"Сарынь на кичку" - что означает эта фраза? Что означает выражение сарынь на кичку Испания национализировала все частные клиники для борьбы с коронавирусом


Сказ про то, как владимирцев на кукан сажали…

Когда кто-то хочет взять Россию на кукан,
когда удочка поднимается, а потом взяли
и отпустили, – вот этого никогда не будет!
С.Ю. Орлова, губернатор Владимирской области

Мало напакостишь - поднимут на смех;
много напакостишь - на рогатину поднимут…
М.Е. Салтыков-Щедрин «Медведь на воеводстве»

Когда Древняя Русь была раздроблена на мелкие удельные княжества, княжьи дружины имели молодецкий обычай совершать набеги на соседей и брать их, выражаясь современным политологическим языком, «на кукан». Причем самые замечательные из набегов настолько поразили очевидцев, что были увековечены не только в летописи, но и в иконописи. Новгородская икона «Битва суздальцев с новгородцами» – знаменитое свидетельство, как в 1170 году Новгород осадила рать Владимиро-суздальского князя Андрея Боголюбского…

И вот теперь, спустя миллениум без малого мы воочию наблюдаем обратную картину: владимиро-суздальцев взяли в оборот и сажают на кукан. То ли всплеск междоусобицы, то ли иго неурядицы свалилось на наши головы. «Судите сами», как говаривал Максим Шевченко в некогда популярном ток-шоу, один из главных героев нашей саги.

Владимирская область на протяжении многих лет входила в «красный пояс» регионов, для которых характерна поддержка КПРФ на местных и федеральных выборах. Переболев детской болезнью демшизы в 90-х, когда областью «порулил» Юрий Власов (хваставшийся, что он с Чубайсом «на короткой ноге», но быстро сменивший мягкое кресло «белого дома» на тюремные нары Владимирского централа), владимирщина надолго (с 1997 по 2013 гг.) отдала свои симпатии «красному губернатору» Николаю Виноградову. Н.В. Виноградов показал себя умелым политиком, 16 лет возглавляя область так, что Кремль не счел нужным его смещать в эпоху укрепления «вертикали власти», когда губернаторов назначали президентским указом. Радикальный слом сложившегося status quo произошел в 2013 г., когда за полгода до выборов С.Ю. Орлова была поставлена на «кормление» (пардон, ВРИО губернатора).

Это вообще характерный и практически безотказный политтехнологический прием «вертикали власти», ставящей своих кандидатов «исполняющими обязанности», в «обязанности» которых входит «зачистка» порученной территории от прежней региональной элиты, «отжимание» бизнеса и приручение СМИ. А все мы знаем из самоучителя юного карьериста «Как стать губернатором», что полгода – как раз тот срок, когда все косяки можно свалить на предшественника, а собственные еще не взошли в полный рост.

С.Ю. Орлова, призванная как варяг аж из самого Совета Федераций, взялась за бразды сурово и решительно, – будто бы она не губернатор, а кризис-менеджер или даже генерал-губернатор мятежного Зулуленда. Думаете, мы преувеличиваем? Отнюдь. Вот как сама Светлана Юрьевна описывает период своего «княжения», разоткровенничавшись на : «Я, как атомная бомба, свалилась на область (…) Я думаю, я как декабристка. Потому что, если честно, это четыре года ада. Первые три месяца я спала по три часа. Вот сейчас тридцатый день у меня даже нет субботы-воскресенья (…) Почему я пошла? Это было предложение Владимира Владимировича. Ну я спросила, почему я? Он сказал, что, кроме вас, там никакого выбора нет, меня всегда в трудные посылали регионы (…) Ну я считаю, что я не имела морального права сказать «нет». Я понимала, что должна принять это предложение. Но это очень тяжелая работа, поверьте. Здесь есть люди, которые нагло врут, и они каждый день врут (…) Ну, это ад был. Если бы не Бортников, и прокурор России, и поддержка президента, – я бы не справилась ». Шесть лет в кромешном аду провела Светлана Юрьевна, но требует «продолжения банкета». Сведущие в прикладной демонологии поведайте, кого из ада никакими коврижками не выманишь?

Собственно, Орлова как говорила, так и относилась к области – методично и планомерно превращая оную в «мерзость запустения». Промежуточные итоги правления горе-губернатора печальны: ««Эксперимент» провалился. Варяг-губернатор за прошедшие 5 лет вышла из доверия у населения и стала объектом критики, растущего недовольства и раздражения (…) Ключевым показателем, характеризующим здоровье экономики и ее потенциал, является индекс промышленного производства. За 2013-2017 гг. он суммарно подрос в регионе-33 лишь на 9,8% (в среднем на 1,96% ежегодно). Причем с 2015 г. индекс неизменно снижался: 101,6%, 2016 г. – 97%, 2017 г. – 100,3%. И эти потуги «белый дом» называет «динамичным развитием»? Именно при Орловой фактически либо обанкротились, либо основательно «надорвались» некогда градообразующие предприятия г. Владимира: «Автоприбор», ВТЗ, ВЭМЗ, «Точмаш». Для тысяч заводчан и их семей такой финал стал настоящей жизненной трагедией (…) Заметно за «орловскую пятилетку» деградировал региональный агропром. Индекс производства сельского хозяйства при «политике федерального масштаба» ушел в минус на 11,3%. 2017 г. полностью развенчал миф об АПК как о «драйвере областной экономики». Индекс «сдулся» до 90,3% (предпоследнее, 17-е, место в ЦФО и 80-е в России). (…) Не менее чувствительное поражение потерпела социальная политика «белого дома», которая в целом и определяет качество жизни населения Владимирской обл. В 2017 г. в регионе-33 среднемесячная зарплата составила 27 842 руб. и за «орловскую пятилетку» подросла на 36,3%, что на 2% ниже официальной инфляции. Но это только полбеды. Беда в ее номинальном размере. Так вот, среднемесячная зарплата во Владимирской обл. ниже окружной (48 396 руб.) на… 73,8%, а российской (39 144 руб.) – на 40,5%. (…) Регион-33 активно… вымирает. Если в 2013 г. естественная убыль жителей составляла 5,6 (в расчете на 1000 человек на 11,1 родившихся приходилось 16,7 умерших), то по итогам 2017 г. прискорбный демографический показатель ухудшился до 6,0. Вот вам и «территория для комфортного проживания» » (М. Буянов: «Итоги губернатора Орловой: пятилетка прожектов и самопиара »). Будто атомная бомба и в самом деле упала на Владимир.

Фонд «Петербургская политика» опубликовал аналитический комментарий к рейтингу социально-экономической устойчивости регионов России. Президент Фонда Михаил Виноградов констатирует сохраняющуюся продолжительное время отрицательную динамику устойчивости Владимирской области и в свете событий июля-2018 дает 33-му региону негативный прогноз : «Получение Светланой Орловой мандата на новые выборы, скорее всего, приведет к дальнейшему укреплению сформировавшегося стиля работы, в котором лоббирование на федеральном уровне и подчеркнутый напор сочетаются с отсутствием существенного интереса к управлению рисками ».

В этих условиях естественно ожидать, что КПРФ выдвинет своего кандидата на пост губернатора. И таким кандидатом стал Максим Леонардович Шевченко, яркий и независимый журналист, убежденный сторонник левых взглядов. Исколесив регион и близко познакомившись с жизнью жителей области, на митинге 17 июля 2018 г. Шевченко выделил пять кричащих проблем Владимирской области: чудовищная бедность населения; массовое закрытие предприятий и их рейдерские захваты; экология; сложная ситуация в сельском хозяйстве; бедственное положение пенсионеров . И в такой ситуации Орлова рапортует о «всеобщем одобрямсе» пенсионной реформы, строит мусорный полигон в реликтовом сосновом бору под Киржачом, трубит на всю страну и президенту в уши про «громадье планов и впечатляющие успехи»!

Неизгладимое впечатление на владимирцев произвел недавний репортаж о встрече Орловой с Путиным: аборигены слушали и ушам своим не верили, в каком краю чудесном и пору прекрасную им посчастливилось жить! Самые смелые фантазии Остапа Бендера и барона Мюнхгаузена меркнут рядом с протокольно сухим отчетом Орловой. Оказывается, она успешно справилась с «тяжелым наследством» предыдущего губернатора, что до нее все закрывалось и рушилось, а при ней лишь открывается и ремонтируется: школы учат, больницы лечат, мужики не бухают, свалки благоухают! И – сакраментальное, вишенкой на тортике: «Дорога М7 – лучше, чем трасса из Франкфурта-на-Майне в Страсбург »! Как ей только звезду Героя тут же не вручили за то, что с одной из главных бед России справилась – ума не приложу… Зато к этому отчету «приложили ум» владимирские журналисты, не поленившись разоблачить столь откровенное очковтирательство в очерке ««Вам виднее». Путин выслушал «заливное» от губернатора Орловой ».

