Храм и монастырь джоканг, лхаса. Храмы лхасы Кто охранял храмы тибетских монастырей


История храма связана с самыми легендарными личностями истории Тибета. Она восходит ко времени правления 33-го царя Тибета, основателя тибетской империи, хранителя веры – дхармараджи Сонцзэн Гампо (620–649). В 631 г. он перенес столицу в Лхасу и построил Белый дворец на вершине Красной горы Марпори. Затем он женился на непальской и китайской принцессах, которые привезли с собой в качестве приданого изваяния Будды: китайская принцесса Вэнь Чэн – Шакьямуни Джо, непальская принцесса Брикхути – Акшобхья Ваджры.

Храм Джокхан, где на протяжении 13 веков хранилась знаменитая статуя, неоднократно разрушался и восстанавливался. Грандиозные разрушения он претерпел во время монгольского нашествия и культурной революции. Основатель школы Гелукпа Цзонхава изготовил для статуи корону из чистого золота, а для Акшобхья Ваджры – из чистого серебра.

Исполняющая желания драгоценность

Почему же так ценится это изваяние Будды Шакьямуни в Тибете – стране, где имеется, возможно, самое большое количество буддийских статуй в мире?

Дело в том, что тибетцы свято верят, что этот образ Будды Шакьямуни сделан при жизни Просветленного. Считается, что Будда лично освятил статую. Безграничная вера тибетцев превратила ее из обычного объекта в божественный, и когда они ее видят, то считают, что перед ними находится сам Будда. Они называют статую «Драгоценным Господином Буддой» и «Драгоценностью, исполняющей желания». Считается, что одно только лицезрение статуи трансформирует энергию человека в позитивную, то есть происходит «освобождение через видение».

Как гласит предание, это изображение Будды изготовил небесный скульптор Вишвакарман под руководством повелителя богов Индры из десяти драгоценностей мира богов и людей. Впоследствии они были переплавлены, и статую отлили в настоящую форму.

Долгое время она находилась в «обители богов», потом в Уддияне, а затем в Индии – Магадхе. Царь Магадхи подарил ее китайскому императору Тайцзуну, после чего она в качестве приданого китайской принцессы попала в Тибет.

Статуя Будды Шакьямуни

Приложиться головой к ноге статуи

По тибетскому поверью, таких изображений Будды всего два. Второе находится в месте рождения Будды – Бодхгайе. Статуя представляет собой высочайший образец буддийского искусства. А вообще изображений Будды, создание которых буддийская традиция приписывает временам Будды, всего несколько в мире. Одним из таких изображений, возможно, является статуя Сандалового Будды, находящаяся в Эгитуйском дацане Республики Бурятия.

Джово Шакьямуни находится в восточной стороне храма в специально отведенном для него святилище, представляющем собой небольшую комнату приблизительно 5 на 5 м. Статуя установлена посредине комнаты на возвышении, к которому ведут несколько ступенек.

В настоящее время она обычно закрыта железной цепной решеткой, через которую паломники могут приложиться головой к ее ноге. Иногда решетку убирают, и несколько раз я видела ее без всякого ограждения.

579 кг чистого золота

Статуя Джо отлита из сплава золота, серебра, бронзы и олова, больше человеческого роста и изображает Будду Шакьямуни в возрасте 12-ти лет, сидящего в позе ваджры (общая высота 1,5 м). В ней содержится 579 кг чистого золота, и по традиции ее называют золотой.

Правая рука Джо лежит на колене в жесте прикосновения к земле, левая – в жесте медитации. Рук не видно, потому что тело покрыто мантией из желтого китайского шелка. Статую отличают роскошные украшения. Индийская прическа волос закрыта короной из кованого золота со вставленными драгоценностями – бриллиантами, рубинами, сапфирами и полудрагоценными камнями, среди которых преобладают кораллы и бирюза.

В зубцы короны инкрустированы изображения божеств. На груди – ожерелье в виде пластрона с большим количеством бирюзы и кораллов и большой белой раковиной с завитком по направлению часовой стрелки. По свидетельству бурятского ученого Г. Цыбикова, раньше на шее висели крупные четки, принадлежавшие китайскому императору минской династии, сейчас четок нет. В руке Будды – чаша. Перед ним на особой подставке – другая большая чаша, на которую поставлена ступа в виде пирамиды с уступами с насыпанными на нее зернами ячменя. На подставке также стоят несколько лампад, в которые паломники непрерывно добавляют принесенное с собой масло.

Восторг и слезы тибетцев

Храм построен в центре старого города Лхасы. Здание небольшое, внешне 2-этажного вида, на самом деле в нем с учетом поверхности крыши – 4 этажа. Общая площадь построек составляет 25 100 кв. м.

Раньше некоторые департаменты тибетского правительства Кашаг располагались в храме. Ежегодно с 5-го по 26-е число первого месяца по тибетскому календарю представители всех монастырей Тибета собираются в Джокханге для проведения религиозного праздника Монлам. В старом Тибете во время Монлама управление Лхасой передавалось монахам монастыря Дрепунг.

В храме сохранены многочисленные бесценные артефакты: более 300 буддийских статуй, фресок общей площадью более 2 600 кв. м., а также огромное количество рукописей, ксилографов, мемориальных досок, стел, танка, ритуальных и музыкальных предметов.

Джокханг, пожалуй, единственный храм Тибета, в котором в любое время сосредоточено огромное количество народа, царит необычайное религиозное воодушевление. Особенно поражает небывалый восторг тибетцев при виде Джово Шакьямуни. Многие плачут, каждый пытается задержаться у статуи и сделать как можно больше простираний, что очень нелегко при большом скоплении народа и давке в очереди.


Тибетолог-монголовед Елена Дамдинова

Достопримечательности храма Джокханг

В храме находится более 30-ти комнат-святилищ. Главной статуей храма, как мы уже говорили, является Будда Шакьямуни Джо. Возможно, второй по своей значимости является 5-составной, 11-ликий и 1 000-рукий Авалокитешвара , который находится в середине северной стены.

По одному из преданий, эта статуя чудесным образом появилась во времена царствования Сонцзэн Гампо. По другому – была слеплена из смеси разных благовонных трав по приказу царя. Кроме того, считается, что внутрь ее помещено сандаловое изображение того же Авалокитешкары, привезенное из Индии.

Существует еще одно предание: сам царь вместе со своими женами, непальской и китайской принцессами, слились с этой статуей в момент смерти. Именно поэтому ее и называют 5-составной, так как она состоит из главной статуи, сандаловой, царя Сонцзэн Гампо и двух его жен. Говорят, что настоящее изображение 5-составного Авалокитешвары было утрачено в период культурной революции, а находящееся в храме сейчас – копия, сделанная в недавнее время. Документами, подтверждающими это или обратное, мы, к сожалению, не располагаем.

Далее через одну комнату в углу на антресолях находится большая статуя реформатора буддизма Цзонхавы . Существует множество легенд по поводу ее происхождения. По одной из них, она была сделана по приказанию царя Сонцзэн Гампо, который предвидел появление на свет великого ламы.

