Налоговое планирование: сущность, принципы и методы. Методы налогового планирования Принципы и методы налогового планирования


Под принципами налогового планирования понимаются основные правила, лежащие в его основе. Ниже приведены принципы, в соответствии с которыми, следует осуществлять налоговое планирование:

1. Принцип законности – соблюдение требований действующего законодательства при осуществлении налогового планирования.

2. Принцип выгодности – снижение совокупных налоговых обязательств организации в результате применения инструментов налогового планирования.

3. Принцип реальности и эффективности – использование возможностей, предоставляемых законодательством, и инструментов, доступных для конкретной организации, которые обеспечивают достижение налоговой экономии в большем размере, чем затраты, связанные с их применением.

4. Принцип альтернативности – рассмотрение нескольких альтернативных вариантов налогового планирования с выделением наиболее оптимального из них применительно к конкретной организации.

5. Принцип оперативности – корректировка процедуры налогового планирования с целью учета в кратчайшие сроки вносимых в действующее законодательство изменений.

6. Принцип понятности и обоснованности – требование, чтобы схема была понятна, а все ее составные части имели экономическое и правовое обоснование.

В процессе оптимизации налоговых платежей следует придерживаться следующих принципов:

Принцип разумности и экономической обоснованности: любая схема должна быть продумана до мелочей. Применение грубых и необдуманных налоговых схем будет иметь только одно последствие – применение налоговых санкций со стороны государства.

Принцип комплексного расчета экономии и потерь. Перед тем, как внедрить схему оптимизации налогов, необходимо сравнить потенциальную экономию и возможные расходы. Вероятно, что после этого разработанная схема покажется не столь привлекательной. Выбрав метод снижения какого-либо налога, необходимо проверить, не приведет ли его применение к увеличению других налоговых платежей.

Принцип документального оформления операций. Все хозяйственные операции налогоплательщика должны быть тщательно документированы. Необходимо проанализировать все используемые в том или ином методе юридически значимые документы на предмет соответствия их требованиям действующего законодательства. Следует уделять пристальное внимание документальному оформлению операций, т. к. небрежность в оформлении или отсутствие необходимых документов может послужить формальным основанием для переквалификации налоговыми органами всей операции и, как следствие, привести к применению более обременительного для предприятия порядка налогообложения.

Принцип конфиденциальности. Никому не должно быть известно, что действия налогоплательщика на самом деле направлены на оптимизацию налогов.

Принцип комплексной налоговой экономии (принцип многообразия применяемых способов минимизации налогов).

1.3. Этапы налогового планирования

Процесс налогового планирования состоит из нескольких взаимосвязанных между собой стадий (этапов). С позиций налогообложения любой субъект экономической деятельности (предприятие, организация, индивидуальный предприниматель) еще до регистрации и начала своего функционирования должен рассмотреть общие вопросы своей деятельности. Это стратегическое налоговое планирование. В рамках такого планирования можно выделить три этапа.

Первый этап - появление идеи об организации бизнеса, формулирование цели и задач, а также решение вопроса об использовании налоговых льгот, предоставляемых законодателем. Например, следует рассмотреть возможность применения специального налогового режима (гл. 26.1,26.2 НК РФ) с тем, чтобы в будущем обеспечить значительное снижение налогов на законных основаниях.

Второй этап - выбор наиболее выгодного с налоговой точки зрения места расположения производств и конторских помещений предприятия, а также его филиалов, дочерних компаний и руководящих органов.

Третий этап - выбор организационно-правовой формы юридического лица или формы предпринимательства без образования юридического лица; определение соотношения различных форм с возникающими при этом налоговыми режимами. Так, например, полное товарищество не является плательщиком налога на прибыль, а акционерное общество уплачивает этот налог.

Следующие этапы относятся к текущему налоговому планированию, которое должно органически входить во всю систему управления хозяйствующего субъекта.

Четвертый этап предусматривает формирование так называемого налогового поля - таблицы с описанием элементов и реквизитов каждого налога. На основании этой информации специалистами предприятия анализируются все предоставленные законодательством льготы по каждому налогу. На основе проведенного анализа составляется детальный план использования льгот по выбранным налогам.

Пятый этап - разработка с учетом уже сформированного налогового поля системы договорных отношений предприятия. Для этого осуществляется планирование возможных форм сделок: аренда, подряд, купля-продажа, возмездное оказание услуг и т. п. Каждая сделка должна быть оценена с точки зрения возникающих при ней налоговых последствий на момент подготовки документов, т. е. еще до того, как она будет заключена.

Подбираются типичные хозяйственные операции, которые предстоит выполнять;

Разрабатываются различные ситуации с учетом налоговых, договорных и хозяйственных наработок. Из них выбираются наилучшие варианты, которые оформляются в виде блоков бухгалтерских и (или) налоговых проводок;

Из оптимальных блоков составляется журнал типовых хозяйственных операций, который служит основой ведения финансового и налогового учета;

Оценивается получение максимального финансового результата с учетом налоговых рисков, осуществляется наиболее рациональное с налоговой точки зрения размещение активов и прибыли предприятия;

Определяются альтернативные способы учетной политики на предстоящий год.

Седьмой этап непосредственно связан с организацией и ведением надежного налогового учета и контроля за правильностью исчисления и уплаты налогов. По существу, это налоговый менеджмент. При этом основным способом уменьшения риска ошибок при расчете налогового обязательства может быть использование технологии внутреннего контроля налоговых расчетов, т. е. совокупности определенных процедур, позволяющих исключить субъективизм в принятии налогового решения.

В заключение необходимо отметить, что описанные выше этапы налогового планирования не следует рассматривать как четкую и однозначную последовательность действий, обязательно гарантирующих снижение налоговых обязательств.

Проблематика:

1. Сущность и классификация методов налогового планирования

2. Методы, основанные на выборе формы деятельности

3. Методы, основанные на выборе юрисдикции налогоплательщика

4. Методы ситуационного налогового планирования

5. Принципы налогового планирования

Ключевые слова:

- метод налогового планирования;

- общие методы налогового планирования;

- выбор формы деятельности;

- выбор юрисдикции;

- ситуационное налоговое планирование;

- специальные методы налогового планирования;

- принципы налогового планирования.

Методами налогового планирования следует называть способы, посредством которых достигается оптимизация налогообложения. Под оптимизацией налогообложения здесь понимается максимально возможное снижение налоговых платежей при допустимом уровне налогового риска.

О праве налогоплательщика на снижение налогового бремени всеми законными способами прямо говорится в п. 3 Постановления Конституционного суда России от 23 мая 2003 г. № 9-п, которое, как известно, имеет законодательную силу: «в случае, когда законом предусматриваются те или иные льготы, освобождающие от уплаты налогов и позволяющие снизить сумму налоговых платежей, применительно к соответствующим категориям налогоплательщиков обязанность платить законно установленные налоги предполагает необходимость их уплаты лишь в той части, на которую льготы не распространяются и именно в этой части на таких налогоплательщиков возлагается ответственность за неуплату законно установленных налогов».

Методы налогового планирования можно разделить на общие и специальные.

К общим методам налогового планирования относятся следующие:

1) метод выбора формы деятельности;

2) метод выбора юрисдикции налогоплательщика;

3) метод ситуационного планирования.

Метод выбора формы деятельности

Организации могут открыть филиал, представительство или просто обособленное подразделение или учредить дочернюю фирму. Так, физическое лицо вправе осуществлять свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя или зарегистрироваться как юридическое лицо. Можно применить специальный налоговый режим. Каждый из вариантов имеет свои особенности налогообложения, анализ которых – предмет налогового планирования.

Метод выбора юрисдикции налогоплательщика

На сегодняшний день это достаточно распространенная форма налогового планирования. Низконалоговая юрисдикция может находится как в России, так и за рубежом. Экономический эффект в результате использования данного метода, например «вывода» прибыли в зону льготного налогообложения, весьма ощутим и зачастую в несколько раз превышает эффект от применения всех иных льгот и освобождений, предусмотренных НК РФ. Однако существует и масса слабых сторон данного метода: первая и самая главная отрицательная сторона – это нестабильность правового положения юрисдикции.



Метод ситуационного планирования

Финансовое руководство организацией, на основе своего Устава, учредительного договора и иных учредительных документов, в соответствии с НК РФ и статистическими нормативами, определяет спектр основных налогов, которые надлежит уплачивать организации, уточняет ставки и льготы. Формируется так называемое налоговое поле организации. Далее подбираются типичные хозяйственные операции, в которых организация участвует, учитывая специфику вида деятельности и сложность производственного процесса.

Затем, согласно Уставу организации и на основании ГК РФ, образуется система договорных отношений организации с учетом сформированного налогового поля. После этого разрабатываются различные ситуации с учетом уже выполненных налоговых, договорных и хозяйственных наработок, охватывающие самые разнообразные стороны экономической жизни, реализуемые в нескольких сравнительных вариантах. На основе всестороннего исследования ситуаций выбираются оптимальные варианты. При анализе различных ситуаций целесообразно сопоставлять полученные финансовые результаты с возможными потерями, обусловленными штрафными и другими санкциями. Слабая сторона ситуационного метода в его многовариантности.

