Когда появился первый фейерверк. История фейерверка. Пиротехника в Эпоху Возрождения


    Фейерверк был изобретен в Китае, в двенадцатом веке. Но первые фейерверки были совсем не такими, как мы привыкли думать, и только в девятнадцатом веке в фейерверках появилось больше цветов, они стали красочнее.

    Если кто-нибудь из вас жег на костре растения, чей стебель имеет такую же структуру, как у зонтичных или бамбука, то легко вспомнит, какие громкие хлопки производят стебли этих растений. Происходит это из-за особенностей строения стебля. Заметили это и в Китае, ведь бамбук там произрастает. А с изобретением пороха придумать фейерверк оказалось лишь вопросом времени. Хотя само слово фейерверк, конечно же, европейское и появилось гораздо позже самого изобретения. Хотя тут стоит различить понятия салют и фейерверк. На данный момент, красивое и разноцветное огненное шоу в небе, с применением пиротехнических средств, правильнее называть фейерверком. Под салютом понимают стрельбу из огнестрельного оружия, как стрелкового, так и артиллерии (если речь идет именно о огнестрельном оружие). Применяются в особо торжественных случаях или, когда это требует ритуал церемонии. К примеру на похоронах военнослужащих устраивают не фейерверк, а производят прощальный салют выстрелами холостыми патронами.

    Теперь о времени появления, поскольку споров о стране появления нет и не может быть. Приводимая дата 200-х годов нашей эры представляется мне сомнительной, поскольку изобретение пороха произошло несколько позднее. А без него речь о фейерверках и салютах просто не может идти. Около IX века (808 год) нашей эры считают официальным веком появления пороха. Официальным годом появления фейерверков, я бы назвал 1044 год. Именно в этом году был создан научный труд о применении пороха не только в военном деле, но и для создания этих огненных шоу.

    Существует легенда, что первыми фейерверками еще в 12 веке были кусочки зеленого бамбука, которые взрывались на костре. Таким образом китайцы отпугивали злых духов, до тех пор пока не изобрели порох. Когда даосские ученые изобрели порох, то в бамбуковые стебли засыпали черный порох и потом бросали в костер, таким было начало пиротехники. В России фейерверк появился в 1545 году, но первый действительно настоящий фейерверк был устроен в 1964 году в Устюге.

    Салюты были изобретены раньше, еще в 668 году в Греции.

    Как-то очень сложно дать ответ, который бы давал ответ на вопрос — в каком году. Потому что точной даты не назовет никто — в жизнь входил фейерверк постепенно, понемножку, шаг за шагом усовершенствуясь и становясь все менее опасным.

  • Фейерверк — это получают с пиротехнического состава и получается декоративный красивый и разноцветный огонь. С немецкого переводится как Feuer — это огонь, а Werk — делать, с этого получается что делать огонь. Но фейерверк и порох придумали китайцы для развлечения в 12 веке. Италия была странной где впервые появился фейерверк.

    Салют (фейеверк) был изобретн в одиннадцатом веке в Китае.

    Но использовали его по началу для ритуалов, чтобы отгонять злых духов. Чуть позже поняли, что таким же способом, можно пугать и врагов).

    И только в 12-13 веках, фейеверки стали запускать для развлечения.

    Несмотря на немецкое название, авторами идеи, воплотившейся затем в красочное огненное представления под названием фейерверк, являются китайцы. Ещ в XII веке они обратили внимание на необычное поведение бамбуковых веток, оказавшихся в огне — из-за своей полой структуры они производили взрывы, что выглядело весьма забавно. В дальнейшем изобретательные и предприимчивые китайцы постепенно развили и усовершенствовали идею, а в России, согласно имеющимся данным, фейерверки начали запускать только в 1675-м году, в городе Устюге. Сегодня данное развлечение не утратило своей популярности, профессионалы организуют огненные шоу потрясающей красоты.

    Фейерверк был придуман в Китае в 12 веке нашей эры. В России появился в 17 веке (1675 год)

    Фейерверк был изобретен китайцами одновременно с первым порохом в XI веке, сначала фейерверки использовали, чтобы отгонять злых духов, позже китайцы сообразили, что новое изобретение можно использовать против врагов.

    Первоначально китайцы бросали в костер бамбук, и он взрывался в огне, после изобретения первого пороха, который состоял из смеси угля, серы и нитрата калия, бамбуковые палки стали начинять этой смесью и взрывы получались гораздо сильнее с яркими искрами. Сам принцип устройства фейерверков с тех пор мало изменился.

    В Европе порох вместе с фейерверками появился, начиная с XIII века, среди европейской знати распространился обычай отмечать разные торжественные события фейерверками. В России фейерверки появились благодаря Петру I.

    Китайцы всегда славились своими изобретениями. Именно они изобрели порох. Вот и салют с фейерверком, это тоже изобретение китайцев, так как они являются неотъемлимой составляющей пороха. Это изобретение было зафиксировано в двенадцатом веке от Рождества Христова.

    В двенадцатом веке китайцы изобрели фейерверки. Они придумали их для важных событий и развлечений.

    • В 1545 году уже стали изобретать фейерверки и в России.
    • Самый большой и первый фейерверк был сделан в городе Устюге в 1674 году.

    Несомненно красочный фейверк добавит ощущения праздничности и торжества. История его появления? Посмотрите видео, прочтите информацию из скриншота… Легенд окутывающих историю появления фейверка, довольно много, а страной- Родиной изобретения признают Китай.

    Фейверком, также, вдалеке на полях битвы китайцы врагов отпугивали. Где- то очень далеко слышались залпы и враг позорно бежал. А это был фейверк. Оказалось была и практическая польза от его применения, не только для украшения праздника.

    Кстати, сейчас есть особые курсы для подготовки мастеров создавать такие огненные шоу. Без красочного фейверка, уже и праздник, не праздник.

    Изначально, ещ в 11-12 веке, подобие фейерверка придумали китайцы. Это были бамбуковые веточки которые, попадая в огонь, громко взрывались. Сначала такое действие проделывали чтобы отгонять злые силы. А позднее, для развлечения.

