Что составляло основу хозяйства вавилонии. Жизнь и быт в древнем вавилоне и ассирии. Социальная структура свободного населения


вавилония хамурапи рабовладение

Экономика, общественный и политический строй Вавилонского государства в правлении Хамурапи известны благодаря сохранившемуся своду законов этого царя.

Экономика вавилонского государства времени Хамурапи базировалась на развитии ирригационного земледелия, садоводства, скотоводства, многообразных ремесел, внешней и внутренней торговли.

Во времена Хамурапи наблюдается расширение посевных площадей (освоение залежных и целинных земель), расцвет такой интенсивной отрасли сельского хозяйства как садоводство (разведение финиковых пальм), получение больших урожаев злаковых (ячмень) и масленичных культур. В значительной степени это достигалось за счет расширения ирригационной сети по всей стране. Специальные чиновники обязаны были наблюдать за состоянием больших и малых каналов. Государственная власть в лице царя не только заботится о расширении оросительной системы, но и о содержании ее в порядке. Царь постоянно дает распоряжения местным чиновникам относительно расчистки каналов и производства различных работ, связанных с ирригацией. Если поддерживать в порядке всю оросительную сеть было функцией государства, то содержание в порядке каждого отдельного участка было в первую очередь делом общины. На это указывают статьи 53-56 кодекса Хаммурапи. Эти статьи устанавливают ответственность каждого общинника за сохранение в порядке данного участка ирригации, причем если по чьей-то вине произошел в плотине прорыв и был затоплен соседний участок, то виновный должен был возместить уничтоженный хлеб. Если же он не в состоянии возместить хлеб, то по ст.54 его самого и его имущество следует продать, обратив вырученные деньги на возмещение понесенных убытков. Из документов архива Мари явствует, что к выполнению ирригационной повинности привлекалось все способное к труду население - от свободных до рабов, за уклонение от нее виновных наказывали вплоть до смертельной казни. Целый ряд других документов этого времени указывает на усиленный контроль, проводившийся центральной властью на содержание оросительной системы. Если в царский дворец поступали сведения о том, что в той или иной области не хватает воды для орошения, то из дворца немедленно направлялось соответствующее распоряжение местному чиновнику о принятии мер для обеспечения полей водой. Арендаторы, снимавшие в аренду участки царской земли, должны были быть обеспечены водой для орошения земли. В том случае, если воды для орошения этих арендованных полей не хватало, местные чиновники должны были принять меры к орошению этих полей, либо заменить неорошенное поле орошенным. На это указывают многочисленные царские письма, возлагающие на местных чиновников материальную ответственность за нормальное орошение всех арендованных земель. В случае неурожая из-за плохого орошения местный чиновник должен был платить за арендатора недоимку его арендной платы. Важным своим деянием Вавилонский царь считал проведение грандиозного канала, названного “Нар-Хамурапи” (“рекой Хамурапи”), о котором говорилось, что это “богатство народа”, приносящее воды “Шумеру и Аккаду”.

Постоянно чувствую потребность в строительном материале, царь принимает ряд мер к охране лесов, которые были разбиты на отдельные “лесные участки” и находились в ведении особых “лесничих”, подчинявшихся главному лесничему. Сохранился документ, в котором царь приказывает расследовать дело о порубке деревьев на лесных участках, порученных ведению главных лесничих Аблианум и Синмагир, а также узнать, кто срубил деревья: лесничие или “чужая рука” (т.е. злоумышленник). Лесничие несли ответственность за сохранность лесов. За должностные преступления они карались смертной казнью.

Развивалось в крупных масштаба и скотоводство. Неоднократно в законах упоминаются стада крупного и мелкого рогатого скота, если для пастьбы которых нанимаются пастухи. Часто скот отдается внаем для работы на поле, перевозке тяжестей. Целый ряд статей кодекса определяет ответственность за нанятый скот, возмещение убытка в случае причинения ущерба.

Ремесло представлено самыми различными профессиями: строители домов, кораблей, столяры, плотники, камнерезы, портные, ткачи, кузнецы, кожевники. К ремесленным профессиям в то время причисляли также врачей, ветеринаров, цирюльников, трактирщиков. Для оплаты труда ремесленников законы Хамурапи устанавливают твердую плату, а также суровую ответственность за сделанную работу. “Если строитель построил человеку дом и свою работу сделал непрочно, а дом, который он построил, рухнул и убил домовладельца, этот строитель должен быть казнен” - гласит ст.229. Оплата труда врача зависела от принадлежности пациента к тому или иному классу общества и соответственно повышалась или понижалась.

Развитию торговли способствовали объединение в рамках единого Вавилонского государства всей территории Месопотамии и сосредоточение всех внутренних и внешних торговых путей, идущих через долину Тигра и Ефрата, в одних руках. Предметом экспорта из Вавилонии было зерно, финики, сезамовое масло, шерсть, ремесленные изделия (ст.104, 237). Импорт состоял из металлов, строительного камня и дерева, рабов, предметов роскоши. Торговля была предметом особой заботы государства и ею занимались особые специальные торговые агенты - тамкары, которые вели крупные государственную и собственную торговлю, осуществляя ее часто через более мелких торговцев- посредников. За свою службу тамкары получали земельные и садовые участки, дома. Они выступали и как арендаторы царской земли и земельных участков общинников, а также нередко являлись крупными ростовщиками. Тамкары вели торговлю под руководством особых чиновников, называвшихся “вакиль тамкары”. Наряду с крупной оптовой торговлей существовала также и мелкая, розничная. Мелкие торговцы, получая у крупных богачей или храма ссуды или товары, вели торговые операции на свой страх и риск. Законодатель, защищавший интересы собственников-богачей, и в данном случае принимал ряд мер к тому, чтобы гарантировать крупному оптовому торговцу высокую, установленную законом прибыль. По ст.101 взявший у крупного торговца ссуду обязан был вернуть взятые деньги в двойном размере, даже в том случае, если он не наживал барыша. Единственной причиной, которая освобождала взявшего ссуду от ее возвращения, были военные действия (ст.103)

Торговые сделки на продукты сельского хозяйства совершались на особых рынках, где устанавливались цены на товары, стоимости взятого взаймы зерна “по курсу дня, поскольку стоимость различных продуктов часто колебалась в зависимости от общих хозяйственных условий, а также от времени года. Важнейшими торговыми центрами являлись Вавилон, Ниппур, Сиппар, Ларса, Ур.

Но хозяйственный строй Вавилонии в основном остается натуральным. Зерно в расчетах играет такую же роль, как и серебро. Зерном выплачивается вознаграждение сельскохозяйственным работникам, погонщикам волов, пастухам, за наем повозок, волов и ослов, а также жалованье царским чиновникам и судьям.

Общество Южного Двуречья, пережив жесточайший социально-экономический и политический кризис, вновь набирало силы. Наметился новый подъем ирригационного земледелия, оживилась торговля и городская жизнь. Этим тенденциям препятствовали политическая раздробленность и междоусобные войны. На повестке дня снова встал вопрос о создании единого централизованного государства.

В ХХ – ХIХ вв. до н.э. государства Месопотамии, такие как Мари, Эшнунна и Ашшур, вели изнурительные междоусобные войны. Постепенно в ходе этой борьбы приобретает независимость и возвышается город Вавилон («Баб-Илу» – «Врата бога»), где воцарилась I Вавилонская династия, время правления которой называют Старовавилонским периодом (1894–1595 гг. до н.э.).

Вавилон – крупнейший город средней Месопотамии, столица Вавилонского царства в ХIХ – VI вв. до н.э., важнейший торговый и культурный центр Передней Азии.

Среди городов Древнего Востока Вавилон был, пожалуй, самым почитаемым. Само название города – Баб-Илу – говорило о его святости, об особом покровительстве богов. Верховному вавилонскому богу Мардуку поклонялись многие народы, даже не подвластные Вавилону, его храмы и жрецы получали богатые дары от царей соседних государств.

Вавилон не был одним из древнейших городов Междуречья – шумерские города Ур, Урук, Эриду и другие были примерно на тысячу лет старше.

Город располагался в очень удобном месте – там, где сближаются реки Евфрат и Тигр и от главного русла Евфрата начинают отделяться многочисленные протоки. Положение Вавилона было благоприятным для занятия торговлей. В нем было множество рынков, на которых можно было продать или купить рыбу, финики, зерно, ткани и другие товары, нанять умелого работника.

К 1800 г. до н.э. Междуречье превратилось в цветущий, заботливо ухоженный сад. Новые способы ведения хозяйства способствовали укреплению Вавилона, потому что старые города с трудом приспосабливались к хозяйственной независимости ремесленников и крестьян.

Первые правители небольшого Вавилонского царства вели осторожную политику. Они заключали союзы с сильными соседними государствами – Ларсой, Исином, Мари – и при этом точно выбирали наиболее выгодного партнёра. Таким образом, первые пять вавилонских царей смогли значительно расширить свои владения, но вровень со своими союзниками Вавилон пока не встал. Пока к власти не пришел Хаммурапи.


Расцвет Вавилона приходится на время правления шестого царя I Вавилонской династии – Хаммурапи (1792–1750 гг. до н.э.), который был выдающимся государственным деятелем, прозорливым и изворотливо-хитрым дипломатом, крупным стратегом, мудрым законодателем, расчетливым и умелым организатором.

