Обществознание 6 кл человек и человечность. Человек и человечность план-конспект урока по обществознанию (6 класс) на тему. Отношение как к равному


В чём благо человека

Кто хочет спастись от зла, тот должен оберегать, как бы от врагов, свою честь, своё воздержание, своё разумение. Кто отдаст врагу эту крепость свою, тот попадёт в плен и погибнет.

Прожить свой век настоящим человеком совсем не так легко и просто, как это кажется с первого взгляда. Мы знаем, что человек отличается от диких зверей и домашнего скота разумом своим. Значит, если мы хотим быть настоящими людьми, то не должны походить ни на зверей, ни на скотину.

А когда бывает человек похож на скотину?

Тогда, когда он живёт в брюхо своё: безрассудно, небрежно…

А когда он похож на дикого зверя?

Тогда, когда он живёт насильничеством: когда он поступает с упрямством, гневом, злобой.

Приведи в порядок свою внутреннюю духовную жизнь; не давай ходу печали, страху, зависти, корысти, алчности, недружелюбию и необузданности… Если ты не хочешь этого, то тебе придётся со стоном и плачем тащиться за теми, кто сильнее тебя. Ты станешь искать счастия вне себя и никогда его не найдёшь, потому что, вместо того чтобы искать его там, где оно находится, ты будешь искать его там, где его нет.

Эпиктет (ок. 50 – ок. 140 гг. н. э.) - древнегреческий философ

вопросы и задания:

    Что уподобляет человека домашней скотине?

    Чем человек отличается от диких зверей и домашнего скота?

    Выпишите из текста качества, которые автор считает недостойными человека, подберите к ним противоположные качества. При затруднениях воспользуйтесь словарём антонимов.

    Что даёт человеку счастье?

    Ученикам 6 класса было предложено после прочтения текста Эпиктета ответить на вопрос: « Как, по вашему мнению, связаны между собой счастье человека и добро?

Нина ответила так: « Автор текста утверждает, что каждый человек стремится к счастью. Одни видят счастье в том, чтобы иметь всё, что захочется. При этом их жизнь мало чем отличается от жизни домашней скотины. Другие люди видят счастье в том, чтобы, как хищники, захватывать всё больше и больше. Третьи счастливы только тогда, когда у них в душе мир и покой. Но счастья без добра не бывает».

Никита ответил так : « Прожить жизнь по – человечески и быть счастливым непросто. Трудно не превратиться в домашнее животное, которому для счастья нужна еда и тёплое стойло. Счастья нет и там, где царит насилие. Оно делает несчастными других, а значит, творит зло. Зло и счастье несовместимы. Счастье дают только добрые мысли и дела. Значит, без добра настоящего счастья не бывает. Я согласен с автором текста, что счастье можно найти внутри себя, в своей душе, если разум и душа настроены на добро ».

Ответьте на вопросы:

    В чём ответы ребят совпадают?

    Чем они различаются?

    Кто из ребят точнее ответил на поставленный вопрос? Своё мнение аргументируйте.

Урок обществознания.Тема: «Человек и человечность»(1 ур)

Тип урока: Комбинированный

Цель урока: подвести к пониманию ценности человеческой жизни

Задачи урока:

Образовательная: работа с основными понятиями курса обществознания

Развивающая: продолжение работы с глоссарием

Воспитательная: Воспитание чувства ответственности за свои поступки.

Оборудование урока: Рисунок атомного взрыва, эпиграф: « Пусть будет добрым ум у вас, а сердце умным будет» С.Маршак

Этапы урока:

Организационный момент

Наш замечательный звонок позвал за парты на урок.

Нас ждет успех, мои друзья, общенье, труд, открытия!

Ребята, я выражаю уверенность в том, что наше сотрудничество, как обычно, будет полезным и приятным. Пожалуйста, садитесь. Что является главным объектом изучения обществознания?

Ответ: Человек.

Учитель: Сегодняшний урок тоже о человеке. Среди тайн, которые познает человек, самой непостижимой, по единодушному мнению мыслителей всех времен, является сам человек. Вечный вопрос: что такое человек? Не разобравшись в сути этого вопроса, нельзя ответить на другой вопрос: что значит быть человеком, как стать человеком?