Говорят, что Цзонхава, увидев изваяние, признал в нем самого себя и сообщил об этом посторонним. Те, увидев поразительное сходство, воздали почести, как самому ламе, так и его изображению.

На втором этаже, прямо над главным входом, находится большое помещение, в котором расположены очень чтимые большие статуи царя Сонцзэн Гампо , китайской принцессы Вэнь Чэн и непальской принцессы Брикхути.

Если проследовать по внутренней лестнице на третий этаж, то попадаешь в святилище богини Палден Лхамо , которая считается главным защитником Тибета, особенно среди приверженцев школы Гелукпа. Богиня также особо почитается женщинами. В комнате находятся две статуи богини: справа – в мирной ипостаси, слева – в гневной. В гневной ипостаси богиня держит меч, лицо ее закрыто тканью. Богине преподносят «сэржэм» – ячменное вино или водку.

Внешний и внутренний обход храма

На открытой площадке четвертого этажа, или крыше храма, находятся четыре симметричных золотых павильона, украшенных ступами, бугорками, золотыми колокольчиками, отлитыми в виде божеств и животных. Над воротами храма находятся золотые священные лани и колесо учения, слева и справа установлены символы процветания буддизма – золотые гьялцены, напоминающие большие колокола. С крыши храма открывается прекрасный вид на главную площадь, город и дворец Потала.

Поклонение храму заканчивается его внутренним и внешним обходом. Внутренний обход (Нангкхор) проходит под навесом, где по периметру всего здания расположены молитвенные барабаны. Стены вокруг храма расписаны с обеих сторон картинами, изображающими 108 историй из многочисленных рождений Будды.

Внешний обход (Бакхор) проходит по одноименной и многолюдной улице Лхасы, на которой с обеих сторон расположены многочисленные лавки, торгующие различными товарами религиозного предназначения. Целый день по ней движется толпа людей, особенно в утренние и вечерние часы. Люди быстро идут по улице в направлении солнца, перебирают четки, крутят молитвенные барабанчики, начитывают мантры. Немало паломников совершает обход, простираясь по земле.

Храм Джокхан и улица Бакхор – поистине сердце Тибета, где воочию чувствуешь его живое биение.

ЧУДЕСА ЗОЛОТОГО ДРАКОНА

Рангун, столица Бирмы и третий крупнейший город Индийской империи, с полным правом может считаться Меккой буддизма. Восток и Запад переплелись на его улицах, образовав некую экзотическую смесь. Современные административные здания мирно соседствуют с позолоченными бирманскими святилищами, а буддийские монахи в одеждах цвета бордо, смешиваются в толпе с безукоризненно одетыми туристами. Однако общая атмосфера современной индустриальное™ не способна полностью уничтожить ту безмятежность, которая составляет неуловимый, но важнейший элемент восточной жизни.

Путешественник, приближающийся к Рангуну по реке, поначалу воспринимает город как таинственный мираж с призрачными зданиями, неясно проступающими сквозь окутывающую их дымку. Но туман в конце концов рассеивается, и с серого неба вдруг словно обрушивается сияющий и переливающийся поток золотого света. Источником света, этого закристаллизовавшегося солнечного луча, оказывается Шуэдагоун, или пагода Золотого Дракона - самый священный и прекрасный из бесчисленных храмов Будды.

Пагода Золотого Дракона, разместившаяся к северу от города, стоит на вершине небольшого холма, возвышающегося на 50 м над уровнем окружающей местности. Специально выровненная поверхность холма и искусственно наращенные склоны формируют платформу пагоды длиной около 275 м и шириной примерно 215 м. Подняться на платформу можно по четырем лестничным пролетам, по одному с каждой стороны света. Главный вход находится на южной стороне, обращенной в сторону Рангуна.

Туриста, подходящего к пагоде с юга, встречают два массивных грифона* - два ярко расписанных красками бирманских льва гротескного вида из белого гипса со злобным взглядом блестящих глаз. Сам вход являет собой внушительное сооружение в типично сиамском стиле, по виду похожее на пагоду, крыша которой по краю украшена замысловатой резьбой. Прямо перед входом практически постоянно можно увидеть выстроившуюся в длинные ряды самую разную обувь; здесь местные сандалии наступают на носы импортных полуботинок, а элегантные спортивные туфли и военные башмаки мирно соседствуют с изящными лодочками на высоких каблуках и поношенными сабо.

Неподалеку на низкой неровной стене сидят стайки бирманских мальчишек; каждый держит в руках неописуемого вида ведро с водой и несколько кусков ветоши. Эти юные бизнесмены изобрели новый вид деятельности: они приспособились мыть ноги туристам, которые вынуждены босиком пробираться по коридорам пагоды, ибо никому не разрешается войти в Шуэдагоун, не сняв прежде обувь и носки; на Востоке этот ритуал равнозначен сниманию шляпы при входе в христианскую церковь. Говорят, что закон, заставляющий туристов снимать обувь, был введен в Бирме исключительно из-за того, что подобный обычай был оскорбительным для англичан. Таким вот своеобразным способом Бирма накрутила хвост британскому льву.

Лестничные пролеты, ведущие на платформу пагоды, со всех сторон огорожены стенами и крышей из тикового дерева, сплошь покрытыми замысловатой резьбой; и, как только босой турист входит на скользкие от грязи, истертые ступени, он тут же попадает на настоящий восточный базар религиозных древностей. Паломники, приезжающие сюда со всех концов земли, чтобы искупить свои грехи в этом святейшем месте, непременно желают увезти с собой какие-нибудь сувениры на память о посещении святыни. Спрос, как известно, рождает предложение, и поэтому дорога, ведущая к храму, сплошь усеяна мелкими лавчонками, где верующие могут за пять центов приобрести грубо сделанные фигурки и аляповатые многоцветные литографии.

Поднявшись по лестнице и пройдя через причудливые ворота, турист наконец попадает на платформу пагоды, и перед его взором открывается такое потрясающее зрелище, что в языке просто не хватает слов, чтобы описать его великолепие. И хотя платформа в действительности имеет прямоугольную форму, создается впечатление, что она представляет собой огромный круг. Грандиозную центральную пагоду окружает широкий променад*, куда фасадами выходят расположенные со всех сторон ряды святилищ, украшенных витиеватой резьбой. Середина променада выстлана коврами, и большинство европейцев с удовольствием предпочитают не сходить с этого покрытия.

Представьте себе, если, конечно, сможете, двести пятьдесят пагод сразу, каждая высотой от 3,5 м до 30,5 м, со своей оригинальной резьбой, большей частью позолоченной или покрытой слоем лака. Сотни золотых шпилей сияют на солнце, тысячи серебряных колокольчиков нежно позванивают от легкого дуновения ветерка, и всеми цветами радуги искрятся и переливаются в лучах полуденного солнца алмазы, изумруды и рубины на миллионы долларов - таким предстает перед вами Шуэдагоун!

На платформе Золотого Дракона собраны в художественном беспорядке бесчисленные образчики архитектуры сорока наций. Странные наклонные крыши из Сиама; рифленые шпили из Индокитая; удивительные ступы из Камбоджи; похожие на колокол дагобы из Тибета; витиеватые фронтоны из Китая и Кореи; украшенные необычной резьбой башни и полукруглые купола из Индии и Цейлона - все они столпились вокруг золотого основания Шуэдагоуна.

