Классный час "экологическое путешествие". Классные часы на тему экологии и охраны окружающей среды Тематика классных часов в начальной школе экологическое


3 КЛАСС

О ПРАВИЛАХ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Ц е л и: повторить и закрепить знания учащихся по ПДД; отработать умение выбирать верный маршрут по улицам города; повторить дорожные знаки; воспитывать внимание, навыки осознанного использования знания ПДД в повседневной жизни.

Форма проведения : эстафета «Красный, жёлтый, зелёный».

Оборудование: плакаты по ПДД, дорожные знаки, карточки с заданиями для конкурсов.

Ход эстафеты

Класс украшен плакатами по правилам дорожного движения, дорожным знаками и рисунками детей.

Под музыку дети входят в зал и рассаживаются на стулья.

1. Вступительная часть.

Ведущий. Ребята, мы живем в красивом городе с зелеными широкими улицами и переулками. По ним движется много легковых и грузовых машин, едут трамваи, автобусы. И никто никому не мешает. Это потому, что есть четкие и строгие правила для водителей машин и пешеходов. Перейти с одной стороны улицы на другую не просто. Помогают нам в этом три сигнала светофора: зеленый, желтый, красный. За порядком следит регулировщик. Он управляет движением. В руках у регулировщика палочка — жезл.

Дети, к нам прибыл гость из сказочного Цветочного города, сейчас он появится. (Входит Незнайка). Вы узнаете, дети, нашего гостя? Кто это?

Дети . Незнайка!

В е д у щ и й . Но Незнайка чем-то смущен, огорчен. Скажи, Незнайка, что с тобой случилось?

Незнайка. Попав в большой и шумный город,

Я растерялся, я пропал.

Не зная знаков светофора,

Чуть под машину не попал!

Кругом машины и трамваи,

То вдруг автобус на пути.

Признаться честно, я не знаю,

Где мне дорогу перейти.

Ребята, вы мне помогите

И, если можно, расскажите,

Дорогу как переходить,

Чтоб под трамвай не угодить!

В е д у щ и й. Наши дети уже знакомы с самыми главными правилами дорожного движения. Они тебе, Незнайка, покажут, как надо вести себя на улицах большого города.

2. Выступление учеников.

Выходят дети, в руках держат дорожные знаки.

Дети (поочерёдно ).

1. С площадей и перекрестков

С высоты глядит в упор

С виду грозный и серьезный

Очень важный светофор.

Он и вежливый, и строгий,

Он известен на весь мир.

Он на улице широкой

Самый главный командир.

2. Если свет зажегся красный,

Значит, двигаться опасно,

Свет зеленый говорит:

Пешеходам путь открыт!

Желтый свет — предупрежденье:

Жди сигнала для движенья.

Нужно слушаться без спора

Указаний светофора.

Нужно правила движенья

Выполнять без возраженья.

3 . Пешеход! Пешеход!

Помни ты про переход!

Подземный, наземный,

Похожий на зебру.

Знай, что только переход

От машин тебя спасет.

4. И проспекты, и бульвары –

Всюду улицы шумны,

Проходи по тротуару

Только с правой стороны!

Тут шалить, мешать народу

За-пре-ща-ет-ся!

Быть примерным пешеходом

Раз-ре-ша-ет-ся…

5. Чтоб приучить

Пешехода к порядку,

Разлиновали асфальт,

Как тетрадку.

Через дорогу полоски идут

И за собой пешехода ведут.

6. Если едешь ты в трамвае

И вокруг тебя народ,

Не толкаясь, не зевая

Проходи скорей вперед.

Ехать «зайцем», как известно,

За-пре-ща-ет-ся!

Уступить старушке месть

Раз-ре-ша-ет-ся…

7. Обходить трамвай не глядя

Не позволит постовой.

Кто трамвай обходит сзади,

Тот рискует головой.

Если ты гуляешь просто,

Все равно вперед гляди,

Через шумный перекресток

Осторожно проходи!

8. Правил дорожных на свете немало.

Все бы их выучить нам не мешало.

Но основное из правил движенья

Знать как таблицу должны умноженья!

На мостовой — не играть, не кататься,

Если ты хочешь здоровым остаться!

9. Город, в котором с тобой мы живем

Можно по праву сравнить с букварем.

Вот она, азбука, — над мостовой

Знаки развешаны над головой

Азбукой улиц, проспектов, дорог

Город дает нам все время урок.,

Азбуку города помни всегда,

Чтоб не случилась с тобою беда!

Ведущий. Молодцы!

Н е з н а й к а. Спасибо, ребята!

Буду слушаться без спора

Я сигнала светофора.

Буду к правилам движенья

Относиться с уваженьем!

Ведущий. Незнайка, ребята даже знают песню о правилах поведения на дороге. Давайте споем, ребята…

НАМ МОЖЕТ УЛИЦА ЗАДАТЬ

ВОПРОСОВ ОЧЕНЬ МНОГО…

1 Нам может улица задать

Вопросов очень много,

Но первое, что надо знать,

Как перейти дорогу.

Хочу сказать заранее:

Дорога не игрушки.

Здесь главное внимание

И ушки на макушке.

2. При переходе не спеши,

Оставим все забавы

И хорошенько поглядим

Налево и направо.

Чтоб скрыться что-то не могло

От пешехода взора.

И быть, конечно, не должно

Помехи для обзора.

3. Дорогу каждый перейдет

И правильно и просто,

Где пешеходный переход,

А также перекресток.

О том, что это важно знать,

Давайте не забудем.

И правила все соблюдать,

Конечно, все мы будем.

В е д у щ и й. Ребята, закон улиц и дорог строгий. Он не прощает, если пешеход идет по улице как ему вздумается, не соблюдает правил. Но этот закон и очень добрый: он охраняет людей от страшного несчастья, бережет их жизни. Поэтому только постоянное соблюдение правил дорожного движения позволяет всем нам уверенно переходить улицы. Сегодня вы покажете гостям, знаете 1 ли вы ПДД. (От каждого класса создается команда из 6 человек, готовы эмблемы, название и девиз.)

Мы проведем эстафету дорожных наук. Победитель будет награжден дипломом «Отличник-пешеход», Конкурсы оцениваются жюри по пятибалльной системе.

3. Представление команд.

Команда «Светофор».

На посту в любое время,

Внимание, глядит в упор

На вас трехглазый светофор —

Зеленый, желтый, красный глаз.

Он каждому дает приказ!

Команда «Дорожный знак».

Самый малый знак дорожный,

Он стоит не просто так,

Будьте, люди, осторожны,

Уважайте каждый знак!

Команда « Постовой ».

На посту в любое время

Дежурит ловкий постовой.

Он управляет сразу всеми,

Кто перед ним на мостовой!

4. Конкурсы

«Дорисуй дорожный знак»

В е д у щ и й . Сегодня мы получили вот такое письмо:

«Мы, жители страны Дорожных знаков, находимся в беде. Мы

попали в плен к Помехе-Неумехе. И теперь у нас в стране происходят аварии. Помогите нам!»

Да, ребята, как видите, произошло большое несчастье. Без дорожных знаков очень трудно и машинам, и пешеходам. Вы согласны помочь жителям страны Дорожных знаков?

Каждая команда получает карточку с дорожными знаками, где не обходимо дорисовать недостающие элементы. Команды выполняют задание, а ведущий проводит с болельщиками игру.

Карточки для конкурса«Дорисуй дорожный знак»:

«Это я, это я, это все мои друзья…»

Ведущий . Я буду задавать вопросы, а вы там, где нужно, должны будете отвечать: «Это я, это я, это все мои друзья!» или молчать.

— Кто из вас в вагоне тесном Уступил старушке место?

— Кто, пусть честно говорит, На трамвае не висит?

— Кто летит вперед так скоро, Что не видит светофора? (Дети молчат.)

Кто из вас идет вперед Только там, где переход?

— Кто из вас, идя домой, Держит путь по мостовой? (Дети молчат.)

Знает кто, что красный свет -Это значит — хода нет?

— Кто ГАИ помогает, За порядком наблюдает?

Жюри подводит итоги конкурса.

«Собери разрезные машинки»

Команды получают задание. Побеждает та команда, которая быстрее соберет мозаику.

Конкурс для болельщиков

Болельщики отгадывают загадки, за правильный ответ получают светофорик, подводится итог (болельщики какого класса получили больше светофориков, зарабатывают дополнительное очко для своей команды).

Мальвина.

Я, ребята, к вам сегодня

Так спешила, так бежала!

Попрошу я извиненья,

Что немного опоздала.

Мне, ребята, очень надо

Вам загадки загадать.

Потому что вы, ребята,

Правила должны все знать.

    Разных три имеет глаза,

Но откроет их не сразу:

Если глаз откроет красный –

Стоп! Идти нельзя, опасно!

Желтый глаз — погоди,

А зеленый- проходи! (Светофор.)

    Что за чудо — этот дом:

Окна светятся кругом,

Носит обувь из резины

И питается бензином? (Автобус.)