Важнейшим деянием царствования Хаммурапи было составление свода Законов. Экономика, общественный и политический строй Вавилонского государства в правление Хаммурапи известны благодаря этому сохранившемуся сборнику Законов царя, его переписке с наместниками и чиновниками и частноправовым документам.

Издание Законов было серьезным политическим мероприятием Хаммурапи, направленным на консолидацию его обширной державы. Сборник Законов разделяется на 3 части: введение (пролог), текст самих законов (разбивка текста на 282 отдельных параграфа) и заключение (эпилог). Он является важнейшим источником по многим сторонам жизни вавилонского общества первой половины XVIII в. до н.э.

В тексте Законов можно выделить следующие разделы: 1. основные принципы правосудия (§ 1 – 5); 2. охрана собственности царя, храмов, общинников и царских людей (§ 6 – 25); 3. нормы, касающиеся служебного имущества (§ 26 – 41); 4. операции с недвижимостью, связанные с нею деликты (§ 42 – 88); 5. торговые и коммерческие операции (§ 89 – 126); 6. семейное право (§ 127 – 195); 7. телесные повреждения (§ 196 – 214); 8. операции с движимым имуществом и личный наем (§ 215 – 282). Далее следует эпилог, содержащий проклятия тем, кто отступит от установлений, содержащихся в Законах. «Пролог» и «Эпилог» написаны торжественным и архаичным языком и во многих отношениях напоминают литературные произведения, сами же узаконения изложены сухим и ясным, деловым языком.

В 1901–1902 гг. Французские археологи раскапывали развалины города Сузы, столицы государства Элам, восточного соседа древней Вавилонии. Вдруг лопата одного из работавших ударилась о какой-то камень. Очень осторожно, чтобы не подпортить интересный предмет, удалили слой земли и извлекли сначала один, а впоследствии второй и третий куски каменного столба. Учёным сразу врезались в глаза надписи и изображения, вырезанные на гладко вышлифованной поверхности чёрного камня искусным резчиком. Пришлось приложить огромные усилия для того, чтобы почти полностью, за исключением нескольких трещин и выбоин, составить и тщательно склеить драгоценные для науки обломки – закруглённый базальтовый столб, высотой в 2 м.

На лицевой стороне наверху были вырезаны две рельефные мужские фигуры с внушительными окладистыми бородами и в длинных одеждах, ниспадающих до самых пят. Один из этих старцев восседал на троне. Его голова была увенчана высоким остроконечным тюрбаном, а в правой, протянутой вперёд руке он держал коротенький жезл и большой круглый браслет. Другой стоял перед троном в подчинительной позе. Под изображением шла огромная надпись причудливыми клинообразными знаками.

Находка была перевезена в Париж и выставлена в одном из залов Лувра. Вавилонские клинописные тексты на поверхности столба сначала были переведены на французский язык, а затем последовали переводы на другие языки, в том числе и на русский.

Оказалось, что на столбе записаны те самые «Законы царя Хаммурапи». Фигуры, выгравированные на столбе, изображали самого царя Хаммурапи и бога солнца Шамаша. Бог как бы утверждал законы, изданные царём, и разрешал ему от имени богов творить суд и расправу над всеми своими подданными. К сожаленью, из 282 его законов к настоящему времени сохранилось только 247. При вступлении законов в силу, Хаммурапи заявил: «…Мардук направил меня, чтобы справедливо руководить людьми и дать стране счастье, тогда я вложил в уста страны истину и справедливость и улучшил положение людей…».

Законы Хаммурапи считались образцом законодательства на протяжении всей дальнейшей истории «клинописной культуры» Месопотамии.

Необходимо отметить, что мнения специалистов о месопотамских Законах значительно расходятся. Некоторые считают, что перед нами не законы в собственном смысле слова, а самовосхваление царей, долженствующие показать их мудрость и справедливость, либо некие теоретические упражнения месопотамских ученых, не имевшие практического значения. В науке же утвердилась точка зрения, согласно которой эти тексты являются настоящими законами, хотя и весьма архаичными, и распространяются на все население царства; однако они не дублируют обычного права там, где оно, с точки зрения законодателя, достаточно обеспечивало интересы правосудия и не нуждалось в замене новыми нормами; кроме того, несомненно, что эти законы, естественно, уделяют особое внимание интересам царского хозяйства и царских людей, особенно там, где царские интересы могли сталкиваться с интересами частных лиц.

Развитие хозяйства стран Древнего Востока

Сельское хозяйство

Экономика Вавилонского государства времен Хаммурапи базировалась на развитии ирригационного земледелия, садоводства, скотоводства, многообразных ремесел, внешней и внутренней торговли.

Основной отраслью производства в Вавилонии было сельское хозяйство. Во времена Хаммурапи наблюдается расширение посевных площадей (освоение залежных и целинных земель), расцвет такой интенсивной отрасли хозяйства, как садоводство (разведение финиковой пальмы), получение больших урожаев злаковых (ячменя) и масличных культур. Значительная часть обработанной земли принадлежала храмам, членам царской семьи, крупным торговцам, чиновникам царской и храмовой администрации. Мелкие землевладельцы обычно владели небольшими участками земли от 1/3 до небольших гектаров. Земледелие базировалось на искусственном орошении.

Основным продуктом питания горожан, как и сельских жителей, был хлеб. Поля, по выражению, употребленному в одном из писем того времени, были «душой страны». От их урожайности зависело снабжение городов зерном, и, в конечном счете – благосостояние всех граждан. Жизнь городов во многом была подчинена ритму сельскохозяйственных работ.

Сельское хозяйство было основой жизни в Месопотамии, неудивительно поэтому, что в Законах Хаммурапи уделяют ему очень большое внимание.

Наличие богатых пастбищ, под которые использовались горные склоны, степи, луга, способствовало дальнейшему развитию скотоводства. Среди домашних животных наряду с ослами, ишаками, мулами начинает появляться лошадь. Неоднократно в Законах Хаммурапи упоминаются стада крупного и мелкого рогатого скота, ослы, для пастьбы которых нанимались пастухи. Часто скот отдавался в наем для тяжелой работы на поле, гумне, перевозки тяжестей.

Картина хозяйственной жизни Вавилона будет не полной, если не

вспомнить про лесное хозяйство, которым руководил главный лесничий. Отдельные «лесные участки» находились в ведении его подчиненных, которые отвечали за сохранность лесов – источника очень ценных строительных материалов.

Сохранившиеся документы указывают на развитие земледельческого хозяйства, всецело основанного на искусственном орошении. Были проведены новые каналы, оросительная система объединялась в общегосударственном масштабе. Все хозяйство в целом основывалось на широкой эксплуатации труда рабов и свободных общинников.

Ремесло

В Вавилонском государстве значительного развития достигло ремесло. Оно было представлено самыми различными профессиями: строители домов, кораблей, столяры, плотники, камнерезы, портные, ткачи, кузнецы, кожевенники, ювелиры, пекари, пивовары и т.д. К ремесленным профессиям в то время причислялись также врачи, ветеринары, цирюльники, трактирщики. Для оплаты труда ремесленников Законы Хаммурапи устанавливали твердую плату, а также суровую ответственность за сделанную работу. «Если строитель построил человеку дом и свою работу сделал непрочно, а дом, который он построил, рухнул и убил домовладельца, этот строитель должен быть казнен», – гласит статья 229. Оплата труда врача зависела от принадлежности пациента к тому или иному классу и соответственно повышалась и понижалась. За неудачную операцию, сделанную свободному человеку, врачу отрубали кисть руки (статья 218). Совершенствование ремесел стимулировало активизацию роста научных знаний.

Ремесленники продавали свои изделия на рынке, но чаще они заключали с заказчиками контракты на изготовление различных предметов за определенную плату. Все это указывает на широкие товарные отношения в рабовладельческих обществах Передней Азии на заключительных этапах их развития.

Торговля

Развитию торговли способствовали объединение в рамках единого Вавилонского государства всей территории Месопотамии и сосредоточение всех внутренних и внешних торговых путей, идущих через долину Тигра и Евфрата в одних руках. Весьма закономерно, что продукты землевладения в аграрной стране становились объектами купли-продажи.

Предметом экспорта из Вавилонии было зерно, финики, сезамное масло, шерсть, ремесленные изделия. Импорт состоял из металлов, строительных пород камня и дерева, рабов, предметов роскоши.

В начале II тысячелетия до н.э. функции денег последовательно выполняет серебро, благодаря чему по сохранившимся документам возможно проследить соотношение цен на товары. Известны случаи, когда наниматель, наряду с традиционной натуральной оплатой, рассчитывался серебром и с работниками, проработавшими в его хозяйстве долгое время. С увеличением количества продуктов развивалась меновая торговля. Была введена единая система мер и веса. Помимо розничной существовала и оптовая торговля. Развитие торговли и ростовщичества влекло за собой дальнейшее социальное расслоение сельских общин и неизбежно приводило к развитию рабства.

Торговля была предметом особой заботы государства, и ею занимались специальные торговые агенты – тамкары, которые были подчинены государственному чиновнику – «вакиль тамкарим». Тамкары вели крупную государственную и собственную торговлю, притом часто осуществляли ее через более мелких торговцев-посредников – шамаллумов. За свою службу тамкары получали земельные и садовые участки, дома. Они выступали как арендаторы царской земли и земельных участков общинников. Нередко они были крупными ростовщиками.

