Как и когда учить ребенка читать. В каком возрасте начинать учить с ребенком буквы и цифры? Во сколько лет начинают читать


В этой статье речь пойдет о чтении с ребенком до 1 года. Многие родители думают, что рано начинать читать книги ребенку не имеет смысла, т.к. малыш все равно еще ничего не понимает. Однако это не так. Чем раньше вы начнете читать книги своему ребенку, тем лучше, а почему – я расскажу в этой статье. Также из статьи вы узнаете, какие книги лучше всего подходят для чтения до года, и какие картинки наиболее интересны и полезны для малыша.

Почему нужно читать книги ребенку с самого рождения

  • Читая маленькому ребенку книги, вы расширяете его пассивный словарный запас . Конечно, малыш не сразу начнет понимать смысл услышанного, но слова будут откладываться в его памяти, и постепенно он все больше будет отождествлять их с реальными понятиями. Таким образом, чтение способствует развитию речи.
  • Как и другие развивающие занятия в раннем возрасте, чтение книг учит малыша концентрировать внимание , что очень пригодится ему для дальнейшего обучения.
  • Любое общение с родителями очень ценно для ребенка. Ребенку нравится звучание родительских голосов. Наверняка вы постоянно разговариваете со своим малышом. Чтение сказок и стихов, рассматривание картинок в книгах еще больше обогатит впечатления малыша.
  • Чтение способствует развитию воображения ребенка. На первый взгляд может показаться, что мультфильмы ничуть не хуже книг могут справляться с познавательной и воспитательной ролью в жизни ребенка. Однако в отличие от книги, мультфильм не дает пространство для воображения. К тому же во время просмотра мультика у ребенка нет времени для осмысления полученной информации, так как он должен воспринимать новые видеоряды, появляющиеся на экране.

Что и как читать?


Начинать знакомство с книгами следует с коротких ритмичных стихов и простых сказок, основанных на многократном повторении, таких как «Репка», «Теремок», «Колобок». Благодаря повторам ребенок лучше запоминает и усваивает информацию. По мере проявления большего интереса к книгам, можно вводить сказки с более «замысловатым» сюжетом («Три поросенка», «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Красная шапочка» и т.п.), а также более длинные и разнообразные стихотворения. Если ребенок знаком с книгами с пеленок, то он будет с удовольствием и интересом слушать Чуковского, Маршака уже в год. Более подробный список книг для чтения с детьми до 1 года вы найдете здесь:

Когда вы читаете книгу своему ребенку, обязательно останавливайтесь и объясняйте те слова, которые ваш малыш еще не знает и не понимает. Разглядывайте вместе иллюстрации, рассказывайте малышу обо всех деталях, изображенных на картинке, показывайте, где находятся герои сказки, что и как они делают, где летает маленькая бабочка и растет цветочек. Время от времени спрашивайте малыша «Где мишка? Где собачка?».

Такие вопросы просто необходимы для поддержания внимания ребенка, а также позволяют ему быть активным участником вашей беседы. Конечно, первое время вам придется самим отвечать на свои вопросы. Но постепенно (месяцев в 9-10) малыш начнет тыкать пальчиком туда, куда вы ожидаете.

Не бойтесь помногу раз перечитывать одни и те же сказки, дети очень консервативны в своих вкусах, любят многократные повторы и просят снова и снова перечитывать любимые книги. Большое количество повторений, кстати, отлично тренирует память ребенка.

Ребенку полезно также рассматривать так называемые учебники для малышей (Например, книга Олеси Жуковой «Первый учебник малыша » (Ozon , Лабиринт , My-shop ). В таких книгах много картинок, формирующих базовый словарный запас малыша. В них представлены изображения одежды, игрушек, овощей и фруктов, транспорта и т.д. Такой учебник вы можете сделать и сами, вырезая картинки из журналов и прочей ненужной макулатуры и приклеивая их в альбом.

Какие картинки рассматривать с малышом?

Для детей до года важно помнить такое правило: Чем младше ребенок, тем крупнее картинки стоит ему показывать. Картинки в приобретаемых книгах должны быть понятные. Самым маленьким будут очень интересны обучающие книги из серии «Школа семи гномов » — «Мои любимые игрушки », «», «Цветные картинки ». В них на одной странице изображен только один предмет, без лишних деталей.

Месяцев в 9-10 ребенку становятся интересны не только предметы, но и простейшие действия – собачка идет, мальчик хлопает в ладоши, котенок умывается, девочка кушает и т.д. Для этого этапа подойдут книги «Кто что делает? », «Моя первая книжка » (также из серии «ШСГ»). К каждому действию в этих книгах предлагается упрощенное название – «топ-топ», «хлоп-хлоп», «буль-буль», «ням-ням» и т.д.

