Управляющая компания на жкх правильный бухгалтерский учет. Как ук отразить в бухгалтерском учете предоставление коммунальных услуг жильцам. Бухгалтерия в ЖКХ для начинающих: от А до Я


10. 06. 2018 | сайт

В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме

При этом собственники помещений многоквартирного дома на основании подпункта 3 пункта 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации вправе выбрать такой способ управления многоквартирным домом, как его управление управляющей организацией.

Деятельность управляющей организацией регулируется Жилищным кодексом Российской Федерации. Жилищный кодекс Российской Федерации определяет, что управляющей организацией признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, которые осуществляют деятельность по управлению многоквартирным домом. С 1 июля 2015 года для ведения деятельность управляющим организациям необходимо получение лицензии надзорного органа.

При выборе способа управления многоквартирным домом при помощи управляющей компании, собственники помещений в многоквартирном доме заключают договоры управления, а управляющая компания заключает договоры с организациями - поставщиками жилищно-коммунальных услуг от имени собственников помещений в доме.

Бухгалтерский учет в управляющей организации ведется в соответствии с общепринятыми правилами и Планом счетов. Руководитель организации обязан приказом определить учетную политику организации, рабочий план счетов, утвердить формы первичных документов, правила документооборота и проведения инвентаризации, методику оценки имущества и обязательств по нему, порядок контроля финансовых и хозяйственных операций.

Управляющая организация может выбрать как общую систему налогообложения (ОСНО), так и упрощенную системы налогообложения (УСН) при выполнении необходимых условий.

И в том, и в другом случае налогообложение управляющих организаций осуществляется за счет налога на добавленную стоимость и налога на прибыль.

При использовании ОСНО необходимо оплачивать налог на прибыль, который составляет 20%, и НДС. В то же время, в соответствии со статьей 149 Налогового кодекса Российской Федерации управляющая организация освобождается от уплаты НДС при предоставлении коммунальных услуг, осуществлении работ по содержанию и ремонту многоквартирного дома с привлечением соответствующих организаций.

В управляющей организации находящейся на УСН организации не оплачивают НДС и налог на прибыль. Вместо этого они оплачивают отдельный сбор за использование упрощенной системы. Размер сбора зависит от объекта обложения и составляет 5% или 15Счет 15 - Заготовление и приобретение материальных ценностей (Активные) %.

Правом использования УСН обладают управляющие организации, доход которых не превышал 60 млн. рублей, балансовая стоимость основных средств компании составляет менее 100 млн рублей. а количество штатных сотрудников не превышает 100 человек.

Для организации расчетов с поставщиками и потребителями коммунальных платежей управляющая организация заключает договора о возмездном характере оказанных услуг. Средства, поступившие от собственников квартир, относят к доходам организации, а стоимость услуг по счета поставщиков - к расходам. При этом управляющая организация должна вести раздельный учет операций, облагаемых и не облагаемых НДС.

Бухгалтерские проводки, используемые Управляющей компанией, можно условно разделить на две группы. Первая группа связана с покупкой ресурсов, вторая группа отражает расчеты с жителями многоквартирного дома.

Для организации расчетов с поставщиками и потребителями ресурсов управляющие компании заключают договора о возмездном характере оказанных услуг. При этом оплата услуг по счетам поставщиков ресурсов образует кредиторскую задолженность и относится к расходам Управляющей компании, а средства, поступившие от собственников многоквартирного дома, относят к доходам компании и формируют дебиторскую задолженность.

Управляющая компания, находящаяся на ОСНО использует в основном следующие бухгалтерские проводки:

  • Дебет 20 Кредит 60 - приобретение у поставщиков электроэнергия, газа, воды и других ресурсов;
  • Дебет 19 Кредит 60Счет 60 - Расчеты с поставщиками и подрядчиками (Активно-пассивные) - отражен НДС по приобретенным ресурсам;
  • Дебет 68 Кредит 19 -принят к вычету НДС;
  • Дебет 60Счет 60 - Расчеты с поставщиками и подрядчиками (Активно-пассивные) Кредит 51 - на расчетный счет перечислены денежные средства за приобретенные ресурсы;
  • Дебет 62 Кредит 90-1Счет 90-1 - Выручка (Активно-пассивные) - собственникам многоквартирного дома выставлены счета за потребленные ресурсы;
  • Дебет 90-2Счет 90-2 - Себестоимость продаж (Активно-пассивные) Кредит 20 - отражена себестоимость оказанных услуг;
  • Дебет 90-3 Кредит 68 - начислен НДС;
  • Дебет 51Счет 51 - Расчетные счета (Активные) Кредит 62Счет 62 - Расчеты с покупателями и заказчиками (Активно-пассивные) - на расчетный счет поступили средства от собственников многоквартирного дома;
  • Дебет 60Счет 60 - Расчеты с поставщиками и подрядчиками (Активно-пассивные) Кредит 62Счет 62 - Расчеты с покупателями и заказчиками (Активно-пассивные) - зачет средств, которые поступили напрямую от собственников к поставщикам ресурсов.

Если при ОСНО Управляющая компания имеет льготы по оплате НДС, а также при использовании Управляющей компанией УСН, проводки Дебет 68 Кредит 19 и Дебет 90-3Счет 90-3 - Налог на добавленную стоимость (Активно-пассивные) Кредит 68 не используются.

Необходимо также учесть, что Управляющие компании обязаны предоставлять потребителям льготы, определенных законодательством в рамках социальной защиты отдельных категорий населения.

В случае наличия льготы на оплату коммунальных услуг потребители услуг уплачивают коммунальные платежи по льготным тарифам, а остальную сумму Управляющие компании получают из бюджетов

При получении Управляющей компанией из бюджета целевых денежных средств, например, на капитальный ремонт или иные дотации, то для их учета используется счет 86 «Целевое финансирование» и составляются следующие проводки:

  • Дебет 51Счет 51 - Расчетные счета (Активные) Кредит 86Счет 86 - Целевое финансирование (Пассивные) — получены целевые денежные средства из бюджета.
  • Дебет 20 Кредит 10Счет 10 - Материалы (Активные) (60) — списаны материалы (получены услуги) на выполнение целевых работ.
  • Дебет 86Счет 86 - Целевое финансирование (Пассивные) Кредит 20 — фактически понесенные издержки отражены в составе целевых средств.

Управляющие компании часть своих обязанностей могут передать единым рассчетно-кассовым центрам (ЕРКЦ). ЕРКЦ - это организация, основной задачей которой является ведение расчета общей суммы коммунальных платежей для населения. ЕРКЦ оказывают посреднические операции по расчету и начислению коммунальных услуг, а также по учету поступивших коммунальных платежей.

Для учета расчетов с привлечением ЕРКЦ к счету 76Счет 76 - Расчеты с разными дебиторами и кредиторами (Активно-пассивные) открывают два субсчета: субсчет 5 «Задолженность перед поставщиками жилищно-коммунальных услуг» и субсчет 6 «ЕРКЦ».

При осуществлении расчетов за ресурсы с помощью ЕРКЦ используются следующие бухгалтерские проводки:

  • Дебет 20 Кредит 60Счет 60 - Расчеты с поставщиками и подрядчиками (Активно-пассивные) - получены счета поставщиков за жилищно- коммунальные услуги.
  • Дебет 19 Кредит 60Счет 60 - Расчеты с поставщиками и подрядчиками (Активно-пассивные) - отражен НДС
  • Дебет

Предприятия жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) прямо или косвенно имеют отношение ко всем юридическим лицам и гражданам. Эта взаимосвязь проявляется не только в потреблении услуг ЖКХ, но и в возникновении системы прав и обязанностей потребителей и поставщиков услуг ЖКХ. Потребители либо заключают прямые договоры с энергоснабжающими и другими организациями сферы ЖКХ, либо взаимодействуют с ними опосредованно через арендодателя, ТСЖ и т.д.

Как ведется бухгалтерский учет в организациях ЖКХ

Организации ЖКХ, являющиеся коммерческими организациями, ведут бухгалтерский учет в общем порядке в соответствии с , руководствуясь общими бухгалтерского учета, а также отраслевыми рекомендациями.

Так, при ведении бухгалтерского учета в ЖКХ проводка, к примеру, по начислению выручки от реализации услуг ЖКХ отражается в общем порядке бухгалтерскими записями (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н):

Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» - Кредит счета 90 «Продажи».

