Что включает в себя систематизация информации. Результаты поиска по \"систематизированные сведения\". Средства автоматизации процессов информационного поиска


Вам знакомо ощущение, что информационные потоки захлестывают вас? Значит, пришла пора разобраться, какая вам нужна информация, как ее систематизировать и хранить.

С одной стороны, технологии на нашей стороне. Компьютер и Интернет для того и изобрели, чтобы справиться проблемой переизбытка информации. Но не все так радужно. Вместе с полезными сведениями в сети на нас обрушиваются горы информационного мусора. В наше время к этой категории можно отнести любую информацию, которая не связана с действием, знания, которые вы вы не собираетесь применять в будущем, книги и фильмы, которые не приносят вам радости.

1. Определите нужные вам темы , чтобы отсеивать полезные данные от бесполезных. Путешествие по Интернету можно сравнить с походом в супермаркет — стоит составить список, чтобы воздержаться от спонтанных покупок. Список нужных тем позволит не тратить бесценное время впустую, а также поможет воспринимать, сортировать и обобщать полученную информацию.

Восприятие информации должно быть осознанным и вдумчивым.

3. Систематизация и х ранение информации. Допустим, что в Сети вы нашли статью, которую хочется сохранить. Можно, конечно, скопировать текст, вставить в файл, сохранить на своем компьютере. Это надежный способ хранения действительно важной информации, особенно если у вас есть привычка регулярно делать копии своих данных.

Но что, если хочется почитать найденный материал чуть позже, а копировать некогда? Закладки браузера — не выход, особенно если их становится слишком много. К тому же, бывает довольно трудно потом найти нужную закладку. Это, кстати, касается и системы хранения файлов на компьютере.

Систематизация и хранение информации с помощью расширения Pocket

Удобный способ способ сохранять статьи, видео и многое другое — расширение Pocket для браузера. C Pocket заинтересовавший вас контент будет храниться в одном месте и будет доступен в любое время, на любом устройстве. Даже без Интернет-соединения.

Сохранение информации в один клик

Расширение Pocket позволяет при просмотре веб-страниц сохранять их в Pocket в один клик. Когда работа с определенным материалом будет закончена, можно отправить его в Архив. Материалы из Архива будут по прежнему храниться в Pocket, но доступны будут только при наличии подключения к Интернету. Важные материалы можно обозначить как Избранные, коснувшись звездочки. Материалы, обозначенные как Избранные, дополнительно помечаются желтой звездочкой для лучшей идентификации.

Pocket позволяет систематизировать информацию с помощью тегов

Как и папки, теги могут использоваться для группировки сохраненных материалов по общим темам или предметным областям, но при этом являются более гибкими, так как одному материалу можно присвоить несколько тегов. Чтобы просмотреть материалы из списка с определенным тегом, можно воспользоваться Фильтром по тегу.

Tagged ,

Навигация по записям

Векторный клипарт нужен для оформления презентаций, буклетов, сайтов, наглядных пособий для школы и много чего еще. Представляем 7 лучших коллекций векторных изображений, которые можно скачать бесплатно. Почему векторных? У векторной графики есть 3 неоспоримых преимущества: Вектор масштабируется и сохраняет качество при увеличении. Это значит, что подготовленные с использованием векторных иллюстраций макеты смело можно печатать. Векторная […]

Не зря говорят, что лень — двигатель прогресса. Лично меня она подвигает на постоянный поиск каких-то способов упрощения повседневной жизни. Помогает мне в этом внутренний радар, настроенный на восприятие новой информации. Как только я слышу про что-то новенькое в интересной для меня области, стараюсь сразу проверить, не будет ли оно для меня полезным.

Иногда я сознательно ищу решения для упорядочивания информации, поток которой захлестывает ежедневно и ежечасно. И тогда я стараюсь накопать побольше, отобрать лучшие варианты и испробовать их на практике, чтобы остановиться на самом удобном и пользоваться долго.

Самое удивительное, что часто эти программы находятся совсем рядом, просто нужен другой человек, свободное время или конкретная задача, чтобы «открыть Америку» лично для себя. Поскольку мне регулярно приходится открывать глаза своих знакомых на те инструменты организации информации, которые находятся под рукой и даже не стоят денег, сегодня я хочу сказать о трех самых сильных из них (по моему субъективному мнению). Возможно, какая-то из них пригодится и вам тоже.