По мере взросления ребенок начинает проявлять все больше интереса к мелким деталям на картинках, он начинает замечать маленьких букашек, ему становится интересно отыскивать ягодки и грибочки. Поэтому в библиотеке малыша должны будут появиться книжки с более детальными изображениями.

Старайтесь подбирать для своего малыша книги с качественными иллюстрациями. Хорошенько оцените книгу еще в магазине. Современные издательства не всегда тщательно подходят к вопросу создания иллюстраций. Сейчас издается немало книг, сделанных «тяп-ляп» на компьютере, где герои могут копироваться из страницы в страницу даже без изменения позы и выражения лица. То, какие картинки вы показываете малышу с детства, безусловно, повлияет на его художественные вкусы.

Книга о малыше

Еще одну очень полезную книгу для малыша вы можете сделать сами. Ребенок будет смотреть ее с огромным удовольствием, и это неслучайно, ведь эта книга будет про него самого! Для создания такой книги вам понадобится альбом для фотографий и подборка качественных фотографий самого малыша, мамы, папы, других близких родственников, домашних животных и даже любимых игрушек. Нужны также фотографии, изображающие самые простые действия ребенка: Маша кушает, Маша спит, купается, читает книжку, качается на качелях и т.д. Желательно, чтобы на одной странице была только одна фотография, а под ней короткая подпись крупными печатными красными буквами – «Мама» или «Маша спит». Здесь используется тот же принцип, что и при – ребенок визуально запоминает написание произносимых вами слов. После многократного просмотра, он без труда будет узнавать слово «мама», написанное в другом месте.

Немного из нашего опыта чтения книг до года

Своей дочке мы начали читать книжки ежедневно где-то в возрасте 3-х месяцев. Первое время она внимательно их слушала, не отвлекалась, во все вникала (насколько это возможно делать в 3-х месячном возрасте). Но потом, месяцев в 6, она практически перестала проявлять интерес к книгам. Завидев книгу в моих руках, она либо принималась ее грызть, либо просто уползала от меня. Я даже начала переживать, что малышка у нас совершенно не усидчивая. Но здравый смысл подсказывал, что, возможно, это просто такой период развития, который надо переждать. Поэтому мы хоть и регулярно предлагали дочери полистать книги, но делали это не слишком навязчиво.

Интерес к книгам вернулся в возрасте 9 месяцев (и по сей день Тася просто обожает читать книги). И этот интерес стал более осознанным. Дочь не просто смотрела на многообразие пестрых цветов, слушая мой голос, она действительно понимала, что изображено на картинках, начала связывать картинки с реальной жизнью. В 10 месяцев Тася уже хорошо отвечала на вопросы типа «Где корова?», тыкая пальчиком в нужное место на картинке.

Свой собственный альбом с фотографиями Тая любила смотреть больше всего. Мы пролистывали его по несколько раз туда и обратно, и ей все равно этого было мало. Она с удовольствием показывала, где мама, где папа. С 10 месяцев, показывала в альбоме на свое фото, говорила «Тааа» (т.е. Тася).

На этом закругляюсь, до встречи! Обязательно посмотрите статьи:

Школьный возраст

В разных культурах ребенок вступал в школьный возраст в разное время.
Египетские мальчики, которых готовили к карьере писцов, начинали посещать школу с пяти лет.
В Древней Индии систематическое обучение ребенка мужского пола из касты брахманов (жрецов) начиналось в восемь лет, из касты кшатриев (воинов) - в одиннадцать, из касты вайшья (крестьян, ремесленников, торговцев) - в двенадцать. В этом возрасте мальчик покидал свою семью и переходил жить в семью учителя.
В древнем Китае школьное обучение начиналось с семи-восьми лет; в Древней Греции - с семилетнего возраста.
Однако поступление в школу было привязано к возрасту достаточно условно. Родители, по крайней мере, в Средние века, самостоятельно определяли, когда ребенка нужно отдавать учиться. На их решение влияло и финансовое положение семьи, и то и дело вспыхивающие эпидемии, и готовность ребенка жить без родных (практически все школяры в средневековой Европе учились далеко от дома).
Вот почему во французских коллежах XVI-XVII веков в начальном классе можно было встретить детей от 8 до 15 лет, а чаще всего в школу поступали в десятилетнем возрасте.