К специальным методам налогового планирования относятся следующие методы:

1) метод использования пробелов в законодательстве;

2) метод применение налоговых льгот;

3) метод формирования учетной политики;

4) метод изменения срока уплаты налогов;

5) метод отсрочки налогового платежа;

6) метод замены отношений;

7) метод разделения отношений;

8) метод прямого сокращения объекта налогообложения.

1. Метод использования «пробелов» в законодательстве.

Согласно п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах трактуются в пользу налогоплательщика – это основное нормативное обоснование применения данного метода. Слабые стороны метода: во-первых, законодатель регулярно устраняет «лазейки» для налогоплательщиков, дающие возможность уменьшать размер налоговых отчислений, принимая соответствующие изменения к налоговым законам. Такие поправки, в основном, принимаются по результатам практической деятельности налоговых органов и вносимых ими в органы законодательной власти предложений по изменению и дополнению положений законодательства в связи с выявлением случаев легального уклонения от уплаты налогов, совершаемого из-за нечеткости и недоработанности законов. Таким образом, данный метод налогового планирования не может быть рассчитан на продолжительный период применения. Еще одна проблема заключается в том, что для использования «пробелов» в законодательстве налогоплательщику потребуется квалифицированная помощь специалистов по налогообложению.

2. Метод применения налоговых льгот.

Метод применения налоговых льгот является одним из наиболее распространенных методов налогового планирования, в силу своей законности и относительной простоты применения. Сложность может вызвать только оформление в налоговом органе права на использование льготы, поскольку зачастую требуется предоставить достаточно большое количество подтверждающих документом.

3. Метод формирования учетной политики.

Сумма и порядок уплаты налогов во многом зависят от выбранных налогоплательщиком способов учета и налогообложения. Поэтому следует обратить внимание на учетную политику, которая определяется организацией, как известно, до начала календарного года. Данный метод является скорее вспомогательным, призванным снизить риски, возникающие при использовании других методов налогового планирования.

4. Метод применения льготных организаций.

Суть метода применения льготных организаций заключается в том, что основная налоговая база переводится на юридические лица, которым налоговым законодательством законом предоставлены льготные условия налогообложения, например, налогоплательщикам, применяющим упрощенную систему налогообложения.

5. Метод изменения срока уплаты налогов.

Налоговое законодательство в главе 9 НК РФ позволяет изменить срок уплаты налогов посредством применения отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита, что можно эффективно использовать в предпринимательской деятельности.

Метод отсрочки налогового платежа основывается на том обстоятельстве, что срок уплаты большинства налогов тесно связан с моментом возникновения объекта налогообложения и календарным периодом (месяц, квартал, год). Например, организация может отсрочить возникновение облагаемого оборота путем перечисления денежных средств в последний день отчетного периода. Это происходит из-за того, что минимальное время прохождения платежей через банки составляет не один день, а в среднем около трех дней (для организаций, находящихся в разных регионах).

6. Метод замены отношений.

В основе метода замены отношений лежит основной принцип гражданского права – принцип диспозитивности гражданско-правовых отношений, которых сводится к тому, что каждый хозяйствующий субъект праве самостоятельно, выбирать контрагентов, формы и условия сделки с ними. Суть метода заключается в том, что налогоплательщик при юридическом оформлении хозяйственных отношений со своими контрагентами выбирает гражданско-правовую форму сделки, исходя не только из принципов оформления гражданско-правовых и юридической техники, но и с учетом налоговых последствий применения гражданско-правовых норм. Необходимо отметить, что заменяться должен весь комплекс прав и обязанностей, а не только формальная сторона сделки, то есть сделка не должна содержать признаков притворности, мнимости или фиктивности, в противном случае сделка может быть признана недействительной.

7. Метод разделения отношений.

Метод разделения отношений как и метод замены, также основывается на принципе диспозитивности в гражданском праве, только в данном случае происходит не замена одних хозяйственных отношений на другие, а разделение одного сложного отношения на ряд более простых хозяйственных операций.

8. Метод прямого сокращения объекта налогообложения.

Суть метода прямого сокращения объекта налогообложения – это избавление от некоторых операций и имущества, облагаемых налогами, без нанесения вреда хозяйственной деятельности субъекта налогового планирования. Среди прочих используются: сокращение объекта налогообложения при совершении операций купли-продажи, мены, дарения путем занижения стоимости товаров, работ, услуг с учетом действия ст. 40 НК РФ. Кроме того, достаточно распространенный способ – это сокращение объекта обложения по налогу на имущество путем проведения инвентаризаций, по результатам которых списывается имущество, пришедшее в физическую негодность, или морально устаревшее имущество, сокращение стоимости налооблагаемого имущества путем проведения независимым оценщиком переоценки стоимости основных средств в сторону снижения.

На практике субъект налогового планирования, как правило, использует комплекс перечисленных методов для достижения оптимального результата. Наиболее эффективным будет считаться такое сочетание методов налоговой оптимизации, которое позволяет организации достичь поставленных целей в наиболее короткий промежуток времени с наименьшим количеством затрат.

Принципы налогового планирования – основные начала налогового планирования, которыми должны руководствоваться налоговый менеджер, налоговый консультант и налоговый юрист. К числу основных принципов принято относить следующие:

1. Принцип законности

Деятельность по уменьшению налоговых обязательств допустима, если налогоплательщики действуют правомерно. Только полное соблюдение налогоплательщиком действующего законодательства при использовании специальных мер по минимизации налоговых обязательств можно назвать налоговым планированием.

2. Принцип «презумпции невиновности» налогоплательщика

Принцип «презумпции невиновности» налогоплательщика, сформулирован в п. 6 ст. 108 НК РФ, согласно которому налогоплательщик считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. Причем законом прямо установлено, что обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности налогоплательщика в его совершении, возлагается на налоговые органы.

3. Принцип эффективности и экономической обоснованности

Принцип эффективности и экономической обоснованности означает, что любые действия налогоплательщиков должны быть обоснованы с практической и экономической точек зрения. Необходимо соотносить результаты налогового планирования с риском того, что налоговые органы оспорят те или иные сделки или действия, предпринятые налогоплательщиком.

4. Принцип комплексного использования законодательства

Некоторые авторы справедливо называют принцип комплексного использования законодательства одним из ключевых правил налогового планирования. Методика налогового планирования не должна основываться только на нормах налогового законодательства, поскольку при формировании российской налоговой системы недостаточно учитывалась взаимообусловленность налогового права и других отраслей права. Правда, при этом следует иметь в виду, что для налоговых органов наивысший приоритет имеют как раз налоговые законы, поэтому, в случае, если налоговая схема будет опираться на иные разделы права, может возникнуть необходимость доказывать законность такой схемы в суде.

5. Принцип совокупного расчета налоговой экономии и убытков

Нередко налогоплательщики ради сиюминутной налоговой выгоды заключают сделки без тщательного анализа их влияния на хозяйственную деятельность. В результате налогоплательщик в ходе своей хозяйственной деятельности может столкнуться с серьезными проблемами. Так, многие налоговые схемы приводят к появлению дополнительных факторов риска, в том числе те из них, которые связаны с использованием фиктивных договоров. Всестороннему анализу должны быть подвергнуты возможные последствия внедрения конкретного метода налогового планирования с точки зрения всей совокупности налогов, уплачиваемых налогоплательщиком. При выборе метода налогового планирования необходимо учитывать требования других отраслей законодательства (гражданского, таможенного, валютного и т.д.).

6. Принцип рациональности

Нельзя просто механически минимизировать налоги, их необходимо оптимизировать, поскольку: а) сокращение одних налоговых платежей зачастую ведет к увеличению других; б) простое сокращение налогов путем отнесения расходов на затраты уменьшает финансовый результат и сдерживает развитие бизнеса; в) механическая минимизация налогов может привести к превосходству формы над существом сделки и к ее оспоримости налоговыми органам. Зачастую бездумное использование методов налоговой оптимизации приводит к тому, что финансовое положение предприятия по данным бухгалтерского учета выглядит неудовлетворительно. В результате, для предприятия затрудняется доступ к кредитным ресурсам, поскольку для банков финансовое положение заемщика является одни из важных критериев при принятии решения о предоставлении кредита.

7. Принцип профессионализма и грамотного документального оформления сделок и процедур, лежащих в основе налогового планирования

Принцип профессионализма и грамотного документального оформления сделок и процедур, лежащих в основе налогового планирования означает, что документы по каждой хозяйственной операции или сделке, совершаемой в рамках налогового планирования, должны быть правильно составлены, соответствовать требованиям действующего законодательства и стандартам юридической техники. Небрежность в оформлении или отсутствие необходимых документов могут послужить формальным основанием для переквалификации налоговыми органами операций или сделок и, как следствие, привести к применению более обременительного для организации порядка налогообложения. Особенно это касается необходимости соблюдения тождества цифр, дат и формулировок. Например, суммы, отраженные в документах бухгалтерского учета, должны точно соответствовать цене, указанной в договоре, и сумме произведенных платежей.

