Мариенгоф биография. Анатолий Борисович Мариенгоф - “единственный денди Республики". Знакомство с Есениным


Михаил Козаков «О ДЯДЕ ТОЛЕ МАРИЕНГОФЕ»

Он не был мне дядей в буквальном смысле этого слова, не был родственником. Но он был как родственник, как любимый родственник. И он, и его жена - актриса Анна Борисовна Никритина, тетя Нюша.

Сколько я помню себя с того довоенного ленинградского детства, столько и с тех пор я помню дядю Толю и тетю Нюшу. Помню их дом, квартиру с мебелью красного дерева, с бюстом А. С. Пушкина, с картинами, эскизами их друга Тышлера, с двумя борзыми собаками (они были лишь до войны), с фотографиями Сергуна, С. А. Есенина (он и дядя Толя в цилиндрах), с деревянным креслом на кухне - стилизация а-ля рюсс начала века… Смутно помню их сына Кирилла, он дружил с моим старшим братом Вовкой… Уже после войны я узнал, что Кирка - красавец, чемпион Ленинграда по теннису среди юношей, талантливый поэт - покончил с собой в 17 лет… Когда Вовка услышал эту страшную новость, он вскочил с кресла, где читал какую-то книгу (скорее всего, своего любимого Толстого), и в сердцах воскликнул: «Ну и дурак!…» Пройдет всего пять лет, и Вовка погибнет на войне в возрасте 21 года - в марте 1945-го под Штеттином… Самоубийство Кирки Мариенгофа всегда будет незримо витать в нашем доме на канале Грибоедова и, конечно, в доме Мариенгофов - Никритиных на Бородинке, где они жили после войны.

Повесился друг Сергун. Повесился сын Кирилл…

Страшная рифма в судьбе поэта-имажиниста Анатолия Мариенгофа:

До свиданья, друг мой, до свиданья. Милый мой, ты у меня в груди. Предназначенное расставанье Означает встречу впереди…

Означает ли? Вот в чем вопрос. Самый главный вопрос, вопрос вопросов… Очень хочется верить, что все-таки означает… И обещает всем нам встречи. Этим и жив человек при жизни, человек, которому было дано любить кого-то как себя, больше, чем себя…

Мой отец Михаил Эммануилович Козаков и Анатолий Борисович Мариенгоф были соавторами нескольких пьес: «Преступление на улице Марата», «Золотой обруч», «Остров великих надежд». Пьесы - времянки. Спектакль по лучшей - «Преступление», шедший после войны в Театре им. Комиссаржевской с треском и Постановлением закрыли в 1946 году. «Золотым обручем» в Москве в режиссуре Майорова открылся Театр на Спартаковской (впоследствии Драматический театр на Малой Бронной). Этот, прошедший около трехсот раз, подкормил после войны семьи Мариенгофов - Козаковых. На «Остров великих надежд» в Питере в режиссуре Г. А. Товстоногова в Ленинградском театре им. Ленинского комсомола Мариенгоф и отец возлагали действительно большие надежды. В пьесе и спектакле действовали Ленин, Сталин, Черчилль, Рузвельт… Спектакль вышел в 1951 году. Папа и дядя Толя решили «лизнуть». Положение их в литературе и в жизни было отчаянное. Не печатали, не переиздавали, не платили…

Но, как будет сказано впоследствии у Александра Галича: «Ох не шейте вы, евреи, ливреи…» Хотели лизнуть одно место, и оказались в этом самом месте. Спектакль был разгромлен в «Правде» и попал в Постановление о драматургии… Лизать тоже надо уметь. Ни отцу, ни дяде Толе этого было не дано. Ленинградский БДТ, где тогда, еще до Товстоногова, играла тетя Нюша, находился на гастролях в Одессе. Я, школьник, закончивший 9 класс и мечтавший об актерской карьере, играл в массовках этого театра. Идя на спектакль, я на заборе прочитал статью в «Правде» и, прибежав в театр, взволнованно рассказал об этом Никритиной. Она побледнела. После спектакля мы сидели с тетей Нюшей и дядей Толей в снимаемой ими квартирке. Тетя Нюша строго сказала: «Миня, ты собираешься стать актером. Запомни навсегда: перед спектаклем никогда не приноси новостей актеру, не читай газет, не читай даже писем…» Мариенгоф меня защищал. А чего это ему стоило в тот злополучный день - Бог ведает.