Обучение грамоте

Практически во всех культурах одной из главных задач школы было обучение грамоте. Начиналось оно обычно со знакомства с письменными знаками (буквами или иероглифами), которые ученики по образцу выцарапывали на глиняных или восковых табличках.
Обучение письму и чтению на протяжении всей истории цивилизации стоило детям многих страданий. Учиться было трудно, и это считалось закономерным. Учителя полагали, что корни учения должны быть горькими: лишь в этом случае можно оценить сладость его плодов. За неуспехи и нарушение дисциплины учеников били. Физическое наказание также было необходимым элементом обучения. Как гласила надпись на одном из древнеегипетских папирусов, «дитя [ребенок] несет ухо на своей спине, и нужно бить его, чтобы он услышал».
Казалось бы, это обычаи давно прошедших веков. Но многие родители и по сей день считают, что маленький ребенок должен учиться до изнеможения. Иначе к его занятиям невозможно относиться серьезно.

Метод обучения чтению по складам

В древнегреческой школе учились читать по складам: «бета-альфа - ба; гамма-альфа - га; гамма-ламда-альфа - гла» и т.д., перебирая всевозможные сочетания, пока дети не начинали узнавать склады с первого взгляда. Этим же методом пользовались и в России. Так, например, обучал читать воспитанников яснополянской школы Лев Толстой. И, как считал он сам и его ученики, довольно успешно. Толстой неодобрительно относился к внедрению в школьную практику новых звуковых методов обучения чтению и считал, что по складам дети обучаются читать легче.
Похожие высказывания мы встречаем у нашего современника - педагога Зайцева. Он вернул в педагогический язык уже подзабытое слово «склады».

Метод обучения целыми словами

Известные педагоги Борис и Елена Никитины отстаивали целесообразность другого старинного метода обучения чтению - метода целых слов. У каждого из детей их большой семьи в возрасте года появлялся альбом, куда записывались слова и коротенькие предложения. Ребенок учился узнавать их, как картинки, и скоро мог «прочитать» первую, специально для него написанную книжку. Никитины утверждали, что такое узнавание слов-картинок является хорошей подготовкой к настоящему чтению. Все их десять детей научились читать довольно рано - еще до поступления в школу.
Похожий метод чтения используется при обучении детей иностранному языку: наряду со звуковым значением букв ребенок заучивает написание и звучание целых слов.

Письмо должно предшествовать чтению

Вальдорфские педагоги считают, что письмо функционально предшествует чтению. Сначала надо научить ребенка писать, и только потом - читать. Аргументирует они свою позицию так: книгопечатанию в истории человечества предшествовал длительный период развития рукописной культуры. Ребенок в своем развитии должен обязательно повторить ступени развития человеческого общества - в этом залог психологической обоснованности методики обучения. Сначала ребенка нужно научить создавать и разбирать рукописные тексты, и лишь потом - печатные.
Такая позиция, конечно, может подвергнуться вполне обоснованной критике. Но если под письмом понимать не рукописное письмо, а «рисованное», то в таком подходе обнаружится много мудрого. Вспомните: малыши, знакомясь с буквами, прежде всего начинают их «писать». Как они сами говорят, «я умею писать печатными буквами». Ученые называют эти буквы «иероглифами», потому что они не написаны в буквальном смысле слова, а нарисованы. Некоторые дети исписывают рисованными буквами целые тетради, пытаются записывать сказки и истории. Подобные занятия нужно поощрять всеми возможными способами: они очень полезны и с точки зрения развития моторики руки, и с точки зрения усвоения графического образа буквы.

Сроки овладения грамотой

Исследователи отмечают, что сроки, необходимые для овладения чтением и письмом, во все времена определялись индивидуальными особенностями детей, установками педагогов и культурными традициями.
Так, французский культуролог и исследователь семьи и детства Филипп Арьес рассказывает, что маленького дофина - будущего короля Франции Генриха IV, жившего в ХVII веке, начали учить читать с трех лет. «В три года пять месяцев ему нравится листать Библию с картинками, кормилица показывает ему буквы - он знает весь алфавит… Начиная с четырех лет ему преподают письмо…Приносят письменный прибор и пример. (Примером называли образец, который надо было скопировать.) Он переписывает пример, точно копируя каждую букву. Очень доволен. Начинает знакомиться с латинскими словами…»
Но тот же Арьес рассказывал и о другом известном человеке средневековья - гуманисте и реформаторе образовательной системы Томасе Платтере. За десять лет своего бродяжничества по школам Европы (такой образ жизни вели многие «школяры») Платтер так и не выучился читать и писать. И лишь в возрасте 18 лет он нашел священника, который взялся обучить его грамоте. Томас выучил алфавит за один день и быстро освоил чтение и письмо. Овладение грамотностью завершило образование Платтера: ведь к 18 годам он знал наизусть множество текстов античных философов и отцов церкви, которые выучил со слуха, и мог вести «ученые» беседы.
Примеры из жизни знаменитых людей показывают, что никакой определенной связи между ранним обучением чтению и будущими великими свершениями не просматривается. Михаил Ломоносов, как мы помним, не был «ранним» учеником. А Альберта Эйнштейна по результатам современного тестирования следовало бы отдать в школу для детей с задержкой умственного развития: он плохо говорил, поздно научился читать и не успевал по математике.