    Со временем, китайцы сообразили добавлять в те же бамбуковые ветки, порох и глину, что стало, хотя и отдаленно, но уже более походить на современный фейерверк.

    В 13 веке фейерверки стали более красочными и яркими, их развитие и популярность все больше и больше увеличивалось.

    Уже в 14 веке эти красивые вспышки были завезены купцами в Европу.

    Несмотря на тщательные попытки китайцев удержать секрет составляющих фейерверка, эти тайны были раскрыты. Так фейерверк получил мировую известность.

Восемнадцатый век русской истории богат на события, имена. открытия. Об одном из таких открытий для России расскажет работа "300 лет петровским огненным потехам. которую выполнит ученица 5 Б класса Мария Проводникова.

300 лет Петровским огненным потехам.

Цели исследования: .

Познакомиться с историей фейерверков в России.

Гипотеза: .

фейерверки в России играли не только развлекательную роль, но и решали политические и культурные задачи.

Задачи:

1.Познакомиться с историей фейерверка.

2.Составить представление об истории фейерверка в России.

Содержание:

1. Вступление. «Художества огненныя», или фейеверк.

2. Как и когда изобрели фейерверк.

3. История фейерверка в россии.

4. Кто такие фейервейкеры.

5. Типы фейерверков.

6. Фейерверки и салюты.

7. Заключение.

8. Список использованной литературы и приложения.

Вступление. «ХУДОЖЕСТВА ОГНЕННЫЯ», ИЛИ ФЕЙЕРВЕРК.:

Классический фейерверк (от нем. Feuer - «огонь» и Werk - «дело», «работа») совсем не похож на стрельбу залпами разноцветных ракет через равные промежутки времени. Он был своеобразной светомузыкой прошлого, воистину роскошным зрелищем, праздничным убранством небес. Сейчас трудно представить себе ту феерическую игру огня, цвета и света, которой любовались наши предки. Наиболее ранние упоминания об этом удивительном зрелище относятся к 399 г., когда при дворе императора Гонория в Милане был устроен фейерверк из горящих масляных плошек и факелов. Однако порох стал известен в Европе лишь в XIII в., а потому считается, что первый настоящий фейерверк состоялся в итальянском городе Виченца в 1379 г.

Как и когда изобрели фейерверк?

Это небесное представление всегда заставляет людей на площади замереть и устремить вверх восторженные взгляды. Сотни ярких светящихся точек взмывают вверх и расходятся сферой, вслед за ними вспыхивают багряные искры, и тут же – тысяча сине-фиолетовых звезд рассыпается над головой, и они будто бы несутся прямо на тебя... Кажется, нет зрелища более завораживающего, чем фейерверк. Он способен придать торжественность и особую чарующую атмосферу любому событию. Говорят, история фейерверка берет свое начало из Китая. Самое многонаселенное государство подарило миру не только фарфор, бумагу и дешевую бытовую технику, но еще и возможность наслаждаться таким веселым и красивым зрелищем как огненные картины. Хотя в самом Китае фейерверки на протяжении веков использовали отнюдь не для увеселительных целей. Порох, который является основой большинства пиротехнических смесей, был изобретен китайцами, чтобы… пугать злых духов. По древним поверьям, злые духи сильно боятся яркого света и громкого звука.

Поэтому издревле на Новый китайский год существовала традиция во дворах жечь костры из бамбука, который шипел в огне и лопался с треском. Изобретение пороховых зарядов, несомненно, напугало «нечисть» уже не на шутку - ведь по силе звука и света они значительно превосходили старый способ. Позже китайские умельцы стали создавать разноцветные фейерверки путем добавления в порох различных веществ. Позже, когда были придуманы составы, которые при горении имеют определенный цвет, размер и форму пламени, с помощью разноцветных вспышек высшую силу стали не просто отгонять, но уже и общаться с нею. Поэтому взрывы петард можно было услышать во время эпидемий или неурожаев. Долгое время во время религиозных церемоний жители поднебесной бросали в костер прутья зеленого бамбука. Пустоты стебля, заполненные воздухом и соком, взрывались и издавали громкий звук, якобы способный отпугивать злых духов. Что касается пороха, который является основой всех современных фейерверков – его случайно изобрели даосские монахи, пытаясь создать эликсир бессмертия. Сегодня формула дымного пороха, открытого еще в IX веке, известна всем – смесь калиевой селитры, древесного угля и серы в весовом соотношении 75:15:10. До изобретения пороха находчивый китайский народ в качестве хлопушек использовал тонкие бамбуковые стволы, имеющие свойство взрываться, как только огонь достигнет коленца. А с развитием технологий научились заполнять его порохом и сырой глиной.

Довольно значительных высот искусство создания фейерверков достигло к XIII веку – цвета и формы «небесных брызг» поражали воображение. Не смогли устоять под чарами этого зрелища и заезжие купцы, которые уже в XIV веке завезли некоторые образцы фейерверков в Европу. А ведь китайцы принимали все меры безопасности, и секреты производства хранились под семью печатями. Тем не менее, эти секреты были украдены и распространены по Европе. Особым мастерством по организации фейерверков владели итальянцы. Они считались лучшими мастерами по устройству фейерверков. Они устраивали свои фейерверки на деревянных помостах, украшенных статуями и живописно, широко использовали иллюминацию. Статуи извергали языки пламени, а живописные полотна представляли собой транспаранты, подсвеченные огнем.

Роскошные, дорогостоящие фейерверки устраивались, как правило, в особо торжественных случаях, таких, как коронация царствующих особ, их дни рождения, в дни главных религиозных праздников. Таким образом, уже начиная с XIV века о фейерверках можно говорить, как о виде зрелищного искусства.

История фейерверка в России

История российского фейерверка начинается ещё задолго до того, как появились сами фейерверки. Наши предки, славяне, многие праздники связывали с огнём - это игрища, посвящённые чествованию Купалы, бога солнца Ярилы и многих других.