Экспресс-опрос

Опрос: Ответьте «да» или «нет». (Игра « крестики – нолики»)

1. Человек – это биосоциальное существо (да)

2. В человеке преобладает биологическое начало (нет)

3. Без общества человек не сможет самореализоваться (да)

4. Характер человека проявляется в его неуклонном следовании цели, которую указывает общество. (Нет)

5. Должен ли человек учитывать интересы и заботиться об окружающих людях (да)

6.Необходимость общения относится к социальным признакам человека (да)

7.Настроение человека в тот или иной момент определяет суждение (нет) эмоции

8.Неповторимость, уникальность человека – это индивидуальность? (да)

9 Социально и духовно развитый человек – это подросток? (нет, личность)

Учитель: Что такое человек? Чем отличается человек от живых существ? Что такое добро? Какие поступки принято называть добрыми? А как человек относится к тому, что его окружает?

Ученики отвечают.

Получается, что человек по-разному относится к окружающему его миру и положительно и отрицательно, проявляя различные свои качества. Приведите примеры.

Ученики приводят примеры.

Что же мешает людям всегда совершать добрые поступки?

Ответ: Жизненные обстоятельства.

На добро отвечать добром дело каждого, а на зло - добром - дело отважного.

Изучение нового материала

Рассказ учителя: США в 1945 году применили новое оружие – ядерные бомбы огромной разрушительной силы, чтобы принудить Японию, которая воевала на стороне Германии, к капитуляции. Японские города Хиросима и Нагасаки, в которых проживало мирное население, были полностью разрушены в результате взрывов 6 и 9 августа 1945 года. Правительство США тем самым продемонстрировало всему миру, каким новым видом грозного оружия оно располагает.

Взрывы ядерных бомб уничтожили десятки тысяч мирных жителей японских городов, оставшиеся в живых подверглись облучению и были обречены. В их генах произошли необратимые изменения, которые унаследовали их дети. Лучевая болезнь (лейкемия) – следствие облучения при ядерном взрыве.

Крупные мировые державы подписали ряд соглашений о запрещении применении ядерного оружия.

Что вы почувствовали, услышав об этом?

Ответ: Страх.

Как вы оцениваете действия правительства США?

Ответы учеников.

Учитель: Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами поговорим?

Ответ: О ценности человеческой жизни. О человечности.

Мозговой штурм:

ассоциации со словом Человечность

Запись на доске:

уважение к людям доброта милосердие гуманность

Сострадание человеколюбие

Работа со словарем (задания даются по рядам)

СОСТРАДАНИЕ- жалость, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь

несчастьем, горем.

ДОБРОТА - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление

делать добро другим.

УВАЖЕНИЕ - почтительное отношение, основанное на признание чьих-

нибудь достоинств.

ГУМАННОСТЬ- человеколюбие, уважение к людям, к человеческому

достоинству, чуткое, доброе, отзывчивое отношение

ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ- любовь к людям, гуманность.

МИЛОСЕРДИЕ – готовность помочь людям или простить кого- нибудь из сострадания, человеколюбия.

Человечность – каждодневное проявление гуманизма (Запись в тетрадь)

Каждый из вас дома подготовил материал, который у него ассоциируется с человечностью - это стихи, высказывания, рисунки

Абугалиев Дидар рассказывает о японской девочке Садако, которая стала символом неприятия ядерной войны. Во многих городах ей были поставлены памятники – девочка с журавликом в руках, которой так хотелось жить.

«Журавлики» Александр Дерксен – читает Муканова Руфина.

Она хочет жить до весны,

Отпуская журавликов в небо,

Но сжигают тело костры,

Словно жар уходящего лета.

Ей всего ничего отродясь,

Но вы мудрость познаете взгляда,

Но боль убивает смеясь,

Не боясь пропитавшего яда.

Верит птицам бумажным в руках,

Что спасают нетронутой душу,

Светлый мир посещает во снах,

Близость смерти покой не нарушит…

Учитель: Для чего нужно быть человечным?

Ответ: Чтобы не было войны, чтобы был мир, чтобы люди были счастливы.

Человечность - это моральное качество. Оно означает воплощение принципа гуманизма в повседневных отношениях людей и включает в себя ряд таких качеств, как благожелательность, уважение к людям, сочувствие и доверие к ним, самопожертвование ради интересов других, а также предполагает скромность, честность, искренность.

Гуманизм от латинского- человеческий, человечный. Это исторически изменяющая система взглядов, признающая ценность человека, как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающее благо человека к критериям оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности - желаемой нормой отношений между людьми. Человечность, гуманизм, гуманность, человечное отношение к окружающим. В общем смысле это система нравственных и социальных установок, предполагающее необходимость проявления сочувствия к людям, оказание помощи, не причинение страданий. Гуманным человеком называют доброго, благородного, великодушного, отзывчивого человека. Я считаю, что нужно воспринимать человеческую личность как высшую ценность. "У человека не может быть иной цели, кроме как быть настоящим человеком", считает Л.Шефер.