Государство и общество древнего Востока

Социальная структура свободного населения

Вавилонское общество того состояло из полноправных свободных граждан (авилум), владевших недвижимой собственностью на правах членства к какой либо (городской или сельской общине), на лиц с ограниченными юридическими и политическими правами (мушкенум), не имевших недвижимой собственности, но получивших от государства за службу или работу в условное владение землю, и на рабов (вардум), которые были собственностью своих хозяев. Высшая дворцовая и храмовая знать относилась в авилумам. Свободные граждане, в число которых входили крупные земельные собственники, тамкары, жречество, крестьяне общинники, ремесленники, не составляли одного класса, а разделялись на класс рабовладельцев и класс мелких производителей. Законы Хаммурапи лишь в статье 202 различают «человека, высшего по положению» и «низшего по положению» и определяют разную степень их ответственности за совершение поступка. Во всех статьях Законов защищается частная собственность имущих граждан и интересы рабовладельцев.

Полноправные граждане (государственные и храмовые чиновники, купцы, писцы, жрецы, ремесленники и землевладельцы) являлись членами народного собрания, принимали участие в культовых обрядах местного храма и имели право на получение определенной доли храмовых доходов. В юридическом отношении полноправные граждане считались равноправными, и их статус был наследственным.

Кроме свободных граждан в вавилонском обществе имелась такая категория, как мушкенумы («склоняющийся ниц»). Они работали в царском хозяйстве. Мушкенумы не имели земли в собственности, но обладали ограниченными гражданскими правами. Членовредительство в отношении мушкенума возмещалось, как правило, денежным штрафом, тогда как в отношении свободных применялся принцип «талиона» («око за око, зуб за зуб»). Из Законов следует, что мушкенумы имели имущество и рабов, их права, как собственников, строго защищались. Их имущество охранялось законом более строго, ведь оно фактически есть составная часть царского имущества, за похищение которого преступнику, как и в других случаях, угрожала смертная казнь.

Отдельную социальную категорию в Древнем Вавилоне составляли воины, от которых в значительной степени зависела мощь государственной власти. Жизнь воина складывалась отнюдь не просто: в любом из боевых походов, которые следовали один за другим, его могли ранить, убить, захватить в плен. За отказ от участия в боевых действиях ему грозила смертная казнь, даже если он на свое место нанимал другого человека. Всегда по первому приказу царя воин должен был быть готов нести государственную службу с оружием в руках. Заинтересованность государства в поддержании боеспособной армии и соответственно в благосостоянии этой категории граждан отразилась в наделении их особыми правами.

Привилегиям и обязанностям воинов посвящался целый ряд статей Законов Хаммурапи – с 26-й по 41-ю. Из кодекса становилось ясно, что воин за службу получал от царя земельный надел, который в случае гибели воина передавали по наследству совершеннолетнему сыну. Если на руках у вдовы оставался малолетний сын, то она имела право на треть надела для воспитания будущего воина.

Имущество и земля воина, в соответствии с законом, не могли становиться объектом купли продажи или обмена. Купивший надел или скот воина терпел напрасные материальные убытки. Все возвращалось владельцу. За долги поле, сад и дом не могли быть отняты у воина, кроме тех случаев, когда имущество было приобретено им на собственные средства. Воинский надел не разрешалось использовать даже для выкупа самого хозяина, попавшего в плен. Расходы торговому агенту, совершившему выкуп в другом государстве, возмещал храм или само царское хозяйство.

Всеми перечисленными мерами государство стремилось обеспечить себя профессиональной армией необходимой численности.

В Вавилонии было принято посвящение девочек в храмы для службы богам, и эти девочки становились жрицами разных рангов, в том числе и весьма высоких. Сохранились сведения и о хозяйственной деятельности жриц, которые попали в категорию царских слуг после 1768 г. до н.э., когда царь подчинил храм своей власти. Они покупали в собственность земли, сады, дома, сдавали их внаем, занимались ростовщичеством, торговали. В отличие от других женщин, жрицы имели практически те же имущественные права, что и мужчины.

Законы Хаммурапи защищали интересы и других членов семьи. Все дети, независимо от пола, могли стать наследниками родительского имущества, хотя в первую очередь учитывались интересы старшего сына. Полноправными владельцами семейной собственности дети становились после смерти главы семьи, хотя если они брали на себя обязательство содержать обессилевшего отца, то могли вступить во владение и при его жизни. Если по каким-либо причинам отец хотел лишить своего сына, не имевшего вины перед законом, наследства, то сын мог рассчитывать на защиту суда. Законы Хаммурапи защищали семью и с других сторон. Похищение малолетнего сына грозило преступнику смертной казнью.

Рабство

Важное место в Вавилонском обществе занимал класс рабов. Рабы являлись полной собственностью своих хозяев, и по отношению к ним, у них были лишь одни обязанности, но никаких прав. Рабы были имуществом, вещью хозяина: в случае их убийства или членовредительства хозяину возмещали ущерб или отдавали раба за раба. Рабов продавали, покупали, отдавали в наем, дарили, не учитывая при этом их семейного положения. Они имели ряд отличий: это могли быть табличка на груди, особая прическа, клеймо, проткнутые уши. Частым наказанием раба было отрезание ему уха. Рабы нередко убегали от хозяев или пытались оспорить свое рабское положение, но зато их жестоко наказывали.

Но в то же время рабство в Вавилонии имело ряд своеобразных черт: рабы могли вступать в брак со свободными женщинами, сохранявшими при этом свои гражданские и имущественные права, их дети считались свободными. Рабовладелец, имевший детей от рабыни, мог включить их в число своих наследников.

Рабами владели храмы, частные лица, а также царь. В храмовых хозяйствах работали сотни рабов, состоятельные граждане владели тремя – пятью рабами. Крупные деловые дома владели десятками, а иногда даже сотнями рабов. Однако в количественном отношении рабов было меньше, чем юридически свободных. Когда хозяева не могли использовать труд рабов в своем хозяйстве или считали невыгодным, рабы нередко получали некоторое имущество (пекулий) с уплатой определенного оброка своему хозяину. Пекулий состоял из движимого (деньги, скот и т.д.) и недвижимого (поля, дома) имущества, собственником которого был хозяин раба. Этим имуществом раб должен был воспользоваться, прежде всего, в интересах своего господина. Величина оброка раба господину колебалась в зависимости от имущества раба, но в среднем в денежном исчислении он составлял 12 сиклей (85 г.) серебра. Для сравнения можно отметить, что такую же сумму составляла средняя годовая плата взрослого наемного работника, независимо от того, был ли он свободным или нет. Сам раб стоил около 60 – 90 сиклей серебра.

Длительное развитие классового общества в Месопотамии привело к существованию сложных и внешне противоречивых форм общественной жизни. Так, в I тысячелетии до н.э. в Вавилонии было немало рабов, имевших семьи, владевших домами и значительным имуществом, которым они могли распоряжаться, например, закладывать, сдавать в аренду или продавать. Рабы могли также иметь свои печати, выступать свидетелями при заключении различных деловых сделок. Кроме того, они могли судиться со свободными, разумеется за исключением своих хозяев. Неудивительно, что такие рабы покупали для работы в своих хозяйствах других рабов, а также нанимали других рабов и свободных. Однако, эти богатые рабы не могли выкупиться из рабства, так как право отпуска раба на свободу во всех случаях принадлежало исключительно хозяину. И чем богаче был раб, тем невыгоднее было хозяину отпускать его на свободу.

Естественно, в таком относительно привилегированном положении находилось меньшинство рабов, а большая их часть работала под присмотром своих хозяев и не владела никаким имуществом. Наиболее непокорных рабов, неоднократно совершавших побеги, держали под особым надзором в специальных работных домах, где был установлен тюремный режим.

Нет сомнения в том, что Законы Хаммурапи отстаивали интересы рабовладельцев, защищали их от «строптивого» раба. Закон всячески защищал интересы рабовладельца, имевшего право обратиться к властям, с просьбой вернуть убежавшего раба и наказать вора. Если убегал нанятый раб, то материальная ответственность возлагалась на его временного хозяина. Тех свободных граждан, кто помогал беглым рабам скрыть рабские знаки или укрывал их в своем доме, ждала суровая кара: от отсечения руки до смертной казни. За поимку беглого раба полагалось вознаграждение.

В Древнем Вавилоне существовало несколько источников пополнения рабской силы. В первую очередь, это многочисленные непрекращающиеся войны. Менее значимыми были внутренние источники. Свободный человек мог быть обращен в рабство за ряд преступлений, например, за нарушение правил содержания системы ирригации. Не исключалась и самопродажа в рабство. Следует заметить, что превращение в рабов свободных граждан противоречило интересам самого государства. Этот процесс приводил к уменьшению численности налогоплательщиков и, что, по-видимому, самое важное, к сокращению количества свободных землевладельцев, из которых формировалось ополчение. Наряду с регулярной армией, ополчение являлось одним из существенных факторов, определявших мощь государства.

Несмотря на исключительно подневольное положение, рабам представлялась трудноосуществимая возможность изменить свой социальный статус. Раб в судебном порядке имел право оспаривать свое рабское положение. Правда, прежде чем решиться на такой шаг человеку следовало серьезно подумать о последствиях: в случае проигрыша зазнавшегося раба ожидали большие неприятности.

Существование института рабства накладывало глубокий отпечаток на социальные отношения, идеологию, право и психологию общества.