Марина Аромштам

Зависть - очень плохое чувство? Мне оно мешает нормально общаться с друзьями.

Безумно завидую тем, у кого есть помощь с ребенком, бабушки под боком, у кого мужья приходят в 7 вечера и занимаются ребенком. Прям ужас как завидую. В голове крутится - ну а мне за что все это, муж работает до ночи чуть ли не без выходных, сменить работу невозможно.

Бабушки есть, одна сидит раз в месяц, другая вообще не хочет, не заставить. Все сама, с ребенком 24/7, причем решаю все домашние проблемы, так как мужу некогда. А подруги жалуются, мол, мама всего 3 раза в неделю приходит. Всего по 15 тысяч в месяц помогают (нам никто денег не дает, все сами).

Просто плакать хочется. И если честно - не общаться с ними. Потому что эмоции от этого всего испытываю просто наинеприятнейшие. У кого-то так было? Как перестать завидовать тому, что я не в силах изменить в своей жизни?

222

Коза Агата

привет. перед Новым годом создавала темку-предложение: отправить энную вещь в путешествие от форумчанки к форумчанке (ну или к форумчанину). вроде бы многие были не против. теперь давайте уточним детали
энную вещь предлагаю вот, символ год собственноручного творения (еще может ее подделаю, хвост поглажу )

теперь что хотела спросить
1. как нам помечать ее путь? наклейки или путевой блокнот с ней посылать? ну где обозначены места пребывания? завести путевой лист? в карман ей записки пихать (но она не такая большая). у кого какие мысли, давайте решим
2. Имя? нужно ж ей имя. я думаю может со словом форум созвучно - Фима, Фома? Фрося? или вообще из другой области? кто что думает?
3. ну и собственно давайте выбирать, куда она отправится сейчас. повторю, хотелось бы недалеко, чтобы пересылки были короткими (и не такими дорогим), тогда больше мест посетит наш символ за год.
территориально кто не против поучаствовать - отзывайтесь: Алтайский край, Новосибирская, Кемеровская области, Восточный Казахстан, республика Алтай.
условия в комментарии напомню

183

Ирина Ирина

Здравствуйте, подскажите пожалуйста, сложилась такая ситуация:
Ребенку на следующий год в школу. В школе несколько видов классов. То здание где классы общеобразовательные без углубления изучения предметов находится дальше и через дорогу, а во дворе здание с классами с углубленным изучением математики или английского. Все это тасуется до 4 класса школы. Но уже сейчас просят указать пожелание по выбору вида класса. Так как подходит только здание где углубленное изучение, прямо таки не знаю в какой его записать. Английским ребенок занимается с 3х лет и делает не плохие успехи, но с другой стороны если он занимается с репетитором может есть смысл отдать в математические классы и там его подтянут? Склад ума как таковой у сына я определить не могу. Учительница нач школы говорит что по общим предметам он идет ровно. Подскажите может быть есть какие то тесты для этого или у кого то была такая ситуация.

164

елена погодина

Опишу коротко (постараюсь):
Мы семья 3 человека,я, муж.ребенок 10 лет и ждем еще крошку. Решили расширить жилье. Купить двушку. В том районе.где мы сейчас живем, цены на жилье выросли в связи со строительством метро, Двушку не купить за те деньги,на которые мы рассчитываем,или вообще убитую и денег на ремонт не будет. В районе,где живет моя мама - тоже самое, только жилой фонд еще старше и выбирать приходится в основном из пятиэтажек. Там нет (или очень далеко от метро) квартир нужного нам метража (от 50 кв.м) и главное цена вопроса - надо до 9500000.
Мы выбрали район Марьино, подобрали квартиру, скоро сделка.
Так вот звонит моя мама вчера и давай орать на меня. Что мы идиоты, нас еще самих надо воспитывать, что так никто не делает, что покупать жилье надо рядом с кем то из родственников (или моих,или мужа) - чтобы помощь была. А я одна с двумя детьми закопаюсь, она приезжать не будет,ей ехать далеко, мой папа тоже не сможет, он стареет и тяжело ехать (хотя есть машина) - это ее слова.
Хотя я и не рассчитываю на их помощь, я ей об этом и сказала, но она не слышит т.к. походу вообще не воспринимает мои слова,считая их сразу или глупыми или неверными.
Моя свекровь помогать явно будет редко, она работает каждый день и есть еще свои дела. Я также не рассчитываю.
С первым ребенком розовые очки с меня сняли очень быстро - моя мама не приезжала (хота, когда я беременная ходила - обещала многое) - ей далеко, но брала ребенка к себе,когда я вышла на работу,чтобы больничные не брать часто,но выносила мне каждый раз мозг,что он (ребенок) то не умеет,это не так делает, короче, ее помощь мне потом выходила боком, каждый раз до слез меня доводила. Сейчас,когда ребенок болеет, приезжает мой папа. Сидит с ним. Свекровь работала и работает, берет ребенка, когда ей удобно. Это все к чему я - чтобы не думали,что я люблю спихнуть ребенка на бабушек и наслаждаться жизнью. И в дальнейшем, не рассчитываю на них. Но моя маман решила,что мне точно будет нужна помощь,я точно не справлюсь. Вот прям установку как будто ставит такую. Стараюсь не нервничать.
Так вот вопрос - я реально не права, что так далеко уезжаю от них от всех. Реально надо купить жилье хуже по качеству,но ближе?