Понятно, что «Это, рыжий, все на публику!» Отчет Орловой – дежурный ритуал для получения ярлыка на невеликое княжение. Тем более, что каток «суверенной демократии» закатает в асфальт всех, стоящих на пути «у высоких чувств». Стоял на пути только один кандидат, Максим Шевченко, и электоральный каток (пардон, «депутатский фильтр» –непревзойденное достижение неизвестного гения российской демократии!) его укатал, как горки Сивку. Прочие кандидаты мирно стояли в сторонке на тротуарной плитке и прошли в «финал», – даже самые одиозные, баллотирующиеся от фейковых партий-однодневок (например, от КПСС, «Коммунистической партии социальной справедливости»!). В избирательный бюллетень впору впечатать: «Чужие здесь не ходят!» Стойте! – вот последние вести с полей Ополья: Иван Алтухов, предводитель партии-одночлена КПСС, снял свою кандидатуру. То ли мавр сделал свое черное дело и скоропостижно выбыл, то ли штаб Орловой опасается, что даже фрик-кандидат может составить серьезную конкуренцию «декабристке»…

Впрочем, борьба еще не проиграна окончательно: Максим Леонардович баллотируется в Законодательное собрание Владимирской области. На областном канале «Губерния-33» проходят дебаты кандидатов в депутаты, где Шевченко выступает с разгромной критикой антинародного курса «Единой России», посадившей владимирцев и всю Россию на кукан «потока и разграбления».

Битва суздальцев с новгородцами потому увековечена в иконе, что она не состоялась. Суздальцы обратились в бегство благодаря чуду «Знамения», произошедшему по молитвам новгородцев к Пресвятой Богородице. Случится ли чудесное избавление теперь, вразумит ли какое новое Знамение власть, терзающую народ не набегом, так перманентным игом? Или ее приведет в чувство только боевой клич осерчавшей ватаги Стеньки Разина: «Сарынь на кичку!»?

Андрей Костерин , блогер, г. Владимир

*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть»

Сейчас на главной

Статьи по теме

  • Общество

    Б.Пылин Русранд

    Волгоград. Мы с вами

    Волгоградское региональное общественное Движение «За Народный Социализм!» Лидеру Движения «Настоящий Социализм» Сулакшину С.С. Уважаемый Степан Степанович! Посмотрев Вашу дискуссию с профессором Спициным, мы убедились, насколько глубоко и всесторонне Вы разработали и владеете всеми вопросами построения Настоящего социалистического общества. Мы и раньше понимали, что очень активный «персонаж», с громким голосом и хамоватым поведением на публике Н.Н.Платошкин не имеет ни теоретической базы «нового» Социализма, ни программы, ни даже обыкновенного Устава своего движения, и это нас…

    18.03.2020 14:57 9

    Общество

    Лев Вершинин

    СТАБИЛЬНО И НАДЕЖНО

    В связи с тем, что волна «европейской» паники, свидетелем которой довелось быть мне самому, докатилась до Москвы и, видимо, покатится до самых до окраин, владельцы поместья сочли нужным успокоить массы колыбельными главного калибра: премьер-министр уверенно сообщил, что «У нас очень стабильная ситуация с поставками«, лично великий человек «попросил россиян не покупать продукты впрок, потому что ситуация надежная«, а в итоге у меня…

    18.03.2020 12:00 27

    Общество


    Анна Луганская

    Журналисты напугали москвичей рассказом о сбежавшей из карантина женщине с коронавирусом, но, кажется, кое-что напутали. Дочка пациентки решила восстановить справедливость и рассказала у себя в твиттере, как именно медики (и полицейские) обошлись с её матерью. И теперь люди явно на стороне заболевшей. Утром, 16 марта, в СМИ начали предупреждать о сбежавшей из московского карантинного центра…

    18.03.2020 11:02 46

    Общество

    МВД не теряет время даром

    Фото: источник МВД России тем временем проводит массовую закупку электрошокеров. На эти цели будет потрачено 150 млн рублей. В марте были объявлены две закупки. Так, 100,4 млн рублей будет направлено на приобретение 9024 электрошоковых устройств «АИР-107У». Мощность этого стреляющего электрошокера выше максимально допустимой для гражданских электрошоковых устройств и предполагает воздействие тока высокого напряжения. Данный электрошокер…

    18.03.2020 0:50 56

    Общество

    Дмитрий Степановский

    Следственный комитет: неизвестные обстреляли вертолет с топливом для Шиеса картечью

    Фото с сайта Следственного комитета Неизвестные шесть раз выстрелили по вертолету Ми-8, который доставлял топливо из Республики Коми на стройплощадку на станции Шиес в Архангельской области. Об этом сообщил Следственный комитет вечером 17 марта. Активисты из лагеря противников создания мусорного полигона предположили, что выстрелы могли быть провокацией против них. Неизвестные шесть раз выстрелили по вертолету Ми-8, который доставлял топливо из Республики Коми на стройплощадку на станции Шиес в Архангельской области. Об этом сообщил Следственный…

    17.03.2020 23:59 30

    Общество

    Редакция "Народного Журналиста"

    Удивительный факт

    Кигали, столица Руанды (где это?), перед посадкой в автобус пассажиры моют руки. В какой же дыре тогда я живу? 😁 Опубликовано ТГ-каналом ДОКИНЗ

    17.03.2020 23:53 43

    Общество

    Теслина Анастасия

    Испания национализировала все частные клиники для борьбы с коронавирусом

    Вслед за объявлением режима чрезвычайной ситуации в связи с эпидемией COVID-19 правительство Испании приняло решение национализировать все частные клиники, сообщает Business Insider. Частный сектор здравоохранения Испании попадет под государственный контроль в связи с широким распространением COVID-19. Это коснется также важнейших сейчас ресурсов, таких как медицинские маски и тест-системы для определения SARS-CoV-2. Об этом 16 марта объявил министр здравоохранения…

    17.03.2020 23:33 69

    Общество

    sapojnik

    Героическая Набиуллина и доллар по 120

    Карикатуры Ёлкина Интересно, сколько сейчас вбухивает наш Центробанк на валютную биржу, сдерживая обвал рубля? Нефть-то проваливается ниже 30, должны быть колоссальные продажи рублей — естественно, в ситуации кризиса все так или иначе стремятся уйти в валюту. И при этом рубль, на удивление, ведет себя почти прилично: на фоне мирового катаклизма припасть всего на каких-то 15%,…

    17.03.2020 22:19 50

    Общество

    Канал «Аксиома»

    «Последствия будут серьезнее, чем от развала СССР»

    Миллиардер Олег Дерипаска заявил в своем телеграм-канале, что последствия от эпидемии коронавируса будут серьезнее, чем от развала СССР. Он призвал Россию закрыть границы и посетовал, что люди не носят медицинские маски в общественных местах. (Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) не рекомендует носить маски здоровым людям). «Очевидно, что сейчас страна к эпидемии не готова. Люди массово игнорируют…

    17.03.2020 20:13 37

    Общество

    Анатолий Евгеньевич Несмиян Русранд

    Карантин

    В ближайшее время возможно закрытие всех границ России в связи с эпидемией. Решение, по всей видимости, запоздалое, так как только официально число больных в стране на сегодняшний день приблизилось к сотне. Первые сто заболевших мы зарегистрировали примерно за десять дней, что совпадает с иранским официальным графиком. С ним Россию роднит и реакция властей, которые крайне слабо представляют себе масштаб реальных событий. Если учесть текущие иранские показатели, то к ним…

    17.03.2020 16:04 37

    Общество

    alexey43

    Мужайтесь. Не надо «как в Париже»

    Президент Франции отменил на время пандемии коммунальные платежи. https://news.mail.ru/incident/40970575/ Власти Сан-Франциско приказали самую строгую меру изоляции — shelter in place, не выходить из дома, кроме как к врачу, в аптеку и за продуктами. До 7 апреля как минимум. За неисполнение предусмотрена административная ответственность. Сенатор-республиканец Митт Ромни предложил выделить каждому взрослому американцу по $1000 в качестве…

    17.03.2020 15:39 64

    Общество

    Роман Скоморохов

    Не хочу в империю Терешковой и Охлобыстина

    Прежде всего попросил бы людей с шаткой нервной системой и тех, кто считает, что слова «Путин» и «Бог» - синонимы, это творение не читать вообще. Берегите нервы. Это мнение, основанное на том, что измыслил автор, и не более того. Путин… Пока его не трогаем, достаточно того негатива, который сейчас источает Интернет. Вообще, очень приятно понимать…