8. Принцип конфиденциальности

Принцип конфиденциальности означает, что при разработке и использовании методов налогового планирования налогоплательщик обязан хранить в тайне используемые им приемы. Причины очевидны и известны каждому. Кроме того, активное тиражирование другими налогоплательщиками «ноу-хау», является одной из причин «заколачивания лазеек в заборе» фискальными органами и законодателем.

9. Принцип юридической прочности

Принцип юридической прочности сводится к тому, что используемые пробелы в законодательстве следует подкрепить письмами налоговых органов и арбитражной практикой.

10. Принцип разумности экономического эффекта

Нельзя минимизировать до нуля, поскольку это неизбежно привлечет внимание налоговых органов. Особенную опасность представляет резкое снижение налоговых платежей, так как всякие резкие отклонения от среднего уровня неизбежно привлекают внимания.

11. Принцип учета аспектов территориальной социально-экономической политики

В экономически отсталых районах, с небольшим количеством налогоплательщиков, оптимизация налогов всегда воспринимается в штыки, поскольку каждый налогоплательщик находится под пристальным вниманием как налоговых органов, так и органов государственной власти. Поэтому, уменьшение налоговых поступлений, которое может существенно сказаться на состоянии местного бюджета, неизбежно вызовет негативную реакцию со стороны властей.

12. Принцип последовательности налогового планирования.

Налоговое планирование должно внедряться постепенно, с тем расчетом, чтобы изменение налоговых поступлений происходило плавно. Разработав налоговую схему, предприятие не должно стремится сразу же максимально использовать даваемый этой схемой экономический эффект. Резкое снижение платежей по отдельно взятому налогу легко отслеживается и создает основания для проведения дополнительной проверки.

13. Принцип комплексной налоговой экономии.

Разумней всего снижать платежи по всем налогам на относительно небольшую долю, чем использовать одну-единственную схему, обеспечивающую 100% экономию по одному налогу, в то время как все прочие налоги компания платит в полном объеме. Такие случаи также сравнительно легко выявляются налоговыми органами с помощью использования элементарных аналитических приемов.

14. Принцип «всегда открытой двери»

Целесообразно при заключении договоров вводить в них такие оговорки, которые в будущем позволят вносить необходимые изменения и дополнения в эти документы. С помощью данного приема, в случае возникновения претензий со стороны налоговых или судебных органов, всегда можно задним числом внести соответствующие изменения в договоры, которые позволят изменить условия сделки и сделать претензии необоснованными.

15. Принцип исключения взаимозависимости

Сделки между взаимозависимыми лицами всегда подвергаются пристальному налоговому контролю. Взаимозависимые лица называются также аффилированными, это подразумевает, что формально независимые юридические лица в той или иной степени контролируется одним человеком или группой лиц. Взаимозависимость может осуществлять формальным способом, через цепочку участия одних юридических лиц в контрольных и блокирующих пакетах других юридических лиц. Однако, такая аффилированность сравнительно легко прослеживается при анализе учредительных документах всех юридических лиц из цепочки. Гораздо сложнее выявить взаимозависимость, обусловленную родственными или дружескими связями физических лиц собственников или должностных лиц организаций. Большинство сложных налоговых схем основаны на заключении мнимых хозяйственных договоров между аффилированными лицами, приводящих к итоге к размыванию налоговых обязательств. Существуют налоговые схемы, которые основаны на заведомом заведении задолженности перед бюджетом на аффилированную фирму, которая, через некоторое время бросается. Хотя данное деяние расценивается законодательством как налоговое преступление, в этом случае к правонарушителю зачастую невозможно применить санкции, а реальный выгодоприобретатель неуязвим для правосудия.

Таким образом, принципы налогового планирования определяют основные правила использования оптимизационных налоговых схем в практической деятельности предприятия. Соблюдение этих принципов позволяет максимизировать экономический эффект налогового планирования и, одновременно, снизить налоговый риск.

Лекция 13. Классическое налоговое планирование в организации

Проблематика:

1. Понятие классического налогового планирования

2. Виды классического налогового планирования

3. Внедрение системы бюджетирования в организации

4. Налоговый календарь предприятия

Ключевые слова:

- бюджетирование;

- классическое налоговое планирование без снижения нагрузки;

- классическое налоговое планирование со снижением нагрузки;

- налоговый план предприятия;

- налоговый календарь предприятия;

- управление движением денежных средств;

- управление дебиторской и кредиторской задолженностью;

- управление запасами;

- управление заемными средствами.

Классическое налоговое планирование предусматривает прогнозирование и планирование поступлений и расходований денежных средств предприятия, возникновения и прекращения обязательств, с тем чтобы повысить эффективность организации налоговых платежей в бюджет.

Классическое налоговое планирование предусматривает деятельность целиком и полностью в рамках действующего законодательства, без использования пробелов или противоречий в действующем законодательстве. По сути дела, классическое налоговое планирование это эффективное управление финансами предприятия, обеспечивающее оптимальную организацию всех денежных потоков, в том числе и налоговых платежей. Как правило, такое управление возникает при внедрении на предприятии системы бюджетирования – то есть разработки и утверждения планов доходов и расходов и последующий контроль за их исполнением. Неслучайно, большинство руководителей российских предприятий, внедряющих у себя такую систему, главной целью бюджетирования, помимо прозрачности финансовой деятельности и наведения платежной дисциплины, ставят и улучшение организации налоговых платежей.

В отношении изменения уровня налоговых платежей в рамках классического налогового планирования возможны два подхода:

1. Общая организация налоговых платежей без их снижения.

2. Организация налоговых платежей с использованием возможностей по их снижению.

Первый подход представляет собой планирование налоговых выплат, на основе прогнозирования результатов финансово-хозяйственной деятельности. Такое прогнозирование позволяет определить налогооблагаемую базу по всем налогам, уплачиваемым предприятием, и предусмотреть резерв денежных средств, необходимых для уплаты налогов в установленные законодательством сроки.

Второй подход, очевидно, уже близок к оптимизационному планированию, поскольку предусматривает изыскание путей снижения налоговых платежей. Однако, в отличи от оптимизационного планирования, он не предусматривает внедрения специальных налоговых схем, основанных на пробелах или противоречиях в законодательстве, а также использования иных приемов, способных привести предприятие к конфликту с законом. Так же как и в первом случае, планирование начинается с прогнозирования результатов финансово-хозяйственной деятельности. После этого изыскивается возможность оптимизации графика платежей предприятия, с тем, чтобы снизить налоговые выплаты. Например, выполнив досрочно или задержав расчеты с контрагентами предприятия (поставщиками сырья, материалов, услуг и т.п.), можно регулировать величину затрат предприятия и, тем самым, изменять сумму налога на прибыль. Если предприятие является плательщиком НДС, то с помощью изменения сроков платежей можно регулировать размер входящего налога и налога к уплате. Разумеется, изменение сроков платежей должно быть обязательно согласовано с контрагентами, соответствующая возможность должна быть предусмотрена в договорах.

Кроме регулирования платежей возможны также другие направления управления финансами предприятия, позволяющие добиться лучшей организации налоговых платежей. Эти направления следующие:

1. Управление товарно-материальными запасами. Предприятие должно определить оптимальную величину запасов сырья, материалов и комплектующих на складе, необходимую для обеспечения бесперебойного производственного процесса. Следует стремиться избегать образования излишних запасов, поскольку это может привести к увеличению налоговой нагрузки предприятия.

2. Управление дебиторской и кредиторской задолженностью. Практически любое действующее предприятие всегда имеет некоторую задолженность перед поставщиками и, в свою очередь, имеется задолженность покупателей перед самим предприятием. Эта задолженность может быть использована для корректировки налогооблагаемой базы по самым различным налогам. Так, увеличивая кредиторскую задолженность, мы увеличиваем затраты предприятия. Кроме того, кредиторская задолженность может служить своего рода источником средств для срочных платежей, в том числе налоговых, что позволяет избежать санкций за несвоевременную уплату.

3. Управление заемными средствами. Большинство предприятий прибегают к заимствованиям для приобретения основных средств либо для пополнения оборотных средств. Для предприятий с длительным производственным циклом использование заемных средств практически неизбежно. Одним из направлений использования этих средств может быть погашение задолженности перед бюджетом. Следует только помнить, что здесь существуют определенные ограничения, так, банк не может выдать кредит на уплату налога, поэтому необходимо продемонстрировать банку, что кредит пойдет на пополнение оборотных средств, а налог будет уплачен за счет собственных ресурсов предприятия. Если у клиента банка хороша кредитная история, то банк вряд ли будет тщательно проверять целевое расходование кредита.

Следует еще раз подчеркнуть, что это направление классического налогового планирования, которое предусматривает снижение налоговой нагрузки, тесно примыкает к собственно оптимизационному налоговому планированию. Как показывает практика, предприятие, ищущее пути уменьшения объем налоговых платежей, в конечном итоге вынуждено сочетать различные методы налогового планирования. Наибольший эффект при минимальном риске приносит сочетание системы бюджетирования, эффективного управления финансами и методов оптимизационного налогового планирования.

Постановка системы бюджетирования включает в себя следующие этапы:

1. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. Производится детальный углубленный анализ всех аспектов финансово-хозяйственной деятельности за относительно продолжительный период времени. Рекомендуется в качестве периода времени для анализа брать 2-3 предшествующих года. Проводится анализ всех денежных поступлений и платежей предприятия за этот период в разрезе структурных подразделений и статей затрат.

