Русский изобретатель Иван Кулибин (биография, изобретения). Русский самородок. Иван Петрович Кулибин Иван кулибин биография и изобретения


В русском языке есть много выражений, имеющих двузначный смысл. Например, прозвучало выражение: «Ай да кулибинец, придумал такое »! Чтобы понять смысл произнесенного, надо хотя бы знать, - кто такой Кулибин, и воспринимать относительно себя правильный смысл этих похвальных слов! Изобретения Кулибина Ивана Петровича поражают глубиной и широтой мысли того времени. Он пытался познать все точные науки, постоянно совершенствовал не только свои творения, но и другие сложные технические механизмы.

Иван Петрович Кулибин: краткая биография

Жизнь русского изобретателяохватывает период с конца 18 века до начала 19 века. Будущий ученый родился в Нижнем Новгороде в семье мещанина, отец его торговал мукой, и это занятие было предначертано сыну. Юному мальчику не хотелось всю жизнь провести на базаре, с ранних лет его тянуло к занятиям механикой, практическому применению ее в жизни. Он не посещал школу, а самостоятельно выучился грамоте у дьячка. Тяга к знаниям была велика у Ивана, поэтому он самостоятельно выучил такие науки, как физика и химия.

Кроме того, он выучился игре на фортепиано, писал оды и хорошо пел.

Таланты будущего великого механика стали проявляться еще в раннем возрасте. Иван Кулибин своим изобретением убедил отца, что должен выбрать другую профессию, а не торговать мукой.

Чуть позже И. П. Кулибин сконструировал и представил императрице Екатерине ІІ удивительные на то время часы. Она оценила изобретение, и по ее распоряжению он был переведен в Петербург. На протяжении долгого времени Иван Петрович служил при Императорской Академии наук, состоял членом Вольного экономического общества и долгое время возглавлял работу Инструментальной палаты при Академии наук.

За выдающиеся заслуги И. П. Кулибин был жалован со стороны Екатерины ІІ и Александра І денежными премиями и удостоен особой золотой медали.

На протяжении жизни Иван Петрович был женат три раза, последний брак состоялся, когда ему исполнилось 70 лет. От всех браков у И.П. Кулибина появилось 11 детей: четыре сына и семь дочерей.

Всю свою жизнь Иван Петрович Кулибин неутомимо работал, тратя на свои проекты собственные средства, поэтому и умер в бедности. Могила с величайшим русским изобретателем находится в Нижнем Новгороде на Всехсвятском кладбище, где установлен памятник величайшему человеку.

Изобретения великого русского механика

Кулибин Иван Петрович и его изобретения поражают широтой своей мысли и неординарностью. Так, великий русский механик сконструировал и модернизировал следующие проекты.

Гидравлическое устройство перекачки воды.

В 13 лет И. Кулибин создал гидравлическое устройство для налива воды в пруд и перекачки лишней жидкости из источника. Внедрение этого аппарата помогло нормализовать процесс размножения рыбы в пруду.

Часы с кукушкой.

На то время придумал совмещение механики часов со звуком.

Новые функциональные часы.

В период с 1764 г. по 1769 г. придумал и воплотил свои рационализаторские идеи при создании нового часового механизма. Оригинальной была форма часов в виде гусиного яйца. Самое уникальное – это их устройство. Часы показывали не только секунды и часы, но также времена года и фазы Луны, при этом они каждый час открывались, а в полдень играла музыка. На циферблате был изображен храм Воскресения.

Зрительные трубы, телескоп, микроскоп и электрическая машина .

Неполный перечень достаточно сложных технических устройств, которые Иван Петрович сделал по образцам.

Проект мостов через реки Нева и Волга.

Спроектировал мост в один пролет через реку Нева, при этом длина моста предполагалась в 298,704 метра (140 саженей, 1 сажень - 2,1336 метра). Знаменитый академик Леонард Эйлер проверил все вычисления И. П. Кулибина, отметив точность и правильность всех математических расчетов. После этого он напечатал об этом в Академию Наук. Практические испытания модели, которая была уменьшена в 10 раз, были проведены 27 декабря 1776 года во дворе Академии Наук Российской империи. И они были успешны.

Проект железного моста в три проема через Волгу был совершенен.

И в наше время многие выдающиеся инженеры отзываются о конструкциях И. П. Кулибина как наиболее рациональных, поскольку мост поддерживается аркой, а раскосная система предотвращает его изгиб.

Фонарь с отражающими стеклами.

И. П. Кулибин усовершенствовал фонарь за счет установки отражающих стекол, что усилило силу света до 25,5 км. Данное изобретение стало использоваться для света маяков, освещения длинных галерей и т.д.

Прототипы будущих протезов.

Иван Петрович первый в мире разработал и стал делать механические руки и ноги для ампутированных частей тела. Данная идея протезирования на практике в полном масштабе начала реализовываться во Франции после войны с Россией (1812-1813 гг.).

Устройство для открывания форточек на окнах.

Современный способ открывания и закрывания окон с помощью веревок первым придумал И. П. Кулибин. Он предложил открывать форточки в Царскосельском дворце, которые располагались высоко от земли, с помощью шнурков.

Освещение помещений с помощью зеркал.

Иван Петрович придумал освещать темные помещения и коридоры во дворце императрицы с помощью зеркал, которые усиливают дневной свет.

Уникальные фейерверки.

Создал оригинальные на то время комнатные фейерверки, огненные фонтаны, ракеты. При их запуске в помещении не оставалось следов пороха и дыма.

Проект судна, которое двигалось против течения.

Передовой на то время проект судна, которое за счет движения встречной воды двигалось без парусов против течения. Такое изобретение успешно прошло все испытания в 1806 году, и Иван Петрович ходатайствовал о постройке данного типа кораблей в России.

И это не полный перечень изобретений И. П. Кулибина.

Наш соотечественник не только придумывал сложные механические устройства, но и успешно решал другие проблемы, связанные с механикой. Причем другие ученые не могли справиться с такими задачами. Так он с легкостью решил следующие задачи:

  • починил сложный механизм машины, которая демонстрировала движение планет в Академии Наук;
  • создал автомат, который играл в шашки и давал посетителям различные советы;
  • сконструировал устройство для безопасного передвижения емкостей с расплавленным стеклом на заводе;
  • придумал и сделал подъемную машину по винтовой лестнице для императрицы, причем кресло двигалась без каких-либо канатов и цепей;
  • решил задачу по спуску корабля «Благодать» с 130 пушками на борту, который застрял на эллинге, и строители «опустили руки».

Сам Кулибин Иван Петрович и его были уникальными для того времени. Проекты их основывались на глубоких знаниях законов механики и физики. К сожалению, многие идеи не были воплощены в жизнь.

Все знают, что Кулибин - это великий русский изобретатель, механик, инженер. Его фамилия давно стала в русском языке именем нарицательным в значении «мастер на все руки». А сможете ли вы назвать хотя бы одно его изобретение? Что же изобрел Иван Петрович Кулибин?


Портрет Ивана Кулибина работы Павла Веденецкого (1818 год)

Иван Петрович, родившийся в слободе Подновье близ Нижнего Новгорода в 1735 году, был невероятно талантливым человеком. Механика, инженерное дело, часовой промысел, кораблестроение - все спорилось в умелых руках русского самоучки. Он имел успех и был приближен к императрице, но при этом ни один из его проектов, способных облегчить жизнь простым людям и способствующих прогрессу, не был ни профинансирован должным образом, ни реализован государством. Тогда как развлекательные механизмы - забавные автоматоны, дворцовые часы, самоходки - финансировались с превеликой радостью.