1. MS OneNote — это поистине программа-невидимка и золотая находка. Живет она в офисном пакете Windows, начиная с MS Office 2003, но большинство моих знакомых о ней ничего не слышали. По сути, это программа-блокнот с несколькими уровнями иерархии, позволяющими создавать записные книжки, разделы, страницы и подстраницы.

Подходит для систематизации и хранения любой информации, которая обычно болтается у вас на рабочем столе и в «Моих документах», в лучшем случае разложенная по папочкам — текст, картинки, целые страницы из интернета прямо со ссылками, аудио и видеофайлы. Например в ней можно хранить:

  • информацию по определенной теме для последующего выбора — если вы выбираете пылесос, телефон, автомобиль или курсы по тайм-менеджменту
  • информацию о покупках — где и за сколько купили, сроки гарантии
  • информацию о документах, особенно, если часто приходится заполнять какие-то данные в электронном виде
  • информацию о ваших клиентах, студентах
  • рецепты
  • планы
  • любые списки:
    • wish list,
    • подарки, которым обрадовались бы ваши друзья,
    • книги, которые вы прочли или только хотели бы,
    • фильмы, которые вы хотели бы посмотреть и ваши впечатления
  • информацию для поездки, списки вещей в дорогу
  • ваш дневник, ключевые события, которые хотели бы сохранить в памяти, заметки из путешествий
  • конспекты прочитанных книг, записи по учебным курсам, ваши собственные статьи, черновики и наброски
  • идеи для рукоделия
  • свайп-файлы
  • рисунки и пометки

Возможности программы безграничны. Можно выбрать вид «подложки», всевозможно редактировать текст, делать списки с чек-боксами (для отметки галочками), рисованные пометки. Можно использовать теги — ключевые слова, или просто пользоваться поиском.

Есть версии для android, iOs и OSX. Для любителей Apple есть ещё и платная программа Outline: для IOS — полный вариант, для MacOS доступна пока только версия для чтения готовых заметок. Её преимущество в том, что записные книжки можно хранить только на компьютере.

Единственным достойным конкурентом OneNote я считаю Evernote . Вы могли видеть на своем телефоне или планшете зеленого слона — это она. Суть программы та же. Несколько в другом формате представлены записки. Изначально ориентирована на синхронизацию с мобильными устройствами через интернет. У нее есть ограничения по использованию бесплатного аккаунта. Зато эта программа может использоваться и на платформах Apple, и на старых версиях android.

Пользователи Linux могут попробовать Keynote (не путать с программой для презентаций от Apple) — удобная, но, на мой взгляд, не такая дружелюбная для неподготовленного пользователя, как две первые.

2. Вторым по важности удобнячком считаю программы по построению карт памяти — mind maps . Много лет использую разные программы для графического представления различной информации. В частности:

Для планов статей
для конспектов книг, лекций, подготовки вопросов к экзамену
развернутого планирования достижения целей
планирования мероприятий
поиска решений

Безусловным лидером таких программ, на мой взгляд является Mind Manager — это самая удобная программа, но вместе с тем и самая дорогая. Вариант подешевле — Xmind . У нее есть бесплатная версия — вы сможете делать карты для собственного использования, но не сможете экспортировать в pdf, чтобы показать другу, у которого не установлена эта программа.

Самый доступный вариант Freemind — она бесплатна, интуитивно понятна и подходит для любой платформы.

3. Очень долго я искала удобный для меня планировщик . Так как я не очень рациональный человек, и с трудом могу действовать четко по намеченному плану, мне нужна была программа гибкого планирования, которая бы не стала кладбищем несбывшихся дел, при этом не будучи слишком примитивной. Не менее важным именно в этом случае было бы иметь синхронизацию с телефоном или планшетом, чтобы в нее можно было заглянуть на ходу или записать что-то новенькое.

Сейчас существует огромное количество планировщиков разной степени сложности. И, возможно, мой выбор окажется неудачным решением для тех, кто предпочитает строить все планы в единой структуре в одном месте, или имеет много задач, привязанных ко времени. Я же предпочитаю ежедневное планирование на бумаге, поэтому программа-планировщик служит для меня в первую очередь в качестве обзора всех задуманных задач (по сути, это для меня электронный вариант системы «Автофокус»).