2. Разрабатывается план доходов предприятия, планы расходов по структурным подразделениям (бюджеты) и сводный план расходов предприятия. Как правило, для разработки плана доходов исходные данные берутся из действующих, заключенных и планируемых к заключению договоров с покупателями, либо показатели прошлых лет, скорректированные с учетом мнения руководства предприятия. Исходными данными для разработки планов расходов служат фактические затраты прошлых лет, скорректированные с учетом изменения цен и тарифов, технологические нормативы расхода сырья, материалов и энергии, ставки налогов и т.п.

3. Планы доходов и расходов обсуждаются всеми руководителями структурных подразделений. На этом этапе в планы вносятся коррективы всеми заинтересованными лицами. Все корректировки подлежат обязательному утверждению руководителем предприятия.

4. Разрабатываются формы отчетных и контрольных документов, порядок осуществления платежей, порядок разработки и утверждения планов и иные внутренние нормативные документы, назначаются ответственные лица за организацию и ведение бюджетирования.

5. После внедрения бюджетирования в течении определенного периода времени происходит доработка форм, а также внутренних нормативных документов. Это неизбежно, поскольку как бы тщательно не разрабатывались исходные документы, в них невозможно учесть все организации аспекты управленческого учета, разнесения затрат, процедуры согласования и осуществления платежей.

Приведенная последовательность этапов представляет общий план внедрения бюджетирования. На практике возможны отклонения от этой схемы, обусловленные спецификой деятельности предприятия, а также тем, как на нем организован бухгалтерский учет.

Как показывает практика, внедрение системы бюджетирования на отечественных предприятиях сталкивается с рядом серьезных препятствий. Наиболее существенные из этих препятствий следующие:

1. Неадаптированность данных бухгалтерского учета для нужд бюджетирования. Зачастую, бухгалтерский учет на предприятии организован таким образом, что получить необходимые данные для составления бюджета и вести последующий контроль весьма неудобно. В бухгалтерском учете могут не выделяться затраты по структурным подразделениям либо такое выделение производится некорректно и т.д. В таких случаях часто приходится одновременно с внедрением системы бюджетирования модифицировать бухгалтерский учет на предприятии. Для составления же первоначального бюджета компании, нужную информацию следует искать в первичных документах: договорах, счетах, накладных и т.п.

2. Сопротивление части менеджмента и персонала предприятия. Многие руководители и работники предприятия воспринимают введение системы бюджетирования как покушение на свои полномочия. Нередко это связано с их корыстной заинтересованностью, так как единолично принимая решение о выборе контрагентов они могут действовать в ущерб интересам фирмы к своей личной выгоде. В других случаях они просто считают, что появление в финансовых вопросах дополнительного звена между ними и генеральным директорам является понижением их статуса. Кроме того, многие работники негативно воспринимают дополнительные обязанности, возникающие у них в связи с внедрением бюджетирования, считая это бесполезной прихотью руководства. В таких случаях, руководству предприятия целесообразней всего попытаться донести до недовольных сотрудников свое видение проблемы и план ее решения. Желательно, чтобы оно было подкреплено цифрами, показывающими потери предприятия от неоптимальной организации управления финансами. Если у работника возникают дополнительные обязанности, руководство должно продумать, каким образом компенсировать ему дополнительные трудозатраты.

Внедрение бюджетирования позволяет предприятию получить следующие преимущества:

1. Создаются условия для обеспечения полной прозрачности денежных потоков.

2. Появляется эффективный инструмент контроля за расходами.

3. Повышается финансовая дисциплина на предприятии.

4. Улучшаются финансовые показатели предприятия.

5. Появляется инструмент дополнительного стимулирования персонала предприятия.

Наиболее распространенным инструментом классического налогового планирования является налоговый календарь предприятия. Налоговый календарь представляет собой своеобразный справочник, позволяющий обеспечить контроль за своевременностью и правильностью расчетов, составления первичной документации, ведения бухгалтерских регистров, исполнения налоговых обязательств, а также мониторинг и прогноз эффективности налогового планирования.

Заметим, что эта форма не унифицирована, показатели, система оценки и отчетный период значительно варьируют в различный регионах.

Обычно, налоговый план предприятия имеет следующие разделы:

Календарь налогоплательщика по каждому налогу;

Перечень мероприятий по оптимизации налоговых потоков, временные параметры реализации оптимизационных мероприятий, ответственные исполнители, ресурсы и инструментарий, необходимые для реализации указанных мероприятий;

График налоговых выплат с учетом применения мероприятий по оптимизации совокупности налогооблагаемых баз и налоговых льгот по конкретным налогам;

График повышения квалификации специалистов, занятых налоговым менеджментом;

Иные вопросы.

Эффективное классическое налогового планирования на предприятии невозможно без внедрения системы автоматизации системы бюджетирования, которая обеспечивала бы оперативный контроль за расходованием средств и автоматический расчет налоговых последствий планируемых мероприятий. Эта система может быть разработана на базе таких универсальных прикладных программ как Microsoft Excel, Microsoft Access, Кроме того, для автоматизации процесса бюджетирования могут использоваться семейства пакетов программ бизнес–планирования: MS Project, Project Expert, а также автоматизированные системы ведения бизнес-процесса и бухгалтерского учета: 1С-Парус, Галактика, БЭСТ.

Сущность и принципы налогового планирования. Этапы и сроки налогового планирования. Актуальность вопроса налогового планирования обусловлена вполне объяснимым стремлением налогоплательщиков уменьшить налоговую нагрузку и столь же объяснимым стремлением государства воспрепятствовать этому. Целью налогового планирования и прогнозирования является оценка соотношения налогового потенциала и фактических поступлений налогов и сборов и определение объемов экономически обоснованных поступлений налогов и сборов в бюджетную...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Введение…………………………………………………………………….....3

Сущность и принципы налогового планирования………………………….5

Этапы и сроки налогового планирования………………………………….10

Заключение…………………………………………………………………...14

Список литературы…………………………………………………………..16

Введение

В последнее время всё более распространенным способом повышения эффективности предпринимательской деятельности становится оптимизация налоговых платежей, налоговое планирование.

Актуальность вопроса налогового планирования обусловлена вполне объяснимым стремлением налогоплательщиков уменьшить налоговую нагрузку и столь же объяснимым стремлением государства воспрепятствовать этому.

Налоговая минимизация включает в себя в зависимости от правомерности конкретных способов уменьшения размеров налоговой обязанности незаконную (уклонение от уплаты налогов) и законную (налоговую оптимизацию, налоговое планирование) деятельность.

Целью налогового планирования и прогнозирования является оценка соотношения налогового потенциала и фактических поступлений налогов и сборов и определение объемов экономически обоснованных поступлений налогов и сборов в бюджетную систему в планируемом периоде.

Налоговое прогнозирование и планирование правомерно рассматривать как единый процесс, в рамках которого происходит регулярная корректировка решений, пересмотр мер по достижению намеченных показателей на основе непрерывного контроля и мониторинга происходящих изменений.

Налоговое прогнозирование представляет собой оценку налогового потенциала и поступлений налогов и сборов в бюджетную систему (консолидированный, федеральный и территориальные бюджеты) и осуществляется на базе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и ее субъектов в виде системы показателей и основных параметров социально-экономического развития.

Налоговое прогнозирование включает в себя определение налоговых баз по каждому налогу и сбору, мониторинг динамики их поступления, расчет уровней поступления налогов и сборов, объемов выпадающих доходов, состояние задолженности по налоговым платежам, оценку результатов изменения налогового законодательства и т.д.

Целью налогового планирования являются: соблюдение налогового законодательства; сведение до минимума излишних налоговых выплат, избежание налоговых санкций, начисления пеней; максимальное увеличение прибыли; разработка структуры взаимовыгодных сделок с контрагентами; управление потоками денежных средств; эффективное сотрудничество с участниками налогового планирования; влияние на законодательные органы власти, налоговые, финансовые органы, защита прав налогоплательщика, в том числе судебная.

Налоговое планирование — организация деятельности налогоплательщика направленная на минимизацию его налоговых обязательств не нарушая законодательства.

Экономия на налогах с помощью использования законных методов налоговой оптимизации способна принести ощутимый положительный результат практически в любой сфере предпринимательской деятельности.

Для российских предпринимателей налоговое планирование — еще недостаточно освоенная область. В экономически же развитых странах налоговому планированию уделяется чрезвычайно большое внимание. Уплата фирмой налога по стандартной, установленной законом ставке является свидетельством неэффективного налогового менеджмента . Целью налогового планирования является построение оптимальной модели хозяйствования, обеспечивающей минимально возможный размер налоговой нагрузки.

Сущность налогового планирования состоит в признанном за каждым налогоплательщиком праве использовать все допускаемые законом средства, пути и методы для максимального сокращения своих налоговых обязательств. Возможность налогового планирования обусловлена наличием в налоговом законодательстве весьма обширной сферы, где нормы права с достаточной точностью не определены или допускается их неоднозначное толкование.