А формирование затрат, связанных с оказанием таких услуг, собираются по дебету счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 26 «Общехозяйственные расходы» и др.

Пени за ЖКХ: как учесть

За несвоевременную оплату услуг ЖКХ договорами с потребителями могут предусматриваться пени. Даже если потребитель не взаимодействует напрямую с предприятиями ЖКХ, а получает перевыставленные счета, к примеру, от арендодателя, возникающая ответственность за нарушение условий договоров по оказанию услуг ЖКХ подлежит компенсации.

Эта ответственность в виде пени отражается в общем порядке как санкция за нарушение условий хозяйственного договора в составе прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99). Соответственно, проводка на пени за услуги ЖКХ будет такая:

Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы» - Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по претензиям».

Как известно, обеспечение населения коммунальными услугами, ремонт и содержание жилищного фонда являются делом хлопотным и весьма затратным. В этой связи является вполне понятным желание управляющих компаний, создаваемых, как правило, на базе бывших ЖКУ и ЖКО, применять упрощенную систему налогообложения, позволяющую законным способом минимизировать налоговые обязательства. Наш опыт налогового консультирования показывает, что управляющим компаниям следует обращать особое внимание на особенности налоговых последствий сделок, заключаемых ими в интересах граждан.
Институт управления многоквартирным домом (далее по тексту - «Управление») появился в российском законодательстве в виде раздела VIII Жилищного кодекса РФ, введенного в действие с 01 марта 2005 года.

Его основными задачами является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, решения вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме (ч.1 ст.161 ЖК РФ).

Приведенные положения ясно указывают на социальную направленность института Управления: в целях максимальной защиты интересов граждан, проживающих в жилых помещениях, законодатель разграничил функции по непосредственному выполнению работ (оказанию услуг) в сфере ЖКХ и по организации указанных процессов между различными субъектами, поставив, по сути, «буфер» между потребителями и непосредственными исполнителями в виде Управляющей организации.

Жилищным кодексом РФ предусмотрены три формы управления многоквартирным домом (ч.2 ст.161 ЖК РФ): непосредственно гражданами, товариществом собственников жилья (иным специализированным потребительским кооперативом) и управляющей компанией. Первые два из перечисленных способов находятся за рамками настоящего исследования, поэтому мы будем рассматривать лишь правоотношения, возникающие в рамках управления с привлечением Управляющей организации.

Фактически жилищное законодательство содержит три случая, когда многоквартирный дом может управляться Управляющей организацией:

1) если такой способ Управления выбран на общем собрании собственников помещений в доме (ч.3 ст.161 ЖК РФ); 2) при получении от органа местного самоуправления уведомления о необходимости заключить договор управления с Управляющей организацией, признанной победителем открытого конкурса. Такое уведомление направляется, если до 01 января 2007 года собственники не приняли решение о выборе способа управления или не реализовали его на практике (ч.4 ст.161 ЖК РФ, ч.1 ст.18 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» от 29.12.04 г. №189-ФЗ); 3) если все помещения в многоквартирном доме находятся в государственной или муниципальной собственности (ст.163 ЖК РФ).

Частью 1 статьи 162 ЖК РФ предусмотрено, что договор управления должен заключаться в письменной форме с каждым собственником помещения в многоквартирном доме.

По общему правилу, конкретные условия договора управления определяются общим собранием собственников. Однако в случае, если такое собрание не утвердило такие условия, либо договор управления заключается на основании уведомления органа местного самоуправления (ч.4 ст.161 ЖК РФ), последний утверждает форму договора управления своим решением.

Предмет договора управления состоит в том, что Заказчики обязуются оплачивать, а Управляющая организация обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в доме, предоставлять коммунальные услуги, осуществлять иную направленную на достижение целей Управления деятельность.

Таким образом, договор управления по своей правовой природе является смешанным договором с элементами подряда и возмездного оказания услуг . Данный вывод подтверждает и пункт 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, определяющий исполнителя (которым может быть и Управляющая организация) как юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), предоставляющее коммунальные услуги, производящее или приобретающее коммунальные ресурсы и отвечающее за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.

Кроме того, согласно п.16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме… «надлежащее содержание общего имущества … обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией…».