146

Аноним

Я разведена, воспитываю двух детей, муж платит по 5000 алиментов на каждого. Еле-еле хватает на жизнь. Зарплата у меня так себе. Не библиотекарь, но почти. Сил получать ещё образование нету, и времени тоже нет, работа и дети и все.
И моя подруга. У нее блестящее московское образование, но проработала она недолго (в крупном банке не на самой последней позиции), потом встретила своего мужа, он очень обеспеченный человек. Родили девочку со слабым здоровьем, поэтому подруга на работу возвращаться не планирует.
У нее теперь есть все, отчем я мечтала. Коттедж с камином. Личная машина. Если не может ехать сама, всегда может попросить шофера мужа подвезти. Путешествия по миру три раза в год. Любые самые стильные шмотки. Косметолог, стилист, личный массажист.

И я такая по пробкам после работы возвращаюсь с авоськами. А она мне звонит: Мась, поговори со мной, мне грустно! У меня пятая шубка не помещается в гардероб (условно). Меня это бесит, бесит, бесит!
Больше всего завидую ее мужу. Спокойный, очень ответственный, на жену и дочку смотрит с обожанием. Цветы, подарки. Целует в плечо, просто проходя мимо. Предлагает нанять домработницу, чтобы ей было полегче. Полегче!! Она вообще не работает, какие трудности??
И вот вчера я видела ее мужа с другой женщиной. Они за столиком сидели, держались за руки, смотрели друг другу в глаза. Точно не деловая коллега, так на коллег не смотрят. Меня увидел, руки спешно убрал, я сделала вид что его не заметила, прошла мимо. Теперь борюсь с желанием позвонить предупредить подругу. А про себя думаю: наверное я зря завидовала все это время, к хорошему быстро привыкаешь. А что она будет делать, если всего этого лишится.

143

Большинство родителей жалуются на то, что их дети не любят читать. Современное поколение предпочитает гаджеты. Что же делать? Как научить ребенка любить книгу?

— «Хочу гулять!»

— «Пока не прочитаешь двадцать страниц книги за компьютер не сядешь, и гулять не пойдешь!» К сожалению, подобный диалог можно услышать во многих семьях. Если и вы, таким образом, пытаетесь привить своему ребенку любовь к чтению, то смеем вас заверить — у вас ничего не получится.

Из-под палки, по принуждению невозможно пробудить в ребенке любовь к книге.

Процесс чтения должен доставлять ему удовольствие. Как этого добиться? В этой статье мы попытаемся ответить на этот вопрос, опираясь на педагогический опыт и советы детских психологов. Но для начала давайте определимся с понятием «раннее развитие ребенка» и поговорим о современных методиках такого развития. Молодые мамы неизбежно сталкиваются с целой лавиной самых разных мнений по этому поводу. Одни — утверждают, что процесс обучения ребенка должен начинаться с первых дней его появления на свет. Другие – уверены, что раннее развитие приносит больше вреда, чем пользы.

Бесспорно, мы живем в высокотехнологичном мире. И этот мир безжалостен, он требует адаптации интеллекта даже от детей. Неудивительно, что многие молодые мамы, узнав о новомодных методиках раннего развития, пытаются применять их на практике. Например, они начинают прививать своему чаду любовь к чтению прямо с пеленок. Вредны ли современные методики раннего развития для детей или полезны? Попробуем разобраться.

Когда и чем может быть вредно ранее развитие?

