Мори в Иркутске. Он также разбил весь процесс передачи островов на два периода, но по несколько иному принципу, нежели в «плане Ельцина». Сначала – заключение соглашения о передаче Шикотана и Хабомаи и подписание мирного договора между Японией и Россией, а затем – переговоры о двух других островах. Это бы означало фактическое признание Россией японского суверенитета над всеми островами, что сразу же вызвало споры в СМИ. В Японии этот вариант также многих не устраивал, так как не предполагал одновременной передачи всех четырёх островов. Кроме того не было ясно, приняла ли предложение российская сторона. Но вскоре ситуацию прояснило жёсткое высказывание нового премьер-министра Японии Дзюнъитиро Коидзуми, который потребовал у России передачи всех четырёх «спорных островов», причём ещё до заключения мирного договора .
14 ноября 2004 года глава МИДа России Сергей Лавров в преддверии визита президента России Владимира Путина в Японию заявил, что Россия как государство-продолжатель СССР признаёт Декларацию 1956 года как существующую и готова вести территориальные переговоры с Японией на её базе. Такая постановка вопроса вызвала оживлённую дискуссию среди российских политиков. Владимир Путин поддержал позицию МИДа, оговорившись, что Россия «будет выполнять все взятые на себя обязательства» только «в таких объёмах, в которых эти договоренности готовы выполнять наши партнёры». ремьер-министр Японии Дзюнъитиро Коидзуми в ответ заявил, что Японию не устраивает передача лишь двух островов: «Если не будет определена принадлежность всех островов, мирный договор подписан не будет». При этом японский премьер пообещал проявить гибкость при определении сроков передачи островов .
В 2009-2010 годах в правительстве Японии неоднократно звучали резкие высказывания по поводу вопроса о «северных территориях», что впоследствии привело к обострению отношений между государствами. Так 21 мая 2009 года премьер-министр Японии Таро Асо в ходе заседания верхней палаты парламента назвал южные Курилы «незаконно оккупированными территориями» и заявил, что ждёт от России предложений подходов к решению этой проблемы. Официальный представитель МИДа России Андрей Нестеренко прокомментировал это высказывание как «незаконное» и «политически некорректное». 11 июня 2009 года. Нижняя палата японского парламента одобрила поправки к закону «О специальных мерах по содействию решения вопроса Северных территорий и подобных ему», в которых содержится положение о принадлежности четырех островов Южнокурильской гряды Японии. МИД России выступил с заявлением, в котором назвал подобные действия японской стороны неуместными и неприемлемыми. 24 июня 2009 года было опублик
и т.д.................

Заявление премьер-министра Японии Синдзо Абэ о намерении разрешить территориальный спор по поводу Курильских островов и вновь привлекло внимание широкой общественности к так называемой «проблеме Южных Курил» или «северных территорий».

Громкое заявление Синдзо Абэ, однако, не содержит главного — оригинального решения, которое могло бы устроить обе стороны.

Земля айнов

Спор вокруг Южных Курил своими корнями уходит в XVII век, когда ни русских, ни японцев на Курильских островах ещё не было.

Коренным населением островов можно считать айнов — народность, о происхождении которой учёные спорят и по сей день. Айны, некогда населявшие не только Курилы, но и все Японские острова, а также низовья Амура, Сахалин и юг Камчатки, сегодня превратились в малую народность. В Японии, по официальным данным, насчитывается около 25 тысяч айнов, а в России их осталось чуть более ста человек.

Первые упоминания об островах в японских источниках датируются 1635 годом, в российских — 1644 годом.

В 1711 году отряд камчатских казаков под руководством Данилы Анциферова и Ивана Козыревского впервые высадился на самом северном острове Шумшу, разбив здесь отряд местных айнов.

Всё больше активности на Курилах проявляли и японцы, однако никакой лини разграничения и никаких договорённостей между странами не существовало.

Курилы — вам, Сахалин нам

В 1855 году был подписан Симодский трактат о торговле и границах между Россией и Японией. Этот документ впервые определил границу владений двух стран на Курилах — она прошла между островами Итуруп и Уруп.

Таким образом, под властью японского императора оказались острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и группа островов Хабомаи, то есть те самые территории, вокруг которых идёт сегодня спор.

Именно день заключения Симодского трактата, 7 февраля, объявлен в Японии так называемым «Днём северных территорий».

Отношения между двумя странами были достаточно хорошими, однако их портил «сахалинский вопрос». Дело в том, что на южную часть этого острова претендовали японцы.

В 1875 году в Санкт-Петербурге был подписан новый договор, согласно которому Япония отказывалась от всех притязаний на Сахалин в обмен на Курильские острова — и Южные, и Северные.

Пожалуй, именно после заключения договора 1875 года отношения между двумя странами развивались наиболее гармонично.