В целом деятельность Управляющей организации можно разделить на две основные составляющие.

1. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ.

Специфика данного вида деятельности заключается в том, что Управляющая организация самостоятельно производит либо покупает коммунальные ресурсы у ресурсоснабжающих организаций и трансформирует их в коммунальные услуги , предоставляемые потребителям (пункт 3, подпункт «в» п.49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам).

Таким образом, если Управляющая организация не имеет собственных мощностей для производства коммунальных ресурсов, она заключает договор купли-продажи с ресурсоснабжающей организацией.

Очевидно, что при такой схеме оформления договорных отношений (обусловленной требованиями действующего законодательства) невозможно говорить о том, что Управляющая компания в отношениях с ресурсоснабжающей организацией выполняет функции агента, выполняющего задание собственников жилых помещений.

Следовательно, ресурсоснабжающие организации несут ответственность за надлежащее выполнение условий договора только перед Управляющей компанией .

В свою очередь, Управляющая компания в отношениях с гражданами не может ссылаться на нарушение условий договора ресурсоснабжающей организацией .

Если рассматривать налоговые последствия данного вида деятельности, необходимо отметить, что выручка Управляющей организации должна складываться из всех сумм , поступающих от жильцов, поскольку они являются доходом от реализации (ст.249 НК РФ).

Следует обратить особое внимание на то обстоятельство, что плата за коммунальные услуги не включает в себя вознаграждение Управляющей компании (ст.154 ЖК РФ). На практике это означает, что приобретение коммунальных ресурсов и предоставление коммунальных услуг гражданам производится по одному тарифу, утвержденному в установленном порядке (п.15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам), то есть в распоряжении Управляющей компании после расчетов с ресурсоснабжающей организацией не остается какой-либо прибыли, ее доходы в целях налогообложения равны расходам.

Управляющая компания может обладать необходимыми мощностями и трудовыми ресурсами для осуществления содержания и текущего ремонта своими силами. Вместе с тем она может привлекать для выполнения указанных работ третьих лиц, если запрет на это не установлен договором управления.

Рассматриваемый вид деятельности содержит в себе как элементы подряда (текущий и капитальный ремонт), так и возмездного оказания услуг (содержание имущества). В этой связи отношения, связанные с привлечением третьих лиц, регулируются нормами о генеральном подрядчике и субподрядчике.

В результате Управляющая организация выступает неким «буфером», поскольку в силу закона несет ответственность как перед жильцами - за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств субподрядчиком, так и перед субподрядчиком - за невнесение либо несвоевременное внесение оплаты гражданами (ч.3 ст.706, ст.783 ГК РФ).

В соответствии со ст.154 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения включает в себя, в том числе, и плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом. По общему правилу, размер платы за содержание и ремонт общего имущества определяется общим собранием собственников. Однако в случае, когда собственники не приняли решения о выборе способа управления, размер такой платы утверждается органами местного самоуправления.

Специфика данного вида деятельности Управляющей организации заключается в том, что собственники вносят плату за текущий и капитальный ремонт здесь и сейчас , а фактически эти работы будут выполнены в будущем , то есть Управляющая компания аккумулирует эти средства на своих счетах до момента принятия общим собранием собственников решения о необходимости проведения ремонта .

Безусловно, сразу же возникает вопрос: каким образом Управляющая компания должна определять свою выручку?

Относительно платы за содержание жилья все ясно: она учитывается в составе доходов от реализации, поскольку эти услуги оказываются в текущем периоде. Что же касается средств на осуществление ремонта, они также являются доходом от реализации, однако их учет в целях налогообложения зависит от применяемого Управляющей компанией метода определения дохода.

Если Управляющая организация применяет общую систему налогообложения и определяет доходы по методу начисления , у нее есть возможность отнести средства на капитальный ремонт к доходам будущих периодов в виде предварительной оплаты работ и на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 251 НК РФ не учитывать их при формировании налогооблагаемой базы.

В случае, если Управляющая организация определяет доходы кассовым методом , суммы оплаты за ремонт должны учитываться ей в том периоде, когда они фактически поступили в кассу (пункт 2 ст.273 НК РФ). Возможность отнесения на расходы данных сумм связана с моментом фактического выполнения и оплаты ремонтных работ (п.3 ст.273 НК РФ).