    17.03.2020 14:38 58

    Общество

    ПИРАМИДА БЕЗ ОСНОВАНИЯ

    Можно ли все оставить, как прежде? В одном из выступлений я услышал: Путин устроил обнуление сроков для того, чтобы продемонстрировать – все остается на местах, все как прежде. Примерно такая идея… И вот регионы быстренько проголосовали, Конституционный суд поддержал и совсем немного осталось, чтобы слепить «всенародное голосование». И что? Все будет как прежде? Разве? Император…

    17.03.2020 14:08 35

    Общество

    Надежда Октябрьская СНЖ

    90-е вернулись

    Фото отсюда Большинству пропагандистов сегодня была поставлена основная задача - зазывать народ на всенародное голосование по поправкам в Конституцию и они стараются ее выполнить. Но что бы не говорили пропагандисты-агитаторы, жизнь в стране идет своим чередом и не зависит от пропагандистских разговоров. А вот какого качества эта жизнь – вопрос, пожалуй, даже более важный, чем…

    17.03.2020 14:06 44

    Общество

    Артур Иванов

    Россиян испугали пустые полки в магазинах. Власти всех успокаивают, а эксперты винят пенсионеров

    На выходных 14–15 марта в России стали появляться фотографии пустых полок магазинов. Там, где раньше были макароны, крупы и консервы, остались только ценники. Власти поспешили всех успокоить и сказали, что дефицита продуктов не будет. Ретейлеры заявили, что запасов достаточно, а аналитики выяснили, что еду из-за угрозы коронавируса, карантина и подорожания раскупают пенсионеры. Фото и видео…

    17.03.2020 13:38 43

    Общество

    Андрей Васильев

    Травля XXI века. Как кибербуллинг ломает жизни детям

    Издевательства над подростком все чаще начинаются не с безобидной шутки, а с самого настоящего унижения, обычно публичного. Для этого используются не только социальные сети и форумы, но и популярные мессенджеры. Отдельные случаи кибербуллинга способны привести к суициду или непоправимым последствиям для психики подростка. Андрей Васильев разбирался, как общество и государство могут противостоять таким угрозам. Все…

    17.03.2020 12:39 12

    Общество

    Данил Зайнуллин

    «Вакцины, скорее всего, не будет»: казанский ученый убежден, что коронавирус уже здесь

    Отмена спортивных и культурных мероприятий - необходимый, но недостаточный шаг. До вспышки эпидемии в России где-то две-три недели На главные вопросы о коронавирусе «БИЗНЕС Online» ответил доктор биологических наук и ведущий научный сотрудник отдела спортивной биохимии и генетики Поволжской академии спорта Алексей Набатов. Почти 15 лет он занимался наукой в ведущих научных центрах США и Нидерландов, а сейчас продолжает работу в России. В интервью эксперт рассказал, может ли COVID-19 быть биологическим оружием, какие…

    16.03.2020 23:05 68

    Общество

    Мария Немцева

    Кого не спасет ЭКМО? В России не хватает аппаратов для борьбы с коронавирусной пневмонией

    В Китае экстракорпоральная оксигенация позволила существенно снизить число летальных исходов На днях в интервью американскому изданию VOX представитель Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) рассказал, благодаря чему Китаю удалось значительно снизить смертность от коронавируса. Помимо быстрой изоляции зараженных помогло применение экстракорпоральной мембранной оксигенации, или ЭКМО. Однако далеко не во всех странах, где сейчас свирепствует COVID-2019, проводят данную процедуру. Поэтому…

    16.03.2020 15:08 56

    Общество

    В ТЯЖЕЛЫХ ДЛЯ СТРАНЫ УСЛОВИЯХ…

    Не пора ли нам задуматься об источнике наших несчастий? Председатель Госдумы Вячеслав Володин выступил с очень интересными заявлениями относительно критики в адрес Терешковой: «Вы видите, буквально с принятием этой поправки какая началась оголтелая кампания против нее (Терешковой), ее семьи. И мы здесь должны все быть порядочными, быть патриотами и быть людьми, которые должны отдавать себе…

    16.03.2020 13:52 235

    Общество

    Лев Вершинин

    МАТЧ СОСТОИТСЯ ПРИ ЛЮБОЙ ПОГОДЕ

    Понимаю уважаемого Донрф. Он исходит из сугубо практических соображений. Из того, в частности, что скопление больших масс на местах одобрения поправок в период пандемии может резко увеличить число зараженных особей, некоторые из которых умрут, а которые не умрут, заразят других, которые, возможно, даже не придут на участки. Логично, не спорю. Но это линейная, обывательская логика,…

    16.03.2020 11:56 36

    Общество

    Военное обозрение

    Новости локальных конфликтов 15.03.20

    Турецкие военные и неудачная попытка деблокировать трассу М4. (https://t.me/new_militarycolumnist/30483) #Сирия @new_militarycolumnist ***** Боевики, которые заявляют о том, что не допустят движения российско-турецких патрулей по трассе М4, усеяли участок, где сегодня состоялось первое подобное патрулирования (https://t.me/new_militarycolumnist/30484?single), металлическими шипами. #Сирия @new_militarycolumnist ***** Спустя всего лишь сутки после снятия блокады с двух китайских городов в провинции Хубэй, Сяогань…

    15.03.2020 23:55 22

    Общество

    Редакция "Народного Журналиста"

    Пенсионный фонд Российской Федерации и Яровая могут открывать шампанское

    Фото: источник Предприниматель Михаил Жуховицкий у себя в ФБ описывает, как он попытался импортировать тесты на коронавирус в Россию. Спойлер – бюрократический госкапитализм России не намерен ничего делать в борьбе с эпидемией: «Связался с производителем тестов для выявления коронавируса. Крупнейшая отраслевая компания Китая, выпускают те самые тесты, которыми тестировали всё население Китая. Стоимость теста в…

    15.03.2020 23:43 94

    Общество

    Редакция "Народного Журналиста"

    В стране нехватка коек в стационарах и реанимациях. ЗдравоЗахоронение?

    По сообщению портала российского врача «Медвестник», дефицит аппаратов ИВЛ и экстракорпоральной мембранной оксигенации (ЭКМО) наблюдается во всех регионах России, что может привести к серьезным последствиям в случае масштабной эпидемии, вызываемой коронавирусом SARS-CoV-2, на территории страны. У пациентов с COVID-19 развивается дыхательная недостаточность на фоне пневмоний. Начальная цена объявленного Москвой аукциона – 51,6 млн руб. За…

    15.03.2020 23:31 86

    Общество

    Олег Кулешов

    Георгий Мартынов: ситуация в рыболовецкой отрасли тревожная

    рыбный промысел / Фото с сайта ВАРПЭ О рыбной промышленности - ее прошлом и настоящем, о рыбе и флоте в тезисах от президента Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгия Мартынова. Материал выполнен на основе интервью Георгия Мартынова ИА PrimaMedia. Про самый рыбацкий район Владивостока В Первомайке находились практически все наши ведущие рыбацкие предприятия - Владивосткская база тралового флота, «Дальморепродукт», «Востокрыбхолодфлот»,…

«Кому не известен, - писал в 1896 г. В.Г.Короленко, - знаменитый крик «Сарынь на кичку», теперь в литературных воспоминаниях принявший романтический характер лозунга поволжской вольницы. Мы знаем, что стоило раздаться этому кличу с «легкой лодочки» или стружка, и огромные караваны грузных барок отдавались на волю течения… Эти барки, плывущие по стрежню, мимо волжских буераков, порой мимо сел и деревень, глядевших с высоты береговых обрывов, представляли тогда очень характерное зрелище: толпа русских людей лежит ничком… а небольшая кучка таких же русских людей самовластно распоряжается их судьбой и имуществом. Величайшая трусость и низость, величайшая дерзость и смелость почти сказочная – обе противоположности сведены вместе в этой картине…» .