Первый документально подтвержденный российский фейерверк был устроен в 1674 году во время царствования отца Петра I - Алексея Михайловича. Иногда любили поиграть с огнем и в других городах. Например, в городе Устюге для увеселения голландского купца было пущено несколько ракет и шутих. Устойчивую моду отмечать праздники "потешными огнями" ввел лично Петр I. В небе "выжигали" картины с дворцами, водопадами и фонтанами, воплощали в огне библейские сюжеты и сцены военных баталий. Пётр I, который сам занимался изготовлением "потешных огней" и целых фейерверочных композиций, сделал огненное искусство общегосударственной задачей, когда пиротехникой занимались учёные академии наук. В Центральном государственном архиве древних актов хранится собственноручные записи Петра I, как снаряжать "бураки", "светящиеся ядра", делать составы "белого и синего огней" и множество других затей. В его делах хранится рукописная книжка "Известное описание, выбранное из лучших авторов или творцов, как к потешным, также и воинским фейерверкам различные составы сочинять". Историк И. Голиков в своей книге "Дополнения к деяниям Петра Великого" (1795 г.) сообщает, что в библиотеке Петра была "книжка с разными математическими и фейерверочными задачами, из коей последние пять листов писаны собственною же рукою его величества, и при оном рисунок и несколько записок".

В фейерверки, которые были любимым занятием Петра, настоящей страстью, он вкладывал всю душу, удачно сочетая редкие часы досуга с политической пропагандой. Царь участвовал во всех стадиях создания фейерверка: от работ в пиротехнических лабораториях по приготовлению фейерверочного состава до разработки сюжета фейерверка и его управления. При этом Петр очень часто объяснял зрителям значение тех или иных фигур, сюжетов, надписей, а также раздавал своему окружению абрисы- заранее подготовленные оттиски гравюр, изображавшие сжигаемый фейерверк. Поскольку среди именитых гостей Петра всегда присутствовали иностранные дипломаты, то увиденное ими зрелище, запечатленное в записках и полученных от Петра абрисах, по приезде на родину, было формой пропаганды внешнеполитических успехов России за границей. Другой были фейерверки, проходившие непосредственно за границей при европейских дворах, однако они могли быть только в тех странах, позиция которых была благожелательна по отношению к России. В итоге военные победы России были отмечены фейерверком в Голландии, Дании, Бранденбурге(с 1701г-Пруссия) и Саксонии.

Ломоносовские фейерверки

Петр I «крепил» это удивительное по силе своего воздействия искусство волшебного огня. Росла молодая столица, берега Невы украшались великолепными дворцами, соборами. В новом городе менялась сама жизнь, все более отдаляясь от старинного русского уклада. Шумные гуляния с пушечной пальбой, ассамблеи с бьющим через край весельем требовали невиданных доселе развлечений. И неотъемлемой частью празднеств и стали красочные фейерверки, не в сегодняшнем обычном для нас понимании, а грандиозные пиротехнические спектакли с огромными декорациями, меняющимися картинами и действиями. Это были удивительные зрелища, поражающие воображение современников своими масштабами и великолепием. Петр I придавал большое значение пропаганде своих идей не только среди иностранных послов и дипломатов, но и среди широких народных масс, он ставил цель- укрепить веру русских людей в победу в Северной войне. В этом большую роль играли публичные мероприятия, триумфальные сооружения, военные парады, а также иллюминации и фейерверочные зрелища. Была в действиях Петра и некая хитрость: посредством фейерверков он стремился приучить своих подданных к огню, ибо по собственному опыту знал, что чем больше упражняешься с потешными огнями, тем меньше страшишься настоящего огня в бою. Массовые празднества укрепляли дух народа, вызывали сознание единения и собственной силы, развивали патриотические чувства. Проводимые в это время огненные спектакли несли в себе конкретные идеи - прославляли Отечество, победы русской армии и молодого флота, посвящались взятию вражеских городов и освобождению исконно русских земель. Блестящие, пышные фейерверки, длившиеся часами, демонстрировали всему миру роскошь и великолепие петербургского двора. Датский посланник с удивлением писал: "Трудно себе представить, какая масса пороха исстреливается за пирами и увеселениями, на торжествах и салютах, ибо в России порохом дорожат не более, чем песком". Действительно, на "огненные забавы" как на истинно народные зрелища царь денег не жалел. "Лучше б те миллионы на фейерверк издержаны были, - написал Петр I в одной из записок по поводу какой-то неудачной траты денег, - нечто б дивное и памяти достойная вещь была, и народ в тот час великий блезир имел".

На протяжении всего XVIII века фейерверочные зрелища продолжают быть в центре внимания. В 30-е годы у стрелки Васильевского острова был построен на 1000 сваях специальный пиротехнический театр, который обслуживали 600 пиротехников, изготовлявших в лаборатории фейерверки и приготовлявших для иллюминаций до 30 000 лампионов. Так называемый "театрум" замечательно вписался в городской пейзаж: с одной стороны - здание Кунсткамеры с куполом обсерватории, с другой - монументальный ансамбль Петропавловской крепости, окруженные величественной полноводной Невой. На площадке пиротехнического театра, напротив императорского дворца и разворачивались невиданные огненные представления. В дни праздников Кунсткамера и Петропавловская крепость были иллюминированы тысячами огней и казались огромными декорациями сказочного спектакля, который возникал в центре темного города. Гремели литавры и трубы, со стен Петропавловской крепости раздавались громовые раскаты артиллерийской канонады, сотни огненных букетов освещали город, как днем. Полюбоваться представлением на набережных собирались тысячи горожан самых разных сословий. Проведение фейерверков было тесно связано также с развитием художественной культуры. Привлекаемые к работе над фейерверками лучшие художники и архитекторы создавали произведения живописного и декоративного искусства, рассчитанные на восприятие широких народных масс и развивавшие художественные вкусы населения. Среди авторов фейерверков имена выдающихся деятелей культуры - Ломоносова, Державина, академика Штелина, архитектора Казакова, механика Кулибина.

Второй "столицей" фейерверков со времен Петра стала его загородная резиденция - Петергоф, его последнее и любимое детище, в котором воплотились его мечты о прекрасных дворцах, золотых каскадах и полноводных фонтанах, где царят музы, где соединились стихии земли, воды, воздуха и огня.