Прозвище дяди Толи - «Длинный». Он и в самом деле был длинный и худой. Папа маленький и округлый. Пат и Паташон. После войны у них были темные выходные костюмы из материала в полоску. Когда папа умер, он лежал в гробу в этом своем лучшем костюме, а дядя Толя, приехавший с тетей Нюшей из Питера в Москву проститься с другом, тоже был в своем лучшем. Потом он сказал: «Это только я так мог, оказаться в том же…»

У дяди Толи было много друзей: Таиров, Качалов, Эйхенбаум, Тышлер, Берковский, Шостакович, Образцов…

В те послевоенные годы Мариенгоф был не только не в чести, но на него многие смотрели как на человека прошлого, ненужного, давно прошедшего…

«Роман без вранья» называли враньем без романа. О «Циниках» не слышал даже я… Пьеса в стихах «Шут Балакирев» нигде не шла. Стихи поэта-имажиниста, о котором Ленин сказал: «Больной мальчик», не то что не печатались - не упоминались. Как он жил, как они жили? Не понимаю. И еще умудрялись смеяться, шутить, радоваться жизни, иногда выпивать, ухаживать, слушать музыку, рассуждать о Чехове, Толстом, Дос Пасосе, ходить в кино, любить театр, искусство и друг друга…

Лучшей пары, чем Мариенгоф - Никритина я никогда не видел, не знал и, наверное, не увижу и не узнаю. Уже после смерти Анатолия Борисовича тетя Нюша мне сказала: "Миня, а знаешь, как бы нам с Толечкой не было плохо днем, вечером мы выпивали по рюмашке, забирались в свою семейную постель и говорили друг другу: "Мы вместе, и это счастье… ".

Мариенгоф, когда Товстоногов перевел Никритину на пенсию (она еще вполне могла играть, но не стала товстоноговской актрисой нового БДТ), писал для нее «маленькие пьески»: «Кукушка», «Мама» и др. Никритина с молодой тогда Ниной Ольхиной и молодым Игорем Горбачевым их играли на эстраде. В конце 50-х и я играл с тетей Нюшей «Кукушку» в Москве на разных концертных площадках, став популярным актером после фильма Ромма «Убийство на улице Данте», возил ее с собой по городам и весям нашей необъятной…

Каждый раз приезжая в Питер, я, разумеется, бывал в доме покойного Мариенгофа.

И вот уже в 70-х Анна Борисовна открыла бюро красного дерева и дала мне заветное. К тому времени уже было опубликовано кое-что из мемуаров Мариенгофа в журнале «Октябрь», отрывки из «Романа с друзьями». Но оставались заветные, написанные от руки тетради А. Б, и вышедший за границей роман «Циники».

Мы с женой едва уговорили уже престарелую Никритину дать нам возможность перепечатать тетради. Страх, это проклятое рабское наследие, еще давал о себе знать. Уговорили и перепечатали. Я давал это читать в Москве друзьям.

Мне кажется, что в жанре мемуаристики XX века Мариенгоф - из лучших в России. Он дал непривычный тон. Стиль. Интонацию. В этом он опередил свое напыщенное и фальшивое время. И много выиграл. Теперь он с нами. И после нас, мой любимый дядя Толя.

Все-таки друг великого поэта, один из основателей имажинизма. При этом забывают о тех во всех смыслах замечательных романах, что он оставил после себя. Самый известный из них, разумеется, - это «Циники» . «Одно из самых новаторских произведений в русской литературе века, как по своему стилю, так и по структуре», - так в предисловии к одной из зарубежных публикаций этой книги отозвался о ней . В России этот роман был опубликован только в 1988 году (первое издание вышло за 60 лет до этого в Берлине и послужило поводом для «проработки» писателя на собраниях).