Итак, моего победителя зовут Wunderlist . Сначала программа показалась мне совсем простой, пока я не обнаружила, что в ней есть подзадачи и место для дополнительной информации. То есть если в теме «Порядок» у меня есть пункт «Отдать даром ненужные вещи», то внутри я могу составить список вещей, а так же список мест, куда я могу обратиться для этого.

В платной версии программы можно даже прикреплять файлы и направлять задания другим людям. Хотя большинству вполне достаточно будет и бесплатной. Несмотря на то, что программа просит зарегистрироваться, можно пользоваться автономной версией программы бесконечно долго, и зарегистрироваться, только когда решите синхронизировать информацию на компьютере и телефоне.

Wunderlist позволяет выделять важные события, ставить дедлайны и напоминания, в том числе для повторяющихся событий.

Программа доступна для Windows, всех платформ Apple, android и в качестве web-приложения.

Вот такая тройка лидеров. А какие программы для упрощения жизни используете вы? Напишите в комментариях, я буду рада узнать что-нибудь новое.

Тема: Информация вокруг нас

Урок: Систематизация и поиск информации. Получение новой информации

На предыдущем уроке мы обсудили способы представления информации: текст, таблица, наглядные способы представления (диаграммы, схемы и т. д.). Сегодня мы поговорим о том, как необходимо работать с информацией. В частности, коснёмся вопросов поиска и систематизации информации, а также получения новой информации.

Каждый день мы получаем большой объем информации. Это и телевизионные новости, и прогноз погоды, и оценки в школе… Если бы человек не умел обрабатывать полученную информацию, то к концу дня наша голова была бы забита огромным количеством бесполезной информации, и любые мыслительные процессы были бы крайне затруднительны.

Чтобы работа с информацией была продуктивной, необходимо научиться ее обрабатывать. К обработке информации относится ее систематизация, поиск и кодирование (Рис. 1).

На данном уроке мы познакомимся с систематизацией и поиском информации.

Для того чтобы лучше понять смысл систематизации информации, разберем такой пример. Представьте себе большую кучу беспорядочно сложенных книг, журналов, фотографий (Рис. 2).

В таком большом количестве информации очень тяжело разобраться, поэтому необходимо разделить эти вещи по каким-то признакам на группы. Например, фотографии - отдельно, книги - отдельно, журналы - отдельно (Рис. 3-5).

Это деление по признаку «форма представления информации».

После этого каждую отдельную группу также можно разбить на более мелкие части. Например, книги - по автору, фотографии - по датам и т. п.

Такое деление и называется систематизацией (информации, данных, предметов и т. д.).

Систематизация информации - приведение информации в порядок. Окружающие нас объекты можно систематизировать различными способами. Например, их можно разделить на техногенные (созданные человеком) и природные объекты. Природные объекты можно разделить на неживые и живые и так далее (Рис. 6).

К систематизации относятся сортировка и разбиение на группы. Рассмотрим, какие существуют виды сортировок:

· по алфавиту (в порядке следования букв в алфавите);

· по номерам (в порядке возрастания или убывания чисел);

· в хронологической последовательности (по дате и по времени) (Рис. 7).

С сортировкой по алфавиту все знакомы. Это, например, список учащихся в классном журнале. В порядке убывания роста строятся школьники на уроке физкультуры. В хронологической последовательности изучаются события на уроках истории.

Разбиение на группы - это разделение информации на части по какому-то признаку, например, по форме, по цвету, по назначению .

Попробуйте ответить, как могут быть систематизированы следующие объекты:

1. Книги в библиотеке (по году издания, по автору, по темам ).

2. Фотографии в альбоме (по датам, по событиям, по людям ).

3. Список телефонов (по фамилиям, по группам ).

4. Товары в магазине (по назначению, по размеру, по цвету ).

5. Расписание поездов (по направлению, по времени прибытия ).

6. Список учащихся (по алфавиту, по среднему баллу ).

7. Объекты окружающего мира (по форме, материалу, по одушевленности, по роду, по назначению ).

Сортировка информации

Мы часто пользуемся сортировкой информации, часто даже сами того не подозревая. Например, многие хранят музыку на компьютере, располагая её в папках по музыкальному стилю (Рок, Поп-музыка, Рэп, Классика и т. п.) (Рис. 8).

А кто-то предпочитает такие классификации, как: Весёлая/Лирическая; Отечественная/Зарубежная (Рис. 9, 10).

Рис. 9, 10. Примеры сортировки музыки ()

Самые терпеливые даже распределяют аудиозаписи по исполнителям.