Клич «Сарынь на кичку», в самом деле широко известный в России в прошлом, сохранил свою известность до наших дней, но уже в XIX в. немногие из не волжан, да и не все волжане могли толком объяснить, что это означало: сарынь, кичка, сарынь на кичку. В 1828 г. Журнал «Московский телеграф» в разделе «Разные известия» опубликовал без подписи и заглавия заметку об условном языке старинных «русских мошенников и разбойников», автор которой утверждал, что «у волжских разбойников слова «Сарынь на кичку» значили «бить всех» . Ему компетентно возразил один из читателей журнала, Бояркин, приславший в редакцию письмо, в котором, насколько известно, впервые ознакомил публику со значением клича и слов, его составляющих. «Разбойничий крик на Волге «Сарынь на кичку», - сообщал Бояркин, - не значил «бить всех». Слово «сарынь» (а не сарын) значит почти то же, что «сволочь». В понятии унизительном часто так и ныне называют артель бурлаков или толпу рабочих людей на расшивах и других судах, по Волге ходящих. «Кичкою» же назывался нос, или передний конец судна, противоположный концу заднему, называвшемуся кормою. Когда, нападая на судно, разбойники кричали: «Сарынь на кичку!», то в подлинном смысле условного языка их слова они означали: «Бурлаки! Убирайтесь все к носу! Приляжьте, молчите и с места не трогайтесь». Когда сие ужасное повеление исполнялось, то грабили судно и каюту, близ кормы находящуюся, но к бурлакам не прикасались; били же их в таком только случае, когда они крику «Сарынь на кичку» не повиновались» . Редакция журнала вполне удовлеворилась этими разъяснениями и добавила к письму особое примечание: «С истинною благодарностию принимая замечания почтенного г-на Бояркина, мы покорно просим его и всех любителей отечественного присылать к нам столь любопытные замечания. Мы готовы печатать их немедленно в «Телеграфе» и за сообщение известий обо всем, что касается нравов, обычаев, обрядов и вообще подробного познания отечества нашего, будем особенно благодарны» .

Наблюдения Бояркина были подтверждены исследованиями В.И.Даля. «Сарынь» он определил как собирательное слово женского рода, употребляющееся к востоку от Москвы и имеющее следующие значения: «толпа мальчишек, шалунов; толпа, ватага черного народа; сволочь, чернь» (для говора Калужской губернии поставлено: «сор?») . «Кичка» у В.И.Даля определена как «нахлестка, огниво, перекладина, укрепляющая палубу расшивы с носу; перед или нос судна» . В целом клич «Сарынь на кичку» - «по преданию, приказ волжских разбойников, завладевших судном», - означал: «Бурлаки на нос судна!», «Бурлаки, на нос, прочь» . В.И.Даль в подкрепление своего определения «сарыни» привел два примера из речи: «Сарынь по улице гомонит» и «Велика сарынь (толпа), да некого послать» . Известно, что «сарынью» обозвал восставших донских казаков Петр I. В приложении к указу, направленному 12 апреля 1708 г. командующему карательной армией князю В.В.Долгорукому, он повелевал мятежные городки «жечь без остатку, а людей рубить, а завотчиков на колесы и колья (сажать. - В.К.), дабы сим удобнее оторвать охоту к приставанию воровства у людей, ибо сия сарынь, кроме жесточи, (ничем. -В.К.) не может унята быть» . В XIX-XX вв. в литературе, в том числе художественной, «сарынь», «кичка» и «Сарынь на кичку» понимались именно в изложенном смысле. Согласно В.Г.Короленко, после крика «Сарынь на кичку» «сарынь (судорабочие и бурлаки) кидалась на нос судна («кичка») и смиренно лежала там, пока удальцы распоряжались с хозяевами, откупавшимися данью… Объяснение просто: «Сарынь на кичку» не есть волшебное заклинание. Это совершенно определенное требование, чтобы «ребята» (судовая команда) вышли на нос судна и там ждали пассивно, не вмешиваясь в то, что происходит» .

Выдающийся ученый-кораблестроитель академик А.Н.Крылов, вспоминая Волгу 1870-1880-х гг., упоминал расшивы с их разукрашенными «кичками», ходившие по Унже, Ветлуге и Суре и доставлявшие лес: «Сплав производился кормой вперед, для чего ставились специальные большие сплавные рули. Судно волочило за собой чугунный, весом от 50 до 100 пудов, груз, который называли «лотом», а тот канат, на котором его волочили, называли «сукой» (от глагола сучить). Этот канат при управлении судном прихватывался то с одного, то с другого борта, для чего на носовой части устраивался квадратный, во всю ширину помост, именовавшийся «кичкой», - отсюда команда старинных волжских разбойников: «Сарынь (т.е. бурлаки), на кичку» . У А.Н.Толстого в «Петре Первом» князь Михаил Долгорукий гневно кричит восставшим стрельцам: «Сарынь! Прочь отсюда, псы, холопы…» . «Сарынь, на кичку! – пишет В.С.Пикуль, - боевой возглас волжской вольницы. «Сарынь» - это беднота и голытьба, а «кичка» - носовая часть волжского корабля. Беря на абордаж купеческие суда с товарами, этим возгласом отделяли голытьбу от купцов, подвергавшихся уничтожению» . «Кичка», естественно, попала и в профессиональные словари. В «Словаре волжских судовых терминов» С.П.Неуструева имеется следующая справка: «Кичка – застилаемое досками пространство между выступом концов огнива (брусьев, положенных поперек носовой части. – В.К.) за борт судна и бортом. Кички в старину устраивались на всех волжских судах, в том числе и на расшивах; теперь они устраиваются только на мокшанах и беспалубных судах. Так как якоря на названных судах спускаются и поднимаются через концы огнива, то кичка как настилка из досок служит для производства работ: стоя на ней, судорабочие вытаскивают и спускают якоря. Отсюда старинный разбойничий крик: «Сарынь на кичку», т.е. «ложись на кичку», иначе – выходи из судна и не препятствуй его грабить» . Э.В.Копылова в «Словаре рыбаков Волго-Каспия» кратко сообщает, что «кичка» - устаревшее обозначение носа судна, и приводит пример из «Моих скитаний» В.А.Гиляровского, где тело умершего «спрятали в расшиве под кичкой» .

Временем наибольшего применения клича «Сарынь на кичку» был, вероятно, XVII век. В.Г.Короленко, однако полагал, что «картина» этого применения являлась «типической для матушки-Волги» XVIII в. и что будто бы с приказом «Сарынь на кичку» «обращались не одни «удалые», но и многоразличные «команды», являвшиеся для проверки «указанных пашпортов» и опасавшиеся сопротивления беспашпортного судового сброда» . Бояркин констатировал для первой трети XIX в., что смысл выражения «Сарынь на кичку» и «других разбойничих терминов волжские судопромышленники доныне твердо знают. Но разбои ныне – да будет благодарение господу – давно уже на Волге не существуют и составляют только часть исторических преданий и народных воспоминаний» . Понятие «кичка», как мы видели, употреблялось и в начале XX в. Использовали ли клич «Сарынь на кичку» донские казаки? Скорее всего да, поскольку часть их в XVI-XVII вв. активно участвовала в «разбоях» на Волге. В.С.Моложавенко утверждает, что «Сарынь на кичку» было «любимым боевым кличем Стеньки Разина» , а М.Аджиев полагает, что «знаменитый клич» употребляли Ермак Тимофеевич, С.Т.Разин и даже Е.И.Пугачев , но документальных подтверждений этому не имеется. Впрочем в старой легенде, рассказывающей о том, как С.Т.Разин с бугра останавливал баржи, атаман применяет названный клич . В донской народной драме «Ермак» есаул, давая сигнал к нападению на помещика, кричит: «Сарынь на кичку!.. Бей, жги, не жалей, ребята, богатого помещика Скопидома Живодерова!», а в народной драме «Атаман Чуркин» подручный главного героя Ванька Отчаянный во время нападения донцов на офицеров кричит: «Сарынь на кичку!..» . Из контекста, однако, видно, что авторы названных драм уже не представляли себе реального содержания клича. В последние десятилетия в печати появились разные фантастические построения, пытавшиеся по-иному объяснить смысл приказа «Сарынь на кичку».