  • Бесспорно, ранний возраст (от 0 до 6 лет) самый важный этап, определяющий будущее развитие человека.
  • Ученые утверждают, что недостаточная стимуляция мозга малыша в этот жизненный период может привести к необратимым негативным последствиям.
  • Нейрофизиологи, основываясь на результатах своих исследований, авторитетно заявляют, что основные нейронные связи в мозге ребенка формируются в возрасте до трех лет.

Научные исследования о пользе раннего развития

Именно вышеописанные научные открытия побудили японского бизнесмена Ибука Масару разработать собственную методику и издать книгу «После трех уже поздно». В этой книге японский инженер доказывает, что одаренность любого ребенка зависит от правильно организованной окружающей среды и родительских усилий. Ибука Масару разработал свою методику, опираясь на научно доказанный факт – детский мозг способен в разы больше впитывать информации, чем мозг взрослого человека. Книга получила большую популярность во всем мире. Есть много сторонников данной методики, но имеются и ярые противники.

Безусловно, все мамы стремятся развивать своих малышей не только физически, но и умственно. И делают это с помощью книжек, общения, развивающих занятий. Некоторые родители, вооружившись кубиками Зайцева или карточками Г. Домана, приступают к вполне серьезным занятиям со своим малышом. Что это? Личные амбиции, стремление воспитать гения, желание удивить подружек? Малыш, который в три года умеет читать – ведь это здорово! Не уверены!

Негативные последствия раннего обучения

К сожалению, разговоры о вреде раннего обучения детей – это реальность, а не миф. И об этом говорят многие специалисты. Чаще всего с отрицательными последствиями ранних образовательных «экспериментов» сталкиваются врачи-неврологи. Именно к ним обращаются мамочки с жалобами на те или иные нервные расстройства, неожиданно возникшие у ребенка. Малыш не хочет заниматься, капризничает, у него пропал аппетит, он не может сконцентрироваться. Что же послужило причиной таких изменений в поведении ребенка? Оказывается, мама около месяца назад начала обучать своего малыша (в возрасте одного года или полутора лет) чтению, счету. Но это еще не самые печальные последствия применения современных методик раннего развития.

  • Из-за перегрузки ЦНС в ходе занятий, у детей может нарушиться сон, появиться энурез, нервный тик, заикание.
  • Малыш может жаловаться на головные боли, у него могут наблюдаться серьезные эндокринные нарушения.
  • Обучающие занятия, не соответствующие возрасту малыша, могут вызывать у детей психическое перенапряжение.
  • Учеными доказано, что мозг ребенка развивается поэтапно. В последнюю очередь созревают зоны, отвечающие за восприятие абстрактной информации и за контроль эмоций и воли. Если мама пытается обучить грудничка азбуке или заставляет годовалого малыша заниматься по одной из обучающих программ, ничего хорошего ждать не приходится. Детишки в этом возрасте должны познавать мир, бегая и играя.
  • Несвоевременное развитие навыков чтения может привести к снижению «пластичности» мозга. Вынужденная замена несозревших нейронных цепей доступными, может в дальнейшем привести к торможению интеллектуального развития. Не стоит давать маленькому ребенку и заданий на логику. Ведь теменные области мозга, отвечающие за логику, полностью развиваются лишь к 13 годам.
  • Мы не станем слишком глубоко вникать в анатомические особенности развития детского мозга. Но не сказать о последствиях перегрузки несформированных лобных отделов мозга мы не вправе. Маленький ребенок может научиться читать, но это не принесет ему ни пользы, ни удовольствия.
  • Нарушения в развитии мозга могут носить необратимый характер, что в дальнейшем негативно скажется на умственных способностях ребенка. Такие детки, как правило, плохо учатся, легко отвлекаются на уроках, им трудно сосредоточиться на чем-либо. Они вялы, апатичны, их речь скудна, они с трудом воспринимают любую новую информацию.
  • Большинство детских врачей выступают против применения любых методик раннего развития детей. Но решать, конечно же, родителям.

Когда лучше начать учить ребенка читать — мнения специалистов

Самый лучший возраст для обучения

Оптимальным возрастом для обучения ребенка чтению считается период с 4-6 лет. К этому возрасту у детей уже в достаточной мере развит артикулярный аппарат, они умеют фиксировать свое внимание на поставленной перед ними задаче. Кстати, и времени до поступления в школу предостаточно.

Как понять, что ребенок готов к обучению: советы

Многих родителей интересует вопрос: «Можно ли самостоятельно без участия специалистов распознать готов ли ребенок к обучению?» Безусловно, можно. И сделать это совсем нетрудно. Чтобы занятия не были в тягость и доставляли удовольствие ребенку, он должен обладать некоторыми навыками и знаниями.