Налоговый Кодекс РФ указывает, что «налогоплательщик имеет право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах».

В основе налогового планирования лежит максимально полное и правильное использование всех установленных законом льгот и преимуществ, а также оценка позиции налоговых органов и учет основных направлений налоговой, бюджетной и инвестиционной политики государства.

Основы налогового планирования включают: учет основных направлений развития налоговой, бюджетной и инвестиционной политики государства; разработку учетной политики предприятия ; правильное и полное использования всех установленных законом льгот; оценка возможностей получения отсрочек и рассрочек по уплате налогов.

Сущность и принципы налогового планирования

Налоговое планирование — законный способ обхода налогов с использованием предоставляемых законом льгот и приемов сокращения налоговых обязательств. Его сущность заключается в признании права налогоплательщика применять все допустимые приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств. Процесс налогового планирования состоит из нескольких взаимосвязанных между собой этапов. В налоговом планировании сочетаются элементы науки и искусства аналитика. Налоговое планирование — законный способ обхода налогов с использованием предоставляемых законом льгот и приемов сокращения налоговых обязательств.

Необходимость налогового планирования заложена в самом налоговом законодательстве, которое предусматривает конкретные налоговые режимы для разных ситуаций, допускает многообразие методов для исчисления налоговой базы и предлагает налогоплательщикам различные налоговые льготы, если они будут действовать в желательных властным органам направлениях.

Сущность налогового планирования — признание права налогоплательщика применять все допустимые законами средства, приемы и способы (в том числе и пробелы в законодательстве) для максимального сокращения своих налоговых обязательств.

По видам налоговое планирование подразделяется на корпоративное (налоговое планирование для предприятий) и личное (налоговое планирование для физических лиц). 1

Налоговое планирование для предприятий — составная часть стратегического финансового планирования предпринимательской деятельности и бизнес-плана. Одна из его главных целей — минимизация налоговых платежей путем использования всех особенностей налогового законодательства.

Принципы налогового планирования можно образно представить следующими высказываниями и положениями:

1. «Налоговое планирование, не нарушающее закон, — обычная практика бизнеса по всему миру. Кредо налогового планирования — ориентация на логику, а не на временные дыры в законодательстве» (Джон Пеппер).

2. «Платить налоги нужно. Но с умом» (Б. А. Рагозин). А именно:

Платить необходимо только минимальную сумму положенных налогов. Полноценно использовать всю совокупность налоговых льгот.

Платить налоги необходимо в последний день установленного для этого срока.

Налоговое планирование неотделимо от общей предпринимательской деятельности хозяйствующего субъекта.

3. Налоги нельзя просто «механически» минимизировать, их необходимо оптимизировать, поскольку:

Сокращение одних налоговых платежей может привести к увеличению других;

Минимизация налогов путем отнесения расходов на себестоимость уменьшает финансовый результат и сдерживает развитие бизнеса;

Механическое сокращение налогов может привести к превосходству формы над существом сделки и к ее оспоримости налоговыми органами.

4. «Цель минимизации налогов — не уменьшение какого-нибудь налога как такового, а увеличение всех финансовых ресурсов предприятия. Если минимизация налогов произведена некорректно, то штрафы многократно превысят планируемый эффект от минимизации. Минимизация налогов — это только часть более крупной главной задачи, стоящей перед финансовым менеджментом. Главная задача финансового менеджмента — финансовая оптимизация, т. е. выбор наилучшего пути управления финансовыми ресурсами предприятия» (Р. Ф. Галимзянов).

Процесс налогового планирования играет важную роль в любой коммерческой организации. Формулирование целей и задач нового образования, сферы производства и обращения в налоговом процессе складываются в единую схему действия, например решение вопроса о наиболее выгодном месте расположения предприятия и его подразделений, выбор организационно-правовой формы предпринимательской деятельности, формирование налогового поля, определение всех предоставленных налоговым законодательством льгот по каждому из налогов, анализ всех возможных форм сделок и образование договорного поля, составление журнала типовых хозяйственных операций, анализ различных хозяйственных ситуаций с учетом возможных налоговых рисков, решение вопроса о рациональном размещении активов и прибыли предприятия, налоговый менеджмент, включая использование технологии внутреннего контроля налоговых расчетов.

Необходимость корпоративного налогового планирования в решающей степени зависит от тяжести налогового гнета в стране. Если удельный вес налогов не превышает 15% общего чистого дохода предприятия, то потребность в налоговом планировании минимальна. В такой ситуации за состоянием налоговых платежей вполне может следить главный бухгалтер или его заместитель.

При уровне налогового гнета в пределах 20-35% в мелких и средних фирмах целесообразно иметь специалиста, а в крупных фирмах — группу специалистов, ориентированных исключительно на контроль за налоговыми обязательствами. Для новых проектов обязательно привлечение квалифицированных внешних консультантов по налоговому планированию.

Если налоги забирают 40-50% и более, то налоговое планирование принимает глобальный характер и становится важнейшим элементом всей управленческой работы. Надзор за налоговыми вопросами осуществляется на уровне высшего руководства. В средних и больших фирмах обязательно наличие группы или отдела налогового планирования.

Важный элемент, способствующий проведению налогового планирования на предприятии, — это организация бухгалтерского учета: выбранная форма, методология, содержание и способы ведения.

Как уже отмечалось, текущее налоговое планирование в первую очередь предусматривает формирование налогового поля.

В соответствии со статусом предприятия на основании его устава и законодательных актов в области налогообложения определяется спектр основных налогов, которые надлежит уплачивать в бюджет и внебюджетные фонды. Существует несколько правил налогового планирования:

Налоговое планирование для предпринимателей предполагает выбор оптимальных при данных налоговых правилах форм и методов инвестирования капиталов и осуществления деятельности. При некотором упрощении налоговое планирование можно представить как следование основным правилам.

Первое: следует избегать статуса резидента в стране получения наибольших доходов, если при налогообложении доходов от зарубежной деятельности применяется принцип резидентства.

Второе: активы предпочтительнее перемещать в форме движения капиталов, а не прибылей.

Третье: при сравнении налоговых режимов разных стран больше внимания следует уделять правилам расчета облагаемого дохода, а не налоговым ставкам.

Четвертое: не следует спешить с инкассацией доходов и регистрацией прибылей, так как отсрочка налога часто равносильна освобождению от него. 2

Перечисленные правила обеспечивают минимизацию налоговых обязательств законным путем и посредством полного раскрытия всей информации налоговым органам. Подобную минимизацию налоговых обязательств, как правило, называют избежанием налогов. Помимо законных способов минимизация налогов может осуществляться и незаконными методами, что определяется как уклонение от налогов (tax evasion). Уклонение от налогов происходит путем сокрытия своих налоговых обязательств либо предоставления в налоговые органы ложной информации.

Этапы и сроки налогового планирования

Процесс налогового планирования можно разделить на несколько тесно связанных этапов, которые, однако, не следует рассматривать как четкую и неизменную последовательность действий, позволяющих добиться минимизации налоговых обязательств плательщика. Отдельные вопросы на любом этапе могут решаться одновременно с рассмотрением других проблем налогообложения.

На первом этапе, как правило, принимается решение о выборе наиболее выгодного с налоговой точки зрения места расположения как самого предприятия (производства, цеха, конторы и т.п.), так и его руководящих органов, филиалов или дочерних компаний. При этом учитываются не только налоговый режим, предоставляемый местным законодательством, но и другие положения налогового права, например, возможность безналогового перевода доходов из одной страны в другую (как в случае с использованием «голландского сандвича»), возможность и условия предоставления налоговых кредитов и иных специальных льгот, условия налоговых соглашений и др.

Основная задача второго этапа налогового планирования состоит в выборе оптимальной для конкретных целей деятельности организационно-правовой формы юридического лица. Понятно, что налоговые обязательства предприятия определяются не только тем, в какой налоговой юрисдикции оно расположено или ведет предпринимательскую деятельность, но и налоговым режимом распределения получаемой им прибыли

При этом можно выделить одну общую тенденцию: предприятие, несущее неограниченную имущественную ответственность по обязательствам перед своими кредиторами, как правило, связано незначительными налоговыми обязательствами. В качестве примера можно привести полное товарищество, участники которого солидарно отвечают по долгам товарищества всем своим имуществом. По действующему российскому законодательству оно не признается плательщиком налога на прибыль предприятий, что позволяет ему избежать двойного налогообложения получаемой им прибыли (которое обычно имеет место при распределении дивидендов). Кроме того, полное товарищество, созданное физическими лицами, имеет право на ряд льгот по местным налогам, налогообложению имущества. 3

Напротив, предприятие, учрежденное в форме общества с ограниченной ответственностью или акционерного общества, несет ограниченную ответственность по обязательствам перед кредиторами, которую путем применения системы участии можно свести до минимума. По действующему российскому законодательству о налогообложении прибыли предприятий такое юридическое лицо подвержено высокому налогообложению. Имеет место двойное налогообложение получаемой им прибыли при распределении дивидендов. Прибыль, получаемая обществом, облагается налогом в установленном порядке. При распределении дивидендов с физических лиц взимается налог у источника по ставкам, установленным для налогообложения доходов физических лиц; при получении юридическими лицами дивидендов (или доходов от долевого участия в других предприятиях) с них взимается налог по фиксированной законом ставке. Соответственно при распределении дивидендов акционерам образуется тройное налогообложение. Если предпринимательскую деятельность ведет сложная организационная единица (группа взаимосвязанных юридических лиц), двойное налогообложение будет возникать на каждом этапе распределения дивидендов.