Анатолий Мариенгоф избежал гибели в сталинских лагерях. Но какой ценой? «Русский писатель Анатолий Мариенгоф закончился в свои тридцать лет. Человек же по фамилии Мариенгоф пережил потом коллективизацию, индустриализацию, „ежовщину“, нелепую смерть своего горячо любимого сына-подростка, ужасную войну, Сталина и хрущёвскую „оттепель“. Как он всё это пережил, на какие средства существовала его семья - трудно сказать. Он скончался в Ленинграде в 1962 году, в возрасте 65-ти лет» - писал в предисловии первому отечественному изданию «Циников» Валентин Антонов.

Мы отобрали 10 цитат из произведений писателя:

Ужасно, ужасно, ужасно! Все вpемя была увеpена, что выхожу замуж по pасчету, а получилось, что вышла по любви. Вы, доpогой мой, худы, как щепка, и в декабpе совеpшенно не будете гpеть кpовать. «Циники»

Любовь, котоpую не удушила pезиновая кишка от клизмы, - бессмеpтна. «Циники»

Каждый из нас придумывает свою жизнь, свою любовь и даже самого себя. «Циники»

Человеческая тупость бессмертна. «Роман без вранья»

Если в России когда-нибудь будет Бонапарт, то он, конечно вырастет из постового милиционера. Это совершенно в духе моего отечества. «Циники»

Если веpить почтенному английскому дипломату, Иван Гpозный пытался научить моих пpедков улыбаться. Для этого он пpиказывал во вpемя пpогулок или пpоездов «pубить головы тем, котоpые попадались ему навстpечу, если их лица ему не нpавились». Hо даже такие pешительные меpы не пpивели ни к чему. У нас остались мpачные хаpактеpы. «Циники»

Мы хорошо разбираемся в чувствах, когда они уже не существуют... «Бритый человек»

Был Зощенко. Лицо у него словно из холодного пепла. Тех, кого не прорабатывал Сталин, кладут в гроб краше. «Это вам, потомки!»

Вражда набросала в душу всякого мусора и грязи. Будто носили мы в себе помойные ведра. Но время и ведра вывернуло, и мокрой тряпкой подтерло. «Роман без вранья»

Мы бегаем по земле, прыгаем по трамваям, носимся в поездах и все для чего? Чтобы поймать за хвост свое несчастье. «Бритый человек»

Гражданство:

Российская империя
СССР

Род деятельности:

поэт, прозаик, драматург, мемуарист

Направление: Жанр: Произведения на сайте Lib.ru

Анато́лий Бори́сович Мариенго́ф (24 июня (6 июля) , Нижний Новгород - 24 июня , Ленинград) - русский поэт-имажинист, драматург, автор мемуаров.

Биография

Мариенгоф и Есенин. 1919, лето. Москва.

Анатолий Мариенгоф родился 24 июня 1897 года в Нижнем Новгороде в дворянской семье. Предки по отцовской линии - выходцы из Лифляндской губернии .

В 1913 году, после смерти жены, отец Мариенгофа с двумя детьми (у Анатолия была младшая сестра) переехал в Пензу.

После окончания гимназии в 1916 году мобилизован на фронт. Появляется первая пьеса в стихах «Жмурки Пьеретты».

В дни Октябрьской революции Мариенгоф возвращается на Бор и с головой уходит в литературу: создает поэтический кружок, включивший соученика по гимназии поэта Ивана Старцева и художника Виталия Усенко, в 1918 году печатает первую книжку стихов - «Витрина сердца».

Творчество

После революции Мариенгоф знакомится с Есениным . Есенин сводит его с другими молодыми поэтами, возникает новое направление в поэзии - имажинизм . Вместе они участвовали в выпуске четырёх номеров журнала «Гостиница для путешествующих в прекрасном» и ряда сборников «Имажинисты».