    Красный вагон по рельсам бежит,

Всех, куда надо, он быстро домчит.

Заливистый звон его нравится детям.

Так в чем же мы с вами по городу ездим? (Трамвай.)

    Сверху — желтый, снизу — синий,

На груди его звезда.

А над ним воздушных линий

Протянулись провода. (Троллейбус.)

    Посмотри, силач какой:

На ходу одной рукой

Останавливать привык

Пятитонный грузовик. (Постовой.)

    В два ряда дома стоят.

Десять, двадцать, сто подряд.

И квадратными глазами

Друг на друга все глядят. (Улица.)

    Полотно, а не дорожка,

Конь, не конь — сороконожка

По дорожке той ползет,

Весь обоз одна везет. (Поезд.)

    Маленькие домики

По улице бегут,

Мальчиков и девочек

Домики везут. (Автомобили.)

    Не нужны мне провода,

Могу ездить хоть куда.

Хоть в четверг, а хоть в субботу,

Отвезу вас на работу,

В школу, в ясли, в детский сад,

Я пассажирам очень рад. (Автобус.)

Жюри подводит итоги конкурса болельщиков.

«Мы идем в школу»

Командам раздается рисунок-схема «Путь ученика в школу в городе», надо показать на ней правильный маршрут.

Образец рисунка-схемы

Игра с болельщиками «Опознай нарушителя»

Задание 1. Сценка-пантомима: мальчик с мячом выбегает на дорогу и попадает под машину.

Задание 2. Сценка-пантомима: мальчик сидит, рядом стоит старушка,

Задание 3.. Сценка-пантомима: мальчик грызет семечки в автобусе.

Жюри подводит итоги игры. Дети исполняют песню.

1. Без правил дорожных сегодня

Ни ехать, ни идти.

Везде и повсюду они людям будут

Помощниками в пути.

Припев Мы правила дорожные

Отлично знать должны.

А выучить несложно их,

А как они важны!

Ведь правила движения

Не пустяки совсем,

Достойны уважения,

Нужны всегда и всем!

2. Свисток, тормоза, запрет понят —

Не прячь, нарушитель, глаза.

Ты правил не знаешь и нарушаешь —

Так поступать нельзя!

5. Конкурс-игра для капитанов. «Есть сигналы светофора, подчиняйся им без спора»

Ведущий читает стихи, капитаны должны отгадать сигнал светофора и поднять соответствующими по цвету круг.

Бурлит в движении мостовая –

Бегут авто, спешат трамваи.

Скажите правильный ответ –

Какой горит для пешеходов свет?

(Показывают красный сигнал.)

Красный свет нам говорит:

Стой! Опасно! Путь закрыт!

Особый свет — предупреждение!

Сигнала ждите для движения.

Скажите правильный ответ — .

Какой на светофоре свет?

(Показывают желтый.)

Желтый свет — предупреждение,

Жди сигнала для движения!

Иди вперед! Порядок знаешь,

На мостовой не пострадаешь.

Скажите правильный ответ –

Какой горит при этом свет?

(Показывают зеленый.)

Зеленый свет открыл дорогу,

Проходить ребята могут!

Исполняется песня.

С утра перед дорогою –

Пятнадцать раз подряд –

Ворона, мама строгая,

Учила воронят:

«Пока вы не освоите

Как следует полет,

Обязаны запомнить вы

Дорожный переход.

Дорога — не тропинка,

Дорога — не канава,

Сперва смотри — налево,

Потом смотри — направо.

Налево гляди и направо гляди –

И, если летать не умеешь, иди.

6. Заключительная часть.

В е д у щ и й. Сегодня вы повторили Правила дорожного движения и узнали много

нового и интересного. ГТДД очень важны. Знать их должен каждый взрослый и каждый ребенок. Не нарушайте их, тогда у нас не будет несчастных случаев на дорогах, и вы вырастете крепкими и здоровыми.

НА ЧЁМ ОСНОВАНО ВЗАИМОПОНИМАНИЕ

Ц е л и : развитие умения «входить в положение других людей», лучше понимать их чувства, мотивы поведения; усвоение стандартных приемов эстетических форм общения; учить умению видеть причины отсутствия взаимопонимания.

Оборудование : плакаты с высказываниями «Счастье — это когда тебя понимают», «Что нужно для того, чтобы налаживалось взаимопонимание?».

1. Вступительная часть.

Слово учителя . В жизни нам часто приходится страдать, обижаться на окружающих за то, что нас неправильно поняли, напрасно обделили.

— Что же нужно для того, чтобы налаживалось взаимопонимание?

Без взаимопонимания не может быть ни полноценной дружбы, ни творческого содружества, ни простого нормального общения. Взаимопонимание во многом зависит от того, насколько мы правильно оцениваем своих товарищей, хорошо знаем их. Попробуем выяснить, насколько мы владеем умением судить о людях.

Задание учащимся «Словесный портрет»: учитель даёт словесный портрет одного ученика из класса и предлагает ребятам отгадать, кто это. Одноклассники должны узнать, о ком идет речь, и оценить, насколько словесный портрет соответствует действительному облику ученика.

Примечание. В характеристике надо отразить физические данные, внешность, манеры поведения, темперамент, положительные черты характера, увлечения» привычки.

Слово учителя . Взаимопонимание определяется способностью наблюдать за людьми, умением по малейшим движениям лица, позы понимать душевное состояние окружающих, их стремления и желания.

Задание учащимся «О чем говорят глаза»: посмотрите на своего соседа по парте. Попробуйте определить, в каком настроении ваш товарищ, как он себя чувствует, о чем думает, чем озабочен. Обменяйтесь своими наблюдениями, выводами.

2. Игры-ситуации.

Учитель. В общении между людьми большое значение имеет умение принять человека таким, какой он есть, понять образ его мыслей, поставить себя на место другого человека в той или иной ситуации. Попытаемся сделать это.

Игра 1. Двум ученикам предлагаются роли учителя и ученика. Необходимо проиграть сцену беседы учителя с учеником по поводу ухудшения его успеваемости и дисциплины.

Игра 2. Два ученика должны проиграть сцену разговора учителя и родителя одного из нерадивых учеников.

Одну и ту же сценку проигрывают несколько раз разные ученики, затем идет обсуждение наиболее удачных вариантов взаимодействия партнеров по общению.

3. Вывод.

Слово учителя. Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражаются на окружающих тебя людях. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо.

ЦЕНА ЛОМТИКА

Цели: расширить знания о пользе хлеба, о его ценности, о тяжелом труде хлебороба; воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу.

Оборудование: плакаты с цитатами о хлебе, рисунки детей или иллюстрации; разные виды хлеба (по возможности): булочки, белый хлеб, ржаные изделия, пряники и т. д.

Ход классного часа

С целью подготовки детей к восприятию материала целесообразно начать классный час с чтения стихотворений или предложить детям отгадать загадки..

1. Вступительная часть.

— Отгадайте: Широко, а не море,

Золото, а не деньги,

Сегодня на земле,

А завтра — на столе.

(Хлеб.)

Слово учителя . Это было давно, во времена каменного века. Когда на землю пришел сильный дождь и холод, человеку нечего было есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колосок, Чтобы зерна было удобно есть, смачивали их водой. Потом человек научился растирать зёрна в муку. И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку. Горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру и увидел, что его еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал нёзнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костер в пещере научил печь хлеб.

Впервые слово «хлеб» появилось в Древней Греции. Там применяли для выпечки горшки спёциальной формы — «клибанос». Оно созвучно с нашим словом «хлеб».

Хлебу нет цены. Его стоимость копейками не измерить.

Дети читают поочерёдно стихотворения о хлебе.

В нем — здоровье, наша сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом — тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

Вот об этом-то как раз

Начинается рассказ.

Подымались трактористы,

Умывались чисто-чисто.

В степь весеннюю с утра

Выводили трактора.

Продолжается рассказ,

Урожай поспел у нас.

Выплывают на просторы,

Ветер песню им поет,

Капитаны-комбайнеры

Смотрят с мостиков вперед.

Как из колоса тугого

Выбивается зерно,

Как пожалуйста — готово,

В ящик сыплется оно.

Вот на мельнице пшеница,

Здесь такое с ней творится!

В оборот ее берут,

В порошок ее сотрут!

На большом хлебозаводе Станешь тестом ты, мука.

Тесту тесно, мало места,

«Ох, пустите», — шепчет тесто.

Ладно, пустим,

В печь давай-

Нарядился каравай.

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Слава тем, кто хлеб растил,

Не жалел трудов и сил.

2. Рассказ учителя.

Хлеб никогда не доставался людям даром. Ведь еще в раю как напутствие согрешившему Адаму было сказано: «Будете добывать хлеб в поте лица своего». На Руси к хлебу всегда относились с благоговением, даже сохранился обычай почетных гостей встречать хлебом-солью. Посмотрите на стол. Вы видите разные сорта хлеба:

Почему один хлеб черный, другой — белый? (Пшеничная и ржаная мука)

: Из чего готовят отрубной хлеб?