Водоходное судно


В конце XVIII века самым распространенным способом подъема грузов на судах против течения был бурлацкий труд - тяжелый, но относительно недорогой. Существовали и альтернативы: например, машинные суда, приводимые в движение волами. Устройство машинного судна было следующим: оно имело два якоря, канаты которых крепились на специальном валу. Один из якорей на шлюпке или по берегу доставлялся вперед на 800−1000 м и закреплялся. Волы, работающие на судне, вращали вал и накручивали якорный канат, подтягивая судно к якорю против течения. В это же время другая шлюпка везла вперед второй якорь - так обеспечивалась непрерывность движения.

Кулибину пришла в голову мысль, как обойтись без волов. Его идея состояла в использовании двух колес с лопастями. Течение, вращая колеса, передавало энергию на вал - якорный канат накручивался, и судно подтягивало себя к якорю, используя энергию воды. В процессе работы Кулибина постоянно отвлекали заказами на игрушки для царских отпрысков, но он сумел выбить финансирование на изготовление и установку своей системы на небольшое судно. В 1782 году оно, нагруженное почти 65 т (!) песка, показало себя надежным и значительно более быстрым, нежели корабль на воловьей или бурлацкой тяге.

В 1804 году в Нижнем Новгороде Кулибин построил второй водоход, который был вдвое быстрее бурлацких расшив. Тем не менее департамент водных коммуникаций при Александре I отверг идею и запретил финансирование - водоходы так и не получили распространение. Гораздо позже в Европе и США появились кабестаны - суда, которые подтягивали себя к якорю, используя энергию парового двигателя.

Винтовой лифт

Наиболее распространенная лифтовая система на сегодняшний день представляет собой кабину на лебедках. Лебедочные лифты были созданы задолго до патентов Отиса середины XIX века - подобные конструкции действовали еще в Древнем Египте, приводились в движение они тягловыми животными или рабской силой.

В середине 1790-х годов стареющая и разжиревшая Екатерина II поручила Кулибину разработать удобный лифт для передвижения между этажами Зимнего дворца. Она непременно хотела лифт-кресло, и перед Кулибиным встала интересная техническая задача. К подобному лифту, открытому сверху, нельзя было прицепить лебедку, а если «подхватывать» кресло лебедкой снизу, она бы доставила неудобство пассажиру. Кулибин решил вопрос остроумно: основание кресла крепилось к длинной оси-винту и двигалось по нему подобно гайке. Екатерина садилась на свой передвижной трон, слуга крутил рукоять, вращение передавалось на ось, и та поднимала кресло на галерею второго этажа.

Винтовой лифт Кулибина был закончен в 1793 году, второй же в истории подобный механизм Элиша Отис построил в Нью-Йорке лишь в 1859-м. После смерти Екатерины лифт использовался придворными для развлечений, а затем был заложен кирпичом. На сегодняшний день сохранились чертежи и остатки подъемного механизма.


Знаменитые часы-яйцо, сработанные Кулибиным в 1764-1767 годах и подаренные Екатерине II на Пасху 1769 года. Ныне хранятся в Эрмитаже.

Теория и практика мостостроения


С 1770-х вплоть до начала 1800-х Кулибин работал над созданием однопролетного стационарного моста через Неву. Он изготовил действующий макет, на котором рассчитал усилия и напряжения в различных частях моста - при том, что теории мостостроения на тот момент еще не существовало! Опытным путем Кулибин предсказал и сформулировал ряд законов сопромата, получивших подтверждение значительно позже. Сперва изобретатель разрабатывал мост на собственные средства, но на финальный макет ему выделил денег граф Потемкин. Модель масштабом 1:10 достигала длины в 30 м.

Все расчеты моста были представлены Академии наук и проверены знаменитым математиком Леонардом Эйлером. Выяснилось, что расчеты верны, а испытания модели показали, что мост имеет огромный запас прочности; его высота позволяла парусным судам проходить без каких-либо специальных операций. Несмотря на одобрение Академии, правительство так и не выделило средств на строительство моста. Кулибин был награжден медалью и получил премию, к 1804 году третья модель окончательно сгнила, а первый постоянный мост через Неву (Благовещенский) был построен лишь в 1850-м.

В 1936 году был проведен экспериментальный расчет кулибинского моста современными методами, и выяснилось, что русский самоучка не сделал ни одной ошибки, хотя в его время большинство законов сопромата были неизвестны. Методика изготовления модели и испытаний ее с целью силового расчета конструкции моста впоследствии получила широкое распространение, к ней в разное время независимо приходили различные инженеры. Также Кулибин первым предложил использовать в конструкции моста решетчатые фермы - за 30 лет до запатентовавшего эту систему американского архитектора Итиэля Тауна.

Несмотря на то что ни одно серьезное изобретение Кулибина так и не было оценено по-настоящему, ему повезло значительно больше, чем многим другим русским самоучкам, которых либо не допускали даже на порог Академии наук, либо отправляли восвояси со 100 рублями премии и рекомендацией больше не лезть не в свое дело.

Самобеглая коляска


Нередко Кулибину, помимо действительно изобретенных им конструкций, приписывают множество других, которые он действительно совершенствовал, но не был первым. Например, Кулибину очень часто приписывают изобретение педальной самокатки (прообраза веломобиля), в то время как такую систему создал на 40 лет раньше другой русский инженер-самоучка, а Кулибин был вторым. Рассмотрим некоторые из распространенных заблуждений.

Итак, в 1791 году Кулибин построил и представил Академии наук самодвижущийся экипаж, «самобеглую коляску», по сути являвшуюся предшественницей веломобиля. Она была рассчитана на одного пассажира, а в движение машину приводил слуга, стоящий на запятках и поочередно давящий на педали. Самобеглая коляска некоторое время служила аттракционом для знати, а затем затерялась в истории; сохранились только ее чертежи.

Кулибин не был изобретателем веломобиля - за 40 лет до него аналогичную по конструкции самобеглую коляску построил в Петербурге другой изобретатель-самоучка Леонтий Шамшуренков (известный в частности, разработкой системы подъема Царь-колокола, которая так и не была использована по назначению). Конструкция Шамшуренкова была двухместной, в более поздних чертежах изобретатель планировал построить самоходные сани с верстомером (прообразом спидометра), но, увы, не получил должного финансирования. Как и самокатка Кулибина, самокатка Шамшуренкова до наших дней не дошла.

Протез ноги

На рубеже XVIII-XIX вв.еков Кулибин представил Санкт-Петербургской Медико-хирургической академии несколько проектов «механических ног» - весьма совершенных по тем временам протезов нижних конечностей, способных сымитировать потерянную выше колена (!) ногу. «Испытателем» первого варианта протеза, сделанного в 1791 году, стал Сергей Васильевич Непейцын - на тот момент поручик, потерявший ногу при штурме Очакова. Впоследствии Непейцын дослужился до генерал-майора и получил у солдат прозвище Железная Нога; он вел полноценную жизнь, и не все догадывались, почему генерал чуть-чуть прихрамывает. Протез системы Кулибина, несмотря на благоприятные отзывы петербургских медиков во главе с профессором Иваном Федоровичем Бушем, был отвергнут военным ведомством, а серийное производство механических протезов, имитирующих форму ноги, позже началось во Франции.

Прожектор


Фонарь-прожектор, созданный в 1779 году, так и остался технической диковинкой. В быту - в качестве фонарей на экипажах - применялись лишь его уменьшенные версии. В 1779 году увлекавшийся оптическими приборами Кулибин представил петербургской публике свое изобретение - прожектор. Системы отражающих зеркал существовали и до него (в частности, использовались на маяках), но конструкция Кулибина была значительно ближе к современному прожектору: одна-единственная свеча, отражаясь от размещенных в вогнутой полусфере зеркальных отражателей, давала сильный и направленный поток света.