Адреса в Москве

  • 1918-1919 - улица Петровка, 19, в квартире зятя аптекаря Г.И.Габриловича;
  • 1919-1920(начало марта) - Богословский пер., 3, кв. 11, ныне Петровский пер., 5, в квартире Короткова Карпа Егоровича;
  • 1920(начало марта)-1920(июнь) - Георгиевский (ныне Вспольный) пер., 15, кв. 5, в квартире Быстрова Семена Федоровича;
  • 1920(ноябрь)-1928 - Богословский пер., 3, кв. 48, ныне Петровский пер., 5;

Адреса в Ленинграде

  • 1928-1930 - Улица Марата, 47;
  • 1931-1941 - улица Салтыкова-Щедрина , 24, кв. 37;
  • 1944-1962 - Бородинская улица, 13;

Произведения

  • Витрина сердца (1918)
  • Кондитерская солнц (1919)
  • Буян-Остров. Имажинизм (1920)
  • Руки галстуком (1920)
  • Стихами чванствую (1920)
  • А. Мариенгоф «Тучелёт (книга поэм)», издательство «Имажинисты», Москва, 1921. Тираж 1000 экз.
  • Разочарование (1922)
  • Заговор дураков (1922)
  • Двуногие (1925)
  • Новый Мариенгоф (1922-26)
  • О Сергее Есенине. Воспоминания (1926)
  • Роман без вранья (1927)
  • Такса-клякса (1927)
  • Мяч проказник (1928)
  • Бритый человек (1930)
  • Бобка-физкультурник (1930)
  • Екатерина (1936)
  • Поэмы войны (1942)
  • Пять баллад (1942)
  • Странный характер (1954) (сборник пьес)
  • Маленькие комедии (1957)
  • Рождение поэта. Шут Балакирев. Пьесы (1959)
  • Роман с друзьями. «Октябрь». № 10-11 (1965)
  • Стихи. "День Поэзии". (1969)
  • Мой век, моя молодость, мои друзья и подруги. Роман без вранья. Циники. (1988; 1990)
  • Циники. «Глаз. Дайджесть новой русской литературы». № 1 (1991)
  • Это вам, потомки! Записки сорокалетнего мужчины. Екатерина (1994)
  • Бессмертная трилогия (1998)
  • Стихотворения и поэмы. Библиотека поэта (2002)

Издания

  • Мариенгоф А. Роман без вранья; Циники; Мой век…: Романы / Сост., подгот. текста, послесл. Б. Аверина. - Л.: Худож. лит., 1988. - 480 с. Тираж 200 000 экз. ISBN 5-280-00901-6 .
  • Мариенгоф А. Стихотворения и поэмы. - Спб.: Академический проект, 2001. - 350 с. (Новая библиотека поэта. Малая серия). ISBN 5-7331-0138-5 .

Сценарии

  • - Дом на Трубной («Параша») (в соавторстве с Беллой Зорич , Вадимом Шершеневичем , Виктором Шкловским , Николаем Эрдманом)
  • - Проданный аппетит («Филантроп») (в соавторстве с Николаем Эрдманом)
  • - Веселая канарейка («Железный ящик») (в соавторстве с Борисом Гусманом)
  • - Живой труп («Законный брак») (в соавторстве с Борисом Гусманом)
  • - Посторонняя женщина («Сплетня», «Баба», «Ревность») (в соавторстве с Николаем Эрдманом)
  • - О странностях любви (в соавторстве с Борисом Гусманом)

Экранизации

Литература

  • Аверин Б. Проза Мариенгофа // Мариенгоф А. Роман без вранья; Циники; Мой век…. - Л.: Худож. лит., 1988. - С. 473-479.
  • Аверин Б. Проза Мариенгофа. - Л.: Худож. лит., 1991. ISBN 5-208-02411-2 .
  • Русские писатели, XX век. Биобиблиографический словарь: В 2 ч. - Ч. 2: М-Я. - М.: Просвещение, 1998. ISBN 5-09-006995-6 (2), ISBN 5-09-006994-8 (общ.)
  • Хуттунен Т. Имажинист Мариенгоф: Денди. Монтаж. Циники. - М.: Новое Литературное Обозрение, 2007. ISBN 978-5-86793-568-9 .