Мельничные жернова перетирают зерно на муку, мука просеивается сквозь сито, остаются отходы — оболочка зерна. Это — отруби, прекрасное лечебное средство. Отруби добавляют в некоторые сорта хлебобулочных изделий, кормят животных.

Во время Великой Отечественной войны можно было встретит4> лозунг: «Мир народам, хлеб — голодным». Паек в блокадном Ленинграде был таков: служащему — 125 г хлеба, рабочему — 200 г (показать кусочек в 125 г) и еще 3 макаронины, длиною в тетрадь, серые, глинистые, но желанные для каждого человека. Ведь нужно было работать.

Читает ученик.

ВОЕННЫЙ ХЛЕБ

Я помню хлеб, военный, горький,

Он весь почти из лебеды.

В нем в каждой крошке,

В каждой корке

Был горький вкус людской беды.

На той беде замешан круто

Нелегкий хлеб нелегких дней,

Но как сладка была минута,

Когда кусок в руке моей

Посыпан бмй’1йШгдПсой соли,

Приправлен маминой слезой.

Я есть хотёл, а мама с болью

Взгляд отводила стороной.

Как горе было гостем частым

(Им были детства дни полны),

Особо помню я, что счастью

Был равен горький хлеб войны.

А. Морозов

- А сколько нужно хлеба для вашей семьи?

— Если хлеб остался, что с ним можно сделать? (Сбрызнуть буханку с боков водой и поставить в духовку на 5 мин или над кипящей кастрюлькой с водой. Посушить сухарики, сделать гренки.)

3. Викторина «Мозговой штурм».

Вопросы викторины :

1) В чем разница между озимой и яровой пшеницей? (Яровую сеют весной, озимую — осенью, в зиму.)

2) Куда зерно везут после уборки? (На элеватор — хранилище для зерна.)

3) Где зерно превращают в муку? (На мельнице,)

4) Что такое квашня? (Деревянная кадка для теста, или дрожжевое тесто.)

5) Как называют еще дрожжевое, забродившее тесто? (Опара.)

4. Рассказ учителя (продолжение).

— Какие вы знаете правила пользования хлебом? (Ответы детей.)

У ч и т е л ь. чтобы вкусный каравай каждый день был у нас на столе, мы должны определить для себя четкие п р а в и л а:

    Бери хлеба столько, сколько съешь.

    Учись готовить из черствого хлеба различные блюда.

— Знаете ли вы, что из одного зернышка получается около 20 мл муки? Это значит, что для выпечки одного батона требуется мука от помола 10 тыс. зерен.

5. Работа с пословицами .

Учитель . Вспомним народную мудрость о хлебе — пословицы. (Ответы детей.)

3 а д а н и е : доскажите вторую часть пословицы.

* Не шуба греет, а … (хлеб).

* В дороге хлеб не….(помеха).

* Не будет хлеба,…, (т будет и обеда).

* Без соли не вкусно, а без хлеба … (несытно).

* У кого хлебушко, у того и … (счастье):

* Хлеб всему … (голова),

* Без печки холодно — без хлеба … (голодно).

6. Заключительная часть.

Слово учителя . И всегда будем помнить мудрое изречение, пришедшее к нам из глубины веков, рожденное народным опытом: «Да отсохнет рука, бросившая под ноги хотя бы крошку хлеба!»

Продержимся русской традиции гостеприимства.

На рушнике на блюде выносят сухарики, угощают всех’

Дидактический материал

О ХЛЕБЕ

Зерна наших дней, светитесь

Позолотою резной.

Говорим мы: «Берегите,

Берегите хлеб родной!»

Не мечтаем мы о чуде,

К нам полей живая речь:

«Берегите хлеб вы, люди,

Научитесь хлеб беречь»

Н. Тихонов

РУКИ ЧЕЛОВЕКА

Склонила тяжелую голову рожь:

«Спасибо вам, солнце и ласковый дождь!

Спасибо земле,

Что была моим домом,

И сильным рукам,

Моим старым знакомым.

Я помню, как руки трудились упорно,

Чтоб в землю посеять янтарные зерна,

А нынче они урожай уберут,

Спасибо вам, руки,

За добрый ваш труд!

Я долгую зиму в земле пролежала,

Ютилась под снегом,

От стужи дрожала,

Но солнце меня отогрело давно,

И я принесла золотое зерно!

Кто хочет, отведайте хлеба ржаного,

И если меня вы посеете снова,

Я снова под снегом дорогу найду,

И колосом стану,

И к людям приду».

Я. Дегутите

КАК ХЛЕБ НА СТОЛ ПРИХОДИТ

Есть пословица в народе –

«Хлеб — на стол,

и стол расцвел».

Ну а все же как приходит

Этот хлеб к тебе на стол?

Он рождается в бороздках.

Посмотри-ка на поля,

Ведь земля-

земля не просто,

А кормилица-земля!

Зеленеют дружно всходы.

Присмотрись:

увидишь тут

Самый главный труд народа,

Самый нужный в мире труд.

Хлеб созрел.

В полях моторы

Песню жатвы завели.

В степь выводят хлеборобы

Полевые корабли.

Из машин рекой струится

На совхозное гумно

Наше золото — пшеница,

Золотистое зерно.

Стал ветряк уже не годен –

Староват и маловат.

Заменил его сегодня

Мукомольный комбинат.

По цехам пройдешь — порядок:

Закрома полны муки,

Зерна мелют автоматы –

Очень умные станки.

Автомат замесит тесто,

Автомат развесит тесто,

Автомат нарежет тесто

И отправит тесто в печь.

Есть пословица в народе:

«Хлеб — на стол,

и стол расцвел».

Хлеб нелегкий путь проходит,

Чтоб попасть к тебе на стол.

И в любом кусочке хлеба

Ты почувствуешь всегда

Теплоту родного неба,

Привкус доброго труда.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В СТОЛОВОЙ

Ц е л и : добиться уяснения учащимися правил поведения в столовой; проработать правила хорошего тона за столом.

Форма проведения: занятие-практикум.

Ход занятия

1. Анализ поведения за столом героев сказки А. Толстого .

Учитель. Заглянем в гости в сказку А. Толстого «Золотой ключик». Послушайте и обратите внимание, как ведёт себя за столом Буратино.

…Буратино сел за стол, подвернул под себя ногу. Миндальные пирожные он запихивал в рот целиком и глотал, не жуя.

В вазу с вареньем залез прямо пальцами и с удовольствием обсасывал их. Когда девочка отвернулась, чтобы бросить несколько крошек пожилой жужелице, он схватил кофейник и выпил все какао из носика.

Поперхнулся, пролил какао на скатерть.

Тогда девочка сказала ему строго…

— Какие замечания сделала Мальвина Буратино? (Ответы детей.)

Ответ: 1) вымыть руки; 2) вытащить из-под себя ногу и опустить ее под стол; 3) не есть руками, для этого есть ложки и вилки.

2, Формулирование правил поведения за столом.

— Приглашаю вас на «учебный чай».

— Садитесь за стол. Стоп!

Правила

1. Первыми за стол садятся девочки, а если вы в гостях, то -хозяин дома. Опаздывать неприлично не только в гости, но и в столовую.

2. Не звените ложками. Сахар растворится, даже если тихо мешать. Выньте ложку из стакана и положите, но не в сахарницу, а на блюдце (тарелку).

3 . Когда я ем, я глух и нем. Сначала прожуйте, а потом говорите.

«Хлеба к обеду в меру бери. Хлеб — драгоценность, его береги».

4. Шумно есть и пить не полагается, но и дуть на пищу не принято, брызги могут попасть на соседа. Если вам горячо, дождитесь, когда остынет.

5 . Не отодвигай свою грязную посуду в сторону соседа. Убери за собой посуду.

6 . Поблагодари того, кто тебя накормил.

— Зачем нам нужны правила поведения за столом? (Ответы детей.)

У ч и т е л ь . Чтобы другим было приятно сидеть с вами за одним столом, главный девиз: думай о других.

Некоторые девочки и мальчики любят делать все наоборот. Они знают, что при встрече нужно поздороваться, но этого никак не хотят делать; они знают, что перед обедом надо обязательно

мыть руки, но они их не моют. Писатель Григорий Остёр специально для таких детей написал книжку «Вредные советы». Послушайте:

Совет2.

Если руки за обедом

Вы испачкали салатом

И стесняетесь о скатерть

Пальцы вытереть свои,

Опустите незаметно

Их под стол и там спокойно

Вытирайте ваши руки

Об соседские штаны.

— Почему так не надо вести себя за столом?

— Как же необходимо поступить в таком случае? (Ответы детей.)

3. Игра «Мозговой штурм».

1) Выбери верный вариант ответа.

— Как правильно расположить руки, ожидая подачи очередного блюда:

а) спрятать под стол;

б) положить на стол, как на парту;

в) взять ложку и вилку и бить ею по столу, поторапливая работников столовой?

2) Выбери верный ответ, последовательность выхода из-за стола после еды:

а) побыстрее уйти, чтобы не мешать другим;

б) задвинуть стул;

в) убрать на мойку посуду;

г) поблагодарить работников столовой.