Стоящие повсюду скульптурные изображения Будды выглядывают каждое из своей ниши. Есть там и огромные каменные Будды, веками сидящие погрузившись в медитацию; Будды из тикового дерева с лакированными лицами в темных блестящих одеждах; мраморные Будды в одеянии, инкрустированном золотом; Будды из бронзы и меди с изумрудными глазами и рубиновыми губами; маленькие золотые Будды и серебряные святые, сидящие в украшенных драгоценными камнями нишах; Будды из нефрита, аметиста, розового кварца и хрусталя. Будды различаются не только материалом, из которого они изготовлены, но также и позами: одни Будды сидят в медитации, другие преклонили колена в молитве, третьи стоят и проповедуют, четвертые полулежат и с полузакрытыми веками ожидают наступления нирваны. Здесь можно увидеть гигантских Будд высотой от 15 до 18 м и Будд таких крошечных, что они спокойно помещаются между большим и указательным пальцами. Всего на платформе Шуэдагоун размещено более двадцати пяти тысяч скульптурных изображений «Света Азии».

Поперек фасада многих более мелких святилищ установлены позолоченные прутья. За этими решетками находятся статуи Будды, украшенные бесценными драгоценностями; во лбу этих статуй горят бриллианты размером с 25-центовую монету, а их одежда инкрустирована драгоценным камнями на баснословную сумму. Возраст некоторых из таких святынь насчитывает многие столетия, тогда как другие стоят еще в незаконченном виде. То тут, то там какой-нибудь современный ревнитель возводит с практической целью бетонную святыню, внося в общую гармоничную картину изрядную долю абсурдности.

На платформе Золотого Дракона разместились не только школы буддийских монахов, но также и обители, дающие пристанище людям, пораженным такими недугами, как проказа и туберкулез, которые прибыли сюда за исцелением. Между золотыми алтарями неустанно бродят монахи с бритыми головами и скипетрами из конских хвостов. Они считаются хранителями этой всемирно известной святыни.

Люди, неспособные оценить годы кропотливого труда, затраченного на украшение позолоченных святилищ замысловатой резьбой, склонны рассматривать всю эту богатейшую орнаментику просто как грубо выполненные антикварные безделушки. Однако независимо от разнообразия индивидуальных впечатлений, возникающих при созерцании невероятного множества сияющих алтарей, все сходятся в одном: что грандиозная пагода, возвышающаяся в центре платформы, являет собой совершенство красоты, простоты и величия. Огромный шпиль Шэудагоуна с золотым зонтом в качестве единственного украшения, изящно изгибаясь, взлетает над платформой на высоту 113 м. В строгой простоте его очертаний выражается подлинный эстетизм. Столпившиеся вокруг основания Золотого Дракона многочисленные пагоды выглядят подобно предгорью, окружающему одинокую неприступную гору.

Форма пагоды Шуэдагоун таит в себе особый смысл. Основание выполнено в виде перевернутой миски, которой пользуются в Азии священники для собирания пищи. Над основанием располагаются складки чалмы, из которых вырастает двойной цветок лотоса. Над лотосом поднимается шпиль пагоды в форме бутона банана. Привкус современности этой конструкции придают бесчисленные гирлянды электрических лампочек, которыми увешана пагода, по ночам господствующая над городом подобно гигантской рождественской елке. Периметр основания центральной пагоды составляет 416 м. Для постройки всего сооружения использовался местный кирпич. Нынешний «зонт», образующий навес пагоды, был установлен в 1871 году. Он состоит из железных колец, покрытых золотыми пластинками и увешанных золотыми и серебряными колокольчиками, позванивание которых хорошо слышно на платформе. Верхняя часть зонта называется «сейн-ба», что означает «украшенная драгоценными камнями корона». Сейн-ба усыпана массой сверкающих алмазов, изумрудов и рубинов, поскольку многие богатые бирманские буддисты вешали на нее свои личные драгоценности еще до того, как ее подняли и установили наверху пагоды. И стоит только солнечному лучу коснуться одного из огромных камней, как яркая вспышка зеленого, красного или белого света тут же ослепляет глаза всякого стоящего внизу.

Первая пагода высотой не более 8 м была построена на небольшом возвышении в 500 г. до н. э. Шли века, а святое место пребывало в полном забвении до 1446 г. н. э., когда заботами благочестивого правителя началось ее восстановление. С тех пор сооружение увеличилось в размерах и содержалось в исправности вплоть до 1776 г., когда оно приобрело свой нынешний вид. Огромную ступу неоднократно золотили и укладывали новые слои кирпича, которые затем снова покрывали позолотой, и поэтому сейчас уже невозможно точно оценить, какое количество драгоценного металла пошло на украшение пагоды. Прежний метод золочения, как недостаточно экономичный, был заменен новым, и теперь пагоду золотят с помощью золотой фольги толщиной в 3,2 мм, покрывая ею поверхность кирпича до того места, где из купола выходит шпиль. Жителю Запада трудно представить себе колоссальный объем работ по выстиланию золотой фольгой сооружения окружностью 416 м. Однако вера - это духовное качество, которое в Бирме проявляется более ярко, чем в западной мире, и поэтому ослепительный блеск Золотого Дракона не имеет других соперников, кроме сияния самого солнца.

Как всегда, возникает один и тот же вопрос: зачем было возведено это грандиозное святилище? Что собой знаменует это святое место? Если вы спросите об этом местного монаха, он ответит, что пагода отмечает место, где хранятся священные реликвии четырех Будд, и поэтому оно является самым святым из всех ему подобных. Действительно, где-то глубоко под Золотым Драконом спрятаны величайшие буддийские святыни: чаша Кракучанды, одежда Гаунагонга, посох Катхапы и восемь волос с головы Гаутамы. Где еще столь бережно хранятся святые реликвии? Таким своеобразным способом Азия свидетельствует почтение своим освободителям.

Несмотря на свое всеподавляющее великолепие, пагода Шуэдагоун абсолютно не гармонирует с духом великого учителя, останкам которого она служит надежным хранилищем. Будда проповедовал несущественность земных сокровищ; согласно его проповедям, человек, чтобы открыть Реальность, должен освободиться от иллюзии физического существования и удалиться во внутреннюю крепость собственного «я». По убеждению Владыки Гаутамы, ни пагода, ни святилище не содержат в себе никакого смысла, ибо и они являются частью иллюзии, от которой надо уметь отрешаться. Для него не было ничего реального, кроме собственного «Я», ничего абсолютного, кроме «Я», и никакого подлинного достижения, кроме полного слияния с этим «Я». И когда он сидел, погрузившись в самадхи*, его сознание сливалось с сознанием вселенной. Его миссия состояла в том, чтобы научить людей, как вырваться из рабства у иллюзии, проистекающего от признания частей, и таким образом достичь полной свободы, которая есть осознание целого. Откровение Золотого Дракона гласит: «Азия любит своих Будд и воздает им должное, но Азия ничего не понимает».