Великолепный "приморский парадиз" Петра по своему великолепию мог соперничать с прославленными парковыми ансамблями Европы. Блестящие петергофские праздники и ассамблеи были предметом особой гордости Петра, они изумляли и восхищали иноземных гостей. И после смерти Петра I, Петергоф остается парадной резиденцией царей. Здесь устраивают дипломатические приемы, проводят торжественные церемонии, праздники тезоименитства царствующих особ и другие увеселения. И точно так же, как при Петре, снова сверкают в парке "преизрядные фейерверки". Для подготовки фейерверков и иллюминаций и обслуживания праздников Петр I основал в Петергофе специальный "иллюминационный двор". В память об этом и с целью возрождения петровских традиций в 1989 г. была создана организация "Пиротехнические дворы Петергофа". Богатый опыт мастеров прошлых столетий - в руках современных пиротехников. Они воплощают забытые пиротехнические фигуры, которые снова возвращаются в старинный парк Петергофа, где стараниями его руководителей сохраняется первозданная, неиспорченная временем краса. Так, в атмосфере заботы и доброжелательности, и создаются неповторимые по красоте спектакли, которые постоянно хочется украшать - искать новые постановочные решения, создавать красочные иллюминационные картины.

В восемнадцатом веке уже существовала общепринятая среди алхимиков химическая символика: различными знаками обозначали серу, селитру, порох и другие вещества. В записях Петра I рецептуры фейерверков составлены из химических символов, отличавшихся от применяемых зарубежными алхимиками. Так, селитру Петр I обозначал кружком с точкой посередине, серу - полумесяцем, порох - вертикальной палочкой, перечеркнутой двумя горизонтальными линиями. Теоретические изыскания и записи, естественно, не могли удовлетворить деятельную натуру царя. По свидетельству его сподвижника генерала Гордона, Петр "на маслянице непременно спускал блестящие фейерверки, которые всегда сам устраивал собственными руками, изготовляя на Потешном дворе ракеты, звезды, колеса, шутихи, огненные картины. Первый фейерверк, какого Москва еще никогда не видела, был сожжен на речке Пресне 26 февраля 1690 года... с пушечною пальбою.., при несметном стечении народа. Разноцветные огни в замысловатых фигурах, придуманных самим царем, горели далеко за полночь. То же повторялось и в следующие годы каждую масляницу". В феврале 1699 года, после казни стрельцов, был "пущен для увеселения потешный огонь серного состава... Иностранные представители... могли любоваться зрелищем искусственного огня".

В 1702 году в Москве по случаю первой победы над шведами был пущен "фейерверк и огни разные, и изрядные символы" И в тот же год в Москве был показан грандиозный фейерверк по случаю взятия Нотебурга (так назывался Шлиссельбург). В Архиве древних актов есть следующее описание большого фейерверка, сочиненного в Москве 1 января 1710 года по случаю Полтавской битвы: "Гора каменная, изъявляющая Шведское государство, Леф, выходящий из оной горы, явълял армею шведскую., столб с короною, являющей Государство Российское, к которому лев приблизился, потом явился орел для защищения оного столба, изъявляющей армею российскую, и оного льва перуном (или огненными стрелами) расшиб с великим громом". В 1772 году в Царском селе явилась вдруг "страшная огнедышащая гора, с текущею в нее огненной рекою". А в 1775 году на Ходынке в Москве по случаю заключенного с Турцией мира дано огненное представление - в его первом действии была представлена "Спокойная Россия", во втором - "Обеспокоенная Россия", в третьем - "Торжествующая Россия" и, наконец, в четвертом - "Утешная Россия". Затем был выстроен "великолепный и разновидный павильон", составленный из 42 тысяч ракет! Этот фейерверк изобрел уже упомянутый оберфейерверкер Мартынов, а исполнил его помощник Немов. Петр I заложил традицию огненных потех в России, все последующие века развивали ее.

Фейерверкеры.

Постучалось ночь в окошко сумеркам своим,

А по небу словно кошка, растянулись огоньки.

Желтым, красным, синим, белым

Разноцветным конфетти,

Фейерверк царит на небе, золотом сорит.

Вмиг он купол свой откроит,

Вспыхнет пестренький цветок,

И мгновенно рассыпаясь

Превращается в песок

Использованная литература.

1. Записки Юста Юля, датского посланника при Петре Великом. М., 1899. С. 257.

2. Васильев В. Б. Старинные фейерверки. Л., 1960. С. 6.

3. Даркевич В. П. Народная культура средневековья. М., 1988. С. 168.

4. Энциклопедия для детей Аванта +. Том 14.Техника.-1999 г. Стр.484-487.

Да, фейерверк по праву может считаться самым ярким изобретением. Он не перевернул мир – он сделал его прекраснее. Небо взрывается яркими огнями, шарами, цветами, звезды падают и летят прямо на наблюдающих за этим потрясающим зрелищем… Расцвеченный огнями, играющий переливами небосвод в эти минуты показывает нам, как прекрасна Вселенная где-то там, в космосе, с ее звездами и взрывами, туманностями и астероидами. Поистине великолепная картина, созданная руками человека.

Слово «фейерверк» имеет немецкие корни: от “das Feuer” – «огонь», ”das Werk” – «дело», «огнедействие». Но пришел он в современный мир совсем не из Германии.

Огонь был «в почете» у многих древних народов и использовался на праздниках. Сначала украшение праздников огнем было примитивным: разводили костры, использовали маленькие огоньки, создавая подобие иллюминации. В Древней Греции и Риме был праздник Лампадарио, на котором чествовали богиню Минерву и бога Вулкана. А поблагодарить Прометея, по преданию, давшего человечеству огонь, было просто необходимо! Поэтому греки и римляне в этот праздник сжигали огромное количество светильников и надеялись на милость богов. Подобный праздник под названием «светильники» был и у египтян.