3) Выбери верный вариант ответа.

Как правильно брать хлеб из общей хлебницы, если она стоит от вас далеко:

а) вилкой;

б) руками через весь стол;

в) попросить, чтобы вам подали хлебницу?

4. Анализ поведения за столом героев сказки А. Милна.

Учитель. Послушайте отрывок из сказки А. Милна «Винни-Пух и все-все-все». Найдите ошибки, которые совершил герой.

И тут он замолчал и долго-долго ничего не говорил, потому что рот у него был ужасно занят… Пух встал из-за стола, от всей души пожал Кролику лапу и сказал, что ему пора идти.

— Уже пора? — вежливо спросил Кролик.

Нельзя ручаться, что он не подумал про себя: «Не очень-то вежливо уходить из гостей сразу, как только ты наелся». Но вслух он этого не сказал, потому что он был очень умный Кролик…

Вопросы для анализа текста:

— Винни-Пух решил подкрепиться в 11 утра, правильно ли это?

— В гостях у Кролика каким предстаёт, на ваш взгляд, Винни-Пух: шумным, жадным, скромным и т. д.?

— Нужно ли уходить из гостей сразу, как только поешь? Как поступил Винни-Пух?

5. Обобщение.

Слово учителя . Очень хотелось, чтобы вы запомнили, как надо вести себя за столом. И когда пригласят вас в гости, пусть все увидят, что за столом сидит воспитанный человек, которого хочется пригласить еще раз.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Це л ь : на основе анализа знакомых литературных произведений способствовать формированию у детей положительных черт характера, чувства ответственности за свои поступки.

Ход классного часа

1. Знакомство с понятием «ответственность».

На доске записаны пословицы:

* Задним умом дела не поправишь.

* После дела за советом не ходят.

В о п р о с ы для анализа пословиц:

— Как вы понимаете смысл пословицы?

— Как же избежать ошибок в жизни?

— Что хуже: бездействие или ошибка?

— Какие в жизни могут быть ошибки? (Поправимые и непоправимые.)

— Назовите примеры из жизни поправимых ошибок. (Двойка по самостоятельной работе, опоздал в музыкальную школу, разбил стакан, потерял кошелек ит. д.)

— Что можно отнести к непоправимым ошибкам? Почему? (Потеря здоровья, смерть и т. д.)

— О какой ошибке вам труднее будет вспоминать и говорить? Почему?

— Что вы понимаете под словом «ответственность»? (Ответы детей.)

Учитель рассказывает.

Ответственность - это необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки, так как человек в обществе облечен множеством прав и обязанностей.

В сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» Лис говорит прекрасные слова: «Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей все свои дни. Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты всегда в ответе за всех, кого приручил. Ты в ответе за твою розу». Человек должен быть ответствен даже за слова, которые он произносит. Народная мудрость гласит: «Слово не воробей, вылетело, не поймаешь».

2. Сказочное путешествие .

У ч и т е л ь . Ошибки нужно уметь предвидеть и избегать их. Говорят, дипломат сначала два раза подумает, прежде чем ничего не скажет. Поэтому все необходимо продумывать на несколько шагов вперед, чтобы потом не пожалеть о содеянном. А теперь вспомним сказки…

— Какая черта характера Красной Шапочки привела к трагическому событию в сказке? (Болтливость.)

— Какая черта характера оставила Старуху у разбитого корыта в сказке А. С. Пушкина? (Жадность.)

— Из-за чего Заяц лишился лубяной избушки? (Доверчивость.)

— Из-за чего братец Иванушка стал козленочком? (Непослушание.)

— Из-за чего Стрекоза из басни И. А. Крылова осталась без тепла и крова? (Легкомысленность.)

— Из-за чего Буратино из сказки А. Толстого остался без золотых монет? (Глупость.)

У ч и т е л ь. Такие черты характера человека, как глупость, легкомыслие, непослушание, доверчивость, жадность, болтливость, могут привести к непоправимым последствиям. Чтобы не произошло в жизни беды, надо предвидеть все неприятности заранее и ответственно отнестись к происходящему.

— Достоин ли уважения тот человек, который совершает ошибочные действия, но признает свои ошибки?

— Как вы понимаете смысл пословицы: «Не ошибается тот, кто ничего не делает»?

Признать ошибку потрудитесь

И перед другом извинитесь.

Ваш вовсе не сойдет на нет.

Ф. Гинзбург

3. Обобщение.

С л о в о учителя я. Итак, можно сделать вы во д:

— ошибки бывают полезны, если вы на них учитесь;

— вы должны сами отвечать за свои ошибки;

— вы всегда можете пробовать, главное — действовать;

— у вас всегда есть выход из ситуации;

— у вас есть выбор.

ЗАВИСТЬ

Ц е л ь : воспитывать у учащихся положительные качества характера.

Ход классного часа

1. Инсценировка и анализ рассказа.

Учитель читает рассказ или дети, заранее подготовленные, показывают инсценировку рассказа.

Спросила Молния у Солнца:

— Скажи, почему люди любят тебя больше, чем меня, ведь я тоже очень яркая?

— Они любят тепло и ласку, — отвечало Солнце,

— От моих пожаров, бушующих на Земле, много тепла, но это их не успокаивает!

— Все дело в том, что добра в твоей душе хватает лишь на короткую вспышку. А все беды от зависти.

В о п р о с ы для анализа рассказа :

— Кому из участников этого разговора вы больше симпатизируете: Молнии или Солнцу? Почему?

— Какова основная мысль рассказа?

— Как вы понимаете значение слова «зависть»? (Ответы детей.)

2. Знакомство с понятием «зависть».

Учитель. В словаре С. И. Ожегова читаем: «Зависть — чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого».

Завидуют все без исключения, но многие не понимают этого, т наблюдать своих мыслей и душевных состояний. Мы признаться в том, что испытываем зависть к кому-либо. Ведь признаться, что завидуешь, — значит согласиться с тем, что другой человек лучше, интереснее и удачливее. Зависть родилась вместе с нами. Возникает она из-за соперничества с одноклассниками, с братьями-сестрами. Всегда в жизни есть кто-нибудь красивее, сильнее, умнее и богаче. Возникает зависть, когда сравниваешь себя с кем-нибудь.

Вспомним сказку А. С. Пушкина «О рыбаке и рыбке».

— Чему учит нас А. С. Пушкин?

Зависть ведет нас к «разбитому корыту».

Вот как Александр Дольский пишет об этом чувстве:

Но исходим мы слезами –

Никнут крылья от тоски.

Это зависть. Это зависть.

Рвется сердце на куски…

Объект зависти — человек, который имеет что-то такое, чего нет у тебя. Когда едешь в маршрутном такси, завидуешь тому, кто едет в «Жигулях», едешь в «Жигулях» — завидуешь тому, кто в «БМВ». Толстый завидует худому, голодный — сытому, старый — молодому. Русский народ не обошел вниманием это человеческое чувство, создал много пословиц и поговорок. Разберем их.

    Кто чужое желает – тайге тот своё потеряет.

    Злой плачет от зависти, а добрый от жалости.

    Где счастье, там и зависть.

    Всех сластей не переешь, всего добра не переносишь.

    Дай душе волю, захочется поболе.

В древности язычники считали, что счастье — это привилегия богов, а людей, желавших того же, нужно наказывать, чтоб было неповадно.

Итак, от зависти приходят к человеку:

смерть болезнь

ложь горе

— Подумайте, зависть - это положительное или отрицательное чувство? Почему?

Наверняка вы от взрослых когда-нибудь слышали термины «черная зависть» и «белая зависть». Черная зависть — самая страшная. Это удел неудачников. Человек озлобляется, старается что-то предпринять, чтобы объект зависти потерпел неудачу. Эта зависть провоцирует драки, склоки, войны и ведет к смерти.

— Как вы понимаете выражение «белая зависть».? Эта зависть помогает приложить человеку немало усилий и труда, чтобы достичь того же успеха.

— О какой зависти поет Александр Розенбаум?

Она чернеет с каждым часом…

Калечит души, мысли травит,

Переиначивает сны.

3. Чтение и анализ сказки Л. Н. Толстого.

У ч и т е л ь. Послушайте сказку Л. Толстого.

— Какие чувства у вас возникают?

БЕЛКА И ВОЛК

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить:

Пусти меня.

Волк сказал:

— Хорошо, я пущу тебя, только скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас посмотришь, вы там вверху всё играете и прыгаете.

Белка сказала:

— Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя. Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:

— Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.

Л. Толстой. Рассказы из «Азбуки»

— На какие размышления наводит вас сказка?

— В чем поучительный смысл сказки?

4. Обобщение .

Слово учителя. Если зависть рождает в нашем теле болезни, то какое чувство подарит вдохновение?

Искреннее восхищение. Это радость за чужие победы и достижения. Восхищение подарит нам положительные эмоции. Но искренне восхищаться могут не все. На это способны лишь добрые, вёликодушные люди.