Из книги Автобиография духовно неправильного мистика автора Раджниш Бхагван Шри

Впечатления золотого детства Я никогда не был духовным в том смысле, в каком это понимают. Я никогда не ходил в храмы и церкви, я не читал писания, не соблюдал в поисках истины обряды, не поклонялся и не молился Богу. Это не мой путь. И потому любой может сказать, что я не

Из книги Современная ритуальная магия автора Кинг Фрэнсис

Глава 20 АЛХИМИЧЕСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ «ЗОЛОТОГО РАССВЕТА» В середине 20-хгг. трое посвященных в герметический Храм «Stella Matutina», расположенный в Бристоле, оставили эту организацию, поскольку уже не могли мириться с явно антропософским тоном учений, преподаваемых Вождями

Из книги Пришельцы из Шамбалы автора Бязырев Георгий

Из книги Древнеегипетская книга мертвых. Слово устремленного к Свету автора Эзотерика Автор неизвестен -

СТОЛИЦА ЗОЛОТОГО ВЕКА Паломничества возвышают и очищают тело.Если бы читатель вместе со мной смог перенестись на 400 тысяч лет назад в летающую тарелку атлантов, кружащую над столицей толтеков - Городом Золотых Врат, то его изумленному взору открылась бы картина

Из книги Книга-3: История Рампы. (THE RAMPA STORY) автора Рампа Тьюсдей Лобсанг

Глава о преображении в золотого ястреба Я поднялся из комнаты Сешете (супруга Тота, покровительница письма), как золотой ястреб, который вышел из его яйца.Я лечу, спускаюсь подобно ястребу со спиной в семь локтей, и крылья которого подобны матери изумрудов с Юга.Я

Из книги Потерянные царства [илл., ёфиц.] автора Ситчин Захария

Глава 4 В стране золотого света и на земле У ворот Лубянки меня уже дожидалось трое солдат. Тюремный охранник, который вытолкнул меня в открытую дверь, вручил старшему по званию, ефрейтору, какую-то бумагу.- Распишись здесь, товарищ, здесь только сказано, что ты принял от

Из книги Иисус жил в Индии автора Керстен Хольгер

ГЛАВА ШЕСТАЯ ЦАРСТВО ЗОЛОТОГО ЖЕЗЛА История цивилизации в Андах скрыта завесой тайны, и тайна эта усиливается отсутствием письменных источников или стел с рисуночным письмом. Однако мифы и легенды дополняют картину рассказами о богах и гигантах, а также вождях, которые

Из книги Полная история тайных обществ и сект мира автора Спаров Виктор

Чудеса Иисуса и чудеса в Индии Если рассматривать сотворенные Иисусом чудеса вне контекста, то на первый взгляд они покажутся уникальными и беспрецедентными. На самом деле, люди всегда верили, что за необычными, выдающимися, зрелищными и необъяснимыми событиями реальной

Из книги Практическая астрология или искусство предвидения и противостояния судьбе автора Кефер Ян

Из книги Интеграция души автора Рэйчел Сэл

Из книги Дорога Домой автора

Видение нового Золотого Века Когда 21 декабря 2012 года над Землей взошло Солнце, многие души думали, что оно положит конец тьме на планете. Они ожидали переноса в другое измерение и стремились оставить позади мир нужды и страдания.У некоторых так и случилось, но огромное

Из книги Сакральная геометрия. Энергетические коды гармонии автора Прокопенко Иоланта

Поиски Золотого царства Собирается отец в дальние страны и спрашивает дочерей, какие подарки им привезти. Две старшие дочери выбрали в дар силы, к которым так тянутся люди. Первая выбрала силу видеть ночью, вторая выбрала силу не стариться. Младшая же попросила привезти

Из книги Русь открывает себя автора Жикаренцев Владимир Васильевич

О реках Золотого кольца Конечно, всё, что я скажу ниже, касается и других рек России.Впервые я обратил внимание на состояние рек, когда в Суздальском кремле рассматривал макет древнего города. Он разительно отличался от современного города тем, что в нём было очень много

Из книги Исцеление от эмоциональных травм – путь к сотрудничеству, партнерству и гармонии автора Коннелли Кристин

Предметы розово-золотого (высшего) масонства Помимо вышеперечисленных символов, имело свои изображения символического характера:1. Роза – символизировала не только любовь, но и вечность материи.2. Пеликан – закон высочайшей мудрости, спасителя мира.3. Орел –

Из книги автора

Золотое сечение и спираль Золотого сечения как основа информационного поля Земли Если быть кратким, понять, что означает улитка, помогли мне тамплиеры. Одна из загадок, которая мучила учёных до последнего времени, заключалась в следующем: откуда тамплиеры были так хорошо

Из книги автора

Часть III От Золотого Века до аграрных цивилизаций Когда я обращаюсь к истории человечества, я становлюсь пессимистом… но когда я вглядываюсь дальше, в доисторическую эпоху, ко мне возвращается оптимизм. Я. Х. Смэтс Само по себе понятие золотого века достаточно

Храм Джоканг (Jokhang, тиб.: ཇོ་ཁང་ jokhang, кит.: 大昭寺 dazhaosi) или Цуклаканг (Tsuglagkhang, тиб.:་གཙུག་ལག་ཁང་ gtsug lag khang) – «сердце Лхасы», «Великий Храм Лхасы» – является самым священным и почитаемым местом буддийского паломничества как и в Лхасе, так и во всем Тибете. Джоканг в переводе с тибетского означает «Дом Будды». Здесь хранится самая священная статуя всего Тибета – 12-летний Джово Будда. В Джоканг съезжаются паломники из всех уголков Страны Снегов. Они совершают простирания перед главным входом, делают подношения масла в горящие на протяжении многих веков лампады, возносят молитвы о счастье всех живых существ.

История храма Джоканг

Джоканг располагается в историческом центре Лхасы на площади Баркхор. Строительство храма было начато в 7 веке во время правление царя Сонгцена Гампо. Место для будущего храма выбрала принцесса Вэньчэн – китайская супруга царя, а его строительством руководила непальская супруга царя по имени Брикути. Тем самым, храм Джоканг был построен на важнейшем месте силы в соответствии со всеми принципами геомантии (фэншуй). Внешний вид храма отразил в себе культуру Китая, Тибета, Непала и Индии.

В 7 веке буддизм только начал свое распространение в Тибете, тесно взаимодействуя с древней тибетской шаманской религией Бон, последователи которой имели дело с духами и демонами, населяющими всю Страну Снегов. Царь Сонгцен Гампо был ревностным буддистом, который достиг многих духовных реализаций. Однажды, будучи в глубокой медитации, он вышел из тела и взлетел высоко в небо, откуда увидел, что земля Тибета подобна телу упавшей на спину гневной демоницы. И если эту демоницу не укротить, то она будет препятствовать распространению буддизма в Тибете. Тогда Сонгцен Гампо решил усмирить демоницу, построив на ее теле буддийские храмы.