Примечания

Ссылки

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Писатели по алфавиту
  • Родившиеся 6 июля
  • Родившиеся в 1897 году
  • Родившиеся в Нижнем Новгороде
  • Умершие 24 июня
  • Умершие в 1962 году
  • Умершие в Санкт-Петербурге
  • Участники Первой мировой войны
  • Имажинизм
  • Русские поэты
  • Поэты России
  • Драматурги России
  • Мемуаристы России
  • Похороненные на Богословском кладбище
  • Авторы воспоминаний о Сергее Есенине

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Мариенгоф, Анатолий Борисович" в других словарях:

    - (1897 1962), русский писатель. Примыкал к литературной группе имажинистов. В поэзии (сборники «Витрина сердца», 1918, «Стихами чванствую», 1921, «Разочарование», 1922, «Стихи и поэмы 1922 26»), отмеченной экспериментированием, темы города,… … Энциклопедический словарь

    - (1897 1962) русский писатель. Примыкал к литературной группе имажинистов (см. Имажинизм). В поэзии (сборники Витрина сердца, 1918, Стихами чванствую, 1921, Разочарование, 1922, Стихи и поэмы 1922 26), отмеченной экспериментированием, темы… … Большой Энциклопедический словарь

    - (24.06.1897, Нижний Новгород 24.06.1962, Ленинград), русский писатель, поэт и драматург, теоретик имажинизма, друг С. А. Есенина. В кино с 1926 года. С середины 1930 х гг. его перестали печатать, а пьесы были сняты с репертуара. Пытался писать в… … Энциклопедия кино

А.Б. Мариенгоф (1897- 1962) - русский драматург, поэт, мемуарист.

Биография А.Б. Мариенгофа

А. Мариенгоф родился в 1927 г. 24 июня в семье дворянина из Нижнего Новгорода. Родители отца были выходцами из Лифляндской губернии. В 1913 г. умерла мать Анатолия, и отец начал единолично воспитывать двух детей (Анатолия и его сестру), позже семья переехала в Пензу. В 1916 г. Анатолий оканчивает гимназию, и его мобилизуют на фронт. В это же время он придумывает пьесу «Жмурки Пьеретты», созданную в стихотворной форме.

В период октябрьской революции Анатолий возвращается в Бор и начинает активную литературную деятельность. Он создаёт литературное объединение, состоящее из художника В. Усенко, поэта И.Старцева. В 1918 г. Анатолий издаёт первый сборник стихотворений «Витрина сердца».

Летом чехословацкий корпус белогвардейцев захватывает город, и в одной из перестрелок погибает отец поэта. Мариенгоф переезжает в Москву. Он начинает работать литературным секретарем во ВЦИК, там же он начинает общаться с Бухариным. Вскоре он случайно знакомится с Есениным, и эта встреча серьёзно повлияет на судьбу обоих поэтов. Позже в ходе рабочей деятельности он начинает общаться с Ивневым и Шершеневичем. Таким образом, в Москве формируется группа поэтов имажинистов, которая впервые заявила о своём существовании в журнале «Сирена», опубликовав свою Декларацию. Анатолий начинает дружить с Есениным и их судьбы тесно переплетаются. В 1919 г. они некоторое время живут вместе и практически неразлучно. В это же время они вместе ездят по русским городам: Петроград, Харьков, Ростов, кавказские города. Есенин посвятил Анатолию несколько произведений: «Сорокоуст», «Пугачев» и небольшие стихотворения.

В 1923 г. Анатолий женится на театральной актрисе Никитиной и вскоре у них рождается сын, которого молодые родители назвали Кириллом.

В период 1924-1925 гг Анатолий работает начальником отдела сценаристов в Пролеткино, вскоре он начал писать первые сценарии к фильмам. За всю жизнь он создал 10 киносценариев.

В 1928 г. в германском издательском доме «Петрополис» было опубликовано произведение «Циники», которое советские люди смогли прочитать только в годы перестройки. Вскоре в той же типографии он выпустил книгу «Бритый человек». Эти два романа, вышедшие почти одновременно, вызвали массу проблем в личной жизни Анатолия, и привели к его литературной травле. Продолжительный прессинг заставил Мариенгофа написать письмо в союз писателей. В письме Анатолий признавал, что публиковать за рубежом произведение, не одобренное советскими литераторами, недопустимо.