Урок хочется закончить афоризмом Л. Толстого: «Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки».

Классный час по экологии на тему:

«Земля - наш общий дом. Вредные отходы».

Цели:

- учить бережному отношению и любви к родной природе;

Способствовать формированию нравственного аспекта защиты экологии.

Задачи:

Повторить экологические правила поведения людей в природе;

Развивать речь, внимание, наблюдательность,

Воспитать сознательное и бережное отношение к природе.

Методы обучения: Словесные, наглядные, проблемные.

Оборудование: Конверт с письмом, листы и фломастеры на 4 человека.

  1. I . Введение в тему классного часа
  2. II . Мотивация (Учащиеся читают стихи, держа в руках глобус).

Самая прекрасная, родная,

Разноцветная, веселая, живая,

Ты для нас, как мать, одна на свете,

Мы твои заботливые дети.

Но порой, под нашими руками

Красота твоя бесследно исчезает.

Задыхаются от грязи океаны,

Звери, птицы, травы погибают.

Где бы мы не жили, на планете,

За твою судьбу мы все в ответе.

Мы твои помощники, друзья,

Мы, Земля, с тобой одна семья.

III . Ход классного часа.

- Учитель. Ребята! Я сегодня получила очень странное письмо. Я не скажу -

от кого оно, а просто вам его прочитаю, и вы мне сами скажете, кто его писал. После прочтения мы с вами решим, что делать и как помочь автору письма.

< Здравствуйте, дорогие ребята! Обращаюсь к вам. Потому что больше не могу терпеть то, что происходит со мной. Человек - это самое развитое существо в мире.Ему подвластны все мои ресурсы,но он в последнее время перестал задумываться,что он сам часть меня.И поэтому он творит со мной непоправимые вещи:безжалостно вырубает мои леса,убивает животных, чистой воды в моих водоемах почти не осталось, из-за этого стало мало рыбы, в воздухе появились и все больше увеличиваются озоновые дыры. Идет глобальное потепление климата на планете Земля. Уважаемые дети, я понимаю, что многое зависит не от вас, но и вы часто рвете цветы, ломаете ветки, прямо себе под ноги бросает мусор. Все это тоже загрязняет меня и постепенно уничтожает. Помните, что брошенная вами газета будет год,а то и два года размокать и смешиваться с землей. С консервной банкой это произойдет через несколько десятков лет. Стеклянная бутылка будет меня обезображивать веками.

Очень прошу вас остановиться и задуматься! Мы с вами одно целое и должны беречь друг друга. Надеюсь на ваше понимание.

Ваша …(Природа).

Беседа по теме:

Учитель. Да, ребята, очень тревожное письмо мы получили.

Вы сразу догадались, от кого нам пришло письмо. А что вас натолкнуло на отгадку?

О чём, из прочитанного, вам было известно? (Детские ответы)

Что вас поразило? (Детские ответы)

О чем Природа умолчала в письме, а вы сами об этом знаете? На что она могла бы еще пожаловаться? (Детские ответы)

Что же нужно делать, чтобы не случилось экологической катастрофы?

(Больше заботиться об экологии планеты, запретить использование технологий,нарушающих природное равновесие,больше сажать растений следить за чистотой в городе и на природе и т. д.)

Игра «Если вдруг…»

Учитель. Я предлагаю вам задуматься обо всем услышанном и поиграть

со мной в игру «Если вдруг…».

Условия этой игры таковы: я вам буду давать начало ситуаций, а вы можете продолжить её.

Например: если люди уничтожат все цветы на Земле...погибнут многие насекомые …не станет меда, очень ценного продукта для здоровья человека.

Продолжите теперь вы:

1) Вырубят все леса на земле …

2)Если все заводы по переработке мусора закроются…

Да, ребята,из нашей игры мы видим,что в природе все взаимосвязано и одно зависит от другого. Значит не зря природа бьет тревогу и,обращаясь к нам просит вас о разумном с ней обращении.

  1. IV . Практическая работа.

Учитель: Для безопасности людей придуманы дорожные знаки. А мы попробуем составить свои экологические знаки, в которых бы отражалась охрана природных богатств и правила нахождения в природе человека. Придумайте и нарисуйте к картинкам предупреждающие или запрещающие знаки, которые можно было бы установить в лесу, у реки, в парке. Эти знаки должны защищать какие-то интересы и права животных и растений.

На работу вам выделяется 5-7 минут. По окончании работы каждая группа ознакомит

Со своим решением весь класс. В классе по итогам мы оформим выставку получившихся знаков.

Конкурс 3. "Устами младенца, или «Не спешите выбрасывать своё будущее (отходы)"

Учитель: В каждом задании с помощью 5 признаков вам необходимо отгадать определенный вид отходов.

Задание первое:
1. Это бывает разноцветным, это очень трудно сломать.
2. Если ее поджечь, то появится черный едкий дым.
3. У меня много игрушек сделано из нее.
4. Предметы, сделанные из нее, весят мало.
5. Ее нельзя выбрасывать, так как в природе она не разлагается.
(Пластмасса.)
Задание второе:
1. Его делают из песка.
2. Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.
3. Чаще всего оно прозрачное.
4. Брошенное в лесу, оно может стать причиной пожара.
5. Когда падает, оно разбивается
(Стекло.)
Задание третье:
1. У нас это получают из древесины.
2. Это легко горит.
3. Это изобрели китайцы.
4. Из этого получается много мусора.
5. На этом обычно рисуют или пишут.
(Бумага.)

  1. V . Творческая мастерская.

Сегодня попробуем сделать нашу планету чище и прекраснее, превращая многочисленные отходы жизнедеятельности человека в массу полезных и нужных вещей (показать указкой на гору отходов и на выставку поделок).

В каждом доме всегда можно найти ненужные вещи, которые почему-то не выбрасываются, а ждут своего часа. Какие вещи вы можете назвать? (ответы детей)

Если природный материал, перегнивая, дает плодородный слой почве, на котором потом растут цветы, деревья, грибы, то изделия из пластмассы, и из полиэтилена, пластмассовые бутылки, пробки: не перегнивают в почве, и поэтому их нельзя закапывать или выбрасывать на землю так как они засоряют природу. Их нельзя сжигать, так как они при сжигании выделяют ядовитые вещества в воздух, которым мы дышим, следовательно, вредят нашему здоровью. Поэтому, такие материалы называют бросовыми. А ведь с каждым годом его становится все больше и поэтому ученые, экологи ищут пути вторичной переработки бросового материала. Строят специальные заводы, но их еще очень мало. И пока ученые решают эту проблему, творческие люди, народные умельцы мастерят из них различные сувениры, поделки, нужные в быту вещи. Мы с вами сегодня превратимся в таких умельцев, и будем творить чудеса в мастерской.

  1. IV . Выставка работ из бросовых материалов.
  1. V . Выступление учащихся. Подведение итогов.

Глобус (в руках)

Я обнял глобус - шар земной.

Один над сушей и водой.

В руках моих материки

Мне тихо шепчут: «Береги».

В зеленой краске лес и дол.

Мне говорят: «Будь с нами добр».

Не растопчи ты нас, не жги,

Зимой и летом береги».

Журчит глубокая река,

Свои лаская берега,

«Ты береги нас, береги».

И птиц, и рыб я слышу всех:

«Тебя мы просим, человек.

Ты обещай нам и не лги.

Как старший брат нас береги».

Я обнял глобус - шар земной,

И что-то сделалось со мной.

И вдруг шепнул я:

«Не солгу. Тебя, родной мой, сберегу»

Вот и подошёл к концу классный час.

  1. VI . Рефлексия

Давайте напишем ответ на письмо, которое получили от природы.

Берегите свою планету и родную землю! Судьба планеты зависит от каждого из нас каждого. Будем же беречь нашу Землю! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности. Другой планеты у нас не будет! Земля с ее биосферой - величайшее чудо, она у нас одна. Дорогие ребята! Территория нашей школы очень маленькая, но все начинается с малого. Давайте все вместе будем следить за тем, чтобы в нашей школе, в нашем городе всегда был порядок: чистые классы и коридоры, улицы и переулки. Завтрашний день Земли будет таким, каким мы создадим его сегодня.

Классный час в 5 б классе «Экологическое путешествие»

… Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей!
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую:
Не жги ее напропалую
Нас мало – а она одна!

Цель:

v показать значимость природы в нашей жизни;

v привлечь внимание учащихся к проблемам экологии;

v способствовать оздоровлению и физической активизации детей;

v приобщить к соблюдению ЗОЖ.

Задачи:

v способствовать формированию межличностных отношений в группе, сплочению коллектива ;

v повысить уровень экологической культуры;

v воспитывать бережное отношение к природе;

v развивать познавательный интерес ребят;

v развивать интерес к спорту и ЗОЖ.

Ход игры:

Все учащиеся делятся на команды. При входе в кабинет каждый ученик выбирает квадрат любого из предложенных 4 цветов. В зависимости от выбранного цвета ученик садится за стол, на котором расположен квадрат «его» цвета. Каждая команда выбирает капитана и придумывает название своей команде.