Первый этап — появление идеи об организации бизнеса, формулирование цели и задач, а также решение вопроса о возможном использовании предоставляемых законодателем налоговых льгот (например для малых предприятий, осуществляющих деятельность в сфере материального производства).

Второй этап — выбор наиболее выгодного в отношении налогов места расположения производств и конторских помещений предприятия, его филиалов, дочерних компаний и руководящих органов.

Третий этап — выбор организационно-правовой формы юридического лица и определение ее соотношения с возникающим при этом налоговым режимом.

Следующие этапы относятся к текущему налоговому планированию, которое должно органично входить во всю систему управления хозяйствующего субъекта.

Четвертый этап предусматривает формирование так называемого налогового поля предприятия. Составляется характеризующая налоговое поле налоговая таблица, в которой каждый налог описывается с помощью определенных показателей (параметров). Далее проводится анализ налоговых льгот. В заключение этапа составляется детальный план использования льгот по выбранным налогам.

Пятый этап — образование (с учетом уже сформированного налогового поля) системы договорных отношений предприятия и составление журнала хозяйственных операций, который служит основой ведения бухгалтерского и налогового учета.

Шестой этап начинается с анализа различных налоговых ситуаций, сопоставления полученных финансовых показателей с возможными потерями, обусловленными штрафными и иными санкциями. Далее с учетом получения максимальных финансовых результатов осуществляется наиболее рациональное с налоговой точки зрения размещение активов и прибыли предприятия.

Седьмой этап непосредственно связан с управлением налогами на предприятиях и в организациях. Налоговый менеджмент включает организацию надежного налогового учета и контроль за правильностью расчетов налогов. Основным способом уменьшения риска ошибок может быть использование технологии внутреннего контроля налоговых расчетов. Составляется налоговая таблица, характеризующая налоговое поле предприятия, в которой каждый налог описывается с помощью основных финансовых показателей организации.

После этого специалистами предприятия анализируются все представленные законодательством льготы по каждому из налогов на предмет их использования в предпринимательской деятельности. С учетом результатов этого анализа составляется детальный план использования льгот по выбранным налогам.

Затем, согласно уставу предприятия и на основе Гражданского кодекса РФ, формируется система договорных отношений предприятия. В рамках текущей предпринимательской деятельности осуществляется планирование возможных форм сделок: аренда, подряд, купля-продажа, возмездное оказание услуг и т. п.

Для этого подбираются типичные хозяйственные операции, которые предстоит выполнять предприятию; разрабатываются различные ситуации с учетом налоговых, договорных и хозяйственных наработок; выбираются наилучшие варианты, которые оформляются в виде блоков бухгалтерских проводок. Из оптимальных блоков составляется журнал хозяйственных операций, который служит основой ведения бухгалтерского и налогового учета.

Оценивается получение максимального финансового результата с учетом налоговых рисков (возможных штрафных санкций);

Осуществляется наиболее рациональное с налоговой точки зрения размещение активов и прибыли предприятия;

Определяются альтернативные способы учетной политики.

Принятая хозяйствующим субъектом учетная политика в целях налогообложения применяется последовательно из года в год. Учетные приемы, формирующие оценку активов, порядок признания выручки от реализации и списания затрат, имеют прямую связь с налогообложением предприятия и его финансовым положением. Варьируя учетной методологией в дозволенных законом пределах, имеется возможность выбирать наиболее выгодный способ учета. Поэтому определение и грамотное применение элементов учетной и налоговой политики — одно из направлений эффективного налогового планирования. 4

На практике управление налогами включает три ступени:

Организацию надежного налогового учета;

Контроль за правильностью расчетов налогов;

Минимизацию налогов в рамках действующего законодательства.

Ошибки в налоговых расчетах, которые со стороны налоговых органов караются огромными финансовыми санкциями, происходят в основном из-за недостаточно грамотной работы специалистов бухгалтерских и экономических служб предприятия. По некоторым оценкам, 75% ошибок происходит вследствие низкой организации налогового учета и только оставшаяся часть — результат несовершенства российского законодательства.

Заключение

Налоговое планирование – это особая организация деятельности налогоплательщика с использованием различных способов, методов и средств, предоставляемых законом и не нарушающих его, с целью минимизации налоговых обязательств налогоплательщика в течение определенного времени.

Несмотря на большое количество существующих в РФ налогов, основу налоговой системы и львиную долю налоговых поступлении обеспечивают всего несколько налогов - так называемые основные налоги. К ним можно отнести налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий, дорожные налоги, акцизы, таможенные пошлины, налог на доходы физических лиц.

Значение прямых налогов, особенно налога на прибыль предприятий падает, а косвенных налогов, и особенно НДС, возрастает.

Остальные налоги, в значительной части местные, составляют некоторый налоговый фон.

Налоговое планирование, в большей части, направлено на минимизацию именно основных налогов. Достаточно часто уменьшение основных налогов приводит к соответствующему уменьшению и всех остальных.

Список Литературы

  1. Акулинин Д.Ю. Основные средства организации как объект налогового планирования // Налоговый вестник. – 2008. – №3.
  2. Александров И.М. Налоги и налогообложение. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К о », 2010.
  3. Веретина Н.Г. Налоговое планирование как элемент финансовой политики реструктурируемого предприятия // Финансы. – 2009. – №4.
  4. Евсегнеев Е.Н. Налоги и налогообложение. – М.:ИНФРА-М, 2010.
  5. Заяц Н. Теория налогов. – М.: БГЭУ, 2010.
  6. Кожинов В.В. Налоговое планирование и прогнозирование финансового результата деятельности предприятия. – М.: Экзамен, 2008.
  7. Тихонов Д.Н. Основы налогового планирования. – М.: Инфограф, 2009 г.

1 . Акулинин Д.Ю. Основные средства организации как объект налогового планирования // Налоговый вестник. – 2008. – №3.

2 Вылкова Е.С. Налоговое планирование должно стать основной частью финансового менеджмента // Финансист. – 2009. – № 7.

3 Новикова А.И. Мельник А.Д. Золотарев В.П. Налоговая статистика и прогнозирование // Налоговый вестник. - №11. - 2009.

4 Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. – М.: ИНФРА–М, 2009 г.

PAGE \* MERGEFORMAT 2

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

5366. Основные моменты налогового планирования 281.1 KB
Унитарные предприятия выполняют важные государственные функции, поэтому налогообложение и налоговое планирование этих предприятий является очень актуальным вопросом для исследования. Налоговое планирование является важным моментом
13189. Разработка предложений по совершенствованию налогового планирования и прогнозирования 688.55 KB
Необходимость налогового планирования изначально определена современным налоговым законодательством изначально предусматривающее различные налоговые режимы в зависимости от статуса налогоплательщика направлений и результатов его финансовохозяйственной деятельности места регистрации и организационной структуры организации налогоплательщика. Роль налогового планирования в экономике современного предприятия обусловила внимание ученых к исследованию проблемы функционирования налогового планирования. В многочисленных работах по данной...
15071. Понятие и принципы планирования расследования 490.7 KB
Расследование – это процесс познавательный, разновидность познания объективной действительности. Первоначальные сведения о преступлении, поступающие к следователю, чаще всего неполны, отрывочны и ненадежны. Они явно недостаточны для обоснования вывода о наличии или отсутствии состава преступления, о лице, виновном в нем, и т.д
2334. Сущность и цели кадрового планирования 731.46 KB
Сущность и цели кадрового планирования Кадровое планирование целенаправленная научно обоснованная деятельность организации имеющая целью предоставление рабочих мест в нужный момент времени и в необходимом количестве в соответствии со способностями склонностями работников и предъявляемыми требованиями. Цели кадрового планирования Цели кадрового планирования должны формулироваться систематически. Цели и задачи кадрового планирования схематически представлены на рисунке 1. Цели и задачи кадрового планирования организации...
9344. Сущность, принципы и функции права 25.42 KB
Последнее особенно четко просматривается в отечественной литературе. Если сравнить между собой определения понятия права и подходами к его изучению, характерные для советского периода, с определениями понятия права и подходами к его познанию в постсоветский период, то нетрудно заметить, что важнейшей особенностью
13469. Сущность менеджмента. Принципы и модели управления 88.4 KB
Принципы и модели управления Современный менеджмент. В настоящее время менеджмент рассматривают как тип управления в наибольшей степени отвечающий потребностям и условиям рыночной экономики хотя данный тип управления не является наилучшим максимально эффективным в любых условиях. Его можно рассматривать по крайней мере в трех аспектах – как науку и искусство управления организациями как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений в организациях и как аппарат управления организациями. Менеджмент как наука и искусство...
7561. Сущность, закономерности, принципы процесса воспитания и самовоспитания 25.86 KB
Сущность закономерности принципы процесса воспитания и самовоспитания Требования к компетентности по теме □ знать и уметь раскрывать сущность понятий воспитание в широком педагогическом значении воспитание в узком педагогическом значении; знать и уметь анализировать разные трактовки процесса воспитания представленные в истории педагогики; □ знать и уметь формулировать цели задачи гуманистического воспитания; знать и уметь раскрывать содержание закономерностей и принципов гуманистического воспитания; □ знать и уметь характеризовать...
10254. Занятость населения: сущность, принципы, виды, формы 11.42 KB
В соответствии с Международным классификатором статуса занятости 1993 г. В зависимости от целей анализа используется различная классификация видов занятости. Труд в процессе занятости создает основное богатство общества обеспечивает его прогрессивное развитие вносит вклад в социальный прогресс мирового сообщества. В противовес занятости безработица негативно влияет на жизненный уровень человека его семьи; является дестабилизирующим фактором ведущим к застою деградации отдельных регионов социальным потрясениям в обществе.
6358. Коррекционно-воспитательная работа (сущность, принципы, средства) Воспитание дошкольников в специальных дошкольных учреждениях как системный процесс 16.01 KB
Выберите правильный ответ: интегрированное воспитание и обучение предполагает А совместное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии и нормально развивающихся детей Б синтез методов обучения и воспитания В объединение разнообразных форм обучения и воспитания Выделите направления коррекционной учебновоспитательной работы: А индивидуальные коррекционные занятия Б физическое умственное нравственное эстетическое воспитание В формирование способов усвоения социокультурного опыта Г эмоциональный визуальный и тактильный...
20071. Актуальные проблемы налогового администрирования 86.16 KB
Научной разработке теоретических основ системы налогового администрирования посвящено не одно исследование в рамках которых в той или иной мере внимание уделяется ее организационным технологическим функциональным аспектам. В научных трудах излагаются различные трактовки содержания налогового администрирования. Разнообразие подходов к исследованию системы налогового администрирования обусловлено сложностью изучаемого объекта и отсутствием законодательного определения понятия налоговое администрирование.