Принцесса Вэньчэн, используя принципы фэншуй, высчитала, что сердце демоницы располагалось в самом центре Лхасы под водами озера Охтанг, поэтому было нужно как можно скорее озеро осушить и на его месте построить храм, который бы заменил сердце гневной демоницы на сердце буддизма. Этим храмом и стал храм Джоканг. Когда в 638 году начали воздвигать храм Джоканг, местные бонские духи мешали строительным работам. Так, долгое время не удавалось осушить озеро Охтанг. Днем люди засыпали озеро землей, а ночью духи выносили из озера всю землю обратно. Тогда Сонгцен Гампо погрузился в медитацию, во время которой ему пришло решение этой проблемы: озеро Охтанг должно было быть засыпано землей из связенного места Драк Йерпа, находящегося в 35 километрах от Лхасы. Причем земля из Драк Йерпы должна быть принесена на козлах. Решение принесло плоды – озеро было осушено и в 647 году храм Джоканг был наконец возведен. В то время храм носил имя Раса Трулнанг (тиб.: ར་ས་འཕྲུལ་སྣང་ rasa ‘phrul snang), что в переводе с тибетского означает «Магическое Видение Расы». Ранее Лхаса называлась Раса – «место козлов», а после строительства Джоканга имя было переименовано в Лхасу – «место Богов».

Помимо Джоканга царь Сонгцен Гампо выстроил на теле демоницы «четыре монастыря четырех сторон света» и еще восемь буддистских монастырей. В сумме было построено 12 буддийских храмов, которые располагались тремя кольцами по всей территории Тибета. В каждом из трех колец находилось по четыре храма: первые четыре храма закрепили бедра и плечи демоницы, создав защитное кольцо вокруг Лхасы. Вторая четверка закрепила ее колени и локти, а третья четверка – руки и ноги. Таким образом, демоница было полностью покорена и буддизм в итоге укоренился и стал активно распространяться в Тибете.

Архитектура храма Джоканг

Главные ворота храма обращены в сторону Непала, откуда прибыла в Тибет принцесса Брикути. Первоначальный облик Джоканга был оформлен в неварском стиле. Впоследствии к дизайну были добавлены элементы модели буддийского монастыря Викрамашилы северо-западной Индии. Принцесса Брикути планировала завершить строительство Джоканга в виде трехэтажного храма, но во время ее жизни было построено только два этажа. Это свидетельствует о преждевременной смерти принцессы. Однако позднее третий этаж был достроен, после чего Джоканг стали символизировать с Трикаей – тремя телами Будды: Дхармакая, Самбхогакая и Нирманакая. В то же время трехэтажный Джоканг символизирует три сферы местропребывания – Тридхату: Сфера чувственного, Сфера форм и Сфера отсутствия форм.

Святыни храма Джоканг

В храме находятся множество статуй Будд, бодхисаттв и дхармапал. Главный храм Джоканга называется Тсамканг Ума, где располагается самая священная статуя всего Тибета – Будда Шакьямуни или Джово Будды в возрасте 12 лет, привезенный китайской прицессой Вэньчэнь. Эта статуя была изготовлена скульптором по имени Вишвакарман из Капалавасту. Позднее индийский правитель королевства Магадха подарил эту статую правителю Китая. И уже в 7 веке принцесса Вэньчэн привезла ее в Тибет. Изначально для этой статуи был построен храм Рамоче, располагающийся вблизи Джоканга, где и находился Джово Будда вплоть до культурной революции середины 20 века. В то время как храм Джоканг был построен для статуи Будды Акшобхьи (тиб. འཁྲུགས་པ་མེད་པ་ ‘khrugs pa med pa / མི་བསྐྱོད་པ་ mi bskyod pa) в возрасте 7 лет, привезенный непальской принцессой Брикути. Так с 7 века вплоть до культурной революции 12-летний Джово Будда был в храме Рамоче, а 7-летний Акшобхья – в храме Джоканг. Однако во время культурной революции на эти статуи шла охота, поэтому с целью сохранения их поменяли местами.

Помимо Джово Будды в храме Джоканг хранятся и другие священные статуи и изображения, среди которых есть и самопроявленные – изображения Будды, которые сами по себе проявились на стенах.

Другие святыни – статуя защитницы всего Тибета Палден Лхамо с лягушиным лицом, храм Будды Будущего, храм Авалокитешвары – бодхисаттвы сострадания, храм Амитаюса, а также внушительный алтарь Гуру Ринпоче, алтарь Цонкапы и другие. В сумме в Джоканге насчитывается около 800 древних священных статуй будд и бодхисаттв, но большинство из них недоступны для посетителей.

Джоканг сегодня

В настоящее время Джоканг представляет собой четырехэтажный храм с крышей из позолоченной бронзы. Перед главным входом в Джоканг тибетцы читают молитвы, выполняют простирания, а также часто можно увидеть тех, кто выполняет практику подношение мандалы. Напротив главного входа есть небольшой подвал, где постоянно горит тысяча масляных лампад.

Вокруг Джоканга проходит одна из самых священных “кор” (обход по часовой стрелке буддийской святыни) – “Баркхор кора”, на которой с утра до вечера ходят сотни тибетцев – как и местные из Лхасы, так и приехавшие издалека паломники. На площади Баркхор и на самой коре вокруг храма Джоканг располагается множество магазинов с тибетскими сувенирами, тханками, буддийскими статуями, тибетской одеждой и украшениями, тибетские чайные и рестораны на любой вкус.

В Тибете есть много мест силы, святынь, монастырей и священных вершин, но храм Джоканг обязателен для посещения как для паломников, так и для приезжающих туристов. Джоканг – это сердце Лхасы, сердце всего Тибета и сердце буддизма.

«В наше время, в наш век Будду представляет статуя Джово и Каньгьюр. Именно это он оставил после себя. Если человек умирает, не встретившись ни с тем, ни с другим, это, по моему мнению, все равно, что с пустыми руками вернуться с острова сокровищ.» – Джамьянг Кхьенце Вангпо

Тибет и все, что с ним связано, всегда был окружен мистикой и загадками: тибетские монахи и их суперспособности, тибетская медицина…Те чудеса, которые о них рассказывают, столетиями будоражили умы обывателей в надежде разгадать и познать эту тайну. Говорят, что в Тибет не ездят, в Тибет принимают приглашение. Что не каждый желающий, который хочет туда попасть, может это сделать и реализовать. Не знаю. Но в моем случае именно так и получилось. Возможно, просто совпадение. Я очень люблю путешествовать, но о Тибете почему-то никогда не думала. Мало того, ничего о нем не знала. На тот момент в моем багаже путешественника было уже несколько серьезных поездок: по Африке, в Австралию и в Аргентину. Но тема Тибета была для меня настолько далекой и малоизученной, что я даже не смотрела в его сторону. Должна сказать, что в Тибет я попала в самый сложный период своей жизни, когда все, что выстраивалось годами, было разрушено до основания практически по всем направлениям. И вот однажды, придя в спортивный клуб в сквернейшем настроении, и встав на свою любимую беговую дорожку, ко мне подошел Дмитрий (тот самый, с которым мы потом совершили не одно увлекательное путешествие) и предложил составить ему компанию в поездке по Тибету, т. к. он не мог найти себе компаньона. Предложение оказалось очень неожиданным, но мне нужна была на тот момент сильная встряска, поэтому решение через 5 минут мной было уже принято. Вот так я и оказалась в Тибете.