1 конкурс “Экологические даты и праздники”

Каждая команда должна назвать дату, когда отмечают экологические праздники и мероприятия:

1. Международный День Земли (22 апреля)

3. Международный день защиты озонового слоя (16 сентября)

5. Всемирный День Воды (Водных ресурсов). (22 марта)

6. Всемирный день по борьбе с опустыниванием и обезвоживанием (17 июня)

7. Всемирный день окружающей среды (5 июня)

9. Всемирный День защиты животных (4 октября).

10. День заповедников и национальных парков-11 января

11. Всемирный День охраны здоровья-7 апреля

14. Всемирный День домашних животных 30 ноября

2 конкурс викторина «Кто как разговаривает» (задания распечатаны и лежат на столах каждой команды)

Задание – вспомните, как «разговаривают» следующие птицы и звери:

медведь…

кулдыкает

воробей…

чирикает

глухарь…

журавль…

курлычет

жужжит, гудит

кузнечик…

стрекочет

пищит, крыльями


– голубь… (воркует);

– глухарь… (токует);

– утка… (крякает);

– филин… (ухает);

– гусь… (гогочет);

– журавль… (курлычет);

– воробей… (чирикает);

– ворона… (каркает);

– индюк… (кулдыкает);

– лиса… (лает);

– медведь… (ревет);

– коза… (блеет);

– конь… (ржет);

– свинья… (хрюкает);

– олень… (хоркает);

– слон… (трубит);

– комар… (пищит, крыльями);

– кузнечик… (стрекочет);

– шмель… (жужжит, гудит);

– пчела… (жужжит, гудит);

3 конкурс «Зоотеатр».
А это этап самый веселый. Здесь командам предлагается изобразить животных, птиц, насекомых, при этом правильно передать их повадки и поведение.
Возможные задания:
Улетающие на юг журавли
Добывающие еду аисты
Утка с выводком
Муравьи на охоте

4 конкурс. Нарисовать экологические знаки

Вы все знаете, что поведение на дорогах регулируются знаками дорожного движения. Но существуют и знаки, которые должны регулировать наше поведение на природе. Давайте познакомимся с ними. Объясните мне, что означают следующие знаки.

А теперь каждая команда должна нарисовать за отведенное время (5 мин.) экологический плакат.

Не рви цветы. Нельзя разорять муравейники. Нельзя раскапывать норы и тревожить зверей. В лесу, на природе запрещается поднимать крик и шум.

Небольшой перерыв (игра)

Лето – чудная пора,
Детвора кричит …. (Ура!)
- Нам и реки, и леса
Дарят летом …(чудеса)
- Кто же чудо совершил
Летом в сказку … (превратил)?
- Сделал кто весь мир таким:
Звонким, радостным …(цветным)?
- Стала вся Земля кругом
Ярким, красочным …. (ковром).
- Где над куполом небес
Зеленеет пышно … (лес).
- А вокруг цветут цветы
Небывалой … (красоты).
- Вот, приветствуя ребят,
Колокольчики … (звенят).
- Как приятно бегать нам
По ромашковым … (лугам)!
- Словно солнечные зайчики,
Золотятся … (одуванчики).
- В мир добра и красоты
Превращают мир … (цветы)!

5 конкурс “Разгадай кроссворд”

компоненты.

2. Книга, в которую занесены редкие и исчезающие животные, растения и грибы, нуждающиеся в защите и охране?

3.Назовите фамилию русского писателя, большого любителя природы.

4.Наука, которая рассматривает взаимодействия человека и окружающей среды.

5.Назовите большую болотную птицу с длинными ногами и длинной шеей, символ надежды и удачи птицу?

6.Какое дерево считается священным на Руси, символ России?

7. Какое дерево считается священным в Чувашии?
8.Какая рыба переносит самые лютые морозы и вымётывает икру в декабре?

9.Назовите зверька, уничтожающего насекомых-вредителей, особенно личинок майского жука, приносящего большую пользу сельскому хозяйству ?

10. Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму листья?

11. Какие птицы изображены на гербе Новочебоксарска?

6 Тур “Сложи пословицу”

Каждой команде выдаются конверты с разрезанными карточками, на которых написаны пословицы. Участникам за отведенное время нужно правильно собрать карточки с пословицей.

Жизнь дана на добрые дела.
Доброе дело само себя хвалит.

Не нужна соловью золотая клетка, а нужна ему земная ветка.
Срубили кусты - прощай птицы.

Увидел скворца - весна у крыльца.
Искру туши до пожара, отведи беду до удара.

Рощи да леса - родного края краса.
Судьба природы - судьба Родины.

7 конкурс «Устами младенца».

Зачитываются детские высказывания об отходах. Задача команд - попытаться понять, что имели ввиду дети.

1. У меня очень много игрушек сделано из нее.

· Она бывает разноцветной и ее очень трудно сломать.

· Предметы из нее мало весят.

· При поджигании плохо пахнет и много черного дыма

· Сама по себе в природе не разлагается.

(Пластмасса).

2. Ее изобрели китайцы.

    У нас ее получают из дерева. Она легко горит. Из нее получается очень много мусора. На ней обычно рисуют и пишут.

3. Его делают из песка.

    Чаще всего оно прозрачное. Когда падает, оно разбивается. Если его нагреть, оно становится тягучим. Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара.

4 Это то, без чего уже не может прожить человек.

· Этим мы пользуемся каждый день.

· Когда это попадает в воду, то образуется много пены.

· Это убивает рыбу в воде, растения на земле.

· С помощью этого все становится чище.

(СМС, стиральный порошок).

Чтобы беречь и защитить планету Земля, не обязательно быть бедным или богатым, высоким или низким, учёным или простым рабочим, взрослым или ребёнком. Нужно только прислушаться к голосу своего сердца. Будущее благополучие и процветание нашей планеты Земля в Ваших руках дорогие ребята!

Подведение итогов. Награждение победителей.

Классный час для учащихся начальных классов "Путешествие по экологической тропе"

Занятие ко Дню знаний, посвященному Году экологии

Цели и задачи:
формирование представлений и элементарных знаний об экологии;
анализ позитивного опыта по взаимодействию с окружающей средой;
развитие индивидуальных способностей учащихся;
воспитание бережного отношения к природе;
формирование познавательных интересов во внеурочное время.
Планируемые достижения учащихся:
Усвоить, что экология – это наука, которая учит, бережно относится к окружающему миру.
Понять, что в исчезновении птиц и животных в лесах виноваты люди.
Учиться защищать природные ресурсы.
Развивать индивидуальность в процессе творческих и интеллектуальных заданий.
Оборудование:
аудиозапись голов птиц;
выставка книг “Природа – твой дом”;
оформление стенда “Охрана окружающей среды”;
мультимедийная презентация по теме “Путешествие по экологической тропе.
Ход занятия
Учитель
- Уважаемые родители, ребята, поздравляю вас с Днем знаний!
-Незаметно пролетело лето, и мы вновь встречаем всех вас на нашем школьном празднике, посвящённом 1 сентября. Во всех школах нашей огромной страны начинается новый учебный год, и все повторяется: уроки и перемены, будни и праздники.
- Пара минут и снова звонок
Вас позовет опять на урок.
Школьные двери вновь распахнутся,
Завтра учебные будни начнутся.
Ну, а сегодня – праздничный час!
С праздником я поздравляю всех вас!
(читают подготовленные дети)
Веселое лето стрелою промчалось,
Строгая осень в окно постучалась.
Торопятся в школу девчонки, мальчишки,
Устали без дела тетрадки и книжки,
Забытые всеми пустые портфели
Осенней поры дождались еле-еле,
Без дела так грустно им было томиться.
Скорее бы в школу, скорей бы учиться!
Закончилось лето, как сказочный сон.
Вновь осень открыла учебный сезон.
- Кто из вас знает, чему посвящен 2017 год? (Год экологии)
- А что стало причиной? Почему сейчас всех так волнует экология?
– Сегодня на нашем уроке мы совершим воображаемое путешествие по экологической тропе. Экологическая тропа – это маршрут в лесу, где человек изучает природу, учится охранять зверей и птиц, деревья и травы. Послушайте историю о лесе.
(Слайд 1) Лес
– Жил был лес.
(Слайд 2) Птицы
– Обитали в лесу птицы. Птицы пели задорно и весело. Послушай (звучит аудиозапись голосов птиц филина, кукушки, дятла, соловья)
– Каких птиц вы услышали? (филина, кукушку, дятла, соловья)
(Слайд 3) Звери
– Жили в лесу и звери. Резвились на полянах, охотились. Рассмотри слайды.
Каких зверей узнали? (Енот, белка, заяц, ежик, волки, медведь, лось, олень, лиса)
(Слайд 4) Человек
– Но однажды пришёл в лес человек. Построил рядом с лесом фабрики, заводы, дома, школы, дороги. Места для жизни ему не хватило.
(Слайд 5) Вырубка леса
– Стал человек тогда вырубать лес.
(Слайд 6) Пожар в лесу
– Стал разжигать костры, и огонь погубил лес.
(Слайд 7) Загрязнение водоемов.
– Заводы и фабрики сбрасывали отходы в реки, лесные озера и загрязнили воду в лесу.
(Слайд 8) Воздух
– Дым из труб заводов и выхлопные газы автомобилей на дорогах отравили воздух.
(Слайд 9) Засорение отходами
– Отдыхающие загрязнили природу леса мусором (бутылками, резиной, бумагой).
(Слайд 10) Просьба леса
– Негде стало жить бедным животным. И ушли они из нашего леса далеко. Остался лес один. Тоскливо и страшно стало в лесу.
– И обратился тогда лес к нам с просьбой о помощи.
(Слайд 11)
(читают подготовленные дети)
Я - лес! Я - в беде!
Взгляните, люди, на меня:
Пылаю я в дыму огня.
Меня взрывают, роют, жгут.
Меня совсем не берегут
Бутылки, банки, коробки.
Погибну скоро я с тоски.
Услышьте голос мой родной.
Я плачу дождевой слезой.
Я задыхаюсь, не молчу,
Землетрясениями кричу.
Я гневаюсь раскатом грома.
Хочу быть чистым и здоровым!
Очнитесь, люди!
Учитель
– Почему в лесу никто не живет?
Ученик
– Человек разрушил жизнь леса.
(читают подготовленные дети)
Недалекое будущее
Человек идет скучает
В одиночестве в лесу,
По дороге не встречает
Ни оленя, ни лису...
Не летит пчела на клевер,
Уток нету в камышах...
Вместо птиц китайский плеер
Заливается в ушах.
Не цветет в траве фиалка.
Рыбы нет в глубинах рек.
Слева – свалка, справа – свалка,
Посредине – человек.
Что стоишь – глядишь уныло?
Раньше думать надо было!
Учитель
– Вспомните, какая наука рассказывает нам о связи природы и человека?
Ученик
– Экология.
(Слайды 12,13) Экология – наука о взаимоотношениях живой и неживой природы.
Все организмы на планете связаны между собой: живое и неживое, растения и животные, человек и природа.
Учитель
– Чтобы помочь лесу, прогуляемся по лесной экологической тропе и исправим ошибки человека.
Задание 1
Учитель