Аналогичный учет необходимо вести и Управляющим компаниям, применяющим упрощенную систему налогообложения . Поскольку в силу пункта 1 ст.346.17 НК РФ датой получения доходов признается день поступления денежных средств в кассу (кассовый метод), плата за ремонт жилья должна учитываться в периоде ее фактического поступления от жильцов .

Представляется, что плата за ремонт не может быть признана имуществом, получаемым в рамках целевого финансирования, поскольку перечень случаев такого финансирования, приведенный в подпункте 14 п.1 ст.251 НК РФ, является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.

К аналогичному выводу приходит и Минфин РФ, рассматривая в письме от 26 июня 2006 г. №03-11-04/2/128 вопрос о налогообложении платы за ремонт, получаемой ТСЖ: «…средства, поступившие от членов ТСЖ в оплату стоимости содержания, обслуживания и ремонта жилого фонда, а также в оплату коммунальных услуг, целевыми поступлениями не являются .

Плата членов ТСЖ за услуги (работы) по обеспечению надлежащего санитарного, противопожарного и технического состояния жилого дома и придомовой территории; технической инвентаризации жилого дома; содержанию и ремонту жилых и нежилых помещений; капитальному ремонту жилого дома, а также плата за коммунальные услуги являются выручкой от реализации работ, услуг и, соответственно, учитываются ТСЖ при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения» (выделено автором).

Нельзя не отметить, что существует альтернативная рассмотренной в настоящей статье точка зрения, основанная, в частности, на письме МНС России от 06.10.03 г. №22-2-16/8195-ак185, а также на письмах Минфина России от 14.11.05 г. №03-11-05/100 и от 26.06.06 г. №03-11-04/2/128.

Сторонники указанной позиции считают возможным учитывать в составе доходов Управляющей организации только сумму ее вознаграждения , то есть фактически допускают применение в сфере ЖКХ института агентирования .

Данная точка зрения представляется нам в корне неверной, поскольку она базируется на терминах и понятиях, содержавшихся в Правилах предоставления коммунальных услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 26.09.94 г. №1099, и утративших юридическую силу с 09 июня 2006 г. в связи с утверждением постановлением Правительства РФ от 23.05.06 г. №307 новых Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, изменивших правовые подходы к толкованию понятия «коммунальные услуги» .

В заключение хотелось бы отметить, что необходимость включения в состав доходов Управляющей организации всех сумм, поступающих от граждан, а также высокая вероятность утраты права на применение УСН побуждают компании, управляющие многоквартирными домами, изыскивать законные способы налоговой оптимизации своей деятельности, которые, безусловно, существуют.

В бухгалтерских программах Бухсофт: Упрощенная система и Бухсофт: Предприятие автоматизирована возможность ведения бухгалтерского и налогового учета для ТСЖ, ЖКХ, СНТ и других некоммерческих организаций работающих с населением.

В бухгалтерских программах Бухсофт: Упрощенная система и Бухсофт: Предприятие автоматизирована возможность ведения бухгалтерского и налогового учета для ТСЖ, ЖКХ, СНТ и других некоммерческих организаций работающих с населением. Предусмотрено формирование всей налоговой отчетности (в том числе зарплатной). В последних релизах добавлена возможность формирования проводок по начислению коммунальных платежей для населения и перечисление их ресурсоснабжающим организациям.

Если требуется не только ведение бухгалтерского учета, но и детальный учет по каждому квартиросъемщику, можно воспользоваться программой Бухсофт Коммунальные платежи . До конца года в программе будет открыта возможность обмена данными с системой ГИС ЖКХ. Из программы Коммунальные платежи предусмотрен импорт данных в бухгалтерские программы Бухсофт.

Типовая структура доходов и расходов ТСЖ представлена на схеме. На каждом этапе формируются собственные проводки.


В Программе по умолчанию для расчетов с населением используются следующие счета:

76.7 – Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами (счет используется в форме НКО для начисления коммунальных платежей и взносов населению);

76.94 – Расчеты по коммунальным платежам;

86.3 – Учет целевых поступлений;

20.1 (26.9) – Расходы ТСЖ по некоммерческой деятельности;

20.2 – Расходы ТСЖ по коммерческой деятельности.