И вот, месяц спустя, я уже разглядываю очертания Катманду, сидя в самолете, который совершает посадку в столице Непала.

2


Причем здесь Непал спросите вы? В Тибет удобнее ехать из Катманду, т.к для этого не требуется получения китайской визы. Разрешение на посещение Тибета в Китае получить гораздо сложнее, чем в Непале. При этом необходимо будет оформить двукратную непальскую визу, чтобы затем без проблем вернуться обратно в Катманду. Разрешение на посещение Тибета оформляется туристическим агентством в Катманду за один день. Никаких отметок в паспорт при этом не ставится. Разрешение состоит из двух листочков, один из которых отбирают на въезде в аэропорту Лхасы, а второй — на выезде. В нашем случае выезд с территории Тибета был осуществлен через паспортный контроль в Жангму-Кодари, т. к. нам предстояло от Лхасы 4 дня передвигаться на автомобиле до границы с Непалом. Т. к. китайские пограничники не понимают или делают вид, что не понимают никакого языка кроме родного, то я вам настоятельно рекомендую хранить листочки с разрешением на посещение Тибета как зеницу ока.

Три дня мы провели в Катманду, знакомясь с его достопримечательностями.

5


И вот мы уже дрейфуем на небесном лайнере, увлекаемые тибетскими тайнами и мистикой. Перелет из Катманду до Лхасы длится чуть меньше часа. Тибетское нагорье со всех сторон окружено высочайшими в мире горными хребтами — 6-7 тыс. метров и выше: Гималаи — на юге, Каракорум — на западе, Куньлунь — на севере.

13


За время полета, если вам повезет с погодными условиями, можно насладиться не только пейзажами Гималаев, но и аскетичной красотой тибетского плато, которое с воздуха представляет собой желто-коричневую холмистую местность, местами разрезанную руслами рек, без малейшего намека на какую-либо растительность.

13


Аэропорт Лхасы удален от города на расстояние 62 км. В радиусе 30 км от аэропорта уже высятся горы высотой 5 000- 6 000 метров. Учитывая, что сама Лхаса находится на высоте 3 490 метров над уровнем моря, пяти-шести тысячники просматриваются в округе невооруженным глазом.

2


Сам аэропорт довольно просторный, из-за чего производит впечатление абсолютного пустого. Быстро пройдя таможенный и пограничный контроль, мы поспешили к выходу, где нас ожидал гид, которому предстояло сопровождать нас всю поездку по Тибету. Молодой парень, тибетец, из своих 25 лет, четырнадцать проучился и проработал в Индии. Повязав на шею приветственные белые шарфики, мы поспешили в Лхасу, до которой дорога занимала по времени около часа. Кстати, подношение белого шарфа в качестве приветствия является распространенной традицией в Тибете. Белый цвет символизирует чистоту.

Пожалуй, здесь самое время упомянуть о горной болезни (ОГБ), или как ее еще называют высотная болезнь. Возникает ОГБ при подъеме в высокогорные районы с разряженным воздухом. Основные симптомы горняшки, описываемые в разных источниках, — это головная боль, тошнота, головокружение и чувство утомления. Одним из основных факторов, влияющих на тяжесть протекания болезни, является скорость, с которой люди поднимаются на высоту. И этот фактор был учтен нами при принятии решения лететь в Тибет именно через Непал. Катманду расположен на высоте 1 300 метров над уровнем моря, так что 3 дня, которые мы провели в городе, стали для нас неплохой подготовкой перед Лхасой. Надо сказать, что мы абсолютно по-разному ощущали с Димой горную болезнь. Я перенесла ее значительно легче по ряду причин. Как оказалось, женщины гораздо легче мужчин переносят гипоксию. Мое легкоатлетическое прошлое стало мне в этом деле тоже хорошим подспорьем. И как это не абсурдно звучит, но рост тоже сыграл свою роль. Высокорослые люди, к коим относится и Дмитрий с ростом 1,92, переносят горную болезнь гораздо сложнее. Если я пару дней просто подтормаживала, чувствуя это по своим замедленным реакциям, то Дима несколько раз прикладывался к баллону с кислородом, который он предусмотрительно взял с собой. Так что, решение прилететь сначала в Катманду, а потом уже в Лхасу было абсолютно правильным.

При первом беглом знакомстве Ласа, как ее называют тибетцы, выглядит достаточно современно: то здесь, то там над городом возвышаются многоэтажные дома; широкие асфальтированные улицы, вдоль которых расположены большие магазины и ресторанчики. Такси и велорикши являются основным средством передвижения для туристов. Фото из интернета

2


Наш отель «Shongbala», неплохие три звезды, располагался в непосредственной близости от Тибетского квартала. Окна гостиничного номера выходили на одну из главных достопримечательностей города улицу Баркхор. Очень колоритное и, пожалуй, самое самобытное место в Лхасе.

3


Именно здесь ты начинаешь ощущать, что все-таки ты в Тибете. Узкие переулочки с двух-трех этажными побеленными известковыми домами, завешенными покрывалами, которые заменяют двери, небольшие забегаловки и бильярдные. Как объяснил нам гид, бильярд — это игра, правила который здесь понятны всем. Поэтому бильярдных в Лхасе предостаточно.

Протяженностью около 2 км, улица Баркхор проходит вокруг монастыря Джоканг, одного из самых почитаемых храмов в Тибете.

2


Баркхор означает по-тибески «круг по часовой стрелке». То паломничество, которое совершают тибетцы к монастырю Джоканг, обескураживает и впечатляет. Т. к. монастырь Джоканг не контролируется никакой определенной религией, то привлекает к себе паломников всех школ тибетского буддизма, включая и последователей Бонпо (коренной религии Тибета).

2


Спускающиеся с окрестных гор паломники, стекаются сюда, чтобы совершить кору — ритуальный священный обход вокруг монастыря. Длина Баркор-коры составляет около километра и проходит по часовой стрелке вокруг храма. Это действо притягивает к себе взоры как магнит. Особенно сильное впечатление на меня произвели простирания. Молящиеся опускаются на колени и припадают лицом к земле, при этом руки выбрасываются вперед. Затем вновь группируют свое тело и заново простираются. Итак, раз 100, не меньше, произнося постоянно при этом молитвы. Теперь представьте, что простирания одновременно делают не меньше сотни паломников. При том, что одни закончив, отправляются в очередной километровый путь вокруг Джоканга, чтобы затем сделать еще порцию простираний, тогда как другие занимают освободившиеся места. Зрелище, скажу я вам, очень необычное для европейского туриста. Как утверждают источники, подобная практика считается одной из самых почитаемых в духовном развитии и самосовершенствовании на пути раскрепощения собственно «эго».

Здание монастыря Джоканг четырехэтажное.

2


С крыши храма открываются красивые виды на окрестности.