Восточные государства-деспотии, их судопроизводство и право

Вавилонское государство приобрело определенные черты древневосточной деспотии. Во главе государства стоял царь, обладавший законодательной, исполнительной, судебной и религиозной властью. Обширным был фонд царских земель. Они либо сдавались в аренду, либо обрабатывались «ишшаккумами» – работниками подневольного труда, которые не владели средствами производства, получали зерновое довольствие, жили с семьями на царской земле и не имели права ее покинуть.

Сформировалось судебное ведомство – царский суд, выполняющий все судебные функции и заменивший собой храмовый суд, суд общины или суд квартала в городе, но все же некоторые права решать семейные и уголовные дела, совершенные на их территории, они сохранили. Судьи объединялись в коллегии, им подчинялись глашатаи, гонцы, писцы, составляющие судейский персонал.

Финансово-податное ведомство занималось сбором налогов, которые взимались серебром, натурой с урожая, скота, продуктов ремесла.

Царская власть опиралась на армию, формировавшуюся из отрядов тяжело- и легковооруженных воинов – редум и баирум. Их права и обязанности были определены в 16 статьях Законов Хаммурапи. Как уже было сказано, воины получали от государства за службу неотчуждаемые земельные наделы, иногда с садом, домом, скотом. Законы защищали воинов от произвола командиров, предусматривали выкуп их из плена, обеспечение семьи воина. Воин же был обязан исправно нести службу, за уклонение от которой его могли казнить.

Огромный бюрократический аппарат, деятельность которого строго контролировалась царем, выполнял все его распоряжения. При этом представители царской администрации «шакканакку» имели тесный контакт с представителями власти на местах: общинными советами и старостами общин – «рабианум». Сурово боролись в административном аппарате со взяточничеством, подкупом, недисциплинированностью, леностью.

Создание централизованного вавилонского государства и возвышение Вавилона нашли в дальнейшем свое отражение и в религиозном культе: во главе пантеона был поставлен местный бог, покровитель города Вавилона Мардук, некогда бывший одним из младших богов. Мифы приписывали этому богу функции демиурга – творца вселенной и людей, царя богов.

Древнейшие в истории человечества правовые памятники сохранили для нас первые и, подчеркнем, самые трудные шаги юриспруденции. В этом – их непреходящая ценность. Один из таких памятников и, пожалуй, самый известный – Законы Хаммурапи.

Вавилонское право, как и любое древнее право, не делилось на уголовное, гражданское, процессуальное, государственное и т.п. Текст Законов Хаммурапи носил «синтетический» характер, устанавливая одновременно и правила, и ответственность за их нарушение. Законы Хаммурапи уделяли много внимания наказаниям за различные проступки и преступления – от нарушения обязанностей, связанных со службой, до посягательств на имущество и преступлений против личности. Для Законов Хаммурапи характерно очень широкое применение смертной казни за самые различные виды преступлений – от присвоения чужого имущества до прелюбодеяния. За некоторые особо тяжкие, с точки зрения законодателя, преступления Законы Хаммурапи назначали квалифицированные виды смертной казни: сожжение за инцест с матерью, сажание на кол жены за соучастие в убийстве мужа. В остальных случаях Законы устанавливали либо наказание по принципу талиона («зеркального», т.е. наказание равным за равное, или «символического», когда, например, отсекают «согрешившую» руку), либо денежную компенсацию.

На имя царя приходило большое количество самых разнообразных жалоб. Однако сам царь не принимал решения, а направлял дело на рассмотрение в соответствующий орган.

От царского имени, хотя и автоматически, объявлялось помилование пойманному любовнику, при условии, что муж виновной прощал измену. Как свидетельствуют документы, царь собственноручно решал некоторые вопросы, связанные, в частности, с функционированием ирригационной системы.

Общее и особенное в развитии стран Ближнего Востока

История Древнего Востока ярко характеризует общие закономерности исторического процесса и те конкретные формы, в которых эти закономерности проявлялись в истории отдельных стран и народов. В целом история Древнего Востока – это история формирования и развития древнейших в мире цивилизаций.

Основные центры древневосточных цивилизаций сложились в долинах великих рек – Нила, Евфрата и Тигра, Инда и Ганга, Хуанхэ. Необходимость регулирования сложного режима этих рек определила некоторые общие черты в организации производства, известное единство древневосточного мира. Вместе с тем конкретное изучение истории различных его регионов показало глубокую индивидуальность каждой из древневосточных цивилизаций, их неповторимое историческое своеобразие.

Централизованная экономика, широкий спектр отношений зависимости, низведение юридически свободных и полусвободных лиц до положения невольников деспотической власти фараона, постоянное вмешательство государства во все сферы жизни и хозяйства – все это можно видеть в Древнем Египте.

Государственное и частное землевладение, частный сектор в экономике, сильные в хозяйственном и политическом отношении города, с которыми приходилось считаться вавилонским царям, наличие границ, открытых для вторжения в долину Двуречья воинственным соседям, характерны для общества Месопотамии.

Ярко выраженный военный характер ассирийского общества и государства, государственное объединение всего Ближнего и частично Среднего Востока под властью персов – неповторимые явления древневосточной и мировой истории.

Кастовая система, раздробленность, приведшая к сосуществованию различных форм политической организации – от монархии до республиканских образований при наличии культурного единства страны, – отличают цивилизацию Древней Индии от соседнего Китая с его оригинальной системой социальных рангов и деспотическим централизованным государством.

В истории Древнего Востока могут быть выделены три большие эпохи.

В первую эпоху (конец IV–III тысячелетие до н.э.) на Древнем Востоке существуют три основных цивилизованных центра – египетский, шумерский и древнеиндийский. Это первые в мире цивилизации, основные достижения которых во многом определили все последующее развитие региона. В Шумере, Египте и долине Инда были созданы древнейшие системы письменности, получили развитие монументальная архитектура и искусство. Египетские пирамиды, ступенчатые храмы-зиккураты древнего Шумера, городские комплексы Хараппы принадлежат к числу выдающихся достижений человеческой культуры.

Одновременно в течение III тысячелетия до н.э. идет интенсивное разложение первобытного строя и формирование социально-расчлененного общества в областях, примыкающих к великим цивилизациям Древнего Востока, – в Северной Месопотамии, в Иране, на юге Средней Азии, в Малой Азии, в Восточном Средиземноморье. Повсюду отмечаются признаки социальной и имущественной дифференциации, развиваются ремесла, формируются местные городские центры. Этому в немалой степени способствуют торговые и культурные связи с Египтом, Месопотамией и Северо-Западной Индией. Так к концу первого периода постепенно складывается система классовых обществ разного уровня развития, охватывающая обширную территорию от Восточного Средиземноморья до Индостанского полуострова.

Очаги первых цивилизаций с их городами, монументальной архитектурой и письменностью образовывали зону интенсивного развития. Их соседями были племена, развивающиеся замедленными темпами, но находящиеся в тесном взаимодействии с этими центрами. На периферии древневосточного мира, протянувшейся от степей Аравийского полуострова до Северного Кавказа и степного пояса Центральной Азии, все большее значение приобретают подвижные и воинственные скотоводческие племена.

Во вторую эпоху (II – первая половина I тысячелетия до н.э.) картина исторического развития намного усложняется, теперь уже группа различных государств образует политическую карту Древнего Востока. Во II тысячелетии до н.э. в долине Хуанхэ формируется новый очаг древнекитайской цивилизации, пока еще оторванный от других древневосточных центров, но уже, видимо, воспринимающий ряд культурных достижений соседних племен и народов. Города-государства складываются в Восточном Средиземноморье (Угарит, Эбла, Библ, Алалах), в Малой Азии и Северной Месопотамии, где формируются Хеттская и Ассирийская державы;

В III тысячелетии до н.э. некоторое развитие отмечается в поливном земледелии за счет усовершенствования орудий труда и агротехники. Но особенно характерен прогресс для разного рода ремесленных производств, число и масштабы которых увеличиваются. Широкое внедрение различных металлических сплавов, и в первую очередь бронзы, вело к необходимости расширения обмена и торговли. Оформляются международные торговые пути, растет количество торговых факторий, создаются своего рода международные объединения торговцев. Все это отразилось и на международных отношениях – начинается борьба за преобладание на торговых путях.

Также усложняется картина социального развития, формы эксплуатации становятся более разнообразными, иногда замаскированными. В связи с развитием частной собственности появляются ростовщичество и долговое рабство. Делаются попытки повысить рентабельность труда подневольных работников, заинтересовать их в его результатах. Наиболее дальновидные представители правящих классов стараются смягчить социальные противоречия, ограничить их крайние проявления, что, например, нашло отражение в законодательстве вавилонского царя Хаммурапи (XVIII в. до н.э.). Однако эти временные реформы в итоге приводят лишь к обострению социальных конфликтов и внутренней борьбы. Так, в Египте мощное восстание бедняков и рабов в XVIII в. до н.э. серьезно потрясло все государство. Идет борьба и между отдельными группировками правящего класса за увеличение своей доли власти и богатства.