«Чудесный фонарь» был положительно принят Академией наук, расхвален в прессе, одобрен императрицей, но остался лишь развлечением и не был применен для освещения улиц, как полагал Кулибин изначально. Сам мастер впоследствии изготовил ряд прожекторов по индивидуальным заказам кораблевладельцев, а также сделал на базе этой же системы компактный фонарь для кареты - это принесло ему определенный доход. Мастера подвело отсутствие защиты авторского права - каретные «кулибинские фонари» начали массово делать другие мастера, что сильно обесценило изобретение.

Что еще сделал Кулибин?

Наладил работу мастерских при Петербургской академии наук, где занимался изготовлением микроскопов, барометров, термометров, подзорных труб, весов, телескопов и множества других лабораторных приборов.

Отремонтировал планетарий Петербургской академии наук.

Придумал оригинальную систему спуска кораблей на воду.

Создал первый в России оптический телеграф (1794 год), отправленный в Кунст-камеру в качестве диковинки.

Разработал первый в России проект железного моста (через Волгу).

Сконструировал рядовую сеялку, обеспечивающую равномерный посев (не была построена).

Устраивал фейерверки, создавал механические игрушки и автоматоны для развлечения знати.

Отремонтировал и самостоятельно собрал множество часов разных компоновок - настенных, напольных, башенных

Кулибин лично выполнил и руководил исполнением очень большого количества инструментов для научных наблюдений и опытов. Через его руки прошло множество приборов: «инструменты гидродинамические», «инструменты, служащие к деланию механических опытов», инструменты оптические и акустические, готовальни, астролябии, телескопы, подзорные трубы, микроскопы, «электрические банки», солнечные и иные часы, ватерпасы, точные весы и многие другие.

По сути, русский изобретатель Иван Кулибин, начав свое творчество с изобретения невиданных часов, пошел по одной из больших дорог технической мысли того времени и занял место в ряду пионеров, разрабатывавших на практике точную механику.

Инструментальная, токарная, слесарная, барометренная государственные палаты, работавшие под руководством Ивана Кулибина, снабжали ученых и всю Россию разнообразнейшими приборами. «Сделано Кулибиным» - эту марку можно поставить на значительном числе научных приборов, находившихся в то время в обращении в России. Составленные им многочисленные инструкции учили тому, как обращаться с самыми сложными приборами, как добиться от них наиболее точных показаний.

Кулибин дважды (в 1792 и в 1799 годах) проводил полный ремонт, с разборкой и сборкой, знаменитые поющие часы «Павлин» работы английского механика Джемса Кокса, которые постоянно экспонируются в павильонном зале Малого Эрмитажа.

С 1769 года и на протяжении более 30 лет Кулибин заведовал механической мастерской Петербургской академии наук. Руководил производством станков, астрономических, физических и навигационных приборов и инструментов.

А родился Ваня Кулибин в семье мелкого торговца в селении Подновье Нижегородского уезда. В юношеском возрасте обучился слесарному, токарному и часовому делу. «Выучка у дьячка» - по сути, его единственное образование. Отец надеялся сделать из своего сына торговца мукой, но пытливый юноша стремился к занятиям механикой, где его исключительные способности проявились очень рано и разнообразно.

Историки пишут, что пылкая натура изобретателя раскрывалась всюду. Так, в саду отцовского дома был гнилой пруд. Юный Кулибин придумал гидравлическое устройство, при котором вода с соседней горы собиралась в бассейн, оттуда шла в пруд, а лишняя вода из пруда выводилась наружу, превращая пруд в проточный, в котором могла водиться рыба.

Иван Петрович Кулибин был трижды женат, в третий раз женился уже 70-летним стариком, и третья жена родила ему трех дочерей. Всего у него было 11 детей (7 мальчиков и 4 девочки). Всем своим сыновьям он дал образование. Учитесь, нынешние!

Увы, последние десять лет своей жизни Кулибин провел в нужде, и в день его смерти в августе 1818-го в доме не было ни копейки. В свое время он легко мог бы разбогатеть, например, на изобретенном им протезе - каждая война увеличивала число инвалидов. Но, оказывается, Кулибин «в секрете» давно уже работал над вечным двигателем.

Эта работа отнимала у него большую часть времени и средств и была любимой. «Более 40 лет времени занимался я во изыскивании самодвижущейся машины, упражнялся в делании опытов ее секретно, потому что многие ученые почитают сие изобретение за невозможное, даже смеются и ругаются над теми, кто в том изыскании упражняются.» - писал изобретатель.


В Нижнем Новгороде - родине механика - ему установлен мемориальный памятник. Память о русском изобретателе-самоучке пережила века.


Внук Кулибина - горный инженер Российской империи.

Нас, советских детей, учили на совесть. Много информации так и осело в глубинах памяти, особенно начиная со слов Государственного гимна. Почему-то запомнились автору этих строк слова о великом русском изобретателе Иване Петровиче Кулибине из учебника по истории: дескать, мастер-самоучка, недооцененный при жизни, скончавшийся в полном забвении и нищете. Из всей этой информации истинна только первая часть. Действительно, имя Кулибина стало нарицательным - так стали называть всех мастеров-самоучек, выходцев из простого народа.

Биография Ивана Петровича Кулибина (1735-1818)

Этот человек прожил долгую, исполненную неустанных трудов жизнь - 78 лет. Почти никуда не выезжал из родного Нижнего Новгорода. Наверно, про таких, как он, можно сказать строчкой поэта В.Брюсова : «Единое счастье - работа!» Однако Кулибин успевал всё. Он был трижды женат. Примечательно, что последний, третий брак был заключен, когда жениху уже стукнуло 70 лет. И тем более поразительно, что родилось еще три дочери. А всего Кулибин произвел на свет 11 отпрысков, и успел всем сыновьям, как наследникам, дать достойное образование.

Будучи дерзким новатором в области науки и техники, намного опередившим своё время экспериментатором, он придерживался довольно консервативных привычек и манер в быту, в повседневной жизни. Был абсолютным трезвенником, никогда не курил, к азартным играм относился равнодушно. Одевался подчеркнуто по-купечески, носил длинную, окладистую бороду, длиннополый кафтан и высокие сапоги. Над ним подтрунивали, но уважительно. Кулибин располагал к себе остроумием, добродушием и незлобливым нравом. Часто собирал у себя званые вечера, где развлекал присутствующих и был неистощим на выдумки и розыгрыши.

Изобретения Ивана Кулибина


Еще в юношеские годы он выучился сразу нескольким ремеслам: часовому, токарному и слесарному. Все навыки не просто пригодились, а снискали ему славу незаурядного мастера. Его знала и ценила императрица Екатерина II . Кстати, она сделала изобретателю заманчивое предложение, на которое другой бы непременно «клюнул»: дворянство в обмен на купеческую бороду.

Но Кулибин и тут с гордостью отказался, не посрамил чести сословия. Он принадлежал к тому типу ученых, что не оставляют проектов незавершенными, не ограничиваются лишь чертежами да схемами. В Петербургской академии наук Кулибин более тридцати лет возглавлял механическую мастерскую. Изобретения следовали, как из рога изобилия. То деревянный одноарочный мост через Неву, первый в мире прожектор, т.н. «водоход», коляска, которую мастер окрестил «самобеглой», лифт…

Екатерина получила в дар от Кулибина «яичные» часы. Собрание из 427 деталей, причем внутри - не только часовой механизм, но еще и театр-автомат, и музыкальная шкала. Известный писатель XIX века Николай Лесков , несомненно, имел перед глазами кулибинский шедевр, когда сочинял сказ о тульском Левше, подковавшем блоху. Ныне часы Кулибина - в коллекции Государственного Эрмитажа.