4


Монастырь Джоканг был построен в 7 веке и является самым древним строением Лхасы. Его главное сокровище — Будда Шакьямуни в возрасте 12 лет выполнен в виде золотой статуи, украшенной драгоценными камнями. Находясь в монастыре, трудно поверить, что во время китайской культурной революции (1966—1976 гг.) часть храма использовалась в качестве свинарника. Радует то, что эти времена остались в прошлом. К сожалению, мы не фотографировали храмы и монастыри Тибета внутри, т. к. за каждый сделанный снимок нужно платить не менее 20 юаней. Впрочем, в каждом монастыре свои таксы за фотографии святынь.

5


Одной из ярких особенностей многих тибетских монастырей, и Джоканг не исключение, является ритуал подношение огня в форме масляных ламп. Т. к. поток людей, желающих сделать данный вид подношения, огромен, то в Тибете изобрели свой особенный способ. В тибетских монастырях зажигают одну большую лампаду, а все желающие просто подливают туда масло. Выглядит это как огромный чан с топленным маслом, запах которого распространяется по всему помещению. Запах топленного масла у меня прочно ассоциируется с воспоминаниями из детства, когда я беззаботно проводила летние каникулы у бабушки в деревне. Тем неожиданнее для меня было встретить запах детства здесь, в Тибете. Тибетцы приносят растопленное масло в монастырь в термосе и добавляют его в каждую лампаду.

Понаблюдав с огромным интересом за тибетскими ритуалами, мы отправились в бывшую резиденцию Далай-ламы — дворец Потала.

12


Здание на выступе скалы, с бесчисленным количеством окон, в центре Лхасы является самым высоким древним дворцом мира. Возвышаясь над городом, Потала производит сильное впечатление, конечно. Первоначально построенный в 7 веке, дворец был деревянным. Но неудачно попавшая молния спровоцировала пожар, в результате чего дворец сгорел до тла. Эти страсти случились в 8 веке. То, что мы видим сегодня, было воссоздано уже в 17 веке под руководством Далай-ламы V. Когда Далай-лама V умер, правители не осмелились сообщить народу о его смерти, боясь, что люди взбунтуются, и строительство дворца не будет закончено. Десять лет довольно успешно удавалось скрывать сей факт, пока не завершилось основное строительство дворца.

5


Выполняя многочисленные функции, в первую очередь, дворец был местом жительства Далай-ламы и его окружения, вплоть до 1959 года (вторжения Китая в Тибет). Комплекс состоит из Красного дворца (Потранг Марпо) и Белого дворца (Потранг Карпо).

4


На сегодняшний день Потала является музеем. Для посещения туристов открыта совсем малая часть дворца. По установленным правилам на посещение комплекса отводится не больше часа. Мы продвигались неспешно, стараясь внимательно разглядеть все на своем пути, и уложились в 40 минут. Фотографировать внутри дворца строго запрещено даже за деньги. Множество комнат, в том числе часовни и библиотеки, украшены фресками и картинами. Никакого баснословного убранства и великолепия. Очень скромные интерьеры. Пожалуй, наибольший интерес представляют усыпальницы Далай-лам, оформленные с помощью золота и драгоценных камней. В общем-то, и все.

Так получилось, что после поездки в Тибет с разницей в месяц я побывала в Соборе Святого Петра, крупнейшей христианской церкви в мире. Противопоставление двух святынь таких разных религиозных течений произошло у меня как то непроизвольно. Рассматривая и любуясь великолепием католического собора, в моей голове всплыли картинки недавно виденной аскетичной Поталы и других монастырей Тибета…Не вдаваясь в рассуждения о сути различий между этими двумя религиями, внешний облик и внутреннее убранство их главных храмов очень четко показывает суть этих самых различий.

Недалеко от Поталы расположена летняя резиденция Далай-ламы — дворец и парк Норбулинка.

3


Когда заходит речь о садах Норбулинка, практически все источники обязательно упоминают о том, что сады являются крупнейшими рукотворными садами в Тибете. И дело здесь даже не в рукотворности. На мой взгляд, само явление «сад» для Тибета — это уже чудо. Данную тему я более подробно разовью, когда буду описывать наш трафик по безжизненному тибетскому плоскогорью. В общем-то, название «дворец» в данном случае является собирательным, т. к. постройки в комплексе Норбулинка на «дворец» никак не тянут.

2


Этих самых «дворцов» по парку Норбулинка раскидано немало, т. к. каждый из Далай-лам считал делом чести возвести свою собственную летнюю резиденцию.

2


Тибетская автономия, или Сицзан, как ее называют китайцы, является третьим по величине районом КНР. Историческая столица Тибета - город Лхаса. Расположена автономия высоко над уровнем моря, на самом большом и высоком в мире. Отсюда берут свое начало великие реки Индии и Китая - Инд, Брахмапутра, Салуин, Меконг, Янцзы, Хуанхэ. Специфичный, необыкновенный и таинственный Тибет - место, где путешественники достигают состояния духовного катарсиса. Он популярен, притягателен, его невозможно забыть.

Уникальная страна

Туристическая популярность Тибета основана на его древнейшей истории, религии - не зная базовых сведений об этом государстве, невозможно до конца насладиться прелестью его природы и архитектуры. Все созданное рукотворно и высшими силами придает стране свой шарм.

Более-менее точные данные говорят о возникновении первого тибетского государства в долине реки Ярлунг (отсюда и название правящей династии - Ярлунгская) в III веке нашей эры. А уже начиная с VII века история Тибета апеллирует конкретными именами, цифрами, подробностями. С той поры до наших дней сохранились подлинные фрагменты, входящие в конструкции знаменитых монастырей. Время и войны не пощадили неповторимые постройки уникальной культуры. Но отреставрированные, они манят к себе туристов и паломников со всего мира. Комплекс, которым обладает и гордится столица Тибета, находится под охраной ЮНЕСКО. Своеобразие тибетской культуры и веры объясняется не только труднодоступностью и закрытостью для внешнего мира, но и территориальным положением - Тибет граничит с такими самобытными странами, как Индия, Непал и Китай. Исторически сложилось так, что он долго находился под сильным влиянием Монголии.

Великий тибетский царь

У каждой страны на протяжении её существования бывал сильный руководитель, яркая личность. Государство во время его правления расцветало, расширялось, становилось доминирующим в регионе. В VII веке нашей эры у Тибета появился мудрый правитель Сонгцэн Гампо (604-650 годы). Он объединил под своей властью разрозненные провинции. Две его жены, китайская и непальская принцессы, привезли в страну вместе со данными им в приданное, и сам буддизм. Распри с соседями, ставшими родней, на время утихли. Под влиянием жен - китаянки Вэньчэн и непалки Бхрикути, перевоплотившихся позднее в Зеленую и Белую Тару, главную богиню буддизма, столица Тибета была перенесена в Лхасу (с тибетского - «обитель богов» или «божественное место»), которая превратилась в этом регионе в оплот буддизма. Для двух статуй в Лхасе правителем были выстроены два храма - Джокханг и Рамоче. Неоднократно переделанные, они существуют и сейчас и олицетворяют собой VII век. Кроме того, облюбовав Красную гору, Сонгцэн Гампо построил на ней девятиэтажный на 999 комнат дворец, от которого до наших дней сохранилась пещера, где правитель в уединении медитировал. Сюда стекается поток туристов, желающих проникнуться мудростью веков и насладиться торжеством Духа.