Древний Китай – родина фейерверков. Ученые считают, что именно китайцы времен династии Хань (206 – 220 гг. до н. э.) впервые заметили странное свойство бамбука: подожженный, он начинал потрескивать, а затем громко взрывался. Этот взрыв устрашающе воздействовал на суеверных китайцев, поэтому последние решили использовать его для защиты от темных сил: считалось, что злые духи тоже боятся громких звуков, значит, таким образом их можно отпугнуть… Так горящий бамбук стал обязательной частью важных событий в Китае: свадеб, похорон, религиозных обрядов.

Добавить порох

Горящий бамбук был только предтечей современного фейерверка, который смог полноценно «народиться» на свет только с изобретением пороха. Хотя есть в китайской культуре несколько легенд, связанных с фейерверком. Одна из них гласит, что он был изобретен случайно одним из поваров китайской армии, который смешал селитру, серу и древесный уголь, а затем случайно уронил смесь в огонь. Пламя окрасилось в яркие цвета, которые, как ни странно, повара не испугали, а подвигли на эксперименты: он решил начинить смесью бамбук и поджечь его. Взрыв был устрашающим. Смесь из трех ингредиентов назвали «Хо Яо» («химический пожар»), и именно она, по преданию, явилась основой первого фейерверка.

Предание преданием, а все-таки великое изобретение китайских алхимиков порох дало жизнь фейерверку. Принято считать, что порох был изобретен во времена династий Суи и Танг (581 – 907 годы). Новая смесь открыла перед экспериментаторами новые возможности. И новаторы не преминули ими воспользоваться: они начинили бамбук порохом и подожгли его. Мы можем только догадываться, какой огромной впечатляющей силой обладали экспериментальные взрывы! Рационализаторы оценили способности пороха по достоинству и решили, что бамбук – не совсем подходящий материал для устройства шоу, поэтому заменили его трубками из бумаги и дополнили тканевыми фитилями.

Для войны и развлечений

Пытливые умом китайцы к ХIII веку разработали новый вариант светового представления. «Земляная крыса» - такое непоэтическое название носила модификация. И немудрено: ее предполагалось использовать в военных целях.

Конструкция была проста: один конец трубки фейерверка поджигался, а второй оставался открытым. В результате нововведения взрыва не получалось, зато выходящий из открытого конца газ толкал конструкцию, заставляя ее двигаться по земле с безумными маневрами. Армия противника приходила в замешательство; лошади пугались, сбрасывали всадников, поворачивали назад, а китайцы шли в атаку.

«Земляная крыса» стала не только достоянием военных, но и простого люда. В «крысу» поместили заряд взрывчатого вещества, направили вверх, добавили огня и… о, чудо! Фейерверк покорил небо!

Итальянская роскошь

Долгое время фейерверк радовал своим великолепием только жителей Азии. Но в 1292 году из путешествия по Востоку вернулся в Италию небезызвестный Марко Поло. Помимо ярких впечатлений и наблюдений, итальянец привез на родину секрет фейерверка. Можно сказать, что именно с его почина фейерверк начал свое триумфальное шествие по миру.

Горячие итальянцы проявили интерес к новинке. Они не только заимствовали у китайцев технологию запуска фейерверка в воздух, но и привнесли новые технологии. В частности, в результате экспериментов с взрывчатыми смесями итальянцы получили множество новых видов фейерверочного взрыва – «фонтан», «вертушка», «конус», «колесо», «римская свеча» и такой привычный для нас «бенгальский огонь». Искусство фейерверка стало для Италии настолько значимым, что «повелители огня» даже устраивали соревнования на самое красочное шоу. В XIV – XV веках итальянские мастера считались лучшими среди устроителей огненного зрелища.

Особенно красивой фигурой фейерверочного искусства периода 1500 – 1700 годов был «дракон». Он представлял собой каркас из дерева, покрытый папье-маше и набитый зарядами. Когда заряды поджигали, создавалась иллюзия огненного дыхания чудовища. Часто двух драконов ставили друг пред другом и веселили народ своеобразной «битвой» мифических существ.

Конечно, производство фейерверков не было дешевым, поэтому баловали народ подобными развлечениями нечасто. Фейерверки запускали в воздух только по особым случаям: коронация царствующих особ, их дни рождения и большие религиозные праздники.

Короли и шутихи

От Италии потянулись огненные нити по всей Европе. Фейерверк быстро завоевал популярность среди знатных особ, которые показывали свое богатство и власть, устраивая на праздники грандиозные шоу. В Англии достижения пиротехнического искусства были впервые продемонстрированы в 1486 году в честь женитьбы короля Генриха VII. А Елизавета I была настолько очарована разлетающимися огнями, что во времена своего правления ввела новый титул – «Повелитель Огня Англии», которым награждали отличившихся пиротехников.

В Россию огненное искусство пришло раньше, вместе с использованием пороха для артиллерийских орудий – в конце XIV века. При Иване Грозном существовала должность «порохового заведующего», который отвечал и за фейерверки. Позже царь Михаил Федорович (1596 – 1645 гг.) учредил Потешную палату, заседатели которой отвечали и за организацию «огненных потех». Расцвет искусства фейерверка в России пришелся на время правления Петра I. Вернее, не столько пришелся, сколько пришел вместе с царем.

При Петре I огненные потехи стали делом государственной важности. Есть мнение, что ни до, ни после Петра фейерверочное искусство в России не переживало подобного взлета. Например, известно, что именно Петр I «закатил» самый яркий фейерверк, который продолжался целую неделю (поводом стало наступление нового века). В 1680 году в Москве было учреждено специальное ракетное заведение, а для устройства красочного зрелища при российском дворе не единожды привлекались иностранные мастера.

Работа специального ракетного заведения позволила усовершенствовать качество и состав фейерверочных зарядов. Теперь при изготовлении праздничных изделий стали использовать искристые, искристо-форсовые, серные, селитро-серные составы с добавлением окрашивающих солей. Производство фейерверков в России в петровское время было значительным по своим масштабам, и такую потеху могли позволить себе не только царские особы, но и просто зажиточные люди – знать, купцы, дворяне, служилые.