Там же другие знаменитые часы - «Павлин», детище английского мастера Джеймса Кокса, которые Кулибину довелось отреставрировать, и которые функционируют по сей день. Другому эти успехи вскружили бы голову, но только не Кулибину. Существует легенда, что в конце жизни он был буквально одержим идеей создать вечный двигатель, над секретом которого билось не одно поколение изобретателей и, якобы, спустил на этом всё состояние.

  • В жизни Кулибина был свой меценат, точнее сказать, спонсор - купец Михаил Костромин. Он и представил Кулибина императрице, чем обессмертил собственное имя
  • Одного из персонажей пьесы А.Н.Островского «Гроза » зовут Кулигиным. Он тоже ученый и поэт, самоучка, и фамилия всего на одну букву отличается от Кулибина. Более чем прозрачная аналогия, не правда ли?!

Многие знают о выдающемся русском инженере Иване Петровиче Кулибине. А особо предприимчивым изобретателям не раз приходилось слышать в свой адрес его фамилию: «Ты как Кулибин!» Однако мало кому известно, что из десятка разработок И.П. Кулибин запатентовал лишь единицы. И мир знает нынче, что архитектор Таун построил сверхпрочную конструкцию моста, а вот что изобрел Кулибин ее - не знает.

Личность изобретателя

Иван Петрович родится в Нижнем Новгороде в 1735 году. К удивлению, в его семье не было ученых людей, в связи с чем способности механика-самоучки по праву можно назвать выдающимся талантом!

Семья Ивана существовала за счет мелкой торговли: отец был предпринимателем и старообрядцем, а мать занималась хозяйством и помогала вести бухгалтерию.

С раннего возраста мальчик испытывал большую симпатию к инженерным констукциям и разного рода изобретениям, которых в ту пору в деревнях было не так уж и много. Но пылкий к науке юноша не желал вести бухгалтерские книги и пошел в подмастерье к односельчанину, обучаться слесарному, токарному и часовому делу.

Поднабравшись опыта, Кулибин изготавливает свои первые часы, аналогов которым и по сей день в мире не найти. Крошечное изобретение выполняло функции часов с боем, а также музыкальной шкатулки и миниатюрного театра. Перед произведением искусства нижегородского мастера не смогла устоять сама Екатерина II - он подарил ей часы, а она пригласила Кулибина на работу.

В 1769 году Иван Петрович получает место в Академии Наук, и с этого дня служит верой и правдой во благо Российской науки.

Однако всего лишь немногие изобретения получили патент и по праву принадлежали мастеру. Большинство чертежей и макетов так и остались невоплотившимися мечтами инженера.

Рассмотрим несколько вещей, что изобрел Кулибин, но так и не запатентовал.

Лопастный водяной двигатель

В 18 веке наемный бурлацкий труд был одним из самых распространенных способов перемещения судов против течения рек, а также по мелководью.

Иван Петрович решил избавить людей от мучений и внедрить в пароходное дело инженерную новинку - лопастный двигатель. Принцип его работы основывался на технике передвижения кораблей с помощью якорей и канатов - к сброшенному далеко впереди якорю с помощью каната притягивали судно. И пока к одному грузу корабль «шел», другой бросали дальше - и так по-очереди.

Кулибин усовершенствовал систему. Теперь вместо наемных работников притягивать судно к канату должен был двигатель (он представлял собой 2 колеса с лопастями) с помощью энергии воды. Казалось бы, простая и надежная конструкция, которая сэкономит силы сотням бурлаков, а предпринимателям - сотни денег. Однако даже после успешных испытаний по перемещению корабля с 65-тью тоннами песка финансирование производства так и не было произведено.

К сожалению, это не единственное, что изобрел Кулибин Иван Петрович, но так и не смог наладить выпуск.

Лифт для императрицы

Стареющая Екатерина II с трудом перемещалась по апартаментам Зимнего Дворца. Поэтому Кулибину было дано важно поручение - придумать лифт для самой императрицы.

Лебедочный лифт не отвечал главному условию: крепить канаты к потолку Дворца было категорически запрещено. Находчивый ученый придумал иной механизм, сходный с работой офисного стула или закручиванием гайки: слуга крутил ручку, и саморез, вращаясь во втулке, поднимал и опускал кресло. К сожалению, механический лифт до наших дней не дожил. После смерти Екатерины II за ненадобностью он был заложен кирпичом, а право на авторство по его разработке Кулибину так и не досталось. Он стал еще одним предметом, что изобрел Кулибин, но считать своим детищем не мог.

Мост

Если бы дальновидность Екатерины II не подвела ее в тот раз, то она по праву считалась бы еще и основоположницей мостового дела в Петербурге.

В начале 19 века Иван Петрович разработал крайне устойчивую конструкцию однопролетного моста. Над своим изобретением он трудился целых 30 лет! Несмотря на отсутствие необходимых знаний по математике и физике, он, сам того не ведая, практическим путем открыл новые законы. Огромным преимуществом моста был тот факт, что под ним могли проходить корабли не спиливая своих матч.

Великий Эйлер, проверяя чертежи мастера, был удивлен отсутствием просчетов и ошибок в них. Сам Потемкин выделил денег на строительство модели моста, однако на этом спонсорство закончилось.

И спустя 30 лет знаменитым архитектором моста стал Таун, а не И. П. Кулибин, что изобрел этот мост.

«Дедушка» автомобиля

Среди прочего Иван Петрович изобрел самоходную коляску. По внешнему виду она очень походила на автомобиль, но принцип работы отличался. Коляску можно было смело назвать гибридом велосипеда и повозки, так как в действие ее приводил человек, нажимая на педали. Изобретение некоторое время служило игрушкой для знати, но спонсировать ее производство у нее желания так и не появилось. Чертежи "дедушки автомобиля" канули в Лету, не дойдя до наших дней.

Не стоит путать коляску, что изобрел Кулибин, и велоэкипаж Шамшуренкова. Его изобретение было намного больше и интереснее: места хватало на двоих, а в зимнее время велоэкипаж превращался в сани. Хочется заметить интересное сходство: производством разработки Леонтия Шамшуренкова также никто не занялся, и чертежи его изобретения затерялись.

Первый протез

В начале 19 века Кулибин представил для сотрудников Академии Наук "ноу-хау"! Протез, имитирующий нижние конечности. Первым испытателем конструкции стал Непейцын - он потерял ногу при штурме Очакова, и теперь его военная карьера шла под откос! Однако Иван Кулибин, что изобрел его новую ногу, дал старт и к его новым победам! В итоге Непейцын дослужился до генерал-майора и получил смешное прозвище Железная нога.

Прожектор, система спуска кораблей на воду, проект железного моста через Волгу - самый маленький список вещей, что изобрел Кулибин Иван Петрович.

Фото, а также чертежи многих из них, к большому сожалению, не дошли до наших дней. Однако слава и память о таком выдающемся человеке обязательно должна сохраниться в наших сердцах!

Во второй половине восемнадцатого века Нижний Новгород был крупным промышленным и торговым центром страны. Важнейшие водные артерии России - Ока и Волга - проносили мимо него бесчисленные суда с товарами. В самом городе работало более дюжины прядильных и канатных мануфактур, а за Ильинской решеткой тянулись солодовые, толоконные, кирпичные и гончарные заводы.

Именно в этом городе в семье торговца мукой и появился на свет 21 апреля 1735 года будущий русский конструктор и изобретатель Иван Петрович Кулибин. Местный дьячок по часослову и псалтырю обучил мальчика грамоте. Отец Кулибина уважал образованных людей, однако школы презирал и отправлять сына в них не захотел. Бурсы, готовившие православных попов, также не подходили их старообрядческой семье. В итоге отец поставил мальчика за прилавок, решив вырастить из него первоклассного торговца мукой.