«Сарынь», утверждал И.Ф.Быкадоров, это одно из древних названий донских казаков «по признаку принадлежности к Сарской епархии», а клич «сарынь на кичку» означал «Христиане, на корму», т.е. в «безопасное место», и «образовался во время походов новгородских и вятских ушкуйников по р. Волге во время существования Золотой Орды». Донцы тогда «обслуживали и охраняли» золотоордынские суда, и призыв ушкуйников «Сарынь на кичку» имел смысл приглашения не принимать участия в защите судна». Впоследствии, когда уже не было Сарской епархии, этот призыв сохранил тот же смысл. По И.Ф.Быкадорову, петровское обозначение донцов «сарынью» означало, что царь, «очевидно… знал происхождение донских казаков и принадлежность предков их к Сарской епархии, оно в его время еще не было искажено русскими исследователями» . По поводу этой гипотезы, предложенной читателям в виде аксиомы, следует сказать, что хотя Сарская (Сарайская) епархия действительно существовала и обслуживала население степей между Волгой и Доном [см: 16], связь между ее наименованиями и «сарынью» ничем не доказывается. Почему «кичка» была кормой и по какой причине представляла собой безопасное место, И.Ф.Быкадоров не поясняет (хотя в принципе мог бы вывести «кичку» из обозначения кормы в турецком и татарском языках). Нет доказательств и того, что казаки обслуживали и охраняли суда Золотой Орды. Наконец, гневная петровская «сарынь» в адрес казаков весьма мало намекает на то, что царь имел в виду их «сарское» происхождение. М.Аджиев предлагает считать «Сарынь на кичку» половецким по происхождению выражением и воспринимать его как «Сарынна кичку», а точнее «Сарынна къоччакъ», что в переводе с кумыкского означает «Да здравствуют храбрецы» . Доказательств того, что здесь речь идет не о простом созвучии, автор не приводит, как и игнорирует принятое мнение об «адресате» клича. Недавно В.С.Моложавенко оповестил читателей о том, что «сарынь» в переводе с татарского якобы означает «сокол», что имя первого известного донского атамана Сары-Азмана надо понимать как «Сарынь-атаман» «Сокол-атаман», и что «Сарынь на кичку» означало «Сокол, в полет!» или «Сокол, возьми!» . Пока никто еще не называл Сары-Азмана «Соколом-атаманом», хотя М.Х.Сенюткин в свое время предполагал, что Сары-Азман это «искаженное татарами имя – вероятно, Сарын или Сарыч атаман» . Что такое Сарын или Сарыч, недоумевал тогда Г.И.Костин, «Бог знает» . «Сарын-атаман» так и остался «неразъясненным», а сарыч (канюк) легко поддался объяснению как птица из семейства ястребиных (сокол относится к другому семейству – соколиных) . Впрочем, это не склонило исследователей к «птичьему» толкованию имени первого атамана. Добавим, что В.С.Моложавенко еще предстоит объяснить, почему на «кичку» означает «в полет» или «возьми» и как команды волжских судов должны были воспринимать обращенный к ним разбойничий призыв «Сокол, в полет!».

Рекорд нелепостей, связанных с объяснением клича «Сарынь на кичку», побил, однако, некто Давыдов, приславший в одну из ростовских газет письмо с предложением переименовать футбольную команду «Ростсельмаш» в «На кичку» . «Во времена Стеньки Разина, а также Емельяна Пугачева», фантазирует этот читатель, «казачья лава с обнаженными шашками и пиками бросала сотни в бой» с возгласом «На кичку!» «Сарынь» за ненадобностью автор опускает, а «кичка», рассуждает он дальше, это старинный головной убор казачки-невесты, «рогатая кичка» - обрядовый головной убор, убор свадебный. Но почему лава кричала «На кичку»? Тому следует потрясающее объяснение: «Вероятно, имелось в виду «на главные силы» (головные), которые в основном располагались на возвышенности». Отметим, что слово «кичка» имело на Руси несколько значений (мы не можем в данном случае ограничиться донской фразеологией, поскольку клич употреблялся на Волге); одно из них в самом деле название старинного женского головного убора. Но «кичкой» именовали также дымовую трубу на солеварне, пни, использовавшиеся на дрова, часть конского хомута . Почему Давыдов избрал для боевого клича именно головной убор? Труба, кажется, больше указывает на «возвышенность»?

После всех этих нелепиц напомним, что в действительности казаки с своих знаменитых кавалерийских атаках использовали не менее знаменитый «гик». В.И.Даль передает этот «наступательный крик казаков, когда бросаются на удар», сочетаниями «ги, гиги» , но сейчас лишь приблизительно можно представить, как реально звучало это «ги», вырывавшееся из глоток сотен и тысяч казаков, и какой ужас оно наводило на противника.

Известно, что в XVI-XVII вв. главнейшая военная деятельность казаков развертывалась на море. И хотя клич «Сарынь на кичку» был связан с судоходством, в казачьих походах на Черное, Азовское и Каспийское моря он не применялся. Это легко объяснить, если иметь в виду его конкретное содержание, которое было обращено не к атакующим, а к атакуемым, и которое некому было понять на иностранных судах, разве что кроме закованных соотечественников-рабов, сидевших на веслах. Какие же боевые кличи казаков XVI-XVII вв. упоминаются в источниках? Казаки Ермака Тимофеевича шли в бой на Маметкула перед Искером с возгласом «С нами Бог!» . С тем же кличем, как сообщает одна из редакций «Поэтической повести об Азовском осадном сидении», донцы в 1641 г. выходили из Азова на вылазку против турецко-татарской армии . Эвлия Челеби как участник говорит, что осажденные в этой крепости казаки отбивали атаки турок с криком «Не боись!» . Следует заметить, что русский переводчик использовал форму «Не бойсь», и она внешне ближе к передаче оригинала (Ne bose), однако этот обычный казачий возглас зафиксирован специалистами у самих казаков именно в форме «Не боись!» . Согласно тому же турецкому автору, казаки, обрадованные прибытием к ним на помощь товарищей, «принялись так палить из ружей, что крепость Азов запылала подобно птице Саламандре в огне Нмруда. И, ударив что есть мочи в свои барабаны, они наполнили крепость криками «Иисус! Иисус!» . Эвлия Челеби в 1657 г. наблюдал штурм Очакова украинскими казаками, которые «в кромешной тьме кинулись на крепость… крича словно шакалы: «Иисус, Ииссус!» . Тот же современник утверждал, что когда турецкие войска, в рядах которых находился автор, в 1647 г. прибыли к крепости Гонио, взятой перед тем казаками, последние при виде подходившего неприятеля «вскричали «Иисус, Иисус!» . По другой редакции «Книги путешествия», увидевшие исламское войско казаки «завопили: «О Георгий! О Георгий!», имея в виду св. Георгия . Хотя Эвлия Челеби являлся очевидцем описанных событий и, следовательно, должен был лично слышать приведенные кличи, возникают сомнения в точности его информации. Невольно напрашивается параллель с не раз упомянутым кличем турецкого воинства «Аллах, Аллах!» . Тем более, что, согласно тому же автору, клич «Иисус, Иисус!» употребляли также молдавские и русские воины . Упоминаемые же Эвлией Челеби крики донцов «высокими голосами» перед отправлением в путь «санных кораблей»: «Иисус и Иисус Мария, милостивый Христос, святой Никола, святой Касым, святой Исуп (два последних соответствуют св. Димитрию и Иосифу. - В.К.), Никола и святые угодники!» , - напоминают плохую передачу христианской молитвы. Но Эвлия Челеби упоминает и еще один «наступательный крик» казаков, совершенно отличный от приведенных. При нападении казаков на Балчик в 1652 г., «когда жители города впали в панику и ударились в плач, неукротимые казаки начали город грабить, пустошить и громко кричать «ю!» и «ю!» . Болгарский перевод этого же места из «Книги путешествия» передает казачий крик как «юв, юв!» . Согласно Эвлии Челеби, «ю, ю!» в бою кричали также ногайцы . В донском говоре есть глагол «южжать, южать», означающий «визжать, издавать резкие звуки» .

Наконец, приведем крайне интересное свидетельство Джона Белла, шотландского врача, свыше 30 лет находившегося на русской службе. При описании своего путешествия в Персию в 1710-х гг. он замечает, что чекалки (т.е. шакалы ) «делают такий крик, который походит на человеческий голос и какий производят татара и козаки, когда нападают на неприятелей» . В этой связи возникает ряд вопросов. Может быть, «ю, ю!» Эвлии Челеби это и есть подобие воя шакала? Возможно «ю, ю!» - это другая передача «ги!» казачьего «гика»? Может быть, сравнение Эвлией Челеби крика казаков при атаке Очакова с шакальим (кричали «словно шакалы») – это больше, чем просто литературный оборот? И в конце концов «Иисус, Иисус!» того же автора – не «ги, гиги!» ли это казачьего «гика», своеобразно воспринятое турком? По А.Э.Брэму, шакалий «жалобный вой напоминает собачий, но отличается большим разнообразием… Иногда этот вой похож на крик человека или зов о помощи и производит жуткое впечатление» . «Вой шакала, - свидетельствует Н.Я.Динник, - похож на собачий, но выше его по тону, отличается разнообразием нот и жалобным характером… Многие считают этот вой в высшей степени неприятным и напоминающим стоны, плач детей или крики о помощи, нагоняющим тоску…» . Разнообразие шакальего воя позволяет найти в нем и «ю, ю!» , и «ги, гиги!». И, зная об обычном воздействии на противника одного только появления казаков (не говоря уже об их атаке), вполне веришь, что воспроизведенные и усиленные ими элементы этого воя вполне могли производить леденящее впечатление. Звуки «ю» и «ги» можно найти и в волчьем вое, но вой шакала резче, и, кажется, звуки последнего больше подходят к обычному представлению о казачьем «гике». Впрочем ряд исторических источников обращает наше внимание именно на волчий вой. Донской «гик» ведет свою «родословную», несомненно, от кочевников (известно казачье выражение: мы заимствуем у врага его шерсть и зубы). Волчица же считалась прародительницей всех тюрок. Русская летопись под 1097 г. сообщает о волховании половецкого хана Боняка перед сражением с венграми на Вягре: «… и яко бысть полунощи, и встав Боняк и отъеха от рати и поча волчьски выти»; волки, ответив ему, предсказали победу . Михаил Пселл сообщает, что печенеги, «сильные своим презрением к смерти, с громким боевым кличем бросаются на неприятеля», в рассказе о походе против них византийского императора Исаака I Комнина 1059 г. поясняет, как звучал этот клич: печенеги «с громким воем устремлялись на неколебимых наших воинов» . Вполне вероятно, что в «обычаях» созданной кубанским казачьим генералом А.Г.Шкуро конвойной «волчьей сотни», которая затем была преобразована в «волчий полк», сказалась не одна экстравагантная забава: генерал свой конвой «нарядил… в шапки из волчьего меха, ввел особый боевой клич, подобный волчьему вою, и приветствие командира в виде волчьего кподвывания» .* *