Пополнение ресурсов стран за счет получения дани и прямого грабежа соседей, необходимость постоянного увеличения контингента рабов-военнопленных, попытки в какой-то мере погасить внутренние противоречия проведением активной внешней политики приводят, особенно начиная с середины II тысячелетия до н.э., к увеличению военных столкновений. Большое значение придается развитию армии и военного дела, создаются специализированные воинские подразделения, особую роль в сражениях начинают играть отряды колесниц. В XV–XIV вв. до н.э. разворачивается напряженная борьба между Египтом, Митанни и хеттами за господство в Восточном Средиземноморье. Египет эпохи Нового царства, по существу, представлял собой мощную военную державу, процветающую за счет ограбления соседних стран. Именно в это время создаются наиболее величественные памятники египетской архитектуры. В ходе беспрерывных войн, взимания с побежденных колоссальной дани, а иногда и прямого ограбления покоренных стран происходит как бы насильственное перераспределение прибавочного продукта в масштабах всего переднеазиатского региона. То одна, то другая страна претендует на политическое лидерство и право беспрепятственного грабежа соседей. В этом отношении весьма характерно формирование в IX–VII вв. до н.э. великой Ассирийской державы. Опираясь на лучшие для своего времени вооруженные силы, ассирийские цари последовательно проводили по отношению к покоренным странам и народам политику «тяжелой дани», уничтожения селений, массовых убийств, что неизбежно вело к обнищанию, вызывало волнения и восстания. Недаром у народов Древнего Востока Ассирия именовалась «логовищем львов», а ее столица Ниневия – «городом крови». Создаваемые таким образом военно-административные объединения не представляли собой прочных государств. Вставшее во главе объединения государство более стремилось к грабежу, чем к развитию своего хозяйства.

Такая политика противоречила прогрессивным тенденциям в развитии стран Древнего Востока, где в эту эпоху отмечается неуклонный рост ремесла и торговли, развитие товарных отношений. Носителями этих тенденций становятся городские центры, особенно в Вавилонии и Финикии. Развитию экономики способствовало и повсеместное внедрение железных орудий труда.

Наконец, третья эпоха (середина I тысячелетия до н.э. – середина I тысячелетия н.э.) – это заключительные этапы существования древневосточных обществ. В Передней Азии военная Ассирийская монархия уступает место гегемона Новому Вавилону и Мидии. В VI–IV вв. до н.э. наиболее значительным военно-административным объединением древнего мира становится Персидская империя Ахеменидов. Включение в ее состав областей от Малой Азии и Египта до Средней Азии и Северо-Западной Индии привело к усилению международных связей. Начиная со II в. до н.э. устанавливаются регулярные отношения с китайской цивилизацией, до этого развивающейся в относительной изоляции. Торговые караваны пересекают центральные азиатские пустыни, идет интенсивный обмен культурными достижениями, в Индии и Китае получает распространение одна из древнейших мировых религий – буддизм. Многие государства Ближнего Востока вступают в тесное взаимодействие с классовыми обществами Европы, представленными сначала государствами Греции, а затем Римской державой. В результате формируется обширный пояс древних цивилизаций, протянувшихся широкой полосой от Атлантического до Тихого океанов.

Для социально-экономической характеристики эпохи показательно дальнейшее развитие торговли и ремесленных производств, рост городов и своего рода разделение труда между торгово-ремесленными центрами и аграрной периферией. Повышается и товарность хозяйства, о чем свидетельствует развитие системы денежных отношений. Деньги в монетной форме получают широкое распространение и в Ахеменидской державе, и в циньском Китае, и в индийской империи Маурьев. Развитие товарно-денежных отношений в ряде случаев встречает полную поддержку правительства, проводящего политику активного градостроительства, заботящегося о развитии и охране дорог и торговых путей. Рабский труд еще сохраняет свое значение, и древние источники дают достаточно детальную классификацию рабов: военнопленные, рабы по рождению, кабальные рабы, рабы по наказанию и многие другие категории. Одновременно в производстве используются и наемные работники из числа обедневших общинников, практикуется сдача земельных участков в аренду. Исподволь идет наступление крупных землевладельцев на свободных общинников, постепенное превращение их в феодально-зависимых крестьян. Сопротивляясь закабалению, общинники поднимают восстания. Иногда предпринимаются реформы для поддержания общины, но в классовом обществе они имели утопический характер.

При рассмотрении огромной зоны древневосточных обществ особенно ярко видны черты специфики в развитии отдельных стран, их этнических и культурных особенностей, исторических судеб. В Передней Азии поражение Персидского государства в столкновении с Грецией привело к своеобразному синтезу традиций двух регионов в форме эллинистических государственных образований, синтезу, давшему особенно плодотворные результаты в сфере культуры. Эллинистические государства в ряде случаев сравнительно скоро приобрели черты деспотической монархии. В Индии тенденции к созданию крупных государств получили реальное воплощение к середине I тысячелетия до н.э.

Приблизительно в это же время начинается интенсивный процесс создания крупного централизованного государства и в Китае с характерными чертами деспотической монархии. Специфической чертой развития Индии является общинно-кастовая система, в то время как в Китае значительную роль в общественной жизни играл традиционализм сословных рангов. В рассматриваемую эпоху особенно отчетливыми становятся и черты кризиса традиционных форм эксплуатации, в обществе начинается их внутреннее перерождение. Специфическая организация древневосточного общества логически подходила к своему концу. Крушение крупнейших держав – Кушан, Парфии, ханьского Китая, как и крушение Римской империи, в известной мере означало конец древней эпохи, на смену которой шел феодализм.

Народы Древнего Востока создали богатую культуру, которая оказала большое влияние на развитие мировой культуры. Здесь были разработаны почти все виды письменности, в том числе и алфавитная система письма, затем заимствованная греками, римлянами и многими другими народами мира. Гениальные «Эпос о Гильгамеше», «Рассказ Синухета», страстные публицистические книги древнееврейских пророков, священная книга народов Древнего Ирана и Средней Азии «Авеста», замечательные эпические поэмы древних индийцев «Махабхарата» и «Рамаяна», гигантские пирамиды, древневавилонские зиккураты, урартские скальные крепости и величественные дворцы ассирийских царей, успехи древнеегипетских жрецов в области медицины, вавилонян в астрономии и разработке права, индийские философские системы, конфуцианство и даосизм в Китае – вот лишь некоторые достижения народов Древнего Востока, вошедшие в сокровищницу мировой культуры.

2. История Древнего Востока. Ч.I. Месопотамия. Под ред. Дьяконова И.М.М., 1983.

3. Кленгель-Брандт Э. Путешествие в древний Вавилон. М., 1999.

4. Клочков И.С. Духовная культура Вавилонии. Человек, судьба, время. М., 1983.

5. Никифоров В.Н. Восток и всемирная история. М., 1977.

6. Оппенхейм А.Л. Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации. М., 1980.

7. Хрестоматия по истории Древнего Востока. М., 1997.

Кодекс царя Хаммурапи является значительным историческим памятником Древнего Вавилона, отражает основы общества, социальное положение жителей государства, его экономическое развитие. Свод законов Хаммурапи свидетельствует о том, что основу экономики Старовавилонского царства составляло натуральное хозяйство. В законах также отражено развитие товарно-денежных отношений, ростовщичества. Всего экономическим отношениям отведено около 50 статей.

Главным занятием жителей Вавилона являлось земледелие с искусственной системой орошения. Орудия труда были достаточно примитивными: мотыга, серпы приспособления для боронования. В Древнем Вавилоне применялись орудия труда из бронзы, известны случаи применения железных изделий. Систематическое использование металла способствовало росту производительности труда в земледелии. Именно во времена Старо-Вавилонского царства стал широко применяться плуг усложненной конструкции, который был оснащен специальной воронкой, куда засыпалось зерно, и трубкой, через которую семена попадали в борозду. Однако, по некоторым сведениям, такой плуг изобрели еще при III династии Ура. При вспашке использовалась тягловая сила быков. До­­машние животные – ослы, ишаки, мулы, начинает появляться лошадь.

Высокая урожайность земледелия достигалась не только исключительным плодородием почвы, но и развитой ирригационной системой. Короткий зимний период дождей с небольшим количеством осадков, высокая температура воздуха в летние месяцы, а также несовпадение периода разлива рек со временем посадки определили важное значение искусственного орошения. Главные каналы брали свое начало у рек Тигра и Евфрата, дальше от них ответвлялись все более и более мелкие, пока влага не попадала непосредственно на поля. Необходимый уровень воды в системе поддерживался за счет плотин. Воду в высокие районы, куда она не достигала во время подъема рек, поднимали при помощи специальных водоподъемных сооружений, которые оставались несложными в техническом отношении и требовали значительных затрат физического труда человека. центральная власть заботилась не только о расширении ороcительной сети, но и о содержании ее в порядке. Царь чаcто давал распоряжения о расчистке каналов и о различных работах, связанных с ирригацией. Если в царcкий дворец поступали сведения, что в какой-либо местности не хватает воды для орошения, то из дворца посылалось распоряжение о принятии мер для обеспечения населения водой. Еcли не хватало воды для орошения полей, арендованных у дворца, то местные чиновники должны были принять меры к орошению этих полей или же заменить неорошаемое поле орошаемым. Больше того, меcтные чиновники несли материальную ответственность за нормальное орошение арендованных у царя земель: в случае неурожая из-за плохого орошения недоимка арендной платы начиcлялась на местного чиновника. Если прорывалась плотина, чиновники должны были найти рабочую cилу, необходимую для исправления повреждений. Если наводнение не достигало высоких полей, то по приказу царя устанавливались водоподъемники. В судебнике Хаммурапи cохранились оcобые статьи, уcтанавливающие ответственность общинников за сохранение в порядке данного участка ирригации. Если по чьей-либо вине проиcходил прорыв в плотине и был затоплен соседний участок, виновный должен был возместить стоимость погибшего xлеба. Если он этого сделать не мог, то его cамого и его имущество следовало продать, обратив вырученные деньги на возмещение убытков, понеcенных владельцами соседних полей.