Однако молодой Ваня томился этим занятием. Едва выпадала свободная минутка, он скрывался за мешками, карманным ножом вырезая там из дерева различные фигурки - флюгера, игрушки, шестеренки. Отцу увлечение сына виделось баловством, отвлекающим от торговли. «Наказал Господь меня, не будет из сынка проку», - жаловался он. Однако Кулибин-старший не смог подавить незаурядную пытливость ребенка, в котором рано проявилась практическая изобретательская сметка. По весне, когда начинали течь ручьи, мальчик сооружал на них водяные колеса и запускал самодельные кораблики диковинных конструкций. Летом же он строил шлюзы для стекавшей с гор ключевой воды.

Согласно скупым сведениям биографов, Иван рос малообщительным мечтателем. Он мог подолгу простаивать подле водяного колеса или у кузницы, изучать нехитрые конструкции волжских судов. Мальчик часто посещал примечательную в архитектурном отношении колокольню Рождественской церкви. Привлекали его там вовсе не затейливые венецианские украшения или пейзажи Заволжья, открывавшиеся с колокольни. Нет, там имелись часы чудного устройства, показывающие движение небесных светил, знаки Зодиака и изменение лунных фаз, а также каждый час оглашающие окрестности удивительной музыкой. Много времени Кулибин простаивал на колокольне, пытаясь постичь тайны неведомого механизма. Но все было тщетно, и он страдал от этого. За помощью обратиться было не к кому - в городе не было часовщиков. Тогда Ваня принялся разыскивать книги, описывающие работу автоматов. Книги такие имелись, но многие из них были полушарлатанского типа, а остальные предназначались для специалистов и требовали знаний по математике.

В восемнадцать лет Кулибин в первый раз увидел у соседского купца Микулина домашние настенные часы. Они были деревянные, с огромными дубовыми колесами и, конечно, с секретом. В установленное время их дверцы открывались, наружу выскакивала кукушка и куковала столько раз, сколько часов показывала на циферблате стрелка. Иван пришел в восторг от устройства, он уговорил купца на время отдать часы ему. Дома Кулибин сумел разобрать часы на мелкие детали, осмотрел их и воспылал желанием сделать себе такие же. Инструментов у него никаких не имелось, и все части автомата юноша вырезал из дерева карманным ножом. Можно только представить себе, сколько времени затратил он, вырезая каждое колесико в отдельности. Наконец, все детали были закончены, а механизм собран. Конечно, часы не заработали, и юный изобретатель, наконец, осознал, что ему необходимы специальные инструменты, которых он и в глаза не видел.

Вскоре ему представилась возможность приобрести такие инструменты. Как человека честного и грамотного, городская ратуша отправила Ивана Петровича в Москву в качестве поверенного по одному судебному делу. В столице любознательный юноша у одного часовщика увидел знакомый ему кукующий автомат. Не в силах преодолеть искушение, он вошел в мастерскую и, смутившись, рассказал мастеру о своей необоримой страсти к ремеслу механиков. Ему сильно повезло - часовщик Лобков оказался отзывчивым и добродушным человеком. Он объяснил Кулибину секреты устройства часовых механизмов и даже позволил находиться рядом с ним во время работы. Все время свободное от дел Иван проводил у часовщика, с жадным любопытством наблюдая за каждым движением специалиста. Перед отъездом он робко выразил желание приобрести нужные инструменты, но часовщик объяснил, как дорого они стоят. Тогда Кулибин попросил у мастера все инструменты, которые были поломаны или выброшены за ненадобностью. Таковые у часовщика нашлись, и он продал их Кулибину за бесценок.

Домой юный конструктор возвращался счастливым обладателем лучкового токарного станка, зубил, сверл и резальной машины. По приезде он сразу же починил инструменты и взялся за работу. Первым делом он изготовил часы с кукушкой, точь-в-точь как у соседа. Вскоре по городу уже гуляли слухи, что некий посадский человек научился «рукомеслу хитрому», считавшемуся прежде доступным лишь «немцам». Именитые горожане начали заказывать Ивану часы с кукушками. Кулибин основал мастерскую, а поскольку вырезать на станке каждое колесико было мучительной работой, отнимавшей бездну времени, изобретатель изготовил модели деталей и отлил их у литейщиков. Изготовление медных часов дало Ивану немалую прибыль, однако нажива его совсем не интересовала.

В 1763 году - первом году царствования Екатерины II - Кулибину исполнилось двадцать восемь лет. Четырьмя годами ранее он женился, теперь ему приходилось заботиться и о семье. Отец изобретателя умер, а их мучная лавочка закрылась - торговлю Кулибин не любил. К тому времени он уже твердо решил остаться механиком и постичь все тайны часового мастерства. Вскоре у местного губернатора Якова Аршеневского сломались дорогостоящие часы «с репетицией». Подобные часы могли разыгрывать целые арии, крайне веселя людей восемнадцатого века. Такие редкие вещи отправлялись для ремонта особым столичным мастерам. Однако слуга Аршеневского посоветовал барину отнести их Кулибину. В ответ губернатор лишь расхохотался. Тайно слуга все же показал эти часы Ивану, а тот, постигнув новый для него механизм, превосходно отремонтировал их. Еще долгое время после этого губернатор расхваливал часовщика, а вся городская знать вторила ему. Поломанные часы Кулибину стало привозить даже окрестное дворянство. Дело его расширялось, он взял себе помощника, вдвоем с которым стал ремонтировать часы любой сложности. Все свободное время Иван Петрович посвящал изучению физики и математики.

В 1764 году жители Нижнего Новгорода узнали, что царица Екатерина II собирается посетить их город. В голове у Кулибина зародилась идея создать к ее приезду уникальные часы, подобных которым ранее нигде не было. Для изготовления задуманного изобретателю требовались новые инструменты и дорогие материалы, включая золото. Средств на приобретение всего этого у него не имелось. Однако о его смелой затее узнал богатый купец Костромин, человек просвещенный и любознательный, а также хороший друг отца Кулибина. Торговец предложил Ивану Петровичу финансовую помощь, а также дал обещание до окончания работ содержать семью конструктора и его помощника. Со всем семейством Кулибин переехал в село Подновье, расположенное недалеко от города, и поселился в доме купца, сосредоточившись на создании часов. Работа эта требовала огромных затрат сил и времени. Ивану Петровичу пришлось стать столяром, скульптором, слесарем, специалистом по производству новых инструментов и даже музыкантом, дабы точно передать в часовом бое церковную музыку. Работа была практически завершена, когда мастер внезапно оборвал ее.

На глаза изобретателю совершенно случайно попались незнакомые ему заграничные аппараты, привезенные забавы ради одним торговцем из Москвы. Это были подзорная труба, микроскоп, телескоп и электрическая машина. Приборы очаровали Кулибина, он потерял сон, бредил ими, пока, наконец, не выпросил их и не разобрал. Разумеется, ему тотчас же захотелось самому изготовить их. С легкостью Кулибин смастерил собственную электрическую машину, но с прочими приборами дело встало. Для них требовались стекла, для которых, в свою очередь, были необходимы шлифовальные и литейные приборы. Одна задача тянула за собой целый ряд других, и русскому механику приходилось их решать заново, независимо от европейского опыта. В итоге Кулибин самостоятельно изготовил один микроскоп и два телескопа. Один автор середины девятнадцатого века писал: «Только эти изобретения можно считать достаточными для увековечения имени прославленного механика. Я говорю - изобретений, потому что делать металлические зеркала и странные механизмы, обтачивать стекла безо всякого пособия в Нижнем Новгороде - это значит заново изобретать способы данных построений».