ЛИТЕРАТУРА

1. Короленко В. Современная самозванщина // Русское богатство. 1896. № 8. 2. Об условном языке прежних волжских разбойников // Московский телеграф. 1828. Кн. 23. 3. Бояркин. Объяснение нескольких слов условного языка волжских разбойников // Там же. 1929. Кн. 7. 4. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1981-1982. Т. 1, 2, 4. 5. Крестьянские и национальные движения накануне образования Российской империи. Булавинское восстание (1707-1708 гг.). М., 1935. 6. Крылов А.Н. Мои воспоминания. 8-е изд. Л., 1984. 7. Толстой А.Н. Петр Первый. М., 1975. 8. Пикуль В. Из старой шкатулки. Миниатюры. Л., 1976. 9. Неустроев С.П. Словарь волжских судовых терминов. Объяснение современных и старинных слов в связи с историей волжского судоходства. Нижний Новгород, 1914. 10. Копылова Э.В. Ловецкое слово. Слово рыбаков Волго-Каспия. Волгоград, 1984. 11. Моложавенко В. Казачья шкатулка // Донские войсковые ведомости. 1992. № 22. 12. Аджиев М. Мы – из рода половецкого! Из родословной кумыков, карачаевцев, казаков, балкарцев, гагаузов, крымских татар, а также части русских и украинцев. Рыбинск, 1992. 13. Шептаев Л.С. Ранние предания и легенды о Разине // Славянский фольклор и историческая действительность. М., 1965. 14. Головачев В., Лащилин Б. Народный театр на Дону. Ростов н/Д, 1947. 15. Быкадоров И.Ф. Донское Войско в борьбе за выход в море (1546-1646 гг.). Париж, 1937. 16. Покровский И. Русские епархии в XVI-XIX вв., их открытие, состав и пределы. Опыт церковно-исторического, статистического и географического исследования. Казань, 1987. Т.1. 17. Сенюткин М. Донцы. Исторические очерки военных действий, биографии старшин прошлого века, заметки из современного быта и взгляд на историю Войска Донского. Ч. 2. М., 1866. 18. Костин Г. О происхождении донских казаков. (Критический очерк) // Донская газета. 1874. № 23-28. 19. Биологический энциклопедический словарь. М., 1986. 20. Давыдов «На кичку!» - порядочнее… // Вечерний Ростов. 30.VI.1992. 21. Словарь русских донских говоров. Ростов н/Д. 1976. Т. 2-3. 22. Попов А. История о Донском Войске, сочиненная директором училищ в Войске Донском, коллежским советником и кавалером Алексеем Поповым 1812 года в Новочеркасске. Харьков, 1814. Ч. 1. 23. Сухоруков В. Историческое описание Земли Войска Донского // Дон, 1988. 24. Орлов А. Исторические и поэтические повести обАзове (взятие 1637 г. и осадное сидение 1641 г.). Тексты. М., 1906. 25. Эвлия Челеби. Неудачная осада Азова турками в 1641 году и занятие ими крепости по оставлении оной казаками // Записки Одесского общества истории и древностей. Одесса. 1872. Т. 8. 26. Казачий словарь-справочник. Составитель Г.В.Губарев. М., 1992. (Репринт. Воспроизведение изд.: Сан Ансельмо, 1968-1970). Т. 2-3. 27. Эвлия Челеби. Книга путешествия. (Извлечения из сочинения турецкого путешественника XVII века). Перевод и комментарии. М., 1961-1983. Вып. 1-3. 28. Эвлия Челеби. Пътуване на Эвлия Челеби из българските земи през средата на XVII век // Периодическо спмсание на Българското книжовно дружество в София. 1909. Кн. 52. Св. 9-10. 29. Evliya Efendi. Narrative of Travels in Europa. Asia and Africa in the Seventeenth Century, by Evlija Efendi. L., 1846. Vol. 1. P. 2. 30. Ewlija Czelebi. Ksiega podrozy Ewliji Czelebiego. (Wybor). Warszawa, 1969. 31. Бель. Белевы путешествия чрез Россию в разные асиятские земли, а именно в Испаган, в Пекин, в Дербент и Константинополь. СПб., 1776. Ч. 1. 32. Брэм А.Э. Жизнь животных. По А.Э.Брэму. М., 1941. Т.5. 33. Динник Н.Я. Звери Кавказа Тифлис, 1914. Ч. 2. 34. Полное собрание русских летописей. М., 1962. Т. 2. 35. Плетнева С.А. Половцы. М., 1990. 36. Михаил Пселл. Хронография. М., 1978. 37. Шкуро А.Г. Записки белого партизана. М., 1991. В.Н.Королев Историко-археологические исследования в Азове и на Нижнем Дону в 1992 году. Вып.12. Азов, 1994, стр. 178-189

Материалы предоставлены С.Л.Рожковым

Русский язык интересен тем, что впитывает на протяжении многих веков культуру народов самых разных национальностей. Много всякого непонятного и необъяснимого есть в нём. Например, как возникло слово "Ура!", которое повергало и повергает в ужас врагов, когда русская армия храбро встаёт против них? А удивительная фраза "Сарынь на кичку!" - что значит она? И откуда пришло в русскую речь столь странное выражение?

Донские казаки и "Сарынь на кичку!"

Борис Алмазов - потомок донских казаков, искусствовед и знаменитый бард - утверждает, что "Сарынь на кичку" не что иное, как военный клич казаков с Дона, который пришёл к ним от половцев или, иначе говоря, саров. А так как русифицированным донское население стало много позднее, то первоначально его состав был довольно смешанным. Причём в большей части казачьих родов, называемой сарынью, преобладали остатки половцев.

Если рассматривать это выражение в данном ракурсе, то стоит привести пример боевого половецкого клича "Сары о кичкоу!", что означает "Половцы, вперёд!" Предположив, что видоизменённый на русский манер клич будет звучать как "Сарынь на кичку!", перевод этой фразы в таком случае будет идентичным - "Половцы, вперёд!".

Степан Разин и боевой клич его ополченцев

Известно из исторических источников, что именно с этими словами в бой бросались вояки Степана Разина. Борис Алмазов указывает, что это было неспроста. Ведь и сам Стёпка имел отца "бусурманской веры", а вот более точные данные о его вероисповедании и национальности до наших современников не дошли.

Постепенно клич "Сарынь на кичку" потерял свой первоначальный смысл и стал использоваться просто для поднятия людей в атаку, подобно тому, как крик "Ура!" провоцирует наступление на врагов.

Сегодня это выражение ещё продолжает кое-где существовать, и забыто начисто, откуда берутся корни у него. Просто боевой клич, который должен поднять на ноги соплеменников, повести их в бой, разжечь жажду борьбы, битвы.

Виктор Конецкий о боевом кличе донских казаков

Немного иначе говорит писатель Виктор Конецкий. Рассуждая на тему, что означает "Сарынь на кичку!", он так определяет слово "сарынь": образованное от "сор" с добавлением суффикса "-ынь" (примеры: теплынь, полынь), оно выступает синонимом "голытьба", "нищие", "подневольные", "чернь". Позднее слово "сорынь" стало писаться как "сарынь". Это объяснение подтверждает и словарь Даля.

"Кичкой" по определению Конецкого называют нос плавательного средства - судна либо барки. А так как в корме судна обычно размещался хозяин, у которого и хранились ценности, то разбойники в первую очередь пытались добраться именно до неё. Дабы не проливать лишней крови, они якобы отдавали приказ: "Сарынь, на кичку!" Значение его объяснялось так: "Голытьба, быстро все на нос баркаса! Не мешайте нам грабить жирного!"

Безоружные бурлаки обычно с готовностью повиновались команде, так как считали флибустьеров освободителями, которые совершают правосудие - наказывают злых поработителей.