Искусство химии

Фейерверк стал неотъемлемой частью любого торжества. В начале XIX века при запуске фейерверков стали использовать ракеты с парашютом и боевые ракеты. Оба новшества сыграли на усиление зрелищности взрывов: во-первых, теперь огни дольше находились в воздухе, во-вторых, боевые ракеты дали возможность сделать огни мощнее за счет увеличения начинки.
Между прочим, вплоть до 1830 года огни фейерверка не могли похвастать цветовой гаммой – они были только белыми и оранжевыми. Открытие бертолетовой соли в корне поменяло ситуацию.

Итальянские мастера фейерверков выяснили, что ее соединение с солями металлов окрашивают пламя в разные цвета: селен – в голубой, натрий – в желтый, калий дает фиолетовый цвет, а магний горит в чистом виде, и его используют при запуске фейерверочных ракет.

Вчера и сегодня

Во второй половине XIX века количество фабрик, занимавшихся производством фейерверков, резко возросло. Это было связано с тем, что красочные снопы огня в небе завоевали популярность, спрос на фейерверки был массовым, и его нужно было удовлетворить. Уже в начале ХХ века небольшие огненные представления не были редкостью и устраивались как организациями, так и частным лицами.

Первый военный салют в СССР был дан 5 августа 1943 года в Москве в честь освобождения Красной Армией Орла и Белгорода. Потом это стало традицией – отмечать победы салютами. И, конечно, самый большой из них был дан 9 мая 1945 года.

Самым крупным изготовителем пиротехники на сегодняшний день является Китай. Производители постоянно работают над улучшением составов, разработкой новых конструкций и улучшениями зрелищного эффекта и обмениваются опытом. Что ж, скажем им «спасибо» за маленькое чудо в небе и… ждем новогоднего представления!

Обыкновенная История - Фейерверк

Сейчас праздничный салют перестал уже быть неведомым, пугающим и волшебным действом, а превратился в прекрасное и ожидаемое завершение торжества. Красивый и яркий фейерверк оказывает гипнотическое и чарующее воздействие на людей до сих пор, но мало кто задумывается, кто же придумал запускать в небо эти сияющие цветы из искр?

Когда появились первые фейерверки?

Определить точную датировку, когда именно появился первый фейерверк в мире, не представляется возможным. Ученые склоняются к мысли, что случилось это около 2-ух тысяч лет назад на территории Китайской империи. Хотя ритуальные огненные действа с кострами и факелами совершались еще в древнем Египте, Греции, Римской империи и Киевской Руси еще задолго до начала летосчисления нашей эры. Например, перед играми гладиаторов, а также на виллах знати устанавливались наземные лампады и фонарики, которые придавали торжеству атмосферности и освещали действо. А в качестве прообраза первых петард или трубок для запуска масштабных фейерверков можно назвать метание в военных целях снарядов с греческим огнем. Эта горючая и взрывчатая смесь из селитры была изобретена в 673 году греческим ученым для византийского императора. Выбрасывалась в противника из метательных трубок по принципу сифона. Столб огня, с рассыпающимися вокруг искрами, смотрелся очень эффектно, конечно, если забыть, что греческий огонь долгое время оставался смертоносным и негасимым.

Настоящая же история пиротехники началась с момента изобретения пороха китайским монахом. Черный порох изначально был использован в Китае для военных целей, но вскоре изобретатели поняли, что такое вещество можно использовать и для увеселения народа. Так в праздничных шествиях и мероприятиях появилось сопровождение из взрывающихся, но не опасных, хлопушек, петард и небольших наземных фейерверков-фонтанов. Также хлопушки с порохом стали использоваться и для отпугивания от дома зловредных духов. Возможно, именно из-за такого повсеместного распространения, секрет пороха через купцов проник из Китая на территорию Европы.

С развитием алхимии в Средние века и науки на Востоке порох распространился уже по всему миру. Изначально силы ученых были брошены на конструирование пушек для армии. Но вскоре уже создавались и устраивались при королевских дворах сложные пиротехнические шоу, в которых был задействован фейерверк, взмывающий в небо и рассыпающийся разноцветными искрами. Признанными мастерами салютов в то время считались итальянцы. Флоренцию или Венецию, конечно же, нельзя назвать городами первого салюта, но точно можно сказать, что они стали центрами красочных огненных действ в эпоху Возрождения. Гости со всего мира и аристократы со всех стран съезжались сюда, чтобы посмотреть зрелищные представления с богатыми декорациями, техническими новшествами и изобретениями ученых, а в финале насладиться продуманным и красивым салютом.

Первый салют в Москве

История фейерверков в Российской империи связана с именем императора Петра Первого. Благодаря этому правителю, много путешествовавшему в юности, в его родной стране появилось множество нововведений. К примеру, царь увидел первые фейерверки, проезжая через территорию Германии. И уже в 1690 году у себя дома устроил дорогостоящий фейерверк на потеху боярам, впервые увидавшим ракеты, и как они взлетают к небу. Кстати, ради справедливости стоит отметить, что так называемые «потешные огни» в России были известны еще в 14 веке. Но именно при Петре началось развитие первой пиротехники и ее производство на местных предприятиях. Этому поспособствовало, не в последнюю очередь, начало собрания царем обширной библиотеки, в которой можно было найти первые руководства по истории петард и редкие фолианты об истории древних фейерверков.

В более новое время для России и истории развития пиротехники знаковым стал первый салют Победы. Это событие имело большую важность для страны, а также стало первым салютом войны, которым праздновалась победа Красной Армии над немецкими захватчиками в 1943 году. Первый салют Великой Отечественной был дан 5 августа после освобождения войсками Белгорода и Орла. Именно поэтому Белгород и Орёл носят почетное звание городов первого салюта, а праздничные фейерверки в этих городах из года в год остаются одними из лучших в стране.

Связан с историей пиротехники России и еще один военный фейерверк. Состоялся он на Красной площади в 1945 году 9 мая, когда Красная Армия выиграла во Второй Мировой Войне, положив ей конец. Этот салют запомнился во всем мире, так как стал на долгие десятилетия самым масштабным, красивым и важным в истории как страны, так и планеты. С тех пор культура пиротехники крепко вошла в традиции и жизнь общества, и без фейерверка теперь сложно представить себе празднование каких-либо важных и торжественных мероприятий.