В 1932 г. была опубликована литературная энциклопедия, в которой его творчество называлось продуктом распада буржуазии в обществе победившего пролетариата. Однако, несмотря на критику, в статье не были упомянуты его романы.

Анатолий проживает в Ленинграде, его жена играет в главном городском театре. Весной 1940 г. сын Марингофа совершил самоубийство, и никому не известны причины этого поступка.

Летом 1941 г. Мариенгоф начинает работать на ленинградском радио. На радио в передаче Радиохроники регулярно выходят его баллады. После начала войны власти эвакуируют драматический театр, поэта и его жену в Киров, там они живут 3 года. После победы в войне молодая семья возвращается в Ленинград.

В 1948 г. Анатолий создаёт пьесу «Суд жизни», описывающую космополитизм и борьбу с ним, однако её не допустили к постановке.

В 1953 г. он пишет автобиографическую книгу, в которой описывается его детство и молодость. Также в ней подробно описаны все отношения с Есениным. После смерти Анатолия советская цензура сделала краткую версию этой книги и выпустила её, назвав «Роман с друзьями», полная версия книги вышла в перестроечные годы.

Анатолий умер в 1962 г. 24 июня в Ленинграде. Похоронили поэта на Боголюбском кладбище.

Творчество

На творчество поэта оказал большое влияние Есенин. Именно он познакомил Анатолия со многими русскими поэтами, после чего возникает литературное направление - имажинизм. Поэты из этого кружка вместе выпустили несколько выпусков газет и журналов.

Бродский описал Мариенгофа, как человека, который впервые использовал «киноглаз» в поэзии. Окуджава много раз посвящал Мариенгофу стихи. Бродский увлекался творчеством Анатолия и называл его произведение «Циники» лучшим русским романом, в котором без умалчиваний и украшательств описана реальная жизнь. Бродский отметил, что этот роман написан знающим человеком.

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Мариенгофа Анатолия Борисовича представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.

Что я знала про Мариенгофа? Да ничего я толком и не знала, а "Циники" меня тем временем дожидались и на полке хотелок, и в бумажном виде. Близкий друг Есенина, достаточно плодотворный поэт-имажинист и прозаик, Мариенгоф не популярен - не был ни тогда, ни сейчас. Его имя не стоит на одной ступени с громкими именами некоторых его современников. А тем не менее Бродский от души считал "Циников" лучшим романом 20 века. В 1929 году, наряду с замятинским "Мы", роман запрещён и объявлен "антиобщественным проявлением в области литературы".

Соглашаться с Бродским я не стану и называть другой лучший роман 20 века тоже. Но "Циники" безусловно очень важный представитель литературы того периода и свидетель времени.

ЦИНИКИ.
Роман, рисуя общество и уподобляясь ему, изломан и жёсток. Дневниковые записи разных размеров - то короткие документальные вырезки, то отрывочные мысли, то более пространные размышления.
4 части: 18-й год, 19-й год, 22-й год... 24-й год.
Революция, террор, вереницы трагедий.
Читать больно, горько. Но не жалко.
Кто-то из героев захлёбывался пламенем и горечью разбавленного спирта, читатель захлёбывается пламенем и горечью слов.

Повсеместные крестьянские восстания и аресты, тифозники, вши и клопы, массовый голод.

На углах продают хлебные корочки, обломки сахара. Планируют установку десятков новых памятников.

Всё продаётся по талонам, купонам, если есть что продавать, употребляют в пищу глину и делают пироги из липовых листьев. Планируют открытие нескольких музеев.

Нэп. В морге, рассчитанном на 12 персон, валяются 300 трупов. Голодные дети бросаются в колодцы. По подсчётам Нансена голодает 33 миллиона человек.

Выпускаются новые бурильные молотки, мощные моторы, тракторы.

Каннибализм, трупоедство. Люди убивают своих детей, следом себя, что получается даже позитивней, чем поедание своих же чад. А производство растёт.