Во II тысячелетии до н.э. на полях Вавилонии возделывали не только зерновые культуры. Во времена Хаммурапи активно развивается садовое хозяйство с различными сортами фруктовых деревьев. Обширные территории засаживались финиковой пальмой. Государство, защищавшее интересы земельных собственников, заботилось также и о владельцах садовых участков. По 59-й ст. законов Хаммурапи за самовольную порубку дерева в чужом саду следовало уплатить высокий штраф - полмины серебра. Законодатель, cтоящий на страже имущественных интересов богачей, устанавливал высокую плату за аренду сада в размере 2/3 садового дохода. Если cадовый доход уменьшался, арендатор был обязан уплатить аренду соответственно с доходом соcеднего участка.

Наличие богатых пастбищ, под которые иcпользовались горные склоны, степи, луга, способствовало дальнейшему развитию скотоводства. За кражу скота, порчу орудий труда существовали различные штрафы и наказания, записанные в кодексе Хаммурапи. Штраф за кражу оросительного орудия: «§259. Если человек украдет оросительное орудие с обрабатываемой земли (общины, то) он должен отдать хозяину оросительного орудия 5 сиклей серебра». Также обозначены расценки найма скота, услуг: «§271. Если человек наймет быков, повозку и его погонщика, (то) он должен давать 180 ка хлеба в день».

Вавилон располагался на скрещении речных и караванных торговых путей, что способствовало развитию торговли. Особенное значение получила внешняя торговля. Государственная власть активно пыталась сосредоточить в своих руках большое количество обрабатываемых земель и постоянно вмешивалась в хозяйственную жизнь страны, пыталась централизовать в своих руках внешнюю торговлю. Эту торговлю вели тамкары, торговавшие либо по поручению царского дворца, либо на свой собственный страх и риск. Особые государственные чиновники, называвшиеся «вакиль тамкары», руководили этой торговой деятельностью. Из Вавилонии, как из аграрной страны, вывозили главным образом сельскохозяйственные продукты: пшеницу, ячмень, растительное масло, финики и шерсть. Кроме того, из Сиппара, центра шерстоткацкого производства, вывозили, в частности, в Элам шерстяные ткани. А из Элама в Вавилонию привозили металлическую руду (медь и серебро), из Ассирии - свинец и другие металлы, из соседней горной страны Гутиума - рабов. Наряду с внешней и крупной оптовой торговлей существовала и внутренняя, особенно розничная торговля. Мелкие торговцы, получая у крупных богачей или у храмов ссуды или товары, самостоятельно вели свои торговые операции, перевозя товары по рекам и каналам из одного города в другой - из Ларсы в Ниппур, из Вавилона в Сиппар и т. д. Законодатель, защищавший интересы собственников-богачей, принимал меры к тому, чтобы обеспечить крупному оптовому торговцу высокую, установленную законом прибыль. По законам Хаммурапи взявший у крупного торговца ссуду обязан был вернуть взятые деньги в двойном размере, даже в том случае, если он не наживал барыша. Единственной причиной, которая освобождала взявшего ссуду от необходимости ее возвращения, были военные действия.

Торговые сделки совершались на особых рынках, где, судя по документам, устанавливались цены на различные товары. Эти цены колебались в завиcимости от хозяйственных условий и времени года. В царствование Хаммурапи продукты сельского хозяйства стоили значительно больше, чем в Уруке при Сингашиде. Так, например, шерсть была вдвое дороже, растительное масло - в три раза, а зерно - вдвое дороже. Подорожание продуктов при Хаммурапи, возможно, объясняется длительными войнами, которые в то время вел Вавилон и которые должны были отразиться на хозяйственной жизни страны, отрывая свободных земледельцев от их обычных сельскохозяйственных работ.

Расширение и усиление Вавилонского царства привели к дальнейшему развитию внешней торговли. Вавилонские купцы отправлялись в cоседние страны, чтобы там покупать или продавать различные товары, в частности рабов. Стоимоcть некоторых товаров устанавливалась по курсу цен, который в то время стоял на одном из иностранных рынков, например в Туплиаше. При I вавилонской династии Вавилон превращается в крупный торговый центр не только Месопотамии, но и ряда соседних стран. Зерно в расчетах играет такую же роль, как и серебро: зерном выплачивается вознаграждение сельскохозяйственным работникам, погонщикам волов, пастухам, за наем скота и повозок, а также жалованье чиновникам и судьям. Государство, владевшее большими землями, накапливавшее множество различных продуктов в своих складах, было заинтересовано производить все расчеты натурой. С другой стороны, сельские общины все еще продолжали жить в условиях примитивного и замкнутого натурального хозяйства.

Большую роль в вавилонском хозяйстве играли глина и тростник, а также шерсть, кожи, лен, пальмовое волокно и другие виды сельскохозяйственного сырья, которыми изобиловала страна. Эти богатства в сочетании с очень ранним развитием внешней торговли и явились той основой, на которой выросла промышленная и торговая слава Вавилона, достигшая зенита в эпоху столпотворения.

Дерево, как и камень, было дорогим и редким. Местные породы дерева - древесина финиковых пальм, тамарисков, сикомор, ивы и др. - шли на мелкие бытовые поделки, но мало годились для изготовления более ценных вещей. Для последних использовали привозную древесину кедра, кипариса, дуба, бука и т. д. Вавилонские мебельщики завоевали своим мастерством заслуженную славу у соседних народов. Они изготовляли и легкую плетеную утварь из ивовых прутьев и тростника, дорогую полированную, мебель с инкрустациями из золота, серебра, слоновой кости, драгоценных камней.

Глина во многих случаях заменяла недостающие камень, дерево и металлы. Глиняные изделия сопровождали вавилонянина от рождения до смерти. Сами люди, по поверьям вавилонян, были созданы из глины. Мастерство шумеро-вавилонских гончаров оставалось непревзойденным на протяжении всей древней истории Ближнего Востока. Его образцам следовали и подражали все соседние народы. Помимо посуды, вавилонские гончары делали из глины бочки-пифосы, ящики, жаровни, гробы, веретена, светильники, разнообразные статуэтки культового и бытового назначения, серпы и т. д. Из глины и глиняных кирпичей возводились все постройки, начиная с хижин бедняков и кончая царскими дворцами.

Тростник, прутья и пальмовое волокно служили материалом для самых разнообразных плетеных изделий - циновок, ковров, корзин, сумок, сосудов и т. п. Эти вещи широко использовались вавилонянами в быту.

Широкое развитие получила обработка кожи, чему способствовало обилие скота в стране. Из кожи изготовляли обувь, предметы вооружения (колчаны, щиты, панцири, шлемы), конской упряжи (уздечки, ремни, вожжи, хомуты, шлеи, поводья, бичи), мехи для хранения жидкостей и многое другое. Специфически ассиро-вавилонским изделием были кожаные бурдюки, надувавшиеся воздухом, на которых вплавь переправлялись через реки. Такой бурдюк входил в состав солдатской амуниции.

В Старовавилонском царстве были широко распространены пивоварение, масло- и виноделие, хлебопечение, кондитерское дело, приготовление муки, крупы, косметики, парфюмерии и т. д. Все эти товары пользовались большой популярностью у соседних народов.

Особую славу Вавилону создало его текстильное производство. Основным сырьем для него издревле служила шерсть - овечья и в меньшей степени козья. Шерсть и лен давало сельское хозяйство страны. Основными производителями их были храмы, располагавшие обширными пастбищами и землями. Частные лица получали шерсть и лен либо от храмов в виде «кормления» и «содержания», либо покупали на рынке, так как не имели возможности держать овец и сеять лен в своих небольших имениях. Овцеводство в VII - VI вв. в Вавилонии достигло невиданных ранее размеров. В эту эпоху были изобретены и вошли во всеобщее употребление железные ножницы для стрижки овец.

Сведений о конструкции ткацких станов у вавилонян не сохранилось. Но вавилонские ткани по качеству не уступали египетским, которые изготовлялись на горизонтальных и вертикальных станах. Как и у других древних народов, вавилонские ткачи ткали сразу готовые изделия - одежды, покрывала, ковры, скатерти и др. Но в VII-VI вв. покрой одежды настолько усложнился, что появилась профессия портного. Вытканные изделия вышивались, подвергались окончательной отделке валяльщиками и прачечниками, которые вытаптывали их ногами в ямах или чанах с моющим раствором из масла с добавкой поташа, соды, квасцов и мочи, выколачивали вальками, полоскали, сушили и белили на солнце, наводили ворс щетками из чертополоха.

Вавилонским кузнецам не приходилось плавить металл из руды, но они постоянно имели дело с его переплавкой, изготовлением и очисткой сплавов, очень точно определяли состав сплавов золота и серебра, умели очищать эти металлы от примесей. Вавилонские мастера обрабатывали металл ковкой, литьем, прокаткой, чеканкой, гравированием.

Ремесленный труд, в отличие от земледельческого, не пользовался уважением. Отрицательное отношение к ремеслу и ремесленникам, присущее древнему миру в целом, носило традиционный характер, связанный с классовой структурой вавилонского общества и представлениями о гражданской чести.

1. Характер экономики Древней Вавилонии

Экономика, общественный и политический строй Вавилонского государства

в правлении Хамурапи известны благодаря сохранившемуся своду законов этого

Экономика вавилонского государства времени Хамурапи базировалась на

развитии ирригационного земледелия, садоводства, скотоводства,

многообразных ремесел, внешней и внутренней торговли.