Война вероисповеданий

Сейчас на этом месте возвышается легендарный Потала. Три этих строения входят в комплекс, находящийся под опекой ЮНЕСКО. Столица Тибета Лхаса еще 250 лет после смерти Сонгцэна Гампо была оплотом Ярлунгской династии.

Но буддизм был популярен здесь только среди небольшой аристократической прослойки, тогда как подавляющая масса тибетцев исповедовали бон по, веру предков. Религиозные разногласия и послужили основной причиной развала централизованного Тибетского государства. Однако буддизм, наоборот, стал набирать популярность, приобретая новые отличительные черты. В Европе это учение прочно утвердилось под названием ламаизм, представляя собой переплетение философии буддизма и веры в таинственную магию. Называют его еще тибетско-монгольской формой махаяны, северной ветвью буддизма или его поздней формой.

Возникновение на этих территориях буддизма

Как государственная форма ламаизм представляет собой церковную страну, во главе которой стоит священник, называемый здесь далай-ламой. Столица Тибета с XIII века - оплот ламаизма, который проник в отдельные регионы Монголии, Непала, Индии и Китая.

Буддизм в Тибете завоевывал популярность в первую очередь при помощи строительства культовых монастырей, первым из них был Самье. Возведен он был в 770 году усилиями Тисонга Децэна, 38 царя Тибета. После этого тогдашняя столица Тибета потеряла значение главного города государства. Но и сегодня это место является одной из основных и популярных точек туристического маршрута.

Возрождение после монгольского нашествия

В XI веке страна стала возрождаться, но вторгшиеся на её территорию в 1239 году монголы разорили большинство монастырей. Со временем и завоеватели, осевшие здесь, приняли буддизм. И когда в 1350 году монах Джанчуб Гьялцен (первый ученик школы Сакья) начал их восстанавливать, охотно ему помогали. В конце XIV - начале XV веков в Тибете начинает набирать популярность и увеличивать свое влияние школа Гелуг (истинная). Построенные ею монастыри Ганден, Дрепунг и Сэра становятся местами паломничества. Древний город Лхаса, столица высокогорного Тибета, становится центром новой религии, для формирования и расцвета которой очень много сделал далай-лама V, имеющий имя Нгаванг Лобсанг Гьяцо Великий (1617-1682 гг.). Судя по слову «великий», можно представить, как много он сделал для Тибета. На месте сгоревшего в результате попадания молнии дворца на Красной горе он стал возводить жемчужину мировой архитектуры - дворец Потала, который по замыслу должен был стать и резиденцией лам и их усыпальницей. На сегодняшний день дворец является визитной карточкой Тибета, его символом.

Легендарный дворец

Потала - гора в Южной Индии. По буддийским легендам, на ней обитает Авалокитешвара (Ченрези), от которого и произошел весь тибетский народ. Далай-лама - земное воплощение Бодхисаттвы. И, естественно, дворец назвали Потала, и он стал резиденцией религиозных правителей Тибета вплоть до 1950 года, когда китайские войска заняли Тибет, и XIV далай-лама вынужден был эмигрировать в Индию.

Новые хоромы стали возводить в период правления V далай-ламы, в 1645 году, на месте, где когда-то высился 9-тиэтажный замок Сонгцэна Гампо. С того времен во дворце сохранилась лишь легендарная пещера Фа-Вана, где он, 33 Великий царь Тибета, читал священные тексты. Уникальное сооружение на вершине горы является как бы ее продолжением, уходящим в небеса. Сейчас двухцветный красавец взят под охрану (в нем проживает несколько монахов) и представляет собой исторический и архитектурный памятник, служащий в основном для привлечения туристов в Тибет. Лхаса, открытая для посещения лишь в 1980 году, сейчас представляет собой популярнейший туристический центр.

Китай делает все для увеличения потока туристов

Уделяет огромное внимание. Уникальная Тибетская автономия со столицей Лхаса - это сокровище, которое становится туристической меккой. Конечно, открытый для посещений совсем недавно, Тибет долгое время был совсем непубличным религиозным центром. Здесь нет такой мощной инфраструктуры, рассчитанной на нескончаемый поток посетителей, как, скажем, в Швейцарии - старейшем курортном центре мира. Но упущенное быстро наверстывается.

Уже сейчас Лхаса, историческая столица Тибета, имеет туристические комплексы, соответствующие лучшим мировым стандартам. Можно назвать несколько высококлассных пятизвездочных отелей, лучших из 296 существующих на сегодняшний день в столице Тибета. Это Shangri-La, который находится всего в 700 метрах от дворца Норбулинка и Музея Тибета. За ним следует необыкновенно красивый St. Regis Lhasa Resort. Не уступает им Shambhala Palace и Tashitakge Hotel.

Поездка в Тибет доступна многим

Но это «лучшие из лучших» гостиничных комплексов, находящиеся в центре столицы, в шаговой доступности от главных достопримечательностей Лхасы. Вся система туризма в Тибете продумана до мелочей. Есть гостиницы с весьма демократичными ценами, а также с гибкой системой льгот, например с талонами на питание, бесплатной отменой бронирования, скидками на авиабилеты и многое другое. Подавляющее число гостиниц имеют очень высокие рейтинги и хорошие отзывы. Сейчас Лхасу так и зовут - «город отелей». Но это и город уникальных достопримечательностей. К ним относятся Дворец Потала и храм Джоканг, улица Беркхор и монастыри Дрепунг, Сэра, Ганден, Trugo и женский монастырь Цанггу. Список основных достопримечательностей будет неполным без Обители Пабонка и гробниц ранних тибетских царей.

Выбор редакции
Существенные условия договора мены По договору мены каждая из сторон обязуется отдать в собственность другой стороне один предмет в обмен...

Если результаты инвентаризации расходятся с данными, отраженными в учетных документах, необходимо составить так называемую сличительную...

План счетов бухгалтерского учета в бюджетных организациях: важные положения, разъяснения и анализ последних поправок.Дорогие читатели!...

Сличительная ведомость — документ, который следует заполнять при наличии любых отклонений, обнаруженных в процессе инвентаризации. О том,...
Если в ближайшее время вы планируете приобрести или продать недвижимость – тогда необходимо тщательно подготовиться к такой сделке. Важно...
Шахматная ведомость – довольно масштабный документ, который иногда входит в обширный пакет бухгалтерской отчетности предприятий и...
Каким будет жизненный путь, возможные преграды и трудности, цели и задачи воплощения — все это раскроет число судьбы человека. Число...
, Суд.11:16 , 3Цар.9:26 , Неем.9:9 , Идф. 5:13, Пс.105:7 ,9, Пс.135:13 ,15, Сол. 10:18,19, Деян.7:36 , Евр.11:29) - длинный узкий залив...
Есть люди, которые достоверно точно определить свой знак зодиака не могут. Это случается потому, что родились они в день, когда Солнце...