Непомерные аппетиты Страны восходящего солнца

Гармония в международных делах, однако, штука хрупкая. Япония, вышедшая из многовековой самоизоляции, стремительно развивалась, а вместе с тем росли и амбиции. Территориальные претензии у Страны восходящего солнца возникли едва ли не ко всем соседям, в том числе и к России.

Это вылилось в Русско-японскую войну 1904- 1905 годов, завершившуюся для России унизительным поражением. И хотя русской дипломатии удалось смягчить последствия военной неудачи, но, тем не менее, в соответствии с Портсмутским договором, Россия утратила контроль не только над Курилами, но и над Южным Сахалином.

Такое положение вещей не устраивало не только царскую Россию, но и Советский Союз. Однако изменить ситуацию в середине 1920-х было невозможно, следствием чего стало подписание в 1925 году Пекинского договора между СССР и Японией, по которому Советский Союз признавал сложившееся положение вещей, но отказывался признать «политическую ответственность» за Портсмутский договор.

В последующие годы отношения между Советским Союзом и Японией колебались на грани войны. Аппетиты Японии росли и стали распространяться и на континентальные территории СССР. Правда, поражения японцев на озере Хасан в 1938 году и на Халхин-Голе в 1939 году заставили официальный Токио несколько сбавить обороты.

Однако «японская угроза» так и провисела дамокловым мечом над СССР во время Великой Отечественной войны.

Месть за старые обиды

К 1945 году тон японских политиков в отношении СССР изменился. О новых территориальных приобретениях речи не шло — японскую сторону вполне устроило бы сохранение существующего порядка вещей.

Но СССР дал обязательство Великобритании и США, что вступит в войну с Японией не позднее, чем через три месяца после окончания войны в Европе.

Оснований жалеть Японию у советского руководства не было никаких — уж слишком агрессивно и вызывающе вёл себя Токио в отношении СССР в 1920- 1930-х годах. Да и обиды начала века вовсе не были забыты.

8 августа 1945 года Советский Союз объявил войну Японии. Это был самый настоящий блицкриг — миллионная японская Квантунская армия в Манчжурии была наголову разбита в считанные дни.

18 августа советские войска начали Курильскую десантную операцию, целью которой было овладение Курильскими островами. Ожесточённые бои развернулись за остров Шумшу — это было единственное сражение скоротечной войны, в котором потери советских войск оказались выше, чем у противника. Тем не менее, 23 августа командующий японскими войсками на Северных Курилах генерал-лейтенант Фусаки Цуцуми капитулировал.

Падение Шумшу стало ключевым событием Курильской операции — в дальнейшем занятие островов, на которых находились японские гарнизоны, превратилось в принятие их капитуляции.

Курильские острова. Фото: www.russianlook.com

Взяли Курилы, могли взять и Хоккайдо

22 августа главком Советских войск на Дальнем Востоке маршал Александр Василевский , не дожидаясь падения Шумшу, отдаёт приказ войскам занять Южные Курилы. Советское командование действует по плану — война продолжается, противник не капитулировал полностью, значит, следует двигаться дальше.

Первоначальные военные планы СССР были куда шире — советские подразделения были готовы к высадке на остров Хоккайдо, который должен был стать советской зоной оккупации. Как бы развивалась в этом случае дальнейшая история Японии, остаётся только гадать. Но в итоге Василевский получил приказ из Москвы — десантную операцию на Хоккайдо отменить.

Непогода несколько задержала действия советских войск на Южных Курилах, однако к 1 сентября Итуруп, Кунашир и Шикотан перешли под их контроль. Группа островов Хабомаи была полностью взята под контроль 2- 4 сентября 1945 года, то есть уже после капитуляции Японии. Боёв в этот период не было — японские солдаты безропотно сдавались в плен.

Итак, по окончании Второй Мировой войны Япония была полностью оккупирована союзными державами, причём основные территории страны попали под контроль США.


Курильские острова. Фото: Shutterstock.com

29 января 1946 года Меморандумом № 677 Главнокомандующего Союзных Держав генералом Дугласом Макартуром из территории Японии были исключены Курильские острова (острова Тисима), группа островов Хабомаи (Хабомадзе) и остров Сикотан.

2 февраля 1946 года в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР на этих территориях была образована Южно-Сахалинская область в составе Хабаровского края РСФСР, которая 2 января 1947 года вошла в состав новообразованной Сахалинской области в составе РСФСР.

Таким образом, де-факто Южный Сахалин и Курильские острова перешли к России.

Почему СССР не подписал мирный договор с Японией

Однако эти территориальные изменения не были официально закреплены договором между двумя странами. А политическая ситуация в мире изменилась, и вчерашний союзник СССР Соединённые Штаты превратился в ближайшего друга и союзника Японии, в связи с чем не был заинтересован ни в урегулировании советско-японских отношений, ни в решении территориального вопроса между двумя странами.

В 1951 году в Сан-Франциско был заключён мирный договор между Японией и странами антигитлеровской коалиции, который СССР не подписал.