– Отгадайте загадки и узнаете название деревьев. Эти деревья мы посадим в нашем лесу.
1.Весной зеленела, летом загорела,
Осень в сад пришла, красный факел зажгла.
Ответ (Рябина) (Слайд 14)
2. Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей.
Ответ (Берёза) (Слайд 15)
3.Зимой и летом – одним цветом.
Ответ (Ёль) (Слайд 16)
4. Никто её не пугает,
А она вся дрожит. (Осина) (Слайд 17)
5. С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все ж обижают,
Шкурку тонкую сдирают. (Липа) (Слайд 18)
(Слайд 19) Деревья
Учитель

– Вот и выросли в нашем лесу новые красивые деревья. Приятно бегать меж стволов и играть в подвижные игры.
Задание 2
Учитель

– Кого ещё не хватает в нашем лесу?
Ученик
– Не хватает птиц и зверей
Учитель
На доске соберите из пазлов картинки животных. (На пазлах фотографии: медведя, лисы, совы, енота, дятла)
(Слайд 20) Звери в лесу
– Лес преобразился. Снова запели птицы, и звери начали резвиться на полянке. Давайте и мы с вами поиграем.
Задание 3
Игры с жителями леса.

Учитель
Приглашаю двух учеников. Между стульями лежит змея. Двое игроков по сигналу хватают змею.
Цель игры: первым вытащить змею из–под стульев. Кто выиграл, тот играет со следующим участником.
Задание 4
- Хорошо вы поиграли, показали свою ловкость. А у нас следующее задание - разгадать о кроссворд о природе.
(Слайд 21) Кроссворд
Вопросы к кроссворду
1. Как называется верхний плодородный слой земли?
2. Водяной поток, протекающий по четко обозначенному руслу?
3. Синоним слова звери.
4. Назови одним словом деревья, травы, кустарники.
5. Житель планеты, наделенный разумом.
6. Назови синоним слова атмосфера.
7. Как называется солнце на языке астрономов?
Учитель
– Природа – главное слово в нашем задании. Ведь охрана природы – главная цель экологии.
(Слайд 22) Охрана природы
Учитель

– Нужно ли охранять природу?
Ученики
– Да!
(читают подготовленные дети)
Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите!
Учитель
– Охранять природу нужно от мусора, грязи, дыма и копоти, нерадивых туристов и других нарушителей экологии. В лесу нужно проводить субботники по уборке мусора, лесничий должен охранять лес от браконьеров и вырубки, пожарные тушить лесные пожары, государство создавать заповедники для сохранения редких животных и растений ученики школ помогать взрослым посильным трудом.
Задание 5
- На слайде большие круги, похожие на дорожные знаки.
- О чем говорят эти знаки?
(Слайд 23) Итог занятия
- Давайте посмотрим, как теперь живется в лесу нашим деревьям, зверям, птицам.
Есть одна планета- сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету –
Ведь другой похожей, нету!
Учитель
– Вот и подошла к концу наша экскурсия. Думаю, что вы сегодня многое узнали об экологии, и будете природу беречь и охранять. Выставка книг “ Природа – твой дом” заинтересует любителей природы. В библиотеке вы всегда найдете книги о растениях, животных и птицах. Берегите природу!
В заключение занятия послушаем песню «Просьба». Это просьба природы к нам, людям, живущим на планете Земля.

Управление образования и науки Тамбовской области

ТОГБОУ СПО «Аграрно-промышленный техникум»

Методическая разработка

открытого классного часа

Подготовила классный руководитель

группы В-21 Л.Н.Салычева

Рассмотрена и утверждена на

заседании методической комиссии

классных руководителей

Протокол от «___»___________2014 г. № ____

Председатель методической комиссии

Е.Т. Маркина

Кирсанов-2014

Оглавление

Введение..............................................................................................

Общая характеристика мероприятия...............................................

Цели и задачи классного часа...........................................................

Форма проведения..............................................................................

Методы и приёмы проведения..........................................................

Оформление и оборудование............................................................

Место и время проведения, участники............................................

Подготовительный этап.....................................................................

Содержание мероприятия..................................................................

4.1.

Организационный момент.......................................................

4.2.

Ход мероприятия......................................................................

Заключение..........................................................................................

Список литературы.............................................................................

Приложение (презентация, видеоролики, рисунки, сочинения, тест).

Аннотация

Методическая разработка классного часа «Земля защиты просит у людей» написана для студентов средних профессиональных образовательных учреждений, ориентирована на формирование экологической культуры.

В методической разработке классного часа рассматриваются экологические проблемы на планете Земля, а также экологические проблемы нашего региона, обсуждаются пути их решения.

Подготовке классного часа предшествовала большая подготовительная работа: студенты группы, изучая экологические проблемы, подготовили рисунки по соответствующей тематике, был проведён тест «Экологическая культура» и проанализированы его результаты, создана мультимедийная презентация.

В методической разработке отражены результаты экологического рейда по городу Кирсанову.

Методика проведения классного часа соответствует новым педагогическим технологиям.

Методическая разработка классного часа «Земля защиты просит у людей» рассчитана на овладение знаниями основ охраны окружающей среды.

1. Введение

Ты на Земле рожден

Не тем ли

Твой долг определен давно:

Храни ее леса и земли,

Моря и реки, сей зерно!

М. Дудин

Почему возможна жизнь на планете Земля?

Да потому что Земля комфортная, разумно организованная и приспособленная к жизни планета, где бережно собирается энергия Солнца, ветра, вод, недр.

Богатства Земли – лес, степи, воздух, вода, полезные ископаемые.

Человек, чувствуя себя не только частью природы, но и её хозяином, часто вторгается в природу, нерационально использует её богатства, пытается подчинить себе.

Казалось бы, всё создаётся для блага человека и на пользу человеку, но, с другой стороны, развитие цивилизации ведет к нарушению баланса, так тщательно веками создаваемого природой.

Хозяйственная деятельность человека на планете приобретает черты стихийного бедствия.

Леса превращаются в свалки мусора, опустошённые вырубки, реки загрязняются бытовым мусором, отходами промышленных предприятий, сточными водами с остатками горючего, атмосфера содержит в себе продукты сгорания топлива автомобилей, самолётов, дым из труб заводов и фабрик.

Если в 20 веке наблюдалась просто озабоченность о состоянии Земли, её природы, атмосферы, то в современном мире возникла необходимость формирования у людей экологической культуры, чтобы каждый человек мог разумно действовать в системе природы с ростом масштабов промышленности, средств связи и коммуникаций.

Признаки глобального экологического кризиса обширны.

Люди бьют тревогу о состоянии Земли!

Экологическая тема, тема защиты Земли, её природных богатств не должна отодвигаться на завтра, тема актуальна сегодня, иначе будет поздно.