Некоторые люди носят деньги в кошельке в порядке возрастания (убывания) номинала купюр. То есть, сначала 10, потом 50 и т. д. до 5000 рублей.

Для выполнения всех указанных действий необходимо выполнить сортировку. Перечисленные выше классификации достаточно просты и не требуют особо сложных действий для сортировки. Понятно, что, к примеру, композиции Григория Лепса разместятся в папке с названием «Отечественная музыка», а песня «Gangnam Style» - в папке «Зарубежная музыка». Однако иногда сортировка может быть затруднена, если предложенная классификация слишком узкая. Например, песня Димы Билана «Never let you go» может быть отнесена как к отечественной музыке, так как исполняется нашим певцом, так и к зарубежной, так как исполняется на английском языке.

Пожалуй, ни одна задача не породила такого количества решений, как задача сортировки информации. Существует множество программных методов сортировки (метод пузырька, метода Шелла, Хоара и т. п.) (Рис. 11).

Все эти методы отличаются сложностью реализации, скоростью сортировки и т. п. Может возникнуть вопрос: а так ли важна скорость сортировки? Безусловно, в приведенных выше примерах сортировка производится достаточно быстро. Но представьте, что нам нужно отсортировать в порядке возрастания большой массив чисел. Если делать это «в лоб» - каждое следующее число сравнивать с предыдущими и размещать в нужном месте - то такая сортировка может занимать очень много времени. Поэтому очень важно выбрать наиболее оптимальный путь сортировки элементов, чтобы сам процесс занял наименьшее время.

Рассмотрим пример сортировки информации.

Задача. Расположите указанные события в хронологическом порядке:

1. Начало Великой Отечественной войны

2. Битва под Полтавой

3. Бородинское сражение

4. Дуэль Пушкина и Дантеса

5. Начало работы портала сайт

6. Чемпионат мира по футболу в ЮАР

7. Победа Зенита в Кубке УЕФА

Прежде, чем располагать в хронологическом порядке, необходимо понять, что же такое хронологический порядок.

Это порядок, при котором события располагаются в том же порядке, в котором они происходили с течением времени.

То есть, для сортировки нам понадобятся даты (по возможности, наиболее точные) указанных событий. Некоторые из них являются общеизвестными, а для поиска других необходимо воспользоваться Интернетом или библиотекой.

5. Портал сайт начал свою работу в сентябре 2009 года

6. Чемпионат мира по футболу в ЮАР прошёл в июне 2010 года

Теперь нам уже не составит труда расположить эти даты в хронологическом порядке:

1. Битва под Полтавой

2. Бородинское сражение

3. Дуэль Пушкина и Дантеса

4. Великая Отечественна война

5. Зенит выиграл Кубок УЕФА

6. Портал сайт начал свою работу

7. Чемпионат мира по футболу в ЮАР

Сортировка и разбиение информации производится также для того, чтобы облегчить поиск информации. Поиск - это еще один способ обработки информации. Вы осуществляете поиск информации, когда ищете нужное слово в словаре или читаете книгу с целью что-то узнать. Также к поиску информации относится обращение в справочную службу для того, чтобы узнать номер нужного вам телефона. Если вы заглянули с той же целью в свою записную книжку - это тоже поиск информации.

Существуют следующие методы поиска (Рис. 12):

· наблюдение;

· общение;

· чтение литературы;

· просмотр телепередач;

· работа в библиотеках.

Существуют целые организации и службы, созданные с целью поиска информации. Например, космические спутники постоянно снимают данные о различных явлениях, происходящих на поверхности Земли, и посылают их в специальные учреждения. Там полученные данные обрабатывают и получают информацию о лесных пожарах, наводнениях и других стихийных бедствиях, чтобы вовремя оказать необходимую помощь пострадавшим.

Обычно поиск информации производится в каком-то хранилище информации - телефонном справочнике, словаре, энциклопедии, сети Интернет (Рис. 13-15).

Из всего множества представленной там информации вам необходимо выбрать нужную, удовлетворяющую некоторым требованиям, - телефон одноклассника, перевод слова «открытие» на английский язык, годы жизни полководца Суворова, стоимость нужной вам модели роликовых коньков.

Если информация в хранилище систематизирована, то ее поиск осуществляется достаточно быстро.