При необходимости счета могут быть изменены. Автоматические проводки представлены в таблице.

Дебет Кредит Содержание Программная форма
76.7 76.94 Начислены коммунальные платежи населению НКО/ Начисление
76.7 86.3 Начислены взносы на кап.ремонт (и прочие целевые взносы) НКО/ Начисление
76.7 91.1 Начислены пени за несвоевременную уплату задолженности. Сумма попадет в Книгу Доходов и Расходов для организаций на УСН и в Декларацию по налогу на прибыль для организаций на ОСН. НКО/ Начисление
51.1 76.7 Поступление средств от населения НКО/ Поступление
76.94 60.2 Начислена задолженность перед ресурсоснабжающими организациями Учет покупок/ Оприходование – указываем счет 76.94
60.2 51 Погашена задолженность перед ресурсоснабжающими организациями Учет покупок/ Оплата
20.1 (26) 60.2 (71) Текущие расходы ТСЖ на целевую деятельность (начисление и оплата расходов на услуги сторонних организаций, покупка канц.товаров и т.д.- в том числе при оплате подотчетными лицами) Учет покупок/ Оприходование
60.2 (71) 51 Оплата текущих расходов ТСЖ Учет покупок/ Оплата
26 51 Комиссия банка Банк/ Расходы/ Услуги банка (при включенной настройке Сведения об организации/ Некоммерческие организации)
20.1 (26) 70.1 (69) Начисление заработной платы сотрудникам ТСЖ, в том числе работающим по договорам ГПХ. Проводки по начислению сумм взносов формируются автоматически. Расчет зарплаты
70.1 51 Выплата заработной платы. Проводки по удержанию НДФЛ формируются автоматически. Выплата зарплаты
69 51 Перечисление взносов Форма Платежи
86.3 20.1 (26) Отнесены текущие расходы ТСЖ на счета целевых расходов (при необходимости программа автоматически распределит сумму расходов между направлениями целевого финансирования) Закрытие счетов НКО
62.2 (76) 90.1 Начислена арендная плата арендаторам (если были доходы от коммерческой деятельности) Учет продаж/ Отгрузка
51 62.2 (76) Получены денежные средства от арендаторов Учет продаж/ Оплата

Для добавления операции по начислению коммунальных платежей в форме НКО в справочнике нужно указать счет 76.94 и ресурсоснабжающую организацию.

В прошлой статье мы рассмотрели деятельность и , в этой статье обратим внимание на следующие вопросы: какова основная деятельность Управляющей компании (УК) и каковы особенности бухучета в Управляющей компании?

УК покупает жилищно-коммунальные услуги у поставщиков и продает их населению. Рассмотрим, как организован бухгалтерский учет в Управляющей компании.

Бухгалтерские проводки в УК.

Д-т 20 К-т 60 – поступили счета от поставщиков ЖКХ.

Д-т 19 К-т 60 – входящий НДС со счетов поставщиков ЖКХ.

Д-т 26 К-т 60 – поступили счета от ЕРЦ за услуги населению.

Д-т 19 К-т 60 – входящий НДС от ЕРЦ.

Д-т 76 "ЕРЦ" К-т 90.1 – начислены ЖКУ по справке ЕРЦ за текущий месяц.

Аналитический учет отдельно по каждому плательщику (оплата и начисление) ведется именно в ЕРЦ. Организации ЖКУ (а именно, УК) получают от ЕРЦ только сводные данные по начислению и оплате, соответственно, УК отражает в бухгалтерском учете только общую задолженность граждан по ЖКУ, которую собирает ЕРЦ.

Получается немного непонятная ситуация с организацией бухучета в Управляющей компании, впрочем, для России таких предостаточно. А именно: УК в учете отражает задолженность населения только в качестве задолженности ЕРЦ по сбору платежей. ЕРЦ же в своем балансе не указывает долг перед УК, поскольку средства, проходящие через него – транзитные. Часто ЕРЦ указывают задолженность перед ЖКХ (УК) только после получения платежей от населения. При этом делаются проводки:

Д-т 50, 51 К-т 76 "Задолженность перед поставщиками жилищно-коммунальных услуг"

Поступили платежи от населения.