Налоговое планирование - это совокупность плановых действий налогоплательщика, направленных на увеличение финансовых ресурсов организации, регулирующих величину и структуру налоговой базы, воздействующих на эффективность управленческих решений и обеспечивающих своевременные расчеты с бюджетом согласно действующему законодательству.

Налоговое планирование обусловлено тем, что каждый налогоплательщик имеет право использовать допустимые законом средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств. При этом налоговое планирование представляет собой одну из важнейших составных частей финансового планирования (управления финансами) организации и является планированием финансово-хозяйственной деятельности организации с целью минимизации налоговых платежей.

Сущность налогового планирования заключается в признании за каждым налогоплательщиком права применять все допустимые законом средства, приемы и способы (в т.ч. и пробелы в законодательстве) для максимального сокращения своих налоговых обязательств.

Необходимость налогового планирования заложена в самом налоговом законодательстве, которое предусматривает конкретные налоговые режимы для разных ситуаций, допускает многообразие методов для исчисления налоговой базы и предлагает налогоплательщикам различные налоговые льготы, если они будут действовать в желательных властным органам направлениях.

Чтобы планирование было эффективным, необходимо, чтобы все плановые мероприятия были индивидуально направленными и носили адресный характер. В то же время налоговое планирование должно применяться в финансово-хозяйственной деятельности широкого круга хозяйствующих субъектов.

Эффективное налоговое планирование включает в себя: - определение основных принципов; - анализ проблем и постановка задач; - определение основных инструментов, которые может использовать организация; - создание схемы; - осуществление финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с разработанной схемой. В основе налогового планирования лежит максимально полное и правильное использование всех установленных законом льгот и преимуществ, а также оценка позиции налоговых органов и учет основных направлений налоговой, бюджетной и инвестиционной политики государства.

Налогоплательщик вправе организовывать свои дела таким образом, чтобы получить максимальную налоговую экономию; при этом суды обязаны признавать законность таких действий налогоплательщика и соответствующих налоговых последствий.

В Российской Федерации субъекты предпринимательской деятельности обладают правом защищать свои имущественные права любыми, не запрещенными законом способами. Поскольку налог - это изъятие в доход государства определенной части имущества налогоплательщика, а право собственности первично, следовательно, налогоплательщик вправе избрать вариант уплаты налогов, позволяющий сохранять собственность, минимизировать налоговые потери. Данное положение особенно важно в связи с действующей в налоговом праве "презумпцией облагаемости", что выражается в обложении государством налогами всех доходов, за исключением перечисленных в законе.

Статья 21 Налогового кодекса Российской Федерации прямо предусматривает, что "налогоплательщик имеет право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах".

В Кодексе также провозглашена "презумпция невиновности" налогоплательщика, сформулированная в ч.6 ст. 108. Каждый налогоплательщик считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. Установлено, что обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности налогоплательщика в его совершении, возлагается на налоговые органы.

Данный важнейший принцип налогового права дополняется следующими важными правилами: - все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика; - налогоплательщик вправе не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам.

Следует разграничивать уклонение от уплаты налогов, обход налогов и налоговое планирование.

Уклонение от уплаты налогов - это несвоевременная уплата налогов, непредставление документов, незаконное использование налоговых льгот и т.д.

Иными словами, уклонение от уплаты налогов имеет место, когда налогоплательщики занижают свои налоговые обязательства способами, прямо или косвенно запрещенными законом, либо вообще не уплачивают налоги, или уплачивают их не должным образом. Именно элемент незаконного уменьшении налоговых обязательств позволяет разграничить уклонение от уплаты налогов и налоговое планирование.

Понятие "уклонение от уплаты налогов" определено только в одном законе - Уголовном кодексе Российской Федерации. Статьи 198 и 199 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за "уклонение гражданина от уплаты налога" (статья 198) в форме уклонения от подачи декларации о доходах или включения в декларацию заведомо ложных сведений и "уклонение от уплаты налогов с организаций" путем включения в бухгалтерские документы предприятия заведомо искаженных данных о доходах или расходах, либо путем сокрытия других объектов налогообложения (статья 199).

Обход налогов - это ситуация, в которой лицо не является налогоплательщиком в силу различных причин.

Можно выделить два способа обхода налогов: законный и незаконный.

Законный способ. Если лицо воздерживается от получения доходов в формах, с которыми законодатель связывает обязанность уплаты налогов, в том числе и по повышенным ставкам, то это не противоречит закону и может использовать практически без ограничений.

Незаконный способ. Этот способ обхода налогов предусматривает использование запрещенных законом приемов (например, уклонение от регистрации предприятия) и, таким образом, наряду с уклонением от уплаты налогов, является налоговым правонарушением.

Налоговая оптимизация - это уменьшение размера налоговых обязательств посредством целенаправленных правомерных действий налогоплательщика, включающих полное использование всех предоставленных законодательством льгот, налоговых освобождений и других законных приемов и способов.

Существуют два вида налоговой оптимизации:

1. Перспективная (долгосрочная) налоговая оптимизация предполагает применение таких приемов и способов, которые уменьшают налоговое бремя налогоплательщика в процессе всей его деятельности.

2. Текущая налоговая оптимизация предполагает применение некоторой совокупности методов, позволяющих снижать налоговое бремя для налогоплательщика в каждом конкретном случае.

Таким образом, налоговое планирование - это комплексное и целенаправленное применение налогоплательщиком мер, направленных на полное использование совокупности всех методов налоговой оптимизации.

К числу основных и наиболее широко применяемых инструментов налогового планирования относятся:

Предусмотренные налоговым законодательством налоговые льготы;

Оптимальная с позиций налоговых последствий форма договорных отношений применительно к осуществляемым видам деятельности;

Цены сделок;

Дифференциация налоговых ставок по видам налогов;

Специальные налоговые режимы и системы налогообложения;

Льготы, предусмотренные соглашениями об избежание двойного налогообложения и иными международными договорами и соглашениями;

Методы определения налогооблагаемой базы по конкретным налогам.

Основной задачей является организация системы правильного и своевременного применения инструментов налогового планирования как индивидуально, так и взаимосвязано. В рамках этой системы должны быть разработаны схемы оптимальной структуры организации хозяйственной деятельности с учетом требований законодательства, одновременного использования предоставленных в рамках его действия возможностей, а также тенденций к изменению действующего законодательства и вероятности его изменения.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

В качестве одной из ключевых задач было озвучено повышение эффективности налогового планирования на микро- и макроуровне, а также были определен его методы на 2020-2018 год.

О том, какими способами предприятия и государство будут оптимизировать процесс перечисления налоговых выплат в бюджет пойдет речь в данной статье.

Необходимые сведения

Налоговое планирование представляет собой комплекс мероприятий, который реализуется как на государственном уровне, так и на базе отдельных предприятий.

При этом:

В общем виде налоговое планирование предполагает расчет размера прямых и косвенных налоговых платежей, выбор оптимальной модели налогообложения, установление размера налоговых отчислений с оборота и т.п.

Любая компания в процессе своего функционирования стремиться найти способы снижения налоговых выплат.