Из курса истории вы знаете, что гуманистами называли мыслителей эпохи Возрождения за их интерес к человеку, веру в его возможности и дарования.

Вспомните и назовите фамилии гуманистов.

Эразм Ротердамский, Томас Мор, Франсуа Рабле, Уильям Шекспир, Мигель Сервантес, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти.

Обогащаем следующими аспектами сегодня на уроке.

Гуманизм рассматривается как определенная система взглядов, для которой высшей ценностью признается человек, его свободы и права.

Гуманизм понимается как принцип поведения, которому человек следует в своей деятельности.

Работа с учебником – фрагмент рассказа Вересаева « Легенда» (стр.101)

Кратко сформулируй принцип отношения к жизни, описанный в этом рассказе.

Если затрудняешься в выполнении задания, выбери одну из предложенных формулировок, точнее отражающий принцип, описанный во фрагменте рассказа « Легенда».

Живи так, как тебе хочется.Живи так, чтобы другим рядом с тобой было хорошо.Живи так, чтобы не навредить другим людям.Живи так, чтобы приносить пользу окружающему миру.Живи так, как тебе нравится, лишь бы никто тебе не мешал.

Придумайте свое продолжение истории, поведанной В.В. Вересаевым, в котором бы проявилось гуманное поведение героев рассказа.

Рассказ может быть таким: гуманное поведение моряков проявится в исправлении ими того, что они совершили на острове в течении всей своей жизни.

Какой смысл заложен в истории, рассказанной В.В. Вересаевым?

Смысл: ответственность человека за то, что он совершает в своей жизни.

У каждого человека есть право выбора: протянуть руку помощи или оказаться равнодушным. Что вас насторожило?

Ответы учащихся: А вдруг это обман?

Учитель: Да, вы правы, нечистые на руку люди могут воспользоваться нашим доверием и обмануть.

Ответы учащихся: Это бесчеловечно наживаться на чужой беде. Такой обман порождает недоверие. У больных людей теряется возможность получить реальную помощь.

Ответы учащихся: Да, могут. С их помощью можно быстро распространить информацию, собрать средства, например, канал НТВ.

Вспомним, золотое правило нравственности.

Гуманным или негуманным может быть не только человек, но и общество. Принято считать, что в гуманном обществе не могут страдать слабые - дети и старики. Но это мы будем рассматривать на следующем уроке.

Рефлексия.

Объясните слова эпиграфа: « Пусть будет добрым ум у вас, а сердце умным будет» С.Маршак

Ответ ученика.

Обсудить высказывания выдающихся людей о гуманном (человечном) отношении людей друг к другу.

(Эти высказывания ученики подготовили дома)

Кто из вас читал произведение « Маленький принц» ?

В этой сказке есть такие слова: «Ты в ответе за...

Урок 5 ЧЕЛОВЕК И ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ

28.10.2013 6775 0

Эпиграф к уроку:

Чем хуже нравы, тем лучше нравоучения.

Валерий Воронцов - российский литератор

Тип урока: комбинированный.

Цель: показать, что моральные нормы создают образец пове­дения человека по отношению к другим людям.

Учащиеся должны знать, что:

1)человечность означает воплощение принципа гуманизма в повседневных отношениях людей;

2)мораль - общепринятое представление о том, что такое хо­рошо и что такое плохо;

3)нравственные качества делают человека человеком;

4)главная задача моральных норм заключается в том, чтобы создать образец поведения человека по отношению к другим людям.

Учащиеся должны понимать, что такое:

1)человек;

2)мораль;

3)нравственность;

4)гуманизм;

5)нормы морали.

Учащиеся должны уметь:

1)объяснять основные понятия;

2)высказывать собственную точку зрения;

3)анализировать высказывания;

4)обосновывать свое мнение.

Ход урока

I. Опрос.

-Ответьте «да» или «нет».

1.Способности - врожденные свойства человека, проявляю­щиеся в определенной деятельности. (Нет.)

2.Способности - высокая степень одаренности человека, про­являющаяся в определенной деятельности. (Да.)

3.Воля - специфическое человеческое свойство. (Да.)

4.Характер человека проявляется в его неуклонном следовании цели, которую указывает общество.

5.Человек определяется только врожденными качествами. (Нет.)

II.Изучение нового материала.

ПЛАН

1.Мораль и гуманизм.

2.Моральные нормы и поступки людей.

1.Обыгрывание ситуации:

1)в транспорте не уступили пожилому человеку место;

2)друзья обозвали друг друга;

3)сказали маме неправду.

Затем обсуждается увиденное и выясняется, что же нарушалось в данных си­туациях. Учитель подводит учащихся к пониманию, что такое социальные нормы и как они регулируют жизнь человека.