Разбиение информации по признакам на группы

Очень часто нам приходится разбивать информацию на группы, руководствуясь определёнными признаками. Например, выбирая фрукты в супермаркете, мы делим их на свежие и гнилые, спелые и неспелые, большие и маленькие - и в зависимости от целей покупки, отбираем необходимые нам.

Это один из самых простых и бытовых примеров разбиения информации на группы. Вместе с тем, задачи такого рода возникают при решении совершенно разных примеров.

Пример 1.

Укажите наиболее «сильные» признаки, по которым объединены следующие объекты:

1. Лето, осень, зима, весна

2. Дождь, град, гроза, снегопад

3. Информатика, математика, русский язык, природоведение

4. Футбол, баскетбол, волейбол, гандбол, хоккей

5. Футбол, баскетбол, волейбол, гандбол, регби

6. Саша, Женя, Паша, Глеб, Игорь

7. Саша, Женя, Паша

С 1 группой всё более-менее очевидно: перечислены времена года .

Аналогично и со 2 группой - это явления природы .

Третий ряд также не вызывает сложностей: школьные предметы .

А вот 4 и 5 группы кажутся практически одинаковыми.

Объекты обоих этих рядов можно объединить по признаку: виды спорта . Однако для 5 группы есть более «сильный» признак: виды спорта с мячом .

Группы 6 и 7 тоже похожи, и объекты в них объединены по признаку: имена . Однако в 7 группе можно выделить более общий признак: имена, которые являются одновременно мужскими и женскими.

При этом существует ещё огромное количество признаков, по которым можно объединять указанные объекты. Например, все эти слова являются словами русского языка, что тоже является признаком, по которому можно объединить все эти объекты.

Пример 2.

Выберите лишнее число в последовательности:

1. Птица, самолет, пчела, машина, бабочка

2. Смотреть, глядеть, таращиться, моргать, наблюдать

3. Дождь, снег, град, молния, изморозь

4. Хлопок, шерсть, нейлон, лен, шелк

5. Бросать, пинать, швырять, метать, раскидывать

6. Бук, ясень, ель, ива, клен

7. Вишневый, алый, красный, малиновый, шафрановый

8. Мерин, волчица, лань, кобыла, овца

Ответы: 1. машина (не может «летать»), 2. моргать (остальные слова - синонимы слова «смотреть»), 3. молния (не связана с водой), 4. нейлон (искусственный материал), 5. пинать (остальные слова синонимичны слову «бросать»), 6. ель (вечнозелёное дерево), 7. шафрановый (не является оттенком красного), 8. мерин (мужской род).

Во многих случаях в результате обработки имеющейся (входной) информации мы получаем новую (выходную) информацию.

Рассмотрим пример: красный сигнал светофора. Какую информацию мы получили? Мы получили зрительную информацию, мы ее обработали и приняли решение - нужно остановиться. Красный свет - входная информация, а решение остановиться - выходная (Рис. 16).

Аналогичное преобразование информации происходит при совершении покупок, при планировании отдыха и т. п.

Преобразование информации может осуществляться по заданным правилам. Например, рассмотрим задачу:

В треугольнике АВС АВ=18 см, ВС на 3 см меньше АВ, АС в 3 раза меньше АВ. Чему равен периметр треугольника АВС (Рис. 17)?

Периметр треугольника - сумма длин всех его сторон: Р = АВ + ВС + АС. Найдем стороны: ВС = 18 - 3 = 15 (см), АС = 18:3=6 (см) и вычислим периметр: Р = 18+15+6=39 (см).

Таким образом, в результате преобразования исходных данных по известным нам правилам (формуле подсчета периметра) мы получили новую информацию о том, чему равен периметр треугольника.

Преобразование информации по определённым правилам. Алгоритмы

Преобразование информации кажется нам делом очень простым. Однако, на самом деле это далеко не так.

Особенно это касается составления алгоритма для правильного преобразования информации.

Простейшим примером такого алгоритма является инструкция пользователя к любому предмету (Рис. 18). Если она составлена некачественно, то пользователь рискует либо поломать предмет из-за неправильной эксплуатации, либо не научиться с ним работать.

Многие скажут, что составить инструкцию для готового прибора очень легко. Однако будут неправы. Почему? Всё очень просто: большинству людей гораздо проще сделать что-то самим, чем объяснить остальным, как это делается.