Лишь создав увиденные приборы, Иван Петрович успокоился и в начале 1767 года закончил работу над часами. Они получились «величиною и видом между утиным и гусиным яйцом» и имели золотую оправу. Состояли часы из тысячи малюсеньких деталей и заводились один раз в сутки. В конце каждого часа в яйцеобразном автомате открывались створчатые дверки, и глазам представлялся позолоченный внутренний «чертог». Против дверей было установлено изображение «гроба господня», в который вела закрытая дверь, а к двери был привален камень. Рядом с гробом стояли два воина с копьями. Через тридцать секунд после того, как открывались двери «чертога», появлялся ангел, камень отваливался, дверь, ведущая в гроб, открывалась, и воины падали на колени. Еще через тридцать секунд появлялись «жены-мироносицы» и трижды исполнялся церковный стих «Христос воскресе!» После этого дверцы часов закрывались. Во вторую половину дня каждый час автомат играл другой стих: «Воскрес Иисус от гроба», а один раз в сутки, в полдень, часы играли оду, сочиненную самим мастером в честь приезда императрицы. Все фигурки были отлиты из серебра и чистого золота.

20 мая 1767 года царица прибыла в Нижний Новгород. До самого вечера она вела беседы с городской знатью, а на следующий день губернатор представил ей Кулибина. Екатерина с интересом оглядела необыкновенные часы и скромно одетого конструктора из «низова града», похвалив его и пообещав вызвать в Санкт-Петербург. Однако в Северную столицу Иван Петрович переехал только в 1769 году. Пышность двора и наряды царедворцев ошеломили провинциального мастера. Во дворце Кулибин показал императрице другие свои изделия: электрическую машину, микроскоп и телескоп. Екатерина II повелела отправить все его творения в кунсткамеру, дабы хранить их, как «выдающиеся памятники искусства», а самого «нижегородского мещанина Кулибина» приказала принять на службу при Академии наук в качестве заведующего механическими мастерскими. Так начался столичный период жизни великого изобретателя, продолжавшийся тридцать лет.

Кулибину были поручены инструментальная, слесарная, токарная, «барометренная» и «пунсонная» (занимавшаяся изготовлением штампов) «палаты». Новому механику в обязанности было вменено исправлять и приводить в порядок все научные приборы и инструменты в кабинетах Академии. Среди них были гидродинамические инструменты, инструменты для проведения механических опытов, оптические, акустические и т.д. Многие приборы восстановлению не подлежали, и их требовалось изготовить заново. Кроме того Ивану Петровичу надлежало исполнять разнообразные заказы, причем не только от профессоров Академии, но и из Государственной Коммерц-коллегии и других правительственных учреждений, вплоть до самой «канцелярии Ее Величества».

Кулибину предстояла огромная работа. Первые шаги его деятельности относились к исправлению оптических приборов. Уже к началу августа 1770 года он в одиночку изготовил нужный Академии «григорианский телескоп», после проверки которого комиссия дала заключение: «Заблагорассужено Кулибина поощрить, дабы он и впредь изготавливал подобные инструменты, ибо можно не сомневаться, что в скором времени доведет оные до совершенства». В «барометренной палате» мастер изготовлял барометры и термометры. Они предназначались не только для использования в Академии, но и для частных лиц. Для публики в мастерских также чинили астрономические зрительные трубы, изготовляли «электрические банки», лорнетные стекла, солнечные микроскопы, ватерпасы, весы, астролябии, солнечные часы. Еще Кулибин ремонтировал всякие заморские диковинки, вроде заводных птиц, домашних фонтанчиков и т.п. Мастер не ограничивался лишь починкой приборов, он давал профессорам советы, как их сохранять и держать в порядке, писал об этом инструкции. Академические мастерские при нижегородском изобретателе достигли своего наивысшего расцвета, стали источниками механического искусства по всей стране.

Необходимо отметить крайне тяжелые для здоровья условия работы в мастерских. Из сохранившихся донесений Кулибина известно, что его подмастерья и мастера, не выдерживая нелегких условий труда, постоянно болели, часто безо всяких причин «отлучались». Иван Петрович занимался поиском новых учеников, а также водворением дисциплины среди них. Кулибину приходилось разыскивать своих работников по площадям и кабакам и приводить в мастерские. С некоторыми из них совсем не было сладу, и изобретатель со скорбью рапортовал об этом начальству. Для поощрения же отличившихся изобретатель выбивал у руководства премии и прибавки к жалованью.

Уже вскоре после приезда в северную столицу неугомонный творческий ум Кулибина нашел себе достойную техническую задачу. Несчастьем Санкт-Петербурга являлось отсутствие мостов через Неву. Большая глубина и сильное течение казались инженерам непреодолимыми препятствиями, и город с горем пополам обходился наплавным временным мостом на барках. Весной и осенью во время вскрытия и замерзания реки этот мост разбирался, а сообщение между частями города прекращалось. Трудности строительства опор моста из-за сильного течения Невы при низком уровне развития мостостроительной техники в России в целом натолкнули Кулибина на мысль перекрыть реку одним пролетом арочного моста, опирающегося своими концами на разные берега реки. Подобные деревянные мосты существовали и ранее - лучшие из них (Рейнский мост, Делаварский мост) имели пролеты пятьдесят-шестьдесят метров в длину. Кулибин же замыслил проект почти вшестеро больший - до 300 метров, о чем никто не решался даже думать.

Работы Кулибина в этом направлении увенчивает третий вариант моста. Предыдущие модели хоть и не были жизнеспособны, однако расширили опыт изобретателя, укрепили его уверенность и обогатили теоретически. Главное отличие третьего варианта заключалось в необходимости облегчить срединную часть сооружения для уменьшения величины распора. Этот принцип оказался целесообразен и в дальнейшем вошел в обиход мостостроения. Вообще, весь проект по сооружению моста был разработан изумительно исчерпывающе и остроумно. Место для моста Иван Петрович выбрал неподалеку от наплавного Исаакиевского. Опорами для него должны были служить каменные фундаменты, а длина арки проектировалась в 140 сажен (298 метров). Само пролетное строение включало в себя шесть главных арочных ферм и две дополнительных, предназначенных для обеспечения поперечной устойчивости. Основными несущими элементами являлись четыре средних арочных фермы, размещенные параллельно и попарно на расстоянии 8,5 метра друг от друга. Для лучшей связи арочных ферм изобретатель придумал мощные пояса, играющие роль боковых упоров и защищающие строение от ветра.

Следует особенно отметить, что для нахождения очертаний арочной фермы Иван Петрович использовал построение веревочного многоугольника, самостоятельно открыв закон взаимодействия сил в арке, однако не сформулировал его, а потому не занял подобающего места в теоретической механике. Не имея ни малейшего понятия о сопротивлении материалов, Кулибин с помощью гирек и веревок рассчитал сопротивление разных частей моста, интуицией угадав открытые позднее законы механики. Леонард Эйлер - величайший математик восемнадцатого века - проверил его математические выкладки. Все оказалось верным.

Постройка изобретателем модели моста в масштабе одна десятая от натуральной величины стала крупным событием в строительной технике той эпохи. Помог Кулибину в этом Григорий Потемкин - всемогущий фаворит царицы, интересующийся течением этого дела и выделивший изобретателю три тысячи рублей. Общая же стоимость модели составила 3525 рублей, оставшиеся расходы пришлось оплачивать самому конструктору, что, впрочем, делалось им не в первый раз. Модель семнадцать месяцев сооружалась в сарае академического двора. В длину она достигала 30 метров, а весила 5400 килограммов. На ее проверке присутствовали лучшие ученые того времени - Котельников, Румовский, Лексель, Фусс, Иноходцев и многие другие. Большинство из них открыто смеялись над Кулибиным, и никто не верил, что «доморощенные» расчеты могут привести к чему-нибудь стоящему. Иван Петрович лично руководил установкой груза на мост. На модель было положено три тысячи пудов (49 тонн), вес в 9 раз больший ее собственного. Модель держалась крепко, даже самые скептически настроенные зрители подтвердили, что проект Кулибина жизнеспособен, по нему можно построить мост через Неву в 300 метров длиной.