Большие праздники с детства ассоциируются у нас с масштабным салютом: Новый год, 9 Мая, День города, даже локальные праздники вроде дней рождения и выпускных все любят завершать красочным пиротехническим шоу. Но одно дело, когда организацией мероприятия занимаются профессиональные пиротехники, а другое, когда столь ответственную миссию возлагают на ваши плечи. Чтобы праздник закончился смехом и радостью, а не слезами и стонами по дороге в больницу, стоит внимательно изучать инструкции к применению и неукоснительно следовать данным в ней руководствам. Не говоря о том, что нельзя покупать пиротехнику в сомнительных киосках и ларьках, но об этом мы рассказали в другой статье нашего блога. Итак, предлагаем вашему вниманию краткую памятку, которая поможет вам провести пиротехническое шоу на 5+.

Фейерверки, салюты, римские свечи, фонтаны и другие красочные пиротехнические изделия пользуются огромной любовью и спросом у жителей Москвы. В преддверии новогодних праздников количество точек розничной торговли резко увеличивается, но среди них каждый год большой процент составляют продавцы без лицензии, чья продукция в лучшем случае не сработает, а в худшем – нанесет травму вам или вашим близким. Поэтому следует ознакомиться с основными правилами выбора, покупки и использования пиротехнических изделий.

История российского фейерверка начинается ещё задолго до того, как появились сами фейерверки. Древние славяне многие праздники связывали с огнём — это игрища, посвящённые чествованию Купалы, бога Солнца Ярилы и многих других. А вот настоящие фейерверки, в современном смысле этого слова, России привил Пётр I, который лично занимался изготовлением «потешных огней» и целых фейерверочных композиций. Пётр I и его последователи сделали огненное искусство общегосударственной задачей, когда пиротехникой занимались учёные академии наук.

Справедливости ради, стоит отметить что «потешные огни» значительно обмельчали ещё в царской России на рубеже 19 и 20-х столетий. Они перешли в область просто дачных удовольствий и наиболее видную роль играли в программе содержателей загородных кафе, ресторанов, домов отдыха и увеселительных садов.

В Центральном государственном архиве древних актов я нашел собственноручные записи Петра I, как снаряжать «бураки», «светящиеся ядра», делать составы «белого и синего огней» и множество других затей. В его делах хранится рукописная книжка «Известное описание, выбранное из лучших авторов или творцов, как к потешным, также и воинским фейерверкам различные составы сочинять». Историк И. Голиков в своей книге «Дополнения к деяниям Петра Великого» (1795 г.) сообщает, что в библиотеке Петра была «книжка с разными математическими и фейерверочными задачами, из коей последние пять листов писаны собственною же рукою его величества, и при оном рисунок и несколько записок». В восемнадцатом веке уже существовала общепринятая среди алхимиков химическая символика: различными знаками обозначали серу, селитру, порох и другие вещества. В записях Петра I рецептуры фейерверков составлены из химических символов, отличавшихся от применяемых зарубежными алхимиками. Так, селитру Петр I обозначал кружком с точкой посередине, серу — полумесяцем, порох — вертикальной палочкой, перечеркнутой двумя горизонтальными линиями.

Теоретические изыскания и записи, естественно, не могли удовлетворить деятельную натуру царя. По свидетельству его сподвижника генерала Гордона, Петр «на масленице непременно спускал блестящие фейерверки, которые всегда сам устраивал собственными руками, изготовляя на Потешном дворе ракеты, звезды, колеса, шутихи, огненные картины. Первый фейерверк, какого Москва еще никогда не видела, был сожжен на речке Пресне 26 февраля 1690 года… с пушечною пальбой., при несметном стечении народа. Разноцветные огни в замысловатых фигурах, придуманных самим царем, горели далеко за полночь. То же повторялось и в следующие годы каждую масленицу». В феврале 1699 года, после казни стрельцов, был «пущен для увеселения потешный огонь серного состава… Иностранные представители… могли любоваться зрелищем искусственного огня».-Страсть к потешным огням привела Петра I к организации специальной лаборатории, о которой мы знаем немного. Вот, например, посланник Юль сообщает, что в. Петербурге в 1709 году в лаборатории возник пожар. Вечером того же дня, когда возник пожар, должен был быть сожжен большой фейерверк. Юль пишет, что если бы пожар продлился «еще несколько минут, лабораторию взорвало бы на воздух».

Как уже говорилось, поводом для фейерверков чаще всего служила какая-нибудь баталия. В 1702 году в Москве по случаю первой победы над шведами был пущен «фейерверк и огни разные, и изрядные символы» И в тот же год в Москве был показан грандиозный фейерверк по случаю взятия Нотебурга (так назывался Шлиссельбург). В Архиве древних актов я нашел следующее описание большого фейерверка, сочиненного в Москве 1 января 1710 года по случаю Полтавской битвы: «Гора каменная, изъявляющая Шведское государство, Лев, выходящий из оной горы, являл армию шведскую., столб с короною, являющей Государство Российское, к которому лев приблизился, потом явился орел для защищения оного столба, изъявляющей армию российскую, и оного льва перуном (или огненными стрелами) расшиб с великим громом». Подобные аллегории часто можно встретить в описаниях фейерверков, где присутствуют Марс, Меркурий, Нептун и другие персонажи римской и греческой мифологии. Нередко фейерверки устраивали русские посланники или находящиеся за рубежом русские вельможи. В 1709 году граф Матвеев устроил фейерверки в Амстердаме по случаю полтавской победы, а русский посланник в Пруссии организовал грандиозный фейерверк на Шпрее. В 1721 году заключение мирного договора между Швецией и Россией князь Долгорукий отметил фейерверком в Дрездене. Все эти фейерверки были весьма красочным зрелищем и нередко продолжались по нескольку часов, сопровождаемые гуляньями и пушечными салютами. И до сих пор в архивах можно найти восхищенные отзывы иностранцев, наблюдавших русские фейерверки. Устраиваемые по случаю военных празднеств потешные огни с самого начала были делом военных. И потому, что порох — дело военного приказа, и потому, что о риске менее всего думали, когда делом занимались солдаты. И они погибали от взрывов и ожогов, которые были в то время нередки.