Действительно, сегодня практически любой школьник легко умеет пользоваться мобильным телефоном: вставить или поменять сим-карту, пополнить счёт, позвонить, отправить смс. И это кажется простым и интуитивно понятным. Однако попробуйте объяснить, как пользоваться мобильным телефоном человеку, который никогда им не пользовался. Это вызовет массу вопросов, о которых вы даже не подозреваете.

Давайте рассмотрим пример, который позволит нам понять, с какими трудностями сталкиваются люди при составлении алгоритмов для преобразования информации.

Задание. Составить алгоритм приготовления кофе для робота (Рис. 19).

Думаю, многие из Вас мысленно составили следующую модель алгоритма:

1. Взять чашку

2. Положить в неё кофе

3. Насыпать сахар

4. Залить кипятком

5. Помешать ложкой

6. Разбавить кипячёной водой

И этот алгоритм будет практически нереализуем. Почему? Очень просто: робот не обладает «здравым смыслом» в виде опыта, который накапливает человек. Поэтому даже фраза взять чашку будет для него сложной проблемой: где взять, какого размера должна быть чашка. Предположим, робот взял чашку, но это значит, что он держит её в руках, ведь в алгоритме не было сказано поставить чашку на стол.

Аналогичная ситуация с сахаром и кипятком. В общем, вырисовывается целый ряд проблем.

Именно с такими проблемами и сталкиваются «специалисты» при составлении инструкций для «неспециалистов».

Попытаемся составить более полный алгоритм (хотя и его можно совершенствовать практически до бесконечности):

1. Взять в серванте прозрачную чашку с надписью «Моя»!

2. Поставить чашку на кухонный стол дном вниз.

3. Достать из шкафа, который расположен слева от серванта, контейнеры с надписью «Кофе» и «Сахар» и поставить их на стол рядом с чашкой.

4. Взять в серванте чайную ложку.

5. Насыпать в чашку одну полную чайную ложку вещества из контейнера с надписью «Кофе», а затем одну чайную ложку вещества из контейнера с надписью «Сахар».

6. Взять только что закипевший чайник и налить из него кипятка в чашку так, чтобы она была заполнена примерно на 2/3.

7. Чайной ложкой равномерно и не спеша помешать кофе в чашке в течение минуты.

8. Вынуть чайную ложку из чашки и положить в раковину.

9. Взять с кухонного стола графин с кипячённой водой и налить из него воду в чашку так, чтобы она была заполнена приблизительно на 90%.

Безусловно, этот алгоритм не является совершенным и предполагает знание роботом многих вещей, однако даже он показывает, насколько трудно описать те вещи, которые каждый из нас умеет делать с раннего детства. Возможно, именно поэтому создание полноценного искусственного интеллекта имеет весьма отдалённые перспективы. Это связано, в первую очередь, с тем, что нужно научить компьютер «думать» и «анализировать», как человек, потому что полностью «вложить» в него все человеческие знания практически невозможно. А ещё сложнее научиться ими распоряжаться.

Решение задач, то есть преобразование входной информации в выходную, может проходить путём логических рассуждений.

Вначале мы анализируем имеющуюся информацию, выделяем значимые объекты и устанавливаем между ними связи. Рассуждая, мы взвешиваем различные варианты и делаем некоторый выбор. При этом мы задействуем не только знания, полученные в школе, но и свой жизненный опыт.

В качестве примера рассмотрим следующую задачу.

Задача. На столе поставлены в ряд бутылка минеральной воды, кружка, чашка, стакан и кувшин, причём точно в таком порядке, в каком они перечислены (Рис. 20).

В них находятся различные напитки: кофе, чай, молоко, квас и минеральная вода, но неизвестно, какой напиток в каком сосуде (кроме, разумеется, минеральной воды). Если стакан поставить между чаем и молоком (в данный момент он не стоит между ними), то по соседству с молоком будет квас, а кофе будет точно в середине. Определите, в какую посуду что налито.

Решение

Для удобства рассуждений пронумеруем места всех сосудов (рис. 21).

Чтобы стакан мог оказаться между сосудами с чаем и молоком, он должен переместиться на место 3 (а чашка, соответственно, - на место 4), так как на месте 2 он будет между минеральной водой и ещё чем-нибудь.

Таким образом, он встанет точно в середине. Из этого можно сделать вывод, что в стакане находится кофе. Молоко из условия задачи, во-первых, рядом со стаканом, во-вторых, рядом с сосудом с квасом (Рис. 22).

Значит, в кружке находится чай, в чашке - молоко, в кувшине - квас. Задача решена.