Конечно, случались такие непредвиденные ситуации, когда голытьба и чернь, которым был отдан приказ оставить своего "господина" на растерзание разбойникам, отказывались повиноваться. В таких случаях непослушание наказывалось страшной смертью. То есть, клич разбойников выступал как бы в роли предупреждающего выстрела: хочешь выжить - на кичку, хочешь смерти - защищай своего "жирного"!

Героиня книги Осеевой в "борьбе за правду"

Интересно поясняет, что значит "сарынь на кичку", героиня романа Валентины Осеевой Динка. Она утверждает, что это волшебное заклятье от врагов, а в его непонятности как раз и скрывается особая сила. И тот, кто кричит эти слова, становится не только храбр и бесстрашен, но и неуязвим.

Потому девочка бросается в бой за своего друга с таким отчаянием и уверенностью - ведь ей известна волшебная сила заклинания, которое она яростно восклицает, нанося удары противникам. Позднее она сообщает своему другу, что совсем ничего не боялась, да и бояться-то было нечего, ведь она успела крикнуть колдовские чудодейственные слова. А с ними не раз побеждал сам Стенька Разин, восстанавливая справедливость, отбирая у богатеев неправедно нажитое и освобождая бедных бурлаков от непосильного труда.

В глазах маленькой девочки Степан Разин был самым настоящим народным героем, она его почти обожествляла, идеализировала. Потому-то так часто девочка просиживала в одиночестве на утёсе, который и назывался в честь Разина. И когда ей было особенно туго, Динка яростно сжимала свои маленькие кулачки и шептала под нос себе заклинание. И становилось ей от этого спокойнее, в душе зарождалась уверенность, что правда победит. Как она сама признавалась, слова эти придавали ей удивительную силу и веру в себя.

Другие варианты объяснений

Существовали и иные переводы этого фразеологизма. Например, некоторые утверждают (по непроверенным данным), что сарынью называлось одно из мордовских племён, а кичкой звали золотое место. Отсюда вытекает, что клич имел такой смысл: "Соплеменники, вперёд за золотом!"

В русской литературе часто выражение "Сарынь на кичку!" используется для того, чтобы сделать речь героев образнее, ярче. Например, к ней прибегал Шушкин, характеризуя героя своего Захарыча, который употреблял данное выражение для пояснения революционного переворота в России.

Алексей Слаповский утверждает, что этот клич, утративший первоначально заложенный в нём смысл, превратился во "что-то мужское, мужицкое, сильное, отчаянное и разбойное".

Чуковский о языке и тюркском влиянии на него

Чуковский горько сетовал на то, что азиатский клич грубо прервал процесс становления русской культуры. Как будто бы русский язык невозможен без тюркских, греческих, древнееврейских, индийских корней… Как бы нам того ни хотелось, но изолировать речь россиян от вливания в неё иностранных слов и выражений никому не удастся. И поэтому выход из этого положения только один: раскапывать корни, узнавать этимологию тех или иных слов и фразеологизмов для того, чтобы сделать их употребление наиболее уместными, правильными. А отделить, изолировать русский язык от влияния других языков - дело невозможное, неблагодарное и даже вредное.

Бесспорно, В.И.Даль был прав, утверждая, что от языка речных пиратов осталось лишь «несколько условных речений». Правда, правота его больше подходит к нашему времени или к ушедшему ХХ веку. А вот в XIX веке, при жизни Владимира Ивановича, этот «мошеннический или разбойничий язык» был ещё жив и даже актуален, — ведь о его смерти лингвист сообщил своим читателям всего лишь в 1852 году.

Через шестьдесят с лишним лет после этого в 1914 году в Нижнем Новгороде вышел «Словарь волжских судовых терминов. Объяснение современных и старинных слов в связи с историей волжского судоходства». И автор его, С.П.Неустроев, совсем не сетовал на смерть языка водоходов и бурлаков, с которым язык речных «воров и разбойников» был связан и во многом пересекался, хотя к тому времени от деревянного судостроения и старинного волжского судоходства практически ничего уже и не осталось. Более того, можно не сомневаться, что изучение архивных документов и в особенности допросных листов, связанных с делами речных пиратов, даже сейчас позволило бы восстановить значительный объём этого языка волжской и камской вольницы.

Но из всей «музыки» (жаргона) российских пиратов В.И.Даль выделил только одно выражение «сарынь на кичку» и дал ему пояснение: «Сарынь и поныне местами значит чернь, толпа; кичка — нос судна; это было приказание бурлакам убираться в сторону и выдать хозяина, что всегда и исполнялось безпрекословно…» 1)

В отличие от знаменитого лингвиста В.Г.Короленко (1853-1921) составлением словарей не занимался и о пиратах, кстати, тоже никогда не писал. Только однажды, в очерке, посвящённом феномену российской хлестаковщины, писатель мимоходом дал развёрнутое и намного более интересное, чем у В.И.Даля, пояснение знаменитому кличу речных разбойников. И сделал это в 1896 году, то есть через четыре с лишним десятилетия после объявленной В.И.Далем смерти «мошеннического» языка.

«Кому не известен знаменитый крик «Сарынь на кичку», — писал Владимир Галактионович, — теперь в литературных воспоминаниях принявший романтический характер лозунга поволжской вольницы. Мы знаем, что стоило раздаться этому кличу с «легкой лодочки» или стружка, и огромные караваны грузных барок отдавались на волю течения, «сарынь» (судорабочие и бурлаки) кидалась на нос судна («кичка») и смиренно лежала там, пока удальцы распоряжались с хозяевами, откупавшимися данью. Эти барки, плывущия по стрежню, мимо волжских буераков, порой мимо сел и деревень, глядевших с высоты береговых обрывов, представляли тогда очень характерное зрелище: толпа русских людей лежит ничком «на кичке», а небольшая кучка таких-же русских людей самовластно распоряжается их судьбой и имуществом. Величайшая трусость и низость, величайшая дерзость и смелость почти сказочная — обе противоположности сведены вместе в этой картине, типической для матушки-Волги прошлаго века.

И замечательно, что бурлак, сегодня покорно лежащий на кичке, может быть, еще недавно сам подъезжал на легкой лодочке с тем же властным криком. Где-же объяснение страннаго парадокса?

Объяснение просто: «сарынь на кичку» не есть волшебное заклинание. Это совершенно определенное требование, чтобы «ребята» (судовая команда) вышли на нос судна и там ждали пассивно, не вмешиваясь в то, что происходит. Если мы примем в соображение, что с этим приказом обращались не одни «удалые», но и многоразличныя «команды», являвшиеся для проверки «указных пашпортов» и опасавшиеся сопротивления безпашпортнаго судового сброда, то мы поймем все. Еще недавно в поволжских газетах печатались очень любопытныя воспоминания поволжанина-старожила. Он говорит, между прочим, что большие караваны всего менее опасались разбойничьих нападений на пустынных волоках, вдали от населенных мест, так как против открытаго нападения у них были пушки. Истинная опасность грозила всегда невдалеке от городов и пристаней, так как здесь разбойники являлись часто под видом начальства… И вот почему был особенно страшен крик «сарынь на кичку», и вот чем объясняется его чисто магическая сила. Это, конечно, совлекает с него романтическую, почти волшебную окраску — но за то делает его необыкновенно типичным и поучительным для бытовой истории прошлаго века…» 2)

Однако В.И.Даль был совершенно прав в том, что уже в XIX веке немалой части тогдашней образованной публики язык вольницы был совершенно неизвестен. И не только в середине века, когда эпоха российского пиратства на самом деле стремительно клонилась к своему закату, но и значительно раньше, когда разбои на реках процветали ещё в полную силу.

Так, в 1828 году журнал «Московский Телеграф» в разделе «Разные известия» опубликовал анонимную заметку на тему воровского арго, написанную, скорее всего, кем-то из постоянных сотрудников журнала, если не самим его издателем Николаем Алексеевичем Полевым (1796-1846). В ней утверждалось: «В старину, между Русскими мошенниками и разбойниками существовал особый, условный язык, непонятный для незнающаго правил, по которым он был составлен. Целыя фразы придуманы были для выражения мыслей и понятий. Так у Волжских разбойников слова: Сарын на кичку , значили: бить всех ; слова: пусти краснаго петуха , значили: зажигай дом ; слова: по реке волна прошла , значили: за нами погоня ». 3) Как видим, слово «сарынь» потеряло здесь мягкий знак, а само выражение обрело довольно неожиданное значение. Очевидно, что безымянный автор «Телеграфа» не только не знал словаря «волжских разбойников», но и утверждения свои строил на домыслах и фантазиях.

Впрочем, вскоре в журнале появилось опровержение, опубликованное от имени некоего читателя Бояркина, в котором уточнялись значения всех трёх выражений.