Затем ЕРЦ перечисляет деньги поставщикам ЖКУ за минусом своего вознаграждения и эту операцию отражает проводкой:

Д-т 76 "Задолженность перед поставщиками жилищно-коммунальных услуг" К-т 51.

Следовательно, деятельность Управляющей компании заключается в установлении договорных отношений с гражданами и с ЕРЦ. С ЕРЦ может быть заключен и агентский договор. Возьмем для примера следующую ситуацию.

ЕРЦ занимается оказанием услуг по начислению платы за ЖКУ гражданам, и в квитанциях указывает расчетный счет УК. По окончанию месяца ЕРЦ передает все данные о начислениях в УК. УК в этом случае сама ведет аналитический учет по каждому гражданину отдельно: по начислению и уплате ЖКУ.

Тогда у УК будут сделаны следующие проводки по каждому человеку отдельно.

Д-т 76 К-т 90.1 – начислена задолженность граждан по ЖКУ.
Д-т 90.3 К-т 68 "НДС" - начислен НДС по услугам.
Д-т 90.2 К-т 20, 26 – списание затрат.
Д-т сч. 90.9 К-т сч. 99 (или Д-т сч. 99 К-т сч. 90.9) – рассчитан финансовый результат от деятельности УК.

На основании п. 13 ст. 40 НК РФ при реализации товаров, работ, услуг по регулируемым государственным ценам, для налогообложения принимаются государственные цены. Если организации реализуют налоги гражданам по льготным ценам, то выручку за услуги они обязаны отразить по государственным ценам без применения льгот, которые устанавливаются для определенных категорий граждан.

Т.е. льготные суммы включаются в реализацию и с них начисляется НДС. При этом делается запись:

Д-т 76 "Задолженность бюджета по льготам" К-т 90.1
Д-т 90.3 К-т 68 - начислен НДС в бюджет.

Аналитический учет по льготникам ведется в разрезе каждой категории и соответствующего бюджета (федерального, областного или местного) по дебету счета 76 "Задолженность бюджета по льготам".

Бывают случаи, когда УК берет в аренду или на обслуживание муниципальное имущество (котельные, теплосети, сети водоснабжения, канализации и т. п.) или какую-то их часть. Таким образом, УК имеет право заниматься предоставлением коммунальных услуг сама. Тогда в затраты предприятия будут включаться и затраты по аренде муниципального имущества.

По закону оказание услуг – это уже предпринимательская деятельность (п. 1 ст. 2 ГК РФ) , которая направлена на получение прибыли от пользования имуществом и осуществляется на свой страх и риск. Это коммерческая деятельность, которая уже подлежит налогообложению в общем порядке. Следовательно, бухучет в Управляющей компании нужно вести по общим правилам ведения бухгалтерского учета.

Бесплатная книга

Скорее в отпуск!

Для того, чтобы получить бесплатную книгу, введите данные в форму ниже и нажмите кнопку "Получить книгу".

Выбор редакции
Патологическая анатомия - составная часть патологии (от греч. pathos - болезнь), которая представляет собой обширную область биологии и...

Бодо ШЕФЕР «Путь к финансовой независимости» Первый миллион за 7 лет Главное - мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим...

Ты – богиня! Как сводить мужчин с ума Мари Форлео (Пока оценок нет) Название: Ты – богиня! Как сводить мужчин с ума Автор: Мари...

Понятие «излучение» включает в себя весь диапазон электромагнитных волн, а также электрический ток, радиоволны, ионизирующее излучение....
Подошел автобус. Мы сели в него и поехали в центр города. Прямо возле центрального рынка, а по-простому – базара, находилась автостанция....
Книга «Когда я без тебя...» Эльчина Сафарли посвящается тёплому и светлому чувству любви. Она наполнена яркими метафорами и эпитетами,...
Фотографии жертв красного террора в России в годы Гражданской войны и их палачей.Внимание! Шок-контент! Слабонервным не смотреть! Труп,...
При упоминании имени Рэя Брэдбери каждый подумает об увлекательнейших фантастических романах. Рэй Брэдбери - один из лучших...
Непризнанные республики разбросаны по всему миру. Чаще всего они образуются там, где соприкасаются политические и экономические интересы...