После Петра I царствующий дом продолжал устраивать грандиозные фейерверки, привлекая к их созданию ученых и затрачивая на их изготовление колоссальные по тем временам деньги. В царствование Елизаветы Петровны (1741-1761) к созданию фейерверков был привлечен Ломоносов. которому поручали организацию фейерверков и иллюминации. Так, под новый, 1754 год был показан фейерверк с иллюминацией Есть в архиве и запись: «Сочинил фейерверк оберфейерверкер Мартынов, по изобретению господина советника профессора Ломоносова». В устройстве фейерверков принимал участие ученик Ломоносова В. Клементьев. В отчете Ломоносова о работах 1756 года он писал: «Ныне лаборатор Клементьев под моим смотрением изыскивает по моему указанию, как бы сделать для фейерверков верховые зеленые звезды». На изготовление фейерверков и на сопровождавшие их при этом салюты расходовалось значительное количество пороха, а еще больше труда, причем труда весьма опасного… Грандиозный фейерверк был показан в первый день 1756 года. Был показан храм: «по обе стороны храма четыре части света взирают с удивлением и почтением на оный храм и на стоящую перед ним Россию, а именно… Европа, на белом тельце сидящая, в веселом образе, изъявляющем желание ея к снисканию у России дружества. Азия… подносит восточные свои сокровища; по другую сторону Америка с открытым до половины лицом, стоящая на одном колене. Африка, показывающая на себе вид превеликого удивления». В 1758 году только в Петербурге было представлено три фейерверка. Екатерина II, как и ее предшественница Елизавета Петровна, очень любила развлечения, и в частности фейерверки, которые в ее царствование (1762-1796) устраивались довольно часто. О фейерверках, показанных во второй половине восемнадцатого века, английский турист Рэксоль сообщал, что иллюминация и фейерверки в Петергофе «превосходили все, которые я до сих пор видывал. В устройстве иллюминаций, как и фейерверков всевозможных родов, русские перещеголяли все европейские народы». В 1762 году во время коронации Екатерины II большой фейерверк в Москве являл «тихие искусством сделанные потешные огни… два удивлению достойные сильные кашкады (каскады), которые огненную реку на подобие воды столбом в верьх поднимают и… огненный ручей составляют». Были представлены «вымышленные машины… в огненных колесах», пущено более тысячи ракет. Фейерверки устраивались не только в столицах. Их наблюдали жители Казани, Полтавы, в приморском городке Левенталь и в других местах. То там, то здесь находим мы упоминания о редкостных зрелищах. В 1772 году в Царском селе явилась вдруг «страшная огнедышащая гора, с текущею в нее огненной рекою». А в 1775 году на Ходынке в Москве по случаю заключенного с Турцией мира дано огненное представление — в его первом действии была представлена «Спокойная Россия», во втором — «Обеспокоенная Россия», в третьем — «Торжествующая Россия» и, наконец, в четвертом — «Утешная Россия». Затем был выстроен «великолепный и разновидный павильон», составленный из 42 тысяч ракет! Этот фейерверк изобрел уже упомянутый оберфейерверкер Мартынов, а исполнил его помощник Немов.

В начале девятнадцатого века появляются новые имена мастеров фейерверочного искусства. Прежде всего следует отметить Ф. Челеева, который в 1824 году опубликовал интересную книгу под названием «Полное и подробное наставление о составлении увеселительных огней». В этой книге Челеев писал: «Хотя упражнение фейерверочное не есть столь полезное для отечества, как другие художества (то есть ремесла), на коих все ваше благо основывается; но коль скоро находим мы в нем приятное удовольствие, то не можем оное не назвать хотя частным благом, ежели не всеобщим… По всему всякая забава в свободное время облегчает труды… успокаивает и ободряет силы». Еще раньше, в 1820 году, появилась книга А. Демидова «О происхождении увеселительных огней», которую можно считать первой историей русских фейерверков. Кроме Челеева и Демидова, библиография по организации фейерверков насчитывает много других имен. Талантливый русский изобретатель Иван Кулибин изобрел так называемый «оптический бездымный несгораемый фейерверк». Он же автор работ «О ракетах верховых», «О двойном фонтанном колесе», «О зеленом огне» и других. Любил фейерверки известный композитор и химик А. Бородин, который в свободное время сам занимался их составлением и запуском. Во второй половине XIX столетия появился ряд руководств по изготовлению и запуску фейерверков, лучшими из которых считаются обширные труды П. С. Цытовича и Ф. В. Степанова. В них показано, что фейерверки всегда служат лучшим украшением общественных праздников. «А общественные празднества поднимают дух народа, — писал П. С. Цытович, — и развивают патриотические чувства. Фейерверки нужны для оживления праздников. Ожидание фейерверка возбуждает любопытство; кажущаяся опасность от взлетающих ракет, бомб, шипение, треск, пальба — все это волнует зрителя и придает интерес зрелищу».

Выбор редакции
Экономическое развитие страны характеризуется многими показателями. От достигнутого страной уровня зависит, как живётся отдельному...

Нематериальные активы: что к ним относится (примеры) Что такое нематериальные активы, мы рассказывали в нашей . Что относится к НМА в...

“Мы должны посмотреть на себя и на мир глазами трех совершенно разных личностей”, две из которых не вооружены речью. Человеческий мозг,...

Главная → Налоги → Единый сельскохозяйственный налог для ИП Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) — это специальный режим...
Зонд «Новые горизонты» - это первый космический аппарат, созданный чтобы достичь Плутона, и научная информация, которую он за свой полет...
Возражение на акт налоговой проверки - образец его вы найдете в нашей статье - представляет собой встречный документ, направляемый...
В целях развития бизнеса, заключения выгодных договоров и укрепления долгосрочного сотрудничества с партнерами организациям все чаще...
Что-то стало скучно в нашей группе Давайте устроим перекус на скорую руку с кексами Заварим кофе или зеленый чай, а может черный кто...
Арабы и их стремительные завоевания. Государство у арабов возникло вместе с исламом. Основателем того и другого считается пророк...