Результаты рассуждений при решении задач бывает удобно фиксировать с помощью таблиц , о чём мы уже говорили на прошлом уроке.

Во многих информационных задачах требуется установить правило преобразования входных данных в выходные, разработать план действий, обеспечивающий нужный результат. Рассмотрим примеры.

Задача 1. Петя и Коля играют в следующую игру: Петя задумывает правило преобразования текстовой информации. Коля может сообщать Пете любые тексты и узнавать результаты преобразования. Вопросы Коли и ответы Пети в этой игре: а - б; мама - нбнб; весна - гётоб.

Отгадайте, какое правило задумал Петя.

Решение

Анализ первой пары «а - б» позволяет предположить, что Петя каждую букву в исходном тексте заменяет на следующую по алфавиту (Рис. 23).

Проверим наше предположение на второй и третьей парах. Теперь можно сформулировать правило преобразования информации: каждая буква в исходном тексте заменяется на следующую по алфавиту.

Таким образом, мы установили возможное правило преобразования входной информации в выходную.

На самом деле, можно предложить ещё большое количество правил, которые удовлетворяют приведённым примерам. Однако чаще всего мы пользуемся при решении подобных задач здравым смыслом и жизненным опытом.

Существует даже игра «Еду - не еду», правила которой построены на преобразовании информации. Её правила просты: один из участников задумывает условие. А остальные участники называют слова. Загадывающий отвечает «еду - не еду» в зависимости от того, удовлетворяет ли названное слово задуманному условию. Анализируя ответы, остальные участники должны угадать, какое же условие было задумано.

Вариантов условий для этой игры может быть масса. Например, вторая буква слова должна быть гласной; слово должно быть именем собственным. А могут быть условия, и не связанные с самими словами. К примеру, условием может являться то, что называющий слово человек - девушка или то, что называющий слово сидит рядом с тем, кто загадывал условия.

На этом уроке мы познакомились с методами работы с информацией: сортировкой, преобразованием, систематизацией, поиском. Кроме того, мы узнали, как получать новую информацию. На следующем уроке мы поговорим о кодировании информации и единицах измерения информации.

Список литературы

  1. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: Учебник для 5 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
  2. Босова Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
  1. Интернет-портал Inftis.narod.ru ().
  2. Интернет-портал Nsportal.ru ().

Домашнее задание

Регулярно создавайте резервные копии своей системы папок. В этом случае утерянные или удаленные файлы можно восстановить. Чтобы создать резервную копию своей системы папок, выберите ее, нажмите Ctrl + C (Windows) или ⌘ Command + C (Mac), чтобы скопировать, откройте внешний жесткий диск или флеш-накопитель, а затем нажмите Ctrl + V (Windows) или ⌘ Command + V (Mac), чтобы вставить систему папок. Теперь в имя базовой папки системы добавьте дату резервного копирования.

  • Также систему папок можно загрузить в облачное хранилище, например в Google Диск, iCloud Drive, OneDrive или DropBox.
  • Храните резервные копии системы папок не менее одного года. В этом случае вы сможете восстановить нужные файлы, если вы случайно удалите их или ваш компьютер взломают.

Придерживайтесь определенных правил. Ваша система папок поможет организовать файлы, но чтобы получить максимальную отдачу от своей системы, следуйте определенным правилам, когда будете пользоваться ею. Вот несколько хороших правил:

  • Никогда не храните отдельные файлы в папке, которая содержит подпапки.
  • Очищайте папку «Временная» не реже одного раза в неделю.
  • Не удаляйте документы, квитанции или другие нужные файлы, даже если считаете, что они больше не понадобятся.
  • Не храните бесполезные файлы.
  • Создавайте резервную копию своей системы папок один раз в неделю.
  • Удалите ненужные файлы из своей системы папок. Со временем некоторые файлы устареют или превратятся в ненужные. Такие файлы лучше удалить, чем хранить «на всякий случай».

    • Рекомендуем удалить ненужные файлы после создания резервной копии своей системы папок.
    • Если из системы папок удалить файлы, которые есть в резервной копии системы папок, удаленные файлы можно будет при необходимости восстановить (при условии, что сама система папок осталась прежней).
  • Копируйте, скачивайте или создавайте новые файлы непосредственно в системе папок. Когда вы создаете документ или скачиваете файл, у вас есть возможность выбрать нужную папку. Если не сделать этого, будет использована какая-то папка на компьютере. Поэтому рекомендуем нажать «Сохранить» или «Обзор», а затем перейти в нужную папку в своей системе папок.