2.Лекция с элементами беседы.

-Как вы думаете, почему люди с разными интересами, харак­терами, взглядами не только могут мирно сосуществовать друг с другом, но и действовать совместно?

На протяжении веков люди, чтобы жить в обществе, создавали правила поведения. Для этого им служили разум и чувства. Разум предупреждал об опасности хаоса и вражды, жизненный опыт пе­редавался из поколения в поколение и позволял уточнять и оттачи­вать социальные нормы - правила поведения в обществе.

-Приведите примеры известных вам правил поведения в обще­стве.

-Докажите, что социальные нормы возникали с появлением человеческого сообщества.

Социальные нормы заменяли инстинкты, действенные в жизни животных, но ослабевшие у человека. Как инстинкт у животных способствует их выживанию и продолжению рода, так и социаль­ные нормы способствуют выживанию человека в сообществе с другими людьми.

Первые социальные нормы, возникшие в первобытном общест­ве, были просты и категоричны. Это табу - запреты. Общество устами жрецов, старейшин, вождей определяло действия, соверше­ние которых запрещалось, так как они несли угрозу существова­нию общины, рода, племени.

-Приведите примеры табу. (Запрещение браков между близ­кими родственниками; запрещение убийства сородичей.)

По мере накопления опыта трудовой деятельности и организа­ции быта складывались обычаи.

Обычай - это совокупность правил поведения, усвоение кото­рых способствует успешности действий в той или иной сфере жизни.

Обычаи включали в себя религиозные обряды и ритуалы, фор­мы и способы поведения при вступлении в брак, при рождении ре­бенка, со смертью и похоронами, с приготовлением пищи, с сель­скохозяйственным трудом и т. д.

Каждое новое поколение воспринимает обычай как данность, чтит обычаи предков, воспринимает их опыт, действует по образцу.

-Какие обычаи вам известны? Как меняется роль обычаев по мере отдаления от времени их возникновения?

Новым шагом, свидетельствующим об осознанном отношении человека к самому себе, к обществу, в котором он живет, и к миру в целом явилось возникновение этических, или моральных, норм.

Этика (греч. etnos ) - устойчивая природа какого-либо явления, позднее - устойчивый порядок, добродетели человека.

Этика - философское учение о морали, ее развитии, принци­пах, нормах и роли в обществе.

Этика - совокупность норм поведения. (С. И. Ожегов.)

Аналог в лат. языке - mores - «мораль».

В русском языке синоним - нравственность (от слова «нрав»).

Термин «мораль» чаще употребляется для обозначения сущест­вующих в обществе социальных норма, «этика» - для обозначения науки о морали, «нравственность» - для обозначения индивиду­альных моральных принципов, которыми руководствуется человек.

Стержнем этики является определение «добра» и «зла». В соот­ветствии с этикой добро должно являться ориентиром для всех по­ступков и действий человека.

Усвоенные человеком моральные нормы составляют стержень внутреннего мира человека, руководят его мыслями и поступками.

Задание 1 ./Любой человек всегда стоит перед необходимо­стью морального выбора. В его действиях довольно часто сталки­ваются противоположные мотивы. Он выбирает между сиюминут­ными интересами, возможно, идущими вразрез с общепринятой нравственной нормой, и поведением, соответствующим этой нор­ме, но противоречащим его непосредственным интересам^

Оказывались ли вы, ваши друзья, герои книг или кинофильмов в такой ситуации? Опишите, как вели себя вы, друзья, герои.

Ответить на вопросы вам поможет с х е м а 1 нас. 33:

Таким образом, нормы морали - это поведения людей, осно­ванные на сложившихся в обществе представлениях о добре и зле, чести и бесчестности, справедливости и несправедливости и ориен­тирующие членов общества на развитие у них добродетелей и на добродетельные поступки. Нормы морали определяют не только отдельные поступки человека, но и в целом его линию жизни, те цели, которые он перед собой ставит, а также его отношение к дру­гим людям и в целом к сообществу.

-Как вы думаете, все ли люди одинаково представляют, что есть «добро», а что «зло»? Докажите. Что влияет на нравственные установки личности?

Общество защищает себя, свою целостность, установившийся порядок жизни, в основе которого лежит призвание и охрана жиз­ненных ценностей, значимость которых проверялась опытом мно­гих поколений.

Человек, совершив какой-либо проступок, испытывает угрызе­ния совести, но не всегда.

-Рассмотрите схему 2 «Две этические системы». Назовите известных вам людей, чьи жизненные позиции и жизненный путь соответствуют гуманистической этике.