Причиной тому явился пересмотр США прежних договорённостей с СССР, достигнутых в Ялтинском соглашении 1945 года, — теперь официальный Вашингтон полагал, что Советский Союз не имеет прав не только на Курилы, но и на Южный Сахалин. Во всяком случае, именно такая резолюция была принята Сенатом США во время обсуждения договора.

Тем не менее, в итоговом варианте Сан-Францисского договора Япония отказывается от прав на Южный Сахалин и Курильские острова. Но и здесь закавыка — официальный Токио и тогда, и сейчас заявляет, что не считает, что Хабомаи, Кунашир, Итуруп и Шикотан являются частью Курил.

То есть, японцы уверены — от Южного Сахалина они действительно отреклись, а вот от «северных территорий» никогда не отказывались.

Советский Союз отказался подписывать мирный договор не только из-за неурегулированности своих территориальных споров с Японией, но и из-за того, что он никак не разрешал аналогичных споров между Японией и тогдашним союзником СССР - Китаем.

Компромисс погубил Вашингтон

Лишь спустя ещё пять лет, в 1956 году, была подписана советско-японская декларация о прекращении состояния войны, которая и должна была стать прологом к заключению мирного договора.

Был озвучено и компромиссное решение — Японии будут возвращены острова Хабомаи и Шикотан в обмен на безоговорочное признание суверенитета СССР над всеми остальными спорными территориями. Но случиться это могло только после заключения мирного договора.

На самом деле Японию эти условия устраивали вполне, однако тут в дело вмешалась «третья сила». Соединённые Штаты совершенно не радовала перспектива налаживания отношений между СССР и Японией. Территориальная проблема выступала отличным клином, вбитым между Москвой и Токио, и её разрешение Вашингтон считал делом крайне нежелательным.

Японским властям было объявлено — в случае достижения компромисса с СССР по «курильской проблеме» на условиях дележа островов США оставят под своим суверенитетом остров Окинава и весь архипелаг Рюкю.

Угроза была поистине страшной для японцев — речь шла о территории с более чем миллионным населением, имеющей важнейшее историческое значение для Японии.

В результате возможный компромисс по вопросу Южных Курил растаял, как дым, а вместе с ним и перспектива заключения полноценного мирного договора.

К слову, контроль над Окинавой окончательно перешёл к Японии лишь в 1972 году. При этом 18 процентов территории острова и по сей день занимают американские военные базы.

Полный тупик

По сути дела, никакого продвижения в территориальном споре с 1956 года не произошло. В советский период, не достигнув компромисса, СССР пришёл к тактике полного отрицания какого-либо спора в принципе.

В постсоветский период у Японии затеплилась надежда, что щедрый на подарки президент РФ Борис Ельцин отдаст-таки «северные территории». Тем более, что подобное решение считали справедливым весьма заметные фигуры в России — к примеру, нобелевский лауреат Александр Солженицын.

Возможно, в этот момент японская сторона допустила ошибку, вместо компромиссных вариантов вроде того, что обсуждался в 1956 году, став настаивать на передаче всех спорных островов.

Но в России маятник уже пошёл в другую сторону, и те, кто считает невозможной передачу даже одного острова, сегодня звучат значительно громче.

И для Японии, и для России «курильский вопрос» за прошедшие десятилетия стал делом принципа. И российским, и японским политикам малейшие уступки грозят если не крахом карьеры, то серьёзнейшими электоральными потерями.

Поэтому продекларированное стремление Синдзо Абэ решить проблему, несомненно, похвально, но совершенно нереалистично.

Выбор редакции
Одним из самых распространенных раскладов гадания на будущее является «Кельтский крест». Из данного гадания можно получить много полезной...

Мало кто из людей не хочет знать о своем будущем. Стоит только получить предсказание, человек сразу же начнет анализировать его. И если...

Оракулы во все времена давали загадочные, но четкие ответы на правильно поставленные вопросы. Гадание на картах Таро «Оракул Любви» даст...

Сделав простой расклад на картах Таро на будущее, вы узнаете, что будет в отношениях с вашим любимым человеком в ближайшем времени. А...
Каждый человек имеет свое личное число. Именно от него зависит, в каком году вы выйдете замуж. Например, вы родились 19 января 1987 года....
Мы не можем не испытывать желаний. И всё время к чему-нибудь стремимся. Это создаёт массу поводов для тревог и волнений, рождает мысли о...
Интерес к старинным гаданиям на картах, прорицаниям и оккультным наукам не ослабевает даже в век интернета и нанотехнологий. Люди...
Если вы попали сюда, то у вас появился вопрос — куда вложить деньги? Здесь вы найдете самое выгодное вложение денежных средств в 2016...
Плавленый сыр по праву считается универсальным блюдом. Его нередко добавляют в салаты, используют в качестве самостоятельной закуски....