А именно:

  • У ребенка не должно быть логопедических проблем. Если малыш не выговаривает определенные звуки, родители должны показать его логопеду. Врач подберет необходимые упражнения для развития речи. Возможно, правильно произносить звуки ребенку мешает короткая уздечка языка. В стоматологической поликлинике хирург подрежет уздечку, и проблема будет решена. Для ребенка этот процесс проходит легко и практически безболезненно.
  • У ребенка должен быть развит фонетический слух. Малыш уже умеет распознавать звуки в слове.
  • Он прекрасно ориентируется в пространстве. Понимает значение слов: вправо, влево, вниз, вверх.
  • Малыш умеет говорить предложениями, может самостоятельно составить рассказ по картинке, пересказать сказку.
  • Он проявляет явный интерес к чтению.

Обучение должно быть выстроено с учетом возрастных и психологических особенностей ребенка. существует довольно много.

  • Одной из наиболее эффективных считается традиционная методика обучения чтению по букварю . Смысл занятий заключается в последовательном изучении букв, а затем и слов. Это очень кропотливая работа, которая требует усидчивости. Данная методика позволяет применять игровые моменты.
  • Кубики Николая Зайцева . Эта методика основана на сочетании согласной с гласной буквой и наоборот. Ребенок сразу изучает слоги.
  • Методика Г. Домана . При обучении используются картинки. Ребенок учится воспринимать слово целиком. Данная методика прекрасно тренирует зрительную память у ребенка.
  • Эффективными также считаются обучающие программы Е. Чаплыгина и В. Воскобовича .

Более подробно ознакомиться с данными программами можно на специализированных сайтах. Методики обучения чтению подбираются индивидуально в зависимости от психоэмоционального развития ребенка.

Как и когда учить читать гиперактивного и неусидчивого ребенка

Многие мамочки гиперактивных детей уверены, что научить их ребенка читать до школы невозможно. Однако это ошибочное мнение. Конечно, для неусидчивого ребенка нужно подбирать специальные методики обучения.

Например, обучение чтению по букварю Жуковой. Логопед Надежда Жукова предлагает интересную логопедическую методику складывания слогов. В букваре много красочных картинок, которые нравятся детям. Для родителей на страницах книги имеются подробные рекомендации. По мнению многих мам гиперактивных детей, данная методика (в отличие от многих других) позволяет заинтересовать ребенка.

Неплохие отзывы получила и компьютерная программа «Баба Яга учится читать». Эта программа представляет собой сказочную азбуку в стихах. Яркая мультипликация, забавная анимация, интересные волшебные герои способны привлечь внимание даже самых непоседливых детишек. Чтобы отыскать и вернуть буквы в азбуку маленькие игроки должны будут пройти десять непростых испытаний. В ходе этой игры дети не только научатся читать, но и попытаются составлять забавные стишки. На диске записано много музыки, непоседам непременно понравятся веселые песенки и озорные частушки.

  • Детские психологи рекомендуют родителям воспитывать усидчивость у детей с самого раннего детства. Гиперактивный ребенок не может усидеть на месте более пятнадцати минут. При выборе методики эту особенность необходимо учитывать.
  • Специалисты рекомендуют через каждые пятнадцать минут обучения давать ребенку время на отдых.
  • Начинать родители должны с чтения сказок вслух. Но взрослым не следует превращаться в «читающих рабов».
  • Как только ребенок втянется в процесс, инициативу нужно передать ему.
  • Слишком активным детям с нарушением внимания необходимо приобрести специальные развивающие игры. Их в продаже довольно много. Полюбив занимательные игры в слова, ребенок сможет плавно перейти к чтению.

Вопрос в журнале «Семья и школа»: Моей внучке четыре года, но она уже знает все буквы и просит, чтобы мы учили ее читать . Можно ли это делать сейчас или подождать, когда она подрастет? Во сколько лет учить ребенка читать ?

Отвечает Ф. Ипполитов, кандидат педагогических наук:

Разрешите начать ответ издалека. Вы, наверное, знаете: сейчас везде в большом ходу кибернетические устройства и кибернетические идеи. Среди этих идей есть одна, как будто очень простая: идея обратной связи.

Без обратной связи, вообще говоря, не мыслимо ни одно наше действие. Если мы протягиваем руку за стаканом воды, обратная связь нам обеспечена прикосновением к нему, ощущением этого предмета в ладони. Если мы беседуем со знакомым, его взгляд, мимика, реплики постоянно показывают нам, как он принимает и понимает наши слова. Это тоже обратная связь.

Хорошо, а причем тут ваш вопрос?