Актуальность экологического воспитания заключается в том, что экологически необразованные люди могут неосознанно привести в действие природные механизмы, которые невозможно будет остановить, они приведут к экологическому кризису на Земле.

В процессе подготовки классного часа студенты изучали материалы по экологическому состоянию планеты Земля, глобальные экологические проблемы, причины их возникновения, исследовали экологическую обстановку Кирсанова, сделали выводы.

Учёные разных стран работают над проблемами улучшения экологической обстановки Земли. Но, не следует роль защитников планеты отводить только учёным, каждый из нас должен видеть боль планеты, помогать ей, беречь, защищать.

Наша Земля прекрасна, так давайте же ценить и преумножать эту красоту.

2. Общая характеристика мероприятия

Цели:

Образовательная: формирование у студентов целостного восприятия мира, повторение правил поведения людей в природе.

Развивающая: развивать творческие способности студентов, способность видеть и осозновать красоту природы, развивать наблюдательность.

Воспитательная: воспитывать чувство сознательного, бережного отношения к природе, к родной Земле, воспитывать патриотизм.

Задачи:

1. Освещение актуальной проблемы охраны окружающей среды.

2. Создание условий для проявления творческих способностей студентов.

3. Расширение кругозора студентов.

Форма проведения: устный журнал.

Методы и приёмы проведения: словесный, наглядно-иллюстративный, творческий.

Оформление и оборудование: рисунки на тему «Экологические проблемы», мультимедийный проектор, презентация «Земля защиты просит у людей», карточки с пословицами, макет земного шара.

Место проведения, участники: ТОГБОУ СПО «Аграрно-промышленный техникум», кабинет № 34, 28 января 2014 года, группа В-21.

3. Подготовительный этап

3.1. Подготовка сценария, сообщений студентов.

3.2. Подбор материала, создание презентации.

3.3. Тестирование «Экологическая культура».

3.4. Экологический рейд по городу Кирсанову.

4. Содержание мероприятия

4.1. Организационный момент.

Слайды 1-11 под песню «Мать Земля моя»

Слайд 12

Вступительное слово классного руководителя:

«Неужели мы должны любить свою землю за то, что она богата, что она даёт обильные урожаи и природные её силы можно использовать для благосостояния?» Эти замечательные слова написал наш соотечественник К.Г.Паустовский

Часто мы не ценим того, что нам подарено судьбой, принимаем как должное.

Сейчас я говорю о великом счастье жить на планете Земля, любоваться её природой, восхищаться её красотой.

Природа даёт человеку питание.

Ветер, солнце, лес и вода доставляют нам общую радость.

Люди неразрывно связаны с природой тысячью нитей.

От состояния Земли, её природных недр зависит жизнь человека.

Многое нам даёт Земля.

А что для неё делаем мы?

Только пользуемся её богатствами, любуемся её красотой?

Это неправильно.

Земля нуждается в защите, ей нужно помогать, оберегать от бед.

И мы, люди, должны делать всё, что в наших силах.

Красота! – говорим мы, взирая на луг…

Не коснулся бы лишь красоты этой плуг…

Земля дарит веками свою благодать.

Не спешите красу у Земли отобрать!

Украшают природу восходы и ночь.

Мы должны найти силы планете помочь,

Загрязнив водоем, вырубая леса,

Мы добьемся того, что увянет краса…

Глаз не радует мусор в зеленой траве.

Кто же пользу нести будет нашей Земле?

От лица всей Земли – люди, вам мой поклон,

Если каждый поймет, что Планета – наш дом!

4.2. Ход мероприятия.

Слайд 13

План.

Страница 1. Чудо по имени Земля.

Страница 2. Земля взывает о помощи.

Страница 3. Экологические проблемы.

Страница 4. Моё отношение к Земле.

Страница 5. Экологическая обстановка нашего края.

Страница 6. Как защитить мне эту Землю.

Сценарий классного часа

«Земля защиты просит у людей»

Слайд 14

Страница 1. Чудо по имени Земля

Ведущий 1:

Какой удивительный, прекрасный мир окружает нас!

Всё то, что мы называем природой: необъятные поля и степи, глубокие озёра, зеленые леса, животные, птицы и насекомые – всегда было источником красоты, энергии и гармонии.

Ведущий 2:

Слайды 15-19 с картинами художников под музыку Чайковского «Времена года»

Восхищаясь этой красотой, поэты, писатели, художники, композиторы создавали и создают прекрасные произведения.

Чтец 1:

Слайд 20

Любоваться радостно рекою,

Быть в лугах или бродить в лесу,

К красоте дотронуться рукою,

Видеть Божью дивную красу.

Красота Земли неповторима,

И в восторге от неё душа.

Не пройти красы чудесной мимо,

Ведь она безмерно хороша!

Ведущий 1:

Сегодня мы поговорим о том, как сберечь всю эту красоту, как защитить нашу Землю от беды экологической катастрофы.

Ведущий 2:

Земля защиты просит у людей!

Слайд 21-23

песня «Ах, если бы Земля умела говорить»

Страница 2. Земля взывает о помощи

Слайд 24

Ведущий 1:

Из недр Земли вдруг вырвался

И прозвучал над нивами, лесами

Тяжёлый вздох. В нём всё:

Тоска и боль, любови пламя.

Девушка:

Ты слышал?

Ведущий 1:

Девушка сказала.

Девушка:

Ты слышишь, кто-то нас зовёт?

Кому-то страшно, жутко, больно!

Парень:

Ведущий 1:

Её вдруг парень оборвал.

Парень:

Не человек на помощь звал,
То мать-земля от горечи вздыхает.

Девушка:

Земля жива?!

Ведущий 1:

Девчонка восклицает.

Девушка:

Да как же! В ней живого нет крупицы.
Жив человек, животные и птицы,
Да даже червь, букашка, рыба:
Но как землица может быть живой?
Что говоришь? Ты дружишь с головой?

Ведущий 1:

К стволу берёзы парень прислонился.

Парень:

Иди, садись!

Ведущий 1:

Девчонку он позвал,
И, не научно, ну попросту словами,
Как понимал, про землю рассказал,

Парень:

Вот, скажем, осень:
Дождь идёт.
Гляди, землица наша пьёт,
Зимою спит, весной встаёт,
И всё кругом уже цветёт.

Девушка: (Перебивая)

Я поняла. А реки – кровь,
А гумус – кожный её покров –
Дрожит от взрывов как от страха,
А лес-тайга – земле рубаха.
Прости, ведь я не думала тогда,
Что матушка-земля жива!
И думаю, не все и люди знают,
Что мать свою родную обижают.
Мы любим лишь себя и уважаем,
И дом свой, и квартиру прибираем.
У нас-то чисто, а земли не жалко,
Земля отныне – как большая свалка.

Вместе:

Что завтра будет? – Нас земля спросила.
И нас с тобою защитить себя просила.
Мы призовём все страны, и тебя, Россия,
Ведь вместе же великая мы сила!

Слайды 25-27

Ведущий 2:

Земля в беде, она взывает о помощи.

Ведущий 1:

Сегодня ученые бьют тревогу: природа в опасности, она нуждается в спасении.

Взаимодействие общества и природы, охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов давно стали проблемой всего человечества.

Если не решить её, нашу планету ожидает экологическая катастрофа.

Это понятие включает в себя не только загрязнение и нерациональное использование природных богатств, но и уничтожение животных и растений.

Ведущий 2:

Приведём тревожные факты: численность животных на земле резко сокращается. Под угрозой исчезновения 21% млекопитающих, 30% земноводных, 12% птиц, 17% акул и 27% кораллов.

Ведущий 1:

Голубой попугай ара, золотистый лангур, испанская рысь, орангутаны, гавайская певчая птица, дальневосточный леопард, флоридская пума.

Ведущий 2:

Выбор редакции
Люди, рожденные в 1972 году по восточному календарю, освещаемые знаком Водяной Крысы самые лучшие дипломаты. 1972 год по восточному...

Если во сне Вы видите ржавчину на чем-либо, то в реальной жизни среди Ваших знакомых Вам будет трудно подзарядиться радостью и энергией....

Примерно треть своей жизни человек проводит во сне. Погружаясь в ночные грёзы, мы видим различные образы, каждый из которых имеет особое...

Получить во сне какое-то свидетельство - наяву вам откроется некая тайна, которую от вас тщательно скрывают. Получить зарплату...
В любом Святочном гадании есть особая магия. Узнать свою судьбу стараются период между Рождеством и Крещением. Самым простым, а потому...
В тандеме Тигр и Коза совместимость определяется законами так называемого «векторного кольца», т.е. один из партнеров занимает...
Налоговые агенты обязаны ежеквартально подавать в ИФНС расчет по ф. 6-НДФЛ. В документе отражаются данные по начисленным доходам,...
Ната Карлин Женщина-Лев строгая, требовательная к себе и окружающим , самодостаточная и ухоженная в любой жизненной ситуации. Она...
Согласно поверьям существуют растения «мужегоны» (все разновидности лиан) и комнатные цветы – «энергетические вампиры» (например, и...