III.Закрепление.

Проводится в форме групповой работы.

1- я группа. Объясните смысл высказываний.

1)«Суть всякой морали - рассматривать человеческую жизнь как партию, которую можно выиграть или проиграть, и научить человека средствам игры». (Симона де Бовуар - французская писа­тельница.)

2)«Мораль - это упрощение человека, позволяющее с помо­щью схемы подняться над интеллектуальной путаницей и хаосом внутреннего мира». (Фридрих Ницше.)

2- я группа. Проанализируйте высказывания.

1)«Есть две морали: одна пассивная, запрещающая зло, другая активная, которая повелевает делать добро». (Пьер Буаст - фран­цузский лексикограф.)

2)«Четыре главных добродетели: мудрость, мужество, самооб­ладание и нравственность». (Платон.)

3- я группа. Как вы понимаете следующие высказывания.

1)«Нет иной морали, кроме той, которая основана на принци­пах разума и вытекает из естественной склонности человека к доб­ру». (Пьер Бейль - французский фшософ.)

2)«Нравственный закон - это инстинкт самосохранения со­циума. (Александр Круглов -российский писатель.)

Завершить обсуждение можно высказыванием Робиндраната Тагора: «Даже шайка разбойников должна соблюдать какие-то тре­бования морали, чтобы оставаться шайкой».

Домашнее задание: § 4; выполнить задания 1-4, с. 26.

Тема: «Человек и человечность»

Тип урока: комбинированный

Цель урока: подвести к пониманию ценности человеческой жизни

Задачи урока:

Образовательная: работа с основными понятиями курса обществознания

Развивающая: продолжение работы с глоссарием и ИКТ

Воспитательная: Воспитание чувства ответственности за свои поступки.

Оборудование урока: проектор, компьютер, презентация, видео-фрагменты, раздаточный материал в конвертах (прил.№1)

Этапы урока:

    Организационный момент

    Экспресс-опрос

    Изучение нового материала

    Итоги урока

Опрос => Ответьте «да» или «нет».

1. Человек – это биосоциальное существо (да)

2. В человеке преобладает биологическое начало (нет)

3. Без общества человек не сможет самореализоваться (да)

4. Характер человека проявляется в его неуклонном следовании цели, которую указывает общество. (Нет)

5. Должен ли человек учитывать интересы и заботиться об окружающих людях (да)

Лекция с элементами беседы.

    Как вы думаете, почему люди с разными интересами, характерами, взглядами не всегда могут мирно сосуществовать друг с другом. К чему это может привести?

ФРАГМЕНТ ФИЛЬМА «Хиросима»

В небольшом фрагменте документального фильма вы увидели одно из событий Второй Мировой войны. США в 1945 году применили новое оружие – ядерные бомбы огромной разрушительной силы, чтобы принудить Японию, которая воевала на стороне Германии, к капитуляции. Японские города Хиросима и Нагасаки, в которых проживало мирное население, были полностью разрушены в результате взрывов 6 и 9 августа 1945 года. Правительство США тем самым продемонстрировало всему миру, каким новым видом грозного оружия оно располагает.

    Что вы почувствовали, глядя на кадры этого фильма?

    Как вы оцениваете действия правительства США?

    Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами поговорим? (человечность)

Мозговой штурм: ассоциации со словом человечность (запись на доске)

    уважение к людям

    сочувствие

    доверие

    добро

    самопожертвование

    честность

    искренность.

Каждый из вас дома подготовил материал, который у него ассоциируется с человечностью = > стихи, фразы, рисунки

    Для чего нужно быть человечным? (чтобы был мир, чтобы люди были счастливы)

На протяжении веков люди, чтобы жить в обществе, создавали правила поведения. Для этого им служили разум и чувства. Разум предупреждал об опасности хаоса и вражды, жизненный опыт передавался из поколения в поколение и позволял уточнять и оттачивать социальные нормы - правила поведения в обществе.

    Приведите примеры известных вам правил поведения в обществе.

    Докажите, что социальные нормы возникали с появлением человеческого сообщества.

Социальные нормы заменяли инстинкты, действенные в жизни животных, но ослабевшие у человека. Как инстинкт у животных способствует их выживанию и продолжению рода, так и социальные нормы способствуют выживанию человека в сообществе с другими людьми.

Первые социальные нормы, возникшие в первобытном обществе, были просты и категоричны. Это табу - запреты. Общество устами жрецов, старейшин, вождей определяло действия, совершение которых запрещалось, так как они несли угрозу существованию общины, рода, племени.

    Приведите примеры табу. (Запрещение браков между близкими родственниками; запрещение убийства сородичей.)