«В 23й книжке Телеграфа 1828 года, на странице 382-й» пишет к нам почтенный Г-н Бояркин «напечатано несколько выражений из условнаго языка прежних Волжских разбойников, с неверным истолкованием смысла.

Разбойничий крик на Волге: Сарынь на кичку , не значил: бить всех . Слово: сарынь (а не саран) значит почти то-же, что сволочь . В понятии унизительном, часто так и ныне называют артель бурлаков, или толпу рабочих людей на расшивах и других судах, по Волге ходящих. Кичкою -же назывался нос, или передний конец судна, противоположный концу заднему, называющемуся кормою. Когда, нападая на судно, разбойники кричали: Сарынь на кичку! то, в подлинном смысле условнаго языка их, слова сии означали: Бурлаки! убирайтесь все к носу! приляжь-те, молчите и с места не трогайтесь . Когда сие ужасное повеление исполнялось, то грабили судно, и каюту, близ кормы находящуюся, но к бурлакам не прикасались; били-же их в таком только случае, когда они крику: сарынь на кичку , не повиновались.

Слова: Пусти краснаго петуха! значили на Волге: стреляй! а на сухом пути теже слова означали: зажигай дом! Выражение: по реке волна прошла , понималось: за нами погоня .

Смысл сих и других разбойничьих терминов, Волжския судопромышленники доныне твердо знают. Но разбои ныне — да будет благодарение Господу — давно уже на Волге не существуют и составляют только часть исторических преданий и народных воспоминаний». 4)

Через семьдесят лет после того, как столь благополучно разрешилось это филологическое недоразумение, в 1898 году в книге «Краткий исторический очерк развития и деятельности Ведомства путей сообщения за сто лет его существования» появилось ещё одно фантастическое толкование пиратского клича: «В 1816 году Нижегородский губернатор, между прочим, доносил: «рабочие люди, хотя и слышат таковое происшествие (нападение), но боясь какого-то стариннаго разбойническаго слова «сарань (сарынь) на кичку», ложатся все ниц лицом и находятся без движения». В следующем году, когда разбои во время Макарьевской ярмарки достигли крайняго предела, генерал-майор Апухтин писал: «изрекаемое ими при входе на барку варварское слово погружает весь народ в безмолвное повиновение». 5) А затем следовал комментарий составителей книги относительно значения этого «варварского слова», в котором выражение «сарынь на кичку» толковалось как «…приказ спустить парус (сарынь) на носовую перекладину (кичку) судна». 6)

К тому времени, когда был издан «Краткий исторический очерк развития и деятельности Ведомства путей сообщения», речные разбои на российских реках действительно прекратились. Но зато словарь В.И.Даля был опубликован уже вторым изданием и слово «сарынь» в нём присутствовало, значение же у него было указано следующее: «толпа, ватага черного народа; сволочь, чернь». Да только вот беда, свойственная любому веку, — в словарь ведь ещё и заглядывать надо…

Словом, даже у знаменитого клича речных разбойников была собственная, полная курьёзов история.


1) Даль В. Опыт Областнаго Великорусскаго Словаря. — Вестник Императорскаго русскаго географическаго общества. Часть шестая. Книжка I. Отдел IV. Библиография. Санктпетербург, 1852. Стр.277.

2) Короленко Вл. Современная самозванщина. Самозванцы гражданскаго ведомства. — Русское богатство. Ежемесячный литературный и научный журнал. №8. С.-Петербург, 1896. Стр.152-153.

3) Разныя известия. — Московский Телеграф, издаваемый Николаем Полевым. Часть двадцать четвертая. М., 1828. Стр.382.

4) Там же. Стр.352-353.

5) Краткий исторический очерк развития и деятельности Ведомства путей сообщения за сто лет его существования (1798-1898 гг.). С.-Петербург, 1898. Стр. 56.

Другие очерки из цикла «Камские пираты».

Также это крылатое выражение использовалось как призыв врагам отступить или/и боевой клич.

По другой версии, до середины XVII века это был призыв, по которому все находившиеся на судне должны ложиться на кичку и лежать, пока происходит грабёж . Скорее всего "Сары" - светлые, желтые - было одним из самоназваний половецких племен. "Сарынь на кичку" Сары о кычкоу / тюрк/ - Половцы вперед!

Примечания

Ссылки

См. также

  • Кика, кичка - женский головной убор

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Сарынь на кичку" в других словарях:

    - (т. е. бурлаки в мурью, на низ, не мешай грабить. Разбойничье, старинное волжск.). См. ВОРОВСТВО ГРАБЕЖ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    сарынь на кичку - Согласно “Энциклопедическому словарю” Брокгауза и Ефрона “сарынь на кичку!” – возглас волжских разбойников, по которому все находившиеся на судне должны были ложиться на кичку (возвышенная часть судна) и лежать, пока разбойники грабили судно. У М … Справочник по фразеологии

    Сарынь на кичку! - Устар. Обл. По преданию: возглас, окрик волжских разбойников, грабивших суда, означавший приказание экипажу судна отправиться на нос корабля, чтобы не мешали грабить. Использовался также как сигнал к абордажу, бою. [Бастрюков:] На них [стругах]… … Фразеологический словарь русского литературного языка

    сарынь на кичку - ист. Возглас волжских разбойников, которые, овладев кораблём, приказывали так экипажу отправляться на кичку нос корабля … Словарь многих выражений

    Выражение это считается остатком воровского языка волжских разбойников. Сар(о)рынь и ныне местами значит чернь, толпа; кичка нос судна. Это было приказание бурлакам убираться в сторону и выдать хозяина, что всегда и исполнялось беспрекословно,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Народн. Возглас волжских разбойников, которые, овладев кораблём, таким образом приказывали экипажу отправляться на нос корабля, чтобы не мешали грабить. ДП, 166; БМС 1998, 515; СРНГ 36, 149 … Большой словарь русских поговорок

    сарынь на кичку! - сар ынь на к ичку! … Русский орфографический словарь

    САРЫНЬ, сарыни, мн. нет, жен. (обл.). Толпа, ватага, сброд, преим. известно в выражении: сарынь на кичку! по преданию возглас волжских разбойников, которые, овладев кораблем, так приказывали экипажу отправляться на кичку, т.е. на нос корабля,… … Толковый словарь Ушакова

    сарынь - САРЫНЬ: САРЫНЬ ДОКЫЧКУ (так!), ист. – Ватага, на нос суда! Сарынь докычку! – ответила дружно громада (3. 479). См. Даль 4. 139: сарынь «толпа, ватага; чернь»; сарынь на кичку! «бурлаки, на нос судна! По преданию, приказ волжских разбойников,… … Словарь трилогии «Государева вотчина»

    Жен., собир., вост., калуж. (сор?) толпа мальчишек, шалунов; толпа, ватага черного народа; сволочь, чернь. Сарынь по улице гомонит. Сарынь на кичку! бурлаки, на нос судна! по преданию, приказ волжских разбойников, завладевших судном. Велика… … Толковый словарь Даля

Книги

  • Черный археолог из будущего. Дикое Поле , Спесивцев А.Ф.. 288 стр. Докопался черный археолог аж до XVII века! Вскрыл сдуру загадочный курган в Причерноморских степях - и провалился в далекое прошлое, оказавшись в Диком Поле 1637 года. И быть бы ему…
  • "Черный археолог" из будущего. Дикое поле , Анатолий Спесивцев. Докопался "черный археолог" - аж до XVII века! Вскрыл сдуру загадочный курган в Причерноморских степях - и провалился в дале­кое прошлое, оказавшись в Диком Поле 1637 года. И быть бы ему…
Выбор редакции
Одним из самых распространенных раскладов гадания на будущее является «Кельтский крест». Из данного гадания можно получить много полезной...

Мало кто из людей не хочет знать о своем будущем. Стоит только получить предсказание, человек сразу же начнет анализировать его. И если...

Оракулы во все времена давали загадочные, но четкие ответы на правильно поставленные вопросы. Гадание на картах Таро «Оракул Любви» даст...

Сделав простой расклад на картах Таро на будущее, вы узнаете, что будет в отношениях с вашим любимым человеком в ближайшем времени. А...
Каждый человек имеет свое личное число. Именно от него зависит, в каком году вы выйдете замуж. Например, вы родились 19 января 1987 года....
Мы не можем не испытывать желаний. И всё время к чему-нибудь стремимся. Это создаёт массу поводов для тревог и волнений, рождает мысли о...
Интерес к старинным гаданиям на картах, прорицаниям и оккультным наукам не ослабевает даже в век интернета и нанотехнологий. Люди...
Если вы попали сюда, то у вас появился вопрос — куда вложить деньги? Здесь вы найдете самое выгодное вложение денежных средств в 2016...
Плавленый сыр по праву считается универсальным блюдом. Его нередко добавляют в салаты, используют в качестве самостоятельной закуски....