Во времена Хамурапи наблюдается расширение посевных площадей

(освоение залежных и целинных земель), расцвет такой интенсивной отрасли

сельского хозяйства как садоводство (разведение финиковых пальм), получение

больших урожаев злаковых (ячмень) и масленичных культур. В значительной

степени это достигалось за счет расширения ирригационной сети по всей

стране. Специальные чиновники обязаны были наблюдать за состоянием больших

и малых каналов. Государственная власть в лице царя не только заботится о

расширении оросительной системы, но и о содержании ее в порядке. Царь

постоянно дает распоряжения местным чиновникам относительно расчистки

каналов и производства различных работ, связанных с ирригацией. Если

поддерживать в порядке всю оросительную сеть было функцией государства, то

устанавливают ответственность каждого общинника за сохранение в порядке

данного участка ирригации, причем если по чьей-то вине произошел в плотине

прорыв и был затоплен соседний участок, то виновный должен был возместить

уничтоженный хлеб. Если же он не в состоянии возместить хлеб, то по ст.54

его самого и его имущество следует продать, обратив вырученные деньги на

возмещение понесенных убытков. Из документов архива Мари явствует, что к

выполнению ирригационной повинности привлекалось все способное к труду

население - от свободных до рабов, за уклонение от нее виновных наказывали

вплоть до смертельной казни. Целый ряд других документов этого времени

указывает на усиленный контроль, проводившийся центральной властью на

о том, что в той или иной области не хватает воды для орошения, то из

дворца немедленно направлялось соответствующее распоряжение местному

чиновнику о принятии мер для обеспечения полей водой. Арендаторы, снимавшие

в аренду участки царской земли, должны были быть обеспечены водой для

орошения земли. В том случае, если воды для орошения этих арендованных

полей не хватало, местные чиновники должны были принять меры к орошению

этих полей, либо заменить неорошенное поле орошенным. На это указывают

многочисленные царские письма, возлагающие на местных чиновников

материальную ответственность за нормальное орошение всех арендованных

земель. В случае неурожая из-за плохого орошения местный чиновник должен

был платить за арендатора недоимку его арендной платы. Важным своим

деянием Вавилонский царь считал проведение грандиозного канала, названного

“Нар-Хамурапи” (“рекой Хамурапи”), о котором говорилось, что это “богатство

народа”, приносящее воды “Шумеру и Аккаду”.

Постоянно чувствую потребность в строительном материале, царь

принимает ряд мер к охране лесов, которые были разбиты на отдельные “лесные

участки” и находились в ведении особых “лесничих”, подчинявшихся главному

лесничему. Сохранился документ, в котором царь приказывает расследовать

дело о порубке деревьев на лесных участках, порученных ведению главных

лесничих Аблианум и Синмагир, а также узнать, кто срубил деревья: лесничие

или “чужая рука” (т.е. злоумышленник). Лесничие несли ответственность за

сохранность лесов. За должностные преступления они карались смертной

Развивалось в крупных масштаба и скотоводство. Неоднократно в законах

упоминаются стада крупного и мелкого рогатого скота, если для пастьбы

которых нанимаются пастухи. Часто скот отдается внаем для работы на поле,

перевозке тяжестей. Целый ряд статей кодекса определяет ответственность за

нанятый скот, возмещение убытка в случае причинения ущерба.

Ремесло представлено самыми различными профессиями: строители домов,

кораблей, столяры, плотники, камнерезы, портные, ткачи, кузнецы, кожевники.

К ремесленным профессиям в то время причисляли также врачей, ветеринаров,

цирюльников, трактирщиков. Для оплаты труда ремесленников законы Хамурапи

устанавливают твердую плату, а также суровую ответственность за сделанную

работу. “Если строитель построил человеку дом и свою работу сделал

непрочно, а дом, который он построил, рухнул и убил домовладельца, этот

строитель должен быть казнен” - гласит ст.229. Оплата труда врача зависела

от принадлежности пациента к тому или иному классу общества и

соответственно повышалась или понижалась.

Развитию торговли способствовали объединение в рамках единого

Вавилонского государства всей территории Месопотамии и сосредоточение всех

внутренних и внешних торговых путей, идущих через долину Тигра и Ефрата, в

одних руках. Предметом экспорта из Вавилонии было зерно, финики, сезамовое

масло, шерсть, ремесленные изделия (ст.104, 237). Импорт состоял из

металлов, строительного камня и дерева, рабов, предметов роскоши. Торговля

была предметом особой заботы государства и ею занимались особые специальные

торговые агенты - тамкары, которые вели крупные государственную и

собственную торговлю, осуществляя ее часто через более мелких торговцев-

посредников. За свою службу тамкары получали земельные и садовые участки,

дома. Они выступали и как арендаторы царской земли и земельных участков

общинников, а также нередко являлись крупными ростовщиками. Тамкары вели

торговлю под руководством особых чиновников, называвшихся “вакиль тамкары”.

Наряду с крупной оптовой торговлей существовала также и мелкая,

розничная. Мелкие торговцы, получая у крупных богачей или храма ссуды или

товары, вели торговые операции на свой страх и риск. Законодатель,

защищавший интересы собственников-богачей, и в данном случае принимал ряд

мер к тому, чтобы гарантировать крупному оптовому торговцу высокую,

установленную законом прибыль. По ст.101 взявший у крупного торговца ссуду

обязан был вернуть взятые деньги в двойном размере, даже в том случае, если

он не наживал барыша. Единственной причиной, которая освобождала взявшего

ссуду от ее возвращения, были военные действия (ст.103)

Торговые сделки на продукты сельского хозяйства совершались на особых

рынках, где устанавливались цены на товары, стоимости взятого взаймы зерна

“по курсу дня, поскольку стоимость различных продуктов часто колебалась в

зависимости от общих хозяйственных условий, а также от времени года.

Важнейшими торговыми центрами являлись Вавилон, Ниппур, Сиппар, Ларса, Ур.

Но хозяйственный строй Вавилонии в основном остается натуральным.

Зерно в расчетах играет такую же роль, как и серебро. Зерном выплачивается

вознаграждение сельскохозяйственным работникам, погонщикам волов, пастухам,

за наем повозок, волов и ослов, а также жалованье царским чиновникам и

Имущественное и социальное расслоение свободных общинников.

Структура вавилонского общества в эпоху Хамурапи свидетельствует о

все более четко проявляющемся и развивающемся рабовладельческом его

характере. В законах проводится резко ощутимая граница между свободными

гражданами и рабами.

Свободный полноправный гражданин именовался “авилум” - человек. Но

свободные граждане, в число которых входили крупные земельные собственники,

тамкары, жречество, крестьяне - общинники, ремесленники, не составляли

одного класса, а разделялись на класс рабовладельцев и класс мелких

производителей. Судебник Хамурапи лишь в одной из статей различает

“человека, высшего по положению” и “низшего по положению” и определяет

разную степень их ответственности за совершение проступка. Во всех статьях

закона защищается частная собственность имущих граждан и интересы

рабовладельцев.

Поскольку основную массу населения вавилонского общества составляли

мелкие производители и мелкие собственники, дававшие в казну значительные

налоговые поступления и обеспечивающие военную мощь государства, в законах

нашли отражение и их права. Например, некоторые статьи защищают их от

произвола ростовщиков: последним запрещалось самим забирать урожай в счет

уплаты долга; регламентировался размер процентов на сумму долга (20% за

взятое в долг серебро, 33% - за зерновую ссуду); сурово, вплоть до смертной

казни, каралось дурное обращение с заложником; долговая кабала

ограничивалась тремя годами. Однако приостановить процесс расслоения мелких

производителей было невозможно: этот класс постепенно распадался,

пополняя, с одной стороны, класс рабовладельцев, с другой - рабов.

Старовавилонские деловые документы сохранили ряд сделок, где

фигурируют имена крупных ростовщиков, например Бальмунамхе из Ларсы,

который часто совершал обмены и покупки садовых участков, видимо, округляя

свои владения, приобретал целинные земли, перекупал рабов, скупал у

нуждающихся матерей их детей. Нередко также совершались сделки по найму на

работу детей и младших братьев обедневших сограждан.

Кроме свободных в вавилонском обществе имелась такая категория, как

мушкенумы. Термин “мушкенум” переводится как “склоняющийся ниц”. Мушкенумы

работали в царском хозяйстве. Утратив связь с общиной, они не имели земли и

собственности, а получали ее за царскую службу в условное владение, к тому

же обладали ограниченными гражданскими правами. Членовредительство в

отношении мушкенума возмещалось, как правило, денежным штрафом, тогда как в

отношении свободных применялся принцип “талиона” (“око за око, зуб за

зуб”). Оплата лечения мушкенума была в два раза меньше, чем свободного

человека, и т.д. Но из законов явствует, что мушкенумы владели имуществом и

рабами, их права как собственников строго защищались, при этом имущество их

рассматривалось наряду с собственностью дворца, на службе которого они

состояли.

Рабовладение, его источники и характер

Низший класс вавилонского общества составляли рабы (“вардум”).