Что среди этого? Главные герои со своим цинизмом и своей любовью. Герои в духе своего времени. Обмельчавшие. Историк Владимир отстранёно размышляет о революции и верит в свою любовь, верит как в пир во время чумы. Голод, убийства, преступления против народа, - всё не важно, пока можно купаться в счастье своей любви. Сама же любовь приобретает странные очертания - из союза двоих к треугольнику, к четырёхугольнику, к бесконечности... и к пустоте.

Возможно ли счастье в несчастное время? Возможно ли счастье в цинизме? Не в этот раз. Не с этими героями.

Мариенгоф пишет метко, цепляюще. Его словесные конструкции дёргают эстетическое чувство в разные стороны:
- генеральское лицо "мёртвое и глупое, как живот без пупка";
- "тёмной банной простынёй" висит на верёвке воздух;
- "окна похожи на глаза, потемневшие от горя";
- "губы цвета сырой говядины";
- звёзды словно старушки, вымытые "хорошим душистым мылом".

И уродливое хохочущее несчастье, истерзанная любовь и забота при смерти о любимых конфетах "пьяная вишня".

БРИТЫЙ ЧЕЛОВЕК.
После нервной прогулки с "Циниками" немедля отправляешься нанести ещё более дёрганный визит "Бритому человеку". В Пензу.
Здесь проза Мариенгофа ещё больше напоминает его поэзию, ещё больше грубых натуралистичных эпитетов:
- глаза, лежащие "кусочками гнилой говядины, просаливающие веки, будто оберточную бумагу";
- "сияющее лицо друга, словно он объелся созвездиями подобно автору Экклеиаста";
- "дорога, обмазанная солнцем, как йодом".

Главный герой неприятен, но как-то интересен в своей неприятности, жалок, неловок и смешон, оправдывая свою фамилию - Титичкин.
Запутанная временными скачками история заклятых друзей, история пойманного за хвост несчастья, где сплошь и рядом мужчины-мужланы и женщины-проститутки, и зачастую любовь как оскорбительная пощечина. У Мариенгофа низменное и возвышенное идут рука об руку, и этот контраст как обжигающий ледяной душ. Эту прозу ни с чем не спутаешь.
Она рваная и кидающаяся от романтизма в какие-то жуткие дебри.
Кто-то пишет, что это вариация на тему дружбы Мариенгофа и Есенина. Не знаю. Для этого нужно лучше прочесть "Роман без вранья".

Такой он, Мариенгоф: запрещённый, забытый, противоречивый, колкий, остроумный. Тема убийств и самоубийств чернит страницы его романов. Наверное, после смерти Есенина. В этом случае, не могу представить как отразилось на его творчестве самоубийство собственного сына.

Пятнышко, как от раздавленной клюквы.
Тише. Не хлопайте дверью. Человек…
Простенькие четыре буквы:
- умер.

Выбор редакции
ВОЕННО-МЕДИЦИНСКИЙ МУЗЕЙ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВОЕННЫЕ ВРАЧИ – УЧАСТНИКИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941 – 1945...

В стране с высокой криминогенной обстановкой отмечается угрожающий уровень подростковой преступности. В обществе в таком случае...

МКОУ «Частоозерская средняя общеобразовательная школа» Исследовательская работа по теме: Аквариум в вашем доме Научный...

Вице-адмирал Лиланд Ловетт (командовал эскадрой, которая 7 ноября 1942 года произвела высадку англо-американских войск в Северной Африке)...
При диагностике различных урогенитальных патологий у мужчин берут особый анализ, позволяющий выявить наличие инфекции, которая могла...
Регистрация счет-фактуры на аванс необходима только в том случае, если предоплата контрагентом поступила на счет продаваемой организации,...
Кондиломы остроконечные являются не чем иным, как телесными выростами или бородавками, которые, как правило, образуются в зоне наружных...
Для проведения инвентаризации есть специальный документ - «Инвентаризация товаров на складе». С помощью данного документа вы можете...
Выписка банка в 1С 8.3 Бухгалтерия необходима для отражения списания и поступления денежных средств по безналичному расчету. Она отражает...