Работа с глоссарием

Человечность - моральное качество, выражающее принцип гуманизма применительно к повседневным взаимоотношениям людей.

Гумани́зм - мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности

Эмпа́тия - осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека

Социа́льные но́рмы - общепризнанные правила, образцы поведения, призванные обеспечивать устойчивое социальное развитие.

Табу - это строгий запрет на совершение какого-либо действия.

Творческое задание «Проблемы общества»

Перечислить проблемы современного общества, например: одинокие старики, бездомные дети, плохая экология, алкоголизм и т.д . Все перечисленное записывается на доске.

=> какие качества необходимо иметь, чтобы помочь людям справиться с той или иной проблемой? Чаще проявлять человечность?

Взрывы ядерных бомб уничтожили десятки тысяч мирных жителей японских городов, оставшиеся в живых подверглись облучению и были обречены. В и генах произошли необратимые изменения, которые унаследовали их дети. Лучевая болезнь (лейкемия) – следствие облучения при ядерном взрыве. Крупные мировые державы подписали ряд соглашений о запрещении применения ядерного оружия.

При взрыве бомбы в Хиросиме 6 августа 1945 года девочка Садако находилась в полутора километрах от эпицентра взрыва. В 1955 году она попала в больницу с диагнозом «лейкемия». Ей было всего 12 лет, она было вашей ровесницей. Надеясь на выздоровление, она делала бумажных журавликов. Японская легенда гласит, что если сделать 1000 таких журавликов, то исполнится любое желание. 25 октября 1955 года она умерла, успев сделать лишь 644 журавлика. Её друзья закончили работу, и Садако была похоронена вместе с тысячью бумажных журавликов.

Садако стала символом неприятия ядерной войны. О ней написаны книги, сняты фильмы, придуманы стихи. Во многих городах ей поставлены памятники – девочка с журавликом в руках, которой так хотелось жить .

«Журавлики» Александр Дерксен

Она хочет дожить до весны,

отпуская журавликов в небо,

но сжигают тело костры,

словно жар уходящего лета.

Ей всего ничего отродясь,

но вы мудрость познаете взгляда,

она боль убивает смеясь,

не боясь пропитавшего яда.

Верит птицам бумажным в руках,

что спасают нетронутой душу,

светлый мир посещает во снах,

близость смерти покой не нарушит...

В память об этом уроке, я хочу подарить каждому из вас бумажных журавликов – символ человечности и доброты

Хочу, чтобы каждый из вас научился делать правильный выбор!!!

Можно пройти мимо, можно не заметить, можно жить только для себя и в свое удовольствие, а можно проявлять сострадание, уважать людей вокруг и помогать, если можешь это сделать. Прислушивайтесь к своему сердцу!

ФРАГМЕНТ ПРО ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ

Спасибо за урок, чтобы выяснить понравился он вам или нет, я попрошу достать из конвертов маленькие желтые круглые листочки и поставить там смайлик, который соответствует вашему отношению к уроку  

Приложение №1

Этим уроком мы завершаем курс «Обществознания» 6 класса. В ходе урока мы поговорим о том, что такое гуманизм, какие ценности являются гуманистическими. Также мы рассмотрим вопрос, какое общество можно считать гуманным, что принято в данном обществе. На конкретных исторических примерах мы рассмотрим, как можно пользоваться гуманистическими идеалами в своей жизни.

Тема: Добродетели

Слово «гуманизм» имеет в своём составе корень homo, что в переводе с латинского означает «человек». Слово это не русского происхождения, но, вместе с тем, мы с вами прекрасно понимаем, что, если мы говорим о человечности, значит, предполагаем какой-то набор чувств, качеств и реакций человека на ту или иную ситуацию. Вы человечны тогда, когда вы относитесь к этой ситуации с точки зрения добра, справедливости и не поддаётесь чувствам обратным. Гуманный человек не пытается кого-то обидеть или ущемить своё или чужое человеческое достоинство, потому что если ситуация складывается так, что вы кого-то обидели, значит, вы поступили негуманно.

Таким образом, гуманизм – это мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности. Гуманизм утверждает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей. Всё то, что гарантирует нашу с вами свободу, наши права, можно считать гуманным или гуманистичным. Понятно, что в данном случае сложно дать чёткое и жесткое определение, потому что человеческие ценности постоянно меняются. То, что было нормальным и принятым 200-300 лет назад, сейчас может быть уже анахронизмом, который подчас может уже мешать человеку и быть антигуманным. Но если какие-то ценности отвечают нынешним воззрениям человека на окружающий мир, если эти ценности помогают человеческой жизни, помогают сохранить общественную организацию и индивидуальный подход к каждому человеку, то, конечно, это ценности гуманистические.