Механик с нетерпением стал дожидаться осуществления проекта. Императрица «с крайним удовольствием» узнала об этом изобретении и дала распоряжение наградить Кулибина. А мост? А мост возводить никто и не собирался. Модель было приказано «сделать приятным зрелищем публики», а в 1793 году после кончины Потемкина ее перевезли в сады Таврического дворца и перебросили там через канал. В 1778 году все ещё тщетно ожидавшего осуществления своего проекта изобретателя царица пригласила в Царское Село, где в присутствии всего двора наградила медалью с Андреевской лентой. На одной ее стороне было выбито: «Академия Наук - механику Кулибину». Подобная медаль открывала награжденному доступ в высшие сферы петербургского общества, однако вся беда была в том, что гениального конструктора жаловали не за его выдающиеся изобретения, а за фейерверки, автоматы, световые эффекты и искусные игрушки, которые он изготавливал для увеселения придворных, и которые его самого интересовали в последнюю очередь.

Однако Иван Петрович не сдавался. Работая на должности придворного устроителя иллюминаций и пиротехника, он сумел и в этой области создать изобретение, которое могло бы иметь огромное значение в военном деле и народном хозяйстве - «кулибинский фонарь». Устройство представляло собой прожектор оригинальной конструкции, способный давать большой световой эффект, несмотря на слабый источник света, которым, как правило, была свеча. Кулибин разработал целый ряд фонарей различной силы и размеров - для освещения больших мастерских, коридоров, кораблей, карет. Столичная знать сразу же захотела обладать такими устройствами, являвшимися в то время чудом техники. Мастерскую Кулибина засыпали заказами. Вслед за знатью потянулись и провинциалы, отбоя от желающих не было. Однако о практическом применении фонарей Кулибина, об использовании их для городского благоустройства, в промышленности, в военном деле речи не шло. В этих областях прожекторами пользовались в виде исключения.

Иван Петрович, будучи механиком при царских покоях, иллюминатором пиршеств, участником балов и даже спутником императрицы во время ее увлечения астрономией, оказался втянут в атмосферу придворной жизни. При царском дворе в своем длиннополом кафтане, с огромной бородой он казался гостем из другого мира. Многие смеялись над «благообразной» внешностью механика, подходили к нему и шутки ради просили благословения, как у попа. Кулибину оставалось только отшучиваться, поскольку выказать свой гнев было бы недопустимой дерзостью. Существует поверье, что Владимир Орлов неоднократно уговаривал механика переодеться в немецкое платье и побриться. Борода считалась атрибутом простонародности, являясь препятствием на пути получения дворянского титула. Кулибин на это отвечал: «Ваша светлость, почестей не ищу и бороды для них не сбрею». Вообще же согласно описаниям современников Кулибин был «статным, посредственного росту мужчиной, в походке, являющий достоинство, а во взгляде остроту и ум». Он был крепок телом, никогда не курил, не пил и не играл в карты. В свободное время сочинял стихи, его язык был народен, точен и лишен всякой манерности. Писал Иван Петрович неграмотно, но не в плане слога, а в плане орфографии. Он сильно досадовал по этому поводу и, когда посылал бумаги начальству, всегда просил сведущих людей исправить ошибки.

Несмотря на загруженность, Кулибин всегда находил время для занятий серьезными изобретениями. В 1791 году он разработал оригинальные конструкции четырехколесной и трехколесной «самокатки». Их длина предполагалась около 3 метров, скорость передвижения до 30 километров в час. Некоторые их части являлись весьма оригинальными. Действительно, ни в одном описании «самокаток» восемнадцатого века и близко нет таких деталей, как маховое колесо для устранения неравномерности хода, дисковые подшипники, коробка скоростей, позволяющая менять скорость хода. По неизвестным причинам мастер уничтожил свое изобретение, осталось лишь десять чертежей, выполненных в 1784-1786 годах. Кроме того имеются двадцать два листка с чертежами, озаглавленные как «Подъемное кресло». Этот «лифт» для престарелой императрицы Кулибин сделал в 1795 году, в движение он приводился работой винта.

А незадолго до смерти Екатерины II русский изобретатель ознакомился с устройством оптического телеграфа братьев Шапп. Кулибин разработал свою собственную конструкцию этого прибора, прозванного им «дальноизвещающей машиной». Принцип сигнализации он позаимствовал у Клода Шаппа, однако код придумал самостоятельно, причем пошел в этом отношении дальше француза. Передачу слов Иван Петрович совершал по частям, разделяя их на двухзначные и однозначные слоги. Однако изобретение никого не заинтересовало, оно было отправлено в архив, как курьезная игрушка. Некто Жак Шато, работник предприятий Шаппа, через сорок лет привез в Россию телеграф собственной конструкции. Правительство определило ему 120 тысяч рублей за «секрет» устройства и шесть тысяч рублей в год пожизненной пенсии за установку.

В 1796 году Екатерина скончалась, а на престол взошел ее сын Павел I. Спустя короткое время влиятельные при императрице царедворцы и вельможи были устранены от государственных дел. Вместе с ними рухнуло то покровительственно-снисходительное отношение двора к Кулибину, как к организатору блестящих иллюминаций. Положение его стало шатким, однако изредка, в чрезвычайных случаях царь продолжал обращаться к нему, что давало возможность гениальному изобретателю продолжать работу в Академии наук. Но в самом начале правления Александра I, 24 августа 1801 года, Кулибин был уволен. Разумеется, отстранение это было облечено в соответствующую форму: «Снисходя ревности его и долговременной службе, Государь позволяет старцу провести остаток дней в мирном уединении на родине».

Кулибин, несмотря на годы, отдыхать не хотел, мысль о бездеятельности была для него мучительной. Уже сам переезд поздней осенью с детьми и беременной женой по разбитым дорогам был для Ивана Петровича ужасен. Вскоре после прибытия в Нижний Новгород его жена умерла в страшных муках во время родов. Кулибин очень болезненно переживал это, считая себя виновником ее кончины. Можно только представлять себе, какие чувства обуревали великого изобретателя в то время - многолетняя изнурительная деятельность, всеобщее безразличие к его работам, прозвище «колдун», которым по приезду наградили его соседи. Однако крепкая и выносливая натура русского механика поборола все нравственные и физические недуги. Иван Петрович в третий раз женился на местной мещанке, впоследствии у них родилось три девочки. Всего же у Кулибина было двенадцать детей, всех их он вырастил в строгом послушании, всем своим сыновьям дал образование.

И в Нижнем Новгороде продолжала работать изобретательская мысль отечественного гения. В 1808 году он закончил свое очередное творение - «механические ноги». Еще в 1791 к нему обратился один офицер-артиллерист, лишившийся ноги под Очаковом: «Ты, Иван Петрович, много разных диковинок вымудрил, а нам - воякам - приходится таскать деревяжки». В усовершенствованном виде кулибинский протез состоял из ступни, голени и бедра. Механическая нога могла сгибаться и выпрямляться, а к телу прикреплялась с помощью металлической шины с поясами. Чтобы наглядно показать пригодность своего творения, конструктор соорудил двух кукол. Одна из них изображала человека, у которого ниже колена была отнята правая нога, а другая - у которого выше колена была отнята левая нога. Таким образом, Кулибин предусмотрел оба случая утраты ног. Модели протезов, куклы и все чертежи он послал Якову Виллие - президенту Медико-хирургической академии. Хирурги изучили искусственную ногу и признали протез Кулибина не только пригодным к употреблению, но и самым лучшим из всех существовавших доселе. Однако и это творение не принесло механику ничего, кроме расходов.