Сегодня известны тысячи случаев раннего обучения детей и грамоте, и математике, и чужому языку. Уже и в 3 года начинали это, и в 4. Иногда - как педагогический эксперимент, и занимались этим делом дипломированные педагоги и психологи, а иногда папы и мамы безо всякой науки (казалось бы) добивались, что их дитя в 4 года свободно читало на родном языке. Были случаи, когда такое обучение дорого обходилось маленькому человечку: возникали нервные расстройства, истощение мозга, даже задержки умственного развития. Но это редкие случаи, обычно же все проходило благополучно. Это и не удивительно - ребенок учится с первых лет «играючи» запоминает и усваивает великое множество знаний.

Но есть одно ограничение. В 3 — 4 года ребенок привык знакомиться с окружающим миром так, как ему удобней. Он и в рот все сует не от голода, а пощупать, как осязается губами новый предмет. Он и обследует все вещи под столом и под кроватью не потому, что хочет вывозиться в пыли: ему интересно, что «с той стороны». И когда старшие пресекают его попытки, вспомните, сколько горя и рыданий обычно бывает… Короче говоря, ребенок в раннем возрасте не может учиться принудительно. Всем известный школьный возраст- 7 лет - определен не вообще способностью принимать новые знания (она проявляется практически вместе со связной речью), а способностью терпения , способностью делать то, что нужно. Тут, конечно, другой вопрос - как воспитывать эту способность; она тоже в 7 лет разная у детей и зависит больше всего от предварительных усилий родителей.

Однако остается бесспорным: все удачные попытки раннего обучения основаны на умении превратить учебу в удовольствие для ребенка. Он сам должен подходить к взрослым и показывать новые выученные им буквы. Он сам должен напоминать, что сегодня с ним не занимались, и требовать этого. Как добиться такого положения? Ясно - сделать обучение интересным, поддерживать и поощрять малейший шаг вперед. И никакого принуждения, никакого понукания!

Иными словами: если вы хотите знать, можно ли учить вашего ребенка читать , - спрашивайте у самого ребенка! Только не словами спрашивайте, а делом. Приглядитесь, что особенно интересует девочку, и постарайтесь каким-то образом соединить эти интересы с предполагаемым обучением. Начните показывать, рассказывать. Затем прекратите, на день, другой, третий. Малышка не напоминает вам сама, не просит идти дальше?.. Значит, вы в чем-то оплошали - подумайте и постарайтесь начать по-другому. Опять то же самое? Сделайте третью попытку. Снова неудача?.. Ну уж тогда надо обождать - либо ребенок не готов, либо вы сами.

Следовательно, все дело в обратной связи: можете пытаться учить дитя чему угодно, в любом возрасте, но держите обратную связь! Ребенок зевает, отвлекается, пытается удрать от вас? Вот вам верный признак неблагополучия. Немедленно прекращайте дело и не позволяйте себе думать, что малыш в чем-то виноват, «не дозрел», «надо его приучать». Нет, это вы в чем-то не дозрели, виноваты, вам надо придумать что-то иное. Обратная связь недвусмысленно указывает на это.

О первом приучении детей в семье к музыке или спорту, грамоте или языкам есть много популярных книг. Там рекомендуются разные методы и подходы. Прежде чем пускать их в ход, стоит примерить - подходят ли они к вашему характеру, привычкам, темпераменту и опыту. Но главное - не в конкретных способах и методах, а в зоркости, в постоянном поглядывании на «объект воспитания»: Как идет дело? Все ли в порядке? Никто вам не скажет этого лучше, чем сам ребенок всем своим поведением.

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Выбор редакции
ВОЕННО-МЕДИЦИНСКИЙ МУЗЕЙ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВОЕННЫЕ ВРАЧИ – УЧАСТНИКИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941 – 1945...

В стране с высокой криминогенной обстановкой отмечается угрожающий уровень подростковой преступности. В обществе в таком случае...

МКОУ «Частоозерская средняя общеобразовательная школа» Исследовательская работа по теме: Аквариум в вашем доме Научный...

Вице-адмирал Лиланд Ловетт (командовал эскадрой, которая 7 ноября 1942 года произвела высадку англо-американских войск в Северной Африке)...
При диагностике различных урогенитальных патологий у мужчин берут особый анализ, позволяющий выявить наличие инфекции, которая могла...
Регистрация счет-фактуры на аванс необходима только в том случае, если предоплата контрагентом поступила на счет продаваемой организации,...
Кондиломы остроконечные являются не чем иным, как телесными выростами или бородавками, которые, как правило, образуются в зоне наружных...
Для проведения инвентаризации есть специальный документ - «Инвентаризация товаров на складе». С помощью данного документа вы можете...
Выписка банка в 1С 8.3 Бухгалтерия необходима для отражения списания и поступления денежных средств по безналичному расчету. Она отражает...