Гуманизм в чём-то схож с понятиями морали и нравственности, они частично совмещены между собой, потому что золотое правило морали отвечает меркам гуманного общества. Гуманное общество – это общество, которое ценит личность человека. Это общество, которое заботится о тех людях, которым нужна помощь, причём заботится искренне, а не в качестве подачки. Помощь в нашем обществе нужна, прежде всего, пожилым людям, так как они прожили большую часть своей жизни, физически и морально утомлены. Таким людям необходимы забота и внимание со стороны окружающих. Если вы улыбаетесь людям старшего возраста, если вы относитесь к ним с заботой и пониманием, помогаете им элементарными вещами, тем самым вы просто продлеваете им жизнь. Вы делаете их более здоровыми, в том числе, и физически. Это и есть гуманное отношение к людям.

Рис. 3. Пожилые люди нуждаются в нашей опеке ()

Также наша помощь нужна людям с ослабленным здоровьем, в том числе иногда наше гуманное отношение может проявляться в том, чтобы не относиться к людям с ограниченными возможностями, как к инвалидам. Вообще слово «инвалид» носит негативную окраску и может сильно ранить окружающих, мы словно заявляем таким образом, что этот человек ущербный. Большинство людей с ограниченными возможностями борются против мнения общественности, что они ущербны. Они тоже могут жить, пускай и частично, нормальной человеческой жизнью, именно на этом и необходимо сконцентрироваться.

Гуманизм, конечно же, не появился сейчас, это не изобретение 20 или 21 века. Люди достаточно давно задумались над природой человечности, человеческого отношения к самому себе и окружающим. Много философов и учёных создавали свои советы и концепции того, как должен вести себя человек. Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой выдвинул целую концепцию непротивления злу насилием. Это некий символ гуманизма, потому что, если человек не отвечает на зло злом, то, возможно, следующего проявления зла просто не случится. Невозможно бесконечно обижать человека, который тебе не сопротивляется, который не хочет причинять тебе зла. Такая кажущаяся слабость на самом деле является выдающейся силой, силой человека.

Конечно, вы можете возразить, что такого не может быть. Ведь если меня бьют, обижают, оскорбляют, я должен защищать себя, а не молча терпеть насилие. В конце концов, это библейская истина: око за око, зуб за зуб. Но не всегда это оказывается абсолютной истиной. Чтобы убедить вас, достаточно привести в пример такого человека как Махатма Ганди. Это лидер движения несотрудничества с английскими колониальными войсками и английской администрации в Индии. Махатма Ганди смог без какого-либо вооруженного восстания, без крови и побоищ, по сути, выдавить англичан из Индии. После этого Индия стала суверенным государством. Это был величайший гуманист 20 века, который своей жизнью доказал, что непротивление злу насилием работает.

Также нельзя не упомянуть в нашем разговоре имя такого великого английского гуманиста как Томас Мор. В 1515-1516 годах Томас Мор написал своё самое знаменитое сочинение – “Утопия”. Со временем само слово “утопия” стало нарицательным и превратилось в обозначение чего-то прекрасного, но совершенно нереального. Томас Мор действительно описал идеальное уникальное государство, все граждане которого свободны. Жители Утопии сами выбирали себе правителей и чиновников. Там не было никаких налогов, не было денег и частной собственности, не было даже тяжёлого физического труда. Все граждане Утопии трудились всего по нескольку часов в день, а затем наслаждались изучением наук и искусств. Мор не просто проповедовал гуманизм, он действительно был высокогуманным моральным человеком, готовым до конца отстаивать свои убеждения.

Гуманизм – это величайшая концепция. Наше человеческое отношение друг к другу – неизбежное следствие развития цивилизации. Если мы хотим оставаться людьми, мы должны становиться людьми. Мы должны относиться к окружающим так, как хотели бы, чтоб они относились к нам.

Наверняка сейчас вы знаете США как демократическую страну с развитой общественной системой, которая борется за права человека. В этой стране есть место независимому общественному мнению. Сейчас в США президентом является афроамериканец Барак Обама.