    • Чтобы в программе (например, в Word) открытый документ сохранить в определенной папке, нажмите «Сохранить как», а чтобы скачать файл в конкретную папку, в окне браузера нажмите «Обзор».
  • Переименуйте файлы, чтобы уменьшить визуальный беспорядок. По умолчанию у большинства скачанных файлов ничего не значащие имена. Поэтому лучше переименовать такие файлы, пользуясь собственной системой присвоения имен - так вы уменьшите визуальный беспорядок в своей системе папок:

    • Windows - щелкните правой кнопкой мыши по файлу, в меню выберите «Переименовать», введите новое имя и нажмите ↵ Enter .
    • Mac - щелкните по файлу, нажмите клавишу ⏎ Return , введите новое имя и нажмите ⏎ Return .
  • Научитесь правильно пользоваться и поддерживать работу своей системы папок. Это требует практики и последовательности действий. Если вы будете ежедневно пользоваться своей системой папок, научитесь искать и работать с файлами, которые хранятся в системе, а также будете регулярно очищать ее, вы быстро организуете файлы на компьютере.

    Систематизация информации, хранящейся во всевозможных документах организации, представляет собой своего рода классификацию, т.е. распределение информации по определённым предметным группам. В специализированной литературе эти группы имеют конкретные названия, но в современном процессе систематизации информация не всегда распределяется именно по ним, а может группироваться в соответствии с требованиями организации, в соответствии со спецификой её деятельности. Систематизация информации является важным звеном в работе по составлению архивов и различных баз данных. Именно после проведения процесса систематизации возможно индексирование информации.

    Виды систематизации информации:

    • номинальная систематизация;
    • предметная систематизация;
    • хронологическая систематизация;
    • экспертная систематизация.

    После проведения процесса систематизации информации, составляется номенклатура дел – перечень наименований документов, своеобразный справочник. Затем все документы индексируются.

    Важность систематизации информации

    Систематизация информации является предварительным этапом для таких важных в делопроизводстве работ, как составление номенклатуры дел, индексирования документов, каталогизации. Без качественной и тщательно проведённой систематизации информации невозможно создание архива фирмы, ни бумажного, ни электронного, невозможно его полноценное функционирование. Качественная систематизация документов – это порядок и надёжность, удобство поиска, это завершённые в срок дела и отсутствие проблем в отношениях с проверяющими органами и инспекциями. Систематизация информации является залогом успешной работы каждой организации. Систематизация информации применяется как к материальным (бумажным) документам, так и к электронным. Составление классификации бумажных документов, последующее создание номенклатуры дел и индексирование – трудоёмкие процессы.

    Навыки для систематизации информации

    Систематизация процесс требующий специальных навыков, выполнение которых стоит предоставить профессионалам. В компьютерных программах – «Электронных архивах» - процесс систематизации информации происходит автоматически, по заданным параметрам, но также требует предельной внимательности и аккуратности.

  • Выбор редакции
    Вопрос психологу: Здравствуйте! Не уверена, что написала в тот раздел, надеюсь, ничего страшного?Мне 19 лет, учусь на любимую профессию,...

    Каждый раз, когда электрический ток изменяет свою частоту или направление, он генерирует электромагнитные волны - колебания...

    > Ио Ио – самый вулканически активный спутник в Солнечной системе группы Галилея: таблица параметров, обнаружение, имя, исследования с...

    О сказке История – одна из наук, которые ребенок начинает познавать на школьной скамье. Только вот уроки мировой истории или истории...
    ВОЕННО-МЕДИЦИНСКИЙ МУЗЕЙ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВОЕННЫЕ ВРАЧИ – УЧАСТНИКИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941 – 1945...
    В стране с высокой криминогенной обстановкой отмечается угрожающий уровень подростковой преступности. В обществе в таком случае...
    МКОУ «Частоозерская средняя общеобразовательная школа» Исследовательская работа по теме: Аквариум в вашем доме Научный...
    Вице-адмирал Лиланд Ловетт (командовал эскадрой, которая 7 ноября 1942 года произвела высадку англо-американских войск в Северной Африке)...
    При диагностике различных урогенитальных патологий у мужчин берут особый анализ, позволяющий выявить наличие инфекции, которая могла...