С самого детства Иван Петрович наблюдал на Волге ужасающие картины каторжного труда бурлаков. Почти двадцать лет он бился над проблемой замены бурлацкой тяги силами природы. Подобная идея была не нова. Еще в пятнадцатом веке похожие работы появились в Чехии. Однако у историков нет никаких сведений о том, что русский изобретатель был знаком с ними. Вероятнее всего, Кулибин, как и в прочих случаях, самостоятельно подошел к своей идее. Устройство «водоходного судна» по его замыслу было следующим. Один конец каната на судне обвивался вокруг гребного вала, а другой привязывался на берегу к неподвижному предмету. Течение реки давило на лопасти колес, которые приходили во вращение и наматывали канат на гребной вал. Таким образом, судно начинало перемещаться против течения. Неудобства, разумеется, были огромные, однако это все же было лучше прежней тяги силой бурлаков.

Следует заметить, что перед тем как приступить к разработке машинного судна, Иван Петрович скрупулезно собрал экономические сведения, подтверждающие выгодность его творения. Для этого он выучил систему волжских судов и их хозяйственную эффективность, заработок бурлаков, способы найма рабочей силы и тому подобное. По его расчетам выходило, что использование машинной тяги вело к сокращению рабочей силы вдвое, а одно «водоходное судно» давало купцам чистой экономии 80 рублей на каждую тысячу пудов в год. Однако лишь пример реально работающего судна мог заставить людей поверить в изобретение. Мастер понимал это, и потому написал царю письмо с просьбой выделить ему средства для постройки. В случае неудачи Кулибин соглашался взять на себя все издержки, а в случае удачи - бесплатно отдать судно в казенную эксплуатацию и разрешить каждому, кто захочет, строить по этому образцу собственные «водоходы».

Просьба Кулибина была уважена. Летом 1802 года он начал постройку, используя в качестве основы старую расшиву. Снаряжение судна было окончено в 1804 году, а 23 сентября его испытали. На судне присутствовал губернатор города, знатные чиновники, дворяне и купцы. Расшива везла на себе 140 тонн песку и передвигалась против течения, не уступая в скорости хода судам, ведомым бурлаками. Самоходное судно признали «обещающим государству великие выгоды», а изобретателю выдали свидетельство. После этого Иван Петрович отправил все чертежи и расчеты в министерство внутренних дел. В пучинах бюрократических ведомств проект Кулибина сразу начал тонуть. Министерство морских сил не пожелало дать заключение по изобретению, потребовав дополнительных сведений. Кулибину возвратили чертежи, после пяти месяцев упорных трудов он выполнил все поставленные требования и возвратил бумаги министру, приложив также записку-обоснование экономической выгоды эксплуатации подобных судов на Волге. Материалы были рассмотрены Адмиралтейств-коллегией, которая, сомневаясь в ходовых свойствах судов Кулибина, а также в их экономической выгодности, проект отклонила. Дело кончилось тем, что городская дума забрала «водоход» на хранение. Спустя несколько лет интереснейшее изобретение было продано на дрова.

В 1810-1811 годах неутомимый изобретатель работал над машинами для солеваренных предприятий Строгановых. К этому же периоду времени относится разработка Кулибиным собственной конструкции сеялки. В 1810 году Иван Петрович по своим чертежам построил новый красивый двухэтажный домик. Однако несчастья преследовали его. Не успел мастер обжиться, как в доме произошел пожар. Кулибин успел вынести из огня только детей и свои работы. Изобретателя и его семью приютила старшая дочь Елизавета, вышедшая замуж за чиновника Попова, которого Кулибин очень любил и уважал. Семья их жила неподалеку от Нижнего в селе Карповка. Вскоре мастеру из «Общественного призрения» выдали взаймы 600 рублей. На них он купил ветхий домик и переселился в него.

В 1813 году Кулибин завершил свой новый проект железного моста через Неву. Мост русский гений спроектировал из 3 решетчатых арок, покоящихся на четырех промежуточных опорах. Длина моста была около 280 метров, освещаться он должен был кулибинскими фонарями. Иван Петрович предусмотрел все, включая ледорезы. Невзирая на старость, он сам намеревался руководить строительными работами, мечтая снова перебраться в Санкт-Петербург. Когда проект был окончен, начались привычные для изобретателя «хождения по мукам». Чертежи были посланы на рассмотрение Аракчееву, на что он ответил: «Предполагаемая вами постройка моста через Неву требует крупных издержек, кои государству в нынешнее время необходимы для других предметов, а потому думаю, что предположение сие нельзя будет привести ныне в исполнение». После этого отказа Кулибин стал подыскивать другого человека, могущего представить проект царю. В 1815 году он решился обратиться в Академию наук, где о его бумагах забыли на следующий день после получения. До конца жизни Кулибин ждал ответа по данному проекту, волновался и все искал случая представить чертежи самому императору. Позднее постройка Николаевского моста оправдала все технические соображения Ивана Петровича.

Единственной задачей, которую великий изобретатель не смог разрешить, являлась попытка построить вечный двигатель. Более 40 лет он занимался этим вопросом, особенно в последние годы жизни. После Кулибина осталось громадное количество вариантов конструкций этой машины. С 1797 года он вел особый дневник по этому делу - 10 тетрадок по 24 страницы каждая. Вечный двигатель стал последней мечтой конструктора. Его здоровье ухудшалось. Все дольше и дольше Кулибин лежал в постели. Когда у него были силы, он писал письма в Санкт-Петербург, посещал приятелей, выходил на берега Волги и любовался идущими караванами судов. Последние месяцы Иван Петрович провел в своей постели в окружении чертежей вечного двигателя. Он работал над ними даже по ночам. Когда силы его покидали, дочь Елизавета читала ему, а он делал пометки на листах. 11 августа 1818 года Кулибина не стало. Он умер абсолютно нищим. Ни копейки не было в доме, вдове пришлось продать настенные часы, а старые приятели принесли немного денег. На них легендарного изобретателя и похоронили на Петропавловском кладбище - в паре шагов от церковной паперти.

По материалам книг: Н. И. Кочина «Кулибин» и Ж. И. Яновской «Кулибин».

Выбор редакции
Способов приготовления омлета много. Его жарят на сковороде, запекают в духовке. В омлет кладут овощи, колбасу, мясо, зелень. Любая...

Рецепты запеканкиЛегкий рецепт приготовления рулета из лаваша с курицей. Все о том, как выбрать ингредиенты и секреты приготовления...

Мисо суп, рецепт популярный в японской кухне, который готовится на основе пасты мисо (паста бывает красная или белая), бульона даси (или...

Здравствуйте, уважаемые читатели моего блога! Хочу предложить сегодня кулинарный шедевр – рецепт приготовления грибной солянки с...
Когда сезон черешни в самом разгаре, то значит, что пришло время подумать о компоте из этих ягод на зиму. Сладкий консервированный...
Колдуны – это не только люди, имеющие сверхъестественные способности, но и иное название драников, начиненных фаршем. Они визуально...
На ужин у нас жареная картошка с колбасой и луком на сковороде, как в далекие студенческие годы. Получилось безумно вкусно, как и раньше....
Рыбу чистим, потрошим, избавляемся от хвоста, головы и плавников, прополаскиваем и обсушиваем. После отделяем хребет от филейных частей,...
Церковный пост, диета, заболевание или вегетарианство. Все эти понятия исключают употребление сладкой выпечки, тортов. Запрет на продукты...