Но ещё каких-то 60 лет назад Соединённые Штаты Америки были совершенно другими. Да, на территории США действовала та же самая Конституция 1787 года, которая гарантировала права и свободы американцам. Но вместе с тем на территории США существовало такое явление как сегрегация , или расовое разделение. В середине 19 века после Гражданской войны в США рабство было отменено, и американцы очень гордились тем, что смогли сами преодолеть такой позорный пережиток прошлого. Но они не избавились от того, что отношение белокожих людей к афроамериканцам было уничижительным. Белые люди – янки-были основой американского общества; все те, кто были людьми другого цвета кожи, прежде всего, афроамериканцы, оказались за бортом общественной жизни. Для них существовали специальные чёрные кварталы. Афроамериканцам нельзя было входить в бары или какие-то общественные заведения для белых людей, даже в общественный транспорт, который перевозил белых. Ни в коем случае неграм нельзя было учиться в тех учебных заведениях, где обучались белые дети и юноши. В высшие учебные заведения доступ неграм был практически закрыт.

Понятно, что демократия в рамках такого общества существовать не могла, это абсурд. Если одна часть населения государства по факту угнетена, о демократии речи идти не может. В это время в США появился совершенно потрясающий человек, гуманист, который также своей жизнью доказал, что нельзя сопротивляться злу насилием, а нужно бороться со злом согласно человеческим принципам. Этого человека звали доктор Мартин Лютер Кинг. Кинг был священником-баптистом, это была очень популярная религиозная секта в США, особенно среди афроамериканцев. Прежде всего, этот человек был общественным деятелем. Он боролся за то, чтобы права афроамериканцев были приравнены к правам белого населения. Наиболее известна знаменитая речь Мартина Лютера Кинга, которую он прочитал перед огромной аудиторией (около 300 тысяч американцев слушали его в тот момент). Эта речь носила название “I have a dream”, Мартин Лютер Кинг сказал о том, что люди должны жить в мире и согласии. Все свои конфликты люди должны решать с помощью слов, а не физической силы. Но самое главное, о чём мечтал Кинг, - это отсутствие различий между американцами по цвету кожи, по разрезу глаз, по языку и другим расовым и национальным признакам.

Доктор Мартин Лютер Кинг получил Нобелевскую премию мира в 1964 году. Настолько высоко мир оценил деятельность человека, который пытался изменить не самую благоприятную на тот момент для жизни страну. В конечном итоге в 1968 году Кинг был убит, застрелен одним из людей, которые были ярыми фанатами сегрегации. Но его смерть не была напрасной, она явилась символом отмены сегрегации. Действительно вскоре США избавились от этой позорной общественной системы. Сейчас в Америке стыдно называть человека негром. Это считается оскорблением, вежливым считается слово «афроамериканец». Все люди вне зависимости от цвета кожи равны, и в этом высшая сущность гуманизма.

1. Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание 6 класс. - Просвещение, 2004.

2. Кравченко А.И., Певцова Е.А., Обществознание: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. - 12-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009. - 184 с.

3. Барабанов В.В., Насонова И.П. / Под ред. Бордовского Г.А. Обществознание 6 класс, 2007.

4. Никитин А.Ф., Никитина Т.И. Обществознание. 6 класс. - Дрофа, 2013.

1. Российское гуманистическое общество ().

2. Мораль и общество. Социальная этика ().

3. Расовая сегрегация в Америке. История одной победы ().

1. Выполни задание «Проверь себя» на странице 212. Учебник: Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание 6 класс. - Просвещение, 2004.

2. Как вы понимаете выражение «гуманное общество»? Какими принципами оно руководствуется?

3.* Наверняка вы встречали в своей жизни гуманных, вызывающих восхищение людей. Напишите сочинение на тему «Мой герой».

Выбор редакции
Одним из самых распространенных раскладов гадания на будущее является «Кельтский крест». Из данного гадания можно получить много полезной...

Мало кто из людей не хочет знать о своем будущем. Стоит только получить предсказание, человек сразу же начнет анализировать его. И если...

Оракулы во все времена давали загадочные, но четкие ответы на правильно поставленные вопросы. Гадание на картах Таро «Оракул Любви» даст...

Сделав простой расклад на картах Таро на будущее, вы узнаете, что будет в отношениях с вашим любимым человеком в ближайшем времени. А...
Каждый человек имеет свое личное число. Именно от него зависит, в каком году вы выйдете замуж. Например, вы родились 19 января 1987 года....
Мы не можем не испытывать желаний. И всё время к чему-нибудь стремимся. Это создаёт массу поводов для тревог и волнений, рождает мысли о...
Интерес к старинным гаданиям на картах, прорицаниям и оккультным наукам не ослабевает даже в век интернета и нанотехнологий. Люди...
Если вы попали сюда, то у вас появился вопрос — куда вложить деньги? Здесь вы найдете самое выгодное вложение денежных средств в 2016...
Плавленый сыр по праву считается универсальным блюдом. Его нередко добавляют в салаты, используют в качестве самостоятельной закуски....