Осуществить это можно двумя путями:

Граница между минимизацией налоговых выплат в рамках налогового планирования и уклонением от уплаты налогов тонка. Однако первое – всегда осуществляется легально.

При этом в зависимости от специфики производства, географического сегмента и особенностей бизнеса подходы к нему могут несколько различаться.

Налоговое планирование затрагивает все виды платежей в бюджет, которыми облагается данное предприятие – причем каждый налог рассматривается отдельно.

Основные определения

Налоговое планирование – это комплекс действий, ориентированных на сокращение или отсрочку налоговых платежей в казну. Оно опирается на нормы гражданского, трудового и налогового законодательства РФ.

Нарушение любого из их положений переводит налоговое планирование в ранг уклонения от обязательных платежей в бюджет.

Оптимизация налогообложения – вступает синонимом налогового планирования. При этом под ней:

С какой целью проводится

Нельзя недооценить роль налогового планирования как метода снижения налоговых обязательств для современного бизнеса.

Потому главная его цель – снижение налоговой нагрузки на предприятие, что обеспечит сокращение издержек и рост прибыли.

Существует ряд особенностей, которые касаются осуществления налогового планирования в фирме:

Для того чтобы определить насколько предприятие нуждается в эффективном налоговом планировании достаточно рассмотреть размер нагрузки налогообложения на предприятие:

Важно отметить, что достижение главной цели налогового планирования – снижение груза налоговых платежей возможно путем:

В целом оптимизация может затронуть отдельный налоговый платеж или весь бизнес в целом.

Нормативная база

В настоящее время в РФ существует целый комплекс нормативно-правовых актов, которые регулируют вопросы налогового планирования, в том числе:

Указывает на то, что граждане должны быть наделены экономическими правами. К числу которых можно отнести и налоговое планирование
, Устанавливают добровольный порядок использования гражданами и компаниями налоговых льгот
Определяет возможность самостоятельного выбора плательщиком налогового режима
, Предусматривает право выбора формы осуществления предпринимательской деятельности
Устанавливает право самостоятельного определения способа осуществления денежных расчетов
, Указывают на возможность выбора характера проведения амортизации, списания товаров и определения списка прямых и косвенных затрат

Руководствуясь приведенными выше положениями субъект предпринимательской деятельности сможет наилучшим способом организовать налоговое планирование и достигнуть ожидаемых результатов.

Методы оптимизации, применяемые в налоговом планировании

Оптимизация налогообложения реализуется на базе разнообразных инструментов, форм и методов налогового планирования. Они позволяют снизить общую сумму налогов к уплате и рационализировать структуру затрат.

Существует ряд методов, на основании которых может быть реализована оптимизация налогообложения. Они подразделяются на внешние и внутренние.

К числу внешних методов оптимизации можно отнести:

В свою очередь, внутренние методы предполагают изменения в организации работы и управления в самой компании. Они включают:

Внутренние методики оптимизации представляются менее рискованными. Однако эффективное налоговое планирование предусматривает использование и тех, и других.

Используемые инструменты

Выбор оптимального механизма налогового планирования определяется сферой и видом деятельности, нормативно-правовой базой.

Тем не менее, можно выделить несколько основных его инструментов, в частности:

  1. Разные виды налоговых режимов.
  2. Налоговые льготы по различным обязательным платежам в бюджет.
  3. Типы договоров с партнерами.
  4. Формы организации бизнеса.

Приведенные выше общие инструменты, как правило, применяются в рамках отдельного хозяйствующего субъекта.

Тем не менее, сегодня можно говорить о существовании нескольких видов налогового планирования, для каждого из которых характерны свои методы, в том числе:

Если в организации

Если налоговое планирование осуществляется на уровне компании, то его главной целью выступает уменьшение налоговой нагрузки, что влечет за собой повышение финансовой эффективности бизнеса.

В этой ситуации наиболее эффективными и действенными представляются такие инструменты, как:

Выбор учетной политики Позволяет один раз в год установить порядок определения денежных поступлений и затрат, движения товаров и наличности, что оказывает влияние на определяемый расчетным путем размер объектов налогообложения
Аналитико-расчетный подход Позволяет оценить показатели прошлых лет и на их основе сформировать планы, относительно объема выпуска (НДС и ), численности персонала ( , отчисления в ФОМС, ПФР, ФСС), а также объема используемых в производственной деятельности активов ( , )
Балансовый метод В основном применяется при выстраивании отношений между материнской и дочерней компаниями. Он состоит в анализе показателей (оценка состояния активов, соотношения заемного и собственного капитала и др.)
Нормативный подход Предполагает прогнозирование суммы налоговых отчислений на будущее с учетом текущих ставок и предполагаемых финансовых результатов. В рамках этого инструмента зачастую прорабатывается три сценария – оптимистический, реалистический и пессимистический
Создание налогового поля основан на выставлении базовых условий Формы организации бизнеса, статуса плательщика, системы налогообложения, сроков внесения обязательных платежей в бюджет, после чего детально прорабатывается каждый платеж

Государственное планирование

Если говорить о государственном налоговом планировании, то оно призвано контролировать выполнение количественных и качественных показателей по поступлениям в бюджет, ФОМС , ФСС и ПФР .

При этом налоговое бремя должно оставаться необременительным, иначе это приведет к сокращению предпринимательской активности.

Налоговое планирование на уровне государства предполагает:

  • оптимизация уровня налогового бремени;
  • формирование оптимальной структуры налогов и сборов;
  • обеспечение максимального уровня собираемости налогов;
  • создание рациональной системы налогового контроля.

Для реализации этих задач государственные органы в лице Минфина и ФНС, используют такие финансовые инструменты, как:

  • система налоговых льгот;
  • разнообразные налоговые режимы;
  • соглашения по вопросам двойного налогообложения;
  • формы и виды договоров компаний с партнерами.

Эти специальные методы создают основание для формирования налогового планирования на предприятии. Они обеспечивают баланс интересов государства (пополнение казны) и хозяйствующих субъектов (сокращение затрат).

Если на макроуровне

Осуществление налогового планирования на макроуровне предполагает оптимизацию системы обложения хозяйствующих субъектов, позволяющего сформировать поступления для решения политических, социальных, экономических и иных задач.

В этом случае налоговое планирование ориентировано на решение следующих задач:

  1. Создание эффективного налогового законодательства.
  2. Построение удобной для бизнеса налоговой системы.
  3. Установление ставок налогов, размера льгот и характера объектов обложения.

Оно реализуется в рамках формирования текущих и перспективных планов, которые согласуются с общей социально-экономической политикой государства.

В числе инструментов налогового планирования на макроуровне можно назвать налоговые ставки, размер и порядок оценки объектов, виды сделок, режимы и системы взимания обязательных платежей.

Распределение их на виды

Налоговое планирование осуществляется на уровне государства, отдельных фирм и их объединений.

При этом набор используемых ими инструментов несколько отличается, но преследует один и тот же результат — рационализация налоговых выплат.

Все инструменты, используемые в процессе налогового планирования, классифицируются по нескольким критериям, а именно.

По сфере применения различают:

По характеру использования бывают:

Как правило, эффективное налоговое планирование предусматривает использование рационального их сочетания.

Что в результате?

Итогов проведения налогового планирования на предприятии выступает письменное заключение, которое включает в себя такие аспекты, как:

  1. Методы оптимизации порядка и структуры обложения обязательными платежами.
  2. Обоснованные рекомендации, касающиеся осуществления учетной политики.

В итоге решаются такие проблемы в функционировании компании, как:

  1. Достижение более высокой конкурентоспособности в рамках конкретного сегмента.
  2. Сокращение налоговых обязательств и. как следствие, совокупных затрат.
  3. Достижение более рационального и эффективного использования ресурсов.

Отсутствие же адекватной системы налогового планирования на предприятии вне зависимости от его размера и сферы функционирования влечет за собой необоснованные потери, ухудшение финансового состояния, падение конкурентоспособности.

Выбор редакции
Каргина Дарья. ИГЛУ, Иркутск, Россия Сочинение на английском языке с переводом. Номинация Наш мир. Lake BaikalHello! My name is Dasha. I...

Genitiv (родительный падеж) отвечает на вопросы «чей?» «wessen?» , используется самостоятельно, а также требуется после некоторых...

В немецком языке, в настоящем времени (Präsens) спрягается неправильно. Обратите внимание, что при спряжении глагола haben во 2-м и 3-м...

Наклонение — это грамматическая форма глагола, показывающая отношение говорящего к действию. Наклонения во французском языке бывают...
Итак, давайте поговорим о немецких союзах! Давай возьмем и разберем немецкие союзы, помогающие нам выразить причину. Немецкие союзы...
– форма поощрения литераторов за значимые литературные произведения или общий вклад в литературу, выражающая признание заслуг данного...
Фи́нно-уго́рские языки́ (встречается также вариант у́гро-фи́нские ) - группа родственных языков, образующих ветвь в составе уральской...
Это очень важно,- произнес Король, поворачиваясь к присяжным... Ваше Величество хочет, конечно, сказать: неважно... Ну да,- поспешно...
Люди, рожденные в 1972 году по восточному календарю, освещаемые знаком Водяной Крысы самые лучшие дипломаты. 1972 год по восточному...