Источниками рабства служили война, имущественное расслоение, приводившее к

долговой кабале, неравноправное положение членов семьи, находившихся под

патриархальной властью отца, что давало ему право отдать их в залог или

продать в рабство, самопродажа в рабство, обращение в рабство за некоторые

преступления (отказ усыновленного от приемных родителей, расточительство

жены, небрежность общинника в отношении оросительного сооружения),

наконец, естественное воспроизводство рабов. Различались рабы

частновладельческие, государственные (или дворцовые), рабы мушкенумов,

храмовые рабы. Семья среднего достатка имела от 2 до 5 рабов. Иногда в

богатых семьях их число достигало нескольких десятков. Рабы были имущество,

вещью хозяина: в случае их убийства или членовредительства хозяину

возмещали ущерб или отдавали раба за раба. Рабов продавали, покупали,

отдавали внаем, дарили, похищали. Они имели ряд отличий: это могли быть

таблички на груди, особая прическа, клеймо, проткнутые уши.

Распространенным наказанием раба было отрезание уха. Рабы нередко убегали

от хозяев или пытались оспорить свое рабское состояние, но за это их

жестоко наказывали. Тех свободных граждан, кто помогал беглым раба скрыть

рабские знаки или укрывал их в своем доме, ждала суровая кара: от отсечения

руки до смертной казни. За поимку беглого раба полагалось вознаграждение.

Но в то же время рабство в Вавилонии имело ряд своеобразных черт; рабы

могли иметь небольшое имущество, которым в конечном счете распоряжался

хозяин, могли вступать в брак со свободными женщинами, сохранявшими при

этом гражданские и имущественные права, дети от таких браков считались

свободными. Рабовладелец, имевший детей от рабыни, мог включить их в число

законных наследников своего имущества

Политический строй Вавилонии

Вавилонское государство приобрело определенные черты древневосточной

деспотии. Во главе государства стоял царь, обладавший законодательной,

исполнительной, судебной и религиозной властью. Обширным был фонд царских

земель; в Ларсе, например, он составлял 30-50% обрабатываемой площади. Но

структура хозяйства принципиально изменилась по сравнению с эпохой III

династии Ура. Для последней было характерно создание в масштабе всей страны

гигантского царско-храмового хозяйства, функционирование которого

обеспечивалось свободными (административный персонал, ремесленники, воины)

и в основном рабами и подневольными работниками, получавшими натуральное

довольствие из казны. Для старовавилонского периода перспективными в

экономическом отношении оказались иные тенденции: поощрение общинно-

частного сектора собственности и раздача царских земель, мастерских,

пастбищ в аренду или в условное держание за службу чиновниками, воинами,

мушкенами и др.

Сформировалось судебное ведомство. Видное место в нем занял царский

суд, сосредоточивший в своих руках основные судебные функции и заметно

потеснивший храмовый суд, суд общин, суд квартала в городе, однако

некоторые права решать семейные и уголовные дела, совершенные на их

территории, они все же сохраняли. Судьи объединялись в коллегии, им

подчинялись так же глашатаи, гонцы, писцы, составлявшие судебный персонал.

Финасово-податное ведомство занималось сбором налогов, которые

взимались серебром и натурой с урожая, скота, продуктов ремесла.

Царская власть опиралась на армию, формировавшуюся из отрядов тяжело и

легковооруженных воинов - редум и бариум. Их права и обязанности были

определены в 16 статьях законов Хаммурапи. Воины получали от государства

за службу неотчуждаемые земельные наделы, иногда с садом, домом, скотом.

Законы защищали воинов от произвола господ, предусматривали выкуп их из

плена, обеспечение семьи воина. Воин же был обязан исправно нести службу,

за отклонение от которой его могли казнить.

Огромный бюрократический аппарат, деятельность которого строго

контролировалась царем, выполнял все его распоряжения. При этом

представители царской администрации имели тесный контакт с представителями

власти на местах: общинными советами и старостами общин. Сурово боролись в

административном аппарате с взяточничеством, подкупом,

недисциплинированностью, ленью.

Список используемой литературы:

Авдиев В.И. История древнего востока. М., 1953

Практикум по истории древнего мира/Под редакцией И.С.Свенцинского и др. М.,

Древний Вавилон. Древний Восток - колыбель цивилизации. Там образовались первые государства, значительного уровня достигли хозяйственное развитие и культура. Многочисленные исторические памятники позволяют судить о зарождении и развитии экономических идей. Это история Древнего Вавилона, представлявшего собой древневосточное государство в междуречье Тигра и Евфрата.

О развитии экономической мысли здесь свидетельствуют законы царя Эшнунны XX в. до н.э в которых толковались хозяйственные вопросы. Наиболее значительным экономическим памятником Вавилонского царства является Кодекс царя Хаммурапи 1792-1750 гг. до н.э широко отражавший экономические основы общества, важнейшие тенденции его развития. Свод законов Хаммурапи позволяет утверждать, что в стране существовала частная собственность, об укреплении и защите которой заботилось государство.

Естественным и вечным считалось в Вавилонии деление на рабов и рабовладельцев. Покушение на частную собственность каралось смертной казнью или отдачей в рабство. Основу экономики составляло натуральное хозяйство. Сохраняла позиции община, хотя процесс разложения уже коснулся ее. Законы Хаммурапи ограничивали произвол ростовщиков и долговое рабство. Кодекс свидетельствует и о том, что в стране развивались товарно-денежные отношения. Экономика этого периода характеризовалась следующими чертами 1.сочетание царско-храмовой земли с общинно-частным сектором 2.наличие централизованного бюрократического аппарата, эффективно действовавшего через многочисленный слой специалистов-профессионалов.

Царско-храмовая земля до 30-40 раздавалась царским людям первой и второй категорий. В первом случае земля выступала как жалованье в форме должностного надела, во втором - в форме неотчуждаемого надела, за пользование которым владелец выплачивал определенную часть урожая.

Существовали общинные земли, которые делились на наделы. Постепенно наряду с царско-храмовыми землями и неотчуждаемыми коллективными землями появляется частнособственнический сектор. В Вавилоне успешно развивалось сельское хозяйство, что объяснялось расширением и улучшением оросительной системы. Активно велась внутренняя и внешняя торговля. Ввозились лес, камень, металлы, а вывозились зерно, финики, шерсть, многочисленные ремесленные изделия. 2.3.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Возникновение и развитие экономической теории в странах Древнего Мира

Это сложная, многоотраслевая наука. В условиях классово-антагонистических обществ она отражала интересы.. Взгляды ученых-экономистов на предмет экономической науки менялись.Это обусловлено объективными..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Хозяйственная система стран Древнего Востока
Хозяйственная система стран Древнего Востока. Государства Древнего Востока существенно отличались от античных рабовладельческих государств. Во-первых, на Востоке рабы никогда не были главной

Древний Египет
Древний Египет. Главным занятием населения в Древнем Египте было земледелие. Ирригационная система делила все поля на верхние и нижние. Нижние поля затоплялись во время разливов Нила. Для ор

Древний Китай
Древний Китай. Весьма активно экономическая мысль развивалась в Древнем Китае. Целая эпоха в древнекитайской истории связана с деятельностью Конфуция 551-479 гг. до н.э Созданное им учение - конфуц

Древняя Индия
Древняя Индия. Древнейшими памятниками истории, отражавшими начальный период развития экономической мысли Индии, являются Веды - собрание молитв, гимнов, заклинаний и т.п. Они относятся к I тысячел

Экономическое развитие Древней Греции
Экономическое развитие Древней Греции. Древнегреческая цивилизация возникла на рубеже III - II тыс. до н. э. в южной части Балканского полуострова. В экономике Древней Греции выделяют следую

Экономическое развитие Древнего Рима
Экономическое развитие Древнего Рима. В экономике Древнего Рима выделяют три периода Ш Ранний Рим разложение родового строя VIII-IV вв. до н. э. Ш расцвет Римской империи VI-III вв. до н. э I II вв

История возникновения экономических знаний
История возникновения экономических знаний. Экономическое мышление является ровесником человеческого общества. Первоначально экономическая мысль выделялась в виде отдельной формы мышления, и

Приложение Адам Смит - Биографические изыскания
Приложение Адам Смит - Биографические изыскания. Исторические условия формирования идей Смита. Своего высшего развития классическая буржуазная политическая экономия достигла в трудах британских уче


Список использованных источников. История экономического анализа Й. Шумпетер Истоки Вопр.народ.хоз-ва и экон.мысли. М. Экономика, 1989. Вып.1. 1990. Вып.2. главы из книги. 2 Основания полит

Выбор редакции
Экономическое развитие страны характеризуется многими показателями. От достигнутого страной уровня зависит, как живётся отдельному...

Нематериальные активы: что к ним относится (примеры) Что такое нематериальные активы, мы рассказывали в нашей . Что относится к НМА в...

“Мы должны посмотреть на себя и на мир глазами трех совершенно разных личностей”, две из которых не вооружены речью. Человеческий мозг,...

Главная → Налоги → Единый сельскохозяйственный налог для ИП Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) — это специальный режим...
Зонд «Новые горизонты» - это первый космический аппарат, созданный чтобы достичь Плутона, и научная информация, которую он за свой полет...
Возражение на акт налоговой проверки - образец его вы найдете в нашей статье - представляет собой встречный документ, направляемый...
В целях развития бизнеса, заключения выгодных договоров и укрепления долгосрочного сотрудничества с партнерами организациям все чаще...
Что-то стало скучно в нашей группе Давайте устроим перекус на скорую руку с кексами Заварим кофе или зеленый чай, а может черный кто...
Арабы и их стремительные завоевания. Государство у арабов возникло вместе с исламом. Основателем того и другого считается пророк...